Сюрреализм в живописи: история появления, яркие представители жанра и известные картины

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Navigation

Search

Сюрреализм

Details Category: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Published on Wednesday, 12 August 2015 14:17 Hits: 7744

«Процесс познания исчерпан, интеллект не принимается больше в расчёт, только грёза оставляет человеку все права на свободу» (Из предисловия к первому номеру журнала «Сюрреалистическая революция»).

В этих словах – суть сюрреализма.

Значение термина

Сюрреали́зм – от французского surréalisme (сверхреализм). Но с таким термином (сверхреализм) мы уже встречались – так переводится слово «гиперреализм». Приставка «гипер» (hyper) – в переводе с греческого означает «над, сверх, по ту сторону, превышение нормы». Таким образом, гиперреализм – это сверхреализм. Но в чём тогда разница между гиперреализмом и сюрреализмом?
Разница значительная. В гиперреализме предметы изображаются с фотографической точностью, порой рисунок не отличим от фотографии. Вот, например, как эта картина художника-гиперреалиста.

Картина итальянского художника-гиперреалиста Роберто Бернарди
В сюрреализме же сверхреализм проявляется как раз практически в полном отсутствии реализма. Звучит парадоксально, но сюрреализм как раз и претендует на парадоксальность. Он использует аллюзии и парадоксальные сочетания форм. Аллю́зия (лат. allusio – намёк, шутка) – указание, аналогия или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. В сюрреализме совмещены сон и реальность, сновидение наяву.

История сюрреализма

Сюрреализм как художественное направление сформировался во Франции к началу 1920-х годов. Основателем и теоретиком сюрреализма был Андре Бретон, французский писатель и поэт. Но сам термин «сюрреалистический» впервые появился в 1917 г. в подзаголовке одной из пьес Г. Аполлинера.
Однако основателем сюрреализма считают нидерландского художника, крупнейшего мастера Северного Возрождения, одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства – Иеронима Босха (1450-1516).
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл, предпринимались множественные попытки объяснить его значение, дать ему толкование. Многие считают Босха сюрреалистом XV в., извлекавшим свои образы из глубин подсознания.

И. Босх. Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»
Сальвадор Дали́ считал себя наследником Босха.
Сюрреализм сложился под влиянием теории психоанализа Фрейда, хотя не все сюрреалисты увлекались психоанализом. Главной целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Свобода и иррациональность – важнейшие ценности сюрреализма.
Часто сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они использовали автоматическое письмо – самопроизвольный процесс, являющийся результатом бессознательной деятельности пишущего, который при этом может пребывать в состоянии гипнотического, медиумического или медитативного транса. Автоматическое письмо использовалось психологами-фрейдистами и их последователями как метод психо- и самоанализа. Теоретики такого метода утверждали, что автоматическое письмо даёт исследователю представление о глубинных проблемах психики пишущего. Автоматическое письмо, наряду с автоматическим рисунком, автоматическим музицированием стало использоваться как средство выражения бессознательного в искусстве сюрреализма.
Зародившись во Франции (в Париже), сюрреализм с 1920 по 60-е годы распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Азии, а в 80-х годах добрался и до Австралии.
Первый Манифест сюрреализма в 1924 г. создал Андре Бретон.
Одной из техник сюрреализма был изобретённый Вольфгангом Пааленом фьюмаж. Сутью этой техники является получение изображения при помощи копоти свечи или керосиновой лампы. Фьюмаж впоследствии использовал и Сальвадор Дали в качестве основы, покрываемой затем красками.

В. Паален «Запретная страна» (1936-1937)

В. Паален «Планетарное лицо» (1947). Музей модерн (Сан-Франциско)

Крупнейшие представители сюрреализма

Величайшими представителями сюрреализма в живописи были Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт.

Сальвадор Дали (1904-1989)

Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
К данному методу он пришёл не сразу – сначала были эксперименты с методами кубизма и дадаизма. Но и сюрреализм не был постоянным методом, в котором он работал: в 1937 г. художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его работах начинает преобладать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Несмотря на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями.
В 1960-е годы Дали снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует эффекты обратного просмотра, снимается в рекламах (и здесь не упускает возможности для самовыражения).
Давайте рассмотрим некоторые картины С. Дали.

С. Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944). Холст, масло. 51 х 40,5 см. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)
Сам Дали так разъяснил смысл этой картины: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы». (Бернини – великий итальянский архитектор и скульптор).

С. Дали «Постоянство памяти» (1931). Холст, гобелен ручной работы. 24 х 33 см. Музей современного искусства (Нью-Йорк)
Одна из самых известных картин художника. Она известна также как «Мягкие часы», «Твёрдость памяти» или «Стойкость памяти».
Размягчённость висящих и стекающих часов сюрреалистический образ, символизируюший уход от линейного понимания времени. Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы. Художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер. Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Написанию картины могли способствовать ассоциации, возникавшие у Дали при виде плавленого сыра (на это указывает его высказывание).


С. Дали «Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» (1936). Холст, масло. 100 х 99 см. Художественный музей Филадельфии
Картина была написана в 1936 г., незадолго до начала гражданской войны в Испании. Всю центральную часть полотна занимает конструкция из человеческих рук и ног, формой напоминающая очертание Испании. Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Сочетание этих предметов создаёт абсурдное, болезненно-фантастическое сочетание, передающее впечатление Дали от событий, происходивших в те годы в Испании.

С. Дали «Лицо войны»
Эту картину можно назвать сюрреалистической только по форме. По содержанию же она реалистична – лицо войны всегда страшно.

Сюрреализм в других видах искусства

Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч.

Жан Кокто (1889-1963) – французский писатель, поэт, драматург, художник и кинорежиссёр. Одна из крупнейших фигур во французской литературе XX в.
Он является режиссёром известной сюрреалистической фантазии «Орфей» (1950), образ Орфея у Кокто был лейтмотивом и стержнем всего его творчества.

Филипп Халсман (1906-1979) – выдающийся фотограф середины XX в., считается родоначальником сюрреализма в фотографии. В 1941 г. он знакомится с Сальвадором Дали, с которым поддерживал творческие и дружеские отношения в течение 30 лет. К этому периоду относится его знаменитая фотография «Dali Atomicus».

Ф. Халсман «Dali Atomicus»
Это сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков, только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество дублей и невероятное терпение все участников съёмки.
Филипп Халсман создал фотопортреты многих знаменитых людей: Альберта Эйнштейна, Сальвадора Дали, французского комика Фернанделя, Бриджит Бардо, Анри Матисса, Анны Маньяни, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля, Джона Кеннеди – он снимал почти всех знаменитостей ХХ в. На его фотографиях политики и миллионеры, интеллектуалы и поп-дивы, эксцентричные художники и поэты.
Наиболее знаменитыми сюрреалистами в литературе были Андре Бретон, Робер Деснос, Луи Арагон, Поль Элюар, Рене Шар, Анри Мишо. Сюрреалистической литературе свойственно автоматическoе письмо, то есть творчество без контроля сознания, опирающееся только на подсознательные импульсы. В действительности такой тип творчества практически невозможен. Все произведения сюрреалистов ориентированы на интерпретацию, они изображают не предметы, а их идеи и образы. Поэтому восприятие сюрреалистических полотен и текстов требует от зрителя и читателя определённой умственной и эмоциональной подготовки, которая позволила бы найти с ними общий язык. Стремление выражать свои мысли и эмоции на усложнённом языке, прихотливая ассоциативность, насыщенность текста переносными значениями делают чтение сюрреалистических произведений увлекательной, но не всегда лёгкой работой.

Читайте также  Что делать, если завис планшет на андроиде

Сюрреализм: художники, картины и история направления

Гид по статье:

Рекомендуем почитать:

Сюрреализм (surrealisme, буквально «сверхреализм», «надреализм») — направление в искусстве, возникшее во Франции в 1924 году. Впервые данный термин был использован Гийомом Аполлинером в 1917 году. Изначально стиль сформировался в литературе, а вскоре охватил изобразительное искусство, театр и даже кино.

Основным теоретиком был французский поэт Андре Бретон, автор сюрреалистического манифеста, опубликованного в 1924 году. Через год была организована первая сюрреалистическая выставка. Сюрреализм возник как форма восстания против современной жизни, морали и авторитетов. Он был протестом против классицизма, реализма, эмпиризма, рационализма, утилитаризма и условностей в искусстве.

Манифест сюрреализма (Manifeste du surrealisme, 1924) — это документ, описывающий новое художественное направление. Творчество Андре Бретона привнесло искусство в безумие, тайный мир подсознания и сновидений.

Объектами интереса или, скорее, восхищения художников из круга Андре Бретона были явления, типичные для психоанализа Фрейда, проявляющиеся в гипнотических сновидениях, в маниакальных и психопатических состояниях, во всевозможных случайных и непроизвольных действиях.

Вдохновением для основоположников сюрреализма послужила картина Иеронима Босха, а предшественниками были дадаисты и итальянский живописец Джорджо де Кирико, чьи работы оказали на них огромное влияние.

Иероним Босх — Сад земных наслаждений

Целью сюрреализма было достижение художественной спонтанности через извлечение, высвобождение и творческое использование элементов, содержащихся в подсознательных слоях человеческой психики, обычно ограниченных разумом и культурными нормами. Для художника сюрреализма свойственно разрушение логического порядка реальности, совпадение элементов случайно, вдохновение с галлюцинациями, сказками и мифами, сновидениями, искусством детей и душевнобольных. Стилю были присущи провокация и культ абсурда: как в сновидениях, так и в картинах происходили необычные и непонятные вещи.

Сюрреализм породил неограниченную свободу, освободил человеческое сознание от ограничений рационализма в пользу воображения. Искусство стало формой выражения подсознательных состояний, а выявление сюрреальности стало его первоочередной задачей. Данное течение повлияло не только на формы современного искусства, но и оказало значительное влияние на обычаи и сферу массовой культуры. Сюрреалисты восстали со своей склонностью к скандальным провокациям против рассматриваемого общественного строя и, в частности, против буржуазных моральных норм.

Сюрреализм простыми словами — это:

  • полный разрыв с существующими канонами, и прежде всего отрицание того, что было представлено классическим стилем, рационализмом, реализмом и эмпиризмом
  • искажения и хаос на полотне
  • живописное произведение создается в результате неконтролируемых действий, свободных ассоциаций, выявления желаний и безымянных состояний подсознания
  • иллюстрирование сновидений, работа с подсознанием и даже галлюцинации автора
  • чудеса в обычных, повседневных вещах
  • внимание на сущность мастера, подсознание, его мысли и внутренние противоречия
  • изучение психоанализа и работ Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга
  • участие в политической деятельности (против фашистского правления и милитаризма). Многие сюрреалисты присоединились к Коммунистической партии, провозглашая лозунги революции, понимаемой как тотальная революция, совершенная в общественном сознании, они имели в виду скорее «революцию сознания», чем захват власти

Сюрреализм в живописи: 5 ключевых картин, о которых нужно знать

Сюрреализм в живописи появился в 1920-х годах во Франции, а затем стремительно распространился по всему миру. Наиболее известными художниками-последователями являются Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Макс Эрнст. Представляем пять наиболее интересных произведений сюрреалистов.

Краткая история жанра

Изначально движение зародилось в литературе, но почти сразу же перекочевало в художественную сферу. Вслед за популярным в то время психоанализом сюрреалисты пытались показать, что творческая энергия находится в бессознательном, проявляясь в состояниях сна, гипноза, болезненного бреда и в автоматических неконтролируемых действиях. В своих работах они совмещали привычные глазу повседневные образы с аллюзиями и парадоксами из сновидений.

Вдохновленные идеями левой идеологии, последователи течения призывали к освобождению от навязанной рациональности с помощью искусства и выступали за то, что наше восприятие крайне иллюзорно из-за искажений, вызываемых бессознательными процессами. Работы сюрреалистов стремятся передать посыл: зачастую мы видим совсем не то, что нам кажется.

Рене Магритт «Вероломство образов»

Картина Рене Магритта «Вероломство образов», написанная во второй половине 1920-х годов, изображает курительную трубку, кажущуюся чересчур реальной — тонкие линии изгиба, блики и тени. Вероятно, произведение не вызвало бы бурного обсуждения в художественном мире, если бы не одна деталь: выведенная словно детским аккуратным почерком надпись «Ceci n’est pas une pipe», что в переводе с французского означает «Это не трубка».

«Трубка, под которой написано, что это не трубка?» — спросите вы, недоумённо нахмурившись. И вот что ответил бы Магритт, пожав плечами: «А вы можете набить эту трубку табаком? Нет, это просто представление, не так ли? Так что если бы я написал на картине «Это трубка», то я бы соврал.»

В этом весь сюрреализм : наше видение (в данном случае воплощенное на холсте) и реальный объект не тождественны. Как можно быть уверенным, что мы видим действительно то, что видим? Вспомните, как однажды ошиблись, приняв в темноте предмет за то, чем он не является — вдруг мы допускаем эту оплошность постоянно?

В 1966 году Магритт создаёт работу под названием «Две загадки», где вновь фигурирует курительная трубка. Художник предлагает развитие своих ранних идей: если мы не уверены, что наше восприятие соответствует действительности, то как мы можем подтвердить истинность этого суждения, не попадая в свою же ловушку?

«Две тайны», 1966, Рене Магритт. Находится в частной коллекции

Подобная концепция оказала влияние на дальнейшее развитие искусства и литературы. Например, известный философ Мишель Фуко написал эссе «Это не трубка», где подробно анализировал и дополнял идеи Магритта. Более того, формулировка «Это не…» была взята на вооружение маркетологами. Самой оригинальной является рекламная кампания страховой фирмы Allianz, где на плакатах с изображениями курительной трубки, молотка, и банановой кожуры, соответственно, находятся надписи «Это не трубка — Это загрязнитель бронхов», «Это не молоток — Это вечный расплющиватель пальцев», «Это не кожура банана — Это злостный вредитель спине».

Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не банановая кожура» Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не молоток» Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не черепица»

Марсель Дюшан «L.H.O.O.Q.»

Сюрреалисты утверждали необходимость пересмотра традиционного искусства. Наиболее ярко это стремление выразил Марсель Дюшан в 1919 году, представив картину «L.H.O.O.Q.», на которой он подрисовал усы и бородку Джоконде. Такая техника — дополнение существующих и зачастую повседневных объектов незначительными деталями, превращающими их в объект искусства, — получила название «readymade» (англ. «готовая вещь») и использовалась Дюшаном в дальнейших работах.

Название интересно тем, что L.H.O.O.Q. при прочтении созвучно с французским «у неё там горячо», и вряд ли Дюшан использовал такую комбинацию букв случайно. Позже художник не раз возвращался к этому обозначению — L.H.O.O.Q. встречается в его произведениях в различных вариациях больше тридцати раз.

Читайте также  Какие витамины пить при усталости

Дюшан, которому была близка тема половой идентичности, своим экспериментом с Моной Лизой также затронул гендерную проблему, добавив маскулинные черты олицетворению женственности. Как известно, некоторые работы он даже подписывал женским псевдонимом Rose Sélavy, что созвучно с фразой «Eros, c’est la vie» (фр. «Эрос, это жизнь»). Сохранились также несколько фотосессий Дюшана в женском образе.

Несмотря на кажущуюся кощунственность «бородатой» Моны Лизы, публика восприняла её с интересом. Эксперименты с Джокондой продолжались — появлялись пародии на пародию. Картина остаётся популярной и сегодня: в 2017 году она была куплена на аукционе за $743.000. В 2000 году во Франции была учреждена Премия Марселя Дюшана, которая сегодня считается одним из крупнейших конкурсов в области современного искусства.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти»

«Постоянство памяти» Сальвадора Дали доказывает, что для создания шедевра не всегда нужны годы плодотворной работы — Дали понадобились всего два часа. Когда его жена Гала увидела картину, то произнесла: «Тот, кто увидел её один раз, не забудет уже никогда».

В шутку Дали называл свое произведение «камамбером времени», рассказывая, что он решил написать картину, когда увидел тающий на солнце сыр, который они с Галой не доели за обедом.

Работа состоит из символов: три плавящихся циферблата — отказ от линейности времени, делимого на прошлое, настоящее и будущее; спящее животное на первом плане — автопортрет в профиль; муравьи на оранжевых часах — символ распада и гниения; скалы вдалеке — отсылка к родной для художника Каталонии; излюбленное яйцо, которое Дали использовал на протяжении всей творческой карьеры, — жизнь. Везде соседствует реальность и сон: сухое дерево и тающие часы, море и огромное прямоугольное зеркало, муха и её человекоподобная тень. Художник стремился показать, что в человеческом восприятии переплетаются действительность и наши представления о ней.

Многие высказывали догадки, что в «Постоянстве времени» Дали опирался на теорию относительности Эйнштейна, показав взаимосвязь и изменчивость пространства и времени. Однако сам художник говорил, что был вдохновлён древнегреческим философом Гераклитом, утверждавшим, что «невозможно войти в одну и ту же реку дважды», потому что всё изменчиво: река сейчас и река через полчаса — это две разные реки, а не одно и то же, как может показаться нам.

Пабло Пикассо «Сон»

Как и многие художники Пикассо вдохновлялся любовными переживаниями, воплощая их в творчестве. На картине «Сон» он изобразил своё новое увлечение — Мари-Терез Вальтер, которую ласково называл валькирией.

Мари-Терез Вальтер было 17 лет, когда она встретила Пабло Пикассо, который был старше её на 28 лет и к тому же женат. Тем не менее, их отношения развивались очень стремительно и страстно, спровоцировав целую серию сюрреалистических портретов, нарисованных Пикассо в 1932 году.

В картине «Сон», нарисованной всего за один день, Пикассо использует любопытный приём, разделив изображенное в анфас лицо на две половинки так, что можно наблюдать и линию профиля. Подобное сочетание несовместимых ракурсов положило начало новому направлению в портретной живописи. Пикассо отказывается от реалистичного изображения спящей девушки, используя форму и цвета так, чтобы вызвать эмоции и передать общее ощущение покоя и умиротворения.

В 2006 году владелец решил продать картину и уже договорился с покупателем о сумме сделки в 139 миллионов долларов, но случайно проткнул полотно локтём. Далее произведение ждали ремонт, который обошёлся незадачливому владельцу в $90,000, установление экспертами новой цены и несколько судебных процессов по страховым вопросам. В 2013 году покупатель всё же получил «Сон» Пикассо, заплатив за него 155 миллионов долларов, что на тот момент сделало картину самым дорогим произведением искусства в истории.

Макс Эрнст «Слон Целебеса»

«Слон Целебеса» — первое масштабное произведение Макса Эрнста, ставшее одним из ключевых для сюрреализма. Созданная после Первой мировой войны работа стремится выразить весь ужас милитаризма. Сам художник писал: «1 августа 1914 года Макс Эрнст умер. Он воскрес 11 ноября 1918 года молодым человеком, который стремился обнаружить мифы своего времени». Вероятно, здесь он пытается разрушить веру в человеческую рациональность — как можно полагаться на разум, если он привёл к войне?

Целебес — остров в Индонезии (сейчас Сулавеси), который своими очертаниями напоминает слона. Эрнст также говорил, что название ему навеяла неприличная считалка немецких школьников, где есть фраза «слон с Целебеса, похожий на беса».

Эрнст рассказывал, что композиция картины пришла ему в голову, когда он увидел в антропологическом журнале фотографию большой корзины для зерна, используемой племенами в Южном Судане. Это объясняет и ритуальные столбы, изображённые на картине. Возможно, художник хотел сказать, что божества, перед которыми благоговели и которым поклонялись люди на заре человечества, никуда не ушли, а лишь переродились в другие, милитаристско-технические, формы.

Механический слон, вызывающий в памяти образы танка, противогаза, печи, кажется огромным по сравнению со светлой женской фигурой на первом плане, которая словно зовёт его за собой неестественно повёрнутой рукой. У женщины нет головы — означает ли это, что творение может погубить своего же творца?

Читайте материалы о других художниках, работавших в стиле магического реализма, на Losko. Например, об Эдварде Хоппере и его архитектуре одиночества или Рене Магритте и его картинах-загадках.

Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте , Facebook , Telegram — @loskomag , Instagram . Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Patreon .

Сюрреализм в живописи

В начале XX в. возникло новое направление в живописи, явившее собой своеобразное перевоплощение символизма, — сюрреализм (от французского surrealite — искусство сверхъестественного). Предметы и фигуры людей и животных выведены на картинах представителей этого направления как нечто необычное, порой напоминающее странное и ужасное видение. Эти пугающие образы могли возникнуть только в мозгу спящего, находящегося в гипнотическом состоянии или трансе человека.

В сюрреалистических композициях нет порядка, в них все случайно. Появление подобного направления связано с существовавшей в начале XX в. медицинской теории, утверждавшей, что в подсознании человека присутствуют темные силы, стремящиеся подчинить себе сознание. Картины сюрреалистов отразили увлечение художников этой идей. Своей живописью они пытались доказать публике, что в создании их произведений участвует неведомая сила, скрытая в глубинах мозга.

Предшественниками сюрреализма можно считать И. Босха и Ф. Гойю с их причудливыми и странными образами. Большую роль в появлении сюрреализма сыграл дадаизм (от французского dada — деревянная лошадка для детей), литературно-художественное движение, сформировавшееся в Цюрихе в годы Первой мировой войны в среде эмигрантов. В творчестве дадаистов выразился страх человека перед кровавой бойней. Представители этого течения отвергали цельность и планомерность композиции, выстраивая свои произведения с помощью случайных предметов. Их картины, напоминавшие пародию на творчество, шокировали зрителей. Крупнейшими мастерами дадаизма были М. Дюшан, Ф. Пикабиа, М. Эрнст, К. Швиттерс, Х. Арп.

Читайте также  Какое море на планете самое соленое

Еще до появления дадаизма черты сюрреализма появились в творчестве итальянца Джорджо Де Кирико и жившего во Франции выходца из Белоруссии Марка Шагала.

Полотна Шагала наполняют беспорядочные образы, рожденные воспоминаниями художника о родине, городе Витебске, и впечатлениями от парижской жизни. Фигуры людей, животных, предметы, растения и деревья на его картинах как будто парят в воздухе.

Джорджо Де Кирико

Итальянский художник Джорджо Де Кирико родился в 1888 г. в Греции. В 1899-1905 гг. он учился живописи в Афинах. В 1906 г. после смерти отца художник вместе с семьей переехал в Мюнхен, где поступил в Академию художеств. В Германии Де Кирико увлекся сочинениями А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В раннем его творчестве заметно влияние живописи А. Бёклина и М. Клингера («Битва лапифов с кентаврами», 1909). В 1910-1911 гг. Де Кирико посетил Италию. Под впечатлением красоты архитектурных памятников Милана, Флоренции и Турина он создал свои «картины-таинства». Вместе с братом Андреа, получившим известность как писатель Альберто Савиньо, художник с 1911 по 1915 г. жил в Париже. Здесь он представил свои картины на Осеннем салоне и Салоне независимых. Французская публика положительно встретила творения Де Кирико.

В начале Первой мировой войны Де Кирико вместе с братом приезжает в Италию. Здесь он создает метафизические композиции, предопределившие возникновение сюрреализма. В картинах Де Кирико зритель видит пустынные улицы и площади, заполненные античными скульптурами, куклами, роботами. Кое-где встречаются живые люди, как будто спящие на ходу. Ощущение тревоги и страха перед грядущим вызывают длинные тени, отбрасываемые фигурами людей и предметами («Красная башня», 1913; «Награда ясновидца», 1913; «Тайна и меланхолия улицы», 1914) . Застывшие статуи и манекены кажутся героями какой-то пугающей драмы («Философ и поэт», 1914; «Пророк», 1915, «Великий метафизик», 1917) .

В 1919 г. художественная манера Де Кирико резко изменилась. Из произведений исчезли странные и загадочные образы. Теперь его живопись приобрела черты классического искусства. Отход от метафизической живописи явился причиной разногласий с сюрреалистами, с которыми художник познакомился в Париже в 1920-е гг. Они не приняли новую манеру Де Кирико, назвав ее упаднической.

Потеряв интерес к метафизической живописи, художник стремится возродить в своем творчестве традиции классицизма. Он пишет картины в духе старых мастеров, заимствуя из работ Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Рубенса, Ватто , Фрагонара образы, сюжеты и целые фрагменты («Падение Фаэтона», 1954; «Лукреция», 1922). В этот период мастер создает множество вариантов своих метафизических композиций, стараясь улучшить их. Стилизация под классическое искусство нередко приводила к появлению в живописи Де Кирико элементов примитива и пародийности («Спящая Диана в лесу», 1933; «Пейзаж с богиней», 1936). В 1970-е гг. живопись Де Кирико в духе классицизма имела большой успех у публики.

Д. Де Кирико. Ностальгия по бесконечности. 1911 г.

Кроме живописи, художник занимался печатной графикой, скульптурой, театральными декорациями. В 1929 г. он издал автобиографическое сочинение, а в 1945 г. — «Мемуары».

Умер Де Кирико в 1978 г. в Риме.

Как направление сюрреализм сформировался в начале 1920-х гг. Крупнейшим представителем этого искусства стал испанский художник С. Дали.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали родился в Каталонии в 1904 г. Учился в мадридской Академии художеств. Большое влияние на формирование его стиля, а также воззрений на искусство оказала необычная живопись Де Кирико и сочинения З. Фрейда.

В 1929 г. Дали приезжает в Париж, где входит в круг художников-сюрреалистов. С этого момента в его картинах преобладают странные образы, словно рожденные больной фантазией пациента психиатрической клиники. Фигуры, несмотря на свой фантастический вид, кажутся осязаемыми и живыми — настолько оптически достоверно художник изображает их.

Чудовищные монстры на полотнах мастера поражают своим устрашающим и нелепым обликом («Мрачная игра», 1929) . В работах Дали часто повторяются странные символы и детали, вероятно связанные с личной жизнью художника, его чувствами и интимными переживаниями. Это мягкие, словно сделанные из материи, часы и рояли, костыли, зубы, разлагающаяся человеческая плоть, режущие инструменты, огромные кузнечики и муравьи («Постоянство памяти», 1931; «Женщины с цветочными головами, обнаруживающие на пляже останки рояля», 1936; «Сон», 1937). Так, в картине «Великий мастурбатор» (1929) закрытые глаза на женском лице обращают зрителя к области подсознательного, где простой кузнечик становится воплощением детского страха быть съеденным, а также боязни сексуальных проблем. Позднее образ Великого мастурбатора появится и в других произведениях Дали.

С. Дали. Великий мастурбатор. 1929 г.

Нередко сюжеты, связанные с агрессией, сексуальными извращениями и органическим распадом, пронизаны страхом перед социальными потрясениями и войнами. Таковы полотна «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны» (1936), «Осеннее каннибальство» (1936-1937), «Изобретение монстров» (1937).

Во многих произведениях Дали, относящихся к 1930-м гг., повторяются многозначные образы, смысл которых очень трудно разгадать («Призрак Вермеера Дельфтского, который можно использовать как стол (феноменологическая теория «мебели-пищи») », 1934; «Метаморфоза Нарцисса», 1937; «Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера», 1940).

С 1934 г. отношения между Дали и другими художниками-сюрреалистами осложняются, а в 1939 г. происходит полный разрыв, связанный с политическими убеждениями Дали, симпатизировавшего лидерам тоталитаризма. Сыграло также свою роль и упрощенное понимание испанским мастером эстетических воззрений и программ сюрреализма.

С. Дали. Постоянство памяти. 1931 г.

Разорвав отношения с бывшими соратниками, Дали по-прежнему считал себя настоящим и единственным сюрреалистом. В 1940 г. художник уехал в США. Умело использовав рекламные акции, шоу, а также свою деятельность в области прикладного искусства художник завоевал необыкновенную популярность не только в США, но и во всем мире.

С 1948 г. Дали вновь живет в Испании. Он обращается к католицизму и выполняет несколько полных мистического чувства религиозных композиций в духе барочного искусства («Мадонна де Порт-Льигат», 1950; «Христос Хуана де ля Круса», 1951; «Тайная вечеря», 1955). В таком же стиле написаны картины на сюжеты из истории и античной мифологии («Атомная Леда», 1949; «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1958-1959). Нередко моделью для полотен Дали служила его жена Гала (Елена Делувина-Дьяконова).

В 1970-е гг. в творчестве мастера появляются черты романтического искусства («Дикий пейзаж с обнаженными», 1970). Кроме живописи, художник занимается графикой, скульптурой, прикладным искусством, литературным творчеством. Работает он также в области театра и кино.

В 1973 г. Дали основал в родном Фигерасе свой музей. Здесь он и жил с 1986 г. до самой смерти. Умер Дали в 1989 г.
Представителями сюрреализма были: бельгиец Рене Магритт, писавший наполненные странными символами полотна; француз Ив Танги с его пугающими и непонятными фигурами, похожими на бобы; испанец Хоан Миро, в картинах которого изображены удивительные существа и знаки, напоминающие древние письмена. В духе сюрреализма некоторое время работал швейцарец Пауль Клее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: