Познавательная деятельность человека

ЛЕКЦИЯ 6. Познание (познавательная деятельность).

Познаваем ли мир.В деятельности человека огромное значение имеет познание. Способность мыслить (логически и абстрактно) является качеством человека, выделяющим его в природе. С позиций здравого смысла ответ на вопрос о том, познаваем ли мир, может быть только утвердительным. Однако для философии вопрос о познаваемости мира имеет глубокий смысл.

Философские направления о возможностях познания мира.

И сегодня этот вопрос тоже не лишен актуальности. (Например, нефть является «кровью» современной экономики, однако вопрос о ее происхождении продолжает обсуждаться учеными, на этот счет нет одного, убедительного для всех решения).

Варианты трактовок понятия «познание».

а) Познание(вид деятельности) особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах, явлениях, процессах и закономерностях их протекания;

б) Познание — процесс отражения объективной реальности в сознании человека и получения нового знания об окружающем мире.

Результатом процесса познания являются знания.

В процессе познания выделяют два основных уровня (этапа, ступени):

I. ЧУВСТВЕННОЕ познание (уровень познания, на котором человек получает информацию о предметах и явлениях с помощью органов чувств-зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Тремя основными формами ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ являются:

а) ощущение— отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном

воздействии на органы чувств (ощущения могут быть зрительные, слуховые ит.д)

б) восприятие —отражение в сознании целостного образа предмета (форма, величина)

при непосредственном воздействии на органы чувств.

в) представление- сохранение в сознании обобщенного образ предмета, что позволяет

воспроизводить его мысленно, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств (образ объекта познания, запечатленный в памяти)

Роль чувственного познания велика. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира, поэтому вторым уровнем этапом познания является рациональное познание.

II. РАЦИОНАЛЬНОЕ познание(уровень познания, на этом уровне включаются механизмы мышления).

Тремя основными формами РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ являются:

а) понятиемысль, которая отражает общие или существенные признаки предметов или явлений (например, млекопитающее-класс высших животных, выкармливающих детенышей молоком).

б) суждение мысль утверждающая что -либо о предмете или явлении (например, «зубы млекопитающих имеют корни» или «собака-это млекопитающее»).

в) умозаключение-мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения (выделяем новое суждение «зубы собаки имеют корни»).

По-разному рассматривается вопрос о соотношении чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм (от греч. empeiria- опыт) ; эмпирики считают единственным источником всех наших знаний чувственное познание; эмпирикам принадлежит крылатая фраза: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Рационализм – (от лат. ratio – разум); рационалисты считают, что знания могут быть получены только с помощью разума, без опоры на чувства.

&Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, два уровня познания проявляются как единый процесс. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Между чувственным и рациональным существует неразрывная связь.

Наблюдения за развитием детей первого года жизни показали, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, демонстрируют бо́льшие умственные и физические возможности, чем их сверстники.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция.

Интуицияспособность постижение истины в результате «озарения», «прозрения» без опоры на

логику и доказательства.

Иногда результатом познания становится заблуждение.

Заблуждениеэто знание, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения: несовершенство познавательных средств; перенос чужого опыта без учета

Ложь – сознательное искажение образа объекта.

Цель познания получение знаний, движение к истине.

Познавательная деятельность человека. Истина

Составным компонентом мировоззрения является знание — результат познавательной деятельности человека, форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание приобретается в процессе познавательной деятельности человека.

Выделяют несколько видов познания:

  • 1) обыденное — это познание, которое интегрировано в жизнедеятельность человека, осуществляется не целенаправленно, а в процессе совершения бытовых действий. Например, когда-то каждый из нас узнал, что такое «горячо», просто коснувшись кипящего чайника — неспециально и нецеленаправленно. Наиболее активно такое познание осуществляется в детстве, юности;
  • 2) мифологическое — это познание, которое опирается на мифы, сказания. Миф — это сказание, в образной форме повествующее о сотворении мира, его происхождении, развитии, богах, героях. Такое познание характерно для первобытного общества и также не является целенаправленным. Первобытные люди основную массу знаний получали из мифа, слепо веря ему;
  • 3) религиозное — это познание с опорой на религиозные тексты, источники (Библия, Коран и т.п.), оно предполагает акцент на этических вопросах, смысле жизни и т.п. Оно может быть как целенаправленным, так и нецеленаправленным. Глубоко верующие люди значительную часть знания и сегодня приобретают в процессе чтения и толкования священных книг, пытаются применить это знание на практике;
  • 4) художественное — познание, основой которого является отражение объективной реальности в художественных образах, символах, знаках. Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Рассматривая произведение искусства, человек познает смыслы, эмоции, заложенные в нем;
  • 5) научное — это целенаправленное познание, осуществляемое специальными методами научного познания. Такое познание предполагает получение и перепроверку истинных знаний. Чаще всего таким познанием занимаются ученые;
  • 6) учебное — вид познания, близкий по смыслу научному. Учебное познание также целенаправленное, может осуществляться с применением отдельных методов научного познания, но его цель — получение знания отдельным человеком, которое уже известно в науке;
  • 7) паранаучное — это целенаправленное познание, осуществляемое, на первый взгляд, научными методами либо вымышленными способами, похожими на действия ученых, но не признанное наукой. Например, астролог, составляя астропрогнозы, работает над картой звездного неба, проводит измерения, но результат его познания не признан наукой;
  • 8) социальное познание — это познание обществом самого себя, осмысление того, кто «мы». Результат социального познания — представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем. В таком познании объект и субъект совпадают — это общество;
  • 9) самопознание — познание человеком самого себя, своего внутреннего мира, психики, внешних особенностей и т.п. Самопознание может быть как целенаправленным, так и нецеленаправленным. Важнейшим механизмом самопознания является рефлексия — отражение в сознании последствий собственных поступков, обдумывание своего поведения. В самопознании субъект и объект также совпадают — человек познает сам себя.

Перечень таких видов познания является открытым — в учебной литературе можно встретить и другие классификации видов познания.

Познание — процесс противоречивый, изменчивый, зависящий от множества факторов. Чаще всего сразу предугадать результат познания невозможно до его получения.

Выделяют следующие формы познания.

  • 1. Чувственное познание — это познание с помощью органов чувств — зрения, осязания, слуха и т.п. Чувственное познание выражается в таких формах, как:
    • ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, как правило, в первые секунды контакта с ним органами чувств. Например, впервые увидев картину, человек отразил в своем сознании, что она большая и на ней много красного цвета — это были самые яркие ее черты;
    • восприятие отражение целостного облика предмета при непосредственном его воздействии на органы чувств; целостный облик предмета, воздействующий на органы чувств. Восприятие чаще всего осуществляется при довольно длительном контакте с предметом. Например, человек продолжает рассматривать картину — каждую ее деталь, художественный элемент. Видит, что на ней нарисовано. В сознании человека формируется целостный облик этой картины;
    • представление сохранение и воспроизведение в сознании обобщенного образа предмета без непосредственного контакта с ним органами чувств; чувственно-наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти. Например, человек, видевший картину, вечером вспоминает о ней, поскольку картина произвела на него впечатление.

    В ходе чувственного познания человек формирует чувственнонаглядный образ предмета, при рациональном познании — абстрактное, обобщенное знание.

    Своеобразной формой познания, занимающей промежуточное положение между чувственным и рациональным познанием, является интуиция — непосредственное постижение истины в результате озарения, внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.

    Обратимся теперь к результатам познания, т.е. знанию. Знание — результат познания, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения и воспроизведения в идеях, законах, теориях предметов реального мира и взаимосвязей между ними. Его тоже можно классифицировать в соответствии с видами познания. Итак, выделяют виды знания: житейское (или обыденное), которое приобретается в результате обыденного познания, предполагает большую долю здравого смысла, может включать стереотипы, искажающие истину; мифологическое — знание мифа, вера в его истинность; религиозное — формируется в результате религиозного познания; художественное — складывается в результате отражения в сознании объективной действительности через художественные образы; научное целостное знание о мироздании, либо об отдельных процессах и объектах действительности, полученное в результате научного или учебного познания; паранаучное «околонаучное» знание, не признанное современной наукой, — астрология, алхимия, футурология (наука о будущем) и т.п.

    Истина это знание, соответствующее предмету познания, действительности. Истина — это результат познания. Главная цель познавательной деятельности — открытие, получение, приобретение истины.

    Истина бывает двух видов (по критерию ее полноты, завершенности):

    • относительная это знание о части предмета, как правило, видимой, лишь о некоторых его свойствах. Знание о том, что Земля плоская — это знание о видимой части земной поверхности, т.е. неполное знание — относительная истина. Эта истина с развитием науки была опровергнута и стала считаться заблуждением. Относительная истина изменчива;
    • абсолютная — полное, исчерпывающее знание о предмете, его свойствах. В частности, абсолютной истиной считается математическая формула 2 + 2 = 4. Это полное, завершенное, непреходящее знание, которое нельзя опровергнуть. Эта истина неизменна.

    Путь к абсолютной истине лежит через истины относительные. С развитием науки и познания истины относительные либо подтверждаются, расширяются и становятся абсолютными истинами, либо опровергаются и переходят в разряд заблуждений. К примеру, с развитием науки истина о плоской форме Земли была опровергнута, а предположение Николая Коперника, ставшее относительной истиной о том, что Земля вращается вокруг Солнца, с развитием астрономии нашло подтверждение и стало абсолютной истиной.

    В современной науке до сих пор большинство истин — относительные. Абсолютные истины труднодоступны. Причин этого несколько:

    • — сложность и изменчивость изучаемого мира. Каждый день, каждый час, минуту и секунду мир становится другим. Он меняется, изменяется и субъект познания — человек. Это усложняет изучение мира и его объектов. Изучая мир в течение длительного времени, мы должны учитывать изменения, происходящие независимо от нас в процессе исследования. Не всегда это возможно в полной мере. Например, биолог изучает численность отряда животных, занесенных в Красную книгу. Пока он это делает, численность становится другой. Возможно ли точно подсчитать этот показатель — вопрос сложный;
    • — несовершенство возможностей человека — познающего субъекта. К примеру, наши глаза не настолько совершенны, чтобы увидеть и исследовать кольца Сатурна;
    • — несовершенство техники и методов исследования. Например, сегодня наука пытается изучать наночастицы. Однако возможности микроскопов не настолько велики, чтобы ярко увидеть их и исследовать.

    По отношению субъекта познания к истине можно выделить следующие виды истин:

    • субъективная истина — знание, зависящее от мнений, оценок субъекта познания. Например, истина о том, что последствием крещения Руси князем Владимиром I Святославичем в 988 г. стало укрепление княжеской власти — истина относительная, ибо строится на мнении историков, с которым не все согласны. По поводу субъективной истины возможно множество споров, несовпадающих мнений;
    • объективная истина знание, не зависящее от познающего субъекта. К примеру, математическая истина 2 + 2 = 4 не зависит от мнения людей и оспорить эту истину невозможно.

    Относительные, субъективные истины преобладают в гуманитарных, социальных науках. Объективные истины чаще всего представлены в естественных, математических науках.

    Вопрос о том, как отличить истину от лжи, в философии очень сложный. Для этого есть критерии истины. Самый главный среди них — практика. Практика — целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности. Как распознать, является ли истиной знание о том, что одежда черного цвета нагревается сильнее на солнце, нежели белого? Проверить на практике. Практика — самый точный критерий истины. Однако не всегда его можно применить. Как, например, на практике можно проверить истину о том, что крещение Руси состоялось в 988 г.? Для этого существуют иные критерии истины:

    • — логика, логическая непротиворечивость. Если информация логичная, непротиворечивая — значит, истинная;
    • — соответствие фундаментальным научным законам (основным законам);
    • — мнение авторитетных ученых, специалистов. Если многие научные авторитеты подтверждают правоту знания, значит, оно, скорее всего, истинное.

    Могут быть приняты и другие критерии истины, но все они, как и вышеперечисленные, неточные и иногда приводят к заблуждениям. Для повышения точности определения истины рекомендуется использовать сразу несколько критериев — проверить истину практикой (если это возможно) и посмотреть на ее соответствие законам логики, поинтересоваться у авторитетных ученых и т.п.

    Истину следует отличать от заблуждения и лжи. Заблуждение — субъективное знание, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину. Древние греки думали, что развитие всего мира осуществляется по кругу — это считается сегодня заблуждением. Ложь — намеренное искажение действительности.

    Интересные факты. По мнению многих философов, в настоящее время в науке более 99% истин — относительные. То есть человечество почти не владеет истинами абсолютными. Те истины, которые ранее казались абсолютными, доказанными на сто процентов, сегодня переходят в разряд относительных.

    Так произошло и с, казалось бы, уже давно открытыми и понятными всем законами механики, времени (механика Исаака Ньютона). Разработка Альбертом Эйнштейном теории относительности привела к пониманию того, что время и движение тоже относительны. Оказывается, в системах, движущихся со скоростью, близкой к скорости света, время, механические, биологические и другие процессы замедляются. Известен фантастический «парадокс двух близнецов», который часто рассказывают преподаватели физики: на Земле родились два брата- близнеца; один из них полетел на звездолете со скоростью, близкой к скорости света. На корабле прошел один день, брат возвратился на землю, а его брата-близнеца нет в живых, прошло тысячелетие. Однако этот парадокс имеет под собой научную основу: время, как и биологические процессы, относительно и может замедляться в системах, движущихся близко к скорости света.

    Вопросы и задания для самоконтроля

    • 1. Расскажите о видах познания.
    • 2. В чем состоит чувственное познание и каковы его формы?
    • 3. В чем состоит рациональное познание и каковы его формы?
    • 4. Расскажите о классификации видов знания.
    • 5. Что такое истина и каковы ее критерии?
    • 6. Каковы виды истин?

    Творческие задания

    • 1. Вы изучаете историю России. Вспомните недавно изученные вами исторические истины. Какие из них можно отнести к относительным, а какие — к абсолютным?
    • 2. Проведите анализ текста любой страницы данного учебника: выделите в нем понятия, суждения, попробуйте найти умозаключения.

    Познавательная деятельность — цели, формы и виды

    Определение и основные понятия

    Развитие индивидуальности у человека происходит через познание. Оно помогает освоить новые знания, навыки и умения, которые необходимы для жизни в обществе и мире в целом.

    Познавательная деятельность определяется в обществознании как активное изучение индивидом окружающей среды. В этом процессе человек получает новую информацию, узнаёт о законах мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и влиять на него.

    Проблемами познавательной активности занимается гносеология. Процесс познания субъектом определённого объекта, на который направлено познание, можно объяснить кратко в две ступени:

    • Чувственный (опытный). Включает ощущения (цвет, звук, запах и т. д. ), которые в совокупности помогают составить целостный образ изучаемого предмета и оставить его в памяти на основе восприятия.
    • Рациональный (логический). Абстрактное мышление подразумевает понятие, отражающее признаки объекта и связи между ними. На основе мыслей и суждений по законам логики формируется умозаключение.

    Эти уровни находятся в единстве, дополняя и сменяя друг друга. Чувственное восприятие и мышление, которые лежат в основе познавательной функции, всегда сочетаются с практикой. Она происходит в любых социальных отношениях и видах деятельности. Её считают источником и целью познания, поскольку всё, что человек узнаёт, он применяет на практике. Познавательные задачи возникают в тот момент, когда человек сталкивается с проблемой в практической деятельности.

    Однако за пределами общественного изучения мира бывают иные ситуации. К примеру, учёный может иметь только желание узнать о чём-то и не планировать применить полученные знания на практике.

    Целью познания является достижение истины. Она должна быть объективной, поскольку не зависит от субъекта изучения, однако она субъективна по форме, так как не может существовать вне человеческого сознания.

    Виды истины:

    • Абсолютная. Не изменяется в процессе дальнейшего изучения.
    • Относительная. Считается приблизительным знанием.

    В процессе познания также используются такие формы мышления, как предвидение, интуиция и воображение. Они дают возможность предугадать будущее развитие предметов и явлений на основании имеющихся знаний.

    Задачи и мотивы

    Познавательная активность предполагает, что индивид должен осознавать используемые средства и методы целенаправленной деятельности. Познание может осуществляться индивидуальным субъектом или коллективной группой с определёнными способами коммуникации.

    При осуществлении познавательной функции решаются следующие задачи:

    • Создание условий для познавательных возможностей индивида. Познание начинается с адаптации заданий и форм деятельности, предоставления свободы выбора и возможности групповой работы.
    • Образование субъективного компонента. Формируются познавательные мотивы, развиваются эмоциональная и волевая сферы человека, а также его рефлексивные навыки.
    • Формирование операционального компонента. Создаются условия для максимального расширения методов и опыта познания.

    Значительную роль в познавательной активности отводят факторам, которые на неё влияют. Их необходимо выявлять, чтобы обеспечить качественные преобразования познания.

    В педагогике выделяют 5 уровней познавательного интереса, которые зависят от степени их выраженности:

    • Субъектно-поисковый. Отличается реализованным возрастным потенциалом развития желания учащегося узнавать новое.
    • Продуктивно-поисковый. Характеризуется неустойчивым и эпизодическим возникновением интереса, который поддерживают усилия взрослых.
    • Инактивный (или репродуктивный). У индивида нет интереса к познанию из-за отсутствия творческого проявления. Сама поисковая деятельность поддерживается и исправляется взрослыми.
    • Элементарный. Интерес ученика наблюдается лишь формально, однако отсутствует конкретизация и подчинение поставленной задаче.

    Пятый уровень характеризуется полным отсутствием заинтересованности учащегося. В этом случае у ребёнка нет желания решать поставленные задачи, которые обычно становятся причинами, заставляющими индивида действовать.

    Разновидности познания

    Полученная информация создаёт ориентировочную основу поведения людей. Знания могут быть научными, художественными, житейскими и т. д. Их свойства зависят от вида познания:

    • Обыденное. Позволяет получать знания об объектах мира и на их основе предвидеть результаты практического преобразования. У человека складывается образ окружающей действительности, порождённой эмпирическими условиями жизни людей и показывающей их потребности. Получение знаний проходит под воздействием производительной, политической и других форм деятельности в процессе общения и повседневной жизнедеятельности. К результатам такого познания относятся опыт, советы по труду и организации быта.
    • Мифологическое. Характерно для первобытного общества. Познание считается дотеоретическим объяснением окружающей реальности, которая выстраивалась у людей с помощью чувственно-наглядных образов. Для первобытного общества сверхъестественные существа и герои считались реальными. Мифологический вид познавательной деятельности отличается олицетворением необъяснимых явлений в образах богов и идолопоклонством.
    • Философское. Познание заключено в стремлении индивида выйти за пределы обычной действительности, чтобы найти фундаментальные основы бытия и место человека в мире. Философская познавательная деятельность строится на конкретных мировоззрениях. В процессе получения знаний человек также пытается представить, каким должно быть идеальное общество и условия для его развития.
    • Религиозное. Во многих монотеистических религиях Бог выступает объектом познания, который также считается субъектом и личностью. Целью религиозной познавательной деятельности является не формирование представлений о совершенном существе, а спасение человека в самопознании через веру в божество.
    • Художественное. Познание происходит через творческую деятельность, во время которой человеку предстают эстетические образы, отражающие реальный мир. Познавать окружающую действительность можно через живопись, архитектуру, литературу, театр, кино. Искусство способствует нравственному и творческому воспитанию.

    Особым типом познания выступает самопознание. Человек осмысливает собственные психические и физические свойства. В этом ему помогают самоанализ, формирование своей личности и сравнение себя с окружающими.

    Научно-познавательная форма

    Научное познание заключается в необходимости получения достоверного знания, которое направлено на отражение закономерностей реальной жизни. Оно основано на логике, рациональных подходах и выводах.

    Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием различных явлений окружающего мира. Оно помогает регулировать человеческую деятельность. На ранних этапах развития социума объектная и предметная стороны практики рассматривались как единое целое. Люди первобытного общества сравнивали явления природы с силами человека, а её процессы — с их действиями. Только в процессе эволюции познание позволило исключить эти факторы из предметных связей. Способствовало этому развитие практической деятельности.

    Чтобы выявить законы, в соответствии с которыми развиваются и изменяются объекты и явления, люди обращаются к естественным, техническим и общественным наукам. Последняя группа исследует изменения социальных объектов и их отношения. Наука ориентирована на изучение объектов и субъектов по отдельности. Именно эта особенность отличает научное познание от других форм.

    Процесс научно-познавательной деятельности обусловлен свойствами изучаемых объектов и различными социально-культурными факторами. С помощью науки люди могут исследовать любые феномены жизни: культуру, психику, деятельность. Однако все эти явления изучаются как предметы, подчиняющиеся определённым законам. Именно ракурс предметности выражает отсутствие границ в научно-познавательной активности. Но в то же время она не всегда способна найти ответы в процессе изучения объектов и заменить остальные формы познания.

    Научно-познавательная деятельность не ограничивается способами изучения предметов и явлений, существующими на современном этапе развития социума. Наука должна предвидеть возможные изменения имеющихся объектов, а также те, которые могут возникнуть в будущем и стать незаменимыми для общества.

    Изучение окружающего мира формирует у каждого индивида определённый стиль познания. Познавательная деятельность имеет важное значение в решении разных проблем в интеллектуальном, эмоционально-волевом и деятельностном развитии как ребёнка, так и взрослого. Поэтому человеку необходимо уделять достаточно внимания этому процессу не только в учебный период, но и в течение всей жизни.

    Виды познавательной деятельности

    Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Виды познавательной деятельности« из раздела кодификатора (1.3 Виды знаний)

    В зависимости от сферы, в которой происходит процесс познания, различают следующие виды познавательной деятельности: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.

    Содержание:

    • 1 Обыденное (житейское) познание
    • 2 Научное познание
    • 3 Философское познание
    • 4 Художественное познание
    • 5 Социальное познание
    • 100
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 27-05-2020, 02:10
    • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
    • pushkin
    • 16 473

    ↑ Обыденное (житейское) познание

    Обыденное (житейское) познание происходит в ходе повседневной жизни человека и основывается на фактах практической деятельности и личном опыте.

    К ним относятся знания:

    • о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.);
    • о безопасности (строительство дома);
    • о материальном благополучии (работа, бизнес);
    • о самореализации (карьерный рост, образование).

    На основе этих знаний складывается жизнь человека.

    Результатом данного вида познания являются знания об окружающих предметах, людях, событиях и ситуациях, с которыми человек сталкивается повсеместно в процессе жизнедеятельности. Житейское познание во многом опирается на здравый смысл.

    Здравый смысл способность принимать решения, не поддаваясь эмоциям, социальным установкам и стереотипам, преобладающим в обществе.

    Житейское познание накапливается в течение многих веков, обогащается в процессе развития общества, науки и культуры и передается из поколения в поколение. Примером этого являются пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, легенды.

    ↑ Научное познание

    Научное познание — это познание, направленное на изучение окружающего мира, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей.

    Особенности научного познания:

    • опирается на рациональность, непротиворечивость, доказательность и системность;
    • осуществляется профессионально подготовленными людьми;
    • опирается на правила, нормы, методы, строго определенные для конкретной области.
    • в большей мере, чем другие виды познания, ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике;
    • универсальные результаты, раскрывающие сущность изучаемого предмета, законы его функционирования и развития.

    Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

    ↑ Философское познание

    Философское познание — теоретическое познание, которое заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.

    В отличие от житейского познания, которое рассматривает все вещи с точки зрения практической значимости, философское пытается как бы «заглянуть» в их смысл. Если в научном познании каждая отрасль занята изучением каких-то конкретных объектов, то философское стремится постичь вечные истины, самые общие принципы и закономерности всего существующего, определить место человека в нем.

    ↑ Художественное познание

    Художественное познание — это приобретение новых знаний через художественные образы и символы, знаки.

    Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Любое художественное произведение творит свою неповторимую реальность, свой уникальный мир, зачастую абсолютно несхожий с действительностью. Здесь действуют свои законы, созданные воображением люди и необычные существа. Все это представлено в художественных образах, которые нельзя рассматривать с точки зрения рационализма. Через искусство находят свое выражение такие процессы и явления, которые невозможно объяснить другими способами. Так, работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней.

    В осмыслении какого-либо произведения мировоззрение автора встречается с духовным миром другого человека, в результате чего может появиться новый смысл данного творения. Так, например, рассматривая картины абстракционистов, каждый воспримет их по- своему, увидит что-то свое, объяснит их с точки зрения личного жизненного опыта и своих взглядов. Знакомство с любым произведением искусства, безусловно, дает человеку новое знание и влияет на формирование его внутренней сущности и развитие творческого потенциала.

    В основе художественного познания находятся моральные, нравственные и духовные ценности. Художественное познание и удовлетворяет эстетические потребности человека, и позволяет исследовать мир в соответствии с законами красоты.

    ↑ Социальное познание

    Социальное познание — это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

    Такое познание ставит своей целью изучение поведения людей, взаимоотношений социальных групп, исследование общественных отношений, процессов и закономерностей.

    Главной задачей социального познания является приобретение новых знаний о внутренних и внешних социальных явлениях, которые необходимы в управлении как отдельными индивидами, так и большими социальными группами. Социальные исследования выявляют основные тенденции развития общества и общественных отношений в разных периодах истории, определяют наиболее оптимальные пути прогресса, помогают принять управленческие решения в тех или иных ситуациях.

    Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем.

    Особенности социального познания:

    • объект и субъект совпадают – это общество, социальные группы, индивиды и их взаимоотношения от политических и профессиональных до личных, семейных. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений
    • ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
    • каждый человек по-своему уникален, его взгляды и мнения постоянно изменяются, что усложняет процесс познания;
    • общество постоянно изменяется, поэтому знания о нем быстро устаревают;
    • общественные отношения сложны и зачастую противоречивы.

    При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:

    • устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
    • выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
    • изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
    • рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

    Существует большое количество видов социального познания, например, политическое, историческое, философское, правовое, каждый из которых отражает определенную сторону общественной жизни, помогая глубже понять происходящие процессы и явления.

    Изучая общество, социологи используют такие методы как: опрос (анкетирование, интервью), тестирование, социометрия и др.

    Познавательная и коммуникативная деятельность

    Наталья Сметнева
    Познавательная и коммуникативная деятельность

    Познавательная деятельность

    Знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познаванием называется процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

    Основные формы познания:

    1. Чувственное (ощущение, восприятие, представление).

    2. Рациональное (понятие, суждение, умозаключение).

    Наука о знании и познании выделяет различные формы чувственного познания. Первая из них — ощущения, т. е. отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов. Вторая форма чувственного познания — восприятие, которое даёт целостное отражение предметов в многообразии их свойств. Наиболее сложная форма чувственного восприятия — представление, поскольку здесь нет уже конкретного предмета, который отражается. Для представления характерна память, её «оживление». Нередко в представлении действует и воображение: с его помощью человек способен восстанавливать то, что уже было, выделять отдельные стороны того или иного объекта, комбинировать их. В итоге могут быть получены представления реальные, которые человек способен воплотить в жизнь, и нереальные.

    Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов. Сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Противоположной линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.

    Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное начало, а в других — рациональное.

    Коммуникативная деятельность

    Коммуникативная деятельность — это деятельность, предметом которой является другой человек — партнёр по общению.

    Во-первых, коммуникативная деятельность охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию. В результате часто происходит не только прямая передача информации и воздействие на сознание и поведение участника коммуникации, но и возникновение «второй реальности», символической, виртуальной, замещающей нередко саму действительность и выдающей себя за неё. Во-вторых, коммуникативной деятельностью является профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации и экспертизы, конференции, симпозиумы, семинары, системы научно-технической информации, а также неформальные объединения или личное общение конкретных учёных. Коммуникации реализуются через такие формы общения, как сотрудничество, соавторство, ученичество и принадлежность к научной школе.

    В процессе коммуникативной деятельности особое значение имеют конвенции, соглашения, введение или исключение которых является одной из универсальных процедур познания наряду с отражением, осмыслением и интерпретацией. Познавательная конвенция предполагает введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договорённости и соглашения субъектов познания.

    Можно выделить такие функции коммуникативной деятельности, как оформление знания в виде текстов (формальная коммуникация) с применением принятого в данном научном сообществе унифицированного научного языка, стандартов и конвенций. Кроме того, это передача системы мировоззренческих, методологических и иных нормативов, принципов, которые лежат в основе научных выводов. Следствием коммуникации в познавательной деятельности становится также применение таких коммуникативных форм познания, как аргументация, обоснование, объяснение, опровержение и тому подобные формы, направленные лично участнику — партнёру по научной коммуникации.

    Важнейшую роль в научно-познавательной деятельности играют языки (естественные и искусственные) и иные знаковые системы — модели, схемы, таблицы, а также логические правила, эталоны, единицы и приёмы измерения, объяснения и доказательства.

    Познавательная и исследовательская деятельность Сенсорный, игровой и интеллектуальный тренинги, опыты, эксперименты, наблюдения, наблюдения за природой,.

    Картотека игр. Социально-коммуникативная область 5. Игра «Разговор с руками» (Шевцова И. В.) (Для гиперактивных детей) Цель: научить детей контролировать свои действия. Содержание: Если.

    Составление описательных рассказов об овощах. Коммуникативная деятельность для детей средней группы «Богатый урожай» Тема: «Богатый урожай» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе составления описательных рассказов об овощах Задачи: — обеспечить.

    Коммуникативная игра «Ожившие игрушки» «Ожившие игрушки»упражнение. Спросите у ребенка,Как он думает,что происходит в магазине игрушек ночью. Выслушайте его,предложите представить,что.

    Поисково-познавательная деятельность в младшей группе Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами.

    Познавательная деятельность для детей средней группы Познавательная деятельность Тема: «Какой бывает транспорт?» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской.

    Познавательная деятельность по развитию речи в первой младшей группе «Пирамидка» Цель. Развитие речи детей в создании познавательной ситуации и в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: Образовательные:.

    Познавательная деятельность «В гости в весенний лес» НОД «В гости в весенний лес» Интеграция образовательных областей: ПР, РР, С-К Р, ФР. Цель:расширение и закрепление представлений детей о.

    Развлекательно-познавательная деятельность «Автошкола» азвлекательно — познавательная деятельность Автор: Платонова Т. В., «Детский сад № 290». Программное содержание: в игровой форме закрепить.

    Словесно-коммуникативная игра «В поход» Цель. Упражнять в диалогической речи, формировать мыслительную деятельность детей, развивать умение общаться. Ход игры Дети под музыку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: