Какие инструменты входят в симфонический оркестр
Оркестр. Инструменты симфонического оркестра
Разделы: Музыка
Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.
В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:
- симфонический оркестр (большой и малый),
- камерный, оркестр народных инструментов,
- духовой,
- эстрадный,
- джазовый.
В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:
I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:
а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.
V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.
Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).
Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.
На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).
Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.
Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.
Характеристика групп симфонического оркестра
I. Cтрунно-смычковые
Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.
II. Деревянные духовые
Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.
III. Медные духовые
Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.
Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.
IV. Ударные инструменты
Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.
V. Клавишные инструменты
Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.
VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.
Тембровые характеристики инструментов
Скрипка | Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый |
Альт | Матовый, мягкий |
Виолончель | Насыщенный, густой |
Контрабас | Глуховатый, суровый, мрачный, густой |
Флейта | Свистящий, холодный |
Гобой | Носовой, гнусавый |
Кларнет | Матовый, носовой |
Фагот | Сдавленный, густой |
Труба | Блестящий, яркий, светлый, металлический |
Валторна | Округлый, мягкий |
Тромбон | Металлический, резкий, мощный |
Туба | Суровый, густой, тяжёлый |
Виды оркестров
Оркестр русских народных инструментов
Состав такого оркестра включает основные группы:
- Струнные щипковые:
- домры, балалайки, гусли
- Духовые:
- свирель, жалейка, рожки владимирские
- Пневматические язычковые:
- баяны, гармоники
- Ударные инструменты:
- бубны и барабаны
- Дополнительные инструменты:
- флейта, гобой и их разновидности
Оркестр белорусских народных инструментов
Примерный состав:
- Струнные инструменты:
- гусли, скрипка, басетля
- Духовые инструменты:
- Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
- Ударные инструменты:
- бубны и цимбалы
- Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент.
В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок. - Балалайка– родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
- Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах.
Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
Другой разновидностью гармоники является аккордеон. С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон. - Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
- Цимбалы– струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму , над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
- Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
- Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.
Духовой оркестр
Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.
Эстрадный оркестр
В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).
Джазовый оркестр (джаз-бенд)
В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).
В работе были использованы материалы:
1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.
p_i_f
ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
Оркестр (от греч.орхестра) — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон, то есть, играют одинаковые партии.
Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.
Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.
Существует много различных типов оркестра: военный состоящий из духовых — медных и деревянных — инструментов, оркестры народных инструментов, струнные оркестры. Самым большим по составу и самым богатым по своим возможностям является симфонический оркестр.
Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 — начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (в джазовом оркестре все 4 вида). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.
Для иллюстрации звучания оркестра воспользуюсь записью финального концерта «Симфонического оркестра YouTube» . Концерт состоялся в 2011 году в австралийском городе Сиднее . В прямом эфире его наблюдали по телевидению миллионы людей во всем мире. Проект «Симфонический оркестр YouTube» посвящен воспитанию любви к музыке и демонстрации огромного творческого разнообразия человечества.
Программа концерта включала в себя известные и малоизвестные произведения известных и малоизвестных композиторов.
Вот его программа :
Hector Berlioz — Roman Carnival — Overture, Op. 9 (featuring Android Jones — digital artist)
Meet Maria Chiossi — Harp
Percy Grainger — Arrival on a Platform Humlet from in a Nutshell — Suite
Johan Sebastian Bach — Toccata in F major for organ (featuring Cameron Carpenter)
Meet Paulo Calligopoulos — Electric Guitar and violin
Alberto Ginastera — Danza del trigo (Wheat Dance) and Danza final (Malambo) from the ballet Estancia (conducted by Ilyich Rivas)
Wolfgang Amadeus Mozart — ‘Caro’ bell’idol mio’ — Canon in three voices, K562 (featuring the Sydney Children’s Choir and soprano Renee Fleming via video)
Meet Xiomara Mass — Oboe
Benjamin Britten — The Young Person’s Guide to the Orchestra, Op. 34
William Barton — Kalkadunga (featuring William Barton — Didgeridoo)
Timothy Constable — Suna
Meet Roman Riedel — Trombone
Richard Strauss — Fanfare for the Vienna Philharmonic (featuring Sarah Willis, Horn, Berlin Philharmoniker and conducted by Edwin Outwater)
*PREMIERE* Mason Bates — Mothership (specially composed for the YouTube Symphony Orchestra 2011)
Meet Su Chang — Guzheng
Felix Mendelssohn — Violin Concerto in E minor, Op. 64 (Finale) (featuring Stefan Jackiw and conducted by Ilyich Rivas)
Meet Ozgur Baskin — Violin
Colin Jacobsen and Siamak Aghaei — Ascending Bird — Suite for string orchestra (featuring Colin Jacobsen, violin, and Richard Tognetti, violin, and Kseniya Simonova — sand artist)
Meet Stepan Grytsay — Violin
Igor Stravinsky — The Firebird (Infernal Dance — Berceuse — Finale)
*ENCORE* Franz Schubert — Rosamunde (featuring Eugene Izotov — oboe, and Andrew Mariner — clarinet)
—> Детская Энциклопедия —>
Симфонический оркестр и его инструменты
Симфонический оркестр нашего времени — самый совершенный по своим исполнительским возможностям инструментальный коллектив. Возник он с началом расцвета симфонической музыки, во второй половине XVIII в. До XVIII в. оперно-балетные и концертные оркестры составлялись из случайно подобранных музыкальных инструментов. В них участвовали и такие теперь совершенно забытые инструменты, как сородичи скрипок — «галантные» виолы, лютни, напоминающие гитары. Один из предшественников рояля — клавесин, или клавичембало (первое название французское, второе — итальянское), был ведущим инструментом, и на нем обычно играл руководитель оркестра — дирижер или композитор. Для таких оркестров писали музыку Бах и Гендель. Но уже несколько десятилетий спустя, когда создавали свои сочинения Гайдн и Моцарт, лютни и клавесины совсем вышли из употребления, а виолы сменились инструментами скрипичного семейства. Именно тогда в оркестре установился определенный состав инструментов каждой разновидности. Звучание оркестра стало стройным и уравновешенным. Так появился классический оркестр, который впоследствии назвали малым симфоническим. В него входило 12—16 скрипок, по 3—4 альта, виолончели и контрабаса, по паре духовых инструментов (флейты, гобои, фаготы, валторны, трубы), две литавры и иногда барабан.
Шло время, в оркестре происходили свои перемены. Духовые инструменты совершенствовались. Это значительно увеличило их исполнительские возможности и выразительность звучания. Прибавлялось число оркестрантов, появлялись новые инструменты, особенно выросла в XX в. группа ударных.
Если прежде почти не обращали внимания на характерные, присущие каждому инструменту особенности тембра, не задумывались над тем, какому инструменту поручить исполнение данной мелодии, то начиная с Гайдна и Моцарта композиторы стали все полнее раскрывать голос каждого инструмента, создавая выразительные музыкальные образы. Людвиг ван Бетховен обогатил краски оркестра, придал большую стройность симфонической музыке.
Самобытные черты внесли в симфоническую музыку композиторы многонациональной семьи советских народов.
Современный симфонический оркестр, который мы слышим в концертном зале или в оперном театре, состоит из четырех основных групп инструментов — струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых и ударных.
Группу струнных смычковых инструментов образуют скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Их корпус напоминает восьмерку. Все они имеют по 4 струны разной толщины. Чем струна тоньше или короче, тем звук выше, и наоборот, чем струна толще или длиннее, тем он ниже. Прижимая струну пальцем, музыкант получает звуки различной высоты. Смычком можно извлекать звуки то продолжительные и певучие, то короткие и отрывистые.
Особенно красив звук у скрипки и виолончели, поэтому они часто солируют в оркестре, т. е. ведут самостоятельную партию, и композиторы пишут для них концерты. Обаятельный музыкальный образ юной Шехеразады возникает в мелодии скрипки из сюиты «Шехеразада» Римского-Корсакова. В его же опере «Снегурочка» чудесные картины природы раскрываются в партии виолончели, сопровождающей арию Берендея. Изумительные по красоте концерты для скрипки и виолончели с оркестром созданы Моцартом, Бетховеном, Брамсом, Сибелиусом, Чайковским, Глазуновым, Прокофьевым, Шостаковичем.
Своей прелестью обладают сумрачные по тембру, мягкие звуки альта. С их помощью Мусоргский в опере «Борис Годунов» создал изумительную сцену в келье летописца Пимена. Ворчливые контрабасы — основная басовая опора оркестра.
Струнные смычковые инструменты в симфоническом оркестре — самая большая и ведущая группа. В оркестре обычно 20—40 скрипок, 8—12 альтов, столько же виолончелей и 4—8 контрабасов.
Из струнных смычковых инструментов создают иногда самостоятельный оркестр — струнный. Для него композиторы пишут особую музыку (струнная серенада Чайковского, сюита «Возлюбленный» Сибелиуса). В Советском Союзе существуют даже ансамбли из одних скрипок, лучший среди них Ансамбль скрипачей Большого театра СССР.
Вторая важная группа симфонического оркестра — деревянные духовые инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы и их разновидности — флейты пикколо, английские рожки, баскларнеты и контрафаготы. Все это трубки разной формы и длины. Заключенный внутри них столб воздуха способен звучать, если его привести в колебание. Открывая или закрывая отверстия в стенках трубки, музыкант изменяет высоту звука.
Маленькая флейточка пикколо обладает самыми высокими, свистящими звуками. Очень хороши эти флейточки в опере «Кармен», где они, сопровождая хор мальчиков, подражают военному маршу. Обычная большая флейта звучит ниже пикколо. Холодный тембр ее выразительно использован Римским-Корсаковым в опере «Снегурочка»: он рисует образ хрупкой Снегурочки. Звуки гобоя, нежные, томные, напоминают пастушескую свирель. Поэтому гобой особенно охотно используют в музыке пасторального характера. Он звучит в дуэте пастушков («Пиковая дама» Чайковского), исполняет утренний пастушеский наигрыш в сцене письма Татьяны («Евгений Онегин»). Альтовый гобой (английский рожок), с его мягким, нежным тембром, русские композиторы привлекали для исполнения восточных мелодий. Таковы танцы в опере «Руслан и Людмила» Глинки, «Пляска персидок» в опере «Хованщина» Мусоргского и др.
Звук кларнета — яркий, сильный и красивый, способный к большим нарастаниям, от едва слышимого до очень громкого. Кларнет появился в симфоническом оркестре позднее флейты, гобоя и фагота, но очень скоро завоевал всеобщее признание. Один из самых замечательных примеров соло кларнета в оркестре— рассказ Франчески о несчастной любви к Паоло в фантазии Чайковского «Франческа да Римини». Виртуозные возможности кларнета с большой полнотой раскрыты Римским-Корсаковым в знаменитом скерцо «Полет шмеля» («Сказка о царе Салтане»).
Фагот — самый крупный инструмент среди деревянных духовых. Его тембр очень изменчив, и поэтому он превосходно передает и шутливые интонации, и мелодии проникновенного, лирического характера, и трагические переживания героев (например, в сцене смерти графини из оперы «Пиковая дама» Чайковского).
Звук у деревянных инструментов более сильный, чем у смычковых, поэтому в оркестре их бывает от 1 до 4 каждого вида.
Еще сильнее звучат медные духовые инструменты: труба, валторна, тромбон и туба. В них длина воздушного столба, а следовательно, и высота звука меняются с помощью дополнительных трубок. Труба похожа на пионерский горн и обладает сильным, ярким звуком. Композиторы обращаются к ней в драматически напряженных частях своих сочинений, в героических и торжественных сценах (трубными звуками начинается каждое «чудо» в опере «Сказка о царе Салтане»).
Валторне, с ее поэтичным, мягким тембром, присуще исполнение лирических напевных мелодий — таких, как задушевная тема в арии Игоря из оперы «Князь Игорь» или соло в Пятой симфонии Чайковского.
В музыке трагической, где раскрываются глубокие переживания героев, нередко слышится тромбон. В «Траурно-триумфальной симфонии» Берлиоза его сильное и благородное звучание подобно голосу, оплакивающему жертвы революции.
Туба вместе со смычковым контрабасом и контрафаготом служит басовой опорой оркестра. Обычно в группе медных духовых 1 туба, 2—3 трубы, 2—3 тромбона, 3—4 валторны.
Последнюю группу симфонического оркестра составляют ударные инструменты; звук из- них извлекается ударом. Это литавры (пара металлических котлов, затянутых сверху кожей), малый и большой барабаны, деревянные кастаньеты, металлические тарелки, гонг и треугольник, колокола. Есть еще многие другие ударные, издающие звон, шум, подражающие раскатам грома, вою ветра, щелканью бича. Эти инструменты поддерживают ритм, разнообразят звуковую палитру, подчеркивают нарастание общего звучания. А ксилофон и похожая на маленькое пианино челеста обладают мелодическим звучанием. Особенно красивы, таинственны перезвоны челесты. Как правило, в одном музыкальном произведении применяются не все ударные, поэтому в оркестре достаточно 2—3 исполнителей, играющих на этих инструментах.
Есть в оркестре еще один инструмент, который не входит ни в одну из перечисленных групп,— арфа. На ней натянуто 45—47 струн, тембр ее необыкновенно красив и нежен. Играют на арфе, защипывая струны пальцами. Особенно поэтично звучат арфовые пассажи — глиссандо.
Иногда композиторы дополнительно вводят в состав симфонического оркестра рояль, орган (см. ст. «Музыка средневековья и эпохи Возрождения. Музыка XVII в.»), гитару, мандолину, саксофон, корнет, голоса солистов или хора. На Кавказе в симфонический оркестр включают и народные инструменты — тар, саз, дудук и др.
Почти все инструменты симфонического оркестра произошли от народных. Знаменитые мастера — Н. Амати, А. Страдивари, Д. Гварнери и другие — усовершенствовали крестьянскую скрипку, и она стала одним из самых выразительных классических музыкальных инструментов. Предки оркестровой флейты встречаются до сих пор у народов Средней Азии. Гобой ведет свое происхождение от западноевропейского шалмея, а кларнет — от родственного ему инструмента шалюмо. Трубой как сигнальным инструментом пользовались с древних времен пастухи и воины. Сигнальный охотничий рог — родоначальник валторны. Ударные инструменты оркестра и сейчас бытуют в народе.
Создание оркестровых произведений, умение подбирать подходящие по звучанию инструменты, сочетать их друг с другом, выделять солирующие, поручать исполнение отдельных частей тем или другим группам или всему составу оркестра — дело очень сложное, требующее от композитора больших знаний, мастерства и таланта.
Велика в оркестре роль дирижера, который должен раскрыть перед слушателями глубину и красоту произведения.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Рубрики
- Музыка (1599)
- Симфоническая (548)
- Фортепианная (400)
- Камерная (310)
- Скрипичная (188)
- Духовная (114)
- Хоровая (97)
- Народная (60)
- Органная (41)
- Композиторы (1535)
- Музыкальные жанры и формы (740)
- Концерт (245)
- Симфония (172)
- Соната (108)
- Вальс (82)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (446)
- Танцовщики (200)
- Балетмейстеры (66)
- Опера (384)
- Певцы (379)
- Музыканты (356)
- Пианисты (180)
- Скрипачи (112)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (321)
- Музыка и литература (249)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (218)
- Музыкальная культура народов мира (177)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (131)
- Музыкотерапия (123)
- Музыкальный словарь (107)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (64)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (39)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Симфонический оркестр
Оркестр (от греч.орхестра) — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон, то есть, играют одинаковые партии.
Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.
Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.
Существует много различных типов оркестра: военный состоящий из духовых — медных и деревянных — инструментов, оркестры народных инструментов, струнные оркестры. Самым большим по составу и самым богатым по своим возможностям является симфонический оркестр.
Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 — начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (в джазовом оркестре все 4 вида). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.
Для иллюстрации звучания оркестра воспользуюсь записью финального концерта «Симфонического оркестра YouTube» . Концерт состоялся в 2011 году в австралийском городе Сиднее . В прямом эфире его наблюдали по телевидению миллионы людей во всем мире. Проект «Симфонический оркестр YouTube» посвящен воспитанию любви к музыке и демонстрации огромного творческого разнообразия человечества.
Программа концерта включала в себя известные и малоизвестные произведения известных и малоизвестных композиторов.
Вот его программа :
Hector Berlioz — Roman Carnival — Overture, Op. 9 (featuring Android Jones — digital artist)
Meet Maria Chiossi — Harp
Percy Grainger — Arrival on a Platform Humlet from in a Nutshell — Suite
Johan Sebastian Bach — Toccata in F major for organ (featuring Cameron Carpenter)
Meet Paulo Calligopoulos — Electric Guitar and violin
Alberto Ginastera — Danza del trigo (Wheat Dance) and Danza final (Malambo) from the ballet Estancia (conducted by Ilyich Rivas)
Wolfgang Amadeus Mozart — ‘Caro’ bell’idol mio’ — Canon in three voices, K562 (featuring the Sydney Children’s Choir and soprano Renee Fleming via video)
Meet Xiomara Mass — Oboe
Benjamin Britten — The Young Person’s Guide to the Orchestra, Op. 34
William Barton — Kalkadunga (featuring William Barton — Didgeridoo)
Timothy Constable — Suna
Meet Roman Riedel — Trombone
Richard Strauss — Fanfare for the Vienna Philharmonic (featuring Sarah Willis, Horn, Berlin Philharmoniker and conducted by Edwin Outwater)
*PREMIERE* Mason Bates — Mothership (specially composed for the YouTube Symphony Orchestra 2011)
Meet Su Chang — Guzheng
Felix Mendelssohn — Violin Concerto in E minor, Op. 64 (Finale) (featuring Stefan Jackiw and conducted by Ilyich Rivas)
Meet Ozgur Baskin — Violin
Colin Jacobsen and Siamak Aghaei — Ascending Bird — Suite for string orchestra (featuring Colin Jacobsen, violin, and Richard Tognetti, violin, and Kseniya Simonova — sand artist)
Meet Stepan Grytsay — Violin
Igor Stravinsky — The Firebird (Infernal Dance — Berceuse — Finale)
*ENCORE* Franz Schubert — Rosamunde (featuring Eugene Izotov — oboe, and Andrew Mariner — clarinet)
Какие инструменты входят в симфонический оркестр
У замечательного поэта Юрия Давыдовича Левитанского есть стихотворение «Музыка»:
Есть в музыке такая неземная,
как бы не здесь рождённая печаль,
которую ни скрипка, ни рояль
до основанья вычерпать не могут.
И арфы сладкозвучная струна
или органа трепетные трубы
для той печали слишком, что ли, грубы,
для той безмерной скорби неземной.
Но вот они сошлись, соединясь
в могучее сообщество оркестра
Здесь мы прервём стихотворение, послушаем тишину и попытаемся услышать внутри себя оркестр, его звуковые краски, его могучее дыхание, уносящее нас
Да, оркестр самый могущественный, самый волшебный музыкальный «инструмент». И мы с вами чуть приоткроем тайну этого волшебства, взглянем на «устройство» этого «инструмента».
Самый маленький оркестрик мы уже знаем 15 человек. А самый большой? На торжественных церемониях под открытым небом иногда собиралось до 1000 музыкантов из нескольких оркестров (так называемый сводный оркестр). А вообще состав большого симфонического оркестра колеблется от 80 до 130 человек.
Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям. В партитуре симфонического оркестра нотной записи симфонической музыки эти семьи размещаются в определённом порядке.
В том же порядке разместим их и мы:
семья деревянных духовых;
семья медных духовых;
семья ударных;
«гости»;
семья смычковых струнных.
Кто такие «гости»? Это инструменты, которые иногда добавляют в оркестр сверх обычного состава. Они могут происходить из разных семей: струнные щипковые арфа, гитара, мандолина; клавишно-ударные фортепиано, клавесин, челеста; язычковые орган, аккордеон, баян. Вот для них-то и существует специальная «гостевая комната». Но когда одна из семей приглашает в гости своего «дальнего родственника», то его размещают среди членов этой семьи. Саксофон, например, попадёт в семью деревянных духовых, а корнет-а-пистон к медным.
В каждой семье — музыканты называют их оркестровыми группами — инструменты записываются в определённом порядке: от высоких к низким. В группе деревянных духовых находятся
Флейты
Гобои
Кларнеты
Фаготы
В скобках указаны разновидности основных инструментов, которые участвуют только в очень больших оркестровых составах. Флейта-пикколо и кларнет-пикколо это высокие разновидности флейты и кларнета. Английский рожок это низкий, альтовый гобой. Бас-кларнет и контрафагот низкие разновидности кларнета и фагота. Контрафагот самый низкий инструмент в этой семье.
А вот группа медных духовых, о которых мы уже знаем:
Валторны
Трубы
Тромбоны
Туба
В записи этой группы нарушается порядок высоты: первыми должны бы быть трубы самые высокие из медных инструментов. Но валторны раньше своих «родственников» «поселились» в оркестре, и им уступили почётное первое место.
Среди ударных инструментов главенствуют литавры. В отличие от барабанов, бубнов, тарелок они имеют определённую высоту звука. Кожа, натянутая на котёл, настраивается на конкретную ноту. А с помощью специального механизма эту ноту можно перестраивать. Но это долго. Поэтому, чтобы сыграть на литаврах мелодию из нескольких звуков, в оркестре используется несколько литавр, по-разному настроенных. Чаще всего три. Но на трёх нотах мало что сыграешь. И литавры используются только иногда, в особых местах очень громких или особо красочных. А в паузах литаврист может не спеша перестроить свои инструменты.
В большинстве классических симфоний литаврами и ограничивается ударная семья. Другие ударные иногда вводились для особых целей. Например, в «Военной симфонии» Гайдна барабаны и тарелки подражают военному оркестру.
Но уже в XIX веке ударные военного оркестра большой и малый барабаны, тарелки, треугольник становятся постоянными членами симфонического оркестра. К ним же присоединяется и огромный низкий гонг тамтам. Это всё инструменты без определённой высоты звука. Всё же условная высота у них есть, и маленький звенящий треугольник записывается наверху, а рокочущий в басах тамтам внизу. Но в самом верху семьи восседает старейшина: литавры.
Включались иногда в оркестр и ударные инструменты другого типа: с определённой высотой звука. Кто из вас не играл на детском металлофоне? И по виду, и по звуку он очень похож на оркестровые колокольчики. Только колокольчики играют все звуки хроматической гаммы, и пластинки на них располагаются в два ряда как белые и чёрные клавиши фортепиано. А есть ещё и большие трубчатые колокола. На металлическом каркасе подвешены такие же металлические трубки разной длины. Если ударить по такой трубке молотком, раздастся густой звон, очень похожий на колокольный. У каждой трубки своя высота, поэтому на таких колоколах можно отстучать мелодию. В ХХ веке к этим инструментам добавились ксилофон, вибрафон и маримба.
Многочисленные ударные инструменты, давно известные в народной музыке разных стран и континентов, вошли в состав симфонического оркестра ХХ века. Это и испанские кастаньеты, и латиноамериканские маракасы, и африканские том-томы, бонго-бонго, и многие другие. В некоторых современных симфонических партитурах ударная группа чуть ли не самая многочисленная.
И наконец, струнная группа. Это основа симфонического оркестра. Первые симфонические оркестры состояли главным образом из смычковых струнных, к которым могло быть добавлено 3-4 духовых инструмента. В современном симфоническом оркестре примерно 60-70 струнных инструментов делятся на 5 партий:
16-18 первых скрипок
14-16 вторых скрипок
10-14 альтов
8-12 виолончелей
6-10 контрабасов
Контрабасы очень низкие инструменты, на октаву ниже виолончелей и раза в два больше них. На контрабасе играют или стоя, или сидя на специальной высокой табуретке.
А вот как выглядит фрагмент симфонической партитуры 2 части Пятой симфонии П.И.Чайковского. Некоторые оркестровые инструменты (кларнеты, валторны, трубы) играют в своих особых строях, которые указываются рядом с названием инструмента.
В басне И. А. Крылова «Квартет» Мартышка, Осёл, Козёл и Медведь хотят сыграть струнный квартет. У них ничего не получается, и они пытаются по-разному сесть. Но они не умеют играть.
отвечает им Соловей, когда они спрашивают у него совета.
Но для настоящих оркестровых музыкантов рассадка очень важна, потому что каждый инструмент обладает не только своим особым тембром, но и своей силой звука. Когда вы играете на фортепиано, вам нужно добиться, чтобы мелодия звучала ярко и красиво, а аккомпанемент не вылезал. Но на фортепиано играет один человек, и ему достаточно правильно распределить силу рук. А когда несколько человек на разных инструментах играют мелодию, а другие музыканты на своих инструментах играют разные детали аккомпанемента, то нужную силу звука для каждого установить очень трудно. И тут помогает специальная рассадка, в которой инструменты с тихим звуком помещаются ближе к публике, а громкие инструменты, наоборот, прячутся подальше.
Сегодня существует два вида рассадки европейская и американская. И в той, и в другой на переднем плане располагается самая тихая струнная группа (кроме контрабасов). Европейская рассадка оркестра постепенно сформировалась в XIX веке во всех странах Европы. В этой рассадке первые скрипки сидят слева от дирижёра, а вторые справа.
Наведите мышку на название группы под картинкой и эта группа подсветится красным цветом.
Европейская рассадка
В 1945 году американский дирижёр Леопольд Стоковский пересадил музыкантов. Всех скрипачей и первых, и вторых он посадил слева от дирижёра, справа на первыи план вывел виолончелистов, а контрабасы тоже переместил вправо, только сзади. Эта американская рассадка тоже оказалась удачной, и сейчас применяются обе.
Американская рассадка
Когда придёте в филармонию на симфонический концерт, сразу посмотрите, где находятся контрабасы: справа или слева. По расположению контрабасов можно легко определить, какую рассадку использует дирижёр. Правда, иногда дирижёры комбинируют оба способа. Например, в американской рассадке меняют местами вторые скрипки и альты, что сближает её с европейской.
Самый главный музыкант оркестра дирижёр. На концерте мы видим, как он машет руками, показывая музыкантам, где надо вступить. А в некоторых местах, где оркестрантам легко обойтись и без него, он просто опускает руки.
Но главная работа дирижёра происходит не на концерте. Сначала он должен выучить огромную партитуру без оркестра. Глядя в ноты, он слышит всё, что там написано: всю музыку, все оркестровые краски. И только когда он выучит (в голове) всё произведение во всех деталях, можно приступать к репетициям.
На репетициях он должен добиться равновесия звучания всех групп оркестра, выделить главные детали оркестровки, определить нужные темпы. Он должен добиться от оркестра именно того, что он до этого услышал внутренним слухом, и при этом убедить всех музыкантов играть только так, и не иначе. А это иногда бывает самым трудным. Ведь каждый музыкант может слышать эту музыку по-своему. Но если каждый будет играть по-своему, не получится той стройности, которую мы слышим в могучем дыхании оркестра. Поэтому дирижёра можно сравнить с полководцем, который ведёт в атаку своих солдат.
Перед дирижёром на концерте обычно лежит партитура. Но она нужна ему только как «шпаргалка» на всякий случай. Он знает её наизусть. А иногда дирижёры выходят к пульту без партитуры настолько хорошо они всё помнят.
Мы с вами побывали на «экскурсии» в большом симфоническом оркестре. Но есть и другие виды оркестров малый симфонический, струнный, духовой, оркестры народных инструментов. Бывает даже камерный оркестр.
В малом симфоническом оркестре чуть меньше струнных, меньше деревянных духовых (всех инструментов по 2, а не по 4, как в наших схемах), а медная группа представлена только двумя валторнами (иногда бывают ещё две трубы).
Струнный оркестр, как вы уже, наверно, догадались, состоит только из струнной группы.
А духовой оркестр не просто повторяет деревянную и медную группы симфонического. В нём есть свои особые инструменты. Подробнее мы о них узнаем, когда будем говорить о маршах. Ведь духовой оркестр это военный оркестр. И когда-то он предназначался только для исполнения военных маршей. А сейчас для духового оркестра пишут даже симфонии.
Свои особые инструменты есть и в различных оркестрах народных инструментов. В русском народном оркестре это балалайки, домры, гусли, баяны. В неаполитанском оркестре (Неаполь город в Италии) мандолины, гитары. У каждого народа свои инструменты и свои оркестры.
А что такое камерный оркестр? Так называют очень маленькие оркестры в 15-20 человек, которые немногим отличаются от большого камерного ансамбля. В таких оркестрах дирижёру не обязательно всё показывать, иногда он сам играет на первой скрипке, а в своих паузах дирижирует смычком. Чаще всего камерные оркестры состоят из струнных инструментов.