Какие инструменты входят в симфонический оркестр

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра

Разделы: Музыка

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

Характеристика групп симфонического оркестра

I. Cтрунно-смычковые

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

IV. Ударные инструменты

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

V. Клавишные инструменты

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

Скрипка Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый
Альт Матовый, мягкий
Виолончель Насыщенный, густой
Контрабас Глуховатый, суровый, мрачный, густой
Флейта Свистящий, холодный
Гобой Носовой, гнусавый
Кларнет Матовый, носовой
Фагот Сдавленный, густой
Труба Блестящий, яркий, светлый, металлический
Валторна Округлый, мягкий
Тромбон Металлический, резкий, мощный
Туба Суровый, густой, тяжёлый

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

Состав такого оркестра включает основные группы:

  • Струнные щипковые:
    • домры, балалайки, гусли
  • Духовые:
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
  • Пневматические язычковые:
    • баяны, гармоники
  • Ударные инструменты:
    • бубны и барабаны
  • Дополнительные инструменты:
    • флейта, гобой и их разновидности

Оркестр белорусских народных инструментов

Примерный состав:

  • Струнные инструменты:
    • гусли, скрипка, басетля
  • Духовые инструменты:
    • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
  • Ударные инструменты:
    • бубны и цимбалы
  • Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент.
    В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
    Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок.
  • Балалайка– родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
  • Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах.
    Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
    Другой разновидностью гармоники является аккордеон. С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон.
  • Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
  • Цимбалы– струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму , над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
  • Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
  • Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.

Духовой оркестр

Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

Эстрадный оркестр

В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

Джазовый оркестр (джаз-бенд)

В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

В работе были использованы материалы:

1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

p_i_f

ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Оркестр (от греч.орхестра) — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон, то есть, играют одинаковые партии.
Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.
Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.
Существует много различных типов оркестра: военный состоящий из духовых — медных и деревянных — инструментов, оркестры народных инструментов, струнные оркестры. Самым большим по составу и самым богатым по своим возможностям является симфонический оркестр.

Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 — начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (в джазовом оркестре все 4 вида). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.
Для иллюстрации звучания оркестра воспользуюсь записью финального концерта «Симфонического оркестра YouTube» . Концерт состоялся в 2011 году в австралийском городе Сиднее . В прямом эфире его наблюдали по телевидению миллионы людей во всем мире. Проект «Симфонический оркестр YouTube» посвящен воспитанию любви к музыке и демонстрации огромного творческого разнообразия человечества.

Программа концерта включала в себя известные и малоизвестные произведения известных и малоизвестных композиторов.

Вот его программа :

Hector Berlioz — Roman Carnival — Overture, Op. 9 (featuring Android Jones — digital artist)
Meet Maria Chiossi — Harp
Percy Grainger — Arrival on a Platform Humlet from in a Nutshell — Suite
Johan Sebastian Bach — Toccata in F major for organ (featuring Cameron Carpenter)
Meet Paulo Calligopoulos — Electric Guitar and violin
Alberto Ginastera — Danza del trigo (Wheat Dance) and Danza final (Malambo) from the ballet Estancia (conducted by Ilyich Rivas)
Wolfgang Amadeus Mozart — ‘Caro’ bell’idol mio’ — Canon in three voices, K562 (featuring the Sydney Children’s Choir and soprano Renee Fleming via video)
Meet Xiomara Mass — Oboe
Benjamin Britten — The Young Person’s Guide to the Orchestra, Op. 34
William Barton — Kalkadunga (featuring William Barton — Didgeridoo)
Timothy Constable — Suna
Meet Roman Riedel — Trombone
Richard Strauss — Fanfare for the Vienna Philharmonic (featuring Sarah Willis, Horn, Berlin Philharmoniker and conducted by Edwin Outwater)
*PREMIERE* Mason Bates — Mothership (specially composed for the YouTube Symphony Orchestra 2011)
Meet Su Chang — Guzheng
Felix Mendelssohn — Violin Concerto in E minor, Op. 64 (Finale) (featuring Stefan Jackiw and conducted by Ilyich Rivas)
Meet Ozgur Baskin — Violin
Colin Jacobsen and Siamak Aghaei — Ascending Bird — Suite for string orchestra (featuring Colin Jacobsen, violin, and Richard Tognetti, violin, and Kseniya Simonova — sand artist)
Meet Stepan Grytsay — Violin
Igor Stravinsky — The Firebird (Infernal Dance — Berceuse — Finale)
*ENCORE* Franz Schubert — Rosamunde (featuring Eugene Izotov — oboe, and Andrew Mariner — clarinet)

—> Детская Энциклопедия —>

Симфонический оркестр и его инструменты

Симфонический оркестр нашего времени — самый совершенный по своим исполнительским возможностям инструментальный коллектив. Возник он с началом расцвета симфонической музыки, во второй половине XVIII в. До XVIII в. оперно-балетные и концертные орке­стры составлялись из случайно подобранных музыкальных инструментов. В них участво­вали и такие теперь совершенно забытые инст­рументы, как сородичи скрипок — «галантные» виолы, лютни, напоминающие гитары. Один из предшественников рояля — клаве­син, или клавичембало (первое название французское, второе — итальянское), был ведущим инструментом, и на нем обычно играл руководитель оркестра — дирижер или композитор. Для таких оркестров писали му­зыку Бах и Гендель. Но уже несколько десяти­летий спустя, когда создавали свои сочинения Гайдн и Моцарт, лютни и клавесины совсем вышли из употребления, а виолы сменились инструментами скрипичного семейства. Именно тогда в оркестре установился определенный со­став инструментов каждой разновидности. Зву­чание оркестра стало стройным и уравнове­шенным. Так появился классический оркестр, который впоследствии назвали малым сим­фоническим. В него входило 12—16 скри­пок, по 3—4 альта, виолончели и контрабаса, по паре духовых инструментов (флейты, гобои, фаготы, валторны, трубы), две литавры и иног­да барабан.

Шло время, в оркестре происходили свои перемены. Духовые инструменты совершенст­вовались. Это значительно увеличило их испол­нительские возможности и выразительность звучания. Прибавлялось число оркестрантов, появлялись новые инструменты, особенно вы­росла в XX в. группа ударных.

Если прежде почти не обращали внимания на характерные, присущие каждому инструмен­ту особенности тембра, не задумывались над тем, какому инструменту поручить исполнение данной мелодии, то начиная с Гайдна и Моцарта композиторы стали все полнее раскрывать го­лос каждого инструмента, создавая вырази­тельные музыкальные образы. Людвиг ван Бет­ховен обогатил краски оркестра, придал боль­шую стройность симфонической музыке.

Самобытные черты внесли в симфоническую музыку композиторы многонациональной семьи советских народов.

Современный симфонический оркестр, кото­рый мы слышим в концертном зале или в опер­ном театре, состоит из четырех основных групп инструментов — струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых и ударных.

Группу струнных смычковых инструментов образуют скрипки, альты, виолончели и конт­рабасы. Их корпус напоминает восьмерку. Все они имеют по 4 струны разной толщины. Чем струна тоньше или короче, тем звук выше, и наоборот, чем струна толще или длиннее, тем он ниже. Прижимая струну пальцем, му­зыкант получает звуки различной высоты. Смычком можно извлекать звуки то продолжи­тельные и певучие, то короткие и отрывистые.

Особенно красив звук у скрипки и виолончели, поэтому они часто солиру­ют в оркестре, т. е. ведут самостоятельную партию, и композиторы пишут для них концер­ты. Обаятельный музыкальный образ юной Шехеразады возникает в мелодии скрипки из сюи­ты «Шехеразада» Римского-Корсакова. В его же опере «Снегурочка» чудесные картины приро­ды раскрываются в партии виолончели, сопро­вождающей арию Берендея. Изумительные по красоте концерты для скрипки и виолончели с оркестром созданы Моцартом, Бетховеном, Брамсом, Сибелиусом, Чайковским, Глазуно­вым, Прокофьевым, Шостаковичем.

Своей прелестью обладают сумрачные по тембру, мягкие звуки альта. С их помощью Мусоргский в опере «Борис Годунов» создал изумительную сцену в келье летописца Пи­мена. Ворчливые контрабасы — основ­ная басовая опора оркестра.

Струнные смычковые инструменты в симфо­ническом оркестре — самая большая и веду­щая группа. В оркестре обычно 20—40 скри­пок, 8—12 альтов, столько же виолончелей и 4—8 контрабасов.

Из струнных смычковых инструментов соз­дают иногда самостоятельный оркестр — струн­ный. Для него композиторы пишут особую музыку (струнная серенада Чайковского, сюита «Возлюбленный» Сибелиуса). В Советском Сою­зе существуют даже ансамбли из одних скри­пок, лучший среди них Ансамбль скрипачей Большого театра СССР.

Вторая важная группа симфонического ор­кестра — деревянные духовые инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы и их разно­видности — флейты пикколо, английские рож­ки, баскларнеты и контрафаготы. Все это труб­ки разной формы и длины. Заключенный внут­ри них столб воздуха способен звучать, если его привести в колебание. Открывая или закрывая отверстия в стенках трубки, музыкант изменяет высоту звука.

Маленькая флейточка пикколо обладает самыми высокими, свистящими зву­ками. Очень хороши эти флейточки в опере «Кармен», где они, сопровождая хор мальчи­ков, подражают военному маршу. Обычная большая флейта звучит ниже пикколо. Холодный тембр ее выразительно использо­ван Римским-Корсаковым в опере «Снегуроч­ка»: он рисует образ хрупкой Снегурочки. Звуки гобоя, нежные, томные, напоминают пастушескую свирель. Поэтому гобой особенно охотно используют в музыке пасторального ха­рактера. Он звучит в дуэте пастушков («Пико­вая дама» Чайковского), исполняет утренний пастушеский наигрыш в сцене письма Татьяны («Евгений Онегин»). Альтовый гобой (английский рожок), с его мягким, нежным тембром, русские композиторы привлекали для исполнения восточных мелодий. Таковы танцы в опере «Руслан и Людмила» Глинки, «Пляска персидок» в опере «Хованщина» Мусоргского и др.

Звук кларнета — яркий, сильный и красивый, способный к большим нарастаниям, от едва слышимого до очень громкого. Кларнет появился в симфоническом оркестре позднее флейты, гобоя и фагота, но очень скоро завое­вал всеобщее признание. Один из самых заме­чательных примеров соло кларнета в оркестре— рассказ Франчески о несчастной любви к Паоло в фантазии Чайковского «Франческа да Римини». Виртуозные возможности кларнета с большой полнотой раскрыты Римским-Корсаковым в знаменитом скерцо «Полет шмеля» («Сказка о царе Салтане»).

Фагот — самый крупный инструмент среди деревянных духовых. Его тембр очень изменчив, и поэтому он превосходно передает и шутливые интонации, и мелодии проникно­венного, лирического характера, и трагические переживания героев (например, в сцене смерти графини из оперы «Пиковая дама» Чайковского).

Звук у деревянных инструментов более сильный, чем у смычковых, поэтому в оркест­ре их бывает от 1 до 4 каждого вида.

Еще сильнее звучат медные духовые инстру­менты: труба, валторна, тромбон и туба. В них длина воздушного столба, а следова­тельно, и высота звука меняются с помощью дополнительных трубок. Труба похожа на пионерский горн и обладает сильным, ярким звуком. Композиторы обращаются к ней в дра­матически напряженных частях своих сочинений, в героических и торжественных сценах (трубными звуками начинается каждое «чудо» в опере «Сказка о царе Салтане»).

Валторне, с ее поэтичным, мягким тембром, присуще исполнение лирических на­певных мелодий — таких, как задушевная тема в арии Игоря из оперы «Князь Игорь» или соло в Пятой симфонии Чайковского.

В музыке трагической, где раскрываются глубокие переживания героев, нередко слы­шится тромбон. В «Траурно-триумфальной симфонии» Берлиоза его сильное и благородное звучание подобно голосу, оплакивающему жерт­вы революции.

Туба вместе со смычковым контрабасом и контрафаготом служит басовой опорой орке­стра. Обычно в группе медных духовых 1 туба, 2—3 трубы, 2—3 тромбона, 3—4 валторны.

Последнюю группу симфонического оркестра составляют ударные инструменты; звук из- них извлекается ударом. Это литавры (пара металлических котлов, затянутых сверху ко­жей), малый и большой барабаны, дере­вянные кастаньеты, металлические та­релки, гонг и треугольник, ко­локола. Есть еще многие другие ударные, издающие звон, шум, подражающие раскатам грома, вою ветра, щелканью бича. Эти инстру­менты поддерживают ритм, разнообразят зву­ковую палитру, подчеркивают нарастание об­щего звучания. А ксилофон и похожая на маленькое пианино челеста обладают мелодическим звучанием. Особенно красивы, таинственны перезвоны челесты. Как правило, в одном музыкальном произведении применя­ются не все ударные, поэтому в оркестре доста­точно 2—3 исполнителей, играющих на этих инструментах.

Есть в оркестре еще один инструмент, кото­рый не входит ни в одну из перечисленных групп,— арфа. На ней натянуто 45—47 струн, тембр ее необыкновенно красив и не­жен. Играют на арфе, защипывая струны паль­цами. Особенно поэтично звучат арфовые пас­сажи — глиссандо.

Иногда композиторы дополнительно вводят в состав симфонического оркестра рояль, орган (см. ст. «Музыка средневековья и эпо­хи Возрождения. Музыка XVII в.»), гитару, мандолину, саксофон, корнет, голоса солистов или хора. На Кавказе в сим­фонический оркестр включают и народные инст­рументы — тар, саз, дудук и др.

Почти все инструменты симфонического ор­кестра произошли от народных. Знаменитые мастера — Н. Амати, А. Страдивари, Д. Гварне­ри и другие — усовершенствовали крестьянскую скрипку, и она стала одним из самых вырази­тельных классических музыкальных инстру­ментов. Предки оркестровой флейты встречают­ся до сих пор у народов Средней Азии. Гобой ведет свое происхождение от западноевропей­ского шалмея, а кларнет — от родственного ему инструмента шалюмо. Трубой как сигналь­ным инструментом пользовались с древних вре­мен пастухи и воины. Сигнальный охотничий рог — родоначальник валторны. Ударные инструменты оркестра и сейчас бытуют в народе.

Создание оркестровых произведений, уме­ние подбирать подходящие по звучанию инстру­менты, сочетать их друг с другом, выделять солирующие, поручать исполнение отдельных частей тем или другим группам или всему со­ставу оркестра — дело очень сложное, тре­бующее от композитора больших знаний, ма­стерства и таланта.

Велика в оркестре роль дирижера, который должен раскрыть перед слушателями глубину и красоту произведения.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Музыка (1599)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (310)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (114)
  • Хоровая (97)
  • Народная (60)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1535)
  • Музыкальные жанры и формы (740)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (446)
  • Танцовщики (200)
  • Балетмейстеры (66)
  • Опера (384)
  • Певцы (379)
  • Музыканты (356)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (321)
  • Музыка и литература (249)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (218)
  • Музыкальная культура народов мира (177)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (131)
  • Музыкотерапия (123)
  • Музыкальный словарь (107)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (64)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (39)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Симфонический оркестр

Оркестр (от греч.орхестра) — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон, то есть, играют одинаковые партии.
Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.
Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.
Существует много различных типов оркестра: военный состоящий из духовых — медных и деревянных — инструментов, оркестры народных инструментов, струнные оркестры. Самым большим по составу и самым богатым по своим возможностям является симфонический оркестр.

Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 — начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (в джазовом оркестре все 4 вида). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.
Для иллюстрации звучания оркестра воспользуюсь записью финального концерта «Симфонического оркестра YouTube» . Концерт состоялся в 2011 году в австралийском городе Сиднее . В прямом эфире его наблюдали по телевидению миллионы людей во всем мире. Проект «Симфонический оркестр YouTube» посвящен воспитанию любви к музыке и демонстрации огромного творческого разнообразия человечества.

Программа концерта включала в себя известные и малоизвестные произведения известных и малоизвестных композиторов.
Вот его программа :

Hector Berlioz — Roman Carnival — Overture, Op. 9 (featuring Android Jones — digital artist)
Meet Maria Chiossi — Harp
Percy Grainger — Arrival on a Platform Humlet from in a Nutshell — Suite
Johan Sebastian Bach — Toccata in F major for organ (featuring Cameron Carpenter)
Meet Paulo Calligopoulos — Electric Guitar and violin
Alberto Ginastera — Danza del trigo (Wheat Dance) and Danza final (Malambo) from the ballet Estancia (conducted by Ilyich Rivas)
Wolfgang Amadeus Mozart — ‘Caro’ bell’idol mio’ — Canon in three voices, K562 (featuring the Sydney Children’s Choir and soprano Renee Fleming via video)
Meet Xiomara Mass — Oboe
Benjamin Britten — The Young Person’s Guide to the Orchestra, Op. 34
William Barton — Kalkadunga (featuring William Barton — Didgeridoo)
Timothy Constable — Suna
Meet Roman Riedel — Trombone
Richard Strauss — Fanfare for the Vienna Philharmonic (featuring Sarah Willis, Horn, Berlin Philharmoniker and conducted by Edwin Outwater)
*PREMIERE* Mason Bates — Mothership (specially composed for the YouTube Symphony Orchestra 2011)
Meet Su Chang — Guzheng
Felix Mendelssohn — Violin Concerto in E minor, Op. 64 (Finale) (featuring Stefan Jackiw and conducted by Ilyich Rivas)
Meet Ozgur Baskin — Violin
Colin Jacobsen and Siamak Aghaei — Ascending Bird — Suite for string orchestra (featuring Colin Jacobsen, violin, and Richard Tognetti, violin, and Kseniya Simonova — sand artist)
Meet Stepan Grytsay — Violin
Igor Stravinsky — The Firebird (Infernal Dance — Berceuse — Finale)
*ENCORE* Franz Schubert — Rosamunde (featuring Eugene Izotov — oboe, and Andrew Mariner — clarinet)

Какие инструменты входят в симфонический оркестр

У замечательного поэта Юрия Давыдовича Левитанского есть стихотворение «Музыка»:

Есть в музыке такая неземная,
как бы не здесь рождённая печаль,
которую ни скрипка, ни рояль
до основанья вычерпать не могут.

И арфы сладкозвучная струна
или органа трепетные трубы
для той печали слишком, что ли, грубы,
для той безмерной скорби неземной.

Но вот они сошлись, соединясь
в могучее сообщество оркестра

Здесь мы прервём стихотворение, послушаем тишину и попытаемся услышать внутри себя оркестр, его звуковые краски, его могучее дыхание, уносящее нас

Да, оркестр — самый могущественный, самый волшебный музыкальный «инструмент». И мы с вами чуть приоткроем тайну этого волшебства, взглянем на «устройство» этого «инструмента».

Самый маленький оркестрик — мы уже знаем — 15 человек. А самый большой? На торжественных церемониях под открытым небом иногда собиралось до 1000 музыкантов из нескольких оркестров (так называемый сводный оркестр). А вообще состав большого симфонического оркестра колеблется от 80 до 130 человек.

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям. В партитуре симфонического оркестра — нотной записи симфонической музыки — эти семьи размещаются в определённом порядке.

В том же порядке разместим их и мы:

семья деревянных духовых;

семья медных духовых;

семья ударных;

«гости»;

семья смычковых струнных.

Кто такие «гости»? Это инструменты, которые иногда добавляют в оркестр сверх обычного состава. Они могут происходить из разных семей: струнные щипковые арфа, гитара, мандолина; клавишно-ударные фортепиано, клавесин, челеста; язычковые орган, аккордеон, баян. Вот для них-то и существует специальная «гостевая комната». Но когда одна из семей приглашает в гости своего «дальнего родственника», то его размещают среди членов этой семьи. Саксофон, например, попадёт в семью деревянных духовых, а корнет-а-пистон — к медным.

В каждой семье — музыканты называют их оркестровыми группами — инструменты записываются в определённом порядке: от высоких к низким. В группе деревянных духовых находятся

Флейты

Гобои

Кларнеты

Фаготы

В скобках указаны разновидности основных инструментов, которые участвуют только в очень больших оркестровых составах. Флейта-пикколо и кларнет-пикколо — это высокие разновидности флейты и кларнета. Английский рожок — это низкий, альтовый гобой. Бас-кларнет и контрафагот — низкие разновидности кларнета и фагота. Контрафагот — самый низкий инструмент в этой семье.

А вот группа медных духовых, о которых мы уже знаем:

Валторны

Трубы

Тромбоны

Туба

В записи этой группы нарушается порядок высоты: первыми должны бы быть трубы — самые высокие из медных инструментов. Но валторны раньше своих «родственников» «поселились» в оркестре, и им уступили почётное первое место.

Среди ударных инструментов главенствуют литавры. В отличие от барабанов, бубнов, тарелок они имеют определённую высоту звука. Кожа, натянутая на котёл, настраивается на конкретную ноту. А с помощью специального механизма эту ноту можно перестраивать. Но это долго. Поэтому, чтобы сыграть на литаврах мелодию из нескольких звуков, в оркестре используется несколько литавр, по-разному настроенных. Чаще всего три. Но на трёх нотах мало что сыграешь. И литавры используются только иногда, в особых местах — очень громких или особо красочных. А в паузах литаврист может не спеша перестроить свои инструменты.

В большинстве классических симфоний литаврами и ограничивается ударная семья. Другие ударные иногда вводились для особых целей. Например, в «Военной симфонии» Гайдна барабаны и тарелки подражают военному оркестру.

Но уже в XIX веке ударные военного оркестра — большой и малый барабаны, тарелки, треугольник — становятся постоянными членами симфонического оркестра. К ним же присоединяется и огромный низкий гонг — тамтам. Это всё инструменты без определённой высоты звука. Всё же условная высота у них есть, и маленький звенящий треугольник записывается наверху, а рокочущий в басах тамтам — внизу. Но в самом верху семьи восседает старейшина: литавры.

Включались иногда в оркестр и ударные инструменты другого типа: с определённой высотой звука. Кто из вас не играл на детском металлофоне? И по виду, и по звуку он очень похож на оркестровые колокольчики. Только колокольчики играют все звуки хроматической гаммы, и пластинки на них располагаются в два ряда — как белые и чёрные клавиши фортепиано. А есть ещё и большие трубчатые колокола. На металлическом каркасе подвешены такие же металлические трубки разной длины. Если ударить по такой трубке молотком, раздастся густой звон, очень похожий на колокольный. У каждой трубки своя высота, поэтому на таких колоколах можно отстучать мелодию. В ХХ веке к этим инструментам добавились ксилофон, вибрафон и маримба.

Многочисленные ударные инструменты, давно известные в народной музыке разных стран и континентов, вошли в состав симфонического оркестра ХХ века. Это и испанские кастаньеты, и латиноамериканские маракасы, и африканские том-томы, бонго-бонго, и многие другие. В некоторых современных симфонических партитурах ударная группа чуть ли не самая многочисленная.

И наконец, струнная группа. Это основа симфонического оркестра. Первые симфонические оркестры состояли главным образом из смычковых струнных, к которым могло быть добавлено 3-4 духовых инструмента. В современном симфоническом оркестре примерно 60-70 струнных инструментов делятся на 5 партий:

16-18 первых скрипок

14-16 вторых скрипок

10-14 альтов

8-12 виолончелей

6-10 контрабасов

Контрабасы — очень низкие инструменты, на октаву ниже виолончелей и раза в два больше них. На контрабасе играют или стоя, или сидя на специальной высокой табуретке.

А вот как выглядит фрагмент симфонической партитуры 2 части Пятой симфонии П.И.Чайковского. Некоторые оркестровые инструменты (кларнеты, валторны, трубы) играют в своих особых строях, которые указываются рядом с названием инструмента.

В басне И. А. Крылова «Квартет» Мартышка, Осёл, Козёл и Медведь хотят сыграть струнный квартет. У них ничего не получается, и они пытаются по-разному сесть. Но они не умеют играть.

отвечает им Соловей, когда они спрашивают у него совета.

Но для настоящих оркестровых музыкантов рассадка очень важна, потому что каждый инструмент обладает не только своим особым тембром, но и своей силой звука. Когда вы играете на фортепиано, вам нужно добиться, чтобы мелодия звучала ярко и красиво, а аккомпанемент не вылезал. Но на фортепиано играет один человек, и ему достаточно правильно распределить силу рук. А когда несколько человек на разных инструментах играют мелодию, а другие музыканты на своих инструментах играют разные детали аккомпанемента, то нужную силу звука для каждого установить очень трудно. И тут помогает специальная рассадка, в которой инструменты с тихим звуком помещаются ближе к публике, а громкие инструменты, наоборот, прячутся подальше.

Сегодня существует два вида рассадки — европейская и американская. И в той, и в другой на переднем плане располагается самая тихая струнная группа (кроме контрабасов). Европейская рассадка оркестра постепенно сформировалась в XIX веке во всех странах Европы. В этой рассадке первые скрипки сидят слева от дирижёра, а вторые — справа.

Наведите мышку на название группы под картинкой — и эта группа подсветится красным цветом.

Европейская рассадка

В 1945 году американский дирижёр Леопольд Стоковский пересадил музыкантов. Всех скрипачей — и первых, и вторых — он посадил слева от дирижёра, справа на первыи план вывел виолончелистов, а контрабасы тоже переместил вправо, только сзади. Эта американская рассадка тоже оказалась удачной, и сейчас применяются обе.

Американская рассадка

Когда придёте в филармонию на симфонический концерт, сразу посмотрите, где находятся контрабасы: справа или слева. По расположению контрабасов можно легко определить, какую рассадку использует дирижёр. Правда, иногда дирижёры комбинируют оба способа. Например, в американской рассадке меняют местами вторые скрипки и альты, что сближает её с европейской.

Самый главный музыкант оркестра — дирижёр. На концерте мы видим, как он машет руками, показывая музыкантам, где надо вступить. А в некоторых местах, где оркестрантам легко обойтись и без него, он просто опускает руки.

Но главная работа дирижёра происходит не на концерте. Сначала он должен выучить огромную партитуру — без оркестра. Глядя в ноты, он слышит всё, что там написано: всю музыку, все оркестровые краски. И только когда он выучит (в голове) всё произведение во всех деталях, можно приступать к репетициям.

На репетициях он должен добиться равновесия звучания всех групп оркестра, выделить главные детали оркестровки, определить нужные темпы. Он должен добиться от оркестра именно того, что он до этого услышал внутренним слухом, и при этом убедить всех музыкантов играть только так, и не иначе. А это иногда бывает самым трудным. Ведь каждый музыкант может слышать эту музыку по-своему. Но если каждый будет играть по-своему, не получится той стройности, которую мы слышим в могучем дыхании оркестра. Поэтому дирижёра можно сравнить с полководцем, который ведёт в атаку своих солдат.

Перед дирижёром на концерте обычно лежит партитура. Но она нужна ему только как «шпаргалка» на всякий случай. Он знает её наизусть. А иногда дирижёры выходят к пульту без партитуры — настолько хорошо они всё помнят.

Мы с вами побывали на «экскурсии» в большом симфоническом оркестре. Но есть и другие виды оркестров — малый симфонический, струнный, духовой, оркестры народных инструментов. Бывает даже камерный оркестр.

В малом симфоническом оркестре чуть меньше струнных, меньше деревянных духовых (всех инструментов по 2, а не по 4, как в наших схемах), а медная группа представлена только двумя валторнами (иногда бывают ещё две трубы).

Струнный оркестр, как вы уже, наверно, догадались, состоит только из струнной группы.

А духовой оркестр не просто повторяет деревянную и медную группы симфонического. В нём есть свои особые инструменты. Подробнее мы о них узнаем, когда будем говорить о маршах. Ведь духовой оркестр — это военный оркестр. И когда-то он предназначался только для исполнения военных маршей. А сейчас для духового оркестра пишут даже симфонии.

Свои особые инструменты есть и в различных оркестрах народных инструментов. В русском народном оркестре это балалайки, домры, гусли, баяны. В неаполитанском оркестре (Неаполь — город в Италии) — мандолины, гитары. У каждого народа свои инструменты и свои оркестры.

А что такое камерный оркестр? Так называют очень маленькие оркестры в 15-20 человек, которые немногим отличаются от большого камерного ансамбля. В таких оркестрах дирижёру не обязательно всё показывать, иногда он сам играет на первой скрипке, а в своих паузах дирижирует смычком. Чаще всего камерные оркестры состоят из струнных инструментов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: