Жанры научного стиля

Основные жанры научного стиля

Лекция № 2.

Жанры научного стиля

1. Общая классификация жанров научного стиля. Особенности научно-информативных текстов.

2. Аннотирование, конспектирование, реферирование, рецензирование как сокращенные (сжатые) виды письменной речевой деятельности в научной сфере.

3. Жанры научной сферы в устной коммуникации (защита диссертации,доклад на научной конференции, учебная лекция, реферативное сообщение).

Особенности научно-информативных текстов

Научный стиль делится на подстили, каждому из которых соответствует конкретный спектр жанров:

· собственно-научный ― наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов;

· научно-справочный – служит для оформления справочной литературы разных научных областей: словарей, энциклопедий;

· научно-популярный – им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги;

· научно-информативный – используется, когда в краткой форме передают основное содержание исходного научного текста путем его переработки: реферат, лекция, аннотация;

· научно-учебный – актуален для учебной литературы по разным предметам для разных типов учебных заведений, справочники, пособия.

Основные жанры научного стиля

Жанр– типизированная форма организации речи, отличающаяся заданным характером речевой деятельности. «Законы жанра в научной среде устанавливаются методом проб и ошибок… От публикаций небольшого объема молодому ученому целесообразно постепенно переходить к крупным формам, от чисто теоретических работ – к научно-популярным изданиям ,после чего вновь заниматься труднейшей теорией» (В.К. Харченко. Как заниматься наукой. – Белгород: Изд-во Белгородск. Гос. Пед. Ун-та, 1996. – 208 с. – С.121).

Тексты научной сферы реализуются преимущественно в письменной форме (это жанры: статья, реферат, аннотация, резюме, рецензия), но не стоит забывать и об устной реализации (учебная лекция, доклад на научной конференции, защита диссертации, отзыв оппонента о диссертации).

Научно-информативные текстыпутем переработки передают основное содержание исходного научного текста в краткой форме, поэтому они являются вторичными. Трансформация исходного текста, его упрощение и переформулирование основных положений приводит к тому, что содержание выступает в новом качестве. Разные типы воспроизведения исходного текста – подражание образцам – древнейшие виды работы, которые считались у древних греков одним из важнейших способов обучения красноречию.

Рассмотрим подробнее способы трансформации текстов.

Задача сжатого изложения– передать содержание кратко. Это задача не из легких, поэтому придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Для того чтобы понять текст, необходимо разбить его на смысловые блоки и выделить те из них, которые несут основную смысловую нагрузку.

2. Исключив из них или сократив до минимума информацию обеспечения (примеры, аналогии, уточнения, пояснения, ссылки и др.) и связав оставшийся материал «своими словами», получаем конспекттекста.

3. Поставив к каждому смысловому блоку текста-конспекта вопрос «О чем говорится в этой части?» и, найдя в тексте ответы, получаем тезисытекста.

Тезисы – малый жанр. Это, как правило, первый выход в большую науку. Подробности наблюдений, условия проведения эксперимента можно безболезненно опустить, а для сути исследования 1-2 страниц вполне достаточно.

Сборник тезисов– своеобразное соревнование, и бороться лучше не за самые большие по размеру тезисы, а за самые содержательные. Лучше отказаться от нумерации, цифры выглядят нарочито. Для тезисов важна ясность гипотезы, а также отточенность стиля. Не следует писать все от своего имени, ведь Вы продолжаете чьи-то исследования, поэтому лучше употреблять формулы: Данной проблемой занимались такие ученые, как…; или Экспериментальное изучение этой замечательной и многогранной науки позволяет нам сделать выводы ,что буквально все ее разделы можно и нужно изучать, придавая им экологическую направленность… И, наконец, необходимо помнить, что при отправке тезисов материалы могут быть отклонены из-за несоблюдения условий печатания (В.К. Харченко. Как заниматься наукой. – Белгород: Изд-во Белгородск. Гос. Пед. Ун-та, 1996. – 208 с. – С.105 – 106).

Тезисы– малый жанр научной речи (1-2 стр.). В тезисах должна быть представлена суть уже поведенного исследования. Основных требований два: а) содержание тезисов должно соответствовать теме конференции; б) тезисы должны иметь научную новизну (научно-информативную валентность). Тезисы имеют следующую структуру:

-преамбула (здесь излагается проблемная ситуация и гипотеза);

-основное тезисное изложение (здесь от трех до шести положений, которые составляют доказательство);

-заключительный тезис (выводы).

Так как жанр невелик, жанровые нормы достаточно жесткие. Самое трудное в тезисах: оптимальным образом преодолеть противоречия между содержательной концентрацией и коммуникативной доступностью. А.Н. Васильева (Васильева А.Н. «Основы культуры речи». М., 1990) говорит о том, как надо писать тезисы, показывая, как не надо это делать.

Желая быть понятыми (понятными), авторы растягивают тезисы, подменяют их текстом доклада или статьи. Результат: если вместо 2-х стр. – 4 или 5, текст либо не печатают, либо сокращают, а это дополнительная работа организаторам конференции (редакторам).

Не должно быть преамбулы размером с большой абзац; пространных цитат (и вообще, цитаты неуместны), описаний условий эксперимента. Фактическая часть (иллюстрации) должна быть минимизирована. По А.Н. Васильевой, «тезисы носят характер утверждающего суждения, а не конкретно-фактологической констатации».

Еще одна распространенная ошибка – подмена тезисов выводами. Многие полагают: раз надо сказать самое главное, перепишу заключение. Но заключение – не тезисы. В тезисах должна быть представлена вся логическая схема научного текста, в том числе доказательство (аргументация). Если какие-то эталонные примеры (иллюстрации) являются аргументами, они должны быть включены в текст.

Студенты иногда путают тезисы с планом. Разграничить план и тезисы удобно на основании оппозиции темы и ремы высказывания. В плане фиксируются темы, в тезисах – ремы. План номинативен, тезисы предикативны. См., например, в плане: «Логическая схема научного текста». В тезисах – «Логическая схема научного текста включает постановку проблемы». Строго говоря, и в плане иногда просматривается рема, часто оформляемая при помощи «как»: «Метафора как способ моделирования действительности». Но даже в этом случае очевидно, что в плане логическая связь частей выведена за скобки, а в тезисах она выражена, хотя и в сжатой форме. Существуют разные мнения о том, стоит ли нумеровать, рубрицировать положения в тексте тезисов.

4. Характеризуя структуру текста, приводя основные положения (тезисы) автора и отражая ход его мысли, получаем реферат.

5. Сокращая тезисы, представляя их основными опорными словами и словосочетаниями, получаем плантекста.

6. Объединяя словосочетания, вошедшие в план текста, получаем справочную аннотацию. Дополняя справочную аннотацию кратким упоминанием основных тезисов и оценивая аннотируемое произведение, получаем рекомендательную аннотацию.

Итак, сжатое изложение может быть представлено в виде аннотации, конспекта, реферата.

Жанры научного стиля

Выделяют следующие разновидности научного стиля, представленные в различных жанрах научных текстов:

-собственно научный(монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа)>

-научно-информативный(реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание)’,

— научно-справочный(словарь, справочник, каталог)-,

научно-учебный(учебник, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение)’,

научно-популярный(очерк, книга, лекция, статья).

Собственно научная литература отличается тем, что она создается специалистами для специалистов. Ее цель выявление и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входит также раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр. Поэтому оно наиболее сложно для восприятия и объемно. В качестве примера приведем фрагмент статьи ТА. Коробковой и П.В. Скулова «Принцип динамического баланса и его реализация в учебном процессе»: Динамический баланс это состояние системы,

характеризующееся гармоничным сочетанием логически противоположных характеристик, описывающих функционирование отдельных составляющих этой системы; готовностью системы изменить точку временного равновесия под действием изменившихся управляющих условий; постоянным стремлением системы находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться в нем за счет введения в действие как уже известных, так и новообразованных ресурсов и возможностей.

Особенность научно-информативных текстов состоит в том, что они в краткой форме должны изложить основные идеи, содержащиеся в «большом» научном тексте. Аннотацияпредставляет собой краткое изложение содержания научного произведения. Ее можно обнаружить в любой книге на обороте титульного листа. Основными требованиями, предъявляемыми к аннотации, являются ее краткость и информативность. Конспект— это краткое изложение прочитанного научного произведения. Самое важное в конспекте — найти верное соотношение между цитированием и передачей мысли автора своими словами. Таким образом, составитель конспекта прежде всего должен уметь внимательно читать, выделять основное в том тексте, к которому он обратился.

Читайте также  С чем носить коричневые колготки

Реферат— это краткое описание научной проблемы, своеобразный обзор литературы по данной теме. Автор реферата должен уметь анализировать научные тексты, не увлекаться цитированием и уметь передать чужую речь.

Задача составителя научно-справочного текста состоит в том, чтобы предоставить читателю возможность найти информацию по интересующему его вопросу в данной области знания. В связи с этим моделью справочного текста является список тем, перечисленных в алфавитном порядке. Реже встречаются тексты, построенные по иному принципу: сначала указываются разделы знания, а затем уже отдельные статьи. В качестве примера такого текста приведем отрывок из статьи «Большой советской энциклопедии»:

Дождь, осадки атмосферные, выпадающие из облаков в виде капель воды диаметром от 0,5 до 6-7 мм. Жидкие осадки с меньшим диаметром капель называются моросью. Капли с диаметром, большим 6-1 мм, разбиваются при выпадении на меньшие капли. Интенсивность д. колеблется от 0,25 мм/ч (моросящий д.) до 100 мм/ч (ливень). Д. выпадает, как правило, из смешанных облаков, содержащих, при температуре ниже нуля переохлажденные капли и ледяные кристаллы.

Научно-учебные тексты отличаются от собственно научных тем, что их задача — донести до читателя учебный предмет, а не науку в целом. Это проявляется в особом отборе материала, целенаправленности изложения знаний, расчетом на читателя-неспециалиста. Поэтому и содержание, и язык учебной литературы не должны быть сложными для восприятия: информация должна вводиться последовательно от простого к сложному, чтобы можно было проследить логику данной науки. Каждый новый термин должен объясняться. В качестве примера приведем фрагмент из учебника по русскому языку под редакцией Л.Л. Касаткина: Раздел языкознания, который занимается изучением происхождения

слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях,

называется этимологией. Этимология основывается на закономерных звуковых

и морфологических изменениях слов в процессе эволюции языка, учитывает

регулярные переходы одних типов лексического значения слова в другие.

Выясняя происхождение слов, их историю в том или ином языке, этимология

учитывает и данные других наук — истории, археологии, этнографии. Комплекс

собственно лингвистических сведений о слове, исторических и культурных

сведений о называемой им вещи позволяет строить более или менее

правдоподобные гипотезы о происхождении слова.

В научно-популярных текстах о сложных проблемах повествуется простым языком. Их основная задача — в доступной и понятной неспециалисту форме ознакомить читателя с научными знаниями, привлечь его внимание к научной проблеме. В связи с этим здесь используются языковые средства, которые неуместны в собственно научном стиле (средства образности, выразительности, оценки). Кроме того, научно-популярные тексты создаются специалистами для неспециалистов, что определяет и отбор материала, и систему доказательств, и манеру изложения. В качестве примера приведем фрагмент научно-популярной статьи к.м.н. Т.П. Марковой «Растительный иммуностимулирующий препарат — Иммунал. Перспективы применения в медицине»:

Грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) лидируют среди всех инфекционных заболеваний, поэтому их профилактика имеет огромное социальное значение. Однако возможности проведения такой профилактики ограничены рядом факторов, среди которых можно выделить многочисленность возбудителей, их генетическую изменчивость, нестойкость формирующегося иммунитета. Все это препятствует специфической профилактике гриппа и других респираторных инфекций.

Различают первичные и вторичные жанры научных текстов. Первичные -это оригинально создаваемые авторами (научная статья, доклад, диссертация, дипломная работа, монография). Вторичные составляются на основе уже имеющихся опорных текстов, чаще всего оригинальных (реферат, аннотация, конспект, тезисы).

При всем жанровом разнообразии научные тексты строятся по единой логической схеме: тезис — аргументация — иллюстрация — вывод (резюме). Он содержит аналитическую оценку проведенного исследования, полученных результатов; отражает перспективу дальнейших изысканий.

В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой информации, ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различных научных контактов возросла роль устной формы научной речи.

Овладение научным стилем речи в его письменной и устной формах — необходимое условие профессиональной подготовки специалистов технического профиля.

| следующая лекция ==>
Синтаксические. Словообразовательные | Словообразовательные

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Научный стиль. Его характеристика. Жанры научного стиля

Вы будете перенаправлены на Автор24

Становление и функционирование языковых стилей

В научной литературе представлено несколько определений понятия «стиль». При соотнесении этих дефиниций выделяются общие черты, присущие стилю.

Стиль – это крупные речевые разновидности литературной формы языка, который действуют в определённой сфере общественной практики и включают характерные для данной речевой ситуации законы построения текстов и форму реализации в них языковых средств.

На формирование и развитие стилей одновременно действует ряд внеязыковых условий:

  1. Сфера общественной жизни, для нужд которой используется стиль (наука, право, политика, искусство или бытовое взаимодействие).
  2. Форма реализации речи, то есть устный или письменный вариант общения.
  3. Разновидность субъектной организации речевого высказывания (монологическая или диалогическая).
  4. Пути коммуникации (общественная или личная).
  5. Жанровая специфика, определяемая содержанием коммуникации.
  6. Коммуникативная задача адресанта, которая соответствует функции языка, ведущей для данного стиля.

Научный стиль

Научный стиль – это функционально-стилевой вариант существования языка, обслуживающий научную сферу социального взаимодействия.

Целью научной деятельности является открытие законов природы и общественного бытия, передача научных знаний новым поколениям, их распространение в социуме.

Соответственно главная цель научного стиля – сообщение точных, научно обоснованных и достоверных знаний об объективной действительности.

Для фиксации и передачи сведений научный стиль использует письменную речь и монологическую форму взаимодействия с адресатом. Данный стиль обслуживает в основном общественную коммуникацию.

Лексико-грамматические особенности научного стиля:

  1. Наличие специальных групп слов – терминов, базовых для данной науки понятий и дефиниций, например: неорганические вещества, молекулярные соединения (химия), теплоотдача, КПД (физика), клетка, фотосинтез (биология), морфема, флексия (языкознание).
  2. Использование лексем в прямом значении, избегание двусмысленности, тяготение к точности, а также однозначности содержания. Научный стиль не допускает образности, метафоричности плана выражения, многозначности интерпретаций содержания.
  3. Преобладание слов с обобщённым значением связано с функцией научного стиля передавать информацию о классах предметах и явлений и их наиболее общих свойствах. Например: в предложении «Смешанный лес растёт на территории Центральной России» из учебника географии слово «лес» употребляется в общем значении, а не в конкретном.
  4. Высокий процент абстрактной лексики, существительных среднего рода, с суффиксами –ость, а также -ение / — ание (вычитание, разность – в математике; растворимость, разложение, соединение – в химии).
  5. Избегание личного местоимения «я», замена его на так называемое лекторское «мы» и введение определённо-личных предложений с глаголами во мн. ч.: Мы установили; рассмотрим это явление.
  6. Уменьшение роли глагольной лексики со значением конкретного действия, преобладание их в функции связок в составе глагольного и именного сказуемого. Например: фонема отличается свойствам; электропроводность выступает как; география является наукой.
  7. В синтаксисе – сложноподчинённые предложения с придаточным причины, условия, следствия и (или) бессоюзные сложные предложения: Пластичность – важное качество металла, поскольку позволяет проводить его обработку без разрушения (из учебника химии). Если прямые не пересекаются, то их называют параллельными (из учебника геометрии).
  8. Характерно использование причастных и деепричастных оборотов: Проведя биссектрису, разделим угол. Неметаллы, представляющие собой класс веществ, занимают в классификации особое место.
  9. Преобладание страдательных конструкций: Аффиксы используются для построения новых слов. Таблица Менделеева применяется для определения свойств элементов.
  10. Употребление вводных слов и конструкций для передачи последовательности мыслей, логики изложения: Треугольник является равносторонним. Следовательно, его углы равны. Художественный стиль отличается, во-первых, образностью, во-вторых, эмоциональностью.
  11. Частые повторы слов как средство связи между предложениями (связь цепная): Жаргоны – языки общественных, возрастных или профессиональных групп. Кроме этого существует воровской жаргон, молодёжный и другие. Так, в молодёжном сленге можно встретить следующие жаргонизмы… (повтор слова «жаргон»).
  12. Цитирование, использование примеров, иллюстраций, ссылок на цифровые данные как способ доказательства в научном рассуждении: Согласно данным среднегодовых показателей, температура здесь не опускается ниже нулевой отметки.
Читайте также  Какая олимпийская дистанция по плаванию самая длинная

Готовые работы на аналогичную тему

Жанры научного стиля и его подстили

Выделяют следующие подстили научного стиля:

  1. Научный. Его адресат – ученый, цель которого – проверка гипотез, их подтверждение или опровержение, описание открытий, исследований для их дальнейшей презентации представителям научного сообщества.
  2. Научно-учебный стиль адресован учащемуся, постигающему основы науки, его главная задача – обучение, передача опыта.
  3. Научно-популярный предназначен для широкого круга адресатов, интересующихся наукой и её открытиями. Его цель – популяризация науки и привлечение общественного внимания к тем или иным научным фактам.

Жанры научного стиля:

  1. Тезисы, научные статьи, доклады, протоколы экспериментов, монографии, рецензии, выступление на конференциях, симпозиумах, (собственно научный подстиль).
  2. Учебники, методические рекомендации, сборники задач, хрестоматии, конспекты, лекции характерны для учебного подстиля.
  3. Статьи в научно-популярных журналах, энциклопедиях, справочниках, издания в занимательной форме, научно-популярные телепередачи, информационные каналы, видеоролики в интернете – для научно-популярного.

Научный стиль относится к книжным стилям языка и предъявляет строгие требования к отбору и использованию языковых средств.

Научный стиль речи: понятие, признаки, примеры текста

Научный стиль и его характеристика

Научный стиль – это одна из разновидностей литературного языка, которая применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности. Его главное предназначение заключается в передаче структурированной, логически выстроенной информации, включая аргументацию истинности изложенного. В научном тексте прежде всего представлены понятия, закономерности и факты. Реже – идеи, способы получения знаний, методы, приемы, процедуры анализа.

Этому литературному стилю присущ ряд специфических особенностей, проявляющихся независимо от характера науки (точной, гуманитарной, естественной) и жанровых различий (научная статья или доклад, учебник, монография и пр.). Среди них следует отметить:

  • предварительное обдумывание высказываний;
  • монологический характер;
  • строгий отбор языковых средств;
  • тяготение к нормированной речи.

Научный стиль обслуживает сферу общения, которая требует точного, логичного, однозначного выражения мысли. В нем широко применяются следующие языковые средства:

  • специализированные слова (в том числе термины);
  • специфическая фразеология;
  • сложные синтаксические конструкции, между которыми выстраивается упорядоченная связь (для этого часто используются, к примеру, вводные слова);
  • конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.

Такому стилю повествования свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов, при котором слова употребляются преимущественно в прямом значении. Преобладающая функция данной разновидности литературного стиля – информативная, ключевая форма речи – письменная, типичный вид речи – монолог.

Подтипы научного стиля

В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля:

  • Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа – академическое изложение, особенности – точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.
  • Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.
  • Научно-популярный. Употребляется для создания лекций, статей и очерков. Основное отличие от других подтипов научного стиля – сведения преподносятся аудитории в общедоступной форме, понятным для большинства языком.
  • Учебно-научный. Используется в составлении учебников, методических пособий, конспектов, лекций и научных программ. Как правило, данный подтип подразумевает наличие иллюстрированного материала, множества примеров и тщательных пояснений.
  • Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.
  • Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.

Каждому подстилю и жанру свойственны индивидуальные стилевые особенности, которые не нарушают единство научного стиля, соблюдая его общие признаки и специфику.

Признаки научного стиля

Научный стиль отражает серьезность владения предметом и общий уровень знаний автора проекта. Специфика данного стиля повествования прослеживается в следующих особенностях:

  • Точность. Достигается путем тщательного подбора слов, использования их в прямом значении, многократного применения терминов и специальной лексики.
  • Логичность. Подразумевает составление логической цепочки, в которой каждый довод, высказывание, утверждение возникают из предыдущего написанного абзаца, главы и т.д.
  • Последовательность. Информация передается четко, доступно, достоверно и по пунктам. Не используются философские отступления, многократные повторения, а также фразы и предложения, несущие нулевую смысловую нагрузку.
  • Абстрактность. Предполагает применение абстрактных понятий, прежде всего терминологических, которые трудно представить, увидеть, ощутить. Например, точка, тело, молекула, вектор.
  • Ясность. Предусматривает доступное, понятное и читабельное повествование.
  • Объективность. В тексте излагаются научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты.

Научному стилю не свойственно употребление восклицательных высказываний, а также изложение собственного субъективного мнения.

Основные способы построения научного текста

Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы:

Описание

Изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий предмет, явление или процесс. Главная цель – раскрыть особенности, установить связь (внешний вид, назначение и пр.).

Пример:

Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации… Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием… («Материаловедение»).

Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, – прочитал комендант. – Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».

Рассуждение

Ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, передает процесс получения нового знания, а также выражает мнение автора. Основная цель – найти истинность или ложность утверждения, используя аргументы, правдивость которых не подвергается сомнению. Рассуждение подразумевает под собой цепочку умозаключений автора научного изыскания, которые строятся на доказательствах и опровержениях.

Пример:

В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами…Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».

Повествование

Подразумевает четкий рассказ о событиях и сопутствующих ему явлениях, которые передаются в строгой, логической последовательности. Основная задача – выявить и зафиксировать этапы изменений, образований, а также открыть новые сведения, подкрепляя их выводами, сравнениями и обобщениями.

Пример:

«Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг». Экономическая теория.

Структура научного текста

Тексты научной направленности имеют четкую структуру построения, независимо от жанра и подтипа.

  • В основе текста находится главный тезис, включающий в себя предмет, явление или процесс, о котором говорится в научном труде, а также ключевые особенности того, о чем пойдет речь.
  • В качестве обоснования главного тезиса используются аргументы, доводы, основания и прочие доказательства, полученные в ходе исследований. Их количество напрямую зависит от жанра и размера научной работы.
  • Для сложной аргументации тезиса применяются иллюстрации – примеры, которые доказывают выдвинутые автором теоретические предположения.

В заключительной части научного текста излагаются выводы, содержащие аналитическую оценку проведенного исследования.

Примеры текстов в научном стиле

Из учебника химии по теме «Агрегатные состояния вещества»:

Вещество может существовать в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. При нагревании твердые вещества плавятся, а жидкие закипают, превращаясь в пар. Понижение температуры приводит к обратным превращениям. Некоторые газы при высоком давлении сжижаются. При всех этих явлениях мельчайшие частицы вещества не разрушаются. Таким образом, вещество, изменяя агрегатное состояние, не превращается в другое.

Из учебника биологии по теме «Амеба протей»:

Читайте также  Кто придумал таблицу умножения

Тело амебы представляет собой одну клетку до 0,25 мм длиной. Ее форма постоянно меняется, благодаря чему клетка перемещается. Во время движения на передней стороне клетки возникают выросты, в которые постепенно перетекает цитоплазма из центральной и задней части клетки. Эти выросты называются ложноножками. Когда на пути амебы возникает скопление бактерий или остатки других организмов, ложноножки окружают их и замыкают в себе. Так начинается процесс пищеварения у амебы протей.

Из учебника географии по теме «Климатические пояса»:

Климатические пояса – это широтные полосы земного шара с относительно однородным климатом. Выделяют 7 основных климатических поясов: экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных. Между основными климатическими поясами есть 6 переходных: два субэкваториальных, два субтропический, субарктический, субантарктический (префикс «суб» обозначает «между»).

Из учебника о животных:

На основании данных по результатам экспериментов и информации, которая представлены в работе №5 и отображена на Рис.2, можно сделать вывод, что ежи, живущие в Северной Африке, являются психологически ранимыми существами.

Из медицинского пособия:

Гастрит представляет собой воспалительный процесс слизистой оболочки стенок желудка. Симптоматикой данного заболевания являются боли, которые проявляются при голоде либо после приема пищи, тошнота, рвота, проблемы со стулом. Диагноз ставится после проведения эндоскопического обследования желудка. Лечение проводится медикаментозным способом, помогающим снизить кислотность в желудке.

Научный стиль речи — характеристика, основные черты и признаки

Исторический экскурс

В Древней Греции привилегированное сословие использовало особую терминологию, которую не понимали обычные люди. Именно к этому времени специалисты относят появление первых признаков научного стиля. Все термины называли только на латыни, но со временем ученые стали детали переводы на другие языки.

Узкопрофильные сферы деятельности начали расширяться. Изначально научный стиль речи мало отличался от художественного, но со временем у него начали появляться характерные черты, стилистика стала четкой и сжатой.

В качестве примера можно вспомнить негативный отзыв Декарта о работах Галилея. Французский философ и математик считал, что итальянский физик склонен использовать в тексте большое количество художественных средств. Подобного мнения придерживался и Кеплер. Долгое время эталоном стиля были работы Исаака Ньютона. Все старались подражать ему в своих трудах.

В Российском государстве стиль для научных работ начал складываться только в начале XVIII века. В его развитии особенно помог Михаил Ломоносов, который выработал определенные характеристики стиля.

Окончательно процесс формирования завершился в XIX веке и был сопряжен с деятельностью крупных ученых. Сегодня стиль научных работ имеет ряд признаков, которые позволяют легко выделять его среди других стилей русского языка:

  1. Логичность — все части текста имеют строгую последовательность и заканчиваются выводом. Предложения связываются повторяющими существительными и указательными местоимениями. Также на последовательное изложение указывают наречия, союзы, вводные слова.
  2. Точность — все слова применяются только в прямом смысле. Широко используется терминология. Ключевые фразы могут многократно повторяться.
  3. Объективность — описываются результаты экспериментов и закономерности, которые были выявлены.
  4. Обобщенность — при написании текста автор применяет абстрактные понятия, которые практически невозможно представить, почувствовать, понять.

При необходимости текст иллюстрируют графиками, диаграммами, схемами. Можно применять формулы, расчеты, делать таблицы. Задача автора — полностью раскрыть тему.

Особенности стиля

Для научных текстов нехарактерно применение восклицательных предложений и высказывание субъективного мнения. Не допускается использование эмоционально окрашенных слов, недостоверных фактов, оскорблений.

Жанры научного стиля — монография, статья, рецензия, учебник, сообщение на научной конференции и т. д. Все эти жанры можно объединить в одну группу — первичную, т. е. тексты, которые были созданы автором впервые. На основе научных работ создают вторичные тексты — реферат, доклад, конспект и другие.

Выделяют несколько подстилей научного стиля:

  1. Собственно-научный — ориентирован на ученых. Используется для написания диссертаций, статей, докладов и т. п.
  2. Научно-учебный — для учащихся школ и других учебных заведений. Материал должен быть изложен понятно и подаваться по принципу «от простого к сложному». Применяется для написания учебников и других пособий.
  3. Научно-популярный — для обычных людей. Многие сведения подаются в общей, доступной для всех форме. Автор делает значительные упрощения информации, дает определения терминов, которые сопровождаются простыми примерами. Используется для написания детских энциклопедий, научно-популярных книг и т. п.
  4. Научно-технический — ориентирован на специалистов технического профиля. С его помощью описывают умения и навыки, которые были получены практическим путем. Сопровождается справочной информацией в виде статистики и других характеристик.

У стиля выделяют несколько функций. Первая — это описание мира как объекта познания, вторая — изложение данных, которые были получены путем исследования, третья — воздействие на читателя. Текст должен побуждать интересоваться научными сведениями и достижениями.

Иногда такой стиль путают с деловым, который имеет свои особенности. Он предполагает краткое изложение материала и предназначен для оформления разных документов. Научные публикации подразумевают наличие не только информации, но и доказывающих ее фактов.

Лингвистические характеристики

У каждого стиля можно выделить основные характерные черты — лексические, морфологические, синтаксические. К языковым особенностям научного стиля относят использование определенной лексики.

Его отличительные черты:

  • слова употребляются только в прямом смысле;
  • не применяются художественные средства выразительности — метафоры, гиперболы, эпитеты и т. п. ;
  • используются абстрактные предложения и терминология.

В тексте могут использоваться три группы слов — имеющие стилистическую нейтральность, общенаучные и узкоспециальные. Употребление терминов зависит от подстиля и аудитории. Например, в научно-популярных книгах нежелательно использовать большое количество специальных слов и допускается упрощенное изложение информации.

Особенности морфологии:

  • малое количество глаголов первого и второго лица единственного числа;
  • большое количество глаголов настоящего времени и отглагольных существительных;
  • прилагательные используются редко.

Синтаксические особенности позволяют выделить научный стиль среди других. К этой группе могут относиться такие черты, как использование особых оборотов, например, по опыту или по Ньютону. В качестве вводного слова нередко применяется «далее». Для логического связывания предложений используют:

  • «соответствующий»;
  • «известный»;
  • «данный» и т. п.

Употребляется большое количество сложных предложений сложноподчиненного типа. С их помощью делают обобщения или описывают какие-то явления. Для логической связи предложений используются союзы.

В тексте обязательно используются отсылки на работы других ученых, особенно если автор хочет показать разные точки зрения на одну проблему. В состав предложений входят причастия, деепричастия.

Устная речь

Научный стиль речи используется не только для написания работ. Его широко применяют в устной речи. Он используется при выступлениях на конференциях, симпозиумах, семинарах. В таком случае стиль сохраняет свои основные черты — точность, логичность, объективность и абстрактность.

В устной речи выделяют несколько жанров. При монологе человек не учитывает реакцию другого лица. Разновидности монолога — доклад, сообщение, защита курсовой или выпускной квалификационной работы.

Устная речь может быть представлена и в виде диалога. Например, научное сообщество может проводить дискуссию. В таком случае происходит обсуждение какого-то спорной темы. Не стоит путать ее с научной беседой. Для такой разновидности характерно спокойное обсуждение прослушанного сообщения. Люди могут обменяться мнениями, дополнять информацию.

Есть еще два типа устной речи — лекции. Учебные лекции проводятся для того, чтобы у слушателей появились знания в профессиональной области. Есть еще популярные лекции, которые ориентированы на получение информации. Они проводятся эпизодически и подаются в упрощенной форме.

В русском языке есть разные речевые стили. Каждый из них выполняет свои задачи и используется в определенных условиях. Научный встречается в диссертациях, докладах, специализированных книгах и других работах. При использовании такого стиля важно придерживаться вышеуказанных правил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: