Какие отличия техники рисунка углем от карандаша

Знакомство с традиционными материалами: карандаш, уголь, ластик и многое другое

На этом уроке я познакомлю вас с материалами для рисования, которые вы сможете использовать для создания набросков и эскизов.

Почему рисунок?

Потому что вы сможете рисовать в любом месте и в любое время, используя самые простые материалы. Рисование – это одно из наиболее расслабляющих и приятных развлечений. Вы улучшите свои навыки, а графические материалы разовьют вашу координацию. В дальнейшем, какие бы инструменты вы не выбирали, вам будет легче с ними работать.

Итак, возьмите графитный карандаш или карандаш Конте, или кусочек угля и рисуйте. Рисуйте в поезде по пути на работу. Рисуйте то, что видели в телевизоре. Рисуйте вашего мужа/жену, ваш местный парк – все что угодно и где угодно.

1. Карандаши

Основы

Графитные карандаши обычно состоят из деревянной оболочки с грифелем внутри, но вы можете купить механический карандаш, и самостоятельно регулировать длину грифеля. Изначально грифели были токсичными, а современный грифель сделан из графита и глины.

Карандаши классифицируются по твердости от 9Н (самый твердый) до 9В (самый мягкий), а F и НВ — это карандаши средней твердости. Я предпочитаю использовать мягкие В-карандаши для рисунка.

Карандаши от НВ до 9В

В-карандаши имеют следующие характеристики: от самого твердого В до самого мягкого 9В:

  • Чем мягче карандаш, тем темнее линии и тон.
  • Для глубоких теней берите мягкий карандаш: его легче растушевать.
  • Трудно сохранить остроту кончика карандаша, рисуя толстые линии, и гораздо сложнее их стереть, чтобы не наделать грязи. Зато такие линии более устойчивы к краскам на водной основе. В-карандаш закрасить легче, в то время как 9В гораздо сложнее (почти невозможно), особенно, если вы наложили штрихи плотным слоем.

Когда я впервые начала делать наброски, я использовала В-карандаш. Это позволяло мне рисовать светлые линии, которые затем были почти незаметны в процессе работы над рисунком. Либо я могла перекрыть их более мягкими, темными карандашами (взгляните на набросок маленького мальчика выше). Если же объект движется (панда на рисунке ниже), В-карандаш позволяет мне сделать множество быстрых поправок без потери общей формы того, что я рисую.

Карандаши должны быть острыми

Работать острым или тупым грифелем – личный выбор каждого, но я хочу добавить кое-что о затачивании карандашей.

Точилка для карандашей — хорошая вещь. Но когда вы делаете наброски вне дома, вам не всегда есть куда выкинуть стружки. Так что позаботьтесь о покупке точилки с контейнером: стружки будут скапливаться там, пока вы не найдете место, куда их выкинуть.

Использование ножика вместо точилки – чудесная идея, но носить с собой нож непрактично, а иногда и незаконно. Хотя это позволяет вам получить необычный угловатый кончик. Заточка карандашей ножом невероятно быстро «съедает» их.

Что вам следует приобрести?

Для начала вам нужно купить отдельно следующие карандаши: В, 2В, 4В, 6В и 8В. Вы должны почувствовать как они рисуют, и решить для себя, какой из них слишком темный, а какой слишком светлый. После того как вы привыкнете к ним, вы сможете купить более твердые или более мягкие карандаши.

Существует множество различных марок карандашей, но у меня есть парочка любимых: Derwent и Faber-Castell. Все потому, что они реже ломаются, если вы их роняете (я иногда так делаю), а грифель более мягкий, чем у других.

Вы можете купить набор карандашей, но убедитесь, что они содержат набор мягких и твердых карандашей, а не множество одинаковых. Многие наборы содержат большое количество Н и В карандашей, поэтому внимательно осмотрите содержимое перед покупкой.

2. Уголь

Уголь — это грязь. Он будет везде, особенно на ваших руках, лице, на поверхности вашей работы, на одежде и на полу. Но использовать его весело, и эффект, который он создает, сильно отличается от всех других материалов, представленных здесь.

Основы

Существует три типа угля:

  • Угольные палочки — обычно толщиной с обычный карандаш и изготавливается путем сжигания веточек (винограда, бука, ивы).
  • Прессованный уголь, который представляет собой палочки различной длины и толщины.
  • Угольный карандаш (рашкуль), в котором уголь находится внутри древесной оболочки.

Как видите на рисунке выше, вы сможете прорисовать множество деталей угольной палочкой и рашкулем: они используются как обычные карандаши. Прессованный же уголь лучше всего подходит для тонирования и работы на больших форматах.

На этом рисунке я использовала прессованный уголь для заполнения всей поверхности, размазывая его пальцем и скрывая линии, нарисованный угольным карандашом. Потом я взяла пластичный ластик (см. часть 4), чтобы «рисовать» им поверх угля. Стерла черную пыль для создания куба. Вы также можете процарапать уголь ногтями и добавить больше деталей угольными палочками, карандашами и даже небольшим ножиком. А если вы беспокоитесь о том, что рисунок размажется, вам поможет лак для волос.

Что вам нужно приобрести?

Если вы хотите поэкспериментировать с углем, я бы начала с двух типов:

  1. Угольные палочки из ивы различной толщины позволят вам получить прекрасные линии. Ими легко рисовать — как обычным карандашом.
  2. Прессованный уголь позволяет вам быстро покрывать большие области. Линии будут темнее, чем штрихи ивового угля.

3. Карандаши Конте

Я включила их в этот урок отдельным пунктом, хотя они рассматриваются как простые карандаши, содержащие красящий элемент. Кроме графита, карандаш Конте содержит краситель и доступен в черном, коричневом, красной терракоте (сангина), сером и белом цветах. Это великолепный материал для рисунка, и его также можно использовать вместе с углем или простыми карандашами для улучшения рисунка, особенно, если вы работаете на цветной бумаге.

Должна признаться, я люблю их использовать, и недавно провела несколько чудесных часов в музее, рисуя ими. Их не нужно постоянно точить и, когда я делаю ошибку, то могу осторожно стереть ее пальцем.

Что вам следует приобрести?

Все просто. Карандаши Конте встречаются часто, вам нужно только решить, какие цвета вы предпочитаете. Для начала вы можете купить упаковку из шести различных цветов. Я бы поискала ту, в которой есть белый, т.к. он поможет придать вашим рисункам больше жизни.

4. Ластики

Вы можете купить ластик где-угодно, но не каждый из них вы сможете использовать для рисунка. На картинке ниже четыре ластика и от двух верхних я бы избавилась. Синий может покрасить бумагу, на которой вы работаете, а черный (который тоже может добавить цвета) настолько грубый, что может повредить поверхность рисунка.

То, что вам нужно, это гладкий белый ластик слева внизу.

Тот, что лежит снизу справа, это пластичный ластик (клячка) и хотя он не очень хорош для больших областей, ему нет равных при создании небольших чистых участков или белых точек на рисунке. Ему можно придать любую форму, например заостренную. Но, чем больше вы его используете, тем грязнее он будет становиться: посмотрите на фото ниже (сфера нарисована при помощи 9В-карандаша и пластичного ластика). Я обычно использую этот ластик как инструмент для рисунка, а не как, собственно, ластик.

Я пытаюсь избегать пользоваться ластиком, т.к. это совершенствует мои навыки. Если я делаю ошибку, то я ничего не стираю — просто продолжаю рисовать дальше и стараюсь не совершать ее снова.

Что вам следует приобрести?

Вам нужно купить два ластика: каучуковый и пластичный. Лучший каучуковый ластик, который я нашла, это Staedtler Mars Plastic, потому что он прекрасно стирает и не разваливается на кусочки. Пластичный ластик может быть любой марки, но обязательно белый. Я никогда не увлекалась цветными ластиками, т.к. никогда не знаешь, что этот цвет может сделать.

5. Бумага

Существует бесконечно много видов бумаги. Она делится на гладкую, текстурированную, белую, кремовую и любого цвета, который вы можете представить. Ваш выбор влияет на множество аспектов рисунка. Вы можете покупать бумажные листы отдельно или целым альбомом.

Читайте также  Что нужно иметь в автомобиле

Плотность бумаги

Когда говорят о весе бумаги, на самом деле имеют в виду ее плотность. Я предпочитаю работать на бумаге 120 гр/кв.см и плотнее. Она имеет роскошный вид и простит вам гораздо больше ошибок, чем 80г/кв.см. Такую бумагу тяжелее помять, и можно использовать ластик без ущерба для поверхности. К тому же на более плотную бумагу я могу добавлять материалы на водной основе, не боясь того, что бумага сморщится.

Поверхность и текстура

Выбор текстуры – личное дело каждого. Во время рисования мне нравится работать на слегка текстурированной бумаге. На гладкой поверхности рисунок может размазаться, а иногда просто сложно провести нужные линии выбранными материалами. Грубая текстура также влияет на результат работы: взгляните на набросок кота ниже.

Цвет

Я предпочитаю работать на белой, кремовой, бледно-коричневой, серой и черной бумаге. Любые другие цвета слишком яркие и отвлекают внимание от рисунка. Более темные оттенки бумаги позволяют создавать свет и световые блики – и для этого прекрасно подойдут карандаши Конте.

Размеры

Бумага продается отдельными листами, и бывает разного формата. А4 – размер бумаги для принтера. А3 – в два раза больше, А2 – в четыре раза больше и т.д. Ниже перечислены форматы, наиболее часто используемые художниками. Но листы могут быть и гораздо больше:

  • A1: 59.4 x 84.1 см, 23.4 x 33.1 дюйма
  • A2: 42 x 59.4 см, 16.5 x 23.4 дюйма
  • A3: 29.7 x 42 см, 11.7 x 16.5 дюйма
  • A4: 21 x 29.7 см, 8.3 x 11.7 дюйма
  • A5: 14.8 x 21 см, 5.8 x 8.3 дюйма
  • A6: 10.5 x 14.8 см, 4.1 x 5.8 дюйма

Я должна отметить, что размеры бумаги в США отличаются.

Что вам следует приобрести?

Для рисунка карандашом лучше начать с чего-то не совсем белого и слегка текстурированного. Заманчиво использовать бумагу для принтера, но она слишком гладкая и не даст вам права на ошибку. При работе с углем и Конте используйте более текстурированную бумагу и начинайте с чего-то цветного, чтобы увидеть, как это повлияет на рисунок. Постарайтесь избегать ярких оттенков, так как они отвлекают внимание от главного.

Чтобы сэкономить, я также использовала бумагу для выстилания (материал, который клеят под обои), которая продается в хозяйственных магазинах. Она немного текстурированная, простит вам множество ошибок, отлично подходит для большинства материалов, за исключением некоторых красок, и вы сможете отрезать кусок любого размера.

Выбор размера листа остается на ваше усмотрение. Если вы рисуете вне дома, то выберите формат А4 на планшете с зажимом. Вам будет легко держать его на коленях.

6. Скетчбуки

Скетчбук – это дневник художника, записная книжка и его вдохновение. Они бывают разных форм и размеров: одни поместятся в сумке, а другие — побольше, нужно носить в руках.

Некоторые имеют полностью скрепленные страницы, а у других есть перфорация для вырывания листов.

Что вам следует приобрести?

Я обычно избегаю покупать скетчбуки на спирали, потому что люблю работать на развороте: это позволяет превратить размер А4 в А3. Спираль может помешать работе.

Если вы рисуете вне дома или у вас мало места, то присмотритесь к А6 или А5 скетчбукам. Их легко носить в сумке и располагать на одной руке при рисовании. Большие скетчбуки больше подходят для работы дома, а вне его вам может понадобиться портативный мольберт.

Запишите свои контактные данные на первой страничке скетчбука, на случай, если вы его потеряете. Обязательно поставьте дату. Тогда вы сможете увидеть как улучшились ваши навыки за все время.

Заключение

Не существует твердых правил для рисунка и наброска, кроме практики с материалами. Используйте те инструменты, которые вам больше всего нравятся. Смешивайте графитные карандаши с углем и карандашами Конте, и посмотрите, что у вас получится. Рисуйте дома и в дороге, и получайте от этого удовольствие!

Все материалы, которые я представила, доступны в художественных магазинах и в Интернете.

Почему я выбираю уголь для эскиза будущей картины

Почему я использую эскиз углем?

В настоящей заметке я поделюсь с вами своим опытом, как я пришла к использованию угля для создания эскиза будущей картины маслом. И покажу этапы создания эскиза на примере моей самой сложной работы на сегодняшний момент – триптиха маслом “Уличные музыканты на Майорке”.

Карандаш или масло для создания эскиза

Раньше, на протяжении многих лет, для создания эскиза картины я пользовалась обычным карандашом. Этот способ меня вполне устраивал, пока я не стала брать уроки живописи у Влада Иванчука – художника, окончившего Строгановку.

Влад познакомил меня с более эффективным способом создания эскиза – делать эскиз на холсте сразу жидкой масляной краской. Это, действительно, отличный способ, который подходит для большинства работ. Почему? В отличие от карандаша, эскиз маслом можно полностью стереть разбавителем, и следов практически не останется. И эту процедуру можно повторять много раз, пока масло не засохнет, – до тех пор, пока эскиз не будет вас полностью устраивать. С карандашом такой фокус не пройдет. След от карандаша полностью с холста не стирается, и после нескольких исправлений и стираний холст уже будет весь в следах карандаша.

Уголь и его преимущества

Когда я стала учиться в МГАХИ им. Сурикова наш замечательный преподаватель Дмитрий Добросердов сказал, что самым академическим вариантом создания эскиза является все-таки создание эскиза углем и последующее его закрепление маслом. В душе я, конечно, противилась такому способу – я не понимала, в чем его преимущество перед созданием эскиза непосредственно маслом. Но все же, будучи отличницей по жизни, последовала указаниям учителя.

Понимание преимуществ этого метода пришло ко мне после того, как я начала работать над своей модульной картиной – триптихом “Уличные музыканты на Майорке”. Работа должна была состоять из трех картин, объединенных одним сюжетом.

Сначала углем я распределила фигуры музыкантов на холстах.

Затем наметила городской пейзаж на заднем фоне.

И поэкспериментировала с размещением окон – для придания большей выразительности композиции.

Не спешите закреплять угольный эскиз маслом

Вроде, эскиз углем меня стал устраивать и я поспешила закрепить его маслом. Теперь же, на основании опыта с данной работой, я дала бы эскизу постоять пару дней, чтобы заметить свежим взглядом все недостатки и исправить их на этапе угля.

После того, как я закрепила маслом изначальный набросок углем, я поняла, что улица получилась слишком широкой для улиц городка Синеу на Майорке, где происходили запечатленные на триптихе события. А к тому времени эскиз маслом уже высох и разбивитетем смывался очень плохо.

На фотографии ниже изображен вариант с зауженной улицей и следами первоначального наброска. Я также увеличила высоту домов, чтобы сделать улицу визуально еще уже.

Затем уже по просохшему эскизу маслом я дорисовала маслом эскиз толпы.

Такой эскиз меня уже вполне устраивал, единственно, фигуру трубача на панели справа в окончательном варианте я подвинула еще правее, чтобы композиция смотрелась более гармонично. Окончательного варианта эскиза с подвинутой вправо фигурой трубача у меня не сохранилось. Но результат композиции можно увидеть на готовой работе ниже.

Естественно, такого результата я бы не достигла, если бы пользовалась только маслом для создания эскиза на холсте, не говоря уже о карандаше.

Использованные материалы

На фотографии ниже я показываю материалы, которые я использую для создания эскиза углем: это угольные палочки фирмы “Сонет” и резинка-клячка фирмы Faber-Castell, которой я стираю остатки угля после того, как закрепила эскиз разбавленной масляной краской.

Этапы создания эскиза углем

Итак, еще раз вкратце этапы создания эскиза, выработанные мной на опыте:

  1. До создания эскиза на холсте сделаем карандашом на бумаге набросок будущей картины.
  2. Угольной палочкой наносим эскиз на холст. Не устраивающий вариант можно стирать клячкой или просто смахивать сухой тряпкой столько раз, сколько необходимо.
  3. Дадим эскизу углем некоторое время, чтобы мы могли заметить все недостатки и исправить их до закрепления эскиза маслом.
  4. Удовлетворяющий нас эскиз углем теперь нужно закрепить: тонкой кистью повторяем рисунок жидкой масляной краской (как правило, я использую вандик или сиену натуральную), щедро разбавленной растворителем.
  5. После того, как закрепленный маслом эскиз немного подсох, остатки угля сотрем сухой тряпкой или резинкой-клячкой.
Читайте также  Хвойные весной желтеют, что делать?

В комментариях к заметке поделитесь, пожалуйста, своими способами создания эскизов к картинам со сложной композицией.

Советы начинающему художнику. Рисование углем

Рисование углем популярно не случайно. Углем выполняют рисунки-штудии и на­броски, эскизы и подготовительные рисунки «под живопись». Нередко в этой технике художники создают станковые произведения самостоятельного значения. Углем очень легко работать, так как он хорошо «ложится» на бумагу или холст, не требуя от худож­ника большого физического напряжения: малейший нажим уже оставляет на бумаге видимый след. Это свойство угля позволяет рисовальщику быстро работать даже тогда, когда приходится покрывать на бума­ге большие поверхности (что совсем нелегко, если мы говорим про наброски карандашом).

Уголь как соединяет в себе преимущества нескольких материалов. Остро заточенным углем можно провести очень тонкую «карандашную» линию, и в то же время уголек, положенный на ребро, дает широкий живописный «мазок». Уголь позволяет штри­ховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, или писать свободными мазками. По богатству тонов уголь едва ли не превосходит все другие живописные материалы и во всех градациях тоновой шкалы — от воздушного серого до глубочайшего черного — отли­чается красотой и бархатистостью цвета. Достоинством угля является также и то, что он дает возможность внести поправки в рисунок, переком­поновать целиком или переделать его. Уголь очень легко смахивается с бумаги или грунта, почти не остав­ляя следов. Большим практическим удобством для художника является также и то, что для работы углем годится почти любая бумага.

Недостатков у угля немного. Главным из них является то, что уголь легко смазывается. Чтобы рисунок не был утрачен, надо его закрепить — зафиксировать. Последнее является, в частности, серьезной помехой в использовании угля при работе на природе — рису­нок необходимо зафиксировать и высушить сразу же на месте, иначе его едва ли удастся донести до дома.

Среди рисовальных материалов уголь — наиболее живописный. Им можно передать отношения различ­ных цветов, их прозрачность и плотность, воздушную перспективу, светотень. Начинать рисунок можно так же, как и живопись, с размещения на листе больших тоновых масс, «постепенно уточняя и детально разра­батывая форму с тем, чтобы линия и контур появились только к концу работы. При этом, пользуясь тем, что уголь легко удаляется с поверхности бумаги, худож­ник может начинать работу, нанося большие силуэты, без всякого предварительного оконтуривания. Однако особенно увлекаться таким методом не следует. Начи­нающим рисование углем в начале работы главное внимание обращать на более жесткое и кон­структивное построение рисунка.

Подготовительные рисунки для живописи также не следует вести чисто живописным путем. Лучше в этом случае выполнить карандашом или твердым углем более жесткий рисунок, построенный не на пятне, а на штрихе и контуре. Важно это потому, что, разработав в угольном рисунке ряд чисто живописных задач, художник обрекает себя — при работе красками непо­средственно на холсте — на повторение уже найденных решений. Этим он отнимает у себя ту радость откры­вания, ту непосредственность, которые составляют значительную часть прелести работы над художест­венным произведением.

Наброски углем можно, так же как и рисунки, де­лать и линиями разной толщины, и широким мазком, и пятном, и соединением пятна с линией. Очень полез­но выполнять быстрые наброски, основанные на силу­этном пятне, сделанном растушеванным углем, и за­тем уже по этому пятну уточнять детали линией. Такие наброски полезны для воспитания у начинаю­щего художника понимания силуэта в рисунке и уме­ния передавать движение.

Рисование углем — растушевка и растирание

Растушевать уголь, размазать по поверхности штрих или несколько штрихов, превращая его в пят­но необходимой интенсивности, практически можно чем угодно — уголь достаточно легко размазывается. Но существуют для этой цели и специальные расту­шевки. Они бывают в продаже, их легко сделать и самому. Для этого плотно свертывают трубочкой полоску бумаги. Один или оба конца этой бумажной трубки сводят на конус, подобно заточенному каран­дашу.

Обычно художники пользуются растушевками только при выполнении маленьких рисунков, когда необходимо достигнуть особо тонких тональных гра­даций. Чаще всего растушевывают уголь кистью, ват­ным тампоном, тряпочкой или просто пальцами.

Смахивают уголь тряпкой — именно смахивают, а не стирают, потому что при стирании он полностью не удаляется, а втирается в поверхность бумаги, соз­давая определенный тон. Если после смахивания угля на поверхности бума­ги остаются следы — их стирают карандашной резин­кой.

Стирать жирно положенный уголь, не смахнув его предварительно тряпкой, не следует: резинка сразу замусоливается, и оставляемые ею пятна убрать очень трудно. К концу работы бумага обычно целиком в какой-то степени затонирована углем. Самые светлые места можно протереть резинкой, тогда они станут чуть светлее общего тона рисунка.

Рисование углем — фиксирование рисунка

Рисунки, выполненные уг­лем, необходимо фиксировать — закреплять. Для это­го разбрызгивают по поверхности бумаги закрепляю­щую жидкость. Она бывает в продаже редко, и обычно художники не пользуются покупными фиксативами, а приготовляют их сами. Самый практичный фиксатив— снятое молоко, слегка разжиженное водой. Оно остав­ляет поверхность угля матовой, почти не влияет на его цвет и закрепляет уголь достаточно прочно. Можно пользоваться также сахарной водой, но этот фиксатив боится сырости. Можно использовать для фиксирова­ния раствор канифоли в денатурате.

Раствор фиксатива наносят пульверизатором. Для этого рисунки кладут на пол и брызгают из пульве­ризатора, тщательно следя за тем, чтобы на рисунки равномерно оседала самая мелкая «роса», не образуя лужиц и крупных брызг. Весь уголь должен пропи­таться фиксативом. После просыхания проверьте прочность закрепления, потерев сухим пальцем несу­щественное место рисунка, густо покрытое углем. Если уголь плохо закрепился, повторите пульверизацию.

РИСУНОК под живопись.

Если рисунок под живопись не делается краской, то, как правило, — углем. Он легко ложится на холст, как и на бумагу, и так же легко смахивается с него. Углем можно делать рисунок под масляную живопись и под темперу.

какой-нибудь одной из красок. После просыхания рас­творителя лишний уголь смахивают, потому что, если его оставить, он будет сильно загрязнять нижние слои краски.

Можно, разумеется, и зафиксировать рисунок, но это менее желательно, так как слабый фиксатив может не закрепить уголь, а крепкий создаст нежелательную прослойку между грунтом и краской. Некоторые жи­вописцы, сами грунтующие холсты, предпочитают после закрепления рисунка нанести на холст еще один слон жидкого грунта во избежание загрязнения красок.

БУМАГА, УГОЛЬ.

Бумага для работы углем годится всякая, кроме гладкой. Рыхлые сорта бумаги даже предпочтитель­ней — уголь хорошо в них впитывается и лучше за­крепляется. Плотную и не очень шероховатую чертеж­ную бумагу можно подготовить под уголь, протерев перед работой всю ее поверхность резинкой.

Уголь продается готовый, но его легко можно на­учиться приготовлять самому.

Затачивают уголь, срезая палочку наискось к одной стороне — наподобие среза пера. Заточенный таким образом, он дает возможность проводить линии и класть штрихи разной толщины и меньше ломается. Лучше перед началом работы заточить побольше уг­лей, чтобы потом не отвлекаться из-за необходимости точить их.

Уголь — материал, не меняющий цвета, в этом смысле — материал вечный. Однако так как даже за­фиксированный уголь сравнительно легко стирается и размазывается, хранить его лучше всего в папке, пере­кладывая рисунки гладкой бумагой или калькой, что­бы как можно меньше один лист терся о другой.

Читайте также  Кто из знаменитостей родился 7 ноября

Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.

Графический рисунок ассоциируется в первую очередь с детальными карандашными набросками и портретами, четкими иллюстрациями тушью и капиллярными ручками. Мягкие, сыпучие материалы часто остаются забытыми по завершении основ обучения художественному искусству, а художники-самоучки и вовсе их избегают из-за непривычного поведения и недостатка образцов работ. И напрасно: мягкость угля и спрессованных мелков облегчает работу с тонами в графике, а заточенные угольные карандаши позволяют добиваться максимальной детализации даже на небольшом холсте.

Уголь.

Хотя уголь преимущественно используют для набросков и подмалевков, мастера графики выбирают его как основной материал для работ. Альбрехт Дюрер (художник эпохи Возрождения, известный реалистичными портретами и обилием деталей) добивался поразительной реалистичности изображения кожи и волос, возрастной пигментации, фактуры материи и т.д. с помощью совмещения нескольких техник работы с углем.

  • Пресованный уголь в мелках. Используется как для быстрой затушевки большого пространства и графических набросков, так и для «акварельного» рисования. Наждачкой или ножом небольшое количество угольного порошка стирается на керамическую палитру, разводится в воде. Сначала задается общий тон, затем определяются участки абсолютной темноты, прорабатываются тональные переходы.
  • Угольный карандаш. Рисовальный уголь в карандаше удобно брать на пленэры и носить с собой для ежедневных зарисовок. Карандашный уголь различается по жирности: чем жирнее, чем мягче ложится материал, и тем ярче черный цвет. Для мелкой детализации на небольшом холсте рекомендуется более сухой уголь. Также следует помнить, что на жирный уголь другие мягкие материалы не ложатся.

Сангина и сепия.

Красно-коричневые оттенки сепии, сангины и других мелков с натуральными пигментами идеально подходят для передачи естественных тонов кожи человека. Этим свойством пользовался Леонардо да Винчи в своих легендарных анатомических рисунках, портретах и автопортретах. Мелки легко заполняют пространство: попробуйте широкоформатные наброски природы и сельской местности и почувствуйте, насколько проще в сравнении с карандашом ложится материал.

  • Сангина. Обладает более тёплым, красновато-терракотовым пигментом.
  • Сепия. Более холодная и тёмная коричневая палитра.

В зависимости от плотности концентрации пигмента и процента воска в составе, мелки и карандаши могут быть темнее или светлее. Эти материалы хорошо смешиваются и переходят друг в друга, их легко растушевывать, а карандаши подходят для детальной проработки рисунка.

Соус.

Один из самых мягких материалов в графическом рисунке. Зарубежные художники про него почти не знают, зато он был популярен среди лучших русских живописцев – Репина, Саврасова, Крамского и т.д. Соус практически не поддается сухой растушевке, поэтому проработка деталей через штрихование невозможна.

Выразительность графики, написанной соусом, достигается за счет сочетания «акварельного» и традиционного способа нанесения пигмента. Поверхность рисунка покрывается общим тоном, затем наиболее светлые места высветляются с помощью ластика или клячки. Тёмные участки закрашиваются сухим слоем соуса или углем после полного высыхания подложки. Из-за вязкости материала и невозвожности детальной штриховки соус не выпускают в карандашной оболочке. Хотите попробовать проработку крупных деталей соусом? Заточите мелок до точки перочинным ножом. Сохраните ссыпавшийся пигмент, чтобы использовать для влажного рисования.

Существует 10 основных оттенков соуса. В них входит черно-серая палитра, естественные оттенки желтого и зеленого, коричневые тона, сизый и т.д. Начинающим рекомендуется ограничиться 2-3 темными оттенками: даже небольшого бруска соуса хватит на 1-3 года плодотворной работы, если пользоваться преимущественно жидким способом нанесения пигмента.

Какие отличия техники рисунка углем от карандаша

Рисунки углем, сангиной, соусом, сепией хорошо подходят для зарисовок и набросков, когда нужно передать характерность формы, сделать мягкие переходы тона.

Эти материалы для рисования отлично «справляются» с изображениями с крупных размеров, когда не нужно вдаваться в детали. Таким образом, способность быстро покрывать большие плоскости листа значительно ускоряет процесс рисования по сравнению с карандашом.

Рисунки углем, сангиной, сепией и соусом: способы рисования

  • Рисование боковой поверхностью мелка
  • Растирание пальцем, растушевка. Растушевку можно выполнять как с использованием специальных принадлежностей (конических палочек из прессованной бумаги, каучуковых кистей), так и подручными средствами (ватными палочками, бумажными салфетками или пальцами:)
  • Использование острия мелка (карандаша)
  • Комбинирование одновременно нескольких материалов (нередко к ним добавляется еще и мел)
  • Микс сухого и мокрого способа рисования (для сепии и соуса). Так, сначала выполняется рисунок мокрым способом, а для выделения деталей и текстуры используется сухой способ.

Особенности мягких материалов для рисования:

Выбор бумаги зависит от ваших художественных целей.

Если вы стремитесь к простоте рисунка, то лучше возьмите максимально гладкий лист. А если хотите добиться более сложной структуры, используйте зернистую бумагу (например, акварельную).

Мягкие материалы для рисования поддаются стиранию!

Для стирания и корректировки рисунка лучше использовать клячку. Это очень мягкая резинка тестообразной консистенции (раньше в подобных целях использовали хлебный мякиш). Ее можно мять и отщипывать от нее кусочки нужной формы. Клячка отличается от ластика тем, что не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.

Рисунки мягкими материалами требуют закрепления (лаком для волос, например), однако, в сравнении с пастелью, эти материалы менее сыпучи.

Уголь

С углем человечество знакомо с момента зарождения. Этот материал дает возможность раскрепоститься в процессе рисования, наслаждаться красотой линий и пятен!

Художники всегда любили использовать уголь именно для набросков будущей картины. В дальнейшем работу над картиной продолжали масляными или другими красками. А нанесенный углем контур стряхивали, что было очень удобно.

И.Репин, В.Серов, И.Шишкин

Уголь для рисования бывает древесный и прессованный.

Древесный уголь достаточно просто получить самому. При таком способе изготовления рисунки, выполненные углем, имеют бархатистый, несколько прозрачный оттенок.

Вот рецепт для самостоятельного изготовления рисовального угля!

1. Возьмите очищенные от коры ивовые или березовые веточки диаметром примерно 3-6 мм.

2. Сложите их в жестяную банку вертикально.

3. Засыпьте отверстия между веточками песком и плотно закупорьте банку (чтобы исключить возможность попадания кислорода). Для большей уверенности в герметичности крышки швы можно замазывать глиной.

4. Положите банку в печные угли на 5-6 часов. Дождитесь остывания (это займет еще несколько часов).

В современных условиях, как правило, нет необходимости изготавливать уголь самому. Ведь несложно найти готовый в магазинах для художников.

Прессованный уголь отличается от древесного насыщенной чернотой и жирностью.

Его изготавливают химическим путем из угольного порошка. В качестве связующего компонента используют растительный клей.

Прессованный уголь представлен в виде палочек и может быть трех видов твердости.

Сангина

Знакомство человечества с сангиной состоялось еще в эпоху Возрождения. В переводе с латыни sanguis означает «кровь».

Этот материал был излюбленным для Ватто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Фрагонара, Ренуара, Моризо, Мане. Среди русских мастеров стоит отметить Брюллова, Кипренского, Серова.

А.Вестерберг, К.Моне, У.Флинт

Сангина – это чудесный рыжий мелок. Имеет в основе глину, окись железа и связующее вещество. Обладает хорошим уровнем стойкости к солнечному излучению. При нанесении на бумагу, придаёт рисунку «эффект бархата», не осыпается.

Приятная оранжево-красная гамма придает особенную теплоту и неповторимость как портретам, так и обнаженным моделям, за что сангина неизменно любима художниками.

Выпускается сангина в виде граненых или округлых брусочков, в виде стержней (для механических карандашей) или в виде классических карандашей для рисования. Цвет варьируется от светлых до темных оттенков.

Способность сангины легко отпечатываться на бумаге дает возможность использовать ее для получения зеркальных изображений!

Для этого достаточно намочить лист бумаги и прижать с помощью пресса к рисунку сангиной. Полученное изображение будет не таким ярким, как исходник, однако достаточно точным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: