Какие знаки в ля мажоре

Как узнать, сколько знаков при ключе в тональности? Снова про градусник тональностей…

Вообще количество ключевых знаков и собственно сами эти знаки (диезы с бемолями) нужно просто запомнить и просто знать. Рано или поздно они запоминаются автоматически – хотите вы этого или не хотите. А на начальном этапе можно пользоваться разнообразными шпаргалками. Одна из таких шпаргалок по сольфеджио – градусник тональностей.

О градуснике тональностей я уже рассказывал – почитать и посмотреть шикарный красочный градусник тональностей можно здесь. В прошлой статье я рассказывал о том, как с помощью этой схемы можно легко определять знаки в одноимённых тональностях (то есть таких, в которых тоника одинаковая, а лад – разный: например, ля-мажор и ля-минор).

Кроме того, градусник удобен в тех случаях, когда нужно точно и быстро определить: на сколько знаков одна тональность удалена от другой, на какое количество знаков различаются две тональности.

Теперь спешу сообщить, что градуснику нашлось и ещё одно практическое применение. Если этот самый градусник немножко модернизировать, то он станет более наглядным и станет показывать не только, сколько знаков в тональности, но ещё и конкретно, какие знаки в том-то мажоре и в том-то миноре. Сейчас всё объясню.

Обычный градусник тональностей: покажет фантик, но конфетку не даст…

На картинке вы видите градусник таким, какой он обычно предстаёт в учебнике: «градусная» шкала с количеством знаков, а рядом с ней написаны тональности (мажорная и параллельная её минорная – в них ведь одинаковое количество диезов или бемолей).

Как пользоваться таким градусником? Если вам известны порядок диезов и порядок бемолей, то нет никаких проблем: просто смотрите количество знаков и отсчитываете по порядку ровно столько, сколько нужно. Скажем, в ля мажоре три знака – три диеза: сразу ясно, что в ля мажоре фа, до и соль диезы.

Но если ряды диезов и бемолей вы ещё не запомнили, то, что и говорить, такой градусник вам не поможет: покажет фантик (число знаков), а конфетку не даст (не назовёт конкретные диезы и бемоли).

Новый градусник тональностей: раздаёт «конфетки» прям как дедушка Мороз

К шкале с количеством знаков я решил «прилепить» другую шкалу, которая ещё бы и называла все диезы и бемоли по их порядку. В верхней половине градусной шкалы красным цветом выделены все диезы – от 1 до 7 (фа до соль ре ля ми си), в нижней половине, синим цветом, выделены все бемоли – также от 1 до 7 (си ми ля ре соль до фа). В центре – «нулевые тональности», то есть тональности без ключевых знаков – это, как известно, до мажор и ля минор.

Как пользоваться? Очень просто! Находите нужную тональность: например, фа-диез мажор. Дальше отсчитываем и называем все знаки подряд, начиная с нуля, поднимаясь вверх, пока не дойдём до отметки, которая соответствует заданной тональности. То есть в данном случае, прежде чем мы снова вернёмся глазами к найденному уже фа-диез мажору, мы назовём по порядку все его 6 диезов: фа, до, соль, ре и ля!

Или другой пример: нужно найти знаки в тональности ля-бемоль мажор. Эта тональность у нас среди «бемольных» – находим её и, начиная от нуля, спускаясь вниз, называем всё её бемоли, а их 4: си, ми, ля и ре! Гениально! =)

Да, кстати, если вам уже надоело пользоваться всякими шпаргалками, то можете ими и не пользоваться, а почитать статью о том, как запомнить ключевые знаки, после которой знаки в тональностях не забудешь, даже если специально стараться выбросить их из головы! Удачи!

Знаки в тональностях

Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о теории музыки у нас уже была. Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в тональностях.
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.

А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.

Таблица тональностей

Итак, внимательно рассмотрев этот список, необходимо отметить несколько важных моментов.

По очереди к тональностям приплюсовывается по одному диезу или бемолю. Их добавление строго оговорено. Для диезов последовательность следующая: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. И никак иначе.

Для бемолей цепочка выглядит так: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Заметьте, что она обратна последовательности диезов.

Вы наверняка отметили такой факт, что одинаковое количество знаков имеют по две тональности. Они называются параллельными тональностями. Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Советую прочитать её.

Определение знаков тональности

Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.

Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте. Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.

  • Например, нужно определить знаки тональности Ля мажор. Перечисляем диезные ноты: фа, до, соль. Соль на ноту ниже, чем тоника ля, следовательно, у тональности ля мажор три диеза (фа, до, соль).

Для мажорных бемольных тональностей правило немного другое. Перечисляем последовательность бемолей до ноты, которая следует за названием тоники.

  • Например, у нас тональность Ля бемоль мажор. Начинаем перечислять бемоли: си, ми, ля, ре. Ре – это следующая нота после название тоники (ля). Поэтому в тональности Ля бемоль мажор четыре бемоля.

Квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей – это графическое изображение связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Можно сказать, что всё то, что я объяснял вам до этого, наглядно присутствует на этой схеме.

В таблице квинтового круга тональностей исходной нотой или точкой отсчета является До мажор. По часовой стрелке от неё отходят диезные мажорные тональности, а против часовой стрелки – бемольные мажорные тональности. Интервалом между ближайшими тональностями является квинта. Также на схеме изображены параллельные минорные тональности и знаки. С каждой последующей квинтой у нас прибавляются знаки.

Читайте также  Где бесплатно переночевать в Санкт-Петербурге

Надеюсь, что при детальном изучении квинтового круга вам станет предельно понятно формирование ключевых знаков тональностей и их зависимости.

Ля мажор

Ля мажор — мажорная тональность с тоникой ля, то же, что A-dur. Имеет три диеза при ключе.

Произведения в этой тональности

  • Иоганн Себастьян Бах — Концерт для клавира и струнных № 4 (BWV 1055);
  • Моцарт — Концерт для фортепиано с оркестром № 23;
  • Бетховен — «Крейцерова соната», Симфония № 7;
  • Шуберт — квинтет «Форель»;
  • Мендельсон — Симфония № 4 «Итальянская»
  • Pink Floyd — Time

Соседние тональности

Квинтовый круг
Знаки альтерации: 6 ♭

+Ces
5 ♭

+Ges
4 ♭

+Des
3 ♭

+As
2 ♭

+Es
1 ♭

B
0 ♭ / ♯
1 ♯

+Fis
2 ♯

+Cis
3 ♯

+Gis
4 ♯

+Dis
5 ♯

+Ais
6 ♯

+Eis
Мажорные тональности: Ges-dur Des-dur As-dur Es-dur B-dur F-dur C-dur G-dur D-dur A-dur E-dur H-dur Fis-dur
Минорные тональности: es-moll b-moll f-moll c-moll g-moll d-moll a-moll e-moll h-moll fis-moll cis-moll gis-moll dis-moll

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ми мажор
  • Абильдгаард, Сёрен

Смотреть что такое «Ля мажор» в других словарях:

Мажор (значения) — Мажор: Мажор один из основных видов музыкального лада. Мажоры советская и российская золотая молодёжь. Мажор Виейра муниципалитет в Бразилии. Мажор Жерсину муниципалитет в Бразилии. Мажор Изидору муниципалитет в… … Википедия

МАЖОР — (фр. majeur, лат. major, сравнительная степень от magnus великий, большой). См. ДУР. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАЖОР франц. majeur, лат. major, сравнительн. степень от magnus … Словарь иностранных слов русского языка

МАЖОР — МАЖОР, мажора, муж. (франц. majeur от лат. major больший). 1. Тональность, строй гаммы, характеризующийся такой последовательностью тонов в восходящем порядке: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (муз.). Переход из минора в мажор. || То же… … Толковый словарь Ушакова

МАЖОР — (франц. majeur от лат. major больший, а также dur, от лат. durus твердый), лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие. В противоположность минору мажор обладает светлой окраской … Большой Энциклопедический словарь

мажор — настроение, маменькин сынок, лад, обыватель, баловень Словарь русских синонимов. мажор сущ., кол во синонимов: 17 • баловень (15) • … Словарь синонимов

МАЖОР — МАЖОР, а, муж. 1. Музыкальный лад светлой, радостной окраски, аккорд к рого строится на большой терции (спец.). 2. перен. Бодрое, весёлое настроение. Быть в мажоре. | прил. мажорный, ая, ое. М. тон. Мажорное настроение. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

МАЖОР — муж., муз. твердый, суровый лад, дур; ·противоп. минор, моль. Мажорный, дурный. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Мажор — музыкальный лад, в основе которого лежит большое трезвучие; в противоположность минору обладает светлой, радостной окраской. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

мажор — мажор … Орфографический словарь-справочник

мажор — МАЖОР, а, м. 1. Обыватель, мещанин, филистер; человек, любящий комфорт и благополучие. 2. Сын состоятельных родителей, баловень, маменькин сынок. Возм. из уг … Словарь русского арго

мажор — I. МАЖОР I а, м. majeur < лат. major. 1. Музыкальный лад, звуки которого образуют аккорд, состоящий из большой и малой терций (противопол. минор). БАС 1. И эти адские сонаты, И все адажио, стокаты, Аллегро, менуэ, мажор; А боле варварский… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Глава называется «Неиспользуемые тональности» не из-за того, что эти тональности не используются при игре, при игре используются все 12 тональностей (с точки зрения практики), а из-за того, что данные тональности, а точнее названия и ключевые знаки, как система организации, не используются ДЛЯ НОТНОЙ ЗАПИСИ МУЗЫКИ.

Ниже приведен список тональностей, которые не используются для записи музыки. Построить их теоретически, да и практически можно но не нужно. Не используют их по причине наличия большого количества знаков альтерации при ключе (более семи) с наличием дубль-диезов и дубль-бемолей, что затрудняет чтение нотного материала и просто нерационально.

Просто ради интереса я снабдил их иллюстрациями с ключевыми знаками альтерации

В левой колонке таблицы указаны названия тональностей, которые не используют. Далее идет список звуков, входящих в эти тональньости с заполнеными «Домами» (см, теорию Семи Домов. прим. автора) знаками альтерации. Заметьте наличие дубль-диезов и дубль-бемолей. Тоники выделены цветом. Потом идут параллельные тональности, часть из которых наклонным шрифтом. Это те тональности, которые используются, но с другими знаками альтерации.

Все это снабжено иллюстрациями ключевых знаков.

НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
и их ключевые знаки альтерации

знаки альтерации кол-во знаков альтер. название тональности Дома с знаками альтерации параллельная тональность
C D E F G A H
9# Ре диез мажор ## # # ## # # # Си диез минор
8# Соль диез мажор # # # ## # # # Ми диез минор
10# Ля диез мажор ## # # ## ## # # соль минор
8b Фа бемоль мажор b b b b b b bb Ре бемоль минор
11# Ми диез мажор ## ## # ## ## # # ре минор
12# Си диез мажор ## ## # ## ## ## # ля минор
11b Фа бемоль минор b bb bb b b bb bb соль мажор
9b Соль бемоль минор b b bb b b b bb ля мажор
10b До бемоль минор b b bb b b bb bb ре мажор

Удачи в изучении.

Copyright © Эллиот Крэйг.

Воспроизведение пособия или любой его части в какой бы то ни было форме без письменного разрешения автора запрещено.

Вы можете обсудить эту статью в ФОРУМЕ в разделе «Обсуждение сайта».

Какие знаки в ля мажоре

Детские правила-считалки порядка прибавления ключевых знаков:
для диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-си
для бемолей: си-ми-ля-ре-соль-до-фа

Ключевые знаки – это знаки (диезы либо бемоли), которые выставляются справа от ключа (скрипичного, альтового, басового и т.п.) в строго определенном порядке. Прибавление диеза всякий раз указывает на продвижение по часовой стрелке в квинтовом кругу тональностей. Прибавление бемоля – на продвижение против часовой стрелки. Прибавленный диез (отнятый бемоль) всякий раз дает шаг тональности на квинту вверх (тональность доминанты), прибавленный бемоль (отнятый диез) – шаг на квинту вниз (тональность субдоминанты).

Другое неправильное название «тональные знаки».

Не рекомендуем называть ключевые знаки знаками альтерации, выставляемыми справа от ключа, по одной простой причине: тональность До мажор — не является центром музыкальной вселенной. И, напротив, бекар (как знак отсутствия альтерации) во многих тональностях является именно знаком альтерации (пример: ля бекар в фа миноре). Поэтому логичнее ключевые знаки признавать тональными или ладовыми знаками.

Далее информация по ключевым знакам для учащихся (см. ниже):

Как определить, сколько ключевых знаков в какой тональности находится (без зазубривания)

Для того чтобы проверить, это не обязательно помнить, нужно уметь считать в пределах менее 10-и и строить квинты вверх и вниз от любого звука. На экзаменах в музыкальных учебных заведениях всегда есть время подумать, и всегда имеется инструмент фортепиано, на который можно посмотреть (если уж совсем плохо со знанием клавиатуры).
Правило: «До мажор и Ля минор – тональности без ключевых знаков (чистые)» — знают все. От этого и нужно исходить.

Читайте также  Какими мазями можно лечить стафилококк на коже

Прибавление диезов

Для мажоров

диез – знак повышающий, значит, квинты строятся вверх (для бемолей будет наоборот)

Каждый шаг на квинту вверх от ноты До дает прибавление одного диеза.
Пример 1: Соль – первая квинта от До, следовательно: в Соль мажоре 1 диез.
Пример 2: Ре – вторая квинта от До, следовательно: в Ре мажоре 2 диеза.
Пример 3: Ля – третья квинта от До, следовательно: в Ля мажоре 3 диеза.
Пример 4: Ми – четвертая квинта от До, следовательно: в Ми мажоре 4 диеза.
Пример 5: Си – пятая квинта от До, следовательно: в Си мажоре 5 диезов.
Пример 6: Фа диез – шестая квинта от До, следовательно: в Фа диез мажоре 6 диезов.
Пример 7: До диез – седьмая квинта от До, следовательно: в До диез мажоре 7 диезов.
Примечание: в музыке чаще вместо тональности До диез мажор используется тональность Ре бемоль мажор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления диезов тоже можно не учить, а также считать от Фа диеза по квинтам вверх.
Пример: три диеза при ключе – это Фа диез, До диез, Соль диез.

Для миноров
Каждый шаг на квинту вверх от ноты Ля дает прибавление одного диеза.
Пример 1: Ми – первая квинта от Ля, следовательно: в Ми миноре 1 диез.
Пример 2: Си – вторая квинта от Ля, следовательно: в Си миноре 2 диеза.
Пример 3: Фа диез – третья квинта от Ля, следовательно: в Фа диез миноре 3 диеза.
Пример 4: До диез – четвертая квинта от Ля, следовательно: в До диез миноре 4 диеза.
Пример 5: Соль диез – пятая квинта от Ля, следовательно: в Соль диез миноре 5 диезов.
Пример 6: Ре диез – шестая квинта от Ля, следовательно: в Ре диез миноре 6 диезов.
Пример 7: Ля диез – седьмая квинта от Ля, следовательно: в Ля диез миноре 7 диезов.
Примечание: в музыке чаще вместо тональности Ля диез минор используется тональность Си бемоль минор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления диезов такое же, считать от Фа диеза по квинтам вверх.
Пример: четыре диеза при ключе – это Фа диез, До диез, Соль диез, Ре диез.

Параллельные тональности содержат одинаковое количество ключевых знаков. Это также можно использовать для проверки. Параллельные тональности (их тоники) находятся друг от друга на расстоянии диатонической (по факту малой) терции, в порядке: минор ниже, мажор выше.

Прибавление бемолей

Для мажоров
бемоль – знак понижающий, значит, квинты строятся вниз (для диезов было наоборот)

Каждый шаг на квинту вниз от ноты До дает прибавление одного бемоля.
Пример 1: Фа – первая квинта от До, следовательно: в Фа мажоре 1 бемоль.
Пример 2: Си бемоль – вторая квинта от До, следовательно: в Си бемоль мажоре 2 бемоля.
Пример 3: Ми бемоль – третья квинта от До, следовательно: в Ми бемоль мажоре 3 бемоля.
Пример 4: Ля бемоль – четвертая квинта от До, следовательно: в Ля бемоль мажоре 4 бемоля.
Пример 5: Ре бемоль – пятая квинта от До, следовательно: в Ре бемоль мажоре 5 бемолей.
Пример 6: Соль бемоль – шестая квинта от До, следовательно: в Соль бемоль мажоре 6 бемолей.
Пример 7: До бемоль – седьмая квинта от До, следовательно: в До бемоль мажоре 7 бемолей.
Примечание: в музыке чаще вместо тональности До бемоль мажор используется тональность Си мажор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления бемолей тоже можно не учить, а также считать от Си бемоля по квинтам вниз.
Пример: три бемоля при ключе – это Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль.

Для миноров
Каждый шаг на квинту вниз от ноты Ля дает прибавление одного бемоля.
Пример 1: Ре – первая квинта от Ля, следовательно: в Ре миноре 1 бемоль.
Пример 2: Соль – вторая квинта от Ля, следовательно: в Соль миноре 2 бемоля.
Пример 3: До – третья квинта от Ля, следовательно: в До миноре 3 бемоля.
Пример 4: Фа – четвертая квинта от Ля, следовательно: в Фа миноре 4 бемоля.
Пример 5: Си бемоль – пятая квинта от Ля, следовательно: в Ми бемоль миноре 5 бемолей.
Пример 6: Ми бемоль – шестая квинта от Ля, следовательно: в Ми бемоль миноре 6 бемолей.
Пример 7: Ля бемоль – седьмая квинта от Ля, следовательно: в Ля бемоль миноре 7 бемолей.
Примечание: в музыке чаще вместо тональности Ля бемоль минор используется тональность Соль диез минор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления бемолей тоже можно не учить, а также считать от Си бемоля по квинтам вниз.
Пример: пять бемолей при ключе – это Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль, Ре бемоль, Соль бемоль.

Параллельные тональности содержат одинаковое количество ключевых знаков. Это также можно использовать для проверки. Параллельные тональности (их тоники) находятся друг от друга на расстоянии диатонической (по факту малой) терции, в порядке: минор ниже, мажор выше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: