Органы юстиции: задачи, основные направления деятельности

Органы юстиции: задачи, основные направления деятельности

Министерством юстиции называются ведомства, отвечающие за разработку и осуществление законного регулирования, касаемо исполнения уголовных наказаний, оформления документов различных структур, обеспечивающие соблюдение порядка работы судов и реализации судебных решений, проверку прохождения регистрационных этапов для организаций.

Что такое органы юстиции Российской Федерации?

Это одна из важнейших структур, принимающих участие в организации нормативно-правового регулирования в стране. Функции данного подразделения власти достаточно широки. Органы юстиции являются правоохранительной системой, обеспечивающей исполнение судебных решений и имеющей большое значение в создании надлежащих предпосылок для функционирования множества государственных структур. Они тождественны судебным органам и применяют предписанные законом санкции относительно противоправных действий юридических или физических лиц.

История возникновения органов юстиции

Министерство юстиции образовано 8.09.1802 г. на базе верховного апелляционного суда Российской империи (криминальные и общественные дела). В том же году впервые был введен пост министра юстиции, который давал право действовать на основании предписаний генерал-прокурора. Окончательно органы юстиции завершили процесс формирования в 1811 г.

Образование департамента данного ведомства произошло в 1803 году. В это же время подразделение получило право на составление законопроектов и делало это вплоть до создания Госсовета. Далее органы юстиции вели проверку деятельности всех судов в Российской Империи, кроме военно-морских и церковных.

Министр юстиции выполнял полномочия генерал-прокурора Главного сената. В процессе Верховного суда он выступал в роли прокурора, а с 1864 г. функции министра пополнились обязанностями Главы прокуратуры. Помимо этого, чиновник занимался смещением, установлением и изменением должностей в органах суда.

К 1870 году Правительством Российской империи было принято решение передать юстиции соблюдение земельного порядка и надзора.

Функционирование Минюста

Функции органов юстиции России включают в себя:

  • проверку современных законопроектов на отсутствие противоречий Конституции и уже имеющихся ранее принятых законов;
  • трактовку нормативно-правовой документации, с юридической точки зрения;
  • учет и узаконивание общественных ведомств и формирований;
  • произведение контроля за нотариатом;
  • контролирование судов, прокуратуры;
  • улучшение правовых знаний граждан страны.

Состав Минюста

Система органов юстиции – это структурированный строй правительственных учреждений власти России, которые проводят регулирование работы исполнительного порядка и выполняют контроль во всех направлениях, подчиненных юстиции.

В данную структуру входят:

  • Министерство юстиции РФ;
  • Федеральная регистрационная служба.
  • ФСИН;
  • УФССП;
  • территориальные органы юстиции.

Все эти ведомства выполняют предписанные им поручения и распоряжения со стороны правительства во взаимодействии друг с другом.

Главные задачи Минюста

Задачи органов юстиции:

  • осуществление политики страны в пределах деятельности юстиции;
  • проверка соблюдения прав человека и державы в целом;
  • осуществление защиты прав интеллектуальной собственности;
  • надзор за функционированием судебных ведомств;
  • проверка исполнения установленных судом решений и актов;
  • наблюдение за выполнением уголовных наказаний.

Контроль за работой Минюста производит президент России.

Какие права входят в сферу деятельности Министерства юстиции?

Полномочия органов юстиции:

  • осведомление президента и правительства России о созданных законопроектах;
  • разработка графика функционирования органов юстиции и прогнозирование ее результатов, включая деятельность подструктур и государственных структур, имеющихся в подчинении;
  • соблюдение и исполнение Конституции, законов, международных соглашений России в областях, контролируемых органами юстиции;
  • введение правовых актов относительно работы всех органов власти, находящихся в подчинении;
  • разработка мероприятий по улучшению показателей работы Минюста;
  • выполнение юридической экспертизы законов;
  • учет государственных документов, разъясняющих права, свободы и обязанности граждан РФ;
  • выполнение юридического аудита правовых актов всех регионов РФ на согласованность с ФЗ и Конституцией;
  • ведение учета всей правовой документации регионов России;
  • утверждение форм регистрационных реестров функционирования нотариального аппарата;
  • определение порядка создания и управления реестрами, регулирует ведение данных документов региональными юристами;
  • контролирование работы судебно-экспертных учреждений Минюста;
  • подведение итогов деятельности и результатов функционирования, создание способов по их усовершенствованию;
  • контролирование соответствия заключений ведомств, подчиненных органам юстиции, законам Российского государства;
  • организация и проведение проверок территориальными органами юстиции;
  • выполнение прочих предписаний в установленной форме.

Полномочия Министра юстиции

Главой органов Минюста является министр юстиции Российской Федерации, которого назначает президент РФ (он же назначает заместителей). Глава юстиции непосредственно несет ответственность за выполнение всех полученных поручений, а также реализацию политики государства.

К его полномочиям относятся:

  • распределение обязанностей между заместителями министров, разделение полномочий среди чиновников;
  • утверждение положений о функциональных филиалах Министерства;
  • утверждение ежегодного графика работы и прогнозируемых показателей функционирования государственных структур, составление отчетов об их работе;
  • внесение на рассмотрение администрации президента РФ и демонстрация непосредственно главе государства проектов положений о подчиненных структурах, об их регламенте, возможной численности и об оплате труда рабочих этой сферы;
  • утверждение списка филиалов главного управления Министерства Российской Федерации, его региональных ведомств и учреждений;
  • утверждение на должность и освобождение от нее должностных лиц главного управления, если это не противоречит ФЗ;
  • внесение в Госдуму проектов концепции о подчиненных ведомству государственных органах;
  • отмена противоречащих Конституции РФ и законодательству нормативов правовой документации;
  • осуществление планирования функционирования юстиции;
  • издательство новых правовых актов, включая документы, разработанные коллегиально с руководством иных федеральных структур;
  • присвоение работникам ФСИН первых специальных званий за службу;
  • образование научных, экспертных и консультационных ведомств;
  • прочие полномочия, установленные для министра вышестоящим начальством.

Федеральная служба исполнения наказаний

На основании Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, ФСИН представляет собой национальную госструктуру исполнительных органов власти, выполняющих правоохранительные действия, контроль за следованием предусмотренного порядка при выполнении уголовного взыскания. Что касается осужденных, данная служба производит ряд мер по содержанию задержанных, которые находятся под охраной, и проверяет деятельность обвиняемых.

Задачи Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской федерации:

  • выполнение согласно законодательству РФ уголовного взыскания и арест людей, которых подозревают или обвиняют в участии противозаконных действий;
  • мониторинг действий осужденных, получивших условное наказание;
  • защита прав и свобод находящихся под арестом обвиняемых;
  • соблюдение порядка в организациях, где происходит заключение осужденных, в СИЗО; контроль за безопасностью как самих заключенных под стражу, так и работников этой сферы деятельности;
  • транспортировка обвиняемых до необходимого места пребывания;
  • выполнение всех необходимых условий для содержания заключенных, согласно правилам международных прав и ФЗ России;
  • помощь осужденным для социальной адаптации;
  • регулирование деятельности территориальных центров ФСИН Российской Федерации и подведомственных учреждений.

Основные полномочия ФСИН Российской Федерации:

  • обеспечение порядка и соблюдения законодательства РФ в СИЗО и местах лишения свободы;
  • транспортировка осужденных к местам, где они будут пребывать все время, назначенное для них судом;
  • подготовка документов, которые нужны для того, чтобы подать прошение о пересмотре дела, и выполнение юридической экспертизы;
  • взаимодействие со всеми территориальными учреждениями ФСИН в стране, контролирование их работы;
  • создание, ликвидация и дифференциация структур, исполняющих предписанные уголовные наказания.

Нотариат как структура

Минюст Российской Федерации занимается структурированием, контролем и регулированием многих сфер народной деятельности, включая и нотариальную.

Нотариат – госструктура, выполняющая функции сохранности прав и потребностей граждан и юридических организаций РФ.

Нотариальные органы юстиции удостоверяют сделки, которые, согласно установленному законодательству, обязательно должны иметь нотариальную форму (завещание, доверенность). А также выдают свидетельство о праве государственной регистрации собственности, заверяют копии документов, подписей и переводов.

Кто такие нотариусы?

Вышеуказанной деятельностью в нашей стране занимаются нотариусы. Местом их работы являются нотариальные органы юстиции.

В процессе своей деятельности нотариус должен быть неподкупным и справедливым, руководствоваться исключительно законами Российской Федерации, Конституцией и иными правовыми актами.

Он должен уведомлять обратившихся клиентов о последующем исходе в процессе нотариальной работы. Нотариусу предписано сохранять втайне информацию, известную ему вследствие исполнения своих должностных обязанностей. Он вынужден отказывать в сотрудничестве лицам, если таковое противоречит законодательству. Индивидуально практикующий нотариус возлагает на себя личную ответственность, если его действия привели к причинению ущерба.

Нотариальная палата – что это?

Общественная организация, которая включает в себя специалистов, имеющих членство в коллегии нотариусов и практикующих индивидуально, называется нотариальная палата.

Нотариальная палата считается юридической структурой, которая основывается на самоуправлении. Она представляет и защищает интересы членов своей организации, оказывая им помощь в успешном продвижении частных дел, стажирует людей, желающих стать нотариусами, проводит повышение квалификации и многое другое. Члены палаты платят взнос для её финансовой поддержки и функционирования и передают сведения о своих нотариальных процессах.

Судебная экспертиза

Судебная экспертиза — это процедура, основанная на законодательстве Российской Федерации и включающая в себя ряд исследований и составление заключений экспертом по тем задачам, которые были поставлены перед назначением экспертизы.

Читайте также  Варианты начинок для роллов

В неразрешимых ситуациях, когда нужна помощь профессионала и присутствуют сомнения относительно тех или иных судебных дел, человек обращается в центр судебной экспертизы. Подобных организаций очень много в России.

Центр судебной экспертизы выполняет свою службу согласно законодательству Российской Федерации. Кроме того, ведомство руководствуется Федеральным Законом № 73 и Инструкцией по организации работы судебных экспертиз в государственных экспертных ведомствах системы Минюста.

Таким образом, органы юстиции РФ исполняют колоссальный перечень поручений, которые они должны реализовать в различных областях деятельности соответственно законодательству и Конституции РФ при помощи территориальных филиалов.

Понятие, система, задачи органов юстиции Российской Федерации.

Понятие:

Минестерство юстиции- это федеральный орган исполнительной власти осуществляемый функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а так же в сфере уголовных наказаний, адвокатуры и наториата.

Система органов юстиции:

1.федеральная служба исполнений наказаний

2.федеральная служба судебных приставов

Основные задачи органов юстиции:

1.реализация государственной политики в сфере юстиции

2.обеспечение прав и законных интересов личности и государства

3.обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности

4.обеспечение установленного порядка деятельности судов

5.обеспечение исполнения актов судебных и других органов

6.обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Основные направления деятельности Министерства юстиции РФ.

Основными направлениями деятельности Министерства юстицииРФявляются:

— участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности;

— государственная регистрация нормативных актов федеральных орга­нов исполнительной власти, юридических лиц, актов гражданского состоя­ния, прав на недвижимость и сделок с ней.

Министерство юстиции РФ по поручению Президента РФ участвует в экс­пертизе законов РФ, направленных к нему на подпись, по поручению Прави­тельства РФ рассматривает предложения федеральных органов исполнитель­ной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства РФ, дает заключение о необходимости разработки законопроектов. Министерство юстиции само разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством РФ в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке. Оно координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подго­товке законопроектов, осуществляет их юридическую экспертизу при поступ­лении в Правительство РФ. Министерство юстиции проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, и в случае их несоответствия Конституции РФ или федераль­ному закону представляет мотивированное заключение в орган государствен­ной власти, принявший правовой акт. В связи с этим главам органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации постановлением Правительства РФ предписано направлять в Министерство юстиции РФ ко­пии правовых актов после их принятия. На Министерство юстиции РФ возложено осуществление работы по систематизации законодательства, в связи с этим оно ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов РФ.

Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведом­ственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным конституци­онным законам, федеральным законам, указам Президента, постановлени­ям Правительства РФ. В связи с этим оно осуществляет их регистрацию. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собой пра­вовых последствий.

Министерство юстиции РФ производит государственную регистрацию уставов общероссийских, международных и межрегиональных обществен­ных объединений, религиозных объединений. Государственной регистра­ции подлежат все коммерческие и некоммерческие организации, федераль­ные органы власти и органы власти субъектов РФ, муниципальные органы власти, государственные и муниципальные учреждения. Данные регистра­ции включаются в Единый государственный реестр юридических лиц.

Частная охранная деятельность. Оказание услуг в сфере охраны.

Частная детективная и охранная деятельность — это деятельность негосударственных организаций, по оказанию частных и детективных услуг, в соответствии с законодательством РФ.

Правовой основой деятельности частных детективов и охранных предприятий являются Конституция РФ, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности, а также иные нормативные правовые акты.

Виды частной детективной деятельности:

— Деятельность по сбору сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса.

— Деятельность по изучению рынка, сбору информации для деловых переговоров, выявлению некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров.

— Деятельность по установлению обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.

— Деятельность по выяснению биографических и других данных о гражданах, с их личного согласия, при заключении ими трудового договора.

— Деятельность по поиску без вести пропавших граждан.

— Деятельность по поиску утраченного гражданами или предприятиями имущества.

— Деятельность по сбору сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

— Деятельность по содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.

Виды охранной деятельности:

— Деятельность по защите жизни и здоровья граждан.

— Деятельность по охране имущества

— Деятельность по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации

— Деятельность по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

— Деятельность по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий

— Деятельность по содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.

Федеральная служба исполнения наказаний: задачи и компетенция.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Задачи:

1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее — лица, содержащиеся под стражей);

2) контроль за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осуждённых и лиц, содержащихся под стражей;

4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осуждённых, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана и конвоирование осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

6) создание осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

7) организация деятельности по оказанию осуждённым помощи в социальной адаптации;

8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчинёнными учреждениями.

Органы юстиции: задачи, основные направления деятельности

Содержание статьи

  • Органы юстиции: задачи, основные направления деятельности
  • Обязанности юриста в ООО
  • Структура и режим работы мирового суда

Органы юстиции появились еще во время правления императора Александра I. Их полномочия и задачи были детально описаны в манифесте, регулирующем создание и деятельность министерств различного направления, в том числе и юстиционного. Основными функциями Министерства юстиции были отслеживание деятельности и правомерности прокуратуры, судов, назначение или увольнение должностных лиц, разработка законов. Современные органы юстиции – это огромный государственный аппарат с максимально широкими полномочиями и столь же высокой степенью ответственности.

Органы юстиции – определение и значение

Прежде всего, это одна из структур исполнительной власти под руководством министра, который является членом правительства страны. Без этого федерального ведомства невозможно формирование и функционирование, развитие современного государства в правовом и юридическом поле. Деятельность органа относится к организационно-управленческому типу, и базируется на законодательной базе РФ – конституции страны, трудовом, административном, гражданском, уголовном кодексах. В юстиционный государственный аппарат входят все учреждения, деятельность которых связана с правом и юрисдикцией:

  • судебно-экспертные,
  • служба отслеживания исполнения наказания,
  • регистрационные и координационные палаты,
  • служба судебных приставов,
  • агентства по защите интеллектуальной собственности и другие.

Учреждения, подведомственные Минюсту РФ, наделены особыми полномочиями, позволяющими контролировать и реализовывать нормы правоприменения и правоохраны, как на территории страны, так и за ее пределами.

Важно понимать, что Минюст не судебный орган, он лишь контролирует их деятельность и реализацию их решений. Кроме этого, в задачи органов юстиции входит обеспечение просвещения в рамках правового поля населения государства, прием обращений и жалоб, реагирование на них, привлечение к ответственности некомпетентных и коррумпированных чиновников из подведомственных структур.

История создания и развития

На базе Министерства юстиции, созданного императором Александром I в царской России, впервые была проведена кодификация законодательной основы Российской Империи. По ее итогам было издано более 70 томов законов и сводов законов государства. После прихода к власти Николая I и смены руководящего аппарата государства в Органах юстиции России произошли кардинальные изменения, расширилось поле деятельности, появилось несколько новых направлений:

  • кадровое укрепление существующих подразделений специалистами соответствующего уровня,
  • в задачи министерства вошли контроль тюрем и межевых служб,
  • контроль и руководство нотариатом, судейскими коллегиями,
  • выявление и наказание государственных растратчиков и взяточников,
  • впервые за всю историю империи — укрепление прав личности и гражданства.
Читайте также  Куда пойти в Москве с подростком

После революции 1917 года органы юстиции царской России были частично упразднены и переименованы в Наркомат, но вскоре стало понятно, что новые учреждения не способны функционировать столь же эффективно и полностью заменить Министерство. Результатом обновлений в ведомстве стало то, что под его юрисдикцией оказались не только функции, изначально заложенные, но и мониторинг соблюдения трудового законодательства. С 1936 года Наркомат юстиции динамично развивался, и к перестроечному времени (90-е года прошлого столетия) его возможности соответствовали мировым стандартам. В 1970 году федеральный орган был вновь переименован в Министерство юстиции.

Задачи и направление деятельности органов юстиции

Министерство юстиции РФ – это сложный орган власти, в структуру которого входит несколько типов учреждений. Все они выполняют единые задачи:

· проверка новых законодательных актов и документов на предмет их соответствия уже действующим, принятым ранее статьям конституции и кодекса, поправкам к ним,

  • формирование юридической трактовки правовой и нормативной документации,
  • контроль судов и коллегий, нотариата, служб, занимающихся обеспечением выполнения их решений,
  • узаконивание общественных формирований и ведомств, их учет и мониторинг действий,
  • ликвидация пробелов знаний в области права и юриспруденции у граждан государства,
  • регулирование и контроль правового обслуживания в рамках действующего законодательства,
  • выполнение экспертных действий в отношении правовых документов, составленных на уровне федерации, регионов и муниципалитетов.

Кроме этого, в задачи органов юстиции страны входит отслеживание соблюдения прав государства в целом, на международном уровне. В этом направлении осуществляется надзор за соблюдением авторских и интеллектуальных прав на изобретения, музыкальные и литературные произведения и многое другое.

Оказание юридической и правовой помощи обычным гражданам России – одна из основных задач органов юстиции. В ее рамках осуществляется бесплатная консультативная помощь, защита граждан в суде, набор судейских коллегий и присяжных, адвокатское сопровождение на заседаниях. То есть, основная задача Минюста – контроль соблюдения законодательства на территории РФ.

Структура Минюста России

Органы юстиции – это структурированная организация, включающая в себя центральный федеральный аппарат и его филиалы в регионах, областях и их районах. Центральный аппарат работает непосредственно с правительством страны, имеет доступ к прямому взаимодействию с президентом. Структура Минюста состоит из

  • центрального ведомства,
  • регистрационной службы федерального и регионального уровней,
  • службы исполнения наказания – ФСИН,
  • управления судебных приставов – УФССП,
  • территориальных представительств и ведомств.

Контролировать деятельность Министерства юстиции вправе только глава государства. Представители ведомства осведомляют президента о новых законопроектах и поправках к ним, предложенных правительством страны. Они вправе вносить в них корректировки или давать рекомендации по их внесению. Основная цель этого направления деятельности – соблюдение соответствия между обновленным и действующим законодательством.

Правовая и регистрационная документация из регионов поступает непосредственно в центральный аппарат юстиции, где ее детально анализируют. На основе полученных данных дается правовая оценка деятельности учреждений, находящихся в подчинении у Минюста, соблюдению правовых аспектов судейскими и исполнительными властями областного, краевого и районного уровня. В случае обнаружения нарушений в их работе, органы юстиции принимают меры по их устранению и извещают о них руководство государства.

Полномочия органов юстиции

Непосредственного руководителя органов, Министра юстиции РФ, назначает глава государства – президент. Именно Министр юстиции координирует выполнение поручений, данных президентом, мониторит реализацию внешних и внутренних полномочий государства. Кроме этого, руководитель структуры обладает полномочиями по

  • разделению обязанностей и полномочий между сотрудниками ведомства всех уровней,
  • утверждению графика, темпов работы, составлению отчетности по ним,
  • издательству и продвижению коллегиальных, правовых и узко тематических документов, актов и положений любого направления государственной деятельности,
  • образованию и расформированию новых филиалов, отделов внутри центрального аппарата и в регионах,
  • присвоению более высоких чинов и званий сотрудникам органов юстиции, их лишению.

Руководители структур юстиции на уровне региона, области, края или района дублируют полномочия старших сотрудников, то есть обладают теми же правами и обязанностями. Отчетность о своей работе они отправляют своим непосредственным руководителям, которые передают их в центральный аппарат Минюста.

Министерство юстиции и его представители (сотрудники) вправе проводить проверки деятельности правовых, административных, попечительских и ювенальных, регистрационных государственных учреждений. Органы юстиции могут мониторить и анализировать работу финансовых и налоговых организаций, заниматься экспертизой законодательных актов и решений на всех уровнях государственной власти. Полномочия и права представителей юстиционных органов определяются президентом РФ. Принимать решение об отмене той или иной функции Минюста вправе только он, на основе своих выводов о деятельности учреждения. Снимать с должности руководителя структуры также может только глава государства, руководствуясь степенью функциональности этого государственного служащего.

Министерство юстиции РФ: состав органов, основные задачи и функции

Статус Министерства и соответствующих органов в настоящее время определяется главным образом Положением о Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313).

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  1. по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:
    • исполнения уголовных наказаний;
    • регистрации некоммерческих организаций;
    • адвокатуры;
    • нотариата;
    • государственной регистрации актов гражданского состояния;
    • обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
    • оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
    • деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц;
    • территориального устройства Российской Федерации;
    • организации местного самоуправления;
    • разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  2. правоприменительные функции и функции по контролю в сфере
    • регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;
  3. функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;
  4. функции по контролю и надзору в сфере:
    • адвокатуры;
    • нотариата;
    • государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ.

Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

Основные задачи Минюста России:

  1. разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
  2. нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
  3. обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
  4. обеспечение в пределах своих полномочий представительства и защиты интересов Российской Федерации в судах иностранных государств и международных судебных органах;
  5. обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации;
  6. организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
  7. осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Каждая из этих задач наполняется конкретным содержанием. Пожалуй, самой емкой является первая из них — разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности (в сфере юстиции). Для ее осуществления на Министерство юстиции РФ возложены, в частности:

  • координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;
  • юридическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
  • обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;
  • государственная регистрация в случаях, предусмотренных законодательством, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, контроль за правильностью и своевременностью опубликования таких актов, а также представление Президенту РФ и Правительству РФ информации о качестве представляемых на регистрацию актов; ведение государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
  • представление Правительству РФ предложений об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ;
  • государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ;
  • участие в подготовке Свода законов РФ;
  • участие в разработке и реализации программ автоматизированных систем правовой информации;
  • обмен правовой информацией с иностранными государствами, координация деятельности по созданию национальных банков данных законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств.
Читайте также  В какие сроки выдается решение суда

Близко к группе функций, связанных с оказанием содействия правотворчеству и правоприменению, примыкают те, которые возложены на Министерство юстиции РФ в сфере международных отношений. К примеру, в соответствии со ст. 10 Федерального закона “О международных договорах РФ” от 15 июля 1995 г. оно обязано:

  1. давать или не давать согласие на заключение международных договоров, положения которых так или иначе расходятся с предписаниями российского законодательства;
  2. представлять заключения о соответствии или не соответствии договора российскому законодательству и тех юридических последствиях, которые могут наступить при вступлении договора в силу.

Функция обеспечения юридической помощью граждан и организаций тесно связана с реализацией соответствующего конституционного положения (см. ст. 48 Конституции РФ).

В соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре на территориальные органы Министерства возложено ведение региональных реестров адвокатов, своевременное представление их адвокатским палатам субъектов РФ и информирование о всех вносимых в эти реестры изменениях, участие в деятельности квалификационных комиссий адвокатских палат, занимающихся наделением лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, статусом адвокатов и разбирательством жалоб на действия адвокатов, принятие мер по лишению статуса адвокатов лиц, совершивших проступки, несовместимые с занятием адвокатской деятельностью.

Значительно шире функции этого министерства во взаимоотношениях с нотариатом (государственным и частным). Оно вправе, в частности (см. п. 7 Положения о Министерстве юстиции):

  • наделять нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий;
  • контролировать исполнение ими профессиональных обязанностей;
  • организовывать выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности;
  • удостоверять подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
  • утверждать формы нотариальных документов.

Состав органов Министерства юстиции

В соответствии положением гл. 3 Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст России возглавляет Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.

Организационная структура Минюста РФ

  1. Руководство (министр и его заместители, коллегия);
  2. Структурные подразделения (департаменты; Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации; зарубежный аппарат Минюста);
  3. Федеральные службы (ФССП, ФСИН);
  4. Территориальные органы (главные управления, управления в субъектах РФ);
  5. Учреждения (Научный центр правовой информации, Российский федеральный центр судебной экспертизы, ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», судебно-экспертные учреждения).

Органы юстиции: понятие, система органов и учреждений, основные задачи и функции

В системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации органы юстиции приобретают широкий круг полномочий, усиливающих непосредственную правоохранительную деятельность. Так, Указом Президента РФ «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 8 октября 1997 г. № 1100, в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний РФ, в соответствии с рекомендациями Комитета Министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах и до принятия соответствующих федеральных законов определено осуществить поэтапное реформирование уголовно-исполнительной системы МВД РФ, предусмотрев ее передачу в ведение Минюста РФ.

Минюст России является центральным органом федеральной исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере юстиции. Органы, учреждения и организации Минюста РФ образуют систему данного Министерства. На Минюст России возлагаются основные задачи:

  • — участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента и Правительства РФ;
  • — организационно-правовое обеспечение судебной реформы;
  • — обеспечение необходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов, в части обязанностей, не возложенных на судебный департамент Верховного Суда РФ;
  • — государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти;
  • — регистрация уставов общественных и религиозных объединений;
  • — организация и развитие системы юридических услуг;
  • — обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции;
  • — повышение квалификации кадров;
  • — обеспечение организации деятельности судебных приставов и судебных приставов-исполнителей;
  • — участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан;
  • — обеспечение организации передачи от МВД России органов и учреждений исполнения наказания.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через министерства юстиции республик в составе РФ, органы юстиции в субъектах Федерации; управляет непосредственно подчиненными ему учреждениями и организациями. Минюст России в целях реализации возложенных на него задач:

  • — осуществляет работу по систематизации законодательства;
  • — ведет банк нормативных актов РФ и общеправовой рубрикатор по законодательству;
  • — участвует в подготовке к выпуску официальных изданий кодексов и сборников законодательства РФ;
  • — организует внедрение программно-аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, органов, учреждений и организаций юстиции;
  • — обеспечивает и координирует работу по практической реализации судебной реформы;
  • — осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности, в том числе по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению;
  • — обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов в судьи согласно законодательству РФ;
  • — организует работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам; приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий и постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебных приставов-исполнителей;
  • — организует работу по ведению судебной статистики;
  • — способствует развитию системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан, прав юридических лиц;
  • — осуществляет регистрацию и выдачу лицензий гражданами юридическим лицам на право заниматься деятельностью по оказанию правовых услуг;
  • — открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает поручения соответствующим органам юстиции на их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • — устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате;
  • — сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам и организациям;
  • — обеспечивает кадрами органы, учреждения и организации юстиции, их профессиональную учебу, подготовку и повышение правовой квалификации кадров для центральных органов федеральной исполнительной власти;
  • — взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями в подготовке юридических кадров;
  • осуществляет в установленном порядке финансирование органов, учреждений, организаций юстиции и выделяет финансовые средства в распоряжение соответствующих судов, обеспечивает контроль их расходования;
  • — организует материально-техническое обеспечение судов, органов, учреждений, организаций системы Министерства;
  • — участвует в правовом просвещении граждан, в том числе с использованием средств массовой информации;
  • — организует рассмотрение жалоб и заявлений граждан, связанных с работой органов, учреждений и организаций юстиции, по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
  • — организует по вопросам своего ведения взаимодействие с органами юстиции государств-участников СНГ;
  • — анализирует организацию системы юстиции иностранных государств и осуществляет обмен опытом в целях совершенствования своей деятельности.

В Минюсте РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности и других руководящих работников системы Министерства и иных специалистов в области права. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Решения коллегии реализуются приказами и распоряжениями Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

При Минюсте РФ состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, обеспечивающий суды, органы, учреждения и организации Министерства информацией о правовых актах.

Центральным научным и учебным учреждением Минюста РФ является Российская правовая академия. Министерство является учредителем и участвует в издании журналов и газет специального юридического и общеправового характера.

При Министерстве юстиции Российской Федерации образуется научно-консультативный совет. Состав совета и положение о нем утверждаются Министром.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: