Когда в православных храмах не поминаются усопшие

Радоница: Как правильно помянуть усопших и что делать нельзя

1. Как правильно помянуть усопших на Радоницу

Начнем с того, что ни на Пасху (2 мая), ни в следующую за Пасхой Светлую неделю (3-8 мая), умерших в Церкви не поминают: специальных богослужений по усопшим, так называемых панихид, не служат, на кладбище не ходят. И если кому-то привелось умереть на Пасху, то человека даже хоронят по особому пасхальному чину. Пасха, Светлое Воскресение Христово — праздник победы над смертью, праздник радостной вести, что Своим Воскресением из мертвых Христос не просто победил смерть, но и даровал жизнь «сущим во гробех» — усопшим. Церковь тактично дает возможность нам всем исполниться пасхальной радостью, утвердиться в ней, и только потом выделяет специальный день для того, чтобы мы смогли помянуть своих усопших, причем сам день поминок имеет такое жизнеутверждающее название — Радоница.

И вот на Радоницу как раз стараются непременно приехать на кладбище. Но так как для души усопшего важнее наша молитва, чем любой ритуал вокруг могил, день принято начинать с посещения Божественной литургии. Придя к началу службы в храм, верующие подают записку с именем умершего для его молитвенного поминовения в алтаре во время литургии. Считается, что нет действенней молитвы, чем та, которая вполголоса произносится священником во время Таинства Евхаристии. Поэтому часто за усопшего заказывают так называемые сорокоусты — молитвенные поминания во время Таинства Евхаристии, творимые в течение сорока дней.

После Божественной литургии в храмах на Радоницу служат вселенскую или родительскую панихиду. Во время панихиды мы, уповая на милосердие Божие, испрашиваем усопшему прощение его согрешений и блаженную вечную жизнь. Панихиды — это специальные заупокойные богослужения, совершаемые как до погребения умершего, так и после — в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти. Важно не просто отстоять панихиду, но и молитвенно участвовать в ней.

На Радоницу наши предки приезжали на кладбище только после церкви и молитвы в ней.

2. Нужны ли умершим наши молитвы? Зачем молиться за усопших?

«Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, так что они оказываются виновными пред Правосудием Божиим, — объяснял один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви, духовный отец трех русских патриархов архимандрит Кирилл (Павлов). — Но мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире».

Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает? Нам знать не дано. «В доме Отца Моего обителей много», — говорит Своим ученикам Иисус Христос. Но раз душа бессмертна, раз она «пребывает», пусть даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших молитв, но и нуждается в них.

Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека до Страшного суда не предрешена окончательно, и молитва живых, молитва, исполненная горячей и искренней любовью, способна эту участь изменить.

3. Что делать на Радоницу нельзя?

Но не стоит формально относиться к церковному поминовению — заказал записку в храме, и пусть они там молятся. Профессор Московской духовной академии А.И. Осипов так объясняет, почему важна личная молитва за усопшего и недостаточно просто заказать поминовение. «Наша беда в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки, свечи и т. д. Хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда… Если у меня много денег — так хоть во все монастыри пошлю, в храмы, всем батюшкам и матушкам! И это называется — я помолился. Там кто-то вместо меня помолится, а я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого (!) родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и прочего, понудить себя к исповеди и Причащению, к чтению Слова Божия, Святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным. Мы ведем себя как типичные язычники, в результате чего все дары наши в монастыри и храмы оказываются бесплодными».

4. Как еще, кроме молитв, можно помянуть усопших родных?

Кроме сорокоуста, панихиды, домашних молитв об усопших, еще одним средством их поминовения является милостыня. Под милостыней надо понимать не только подаяние нищим в память об умершем, но и шире — всякое благодеяние, доброе дело. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения. достойный его и его прославляющий: это милостыня».

Святые свидетельствуют: добрые дела, творимые в память о наших родных, тоже облегчают их посмертную участь. Если, к примеру, близкий погиб от алкоголизма, помоги больному, мучимому этой пагубной страстью, сделай все, чтобы он не повторил путь твоего родного. Не смог спасти близкого, спаси дальнего, и твой поступок, совершенный в память об умершем, облегчит и его посмертные мучения.

5. Так чему же православные радуются на Радоницу?

Пасха, Светлое Воскресение Христово — такой важный праздник, что длится не один день, а сорок (со 2 мая по 9 июня), до самого праздника Вознесения Господня (10 июня). В день Радоницы чествование Пасхи еще не закончено, и отдельный день, выделяемый Церковью для поминовения усопших, призывает нас всех не погружаться в скорбные переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, возрадоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим мы у гроба усопших». Поэтому Радоницу часто называют Пасхой мертвых.

То есть, смысл Радоницы в том, что мы не просто вспоминаем умерших, молимся за них, но и делимся с ними радостью Воскресения Христова. Неслучайно, во время полной панихиды, которая совершается в этот день после богослужения, поются и пасхальные песнопения.

О церковном поминовении или Памятка для подающих записки

Популярные вопросы о православии. Православный форум «Соборно.ру»

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • ПоискМобильная версия

Популярные вопросы о православии ⇒ О церковном поминовении или Памятка для подающих записки

Модератор: Марфа

Сообщение Марфа » 02 мар 2012, 14:48

Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере. Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Некрещенные и неправославные не поминаются потому, что иначе вынутые за них частицы были бы «чужеродным элементом» в Теле Христовом. Кроме того, такое поминовение нарушает Богом дарованную свободу личности, это как бы насильное причисление человека к Церкви, как мистическому Телу Христа, без его, человека, на то благоволения и согласия.

Поминовение на проскомидии

1) Поминовение на проскомидии – самое важное и значимое поминовение. Поминовение происходит на богослужебных просфорах и на просфорах, поданных в алтарь верующими. В это время и читаются записки и книжки-помянники с именами живых и усопших христиан. Священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается имя поминаемого)».
Вынутые из просфор частицы полагаются на дискосе, рядом с Агнцем (центральной частью особой агничной просфоры, предназначенной для причащения). Это первое, невидимое и неслышимое молящимися в храме поминовение тех, чьи имена написаны в поданных записках. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос: «На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная. Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии; помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!» После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в Потир (Св. Чашу) возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и об усопших. Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную. Об этом говорят и слова, произносимые при этом священнослужителем: Частицы, вынутые из просфор за живых и усопших, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесены в Потир, напоены Божественной кровью, исполняются святыни и духовных дарований и ниспосылают их тому, о имени которого возносится.

2) Священники вынимают на проскомидии частицы из проскомидийных просфор о здравии и упокоении иерархов и предстоятелей Церкви, а также за членов прихода, внесенных в синодик общины. Имена из ваших записок и помянников обычно поминаются на заказанных вами просфорах.

3) На проскомидию принято заказывать минимум одну просфору. Существует мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры, о здравии и о упокоении. Это благочестивый обычай, но если вы закажете только одну просфору, то нимало не погрешите. Каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа, божественной и человеческой; священник вынимает из каждой просфоры частицы и за здравие, и за упокоение. Также существует ложное мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше. Из выше сказанного видно, что количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.

4) Пишите свои записки, пожалуйста разборчивым почерком, лучше всего большими, печатными буквами.

5) Первыми указываются имена архиереев, иереев и монашествующих, причем указывается их сан – например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Алипия, иерея Ярослава, монаха Филофея, инокини Таисии, послушника Дионисия, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам «о упокоении» — например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т. д. Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли. Недопустимы всевозможные Фриды, Вернеры и Вальдемары. Коммунистические «Вилены» и т. п. не являются православными именами, которые могут быть даны при крещении).

Читайте также  Какая она - гордая девушка

6) Записывать в помянники и записки имена патриарха, нашего первоиерарха и правящего архиерея можно, но они поминаются в любом случае в начале проскомидии, на особых проскомидийных просфорах, поэтому от этого можно воздержаться. Разумеется, это не касается наших гостей из других епархий, желающих помянуть свое священноначалие.

7) Старайтесь следить за количеством имен в ваших помянниках, оно не должно быть слишком большим. Желательно поминать своих родственников и только тех людей, которых вы знаете или знали лично. От внесения в свои помянники имен подвижников благочестия, еще не прославленных Церковью и не знакомых вам лично, о которых вы читали в книгах или слышали, просьба воздержаться. Для вашей души будет полезнее молиться о них в частной молитве.

8) В записках о здравии нет необходимости писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего» и т. п. Господь знает все наши нужды и обстоятельства. Само понятие «здравие» включает не только физическое, но и духовное здоровье человека. Церковь молится о здравии и спасении своих чад, и именно духовное, а не физическое здравие есть предпосылка спасения.

9) Если вы не знаете полного христианского имени человека и не уверены, был ли он крещен,воздержитесь вносить его имя в помянник до выяснения фактов. Тем временем поминайте их в своих частных молитвах.

10) Поскольку во время Великого поста на литургии Преждеосвященных Даров проскомидия не совершается, соответственно в этом случае не имеет смысла подавать записки на проскомидию.

11) Просьба подавать записки и помянники, по возможности, заранее, лучше всего еще накануне вечером, после всенощной. Помните, что прием записок в день литургии заканчивается после малого входа, и даже это уже является большим отступлением от Устава, предписывающего закончить проскомидию до начала литургии, на шестом часе. Это попущение делается по снисхождению к немощам человеческим и с учетом обстоятельств нашей жизни в рассеянии, не всегда позволяющих прийти в храм, как и положено, до начала литургии.

Поминовение на сугубой ектинье

1) В России вошла в употребление новая практика – заказывать поминовение о здравии и упокоении на сугубую ектенью как и на проскомидию. В сугубой ектенье действительно могут содержаться прошения об упокоении и о помощи Божией христианам. Однако Русская Зарубежная Церковь придерживается традиционной практики поминовения христиан на сугубой ектинье только по особым случаям.

2) Об упокоении можно заказать поминовение на сугубой ектинье только о новопреставленных и только на заупокойной литургии. (Новопреставленным считается раб Божий, с первого по сороковой день после смерти). В воскресные дни, в праздники, предпразднества и попразднества, в день памяти святого или праздник, когда служится полиелей или славословная служба, поминовение усопших «на сугубой» не совершается.

3) О здравии поминают на сугубой ектинье путешествующих или тяжко болящих членов прихода, а также когда хотят помолиться об успешном совершении благого дела, например,учебы для учащихся и т. п.

4) Помните, что ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке. Поэтому, заказывая поминовение «на сугубой», Вы просите членов общины помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии.

5) Естественным было бы, заказывая поминовение на сугубой, подать посильное пожертвование.

6) На записке необходимо написать «Сугубая ектенья» и указать случай, по которому вы просите молитв общины, (новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей, путешествующего/ей).Остальные правила оформления записки смотрите в разделе «проскомидия» под пунктами 5-10. Подавая записку на сугубую ектенью, обязательно обратите внимание принимающего,что эта записка «на сугубую».

1) Естественно, что на панихиде поминаются только усопшие. Правила оформления записки смотрите в разделе «проскомидия» под пункта ми 5-10. Эту записку следует надписать словом «панихида».

2) По причине неудобства использования помянника на панихиде, просьба писать на панихиду отдельные записки на листках. Если служится заупокойная литургия, то было бы весьма желательно заготовить записки на панихиду заранее, а в Алтарь подать помянник. Эти записки можно оставить у свеченого ящика, к началу панихиды их положат на аналой священнику.

3) Свои пожертвования Вы можете положить на специальную тарелку, которую выставляют рядом с аналоем или столиком для колива.

4) На панихиду принято приносить коливо (кутью). Коливо – это вареная пшеница с медом, орехами и фруктами. Оно символизирует нашу веру во всеобщее воскресение, (зерно, падающее в землю, истлевает, но из него рождается но вая жизнь – колосок), пожелание покойнику причастия сладости Небесного Царствия, (коливо должно быть сладким) и служит утешением поминающим. Приносить в храм на панихиду другие продукты, кроме колива, не желательно,это противоречит православной традиции. Однако, по желанию, Вы можете пожертвовать продукты на общую трапезу после литургии. В строго определенные Уставом дни в состав заупокойной литургии включается (в конце) специальный чин освящения колива.

Сорокоуст – это поминовение новопреставленного усопшего в течении первых сорока дней после смерти. Сорокоуст о живых является чемто новым, странным и не имеющим основания ни в церковном Уставе, ни в церковном Предании. Практика заказа сорокоуста о живых укоренилась в современной Православной Церкви в России. Наша Зарубежная Церковь в этом вопросе строго придерживается церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных. «Сорокоусты, – пишет св. Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, – и с той целью,чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу. – Ред.). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом». Сорокоусты совершаются в тех храмах, где Божественная литургия служится каждый день. Пожалуйста, помните, что подавая записки на поминовение, вы не избавляетесь тем самым от обязанности молиться за своих близких.

Пожертвования в алтарь

Можно пожертвовать в алтарь вино для совершения Евхаристии, или на запивку. Вино для Евхаристии должно обладать определенными качествами, поэтому не покупайте вино самостоятельно, но дайте старосте деньги на покупку. Кроме того, можно жертвовать в алтарь масло для лампад и восковые свечи.

Как поминать усопших — смысл, правила, запреты

Смерть как переход в Вечность

Смерть родного или близкого человека – всегда боль и трагедия. Да, мы верим, что душа бессмертна, а смерть – это только переход в другой мир. Этому учит нас православная вера. Поэтому всегда будет актуальным вопрос, как поминать усопших.

“Смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь. Господь говорит: Верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:25)” (Преподобный макарий Оптинский).

Потому, что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38) Почему же тогда соприкосновение со смертью и для христианина становится тяжелым событием? Почему перед фактом смерти мы теряемся, а иногда впадаем в отчаяние?

Конец это только начало

Прежде всего мы оказываемся под впечатлением от осознания невозвратности этого события. От пришедшего понимания, что отношения наши с умершим изменились. Нас начинает угнетать невозможность что-либо сказать ему. Что-либо сделать для него в реальности этого мира, как это могло бы быть прежде.

Души его уже нет в этом мире, и мы переключаемся на заботы о теле покойного. На организацию похорон и поминальной трапезы, оформление необходимых документов. И в суете этих забот на задний план отодвигается важнейший смысл происходящего.

“Смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь” (преподобный Макарий Оптинский).

Ведь за порогом смерти каждого из нас ждет встреча с Богом. Каждому из нас предстоит дать ответ за прожитую жизнь.

«Душа в том состоянии, в котором она к порогу смерти подошла, перейдет в вечность» (Священник Димитрий Беженарь).

У живущих в этом мире ещё есть время для покаяния. А вои у перешедших в мир иной этого времени нет. До Второго Пришествия Христова они уже не могут совершать и своего христианского призвания. То есть дел любви.

Молитва живых за усопших

Церковь как живой организм Тела Христова принимает всех принявших Таинство Святого Крещения. Не только всех живых, но и всех уже прошедших свой земной путь. И в этом Богочеловеческом Теле Церкви действует благодать Божия,

«возрождающая, освящающая, преобразующая, соединяющая нас со Христом» (преподобный Иустин (Попович).

Поэтому Церковь не оставляет без молитвенного попечения не только ныне здравствующих, но и своих усопших. Изменить их загробную участь к лучшему, оказывая поддержку горячей молитвой и искренней милостыней. Именно в этом смысл проблемы как поминать усопших.

Не стоит пренебрежительно относиться к испытанию души на мытарствах.

“Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы (Еф.6:12). Это учение находим в древнейшем церковном предании и в церковных молитвословиях” (святитель Игнатий Брянчанинов).

Мы верим, что Господь, видя нашу любовь к ближнему, простит ему вольные и невольные прегрешения.

Важность поминовения усопших

История Церкви хранит для нашего поучения множество рассказов о явлениях из загробного мира. Они подтверждают важность поминовения усопших. Приведем рассказ из книги священника Валентина Мордасова “У Бога все живы”. Он свидетельствует о возможности облегчения участи и некрещеного человека.

“У одной моей прихожанки умер родственник. Он был некрещеным. Движимая чувством сострадания, эта женщина пришла ко мне и спросила: как облегчить его загробную участь? В таком случае как поминать усопших? Церковная молитва за некрещеных недопустима. Поэтому я посоветовал ей раздавать за усопшего милостыню. А именно — душеспасительные книжки. Ведь, может быть, кто-то, прочитав такую книгу, примет Таинство Крещения. Он изменит к лучшему свою жизнь и это будет самой богоугодной жертвой за некрещеного. Через некоторое время эта женщина пришла ко мне и рассказала, что видела умершего во сне. Он сидел и читал одну из тех книг, которые она раздавала. Значит, принял Господь эту жертву”.

Как поминать усопших

По православному обычаю человеку, находящемуся при смерти, можно оказать молитвенную поддержку. Это будет чтение так называемой “отходной” – «Канона молебного при разлучении души от тела». Этот канон читается над умирающим для облегчения его телесных и душевных страданий. Такая молитва способствует переходу души в Вечность.

Как поминать усопших? В течение первых трех дней после смерти у гроба покойного принято зажигать свечи и непрерывно читать Псалтирь. Если нет возможности организовать такое чтение, то можно прочитать все кафизмы Псалтири, с перерывами.

Обычно до похорон проводят чин погребения (отпевание). Отпевание совершается священником в храме, куда доставляют гроб с усопшим, или на дому. В некоторых случаях отпевание совершают заочно после похорон.

Канон «Последование по исходе души от тела» из чина погребения можно прочитать у гроба покойного в первый день после смерти.

По благочестивому обычаю христиан мы также заказываем церковное поминовение об упокоении наших ближних на Литургии на сорока службах (сорокоуст). Этими молитвословиями мы испрашиваем у Господа спасения души для наших умерших и избавления их от мук и скорбей.

Опыт Церкви свидетельствует, что такое молитвенное «сопровождение» усопшего православного христианина принесет пользу его душе.

«Владычествующий над живыми и мертвыми… душу от нас преставившегося раба Своего» «в селениях святых водворит, и к праведным причтет» (Чин погребения мирских человек).

Поминки у православных

Существует сложившаяся православная традиция, как поминать усопших. При совершении поминок и поминальной трапезы центром всех этих мероприятий остается молитва об усопшем и милостыню за него. Прислушаемся к слову святителя Иоанна Златоуста о приоритетах в деле поминовения:

“Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство достойное его и его прославляющее: это милостыня”.

Нарушать установленный порядок будет звучание оркестровой музыки. Или скоромная пища на поминальном столе в постный день. Особенно это касается поминовения водкой. Недопустимо исполнение языческих обрядов (положение в гроб денег «для откупа от нечистой силы», выставление стаканов с водой для «утоления жажды души» и т.д.). Предпочтительнее использовать для украшения гроба и могилы не искусственные, а живые цветы. Они станут наглядным символом скоротечности человеческой жизни.

Читайте также  Часто ли в природе встречается двойной ряд ресниц

Непосредственно перед поминальной трапезой в дни поминовения усопших в течение года принято совершать краткий чин панихиды – литию. Её может прочитать мирянин. Допустимо заменить литию чтением 90-го псалма с молитвой «Отче наш» и краткой молитвой о упокоении.

Особые дни поминовения усопших в Православии

Принято особо отмечать, прежде всего молитвой об усопшем и милостыней за него, третий, девятый и сороковой дни после его смерти. Третий день со дня смерти отмечается в память о Воскресении Христовом. Девятый – в честь девяти чинов ангельских, которые молятся о помиловании души усопшего. Сороковой день – сорокодневный период традиционно считается в Церкви временем, необходимым для приготовления к принятию спасительной Божественной Благодати.

Особыми для конкретного преставившегося ко Господу человека каждый год становятся дни его рождения и смерти.

Церковью установлены также общие особые дни поминовения усопших – родительские дни (большей частью субботы):

  1. Вселенская родительская суббота Мясопустная (перед началом Масленицы);
  2. Троицкая вселенская родительская суббота перед праздником Пятидесятницы (Троицы);
  3. Родительские субботы во время Великого Поста (вторая, третья и четвертая субботы);
  4. Радоница (на девятый после Пасхи);
  5. 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.
  6. Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского).
  7. Покровская родительская (последняя суббота перед 14 октября)

В эти дни принято заказывать об усопшем церковные службы – обедни и панихиды, раздавать милостыню.

Когда усопший лишается церковного поминовения

В вопросе, как поминать усопших, неизбежно придётся столкнуться с негативными примерами. Особенно прискорбны случаи, когда церковное поминовение усопших является невозможным. В Церкви нельзя поминать (совершать церковное поминовение: отпевание, панихиды, проскомидии) за некрещеных и самоубийц. Но если последние были психически здоровы. Посоветуйтесь по этому вопросу со священником.

Некрещеные не являлись членами Церкви Христовой, не веровали в Христа и Его спасительную Жертву. Но за них возможна домашняя молитва, например мученику Уару. Самоубийцы самовольно отвергли жизнь как дар Божий.

Церковь, отказывая самоубийцам и некрещенным в поминовении перед Престолом Божиим, тем не менее, не выносит им окончательный приговор, отдавая их души на праведный Суд Божий. В утешение родственникам и близким самоубийц Церковью составлен «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго», который можно читать на домашней молитве.

Кроме домашней молитвы, в память о наших несчастных усопших мы можем совершать милостыню и дела милосердия нуждающимся людям. Остается надежда на слова Священного Писания о том, что «милосердием и правдою очищается грех». (Притч.16:6)

Уповая на милосердие Божие, будем трудиться и над своей душой, помня слова преподобного Паисия Святогорца:

«Самая лучшая панихида по усопшим — исправление собственной жизни».

Молитвы о упокоении

Молитва (из утреннего молитвенного правила)

Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.

Молитва (из панихиды для чтения мирянами)

Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго (до 40 дня со дня смерти — новопреста́вленнаго) раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (имя), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Молитва (из Последования по исходе души от тела)

Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Твоего́, бра́та на́шего (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся во́льная его согреше́ния и нево́льная, изба́ви его ве́чныя му́ки и огня́ гее́нскаго, и да́руй ему прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящым Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго, ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да.

Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя, вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми я́ко Щедр упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Из Последования по исходе души от тела на русском языке

Помяни, Господи Боже наш, (по нашей) вере и надежде на жизнь вечную преставившегося раба Твоего (имя усопшего). Поскольку ты Благ и Человеколюбив, отпусти (ему) грехи, пренебреги самообманом (его), умали, освободи, оставь и прости ему все грехи его, сознательно и неосознанно совершенные, избавь его от наказания бесконечного и огненной кары, и даруй ему причастность к вечным Твоим благам, которые приготовлены любящим Тебя и радость от них: пусть он и согрешил, но не отступил же (он) от Тебя (не предал); и, несомненно, веровал в Отца и Сына и Святого Духа — Бога, прославляемого (нами всеми) как Троицу; и до последнего вздоха своего (он) придерживался этого.
Поэтому будь милостив, и (этой) верой в Тебя замени дела его и помести его среди святых Своих: ведь, нет же человека, который проживает жизнь без греха. Это, лишь Ты Один таков — Безгрешен и правда Твоя — абсолютна, Ты — Единый и Единственный Бог — милостивый, щедрый и действительно любящий нас, людей. И (мы) — славу Тебе воссылаем (из сердец наших) — как Отцу и Сыну и Святому Духу — и сейчас, как и раньше — и всегда, вовеки. Аминь (то есть, я говорю то, что до́лжно по закону Твоему).

О поминовении усопших

Во всех делах твоих помни о конце твоём (Сир. 7:39)

Смерть пришла в мир из-за грехопадения наших праотцев – Адама и Евы. Православная традиция говорит нам, что есть смерть духовная и смерть телесная. Смерть духовная – это отпадение души от Бога. А Господь для любой души есть Начало бытия.

Таинство Крещения освобождает человека от такой смерти. После Крещения, смерть уже не наказание, а при условии богоугодной жизни, дверь в рай и называется «успение».

В течение 40 дней после смерти усопшего поминают как новопреставленного

На панихиде, поминая усопших, священник иногда перед именем почившего произносит – новопреставленный или приснопамятный. Какая разница между этими понятиями, и до какого времени подают записки о поминовении новопреставленного?

В традиции православной церкви новопреставленным зовется усопший человек на протяжении сорока дней с момента кончины. Смерть может случиться за минуты до наступления нового дня, но первым днем считается именно день кончины. На 40-й день по церковному учению, происходит частный суд души и назначается ее удел до Страшного суда.

После 40-го дня по кончине усопшего называют приснопамятный или приснопоминаемый, т.е. всегда поминаемый.

Душу усопшего родные и близкие поминают до 40 дней и более, читая Псалтырь и творя милостыню

Над телом усопшего с первого дня после смерти читают Псалтырь. Если упокоился священник, то над его телом читают Евангелие. Псалтырь читают до сорокового дня.

Чтение Псалтыри и молитвы по усопшему в течение 40 дней после кончины это наш святой долг любви перед почившими родными и близкими

Поминается новопреставленный и на отпевании, его совершают на третий день после кончины. Обычно на отпевание собираются люди, знавшие и любившие усопшего, поэтому такая соборная молитва очень важна.

Поминать новопреставленного можно совершая жертву. Можно раздать нуждающимся одежду усопшего, подавать милостыню бедствующим. Сделать это допускается с первого дня после кончины человека.

Наши молитвы о усопших родственниках может облегчить их посмертную участь

Любовь к почившим родственникам поручает нам, ныне здравствующим, святой долг – молиться о спасении их душ. Священник Николай Успенский сказал: «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».

Церковь учит, что молитва способна облегчить посмертную участь человека. Будучи живым, человек, может покаяться в своих грехах, совершать добрые поступки. После смерти такой возможности уже нет, возможно, лишь надеяться на молитвы живых.

Они очень важны для усопших. Из жизнеописаний святых можно узнать, что по молитвам сродников и праведников посмертная участь грешника облегчалась, а иногда они были полностью оправданы.

Очень ценны для души усопшего церковные молитвы на Литургии. Их совершают с частицей из просфоры

И за гробом почившие остаются членами церкви, а церковь это Тело Христово, Христос – глава этой Церкви. Поэтому на главном церковном богослужении – Литургии, поминают не только живых, но и умерших.

Если задаться вопросом о том, что такое поминовение, то можно сказать что это наши богоугодные действия, ходатайствующие пред Господом об улучшении участи усопших.

Свечи об упокоение души усопшего ставят в специальный подсвечник, который называется канун

Нужно в кратчайшие сроки после кончины заказать в церкви сорокоуст за почившего. Его будут поминать на сорока Литургиях, сорок раз будет принесена Бескровная Жертва за почившего.

Перед началом Литургии священник совершает проскомидию, он вынимает из просфоры частицы, с частицей он называет имя почившего. Так все эти частицы погружаются в Чашу и омываются Кровью Христовой с молитвами о прощении и оставлении грехов новопреставленного.

3-й, 9-й и 40-й дни — особые дни поминовения усопших

Наступает пора, когда прах усопшего предают земле, где он упокоиться до конца времен и всеобщего воскресения. А любовь матери-Церкви к своему чаду, покинувшему этот мир, не угасает.

В известные дни она творит молитву о почившем и совершает бескровную жертву о его упокоении. Церковное учение говорит нам о том, почему эти дни являются особенными при поминовении усопших.

Читайте также  Какой сироп от кашля можно ребенку 7-ми месяцев

На третий день усопшего поминают в честь памяти о воскресении нашего Господа и на третий день после распятия.

На девятый день поминовение почившего совершают в честь девяти ангельских чинов, которые молят Господа о милости и прощении новопреставленного.

Поминать почившего на сороковой день Церковь установила принимая за основание то, что Сам Господь Иисус Христос вознесся на небеса через сорок дней после Своего воскресения.

Родительские субботы — дни общего поминовения усопших

Кроме частных поминовений, Церковь определила и общие поминовения, их называют родительскими субботами. В эти особые дни поминают всех от века почивших христиан, а панихиды, совершаемые в эти субботы, называют Вселенскими. Родительские субботы имеют переходящие даты:

  • Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 2 марта 2019 года;
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста 23 марта 2019 года;
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста 30 марта 2019 года;
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста 6 апреля 2019 года;
  • Радоница 7 мая 2019 года;
  • 9 мая — Поминовение усопших воинов;
  • Суббота Троицкая (суббота перед праздником Троицы). 15 июня 2019 года;
  • Суббота Димитриевская (канун дня Святого Дмитрия Солунского). 2 ноября 2019 года.

На поминальном обеде нужно помнить об усопшем и соборно помолиться об упокоении его души

Вечное поминовение — это вид поминовения православного христианина в течение всех времен

Молитвы Господу о здравии человека приносят успокоение душе и помогают исцелиться от болезней телесных или духовных.

Когда же мы молимся об усопших, мы творим единственную возможную милость душе почившего – ходатайствуем перед Господом об облегчении его загробной участи. Но и мы не вечны и Господь призовет нас к себе.

Кто помолится за нас через 2-3 поколения, когда память о нас сотрется? Что бы этого не произошло, Церковь установила вечное поминовение. Имя усопшего человека вносят в поминальный список, и его будут поминать на каждой Литургии, пока действует монастырь или церковь, куда была подана треба на поминовение.

Обычно записки на вечное поминовение принимают крупные монастыри и храмы.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище можно прослушать и скачать здесь на сайте православной энциклопедии «Азбука.Ру»

Можно ли вечером поминать усопших: основные даты поминок, правила организации мероприятий в храме и дома. Почему нельзя вспоминать покойников на ночь

После смерти принято поминать умершего. Так живые помогают покойным пройти мытарства, преодолеть переход от земной жизни к загробной. Но существует ряд правил,способствующих этому. Важно правильно читать молитвы и выбрать подходящее время для этого. Часто возникает вопрос, можно ли вечером поминать усопших. Нарушение установленного порядка, обычаев не приведет к потерям, трагедии. Внешне никаких изменений не произойдет. Но душа усопшего ощущает на себе всё, что происходит, пока находится на земле. По этой причине следует придерживаться религиозных традиций во время поминания, в том числе и по вечерам.

Когда поминают усопших: 3, 9, 40 день, полгода, 1 год, 3 года

Наиболее важной является молитва, которая читается в первый день смерти, на 3, 9 и 40 день. В это время душа усопшего преодолевает несколько переходов: когда начинает осознавать смерть тела, при отрыве от физиологической оболочки на похоронах, а также в момент, когда предстает перед Господом (9 и 40 день). Позднее ей тоже будет необходима поддержка близких. По этой причине поминовение совершается ежегодно. В церкви проводят различные обряды, таинства, способствующие облегчению пребывания души в ином мире, прощению грехов:

  • Первые 40 дней Великого поста (перед празднованием Воскресения Христова – Пасхой) – Великая Четыредесятница: поминовение совершается в определенные дни – 2, 3, 4 седмицы, принято проводить Литургию, произносится молитва обо всех усопших христианах, но даты родительских суббот всегда разные, т. к. они привязаны к празднованию Пасхи;
  • Рождественский пост (малая Четыредесятница) – проводится по традиционным правилам, как и поминовение во время Успенского, Петрова поста, под запретом употребление спиртного, нельзя также ставить перед фотографией усопшего рюмку с водкой;
  • 3, 9 и 40 день – проводят традиционные поминки, накрывается стол (в кафе или дома), в эти дни принято поминать только усопшего родственника, можно также заказать литургию, богослужение проводят в остальные дни (на 3, 9, 40), ежегодно на годовщину;
  • Мясопустная суббота: принято поминать родителей, этот день приходится на первую Родительскую субботу;
  • поминовение на Радоницу – совершается впервые после окончания празднования Пасхи, богослужение проводится во вторник, следующий после Фомина воскресенья;
  • Троицкая суббота: совершается вселенское поминовение, также вспоминают своих родителей, которых уже нет среди живых;
  • Дмитриевская суббота: считается последней в году, когда можно поминать умерших, приходится на субботу, предшествующую дню памяти Дмитрия Солунского.

Поминальный день

Организация поминок согласно христианским традициям

Постоянно вспоминать усопших не следует. Этим живые тревожат их. Разрешается помянуть близких в один из дней, установленных церковью. Можно также читать молитвы каждый раз, когда священнослужители проводят вселенское поминовение. Делать это допустимо дома, а также во храме. Рекомендуется посетить могилу усопшего, но есть некоторые ограничения при проведении поминального обеда. Именно тогда нарушается множество православных канонов, что вредит душе живых и умерших.

Поминальные мероприятия в храме рано утром и панихида до вечера

Богослужения, которые проводят в дни поминовения:

  • Поминание – утренняя молитва, во время богослужения проводится особый обряд, когда верующие извлекают небольшие кусочки просфоры, что символизирует плоть Христову;
  • Панихида – проводится в дни поминовения, но можно выбрать другое время, однако это возможно только по предварительной договоренности;
  • Сорокоуст: проводится молитвенное чтение каждый день на протяжении 40 дней, обязательным является извлечение просфоры, ее погружение в Чашу с Кровью Христовой, допустимо совершать частное (домашнее) поминовение;
  • Лития – еще один вид заупокойной службы, отличается от панихиды более короткой продолжительностью.

Сорокоуст за упокой

Поминальные молитвы об усопших: когда можно их читать

Молитва является важной частью любого богослужения. Близкие также должны произносить священные слова. Когда проводится богослужение, у батюшки может быть недостаточно сил, чтобы вложить в молитвенные слова чувства, которые переживают родные умерших. По этой причине каждому пришедшему следует просить за покойных. Молитва облегчает переход усопшего в мир иной. В это время Господь может простить некоторые из совершенных им при жизни грехов.

Произносят молитвенные слова в дни, специально отведенные для этого – те, что определены Церковью. Тогда же проводят богослужения. Однако разрешается читать молитвы и в другие дни.

Кроме того, обязательным является произнесение священных слов после похорон на кладбище, а также на 3, 9, 40 день.

Родственники могут читать молитвы:

  • об усопшем – до 40 дней;
  • по прошествии 40 дней;
  • на 9 день после смерти.

Кроме того, произносится акафист: на протяжении 40 дней перед наступлением годовщины смерти.

Акафист по усопшим

Посещение могилы на кладбище до 14.00

Необходимо посетить службу, желательно отправиться прямо к ее началу. После этого можно поехать на кладбище. Причем священники рекомендуют посещать погост до обеда. В крайнем случае к могиле следует приезжать до захода солнца. Ночью этого делать нельзя. Причем данное правило выполняют не только православные верующие. Его обязан соблюдать мусульманин, иудей. Это общая традиция, объединяющая все религии.

Посещение кладбища

Поминальный обед

Поминки устраивают в любой день, кроме религиозных праздников. Необходимо проконсультироваться со священнослужителем, чтобы узнать, как осуществляется перенос дня поминовения в этом случае. Обед не должен быть пышным, а пища – обильной. Сегодня не принято употреблять спиртное на поминках. Следует молиться об усопшем. Тем, кто этого не может делать по разным причинам, следует вспоминать о хорошем. В крайнем случае можно лишь думать об умершем.

На поминальном столе должна быть кутья, основные блюда, которые принято готовить по такому поводу: блины, пирожки. Причем поминальный обед нельзя устраивать на кладбище. Все, что останется после трапезы, раздают нуждающимся, бедным. Еще более скромными должны быть поминки на первую годовщину.

Если сразу после похорон за обедом собираются родственники и друзья, то через 1 год поминают покойного в узком кругу – родные.

Раздача милостыни и помощи нуждающимся

Милостыня является способом поминовения умершего: от его лица нуждающимся раздают деньги, но чаще – пищу, вещи. Подобные деяния помогают душе усопшего – благодаря им прощаются некоторые грехи. Когда раздается милостыня, можно попросить человека, который ее принимает, помолиться о покойном. Это один из способов помочь его душе преодолеть мытарства. Многие считают, что покойнику нужна земная пища, спиртное, поэтому ставят перед фотографией рюмку и хлеб, когда собираются поминать его. Это заблуждение, т. к. единственной потребностью бесплотной оболочки является молитва и добрые деяния, совершаемые от имени усопшего.

Помощь нуждающимся

Почему не стоит вспоминать умерших вечером перед сном

Ранее считалось, что ночь – время появления темных сущностей, могут открыться порталы в иные миры. Если часто вспоминать умершего, его душа будет призвана в этот мир. Причем родственники часто испытывают страх подобных явлений. Кроме того, многие видят во снах усопших. Это является еще одним подтверждением необходимости выполнять правила поминок: не вспоминать о покойниках после захода солнца.

Что происходит, если ворошим память об ушедшем

Частое упоминание родственников, которых уже нет среди живых, как и бесконечная скорбь, не позволяет им упокоиться. Душа испытывает беспокойство, т. к. близкие постоянно горюют, что негативно влияет на бесплотный дух. Чтобы избавить душу усопшего от этой боли, необходимо по возможности контролировать свои чувства: проявлять скорбь умеренно, если собрались поминать.

Со временем боль потери утихнет – это нормально. Однако бесконечная грусть мешает бесплотной оболочке покоиться с миром.

Эзотерические предостережения

Раньше считалось, что с наступлением темноты открывались порталы, через которые бесовские сущности могли попасть в мир живых. По этой причине никто не говорил вслух о покойных после того, как стемнело. Бесы могли явиться на землю в обличье родственников, которых уже нет среди живых. Это способ подобраться к душам невинных, воздействовать на них. С наступлением темноты не говорили также и о потустороннем.

Современное мнение эзотериков несколько иное: на кладбище концентрируется негативная энергия. По этой причине ответ на вопрос, можно ли поминать вечером у могилы, отрицательный. Многие люди после вечернего посещения погоста ощущают слабость, раздражительность, подвержены смене настроения. Высокочувствительные люди могут даже заболеть.

Имеют ли отношение эзотерические предостережения к истинной вере

Когда озвучивается запрет на проведение поминок в темное время суток, не следует объяснять это страхом появления злых сущностей, бесов. Между ними и душами покойных не ведется борьба. Точно так же близкие ничем не рискуют, когда молятся об умерших вечером. Подобные запреты обусловлены тем, что слишком чувствительные, восприимчивые люди могут увидеть во сне покойного. Подсознание не всегда рисует положительные образы. Значит, подобные запреты связаны лишь с попыткой избавить родных от лишних поводов для возникновения страха перед ликом покойных близких.

Видео: когда нельзя поминать усопших

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: