Каковы основные законы ислама

Кратко о мировых религиях. Ислам

Ислам: определение

Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:

  • Образ жизни;
  • Основа семейных и правовых отношений;
  • Свод традиций и обычаев.

В переводе с арабского Ислам означает «покорность».

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Главные предметы веры в Исламе:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти
  1. чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
  2. пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
  3. соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
  4. паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;
  5. пожертвования нуждающимся и на нужды общины («закят»).

Течения ислама

Ислам делится на два основных течения:

  1. Сунниты
  2. Шииты

Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.

Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.

Ислам и православие

Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Диалог между Исламом и православием возможен, но, миссионерствуя важно не забывать, что Господь никого не призывал принимать Свою сторону насилием или яростными спорами и, кроме дара убеждения и примера праведной достойной жизни, молитв у нас нет другого оружия.

Мусульманские законы

Источники мусульманской доктрины и права

Мусульманская доктрина и право базируются главным образом на четырех фундаментальных принципах (усул — корни). Это:

2. Сунна, которая основана на хадисах (рассказы) — преданиях о жизни и поучениях пророка Мухаммеда.

3. Кийас — суждение по аналогии.

4. Иджма — общее согласие, единодушное мнение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу.

Коран. Согласно исламу, Коран является книгой нерукотворной и предвечной; он хранится под престолом Аллаха. Он — слово самого Аллаха, поэтому истинен до буквенного знака. Сокровенный смысл Корана доступен не каждому, он сокрыт и открывается лишь посвященным. Нарушать предписания Корана считается великим грехом, ибо человек не может ни соперничать с Богом, ни идти против его повелений.

Сунна (обычай, пример) — собрание преданий и рассказов о жизни Мухаммеда — является образцом и руководством для каждого мусульманина и всей мусульманской общины, источником материала для решения всех проблем жизни человека и общества. Сунна состоит из поступков Мухаммеда (филь), его высказываний (каул) и невысказанного одобрения (такрир), с которым он встречал некоторые слова и поступки окружающих. Сунна объясняет Коран и дополняет его. Сунна передавалась устно сподвижниками Мухаммеда и была зафиксирована в виде хадисов (новость, рассказ) у суннитов и ахбаров (известие, новость) у шиитов. Мусульманские ученые, занимавшиеся сбором и критикой хадисов, разработали сложную систему оценки степени их достоверности. Помимо достоверных, бывают хади-сы «хорошие», то есть имеющие пропуск в иснаде или не совсем надежного передатчика, и откровенно «слабые».

Первые тематические сборники хадисов начали появляться с середины VII века. Наиболее авторитетными сборниками у суннитов считаются шесть книг:

1. «Аль-Джами ас-Сахих» («Достоверный сборник»), или просто «ас-Сахих аль-Бухари», составленный Мухаммедом аль-Бухари (810-870) и содержащий около семи тысяч хадисов.

2. «Аль-Джами ас-Сахих» Муслима ан-Найсабури (817-875), содержащий двенадцать тысяч хадисов.

3. «Китаб ас-сунан» («Книга сунн») Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. в 888 г.).

4. «Аль-Джами аль-кабир» («Большой сборник») Мухаммада ат-Тирмизи (ум. в 892 г.).

5. «Китаб ас-сунан» ан-Насаи (ум. в 915 г.).

6. «Китаб ас-сунан» Ибн Мадж и (ум. в 886 г.).

Сунна почитается всеми течениями ислама как следующий после Корана источник сведений о том, какое поведение или мнение угодно Аллаху.

Кийас (аналогия). В основе этого метода лежит сопоставление схематической модели решаемого вопроса с моделью уже решенного и выведение решения по его примеру. Для суждения с помощью кийаса необходимо сопоставить исследуемый вопрос, называемый изводом, либо с текстом Корана или сунны, либо с широко известным и достоверным фактом, служащим в данном случае основанием для решения. Например: «Виноградное вино запрещено из-за его опьяняющих свойств (основание). Пальмовое вино обладает опьяняющими свойствами (извод). Следовательно, пальмовое вино должно быть запрещено (суждение)».

Иджма (единодушное решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу) также является одним из источников мусульманского права. Традиция связывает возникновение иджмы с деятельностью первых мусульманских ученых-законоведов второй половины VII века, которые установили порядок изучения спорных вопросов. Для этого по каждому такому вопросу собирались всевозможные сведения, опрашивалось возможно большее число людей. Затем эти сведения сравнивались и обсуждались, чтобы установить наиболее достоверный вариант и вынести единственно возможное решение.

Правильно применять иджма и кийас могли только муджтахиды — мусульманские ученые-законоведы, известные своим благочестивым усердием (иджтихад) в решении сложных правовых вопросов. Согласно мусульманской традиции, иджтихад возник еще при жизни Мухаммеда в среде его сподвижников, которые считаются носителями совершенного иджтихада.

Шариат — основа мусульманского права

Основой мусульманского права выступает шариат (прямой, правильный путь) — комплекс правил, предписаний и обязанностей, основанных прежде всего на принципах вероучения Корана и сунны и закрепляющих гражданские и религиозные нормы мусульман.

Конкретизацией «правильного пути» выступает система правовых норм, разработанных на основе Корана и сунны и составляющих собственно мусульманское право (фикх). В Коране и сунне имеются культовые нормы, регулирующие порядок исполнения религиозных обязанностей. Однако в них содержится очень немного конкретных и очевидных правил поведения, определяющих взаимоотношения мусульман. В случае отсутствия в этих источников готовых ответов на конкретные вопросы мусульманские ученые-правоведы — факихи (факих — знающий) — выносили суждение по аналогии (кийас). Для окончательного узаконивания нормы требовалось согласное мнение авторитетных лиц (иджма).

В VIII-IX веках в результате споров между сторонниками различных подходов к мусульманской системе права в рамках суннитского ислама сложилось несколько богословско-правовых школ или толков, называемых мазхабами (мазхаб — толк): ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Позже к ним добавился пятый канонический мазхаб — богословско-правовая школа джафаритов, которой придерживаются в настоящее время все шииты.

Ханафиты. Это наиболее распространенный в мусульманском мире толк. Его основателем был авторитетнейший персидский факих Абу Ханифа (ок. 696-767). И этом мазхабе Коран принимается как источник права целиком и безоговорочно; сунна принимается как независимый источник только после тщательного отбора хадисов; согласованное мнение (иджма) учитывается только в том случае, если оно исходит от тех же людей, которые считаются передатчиками достоверных хадисов. Суждение по аналогии иджма может строиться на любом достоверном материале, даже не всегда в порядке его авторитетности, но обязательно с глубоким логическим обоснованием. Этот мазхаб, начиная с XI века, быстро распространился на территориях Анатолии, Палкан, Северного Кавказа, Причерноморья, Поволжья, Средней Азии, Афганистана, Индии, Индонезии.

Маликиты. Маликитский мазхаб возник в Медине, его основателем был Малик ибн Анас (713-795). Главными источниками права, согласно этому мазхабу, являются Коран и сунна, которая рассматривается как продолжение Корана. Сунна не подлежит никакой интерпретации в отношении тех хадисов, которые восходит к сподвижникам Мухаммеда — мединцам, так как их сведения признаются полностью достоверными. Канонические тексты Корана и сунны объединяются в единый источник — насс. Как дополнение к насс привлекаются сведения о коллективном опыте мединской общины, о котором не осталось никаких письменных свидетельств, но который сохранился в общественной памяти как действия, бывшие обычными при Мухаммеде. В настоящее время маликитский мазхаб широко используется в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, Кувейте и на Бахрейне.

Читайте также  Спермотоксикоз: вымысел или реальность?

Шафииты. Шафиитский мазхаб был основан на рубеже VIII-IX веков имамом Мухаммедом аш-Шафи (767-820), жившим в Сирии и Египте. Этот мазхаб сложился под сильным влиянием ханафитского и мали-китского мазхабов и воспринял их особенности. Коран и сунна рассматриваются как единый источник: сунна только дополняет Коран, а не дает параллельный материал для сравнения и выведения среднего решения. Хадисы, исходящие от мединских передатчиков, принимаются безоговорочно. Иджма рассматривается как дополнение к Корану и сунне, но принимаются во внимание только решения мединских ученых-богословов. Благодаря своей упрощенности, шафиитский мазхаб быстро распространился по мусульманским странам и в настоящее время является господствующим в Сирии, Ливане, Палестине и Иордании.

Ханбалиты. Ханбалитская правовая школа, основателем которой был багдадский ученый Ахмад ибн Ханбала (780-855), сформировалась к началу XI века. В отличие от других мазхабов, ханбалитство возникло как религиозно-политическое движение и уже затем оформилось в догматико-правовую школу. Главными источниками мазхаба ханбалитов являются Коран и сунна пророка, которая была объявлена комментарием к Корану (тафсир). Авторитет хадисов ханбалиты поднимали почти до уровня текста Корана, утверждая, что их необходимо принимать на веру, не задавая вопроса «как?» Ханбалитский мазхаб в настоящее время официально принят в Саудовской Аравии.

Джафарийа. Традиция связывает возникновение джафаритского мазхаба с деятельностью шестого шиитского имама Джафара ас-Садика (702-765). Мазхаб, окончательно сформировавшийся через много лет после смерти имама Джафара, выражает взгляды шиитских рационалистов, установивших четыре корня права, а именно: Коран, собрание преданий (ахбар), иджма и акл (разум). В отличие от суннитов, джафариты отвергают кийас, а из хадисов признают только те, что восходят к семье Пророка. Отличительной особенностью джафаритского мазхаба является также допустимость временного брака (мута) и благоразумного скрывания веры (такийа).

Основополагающие принципы шариата базируются на представлении, согласно которому все правовые и моральные установки исходят только от Аллаха. Шариат дан человеку раз и навсегда, а потому он совершенен, вечен и неизменен. Соответственно, попытка сделать запретным разрешенное, и наоборот, равносильна ширку, то есть приписыванию божественности кому-либо, кроме Аллаха.

В соответствии с шариатом, все действия людей подразделяются па 5 категорий:

Фард (обязательное). Действия, вмененные человеку в обязанность как религиозные заповеди, в первую очередь ритуальные предписания и соблюдение основных норм благочестия. Фард разделяют на два вида: фард айн и фард кифайа. Фард айн — это главные, обязательные действия, которые должен совершать каждый мусульманин (например, пятикратная молитва, пост в месяц рамадан, совершение хаджа и др.). Злостное пренебрежение этими обязательствами делает человека нечестивцем (фасик).

Мандуб, или мустахаб (рекомендуемое). Действия и поступки, не являющиеся предписанными или обязательными, но совершение которых высоко оценивается окружающими и будет вознаграждено в Судный день. Это проявления щедрости, милосердия, благочестия, религиозного усердия и т. п. Человек при совершении этих поступков не должен требовать от других благодарности, ибо все это должно делаться по душевной потребности.

Мубах, или джаиз (дозволенное). Шариат рассматривает эти действия и поступки как нейтральные, они не осуждаются и не поощряются. Это необходимые бытовые действия, не нуждающиеся сами по себе ни в какой оценке (например, пользование электричеством). В зависимости от мазхаба одни и те же поступки могут выводиться из категории мубаха или включаться в нее, что вызывает в мусульманском обществе острые дискуссии (вопросы, связанные с живописью и музыкой, способами времяпрепровождения, возможности следовать европейской манере одеваться и т. д.).

Макрух (неприемлемое, недостойное). Эта категория включает поступки и действия, которые не нарушают шариатские правовые нормы, но осуждаются с точки зрения морали. Как макрух оцениваются вызывающее поведение, скупость, жестокость, особенно по отношению к зависимым людям, склонность к роскоши и расточительству, пренебрежение семейными и общинными обязанностями, брак с немусульманкой или малолетней и др.

Харам, или махзур (запретное). Греховные действия и поступки, категорически запрещаемые и осуждаемые шариатом. Оценки поступков чрезвычайно различаются не только в зависимости от мазхаба, но и от местных условий и личности факиха-иитерпретатора, однако в целом выделяются три категории:

поступки батил, то есть абсолютно запретные, к которым относятся все явные нарушения закона и религиозных предписаний, нарушения договорных условий и правил торговли, притеснение и произвол, присвоение чужого имущества и т. д.;

поступки фасид — порочные деяния, которые признаются исправленными, если нарушения будут ликвидированы (например, если захвачено чужое имущество, то оно может быть оставлено у захватчика, если владелец согласится на получение какой-либо компенсации);

поступки сахих — правильные, не содержащие никаких нарушений по форме, но аморальные, преступные или мошеннические по своей сути (например, заключение временного брака мута, продажа оружия разбойникам или мятежникам, заключение мошеннического договора или принесение недействительной клятвы ит. д.).

Пищевые запреты в общей форме изложены в Коране: «Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха, и удавленная, и убитая ударом, и убитая при падении, забоданная, и то, что ел дикий зверь, — кроме того, что убьете по обряду, — и то, что заколото на жертвенниках, и чтобы вы делили по стрелам. Это — нечестие…» (5:4).

По большинству мазхабов игра на музыкальных инструментах, пение, танцы, азартные игры, неумеренное пользование предметами роскоши должны быть запрещены. Однако многие факихи считают это допустимым, хотя и неодобряемым (макрух).

Каковы основные законы ислама

Шариат — предписанные законы ислама.

Несмотря на то, что ислам является религией четких законов и норм и мусульмане часто критикуются за педантичное следование всем предписаниям Корана, сам по себе он не является сборником правил и указов. Тем не менее он глубоко проникает в человеческие взаимоотношения, предписывает множество ритуалов и устанавливает правила поведения, наказания и тому подобные вещи. Закон в исламе известен как шариат, путь или образ жизни, которому необходимо следовать, дабы стать правоверным мусульманином, подчиненным истине и воле Аллаха. Само слово «шариат» почти не используется в Коране, но появление его в данном тексте определяет его генеральное положение в мусульманском вероисповедании:

Потом Мы (повелением своим) тебя наставили на путь Закона (шериата), — так следуй же ему, а не страстям людей, которые не знают [Сура 45:18].

Декалог в христианской Библии, более известный как десять заповедей, является прототипом основных законов Аллаха, и хотя они (заповеди) не изложены в Коране так же категорично, как в Исходе 20:1-17 и Второзаконии 5:6-21, они в той или иной форме появляются в различных отрывках его текста. Коран подтверждает, что законы Бога были переданы Моисею на двух каменных скрижалях:

И начертали для него Мы на скрижалях суть всякой вещи и разъяснение понятий всех вещей. [Сура 7:145]. Один из отрывков Корана [сура 17:23-40] звучит так же, как отрывок из Левита.

Многие из десяти заповедей четко воспроизведены в нем. Заповедь Бога о том, что поклоняться следует только Ему одному, объединена с предписанием относиться по-доброму и с почтением к родителям [сура 17:23]. Прелюбодеяние запрещено, поскольку постыдные и греховные деяния открывают путь другим грехам. Покушение на чужую жизнь, за исключением случаев, имеющих полное основание для него, также запрещено, поскольку Аллах сделал жизнь священной [сура 17:32-33]. Отрубание конечностей предписано в качестве наказания за воровство [сура 5:41]. Ничто на свете не может служить предметом поклонения наряду с Аллахом, это совершенно справедливо приведет идолопоклонника в ад [сура 17:39]. В Коране мы найдем и третью заповедь, в которой говорится, что поскольку имена Аллаха являются самыми прекрасными из всего существующего, то тот, кто посмеет осквернить их, будет наказан [сура 7:180]. Говорить ложь — безнравственно [сура 51:10]. А десятая заповедь звучит так:

И не желайте вы тех благ, которыми Господь одних из вас перед другими наделил. Мужчине надлежит все то, что он заслужит, и женщина получит то, что должно ей. Себе ж щедрот вы испросить должны у Бога. Господь, поистине, о всякой вещи знающ! [Сура 4:32].

В современном мусульманском обществе шариат относится в основном к предписанным ритуалам, охватывающим каждый аспект поведения мусульман. Он означает гораздо больше, чем простое послушание ниспосланным законам, он содержит в себе стандарты этики и детально регламентирует религиозную, социальную, политическую и бытовую жизнь последователей ислама. И тем не менее в первую очередь он занимается внешними формами и предписаниями. Например, слово адаб наиболее часто используется для определения более тонких деталей поведения и знаков внимания между мусульманами и их единоверцами. Так, необходимо всегда приветствовать своего собрата по вере словами ас-саламу алайкум — «да будет с Вами мир». Ответ должен звучать так же. Шариат включает в себя и этикет, которому необходимо следовать при общении или ведении дел с немусульманами.

Очень важное разграничение делается в исламе между противозаконными, или запрещенными, и общепринятыми, то есть законными, вещами. Первое понятие из этого ряда известно как харам и означает «запретное, неприкосновенное». Слово это может быть использовано как в священном, так и в обыденном смысле. Например, Священная Мечеть в Мекке названа Масджид ал-Харам. В данном случае слово используется в позитивном смысле. Свиное мясо, с другой стороны, является запретным как харам, поскольку оно нечисто. Мясо остальных животных считается разрешенным в пищу и определяется как халал, т. е. законное, над ним произнесли бисмиллахи, это относится и к остальным продуктам, например к молочным, — они тоже подпадают под статус халал, поскольку в них отсутствуют запрещенные жиры или иные вещества.

Читайте также  Сколько стоит билет в Эрмитаж

Большинству людей хорошо известны описанные в литературе жестокие наказания, практикуемые в исламе. Однако многие исламские страны лишь в недавнем прошлом начали применять эти наказания, в то время как Саудовская Аравия со всей строгостью налагала их на протяжении многих столетий. Эти наказания, известные как худуд (ограничения), фактически являются составляющими уголовных законов ислама. Так, наказание за воровство, сирка, предполагает отрубание кисти руки:

И вору и воровке отсекайте руки, как воздаяние за то, что (души их) усвоили себе — как наказание от Бога, ведь Он, поистине велик и мудр! [Сура 5:38]. Однако в хадисах говорится, что этот приговор должен выноситься только в экстремальных случаях, когда вор украл действительно что-то ценное:

Айша рассказывала, что посланник Аллаха (да пребудет он с миром) говорил: «Рука вора должна быть отрублена только за четверть динара или большую сумму» (Ас-Сахих Муслима, том 3, с. 907). . В другом предании говорится, что не следует отрубать руку в случае кражи растений или фруктов, когда раб покусился на собственность своего хозяина (поскольку и сам раб, и все, что он имеет, является собственностью хозяина) или когда украденная вещь не представляет коммерческой ценности.

За супружескую измену в мусульманских странах забивают камнями насмерть, а в Аравии отрубают голову, несмотря на то, что Коран предписывает за это преступление наказание в сто ударов плетьми [сура 24:2]. Мусульманские правоведы учат, что это наказание применяется только к неженатым мужчинам или незамужним женщинам, сожительствующим с замужними женщинами или женатыми мужчинами, и что тех и других необходимо казнить самыми разнообразными способами, описанными в хадисах и применяемыми уже при жизни самого Мухаммада.

Особые законы, относящиеся ко взаимоотношениям людей в Коране описываются законы и рекомендации, охватывающие бесконечное количество аспектов взаимоотношений между мусульманами как в мусульманских обществах, так и там, где мусульмане находятся в меньшинстве. Умма (община) — превалирующий фактор благосостояния любого общества в целом. Мусульманин прежде всего несет ответственность за выполнение обязательств перед своим собратом по вере, и только затем — в общепринятом порядке. Этим объясняется тенденция мусульман, находящихся в меньшинстве, собираться вместе и формировать собственные группы и организации. И хотя многие мусульмане на Западе принимают участие в делах государства и вносят вклад в благосостояние всего общества, они, как правило, формируют собственные тесные сообщества с целью защиты своей мусульманской самобытности.

Человеческие взаимоотношения рассматриваются в Коране по большей части с практической точки зрения, нежели с идеалистической. Поэтому брак, никах, в исламе не является таинством, это, скорее, договор между сторонами, который в соответствующих случаях может быть расторгнут посредством развода. Но все-таки развод считается необходимым злом, или бедствием, а не свободным выбором, доступным мусульманам. Коран называет брак еще одним словом — мисак (договор) [сура 4:21]. Так же, как и Библия, он запрещает браки между находящимися в близком родстве людьми [сура 4:23], и так же, как и Библия, он определяет мужа главой семьи, требуя, чтобы жена подчинялась ему и заботилась о домашнем хозяйстве. Женщинам мусульманкам разрешено выходить замуж только за мужчин мусульман, в то время как мужчины мусульмане могут брать в жены женщин и иудеек, и христианок: . Дозволена вам также пища тех, кому было ниспослано Писанье и ваша пища им разрешена. Разрешено вам в жены брать не только целомудренных, уверовавших в Бога, но также целомудренных из тех, кому ниспослано Писание до вас. [Сура 5:5]. И хотя таких жен нельзя принуждать отказываться от своей веры в пользу ислама, его неписаные законы с презрением относятся к идее, что мусульманин может взять в жены, например, христианку, которая отказывается отречься от своей веры.

Известно, что Коран разрешает полигамию, но ни одной женщине в исламе не разрешено иметь более одного мужа. Мужьям разрешено иметь до четырех жен, но если они опасаются, что не смогут справедливо и беспристрастно относиться ко всем своим женам, им должно остановиться на одной супруге [сура 4:3]. Дружеское понимание вкупе со сдержанностью — таким должно быть отношение мусульманина к жене [сура 4:129]. Мужчины являются защитой и поддержкой женщинам, независимо от того, боятся ли они, что их жены неверны им. Если мужья подозревают своих жен в супружеской неверности, им дано право убеждать и наставлять их. В случае, если женщины не раскаиваются, следует отказаться делить с ними супружеское ложе и в качестве последнего средства разрешается побить их [сура 46:34]. Это всего лишь небольшой перечень типичных законов и постановлений Корана, охватывающих один аспект человеческих взаимоотношений — брак. Шариат регулирует такие вопросы, как развод, чистоплотность и тому подобные вещи. Осведомленность всевидящего ока Аллаха является основным регулировщиком во всех областях человеческого поведения. Хотя особые постановления и законы затрагивают даже ежедневные дела мусульман, большая часть учений Корана преподносится в форме советов, призывающих их жить праведно. Коран более нацелен мудро руководить, нежели принудительно регулировать каждую сторону человеческой жизни. Он никогда не стремится сделать из человека раба традиций — скорее, желает помочь познать себя существом, обладающим правом жить собственной жизнью, позволяя выбирать определенные ограничения и принципы поведения. (Множество описанных в хадисах обычаев, устанавливающих соблюдение правил и ритуалов, регулирующих практически каждый шаг в жизни человека, в действительности не соблюдается.)

Основы Ислама

Краткое введение в религию Ислам. Знакомство со столпами веры и Ислама.

В Коране сказано:

Неужели они (люди) ищут иной религии, помимо религии Бога, в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, добровольно и невольно, и к Нему они будут возвращены?

Вселенная, земля и всё живое на земле, даже самая маленькая частица (атом) функционируют или подчиняются чётким законам, каждый объект следует по заданному курсу.

Земля крутится вокруг солнца, живая клетка размножается, строя живой организм, и что удивительно — каждая клетка знает, когда и как ей размножаться (т.е. клетки кожи строят кожу, а клетки волос строят волосы и т.д.). И всё это упорядоченно, т.е. каждый делает свою работу, и все они в одной системе.

Чёткость этих законов обеспечивает гармонию в этом мире, без них был бы хаос. К тому же всё это подчиняется одному важному закону — это то, что всё имеет своё начало (рождение) , развитие и конец (смерть или распад).

Религия и есть свод законов, установленные Богом для человека, так как человек может или принять или отвергнуть эти законы. В этом заключается отличие человека от всего остального.

Но в мире существует множество религий, и практически каждая религия в мире называется или по имени своего основателя, или по названию общины или нации, в которой она зародилась. Например, христианство носит название от имени пророка Иисуса Христа, буддизм называется по имени его основателя Будды и т.д., за исключением Ислама.

Известно, что Ислам появился на Аравийском полуострове в 6 веке нашей эры и пророком его был Мухаммад ﷺ .

Что означает слово «Ислам»?

(араб.: الإسلام — «покорность, послушание, повиновение») — означает покорность воле Единого Творца. Также слово Ислам является производным от слова «салам», означающее «мир». Это значит, что достичь истинного мира, покоя и гармонии между телом и душой можно только через повиновение и послушание Всевышнему Создателю.

Соответственно, (араб.: مسلم ) означает «человек, покорный Богу» или «человек, предавшийся воле Бога». С точки зрения Ислама человек был сотворён Богом, Который дал ему волю, разум, тело и определённый срок жизни, для того, чтобы он Ему поклонялся…

Ислам — религия Единого Бога. Основой Ислама является единобожие. Только Единственный Бог является Творцом, Создателем, Дающим пропитание, Милостивым, Милосердным. И только Он обладает божественными качествами, и только Ему должны быть посвящены все наши виды поклонения, будь то молитва, покаяние, милостыня, пост, паломничество, мольба, упование, надежда, страх перед Всевышним и тому подобное. В представлении мусульман Бог не похож ни на одно из своих созданий, Он не ограничен пространством и временем, Он не имеет ни родителей, ни детей, Он превыше всего.

Ислам — это религия всех пророков и посланников, начиная от Адама и заканчивая Мухаммадом ﷺ (Мир им всем!). Ислам – всеобъемлющая религия и образ жизни, включает в себя и обряды богослужения, и нормы морали, и основы семьи, и принципы обустройства общества, и уголовный кодекс и многое другое.

Знакомство со столпами веры

Мусульмане верят в – Единственного Бога, не имеющего себе равных, Создателя небес и земли и того, что между ними. И после создания не оставившего Свои создания без внимания, Он Единственный, Кто оживляет и умертвляет, даёт пропитание, лечит, ведет по прямому пути. Он Единственный, достойный поклонения, и нет божеств, кроме Него. У него прекрасные имена и атрибуты.

Читайте также  Кто создал фирму Adidas

Мусульмане верят в ангелов, как беспрекословных слуг Аллаhа, созданных Им из света.

Мусульмане верят в божественные книги, последней из которых является Кур’ан (Коран), сохранённый Аллаhом в неизменном виде.

Мусульмане верят во всех пророков и посланников, любят их всех, считают их учителями человечества. Последним из пророков и посланников был Мухаммад ﷺ .

Мусульмане верят в Судный день, когда все люди ответят перед Всевышним Богом за свои поступки и будут направлены в Рай или в Ад. И мусульмане верят в божественное предопределение.

Чтобы предостеречь человека от зла и заблуждений, и чтобы одновременно испытать его, Аллаh возложил на него определённый минимум обязанностей: пять столпов Ислама.

Кратко о пяти столпах Ислама

Каждый мусульманин, обязан соблюдать пять столпов Ислама.

1-ый – твёрдое убеждение и приведение свидетельства, что нет божества кроме Единого Аллаhа, и что пророк Мухаммад ﷺ является рабом и посланником Аллаhа.

Это очень важно, это основа всей жизни мусульманина. Вероятно, чтоб осознать это, требуется большие духовные усилия. Но свидетельство не требует больших физических или материальных затрат.

2-ой – обязательное совершение пятикратного намаза в сутки.

Намаз – это наша связь с Богом, это наша благодарность Всевышнему, это просьба о спасении. Обязательная часть каждого намаза займёт у Вас около пяти минут времени. Пять минут пять раз в день – итого двадцать пять минут в сутки. Разве это много ради Создателя вселенной, Который наделил нас столькими благами.

3-ий – закят — выплата определённого % из своего имущества в пользу бедных, нуждающихся и находящихся на пути Аллаhа.

Закят необходимо платить после достижения некоторого уровня богатства. Кроме того, доля, выделяемая для закята минимальна. Да и направляются эти средства не на обогащение имамов, а прежде всего на помощь неимущим и бедным.

4-ый – ежегодное соблюдение поста в священном месяце Рамадан.

Это только один месяц в год. И соблюдение поста не сказывается отрицательно на здоровье и жизнедеятельности мусульманина.

5-ый – совершение хаджа (паломничества) в Мекку к храму Аллаhа (Каабе) хотя бы один раз в жизни, при наличии возможности.

Паломничество необходимо лишь в случае материальной и физической возможности совершить это путешествие. И это требуется только хотя бы один раз в жизни.

Шариат и его место в исламе

Шариат является основным сводом правил, норм и воззрений, регулирующим жизнедеятельность мусульман. В переводе с арабского понятие «шариат» означает «верный путь».

Шариат, как уже было сказано, представляет из себя свод законов, которым верующие руководствуются в повседневной жизни. Эта категория включает в себя как божественные откровения, так и мнение авторитетных по данному вопросу лиц. Однако ряд норм и правил имеет некоторые расхождения, так как в исламе существует множество различных течений и направлений, трактующих те или иные божественные откровения и хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.), опираясь на мнение собственных авторитетных богословов.

Шариат как свод определенных норм и правил опирается на ряд источников, из которых исламское вероучение и черпает те или иные предписания по определенным вопросам.

Основные источники Шариата

1. Священный Коран

Базовым источником Шариата служит Священное Писание, которое является наставлением Всевышнего. Установления Корана, будучи божественным откровением, обладают высшей юридической силой в исламском праве и являются неоспариваемыми. Следование Корану есть прямая обязанность для всех мусульман. В случае, если в Откровении имеется чёткий ответ по тому или иному вопросу, то руководствоваться следует исключительно Книгой Аллаха, не прибегая к другим источникам.

2. Сунна

Она служит вторым источником шариата. В исламском праве сунной именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), то есть его высказывания по тем или иным вопросам, его действия, нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам. В случаях, когда в Коране отсутствует прямой ответ на поставленный вопрос либо необходим комментарий к тому или иному аяту, то, как правило, богословы обращаются к сунне. Сунна тесно взаимосвязана со Священным Писанием, в связи с чем следование сунне также является необходимым для верующих.

3. Иджма

Следующим источником в большинстве течений ислама является иджма – единогласное мнение авторитетных ученых по тому или иному вопросу. Традиция иджмы восходит еще ко временам правления праведных халифов, так как каждый из правителей советовался с другими сподвижниками Пророка (с.г.в.) по тем или иным вопросам. Следует отметить, что в различных правовых школах подходы к иджме несколько отличны, так как в каждом течении присутствует свои требования к тем лицам, которые могут принимать такие решения. Например, богословы маликитского и ханбалитского суннитских мазхабов признают иджму исключительно муджтахидов Медины, учёные-ханафиты уверены, что иджма может быть принята любыми высококвалифицированными богословами, а шииты считают, что иджма принимается исключительно потомками Пророка (с.г.в.). Однако в любом случае она не должна противоречить Священному Корану и сунне, так как в противном случае она не будет иметь юридической силы.

4. Кияс

Этим термином называют суждение по аналогии, то есть извлечение логических выводов из какого-либо установления по конкретному вопросу. Следует отметить, что не все богословы признают кияс авторитетным источником Шариата. Примером кияса может служить запрет на употребление спиртных напитков (за исключением вина, употребление которого запрещено Священным Кораном). Так, запрет на алкогольные напитки, которые появились позже вина – виски, водка, коньяк и т.п., был установлен по аналогии с вином.

Остальные источники Шариата, которые играют второстепенную роль, различны в зависимости от мусульманской правовой школы.

Категории Шариата

Регулируя все сферы жизни общества, Шариат указывают на дозволенность или запретность тех или иных действий, а также регулирует вопросы награды и наказания за их совершение. В связи с чем все деяния, согласно Шариату, подразделяются на 6 основных категорий:

1. Обязательные (фард)

К первой категории относятся те деяния, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За их совершение человек получает большую награду, а за оставление ему записывается большой грех. Примерами таких действий могут служить совершение пятикратного намаза, выплата закята, совершение хаджа.

2. Необходимые (ваджиб)

Вторая категория включает в себя действия, необходимые для совершения. За них верующего ожидает награда, а за невыполнение засчитывается грех. Подходы различных правовых школ к отнесению определенных деяний к данной категории несколько различны. Например, в ханафитском мазхабе сюда относят витр-намаз, в то время как остальные суннитские правовые школы рассматривают данную молитву как суннат.

3. Желательные (суннат)

Сюда относят желательные действия, за совершение которых верующие получают награду, а оставление таких действий не является греховным (но всё же время порицаемым в некоторых случаях). Примерами таких действий могут служить обряд совершения имянаречения для новорождённого, а также совершение таравих-намаза в месяц Рамазан.

4. Дозволенные (мубах)

Действия, рассматриваемые шариатом как нейтральные, составляют четвёртую категорию. За их совершение человек не получает награду, а за оставление ему не записывается грех. Например, приём пищи, прогулки по улице, сон.

5. Нежелательные (макрух)

К этой категории относятся действия, совершение которых нежелательно, но не запрещено. За их совершение верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания. За отказ от таких деяний верующему полагается награда. Примером может служить расходование большого количества воды во время омовения. Ряд мусульманских ученых относят к макруху и курение.

6. Запретные (харам)

Заключительную группу составляют деяния, совершение которых запрещено исламским вероучением. За них человеку записывается большой грех, а за их оставление рабы Аллаха могут рассчитывать на Его награду. К примеру, прелюбодеяние, расточительство, употребление спиртного.

В целом, основной функцией Шариата является ведение людей по истинному пути. Каждый мусульманин, который стремится получить довольство Всевышнего, должен придерживаться его предписаний. В этой связи переоценить роль Шариата трудно, так как он служит своего рода путеводителем в Рай для каждого верующего.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Получается, мусульманин и шагу не может ступить, не подумав — как будет называться мой поступок? Фард, важиб, мубах? Представляю, как идет мусульманин и в уме подсчитывает — тааак, сколько я получу награды за сегодня? Странный способ поощрения. Как детям оценку ставят, и тут так же. Неужели человек сам не может решать как поступать, без оценки со стороны религии?

Особо ретивые так и делают но это все таки крайность. в целом мусульмане адекватные и не ходят с калькулятором в голове подсчитывая харамность или халяльность:

Вот это макрух, харам. одни говорят, что всего лишь макрух, типа не харам же. И курят, и еще что-нибудь творят. Другие типа конина макрух и так отварачивают носы, будто свинину на стол положили. Был такой случай, когда гостей из Турции принимали. Даже не ели ничего, когда узнали, что колбаса из конины. Неприятная ситуация вышла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: