Кто крестил Русь?

Крещение Руси: от идолов к вере

Крещение Руси — одно из самых эпохальных событий в отечественной истории. Согласно «Повести временных лет» это произошло летом 988 года в Киеве, в прохладной купели Днепра и реки Почайна, где князь Владимир впервые осуществил массовое крещение киевлян. В дальнейшем новая вера постепенно распространялась и на другие русские земли. Старые языческие идолы были низвергнуты в реки, поколочены палками, влачены в грязи. Очевидно, что новое миропонимание было чуждо населению Руси, издревле поклонявшемуся силам природы и племенным богам. Да и сам князь еще совсем недавно был убежденным язычником, продолжателем традиций предков – Святослава, Игоря, Олега. Что же повлекло Владимира принять такое смелое решение? Что представляла собой Русь до христианства? Как восприняли русичи веру в единого Бога? Давайте разбираться.

Русь языческая

О дохристианских верованиях славян нам известно совсем немного. Всему виной отсутствие письменности и, соответственно, источников, таких, например, как у древних египтян, греков и других народов. Часть отрывочной информации можно почерпнуть из византийских, арабских записей, кое-что — из археологических, фольклорных данных. Даже в самом раннем древнерусском источнике — «Повести временных лет» — находим лишь сжатое упоминание о нескольких богах позднего пантеона, но не находим практически ничего о давнем, многовековом пласте «поганской» (языческой, деревенской, невежественной) эпохи, видимо намеренно вытесняемой в забытье книжниками и богословами.

Славянское язычество ведет свое происхождение еще со времен индоевропейской языковой и культурной общности, выделившись в отдельную систему верований и мировоззрений приблизительно во II тыс. до н.э. Именно поэтому религиозные представления славян во многом перекликаются с мифологическими образами других древних народов. К индоевропейской традиции можно отнести бога грома и покровителя воинов Перуна – славянского аналога скандинавского бога Тора, древнегреческого Ареса или Марса у римлян. Кстати, само слово «бог» пришло к нам от индоевропейского слова «bhag» («наделять») и родственного ему др.-инд. «bhagas» («одаряющий», «доля», «счастье»). Отсюда, видимо, и имя праславянского бога солнца Дажьбога, которое часто упоминается вместе с именем Хорса, в иранских языках означающего «солнце». Одно из самых важных мест занимал бог скота Велес (Волос), которого еще связывали с поэтами, сказителями. Общий для всех индоевропейцев образ Неба-Отца у русов олицетворял бог ветра и воздуха Стрибог, а образ Матери-Сырой Земли — единственное божество женского рода Мокошь.

Следует понимать, что славянский пантеон постоянно менялся, пополнялся новыми богами. В одном из источников неизвестного русского автора ХII века, основанном на поучении Григория Богослова, встречаем даже некую периодизацию: сначала, как говорится, «языцы» клали требы (жертвы) упырям, берегиням, потом поклонялись Роду и рожаницам, а уже позже – Перуну. Понятно, что такое описание достаточно схематично и не может в полной мере охватить все этапы развития язычества. Разнятся мнения и о верховном боге русов, который также мог меняться в разные века и эпохи. Многие историки считают, что высшим их богом был Род – Бог-Творец, создатель бытия, рода и мирового древа. Другие полагают, что им был Сварог – бог небесного огня, отсюда и наименование самого огня – Сварожич. Допускается также существование одновременно двух богов: одному поклонялись князь с дружиной (Перун), другой – традиционно народный (Род, Сварог).

На пути к христианству

По свидетельству письменных и археологических источников, знакомство славян с христианством произошло еще в эпоху племенных союзов, задолго до создания государства. Это объясняется постоянными и неизбежными контактами наших предков с римским, а позже греко-византийским миром.

Одно из самых ранних упоминаний о приобщении русов к христианству находим в «Житии св. Стефана Сурожского», где рассказывается о новгородском князе Бравлине, захватившем в конце 8 века византийский город Сурож (или Сугдея, ныне Судак в Крыму). Во время разграбления местного храма св. Софии князя поразил недуг — как сказано в житии, «обратися лице его назадъ». Бравлин сразу же приказал вернуть все награбленное и вывести войска из города. Но болезнь не отступала. И только после того как обездвиженный князь принял крещение в этой церкви, происходит его чудесное исцеление.

Следующим важным этапом христианизации Руси можно считать период правления Аскольда и его легендарный поход на Константинополь летом 860 года, когда флот русов в количестве 200 кораблей едва не овладел столицей Византии. Помогло чудо: смятенные константинопольцы вынесли на берег священную ризу Богородицы, которую окунули в море, и грянувшая внезапно страшная буря разбила корабли русов. Осаждавшие заключили с византийцами договор «любви и мира», а чуть позже, как говорят источники, Аскольд и многие его дружинники приняли христианство. О крещении русов пишет и сам патриарх Фотий, участвовавший в этих событиях: «…и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение».

Естественно, новая вера вызвала на Руси гневное сопротивление масс и проязычески настроенных элит. Подтверждает это и последующее убийство Аскольда и Дира язычниками во главе с Олегом. По мнению историка В.Н. Татищева, сами киевляне, не желавшие креститься, могли призвать Олега на престол.

Явные послабления происходят при князе Игоре. Об этом свидетельствует договор 944 г., где русы-язычники и русы-христиане выступают уже как равноправные стороны. Здесь же – и о соборной церкви св. Ильи в Киеве на Подоле, что говорит о наличии влиятельной христианской общины. При этом сам Игорь, по словам летописи, был язычником и клятву приносил на холме, «где стояше Перунъ».

Главным же событием, приблизившим Русь к христианству, стало крещение Ольги в Константинополе в 955 году. Крестил княгиню лично император Византии Константин Багрянородный с патриархом Феофилактом. Ольга так и не смогла избавить Русь от тысячелетних оков многобожия, опасаясь вспышек антихристианских протестов и заговоров. Не смогла она приобщить к христианству и сына своего, Святослава, молвившего на уговоры матери: «А дружина моа сему смеятися начнуть». Видно, слишком сильны еще были на Руси Велес да Перун.

Крещение Руси Владимиром

К приходу Владимира Русь была достаточно разобщена и разрозненна. Старые идолы изживали себя, а многие русичи тайно или явно молились уже единому Богу. Для консолидации общества в 980 году Владимир проводит религиозную реформу. Все многоликие культы он объединяет в один официальный пантеон, состоящий из 6 божеств во главе с Перуном. «И постави кумиры на холму вне двора теремнаго…» — сообщает летопись об устройстве главного капища в Киеве. Кумир Перуна был также поставлен и в Новгороде, «над рекой Волховом», родным дядей князя Добрыней. Но, видимо, и сам Владимир понимал, что все тщетно, что все эти буйства, пиршества и кровавые требы – это тупик, бессмысленная ноша для страны его века. С каждым годом эти убеждения крепли, множились. И уже через 8 лет Владимир Святославович крестит Русь.

Интересен факт выбора князем новой религии – так называемое «испытание вер», описанное в «Повести временных лет». Говорится о том, как Владимир призвал к себе посольства от разных стран – представителей основных религиозных систем: булгарских мусульман, хазарских иудеев, римских христиан и греков-византийцев. Каждое посольство должно было поведать о своей вере, о ее прелестях, преимуществах перед другими. Каждая религия прельстила князя по-своему. К примеру, в исламе ему понравилось многоженство (Владимир и сам был женолюбив и «блуженье многоє» любил). Однако не по душе ему пришелся обряд обрезания, запрет на вино и мясо. «На Руси єсть весельє пити, не можемъ бес того быти» — с этими словами отправил он магометан восвояси.

Следующей была делегация немцев-латинян, которым Владимир ответил: «Отци наши сего не приняли суть». Потом были иудеи — дискуссия с ними также не принесла результатов. И вот последними со своей миссией прибыли в Киев византийцы. Говорил с князем некий философ, поведавший ему о творении мира, о страшном суде, о муках Христовых. Именно эта проповедь грека оказала неизгладимое впечатление на русского правителя. После этого он решает отправить своих посланников в те страны, откуда приходили проповедники, для ознакомления с их традициями и обрядами. Более всего Владимира потрясли рассказы послов, вернувшихся из греческой земли, которые живописали ему об увиденной красоте: «И не знали, на небе мы или на земле».

Многие историки связывают крещение Руси с желанием Владимира укрепить отношения с самым могущественным государством того времени – Византийской империей. Причем не просто укрепить – а сравняться в величии с этой страной. И момент был выбран более чем подходящий. В это время Византия переживала не лучшие времена: в стране шла гражданская война, затеянная одним из высших военачальников Вардой Фокой, который объявил себя царем и готовил захват Константинополя. В этих сложных условиях император Василий II просит военной помощи у «царя русов» Владимира. Князь согласился помочь императору, но взамен попросил отдать в жены его сестру, принцессу Анну. Такой союз был немыслимым: дикий, нечестивый варвар — и порфирородная царевна (рожденная в Порфире – особом зале императорского дворца, где рождались дети правящего монарха). Подобный брак возносил киевского князя до самой высшей ступени в иерархии европейских правителей. Однако это было невозможным, пока Владимир оставался язычником. Поэтому условились креститься.

И прибыло в Константинополь войско Владимира, и разбили они вместе и византийцами Варду Фоку. Князь выполнил обещание. Очередь теперь была за кесарем. Однако, вернувшись в Киев и прождав некоторое время, Владимир так и не получил ни обещанной невесты, ни церковников для крещения. И тогда гордый князь решает силой взять то, что ему нужно. В 988 году он идет войною на Корсунь (др.-гр. Херсонес) – крупнейший византийский город в Крыму. После 6 месяцев осады Корсунь взят русским войском, после чего император все-таки отправляет к берегам Корсуня царевну Анну и епископов. Считается, что именно в Корсуне князь лично принимает крещение. При этом, как гласит предание, незадолго до этого Владимир ослеп. И только потом, когда он трижды окунулся в купель, его глазам открылся свет. И венчался князь с царицей, и полюбил ее, ибо любима она была Богом. И многие из дружины его, увидев это чудо, крестились.

Читайте также  Как умер Адольф Гитлер

Вернувшись в Киев, Владимир разослал по городу глашатаев со словами: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — да будет мне враг». Да и сами киевляне, как пишет летопись, встретили это охотно, радостно, ведь крещен был уже и князь их, и бояре. Всех кумиров было тут же велено низвергнуть – одних порубить, других «огневи предати». Перуна же было приказано привязать к конскому хвосту и тащить в Днепр, при этом приставить к нему 12 мужей и жезлами колотить. После чего пустить по реке и не дать ему к берегу пристать, пока пороги не пройдет. На холме, где стоял Перун, Владимир поставил церковь Св. Василия. Далее христианство распространилось в Чернигов, Новгород, Ростов и другие города и селения Руси.

Монеты, связанные с юбилеем Крещения Руси

Память об этом величайшем событии и сегодня свято хранима православным славянством, проживающим на территории бывшей Руси. Крупные юбилеи этого события отражены на сувенирах, медалях, памятных монетах. Это можно увидеть, к примеру, на 5-гривневой монете Украины 2000 года или на 20-рублевой памятной монете Беларуси, посвященной 1025-летию Крещения Руси.

Украина, 5 гривен, «2000 лет Рождества Христова — Крещение Руси»

Беларусь, 20 рублей, «1025 лет Крещения Руси»

День Крещения Руси: почему Владимир выбрал православие

28 июля в России отмечается День Крещения Руси. Изначально церковный праздник стал государственным не просто так — историки подчеркивают важность события тысячелетней давности, которое оказало огромное влияние на духовное, культурное и политическое формирование нашей страны.

Также 28 июля (по старому стилю 15 июля) православная церковь отмечает День памяти князя Владимира, который и крестил Русь в 988 году.

Кто такой Владимир

Владимир Креститель, Владимир Красно Солнышко, Владимир Святой и Владимир Великий (960-1015) — под такими именами вошел в историю князь. Он был внуком княгини Ольги, сыном князя Святослава. Родился Владимир от наложницы, ключницы Малуши, за что получил от своей будущей супруги Рогнеды оскорбительное прозвище «робичич» (сын рабыни). Самостоятельно править Владимир стал в возрасте 17 лет, а наставником князя новгородского, а затем и киевского был его дядя по материнской линии — Добрыня Никитич, считающийся прототипом богатыря, которого мы знаем по былинам и сказкам.

Юный князь был любителем военных походов, шумных пиров и женщин — в гареме Владимира насчитывались сотни наложниц и семь официальных жен. Ярый язычник, он установил в Киеве капища с идолами Перуна, Хорса, Даждьбога и других богов. А по некоторым сведениям также принимал участие в человеческих жертвоприношениях.

В 986 году, согласно летописи «Сказание об испытании или выборе вер» к Владимиру пришли иноземные послы, которые предложили юному правителю выбрать их веру: ислам, иудаизм, католицизм и православие. Князь отправил своих посланников в земли проповедников, чтобы узнать, какая вера более всего подходит для славянского народа. Большое впечатление на путников произвел Константинополь и патриаршая служба в Царьграде. «Повесть временных лет» пишет, что спустя год князь принял решение крестить Русь «по закону греческому». Кстати, его бабушка, княгиня Ольга, стала христианкой за 30 лет до этих событий.

Кстати, некоторые исследователи считают, что Владимир выбрал христианство, потому что оно было ближе восточнославянской культуре.

Как крестили Русь

Известно, что Владимир крестился не сразу. В 988 году он захватил Корсунь (сейчас это город Севастополь) и потребовал в жены у императоров Василия II и Константина VIII византийскую принцессу Анну, их сестру. Если откажут — обещал войну. Братья согласились, но потребовали от Владимира принять их веру, христианство. Князь согласился. Владимир и его дружинники приняли крещение, после чего славянский правитель поспешил обвенчаться с Анной.

Есть легенда, что в Корсуни Владимир ослеп. Но после омовения в святой воде и принятия новой веры зрение к князю вернулось.

Считается, что князь Владимир, став христианином, полностью изменил свою жизнь, отказавшись от пьянок и блуда. Языческие капища в Киеве были разрушены, а кумиры изрублены и сожжены. Сыновья и близкое окружение князя приняли веру Владимира. А все жены и наложницы получили свободу и развод от князя.

Киевский народ с трудом принял новую веру и был крещен насильно. Князь призвал народ прийти к реке Днепр, а тех, кто ослушается — будет врагом. Перечить князю не стали. В середине лета 988 года толпы людей пришли к реке, чтобы принять таинство крещения. В летописи так описано событие:

«Вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…». Затем христианская вера пошла в другие города Руси. Само же крещение растянулось на столетия. Например, дольше всех новой вере сопротивлялся Муром — там жители крестились только в XII веке.

История праздника

Неизвестно, когда произошла канонизация крестителя Руси. Возможно, почитание князя как святого началось после победы Александра Ярославовича в Невской битве. Ведь после этого события, во второй половине XIII века начинается упоминание Владимира как святого.

В XVII веке начинается почитание мощей князя, когда их обрели в Десятинной церкви Киева. А в XIX веке стартовао строительство соборов и памятников князю. Также в царской России широко отмечалось 900-летие крещения Руси и память крестителя.

Владимир Креститель почитается не только православными христианами, но и католиками. С 2002 года Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России. В 2008 году на Украине, а спустя два года и в России День крещения Киевской Руси стал государственным праздником и Днем памяти князя.

Как отметят праздник в Петербурге?

В Санкт-Петербурге есть храм, освященный в честь крестителя Руси. Это собор Святого равноапостольного князя Владимира (Петроградская сторона, улица Блохина,26).

  • 27 июля в 16:30 здесь прочтут акафист равноапостольному князю Владимиру.
  • В 17:30 начнется исповедь.
  • В 18:00 Всенощное бдение с литией.
  • 28 июля в 7:00 пройдет ранняя Божественная Литургия и водосвященный молебен.
  • В 9:30 — исповедь.
  • В 10: 00 начнется поздняя Божественная Литургия и Крестный ход, где верующие будут славить князя, христианскую веру и бога.

Что можно и нельзя делать в День памяти Святого Равноапостольного князя Владимира?

Традиционно, праздник лучше всего проводить в церкви и принять участие в крестном ходу. Нельзя ссориться, сквернословить, держать обиду и негативные эмоции. Лучше не выполнять тяжелых дел, оставив их на потом. Рутинную работу (например, приготовление еды), производить можно. Также 28 июля у Владимиров именины. Поздравить нужно каждого, но делать это без алкоголя, шумных посиделок и чревоугодия.

Приметы на 28 июля

  • Солнце в этот день обладает целительной силой.
  • Если с утра идет дождь — день будет солнечным.
  • После дождя нет радуги — жди много ясных и теплых дней

Крещение Руси во время правления
великого князя Владимира I Святославича
988 год

Краткие факты о сути и значении

Введение Христианства на Руси проходило в несколько этапов: на первом в херсонесе князь с частью дружины крестился сам, на втором — крестил проживающих в Киеве и приказал сокрушить в городе пантеон славянских богов, на третьем по приказу Владимира его воевода Добрыня «огнём и мечом» крестил Новгород.

Причины и предпосылки

Вернувшись из Константинополя крещенной в 957 году, она начала призывать подданных сменить веру, но встретила сильное сопротивление как среди простого народа, так и со стороны собственного сына Святослава Игоревича. Тем не менее, христиане присутствовали в Киеве как до Ольги, так и после неё — в договоре с византией 945-го года они давали отдельную клятву в собственной цервки, а в правление Владимира описывается легенда о мученической смерти двух христиан от рук «язычников».

Описание событий

Выбор религии или «испытание Вер»

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и по совету с ближайшими боярами отправил посольство в Константинополь, которое вернулось под большим впечатлением от христианских обрядов.

Наконец, ещё одной причиной принятия христианства было условие византийских императоров, у которых Владимир потребовал сестру себе в жёны — великий князь обязывался креститься сам и распространить христианство среди своих подданных, только в этом случае царевна Анна становилась его женой.

Таким образом можно перечислить следующие общепринятые причины принятия Христианства на Руси:

  • Владимиру требовалась объединяющая разные племена религия, старая вера, по его мнению, не могла выполнить эту задачу.
  • Из мусульманских, католических, иудейских и греческих религиозных посольств его впечатлило только последнее.
  • Христианство позволяло выстроить жесткую вертикаль власти, постулирующую «божественное» происхождение княжеской власти и необходимость подчинения ей, в то время как славянская вера подразумевала равное родство к богам у всех представителей народа.
  • Переход князя в новую веру и последующее Крещение Руси было обязательным условием заключения брака между Владимиром I Святославичем и царевной Анной.

Крещение Владимира в Корсуни (Херсонесе)

После захвата византийского города Корсунь в 988 году, Владимир направил императорам Василию и Константину требование:

«Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу» [2] Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче .

По прибытии Анны Владимир ослеп ввиду неизвестной болезни, и царевна посоветовала ему немедленно креститься для исцеления. По изложению летописи прозревший после крещения князь вокликнул:

Вслед за князем крестилась большая часть его дружины.

Диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе»
Худ. П. Рыженко

После этого Владимир вернул Корсунь грекам и вместе с новой женой отправился в Киев. Летописец отдельно замечает, что князь вывез из Корсуни мощи святых и иконы, а также прочие трофеи, включая всякую утварь и медные статуи [4] Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче .

Крещение киевлян

«Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками» [5] Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче .

Капища других богов постигла та же участь — они были разорены, статуи сожжены. Вскоре на холме, где ранее находился славянский пантеон Владимир приказал построить церковь.

«Попрание древнерусских богов», Худ. Е. Штыров.

Под крики возмущенных попранием веры предков горожан статуя Перуна была сброшена в реку Днепр и по приказу великого князя несколько человек с шестами не давали ей прибиться к берегу вплоть до прохождения порогов. В городе же Владимир велел ходить глашатаям и озвучивать его приказ:

«Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом» [6] Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче .

Некоторые, по свидетельству летописи, уходили из города в леса, не желая принимать новую религию, однако большая часть горожан на следующий день пришла на берег Днепра для прохождения обряда крещения.

Крещение Руси
Худ. А. Кившенко

Крещение Новгорода

В конце X века Новгород был одним из важнейших городов Руси, главным политическим, ремесленным и торговым центром Русского Севера, оплотом славянской языческой религии. Новгородская земля представляла собой обширный край, богатый пушниной, лесом, рыбой, залежами железной руды. Её население выплачивало дани и поставляло великим русским князьям воинов для походов. Ответственную задачу крещения новгородских земель Владимир Святославич поручил своему ближайшему советнику — воеводе Добрыне, а также приставленному к нему для усиления воеводе Путяте.

Крещение новгорода
Худ. И. Глазунов

У большинства новгородцев проповедь новой религии не вызвала сочувствия. Ко времени прибытия в Новгород епископа Иоакима обстановка там была накалена до предела. Узнав о приближении Добрыни со значительными силами к городу, язычники собрали вече, на котором постановили — не пускать христианское войско в город и «не дать идолов опровергнуть».

В связи с численным перевесом новгородцы имели хороший шанс прогнать Добрыню из города, но в определённый момент противостояния Добрыня приказал поджечь дома на западной стороне Новгорода. Пламя быстро расходилось по деревянному городу и затронуло жилища многих жителей. Большая часть новгородцев бросилось спасать своё имущество, семью, где ещё можно было — дома.

Согласившиеся на прекращение боевых действий под угрозой новых поджогов, новгородцы разрешили проповедовать христианство и строить церкви в городе, но креститься упорно не желали. Последовал категорический приказ Добрыни крестить насильно:

«не хотящих креститься воины насильно приводили и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. Тогда многие некрещеные заявили о себе, что крещеными были; из-за того повелел всем крещеным кресты деревянные, либо медные и каперовые … на шею возлагать, а если того не имеют, не верить и крестить» [7] В. Н. Татищев, «История Российская», кн 1, гл 4 .

Кроме того, для полного искоренения язычества и создания условий, чтобы новая вера прижилась, необходимо было разрушить капища, и прежде всего главную святыню новгородцев — храм Перуна. Воины киевского воеводы подвергли капище разорению, а статую Перуна, так же как в Киеве, сняли со своего места и поволокли к реке, при этом ударяя палками. Участь главного места поклонения Перуну разделили и другие языческие святилища.

Позже киевляне, гордившиеся тем, что введение христианства прошло у них более или менее гладко, злорадно напоминали новгородцам: «Путята крестил вас мечом, а Добрыня огнём».

Дальнейшее распространение хрисианства на Руси

Итоги и результаты

Значение Крещения Руси князем Владимиром I Святославичем было огромным:

  • Укрепление власти князя, являющегося лидером объединенных новой религией подданных
  • Конфликты с не желающими забывать веру предков привели к миграции славян в северные и северо-восточные менее заселённые земли
  • Угроза для Византии со стороны языческой Руси была практически ликвидирована
  • Вместе с христианской культурой началось строительство многочисленных мест справлений новой религии — монастырей, церквей и т.д.
  • Входя в число христианских государств Русь преодолевала цивилизационную изоляцию.

Как происходило крещение Руси?

Русь была крещена в конце X века во времена правления князя Владимира Красное Солнышко. Если обратиться к историческим источникам, можно найти несколько версий, в какой именно год это произошло. Но сейчас принято считать началом становления русской церкви 988 г.

  1. Откуда христианство пришло на Русь?
  2. Сложный выбор
  3. Крещение Владимира
  4. Становление христианства
  5. Популяризация христианства
  6. Религиозная культура

Откуда христианство пришло на Русь?

По некоторым версиям, о христианстве на Руси хорошо знали задолго до крещения, устроенного князем Владимиром. Якобы существуют доказательства, что достаточно много верующих было еще во времена князя Аскольда. В то время константинопольский патриарх даже отправил архиепископа на русскую землю, чтобы выстроить церковную структуру, которая утвердила бы существование христианства. Но тогда этому помешали сильные позиции сторонников язычества, которые резко отрицательно отнеслись к новой вере.

Тот факт, что Киев к концу X века был ориентирован на христианский мир, обусловлено связями с Константинополем и племенами славян, жившими на Балканах и в центре европейского континента.

Сложный выбор

Хорошо известно, что русские князья, выбирая, какую принять религию, рассматривали большое количество вариантов. В «Повести временных лет» содержится упоминание о том, что в 986 году в Киев приехали христианские священники из Константинополя, но они были не единственными, кто «презентовал» свою веру.

В столице княжества в тот момент находились миссионеры из Рима, представители ислама и иудаизма. Если верить легенде, Владимиру сильно понравилась речь проповедника из Греции. Но с выбором религии он спешить не стал, отправив послов в разные уголки света, чтобы они могли на месте более внимательно познакомиться с каждой религией.

Ритуалы и обряды, существовавшие у мусульман и представителей других конфессий, не произвели никакого впечатления на послов. Зато они были в восторге от увиденного в Константинополе. Их поразил размах и убранство храмов. Поэтому, вернувшись в Киев, они начали убеждать князя сделать выбор в пользу христианской веры.

Решающими факторами, которые перевесили чашу весов в пользу христианской религии, стали причины, обусловленные военно-политическим положением княжества. Владимир отправил войска к византийскому городу Корсунь (Херсонес) для военной помощи, а взамен хотел заключить брак с представительницей императорского дома Анной. Находившийся в Корсуни император Василий II нарушил договор: он воспользовался услугами русской армии, но взамен не стал выдавать свою сестру Анну за киевского князя.

Крещение Владимира

Пришлось брать Корсунь силой. Город 9 месяцев провел в осаде, пока, наконец, не сдался. Василий был вынужден выдать сестру за Владимира, а сам русский князь принял крещение в Корсуни.

Вернувшись на родину, князь Владимир начинает методично искоренять язычество. Он приказывает уничтожить всех идолов, а народ крестит прямо в Днепре. Сразу после этого был разработан план по грандиозному строительству церквей на территории Киева и в других крупных и значимых городах Руси. В новые храмы стали назначать священнослужителей.

Сам Владимир полностью отказался от языческой веры. Историки, исследовавшие его биографию, утверждают, что он стал свидетелем Откровения, которое позволило ему полностью отказаться от своих старых убеждений. Именно после этого духовного перерождения князь принял решение полностью уничтожить идолов и крестить народ. Он стал ярым приверженцем христианства.

Крещение Руси проходило в приказном порядке. Многие были не в восторге от необходимости переходить в новую религию, отказываясь от верований, которым следовали многие поколения их предков. В некоторых городах Руси властям даже было оказано сопротивление, однако Владимир был непреклонен. Несогласные были отодвинуты в сторону, князь решительно действовал, распространяя и укрепляя веру в своей стране.

Примечательно, что самым первым русским правителем, принявшим крещение, стала княгиня Ольга. По одной из версий она была в Константинополе с официальным визитом, где познакомилась с особенностями и сутью христианской церкви. Она решила принять христианство. После крещения получила имя Елена. До конца жизни добивалась равноправного участия Руси и Византии в решении любых вопросов.

Становление христианства

Русь сильно отличалась от стран, где раньше уже устоялось христианство, поэтому на новой почве оно приобрело особый колорит. Святая Русь в результате стала официальным центром всего восточно-христианского направления.

Язычники связывали все, что происходит в мире, с матерью-природой. Это объяснимо, так как крестьяне были полностью зависимы от возможных стихий и состояния обрабатываемой почвы.

Отказ от язычества в пользу христианства свидетельствовал о том, что легитимность бывших идолов оказывалась под сомнением. Однако больших проблем с этим не возникло, так как само по себе язычество оказалось слишком примитивной религией, так и не сумев проникнуть в мозг и душу большинства людей. Так что появление пророка Илии вместо Перуна было воспринято без восторга, но и безболезненно. При этом в народе до сих пор существуют различные суеверия, сохранившиеся со времен язычества.

Позитивным моментом существования язычества стало взращивание в душах верующих ощущения близости Бога, который одновременно присутствует во всем и всюду.

Киевляне издавна отличались воинственным духом и нетерпимостью к своим врагам. Однако после принятия христианства такое поведение пришлось пересмотреть, так как оно противоречило христианским заповедям. В результате полноценно христианская нравственность не возродилась в сознании людей в полном объеме. Долгое время существовали языческие обычаи (а некоторые из них сохранились до сих пор), порождая проблему двоеверия.

Вскоре на Руси появились свои первые духовные герои. Ими стали сыновья Владимира Борис и Глеб, признанные церковью великомучениками. Это произошло в результате борьбы за наследство умершего князя между его многочисленными сыновьями. Один из братьев, которого звали Святополк, решил силой устранить конкурентов, чтобы все деньги и власть достались ему.

Однако Борис не стал отвечать агрессией на агрессию, что привело к тому, что князя покинула даже его дружина. Они посчитали, что Борис проявил слабость. Убитого оплакивали слуги, а вскоре Святополк добрался до еще одного глубоко религиозного брата – Глеба, который также был убит.

Популяризация христианства

Важным шагом вперед для развития христианской религии на Руси стала деятельность Ярослава Мудрого, который также был сыном Владимира. Ярослав пользовался огромным авторитетом не только на Руси, но и в других европейских странах. Деятельность Ярослава всегда была направлена на поднятие статуса Руси до уровня Византийской империи.

  • Князь уделял большое внимание важной просветительской миссии. Ярослав понимал, что его подданные просто одичают и начнут постепенно деградировать, если вокруг них не появятся религиозные центры, а духовная литература останется недоступной.
  • В монастыри, открытые к тому времени на Руси, стали прибывать священнослужители из Болгарии, Греции, Сербии. Они привозили с собой старинные письмена, церковную утварь, книги по богослужению. Вскоре их начали переводить на русский язык.
  • Появилась должность книжника, который был обязан переписывать Священное Писание. Христианство сыграло важную роль в развитии русского народа, благодаря этому, многие освоили грамоту.
  • Ярославом была основана масштабная библиотека, в который каждый мог отыскать необходимые богословские знания. Священнослужители могли здесь получить пособия по открытию воскресных школ и ведению проповедей.
  • Князем был создан Устав, в котором сформулированы и требования к моральному поведению человека.

Религиозная культура

Следующим шагом стало создание церковной иерархии. Все началось с церковных митрополий, которыми руководил архиерей, назначенный в Константинополе.

На протяжении примерно сотни лет духовная жизнь на Руси полностью контролировалась греческими митрополиями. Это оказало даже позитивное влияние, так как конкуренцию внутри государства между церковными структурами на этом этапе удалось устранить. Но затем на Руси в 1051 году первым митрополитом славянского происхождения становится Иларион, который был духовным писателем и автором «Слова о законе и благодати», а также других произведений.

Фото: Rsl.ru

В летописях часто угадывалось стремление авторов осознать происходящее, обратившись к своим прошлым событиям. Они подробно описывали самые значимые события, уделяли внимание жизнеописаниям правителей.

В основе летописей всегда были исторические документы, а также национальный фольклор и устные предания. В XII веке монах Нестор собрал в одном месте всю известную на тот момент информацию, объединив ее в «Повесть временных лет». Этот труд до сих пор остается основным источником сведений о Древней Руси.

Чтобы еще больше повысить статус Киева в глазах христиан всего мира, Ярослав приказал заложить Золотые ворота и храм, посвященный святой Софии. Эти архитектурные сооружения были выполнены русскими мастерами, пропустившими через себя и переосмыслившими византийские традиции.

Фото: Ru.wikipedia.org

Принятие христианства стало ключевым шагом, который на столетия вперед изменил нравственные особенности и внутренний уклад жизни. Церковь способствовала сплочению и объединению народа вокруг себя. Для правителей крещение Руси стало возможностью улучшить положение своей страны на геополитической арене.

Крещение Руси: как, почему и зачем?

Не столь давно, а именно 28 июля в России отмечался праздник Крещения Руси. Смею предположить, что все знают, что данное празднество связано с весьма значимым событием, а именно принятие Христианства как государственной религии князем Владимиром, которого в народе прозвали Красное Солнышко. Кем был князь Владимир, почему именно Христианство он выбрал и почему народ принял этот выбор, постараемся ответить на эти вопросы ниже.

До принятия Христианства, Русь представляла из себя набор раздробленных народов, ведущих постоянную вражду. С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, жил и славяне под разными местными названиями, держась берегов рек: Западной Двины, Волхова, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сулы, Десны, Оки с их притоками( территория современных Прибалтийских стран, Белоруссии, Украины, западных областей современной России). Данных о жизни того периода не сохранилось практически никаких, ибо летописи датируются, самое раннее со второй половины XI в.

О событиях, происходивших на данной территории в IX и Х веках, за исключением немногих письменных греческих известий, не имеется других источников, кроме изустных народных преданий, подвергавшимся вымыслам и изменениям.

В середине IX века русские, после неудачного похода на Византию, когда буря истребила их суда, приняли крещение, но вслед за тем язычество опять взяло верх в стране; однако и после того многие из русских служили на службе византийских императоров в Греции, принимали там христианство и приносили его в свое отечество. В середине Х века киевская княгиня Ольга, бабка князя Владимира, приняла Св. Крещение.Князья Рюриково дома были абсолютными варварами, собирали дружины и устраивали набеги на ближайшие поселения. Ни о каком идеологическом оказании влияния речи быть не могло. Их основной целью было – получение прибыли и наживы. Варвары, они есть варвары, что с них взять?!

Однако, с принятием христианства в Русь приходят образования, представления о государственности и многое другое, благодаря чему, она становится целостным государством.

Судьбоносное решение для Руси сделал князь Владимир (княжил в период с 980 по 1015 г.). Он был сын воинственного Святослава (сын Ольги, язычник), киевского князя, который предпринял поход на хазар, господствовавших в юго-восточной России и одержал много славных побед, но был убит печенегами(народом тюрского племени). Будучи ещё ребёнком, Владимир был призван на княжение в Новгород. Однако по смерти Святослава между детьми его ( а детей то у него от разных жён хватало) началось междоусобие. Киевский князь Ярополк убил брата своего, древлянского князя Олега.

Владимир со своим дядей убежал в Швецию и возвратился в Новгород с чужеземной ратью. Вражда у них с Ярополком возникла оттого, что дочь князя полоцкого Рогнеда, которой руки просил Владимир, отказала ему такими словами: «не хочу разуть (разуть жениха — свадебный обряд) сына рабы», попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка.

Владимир завоевал Полоцк, убил Рогволода, полоцкого князя, и женился насильно на Рогнеде. Вслед за тем он овладел Киевом и убил своего брата Ярополка. Постепенно территории, подвластные князю Владимиру росли и ширились. Вообще в Повести временных лет Великий князь-язычник представлен как кровожадный женолюбец, любящий пиры, гульбу и сражения. Однако, в 988 году Владимир принимает христианство. Возникает вопрос: что же могло способствовать принятию такого решение? На это счёт существует несколько версий, но остановимся только на одной из них.

К концу Х века, на Руси уже частично была распространена христианская вера. Однако, большая часть населения придерживалась языческих обычаев. Но обычаи у каждого племени были свои, что сильно мешало их объединению. Для того чтобы создать единое государство, необходимо было создать единое связующее звено. Русь в то время со всех сторон подвергалась набегам и гонениям, что значительно тормозило её развитие. Озираясь на своих ближайших соседей, стало понятно Владимиру, что религия как нельзя лучше подходит на роль того самого звена. И стал он тогда выбирать религию, а для этого послал гонцов разведать, что собственно могут предложить ему соседи из близлежащих империй. Так выбор был сделан в пользу христианства, богослужение которого поразило своей красотой послов Владимира.

А там уже пошло поехало. Сам Владимир принимает крещение в греческом городе Херсонес (Крым). Но с условием, что возьмёт в жены Анну, сестру византийских императоров: Василия и Константина. Сам образ жизни Великого князя резко меняется, из кровожадного многоженца он превращается в миролюбивого практически аскета. Вся дружина вслед за князем принимает Крещение, народ также следует княжеским увещеваниям (тем более, что как указывалось выше, никто не мог открыто выступать против отречения от отеческих богов, так как института жречества не существовало на Руси) и крестится в Днепре. Борьба язычества с христианством выражалась в продолжительном соблюдении языческих приемов жизни и сохранении языческих суеверий; такая борьба происходила многие века после Владимира: но она не мешала русскому народу принять крещение, в котором сначала он не видел ничего противного, потому что не понимал его смысла. Только постепенно и для немногих открывался действительно свет нового учения.

Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных лиц. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте.

За двадцать лет Русь стало не узнать.

Александра Вакулинская

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: