Зачем нужны части речи

Урок русского языка по теме «Части речи все важны!» 3-й класс

Класс: 3

Тип урока: Обобщение полученных знаний.

Цель урока: помочь обучающимся, понять назначение в речи слов для каждого грамматического класса,т.е. довести до сознания обучающихся мысль о том, что все части речи важны в языке, так как каждая часть речи выполняет свою работу.

Задачи:

  • Образовательные: продолжить знакомить с признаками, по которым определяются части речи
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к красоте родного края, видеть прекрасное окружающей действительности.
  • Развивающие: развивать речь, мышление; орфографическую зоркость; память.

Оборудование: запись на доске, проектор, компьютер, презентация (Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие детей.
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: — Урок начнём с проверки домашнего задания. (Текст домашнего упражнения записан на обратной стороне доски)

(Со) скочил …гонь (с) полена, перед печ?кой выжег пол,

(В) ле(з,с) (по) скатерти (на) стол, (по) б…жал (по) стул?ям (с) треском

И (по) пол(с,з) (по) занаве…кам.

(Трое учащихся по-очереди выходят к доске, решают орфографические задачи и определяют части речи. Параллельно 4 ученика выполняют работу по карточкам)

3. Оформление тетради.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

4. Минутка чистописания.

В каких слияниях р обозначает мягкий звук р? (Рри)

Какие ещё гласные также обозначают мягкость согласных звуков?( и, ё, ю, я)

5.Словарная работа.

Запись слова – природа

В словарном слове нужно поставить ударение и подчеркнуть « опасные места».

К какой части речи относится слово природа? (им.сущ.)

6. Постановка учебной задачи.

Вчера 3А закончили изучать тему «Части речи» и поспорили. Слова, какой части речи самые нужные и самые важные. А вы как считаете? ( запишите свой ответ, но не говорите, что написали)

Если мы начали урок с такого вопроса, то о чём, по вашему мнению, мы будем сегодня говорить?

7. Знакомство с темой.

(Демонстрируется 4 пейзажа различных времён года слайд презентации)

— Назовите времена года.

-Почему происходит смена времён года?

-А сейчас какое время года?

— Назовите осенние месяцы?

Учитель: — Именно, об осени, об этом времени года мы с вами сейчас и поговорим. Давайте запишем это слово звуками, а потом буквами. (Один ученик работает у доски)

[ о с и н ] – осень

— Выделим в слове ударный слог, объясним орфограммы, посчитаем количество букв и звуков.

А теперь, давайте определим, к какой части речи относится это слово, и образуем от него однокоренное прилагательное.

Прилагательное — отвечает на вопрос …., обозначает…

Ученики: — Слово «осень» относится к имени существительному. Однокоренным прилагательным будет являться слово «осенний»

Учитель: — Разберёмся со строением этого слова. (выполняется разбор слова по составу)

Учитель: — Послушайте, как описывал осень, своё любимое время года, великий русский поэт А. С. Пушкин (слайд презентации):

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, ещё бежит за мельницу ручей…

Словарь С.И. Ожегова «Толковый словарь»

Отряхает — сбросить с себя что-нибудь

Нагих – не имеющий, на себе одежды, покрова, голый.

Хлад – то же что и холод, лишенный тепла.

— Как вы поняли смысл этих строчек? Перескажите своими словами.

Ученики: — С уже почти голых деревьев опадают последние листья. Начинаются морозы, замерзает дорога, но ручей ещё сопротивляется заморозкам и продолжает бежать.

Учитель: Мы изучаем части речи и не все ещё прошли, другие вы будите изучать в старших классах. Поэтому мы определим, к какой части речи относятся эти слова с галочкой.

Текст записан на доске:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, ещё бежит за мельницу ручей…

Учитель: — Давайте попробуем прочитать этот текст без имён существительных (читает 1 ученик).

— Понятен ли вам текст? Почему?

— А теперь прочтём этот текст, исключая все глаголы (читает один ученик).

— Получается ли понятный текст?

Ученики: — Нет, текст получается непонятным.

Учитель: — А если убрать все прилагательные, то текст перестанет быть таким красивым (демонстрирует). Без предлогов. Слова не будут связаны между собой. Какой же можно сделать вывод?

Ученики: — Части речи все нужны! Части речи все важны!

Учитель:Если убрать в предложении слово, выраженное существительным, то текст будет не понятным. Части речи все нужны! Части речи все важны! (слайд презентации)

8. Составьте предложение из слов.(Желтеть, листья, осень)

Учитель: — Прочтите эти слова и попробуйте составить из них предложение. Что для этого нужно сделать?

Ученики: — Поменять слова местами и изменить окончания.

Дети записывают: Осенью желтеют листья. (Один ученик работает у доски, объясняет орфограммы, отмечает части речи и, пытается читать данное предложение, исключая различные части речи).

Учитель:

-Прочитаем без существительного.

-Прочитаем без глагола.

Вывод: Все части речи нужны и важны в русском языке, так как каждая часть речи выполняет свою работу.

Физминутка:

Падают, падают листья. В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.

(Дети выполняют сначала обычные движения, затем имитирующие движения балерины, военного)

Учитель: Каждое время года — прекрасно по-своему.

9. Работа над развитием речи.

— Осенью часто идут дожди, но они не всегда одинаковы, подберите синонимы к глаголу идет

— Какие слова мы называем синонимы?( близкие по значению)

Дождь идет, моросит, льет, капает, хлещет.

10. Работа по учебнику.

Откроем учебник с 55 упр.143.

Прочитайте стихотворение А.Барто.

— Что делает стихотворение шуточным?

Дождь пошёл и не проходит.

Дождь идёт, хотя не ходит.

Укажи части речи.

-Одно ли значение выражены глаголы этого отрывка. Проверили по словарю.

— Сколько приставок в этих словах? В какой части речи есть приставка?

— Как пишутся приставки со словами? Докажите. ( нельзя поставить слово)

— Кто согласен подними- зелёный кружок.

— Кто не согласен подними- красный кружок.

— Из этих строк уберём им сущ., прочитаем, понятен текст или нет?

— Уберём глаголы. Понятен текст или нет?

11. Обобщение.

Посмотрите, как много частей речи. Две большие группы: самостоятельные, служебные. С некоторыми мы уже познакомились, а с остальными ваше знакомство произойдёт в старших классах. Одно вы должны помнить, если какая-то часть речи исчезнет, то наш язык станет непонятным и некрасивым. Значит, как мы ответим на эти вопросы?

Вывод: Все части речи нужны! Все части речи важны!

12. Домашнее задание.

Дома вы выполните упражнение.144.

Малыши решили списать строчки стихотворения. Вот что получилось.

Тетрадь задачник упр144.

13. Выставление отметок.

14. Рефлексия.

— Осенью бывает самое красивое явление – это листопад, листья окрашиваются, в разные цвета.

Берём лист зелёный – вам было интересно.

Лист желтый — не все было понятно.

Красный – вам ничего непонятно.

Наше дерево – зелёное. В каком месяце оно бывает таким?

Части речи – что это такое и в чем разница между самостоятельными и служебными частями речи

Морфологические классы слов.

Чтобы в языке не было путаницы, все его слова надо было упорядочить. Поэтому было введено такое понятие как часть речи. Это группа «одинаковых» слов, то есть таких, у которых абсолютно одинаковые морфологические признаки: один вопрос, схожее значение, часто похожая роль в предложении.

Самостоятельные и служебные части речи – в чем разница

Все части речи в языках делятся на два типа: самостоятельные и служебные.

«Самостоятельные» – то есть они могут употребляться сами по себе, им не нужно какое-то еще слово. Например, мы можем по отдельности употреблять существительные: дом, машина, совесть; прилагательные: красивый, быстрый, чистый; глаголы: читать, танцевать, грустить.

А вот предлоги сами по себе употребляться не могут. Вы не будете просто так говорить «на», «около», «вдоль» – рядом с ними обязательно будет какое-то другое слово: на колокольню, около пруда, вдоль берега. То же касается частиц (не, же, ли), союзов (и, да, вследствие). Эти части речи – «служебные».

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

У самостоятельных слов есть три признака, которых нет у служебных, вот они:

  1. Вопрос. К самостоятельным словам всегда можно задать вопрос: (кто?) человек, (какой?) отважный, (что сделал?) переплыл.
  2. Значение. Они всегда что-то значат, то есть вы их произносите и что-то себе представляете: подушка (сразу представили ту, на которой спите), вафля (даже запах можно почувствовать), кувыркаться (вспомнили уроки физкультуры).
  3. Роль в предложении. Самостоятельные слова всегда являются членами предложения – мы подчеркиваем их как подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство или дополнение.
Читайте также  Где познакомиться в Интернете тем, кому за 40

Сравните со служебными словами:

  1. Вопрос задать нельзя. Задайте его к словам «и», «вдоль», «же». Это невозможно.
  2. Нет значения. Что обозначает «за», «ни», «а»? Ничего. В голове ничего не рисуется.
  3. Не являются членами предложения.

8 самостоятельных частей речи

Я их перечислю и кратко охарактеризую.

Начнем с имен. Их три:

  1. Имя существительное – обозначает какой-то предмет, то есть то, к чему можно задать вопрос «кто?» , если он одушевленный, или «что?», если неодушевленный: человек, вода, любовь, небо, войско, листва. Сразу вас направляю на свою статью про одушевленные и неодушевленные имена существительные, чтобы вы не путали их с живыми/неживыми предметами.
  2. Имя прилагательное – обозначает признаки этих самых предметов. Отвечает на вопросы «какой?» и «чей?». Примеры: маленький, опасный, злой, приятный, лисий, человеческий.
  3. Имя числительное – обозначает либо количество, либо порядок следования предметов, которые кто-то считает. Сравните. Количество: (сколько?) десять яблок, сто солдат, пятьдесят автомобилей. Порядок: (какой?) первый, сотый, сороковой.

Есть часть речи, которая употребляется «вместо имени», чтобы постоянно не повторять одни и те же имена. Это местоимение. Оно отвечает на те же вопросы, что и три имени, например: (кто?) я, он, они, (какой?) такой, тот, этот, (сколько?) столько.

Чтобы назвать действия, которые выполняют предметы, или которые выполняются сами по себе, нужны глаголы. Они отвечают на два основных вопроса: (что делать?) писать, редактировать, учить, хихикать; (что сделать?) написать, отредактировать, выучить, похихикать. Недавно я опубликовал несколько статей про вид, времена, наклонения глагола, а также про инфинитив – его неопределенную форму. Читайте.

От глагола произошли две другие части речи:

  1. Причастие. Это глагол + прилагательное. Оно отвечает на вопросы «какой?» и «что делающий?»: играющий, читающий, спящий. Дом (какой? «что сделанный?») построенный.
  2. Деепричастие. Это глагол + наречие. Получается слово, которое отвечает на вопросы «как?» и «что делая?»: играя, танцуя, строя.

Чтобы сказать, как происходит действие, нужны наречия. Они обозначают признаки, но не предметов, как прилагательные, а именно действий. Поэтому в предложении всегда зависят от глаголов: рисовать (как?) красиво, смотреть (куда?) наверх, гулять (когда?) вечером.

На наречие похожа еще одна часть речи – категория состояния. Это, по сути, наречие, но в таком предложении, где нет подлежащего (то есть в безличном): «Холодно. Одиноко. Грустно» – вроде бы наречие, отвечает на вопрос «как?», но глагола рядом нет. Поэтому обозначает не признак действия, а состояние природы или человека.

3 служебные части речи

Предлоги нужны для того, чтобы поставить существительное в какой-то падеж. Например: иду в школу – винительный падеж, иду из школы – родительный.

Вот моя статья про косвенные падежи. Я в ней рассказываю, как легко и быстро их запомнить: как запомнить порядок, вопросы, не путать именительный падеж с винительным. Наслаждайтесь.

Союзы связывают самые разные части речи: читаю и пишу, медленно, но без перерывов, грамотный, а считать не умеет.

Частицы нужны для более тонкой передачи смыслов. Сравните: «Я сказал» – «Я же сказал!» – «Лебедей и уток нет» – «Нет ни лебедей, ни уток».

Слова, которые не являются частями речи

Они как бы вне всей этой классификации. Их три:

  1. Модальные слова – если кратко, то они позволяют нам сказать, что что-то реально или не реально: «На улице дождь» – «Вероятно, на улице дождь».
  2. Звукоподражания – когда мы пытаемся своими губами, языком, зубами и горлом передать какие-то звуки: мяу, гав, квак.
  3. Междометия – они нужны, чтобы выражать эмоцию: Ах, Ох, О, Ай-ай.

Я постепенно постараюсь написать статьи про все эти части речи, поставлю сюда недостающие ссылочки.

Если у вас есть вопросы, пожелания, сомнения в чем-то – не стесняйтесь, спрашивайте в комментариях, я обязательно отвечу.

Сочинение на тему для чего нужны части речи

5 вариантов

Части речи позволяют нам группировать, классифицировать языковые средства (слова) , используемые для обозначения действий, предметов и явлений, признаков, выделять общие семантические (смысловые, понятийные) , а ткакже грамматические свойства, или категории, которые присущи словам, относящимся к одной и той же части речи.
Глагол и имя существительное – это основные части речи, к ним также обычно относят имя прилагательное (обозначает свойства, признаки или принадлежность) , наречие (обозначает место, время, образ действия и т. п.) , местоимение (указывает на лицо, предмет или свойство, но не называют его) .
Все они отвечают на соответствующие вопросы, большинство из них являются изменяемыми (кроме наречий и некоторых местоимений) .
Причастия – это, как бы, отглагольные прилагательные, а деепричастия – отглагольные наречия. Они сочетают свойства тех и других.
Предлоги, союзы, частицы и междометия – это служебные части речи, они не выражают каких либо смысловых понятий, и служат для выражения пространственных или временны’х отношений, соединения слов или предложений, или для выражения отдельных звуков и чувств.
Нужно посмотреть определения частей речи, то, на какие вопросы отвечают слова, к ним относящиеся, уточнить, запомнить и написать, какие из них имеют категорию рода, числа, падежа, склонения, лица, времени, вида, залога и т. п.

“У каждой части речи свои достоинства” – считал А.М.Пешковский. Нельзя не согласиться с его мнением.
Части речи в русском языке отличаются своим многообразием. Каждая часть речи обладает присущими только ей грамматическими категориями и, конечно же, стилистически выразительными «достоинствами».
В тексте автор употребил, например, много глаголов, потому что Маша умела все: рисовать, петь, изобретать, писать стихи, играть на гитаре. С помощью них подчеркиваются разнообразные способности девочки. Если представить текст без глаголов «сочиняла», «перелагала», «исполняла», то теряется выразительность речи, которую ей придают именно данные глаголы.
Не менее важны имена прилагательные в речи: их роль – указать отличительные признаки, придать яркость, выразительность, образность. В предложении №15 употреблено прилагательное «жертвенному», достоинство которого в том, чтобы создать наиболее яркий образ и придать эмоциональную окраску всему предложению. Ляля – первая красавица, и ожидает такого преклонения перед своей красотой, которое требует жертв со стороны поклонников. Не случайно рассказчица гордилась Лялиной красотой «более громко, чем собственными достоинствами».
Следовательно, каждая часть речи имеет свое предназначение и служит для выразительного описания действий, создания ярких образов, то есть обладает «своими достоинствами».

Части речи позволяют нам группировать, классифицировать языковые средства (слова), используемые для обозначения действий, предметов и явлений, признаков, выделять общие семантические (смысловые, понятийные), а ткакже грамматические свойства, или категории, которые присущи словам, относящимся к одной и той же части речи.
Глагол и имя существительное – это основные части речи, к ним также обычно относят имя прилагательное (обозначает свойства, признаки или принадлежность), наречие (обозначает место, время, образ действия и т.п.), местоимение (указывает на лицо, предмет или свойство, но не называют его).
Все они отвечают на соответствующие вопросы, большинство из них являются изменяемыми (кроме наречий и некоторых местоимений).
Причастия – это, как бы, отглагольные прилагательные, а деепричастия – отглагольные наречия. Они сочетают свойства тех и других.
Предлоги, союзы, частицы и междометия – это служебные части речи, они не выражают каких либо смысловых понятий, и служат для выражения пространственных или временных отношений, соединения слов или предложений, или для выражения отдельных звуков и чувств.
Нужно посмотреть определения частей речи, то, на какие вопросы отвечают слова, к ним относящиеся, уточнить, запомнить и написать, какие из них имеют категорию рода, числа, падежа, склонения, лица, времени, вида, залога и т.п.

Части речи позволяют нам группировать, классифицировать языковые средства (слова), используемые для обозначения действий, предметов и явлений, признаков, выделять общие семантические (смысловые, понятийные), а ткакже грамматические свойства, или категории, которые присущи словам, относящимся к одной и той же части речи.
Глагол и имя существительное – это основные части речи, к ним также обычно относят имя прилагательное (обозначает свойства, признаки или принадлежность), наречие (обозначает место, время, образ действия и т. п.), местоимение (указывает на лицо, предмет или свойство, но не называют его).
Все они отвечают на соответствующие вопросы, большинство из них являются изменяемыми (кроме наречий и некоторых местоимений).
Причастия – это, как бы, отглагольные прилагательные, а деепричастия – отглагольные наречия. Они сочетают свойства тех и других.
Предлоги, союзы, частицы и междометия – это служебные части речи, они не выражают каких либо смысловых понятий, и служат для выражения пространственных или временны&#146х отношений, соединения слов или предложений, или для выражения отдельных звуков и чувств.
Нужно посмотреть определения частей речи, то, на какие вопросы отвечают слова, к ним относящиеся, уточнить, запомнить и написать, какие из них имеют категорию рода, числа, падежа, склонения, лица, времени, вида, залога и т. п.

Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.
Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.
Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометныеслова. Междометия — это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.
Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение), союзы (и, как будто, несмотря на то что), частицы (именно, только, вовсе не).
Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол — он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи — местоимение.
Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:
1) обобщенное значение,
2) морфологические признаки,
3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).
Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.
Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Читайте также  Когда именины у Марины

В сочинение на тему о достоинствах частей речи следует сделать упор на то, какую функцию несет каждая из них.
Потому что каждая из частей речи важна сама по себе и не может ни одна другая ее заменить, в этом ее достоинство.
Только имя существительное отвечает на вопрос “кто?”, “что?”, подразумевая предмет и позволяет писать предложения и фразы, словосочетания с этими предметами. В предложении имя существительное выступает, как подлежащее, являясь частью основы предложения. Далее в сочинении можно перечислить те функции, которые несут и что означают другие части речи.
Все части речи важны и чтобы выразить мысль, описать что-либо в сочинении, рассказать, невозможно обойтись без каждой из них.
Особенно важные части речи, казалось бы, существительное и прилагательное или глагол. Но без союзов невозможно связать две части сложного предложения или же, напротив, разъединить и противопоставить что-то сказанное. При этом две части предложения могут отделяться запятой или тире. Так что части речи часто сопровождаются постановкой определенных знаков пунктуации, при этом становясь еще более важными и достойными.
Каждая часть речи очень важная, она несет определенный смысл в предложении, выделяется знаками пунктуации и без нее невозможно обойтись или заменить другой частью речи. Каждая из частей речи отвечает на свои вопросы и выступает в предложении определенным образом: подлежащее (имя существительное, сказуемое (глагол), определение (имя прилагательное), обстоятельство (наречие) и др.
Все части речи важны, каждое достойно само по себе или в целом в предложении. Только все вместе части речи помогают построить предложение со смыслом.

Служебные части речи

  • Предлоги
  • Союзы
  • Частицы

Служебные части речи нужны как средства связи между значимыми или самостоятельными единицами предложения. Они не показывают и не обозначают конкретные или абстрактные понятия, предметы, признаки и действия, в определенной степени связанные с действительностью.

К служебным частям речи относятся следующие виды слов:

  • предлоги, обеспечивающие связь между разными словами;
  • союзы, связывающие разные члены предложения и более большие синтаксические единицы;
  • частицы, имеющие смысло- и словообразующую функцию.

Некоторые исследователи относят к служебным частям речи также междометия и звукоподражательные слова.

Предлоги

Предлоги представляют собой часть речи, которая соединяет отдельные слова в логически и грамматически связанные сочетания. Предлоги обуславливают отношения между связываемыми словами и имеют определенное значение. Выделяют предлоги со значением:

  • места (на, за, под, над, в, из-под, из-за, около): на столе, под Москвой, около двора, за лесом, рядом со зданием;
  • времени (в, к, до, после): в воскресенье, после обеда, в четыре утра, до начала игры;
  • причины (из-за, благодаря): из-за травмы, благодаря помощи друга;
  • цели (для, ради): для спокойствия, ради семьи, ради достижения цели и т.д.

Этот вид служебных частей речи не имеет самостоятельной функции и, следовательно, не является членом предложения.

В зависимости от способа образования выделяют непроизводные и производные предлоги. Непроизводными являются предлоги, которые выступают в языке только в качестве служебной части речи. Это самые первые предлоги, не характеризующиеся опосредованным значением. Они не образованы из других частей речи: по, в, к, с, за, из, до, про, для и т.д.

Производные предлоги являются результатом перехода слов других частей речи, а также словосочетаний в разряд служебных. В зависимости от того, из каких частей речи образованы предлоги, различают:

  • наречные, которые чаще всего имеют значение места: вокруг, около, вдалеке от, сзади, направо от и т.д.;
  • отыменные, образованные в большинстве случаев от существительных: в результате, в целях, по причине и т.д.;
  • отглагольные, имеющие форму деепричастий: несмотря на, благодаря, начиная с и т.д.

Определенные предлоги требуют использования конкретных падежных форм, в зависимости от используемых предлогов и падежей значения сочетаний могут меняться.

Предлоги также классифицируются по структуре. Если они состоят из одного слова, то называются простыми (из, по, до, с, на, за и т.д.). Предлоги, состоящие из двух слов – составные (несмотря на, вблизи от и т.д.)

Союзы

Это служебные части речи, соединяющие разные части предложения. В большинстве случаев союзы связывают однородные члены предложения или части сложных конструкций. В зависимости от структуры союзы делятся на:

  • простые, состоящие из одного слова: либо, или, а, и, но и др.;
  • двойные или повторяющиеся: то…то, или… или, ни…ни и др.;
  • сложные или составные: не только… но и, по мере того как…, в результате того что…, несмотря на то что, с целью того чтобы и др.

Союзы, соединяя предложения, показывают их смысловые отношения, равнозначность или неравнозначность. В зависимости от этого данные служебные слова делятся на две большие группы: сочинительные и подчинительные союзы.

Сочинительные союзы являются показателями равнозначности соединенных слов и предложений. С помощью данных союзов связываются однородные члены и части сложных предложений, равные по смыслу: Навестить Виктора приехали дедушка с бабушкой, дядя, племянники и близкие друзья. Настало ясное весеннее утро, и на небе не видно ни единого облачка.

Сочинительные союзы могут выражать:

  • соединительное значение, выражая при этом также значение дополнения: Вася и Миша поехали на речку. Мы долго ждали, но Екатерина так и не появилась. И Настя, и Федя всегда хорошо ведут себя на уроках. Я не верю ни тебе, ни твоим друзьям. Составь список для покупок, уберись в комнате, также положи все вещи на свои места.
  • разделительное значение: Или ты выполнишь все домашнее задание, или получишь двойку. Лена то широко улыбалась, то сидела тихо и мрачно.
  • противительное значение: Зимой он проводил больше времени дома, а летом уезжал к морю. Маша очень хотела поговорить с подругой, но никак не могла найти время, чтобы позвонить ей.

Подчинительные союзы являются средством связи главных и придаточных предложений. Они также могут иметь различные значения:

  • изъяснительное: Я где-то слышал, что эти цветы растут даже на каменистых землях.
  • временное: Когда наступит лето, мы вновь увидимся. Как только тебе будет нужна помощь, скажи мне.
  • условное: Если согласен выполнить эту работу, дай мне знать.
  • сравнительное: Михаил быстрыми шагами подошел к другу, как будто хотел ему срочно о чем-то сообщить.
  • целевое: Для того чтобы получить высокую оценку, вам придется хорошенько постараться.
  • причинное: Он удивился, потому что никак не ожидал такого ответа.
  • уступительное: Хотя времени оставалось мало, мы все успели.
  • следствия: Работа сделана, так что теперь можно спокойно отдыхать.

Частицы

Это служебные слова, которые помогают при образовании некоторых словоформ, а также придают предложению дополнительное значение.

Формообразующей является частица бы, которая участвует в образовании сослагательного наклонения: Я написал бы работу, но не успел.

Смысловые частицы могут выражать:

  • вопрос: Разве мы не договорились встретиться сегодня?
  • восклицание: Что за красота!
  • ограничение: Лишь один из вас станет победителем.
  • указание: Вот тот дом, где я вырос.
  • отрицание: Несмотря на обещание, он так и не приехал.
  • усиление: Даже самые храбрые люди боятся чего-то.
Читайте также  С чем носить красные кеды

Таким образом, служебные слова, не используются самостоятельно, однако, играют важную роль в создании связанных предложений.

Частицы как часть реч в русском языке

Частицы в русском языке относятся к служебным частям речи. Отличие служебных слов от самостоятельных заключается в отсутствии собственного лексического значения. К ним не задаётся вопрос, они не бывают самостоятельными членами предложения.

  1. Функции частиц
  2. Разряды частиц
  3. Формообразующие частицы
  4. Отрицательные частицы
  5. Модальные (смысловые) частицы
  6. Классификация частиц по происхождению
  7. Классификация частиц по составу
  8. Знаки препинания при частицах
  9. Отличие частиц от других частей речи

Функции частиц

Частица в речи выполняет две функции:

  1. Участвует в образовании форм самостоятельных слов.
  • Повар сварил бы суп (усл. накл.).
  • Давай сварим суп (повел. накл.).
  1. Дополняет предложения эмоциональной окраской и смысловыми оттенками.
  • Возьми зонтик. – Возьми- ка зонтик (смягч. треб-я).
  • Автобус идёт в парк. – Автобус не идёт в парк (отриц.).

Разряды частиц

В соответствии с функциями выделяется три разряда частиц:

Формообразующие частицы

Относящиеся к первому разряду используются при образовании форм самостоятельных частей речи (варианты представлены в таблице).

Часть речи Примеры
глагол условное наклонение Без клумбы с поздними астрами осенний сад выглядел бы совсем уныло. (выглядел бы )
Вышли б вы погулять. (вышли б )
повелительное наклонение Пусть Наташа принесёт бабушкину шаль. ( пусть принесёт)
Пускай заказчик придёт через неделю. ( пускай придёт)
Да будет всем мир! ( да будет)
Давай поедем отдыхать на море. ( давай поедем)
Давайте соберём букет цветов. ( давайте соберём)
составные степени сравнения прилагательного сравнительная Деловой костюм более уместен для конференции. ( более уместен)
Ребёнок стал менее пугливым, чем год назад. ( менее пугливым)
превосходная Гепард – самое быстрое животное. ( самое быстрое)
Скала – наиболее высокая точка острова ( наиболее высокая)
составная сравнительная степень наречия Отнеситесь к работе более ответственно ( более ответственно)
Сегодня менее жарко, чем вчера. ( менее жарко)
особая форма прошедшего времени Старик пошёл было домой, но вдруг вернулся. (пошёл было )
Начавшийся было дождь внезапно перестал. (начавшийся было )

Отрицательные частицы

Второй разряд включает в себя частицы не и ни .

Не – выражает значение отрицания, отсутствия.

  • Это сова. – Это не сова.
  • Волк поймал зайца. – Волк не поймал зайца.

Двойное не отрицает само себя и получает противоположное значение – утверждения.

  • Прохожий не мог не заметить новый сквер.

Ни выступает в трёх ролях в зависимости от употребления:

На чисто вымытом полу ни соринки. отрицание.
На дороге не видно ни души.
В кошельке нет ни копейки
усиление уже выраженного отрицания.
Куда ни глянь, всюду подснежники. утверждение.

Усилительная частица ни употребляется в предложениях, где отрицательное значение уже выражено с помощью не или нет .

Модальные (смысловые) частицы

Модальные имеют второе название – смысловые. Какие в русском языке бывают модальные частицы, демонстрирует таблица.

Оттенок значения Примеры предложений
Вопрос Пойдёт ли Катя гулять?
Неужели никто не видел, куда побежала собака?
Указание Вот и зима пришла.
Квадрат – это равносторонний прямоугольник.
Уточнение Посетитель стремился говорить именно с руководителем.
Продуктовый магазин находился как раз напротив больницы.
Усиление Начинающий турист захватил в поход даже сковородку.
Этот врач – прямо волшебник.
Ограничение и выделение Он хотел всего лишь посмотреть, что происходит.
Приём заявлений только по вторникам.
Восклицание Как красив осенний парк!
Что за работы представлены на выставке!
Утверждение Вещи, конечно , следует со старой квартиры вывезти.
Попугай правда разговаривал!
Сомнение Вряд ли конь возьмёт препятствие.
До воскресенья выбраться к родственникам едва ли получится.
Смягчение требования Положи -ка дедушкину книгу на место.
Полей -ка цветы.

Альтернативные классификации дополняют указанные группы разрядом словообразующих частиц, относя к ним присоединяющиеся с помощью дефиса морфемы отрицательных и неопределённых местоимений и сходных с ними наречий (кто- то , где- нибудь , кое -какой).

Также ряд лингвистов включают разряд отрицательных в качестве одной из подгрупп в разряд смысловых.

Классификация частиц по происхождению

Частицы возникли в языке двумя способами: или сразу в составе этой части речи, или образовавшись из других слов. По этому признаку они подразделяются на две группы.

Классификация частиц по составу

Частицы, в состав которых входит одно слово, называются простыми .

  • Не заходя на работу, Аркадий поехал прямо домой.
  • Солнце не поднималось выше макушек леса.
  • Подними- ка мусор с пола.

Если слов больше одного, то составными .

  • Хотя бы издали попробую посмотреть на эту скульптуру.
  • Что за таинственное происшествие!

Состав частиц не связан с разрядом. Например, вопросительная частица разве – простая, что ли – составная. Указательные вот, вон имеют сходные составные варианты а вот, а вон .

Знаки препинания при частицах

Если формообразующие и отрицательные частицы не вызывают сомнений по поводу отсутствия при них знаков препинания, то смысловые требуют пояснения. По внешнему виду слова этой части речи (о, ну, ах) сходны с междометиями, требующими выделения запятыми.

Междометия Частица
О , друг пришел! О друг мой, ты прав. (част. в составе обращения)
Ну , этот вопрос для него сложен. Ну Григорий! Кто бы от него ожидал!
Ах , сколько звёзд! Ах ты, непорядочный человек.

При синтаксическом разборе возникает вопрос, как обозначается частица. Поскольку отдельным членом предложения служебная часть речи не является, в этом случае слова из разрядов отрицательных и формообразующих присоединяются к значимым частям речи и подчёркиваются вместе с ними.

  • Сидел бы он лучше дома.
  • Снегопад не прекращался полторы недели.

Модальные членом предложения не являются и не подчёркиваются.

Из знаков препинания при частицах применяется дефис.

Слово всё-таки требует дефисного написания. Дефисами присоединяются предшествующим словам -ка и -то .

  • Ночь -то давно наступила.

К глаголам и наречиям присоединяется дефисом -таки .

  • Отец повёл- таки дочку в цирк.
  • Работа быстро- таки завершилась.

Отличие частиц от других частей речи

Слова из группы производных омонимичны исходным для своего образования частям речи – наречиям, существительным, глаголам, местоимениям. Отличительным признаком служит вопрос, на который служебные части речи не отвечают, и синтаксическая роль.

  • Давайте лекарство больному после еды. – Давайте поедем на трамвае.
  • Задача решалась просто . – Людмила просто красавица!

При омонимии с союзами отличие последних в соединительной функции.

  • Мастер не отдыхал ни минуты (част.). – В лесу не осталось ни грибов , ни ягод , ни трав (союз при однородных дополнениях).
  • И куда Николай отправился на ночь глядя! (част.) – Подул ветер , и верхушки деревьев закачались на фоне серого неба (союз между частями сложносочинённого предложения).

Эмоциональной окрашенностью, выразительностью интонаций речь обогащается с использованием частиц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: