Публичные торги: извещение, порядок проведения

Публичные торги: извещение, порядок проведения

Раскрываются особенности гражданско-правовых норм о заключении договора на публичных торгах при реализации заложенного или арестованного имущества; указываются ограничения, установленные для реализации отдельных видов имущества.

Договор о продаже вещи или имущественного права в некоторых случаях может быть заключен только путем проведения торгов. Так, реализация (продажа) заложенного имущества, на которое обращено взыскание, производится путем продажи с торгов в порядке, установленном процессуальным законодательством (п. 1 ст. 350 ГК РФ).

Согласно ст. 447 ГК РФ выделяются две формы проведения торгов: конкурс и аукцион. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

В случае проведения конкурса выигравшим торги признается лицо, которое по заключению назначенной организатором торгов конкурсной комиссии предложило лучшие условия. При этом лучшие условия не всегда связаны с большей ценой. Значение могут иметь сроки, качество выполняемой работы и т.п. Если же торги проводятся в форме аукциона, то выигравшей стороной признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

Организатором торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация, которая действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени. Например, публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся органами, на которые в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено федеральным законом (ст. 57 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; далее — Закон об ипотеке). Таким органом является Федеральная служба судебных приставов.

Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Если в публичных торгах по продаже заложенного имущества участвовало только одно лицо, то торги признаются несостоявшимися (п. 5 ст. 447 ГК РФ). Кроме того, публичные торги могут быть признаны несостоявшимися, если: не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества; лицо, выигравшее публичные торги, не внесло покупную цену в установленный срок (ст. 58 Закона об ипотеке). В этих случаях публичные торги должны быть объявлены несостоявшимися не позднее чем на следующий день после того, как имело место какое-либо из указанных обстоятельств.

Торги в форме аукциона или конкурса могут быть открытыми или закрытыми.

В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Форма проведения торгов в ряде случаев определяется специальными нормативными актами. Например, активы кредитной организации, относящиеся к ограниченно оборотоспособному имуществу, могут быть проданы только на закрытых торгах. В этом случае в закрытых торгах принимают участие лица, которые могут иметь в собственности или ином вещном праве указанное имущество (ст. 18 Федерального закона от 08.07.1999 N 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»). Продажа имущества организации-должника, входящей в состав единого производственно-технологического комплекса, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса (ст. 20 Федерального закона от 24.06.1999 N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»).

Существуют некоторые ограничения по субъектному составу участников торгов. Так, должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика или налогового агента, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента (п. 6 ст. 47, п. 9 ст. 48 НК РФ).

На организатора торгов, согласно ст. 448 ГК РФ, возлагаются следующие обязанности:

1) известить о торгах предполагаемых участников не позднее чем за 30 дней до проведения торгов. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене имущества, выставленного на торги. Если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок;

2) если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением сроков, предусмотренных законом, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов;

3) организатор торгов обязан подписать с лицом, выигравшим торги в день проведения аукциона или конкурса, протокол о результатах торгов, который имеет силу договора;

4) организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка. Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. Организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а конкурса — не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса.

Участник торгов имеет право:

1) получать информацию о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене имущества, выставленного на торги;

2) в случае уклонения одной из сторон торгов от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора.

Участники торгов обязаны:

1) внести задаток в размере, сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору;

2) лицо, выигравшее торги, обязано подписать с организатором торгов в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. При уклонении от подписания протокола лицо, выигравшее торги, утрачивает внесенный им задаток. Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.

В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными. Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Обратиться в суд с иском о признании торгов недействительными могут заинтересованные лица — участники торгов. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Иск о признании недействительным договора купли-продажи, заключенного по результатам аукциона или конкурса, вправе предъявить также лицо, которому было отказано в участии в конкурсе (п. 7 письма ВАС РФ от 02.07.1993 N С-13/ОП-206 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации»).

Статья подготовлена с помощью Консульант Плюс.

Главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения А.М. Полякова

Особенности проведения публичных торгов

Выделяют две основные разновидности публичных торгов: открытые и закрытые. Основное отличие между ними заключается в том, кто принимает участие в аукционе. Так, например, в открытых могут подавать заявку абсолютно все лица, а в закрытых, в свою очередь, — исключительно те, кто был приглашен на конкурс. На законодательном уровне поддерживаются открытые торги. Еще одно отличие между открытыми и закрытыми торгами заключается в способе подачи предложения. Участники открытых торгов поочередно заполняют форму аукциона, предлагая свою стоимость, а участники закрытого – передают организатору запечатанный конверт с предложением в назначенный день.

Особенности публичных торгов

Правила проведения публичных торгов, в рамках которых реализуется недвижимое имущество должников, регламентированы ФЗ-102 (статья 59). О том, как проводятся такие мероприятия, а также о специфике участия в них мы поговорим далее в настоящей статье.

Местом организации публичных торгов является фактическое местоположение реализуемого объекта. Изменен срок, в течение которого в официальных источниках должна быть опубликована информация о сделке:

  • Дата проведения конкурса;
  • Место проведения конкурса;
  • Результаты (конечная стоимость объекта).

Если раньше дедлайн наступал через 30 календарных дней, то сейчас этот период сокращен ровно в 3 раза – организаторы должны вывесить указанную выше информацию не позднее 10 дней с даты окончания аукциона.

Информация о планируемых публичных торгах должна доводиться Федеральной Службой Судебных Приставов (ФССП) на официальном сайте ведомства посредством публикации извещения о проведении публичных торгов. Порядок проведения торгов посредством публичного предложения проводятся согласно положению (в том числе и на электронных площадках). Если физическое или юридическое лицо изъявляет решение об участии в предстоящих торгах, тогда оно должно внести задаток. Размер задатка зависит от конкретного конкурса, но в среднем его величина составляет около 5-10 процентов от цены лота. После объявления результатов конкурса участникам, которые не победили, задаток будет возвращен в 100% размере.

Читайте также  Камера-обскура: это что такое?

Задаток необходим для гарантии исполнения обязательств. Например, если лицо выигрывает конкурс, а затем, после объявления результатов, отказывается исполнять условия. В этом случае ведомство не вернет выигравшему лицу задаток. Таким образом, вносимой всеми участникам гарантией ФССП страхует себя от потерь и напрасных затрат на организацию торгов посредством публичного предложения.

Подтверждение торгов

Документом, который подтверждает победу лица в открытых торгах посредством публичного предложения, является договор. После завершения конкурса организатор обязан подготовить и подписать с победителем соглашение. В документе фиксируются все основные аспекты мероприятия:

  • Данные о победителе;
  • Местоположение объекта недвижимости;
  • Условия победы, цена и другие аспекты, связанные с конкурсом;
  • Дата и площадка проведения торгов.

Договор с организатором впоследствии станет документом, на основании которого можно будет зарегистрировать право собственности на недвижимость в Единой Государственной Регистрационной Палате (ЕГРП).

Кто может стать участником торгов посредством публичного предложения?

В качестве участника может выступать любое лицо, которое соответствует правилам конкурса и может внесли задаток. На самих торгах имеют право присутствовать как сам залогодержатель, от которого отчуждается недвижимое имущество, так и его родственник, близкие и друзья. Важно, что все они (включая непосредственно залогодержателя) имеют право принимать участие в конкурсе на общих условиях. Если торги посредством публичного предложения проводятся на электронной торговой площадке, то участникам необходимо иметь электронную цифровую подпись. Получить ее вы можете в Центре ЭЦП.

Как оформить результаты публичных торгов?

Победителем конкурса считается лицо, которое предложит наиболее высокую стоимость объекта. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо. В результате мероприятия составляется протокол, в котором фиксируется информация о самой процедуре проведения конкурса, так и о ее результатах. Например, в протоколе обязательно должны быть отражены следующие сведения:

  • Количество и список участников;
  • Процедура торгов;
  • Победитель и условия победы.

После конкурса победитель должен изучить и подписать протокол в знак согласия с информацией, которая в нем содержится. На основании протокола в дальнейшем организатор создаст договор купли-продажи.

Оплата оставшейся части по договору должна быть внесена победителем в срок до 5 дней. Деньги необходимо отправить на банковский счет организатора.

Когда публичные торги признаются несостоявшимися?

При невыполнении определенных требований открытые торги посредством публичного предложения могут быть признаны несостоявшимися. К факторам, которые могут привести к таким последствиям, следует отнести:

  1. Количество участников конкурса – их должно быть не менее двух. Если участник один или их нет вообще, то торги аннулируются;
  2. Доплата победителя конкурса – если пятидневный срок не соблюден, то результаты аукциона тоже аннулируются.

Если публичные долги признаются несостоявшимися, то залогодержателем может быть заключено соглашение с залогодателем о переходе недвижимого имущества в собственность кредитора. Если это по каким-то причинам не получится сделать, тогда необходимо будет проводить повторные открытые торги посредством публичного предложения. Однако, по закону они могут быть проведены не менее, чем через месяц после признания текущего конкурса несостоявшимся. В этом есть и преимущества – на повторных торгах закон обязывает организатора снизить цену на недвижимость не менее, чем на 15 %.

При подготовке к участию в торгах не стоит также забывать еще об одном важном нюансе: до проведения мероприятия должник может погасить свою задолженность перед кредитором, и тогда аукцион будет отменен.

Продажа арестованного имущества через публичные торги

Для того, чтобы реализовать соответствующее судебное решение, зачастую ФССП производит арест недвижимого имущества. Арест – это процессуальный акт, который накладывает ограничения не только на сам объект, но и на все, что расположено на его территории. Следовательно, если в квартире стоит телевизор, который принадлежит не должнику, а третьему лицу, то ТВ все равно будет внесен в опись и арестован.

Реализация арестованного имущества возможна не ранее, чем через 5 дней после соответствующего процессуального акта. Однако эти сроки могут быть изменены по решению судебного пристава. Например, все имущество или его часть может быть изъята сразу после описи. Особенно это касается объектов, которые являются скоропортящимися.

Операционно торги по продаже арестованного имущества выглядят также, как обычные публичные торги. А все вырученные от продаж деньги направляются на погашение долга.

Публичные торги по банкротству

Если лицо имеет непогашенную задолженность, но является неплатежеспособным, то в этом случае производится продажа его имущества через аукционы. Единственное условие при выборе имущества для последующей реализации – это возможность продолжения должником деятельности. Все, что не лишает должника возможности работать, может быть реализовано.

Операционной особенностью является предпочтение аукционам, потому что основная цель таких торгов – это восстановление платежеспособности и погашение задолженностей перед кредиторами. Следовательно, организаторам выгодно выбирать победителя только по одному параметру – по самой высокой цене.

Для того, чтобы оптимизировать процедуру участия в торгах, в том числе, публичных, рекомендуем вам воспользоваться сервисом СБИС Торги. Для работы в нем потребуется электронная подпись, которую можно купить в Центре ЭЦП на нашем сайте. Работа в программе СБИС позволит вам принимать участие в любых торгах на различных площадках, выбирать конкурсы и аукционы по конкретным параметрам, отслеживать новые предложения по всем площадкам в режиме реального времени. Протестируйте услугу бесплатно!

Статья 449.1 ГК РФ. Публичные торги (действующая редакция)

1. Под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

2. Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом.

3. Должник, взыскатели и лица, имеющие права на имущество, продаваемое на публичных торгах, вправе на них присутствовать.

4. Извещение о проведении публичных торгов опубликовывается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 448 настоящего Кодекса, а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа.

Извещение должно содержать наряду со сведениями, указанными в пункте 2 статьи 448 настоящего Кодекса, указание на собственника (правообладателя) имущества.

5. В публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.

6. В протоколе о результатах публичных торгов должны быть указаны все участники торгов, а также предложения о цене, которые они вносили.

7. В случае неуплаты победителем торгов покупной цены в установленный срок договор с ним считается незаключенным, а торги признаются несостоявшимися. Организатор торгов также вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 449.1 ГК РФ

1. Комментируемая статья, регламентирующая процедуру проведения публичных торгов, является новой. Хотя в ранее действовавшей редакции ГК РФ упоминалось о публичных торгах, однако само их определение отсутствовало. В п. 1 комментируемой статьи этот пробел был восполнен.

Под публичными торгами согласно п. 1 ст. 449.1 ГК РФ понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Так, например, на публичных торгах может реализовываться заложенное имущество на основании исполнительного листа.

В п. 1 комментируемой статьи сделана ссылка на положения ст. ст. 448 и 449 ГК РФ, регулирующих обычные торги. По общему правилу положения указанных статей применяются и к публичным торгам, однако иное может быть установлено ГК и процессуальным законодательством.

Перечень исполнительных документов, о которых идет речь в нем, установлен в ст. 12 Закона об исполнительном производстве. В ней названы: исполнительные листы, судебные приказы, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии, акты органов, осуществляющих контрольные функции о взыскании денежных средств, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, постановления судебного пристава-исполнителя и др.

Согласно п. 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» «с иском в суд о признании публичных торгов недействительными может обратиться любое заинтересованное лицо (пункт 1 статьи 449, часть 1 статьи 449.1 ГК РФ). В частности, такими лицами могут быть: участники торгов; лица, не имевшие возможности участвовать в публичных торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушений правил их проведения; стороны исполнительного производства; судебный пристав-исполнитель; иные лица, обосновавшие свой интерес в оспаривании публичных торгов.

Читайте также  Самые лучшие аквапарки России

Лицо может быть заинтересовано в оспаривании публичных торгов и в том случае, когда исполнительное производство, в ходе которого проводились эти торги, окончено фактическим исполнением.

Ответчиками по требованиям о признании публичных торгов недействительными по общему правилу являются организатор торгов и/или привлекаемые им специализированные организации и лицо, выигравшее публичные торги».

О судебной практике по делам, связанным с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства», в п. 5 которого указано, что при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.

2. В п. 2 комментируемой статьи дается определение организатора публичных торгов. Основным признаком публичных торгов является их публичный (общественный) характер, поэтому в качестве организатора публичных торгов в соответствии с п. 2 комментируемой статьи выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом.

Победителем публичных торгов считается лицо, предложившее максимальную покупную цену, которую он должен внести в установленный срок. В противном случае договор с ним считается незаключенным, а торги признаются несостоявшимися. Организатор торгов также вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.

Под лицом, уполномоченным в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, понимается Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которому в соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» предоставлено право организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организатором публичных торгов может также выступать — организатор торговли — лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об организованных торгах»).

3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает право должника, взыскателей и лиц, имеющих права на имущество, продаваемое на публичных торгах, присутствовать на торгах.

Нельзя не обратить внимания на то, что в п. 5 комментируемой статьи содержится запрет на участие должника в публичных торгах. Таким образом, должнику можно присутствовать на публичных торгах только в качестве зрителя.

4. Как указано в п. 4 комментируемой статьи, извещение о проведении публичных торгов публикуется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 448 ГК РФ (см. комментарий к нему), а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство.

Согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Согласно п. 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» информация о проведении торгов, включая публичные, подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов (адрес официального сайта — www.torgi.gov.ru — утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909).

Кроме того, извещение о проведении публичных торгов должно быть размещено на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство по адресу http://fssprus.ru/torgi.

Иными законами могут быть установлены дополнительные к общеобязательному порядку правила размещения информации о проведении публичных торгов.

Например, Законом об ипотеке (часть 3 статьи 57 Закона об ипотеке) предусмотрено, что информация о публичных торгах по продаже заложенного недвижимого имущества помимо ее размещения в сети Интернет в установленном порядке подлежит публикации в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества. Если в субъекте Российской Федерации установлен свой государственный язык, то публикация информации в официальном информационном органе должна быть осуществлена на этом языке и на государственном языке Российской Федерации — русском языке.

Порядок опубликования информации о публичных торгах считается соблюденным при одновременном выполнении требований части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве и пункта 4 статьи 449.1 ГК РФ, а в отношении заложенного недвижимого имущества — дополнительно и требований части 3 статьи 57 Закона об ипотеке.

5. В п. 5 комментируемой статьи содержится исчерпывающий перечень лиц, которым запрещено участвовать в публичных торгах. В частности, в публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.

Понятие члена семьи в ГК РФ не определено, поэтому надо руководствоваться положениями п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

6. Особое требование, предъявляемое к оформлению протокола по итогам торгов, о котором идет речь в п. 6 комментируемой статьи, состоит в том, что в протоколе о результатах публичных торгов должны быть указаны все участники торгов, а также предложения о цене, которые они вносили.

7. При неуплате победителем публичных торгов покупной цены в установленный срок договор с ним считается незаключенным, а сами торги признаются несостоявшимися. В этом случае организатор публичных торгов вправе требовать от «несостоявшегося» победителя возмещения причиненных убытков.

Публичные торги: извещение, порядок проведения

Продажа имущества проводится ведущим в присутствии Комиссии.

Ведущим оглашаются наименование имущества, его основные характеристики, цена первоначального предложения и минимальная цена предложения (цена отсечения), а также шаг понижения и шаг аукциона.

При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на шаг понижения до цены отсечения.

Шаг понижения устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей 10% цены первоначального предложения и не изменяется в течение всей процедуры продажи.

Шаг аукциона устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей 50 % шага понижения и не изменяется в течение всей процедуры продажи.

После оглашения ведущим цены первоначального предложения участникам предлагается заявить эту цену путем поднятия выданных карточек. В случае отсутствия предложений по первоначальной цене имущества ведущим осуществляется последовательное снижение цены на шаг понижения.

Предложения о приобретении муниципального имущества заявляются участниками поднятием их карточек после оглашения цены первоначального предложения или цены предложения, сложившейся на соответствующем шаге понижения.

Право приобретения муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем шаге понижения, при отсутствии предложений других участников продажи после троекратного повторения ведущим сложившейся цены продажи имущества. Ведущий продажи объявляет о продаже имущества, называет номер карточки участника продажи имущества, который подтвердил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и оглашает цену продажи имущества.

В случае, если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из шагов понижения, со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества.

Начальной ценой муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившегося на данном шаге понижения.

В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену имущества. После завершения аукциона ведущий объявляет о продаже имущества, называет победителя продажи имущества, цену и номер карточки победителя.

Цена имущества, предложенная победителем продажи имущества заносится в протокол об итогах продажи имущества, составляемый в 2 экземплярах.

Протокол об итогах продажи имущества, подписанный ведущим продажи имущества и Комиссией, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества.

Читайте также  Какие кактусы содержат наркотическое вещество

Уведомление о признании участника продажи посредством публичного предложения победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку в день проведения итогов продажи посредством публичного предложения.

Продажа имущества посредством публичного предложения признается несостоявшейся:

— в случае отсутствия заявок на участие в продаже;

— если ни один из претендентов не признан участником продажи;

— если принято решение о признании только одного претендента участником продажи;

— если в продаже принял участие только один участник;

— если после троекратного объявления ведущим минимальной цены предложения (цены отсечения) ни один из участников не поднял карточку.

В случае признания продажи имущества несостоявшейся продавец в тот же день составляет соответствующий протокол, подписываемый ведущим и комиссией.

Публичные торги: извещение, порядок проведения

Содержание статьи

  • Публичные торги: извещение, порядок проведения
  • Как провести открытый аукцион
  • Как организовать торги

Общие понятия о публичных торгах

Для того чтобы разобраться в особенностях проведения публичных торгов по реализации недвижимого имущества в рамках относительно новых правовых норм российского законодательства, требуется уяснить некоторые понятия.

Место организации публичных торгов. Оно имеет непосредственную привязку к объекту недвижимости, подлежащему реализации.

Срок публикации. В течение десяти дней с момента проведения торгов осуществляется публикация извещения, в котором указывается информация о проведении данного мероприятия (предмет, место и дата проведения аукциона, стоимость материальных ценностей).

Извещение о публичных торгах. На официальном сайте ФССП с одновременным оповещением территориальных подразделений данной службы публикуется информация о намеченном аукционе. Его участники должны внести фиксированный задаток, который обычно составляет 5% от первоначальной стоимости материальных ценностей. Причем задаток полностью возвращается в случае, если торги будут признаны несостоявшимися. А при условии, что субъект, выигравший аукцион, отказывается платить за предметы торга, данный задаток ему не возвращается.

Договор. Соглашение между организатором торгов и субъектом, выигравшим аукцион, содержит в себе сведения о сделке, которые заносятся в ЕГРП.

Участники. Количество субъектов, допущенных на торги, ограничено. На аукцион допускаются, как правило, только лица, которые имеют право пользоваться данными объектами (родные, близкие и знакомые залогодателя), а также залогодержатель.

Оформление сделки. Признание субъекта в качестве лица, выигравшего аукцион, осуществляется по принципу наивысшей цены предложения. После проведения торгов заключается договор купли-продажи. Оплата по нему должна быть произведена в течение пяти дней на счет организатора мероприятия. Причем ранее внесенный залог полностью включается в стоимость сделки.

Признание аукциона несостоявшимся. Публичные торги считаются аннулированными в случае, когда количество их участников меньше двух, а также при отсутствии оплаты со стороны выигравшего субъекта. После признания аукциона несостоявшимся собственником предмета торгов может стать залогодержатель, либо торги назначаются вновь. В последнем случае время их проведения должно быть назначено не ранее чем через месяц, а первоначальная стоимость материальных ценностей должна быть снижена на 15%.

Кроме того, публичные торги могут быть отменены, если участники спорных правоотношений заключат мирное соглашение. Если такое стало возможно после опубликования даты торгов, то должник обязан погасить все издержки, понесенные организатором аукциона.

Изъятие материальных ценностей. Наиболее распространенной формой осуществления судебного решения в рамках исполнительного производства является арест имущества. При этом через пять дней после наложения ареста производится непосредственное изъятие материальных ценностей (частично или полностью), которое исполняется сотрудником ФССП.

Реализация объектов. Специфика продажи арестованного имущества аналогична нормам, предусмотренным для залога. Однако занимается этой процедурой исключительно уполномоченное государственное учреждение.

Признание субъекта неплатежеспособным. При банкротстве юридических и физических лиц аукционы по продаже залогового имущества осуществляются на стадии внешнего управления и конкурсного производства.

Новшества нормативной базы. В настоящее время приобретатель имущества определяется исключительно по цене на аукционной основе и полностью освобождается от любых ограничений кредиторов. Ранее данный аспект (условия по использованию имущества новым владельцем) был регламентирован ФЗ №127, который был акцентирован на права кредиторов.

Виды торгов. В данном контексте бывают открытые и закрытые мероприятия. В первом случае публичные торги подразумевают участие любых субъектов. В последнем варианте мероприятие по реализации материальных ценностей ориентируется исключительно на приглашенных участников. Также это относится и к способу подачи ценовых предложений. Так, открытая (устно) или закрытая (запечатанный конверт) форма определяет статус мероприятия. Аукционы могут проводиться и в смешанной форме, когда, например, закрытое по составу участников мероприятие подразумевает открытую форму ценовых предложений.

Извещение о проведении публичных торгов

Текст извещения является базовой основой проведения публичных торгов. Поэтому данный документ должен оформляться в строгом соответствии с тематическими требованиями. Часто извещение о проведении аукциона отождествляют с публичной офертой. Важно понимать, что искажение информации в тексте извещения, повлиявшее на результат торгов, может повлечь за собой отмену их результатов или признание их недействительными.

Извещение должно отражать следующую информацию:

— условия сделки (предмет торгов, его стоимость и обременение);

— сведения о правообладателе или собственнике;

— данные о порядке проведения аукциона (место, время и форма проведения, кто организатор, порядок оформления участия и определения победителя).

В качестве характерных прецедентов тематической судебной практики в нашей стране можно привести следующие нюансы:

— неявные критерии оценки заявок;

— цена задатка необоснованно высока;

— искажение параметров объекта, повлиявшее на представление о нем;

— неполное описание обременений объекта;

— неполные сведения о характеристике объекта;

— нарушение необходимой возможности ознакомления с документами, из которых возникло реализуемое право.

Публикация извещения о проведении торгов осуществляется в соответствии с необходимым минимумом, который включает в себя сайт подразделения службы приставов-исполнителей, федеральный сайт ФССП и официальные СМИ органов местного самоуправления. В настоящее время арбитражная практика для данных публикаций выработала необходимые критерии их оценки, которые учитывают обязательное наличие печатного текста (исключающее использование только радио- и телевещания), целевую аудиторию, региональные особенности и полную доступность информации.

Порядок проведения

Общие правила осуществления публичных торгов подразумевают следующие особенности.

Данные торги проводятся в виде аукциона, в котором имущество должника реализуется по наиболее высокой цене.

Извещение об аукционе должно быть опубликовано не позднее, чем за 30 дней до его проведения. В нем должна содержаться полная информация о предмете, месте, времени, порядке проведения (оформления участия) и форме торгов, а также о первоначальной цене и определении победителя.

Для участия в публичных торгах претенденты должны внести соответствующий задаток. Его размер и порядок внесения указываются в извещении. Задаток возвращается в случае отмены аукциона, а также при участии в нем субъекта, когда он не стал победителем. Лицо, выигравшее аукцион, вносит оплату согласно договору купли-продажи с учетом внесенного задатка.

Не позднее трех дней до проведения публичных торгов организатор имеет право отменить их.

Понятие «лица, которые участвовали в торгах, но не выиграли их» исключает участников, не явившихся на мероприятие и тех лиц, которые не сделали ни одной надбавки к первоначальной цене имущества.

В день проведения аукциона между его победителем и организатором подписывается соответствующий протокол, который имеет юридическую силу договора.

Торги состоятся только при условии, когда в них участвует не менее двух субъектов. А победителем становится участник, предложивший наибольшую цену.

Если участник, выигравший торги, отказывается подписывать протокол, то он теряет внесенный задаток. А организатор, уклонившийся от подписания протокола, возвращает победителю задаток в двойном размере и возмещает ему все издержки по участию в торгах, которые превышают сумму задатка.

Признание торгов несостоявшимися

Аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях:

— на участие в торгах подали заявки менее двух участников;

— явка на торги составила менее двух участников;

— никто не сделал надбавки к первоначальной цене материальных ценностей;

— победитель торгов в течение пяти дней не внес оплату на счет организатора полной стоимости предмета аукциона.

Так как цель аукциона в данном случае не достигнута, то назначаются повторные торги. Новый срок проведения публичных торгов назначается после признания аукциона несостоявшимся в период от 10 до 30 дней.

Во всех случаях, исключающих факт неоплаты победителем торгов полной стоимости имущества, вторичные торги производятся со снижением первоначальной стоимости на 15%. Все остальные правила проведения вторичных торгов соответствуют порядку проведения первичного аукциона. Важно понимать, что по иску заинтересованного лица суд может признать торги недействительными, если был нарушен порядок их проведения.

Нормативные акты, регламентирующие порядок проведения публичных торгов, для различного имущества следующие:

— залог недвижимости – ст. 56-58 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

— залог прочего имущества – ст. 350 ГК РФ;

— продажа ценных бумаг – ст. 89 (часть 4) ФЗ «Об исполнительном производстве».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: