Какие функции выполняет парламент

Что такое парламент — его функции и история, как называется и что из себя представляет парламент РФ

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый из нас живет по законам государства (что это?), которые регламентируют деятельность граждан и юридических лиц в различных сферах общества.

Для их разработки и принятия существует специальный законодательный орган – парламент. В нем на выборной основе работают депутаты, ответственные за содержание законов, которые иногда могут иметь судьбоносное значение для всех людей.

Что такое парламент

Парламент (фр. parler – говорить) это – высший представительный орган государства, наделенный полномочиями принятия законов (что это?). Осуществляет представительство интересов ключевых социальных групп населения во власти, поэтому работающих в нем депутатов часто называют «народными избранниками».

Исторически он играл роль своеобразного «амортизатора» между монархом (кто это?) и обществом. По мере своей эволюции превратился в высший орган государства.

Древнейшим парламентом планеты считается исландский альтинг – он впервые был созван в 930 году. К числу старейших «говорилен» (так дословно переводится парламент с французского) относится парламент Великобритании, созданный графом Симоном де Монфором в 1265 году. Несколько позже, в 1302 году были созваны Генеральные Штаты во Франции.

В практике парламентаризма встречаются два вида представительных органов:

  1. Однопалатные – работает только одна палата, характерны для унитарных государств (Швеция, Финляндия, Монголия, Украина, Болгария и другие).
  2. Двухпалатные (бикамерализм) – часто создаются в федеративных государствах, исторически образованы для представления интересов аристократии и широких слоев населения.

Главные функции парламента

Основная роль представительного органа – законотворческая, которая связана с разработкой, обсуждением, принятием поправок и утверждением законопроектов.

Также он реализует следующие функции:

  1. представительская – защита и представление интересов граждан;
  2. обратной связи с избирателями;
  3. принятие бюджета государства;
  4. внешнеполитические (принятие военной доктрины, ратификация международных соглашений, объявление войны/заключение мира).

Парламент РФ — это Федеральное собрание

Действующий парламент РФ Федеральное собрание был образован в 1993 году. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В верхней палате (Совете Федерации) работают 170 человек, которые делегированы от исполнительной и законодательной власти регионов. Также в соответствии со ст.95 Конституции в Совфеде могут работать назначаемые главой государства представители РФ в количестве не более 10% от числа членов палаты.

Госдума (нижняя палата) состоит из 450 депутатов и формируется выборным путем на 5 лет по смешанной избирательной системе (225 по одномандатным округам + 225 по партийным спискам).

Полномочия и статус главного законодательного органа страны (парламента) закреплены в V главе Конституции РФ.

Структурно Совет Федерации состоит из 10 комитетов и трех комиссий, а депутаты Госдумы подразделяются на 29 профильных комитетов, отвечающих за качество проходящих через них законопроектов. На протяжении нескольких последних созывов в Нижней палате формируются 4 фракции:

  1. «Единая Россия»;
  2. КПРФ;
  3. ЛДПР;
  4. «Справедливая Россия».

Попробовать свои силы в работе депутатом может каждый россиянин, достигший 21 года.

Парламент играет ключевую роль в политической системе государства. В нем работают люди, представляющие интересы своих избирателей во власти, от решений которых зависит качество жизни всего общества.

Как называются парламенты в разных странах

В мире не существует единого названия парламента. В каждой стране он называется по-разному, эти наименования нередко меняются.

На слуху такие названия как Конгресс (США), Кнессет (Израиль), Федеральное собрание (Россия) или Бундестаг (Германия). У других стран представительный орган называется следующим образом:

  1. Индия – Сансад.
  2. Латвия – Сейм.
  3. Норвегия – Стортинг.
  4. Сербия – Скупщина.
  5. Хорватия – Сабор.
  6. Туркмения – Меджлис.
  7. Швеция – Риксдаг.

История российского парламентаризма

В России представительный орган власти, по меркам развитых стран, появился довольно поздно. Историческое заседание состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце. Выборы в однопалатную Государственную думу проходили в условиях полыхавшей Первой российской революции (1905—1907 гг.)

Избиратели был разделены на курии – особые разряды, выделяемые по социальному и имущественному критерию. Тогда их было 4 – помещики, буржуазия, крестьяне и рабочие. Выбирать могли далеко не все – права голоса были лишены подданные моложе 25 лет, женщины, военные, которые состояли на действительной службе и многие другие.

Вес голоса представителей курий был неодинаков, например, на один голос помещика приходилось 260 голосов крестьян или 543 рабочих. Это позволяло царю формировать «удобный» парламент, в котором преобладали его политические сторонники.

Однако в Думе была и оппозиция (это что такое?), о чем свидетельствует двукратный роспуск Николаем II парламента в 1906 и 1907 годах. Всего до момента падения монархии в Российской империи избиралось 4 Госдумы. Последняя была сформирована в 1912 году и распущена императором в конце февраля 1917 года во время тревожных дней Февральской революции.

В СССР что такое парламент знали немногие, так как он не играл определяющей роли в политической системе, где решающее мнение всегда оставалось за вождем. Однако в период с 1938 по 1989 годы представительный орган существовал под названием Верховный Совет.

Он состоял из двух палат – верхней Совета Союза и нижней Совета Национальностей. Выборы в него нередко проводились на безальтернативной основе, а избранные депутаты часто молчаливо соглашались с решениями Генерального секретаря и Политбюро.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

А для меня «Парламент» это вкуснейшие и не сильно крепкие сигареты родом из начала «нулевых». А еще слово «Парламент» ассоциируется с Францией, есть там такое выражение, часто применяемое к явновыраженным иностранцам: «Парле ву франсе»? То есть «Парламент» в переводе на русский язык можно назвать «Говорильня»))

Нечто похожее на парламент установил Моисей)) Когда его тесть Иофор, видя, как зять сидит один и решает проблемы трёхмиллионного народа с утра до вечера, предложил ему выбрать себе помощников.

Что такое парламент его функции и история, что из себя представляет парламент РФ

Граждане обязаны следовать законам своего государства, которые упорядочивают все сферы деятельности как физических, так и юридических лиц. Парламент является специальным государственным органом, в функции которого входит разработка и принятие законов. Соответственно, парламент – это законодательный орган государства. Этимологически, слово “парламент” происходит от французского глагола parler – говорить. Парламент является высшим представительным и законодательным органом государства.

В парламенте работают депутаты – избранные лица, которые непосредственно несут ответственность за содержание законодательных документов. Депутаты нередко играют решающую роль в развитии общества, в частности и государства в целом.
Основные полномочия парламента ориентированы на принятие законодательных актов. Не менее важной функцией высшего законодательного органа государства является представление интересов основных общественных групп на высшем уровне.

Именно по этой причине депутаты нередко называются «народными избранниками».
На протяжении прошедших веков парламент играл лишь роль посредника между народом и монархом. Однако сегодня парламент является высшим органом власти.
Исторически, самым старым прототипом парламента считается Альтинг (Исландия), созданный в 930-м году н.э. Парламент Великобритании также является одним из старейших законодательных органов. Он был создан в 1265-м году, графом Симоном де Монфором. В 1302-м году были впервые созданы Генеральные Штаты во Франции.

Различаются два типа законодательных органов:

1) Однопалатные парламенты (уникамерализм) – встречаются примерно в половине стран мира, которые являются унитарными государствами (Швеция, Финляндия, Монголия, Украина, Болгария и др.).

2) Двухпалатные парламенты (бикамерализм) – чаще встречаются в федеративных государствах. Исторической функцией бикамеральных парламентов является представление интересов аристократии и различных слоёв населения.

Основная функция парламента – законодательная, которая включает в себя не только утверждение законопроектов, а также их разработку, рассмотрение и принятие поправок к ним.

В задачи парламента также входит:
• Принятие годового государственного бюджета;
• Представление и защита интересов граждан страны;
• Реализация внешней политики государства, что может включать ратификацию международных соглашений и конвенций, принятие военной доктрины страны, объявление состояния боевой готовности, войны, а также заключение перемирия;
• Формирование обратной связи с избирателями;

Парламент Российской Федерации называется Федеральным собранием. Статус, функции и полномочия Федерального собрания определены в главе 5 Конституции Российской Федерации. На должность депутата может претендовать любой гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.

Действующий парламент России был сформирован в 1993-м году и является бикамеральным. Нижней палатой Федерального собрания является Государственная Дума, а верхней – Совет Федерации.

Совет Федерации состоит из 170 членов, которые являются представителями субъектов Российской Федерации, а также сенаторы, незнаемые президентом. В соответствии с частью 2, статьи 95 Конституции РФ, глава государства может назначать и других представителей Российской Федерации, но не более 10 % от числа членов Совета.

Читайте также  Ласка - домашнее животное

Государственная Дума формируется путем избрания гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права на 5 лет и состоит из 450 депутатов – 225 по одномандатным округам и 225 по партийным спискам, согласно смешанной избирательной системе.

Совет Федерации составлен из 10 комитетов и трех комиссий. Депутаты Государственной Думы делятся на 29 профильных комитетов, которые отвечают за качество рассматриваемых законопроектов. На протяжении последних созывов в Государственной Думе образовываются 4 фракции:
1) «Единая Россия»;
2) КПРФ;
3) ЛДПР;
4) «Справедливая Россия».
Парламент является наиважнейшей составляющей политической системы государства, так как представляет интересы избирателей во власти. От решений «народных

Зависит уровень жизни народа.
Истоки парламентаризма в законодательный орган России, по сравнению с другими государствами, возник довольно поздно. Первое заседание парламента состоялось 27 апреля 1906-го года в Таврическом дворце. Первые выборы в однопалатную Государственную Думу имели место во время Первой российской революции в 1905—1907 годах.

Все избиратели были разделены на «курии», которые являлись особыми разрядами и выделялись в зависимости от социального и имущественного положения избирателя. Таким образом, избирателей разделили на 4 курии: помещики, буржуазия, крестьяне и рабочие. Право голоса было ограничено, например, голосовать не могли женщины, подданные, не достигшие 25 лет, военные, которые состояли на действительной службе и другие.

Вес голоса был неодинаков и зависел от того, представителем какой курии являлся конкретный избиратель. Таким образом, один голос помещика был равен 260 голосов крестьян или 543 рабочих. Благодаря этому, монарх имел возможность сформировать угодный ему парламент, который поддерживал его политические взгляды.

Стоит отметить, однако, что эта система оказалась недостаточно эффективной для царя, поскольку позволила оппозиции сформироваться. Результатом этого является двукратный роспуск Николаем II парламента в 1906 и 1907 годах. До падения царской власти в Российской Империи было избрано 4 Государственные Думы, последняя из которых была образована в 1912-м году, а распущена в 1917-м году во время Февральской Революции.

В Советском Союзе парламент не играл ключевой роли в политической жизни государства, потому что превыше всего оставалось мнение вождя. Тем не менее, в период с 1938-й по 1989-й года в СССР функционировал представительный орган, который назывался Верховный Совет СССР.

Верховный Совет был бикамеральным и состоял из верхней палаты – Совета Союза и нижней –Совета Национальностей. Выборы в основном проводились на безальтернативной основе, а избранные депутаты предпочитали молчаливо соглашаться с решениями Генерального секретаря ЦК КПСС и политбюро.

Названия парламентов в разных странах

В международном праве не существует солидарного названия для парламента, поэтому в каждой стране высший законодательный орган имеет своё, нередко уникальное название, которое, в зависимости от различных факторов, может меняться.

Наиболее известными названиями являются Конгресс США; Кнессет Израиля, Федеральное собрание Российской Федерации или Бундестаг Федеративной Республики Германия. В других странах парламент также носит уникальные названия:
• Норвегия – Стортинг;
• Швеция – Риксдаг;
• Латвия – Сейм;
• Хорватия – Сабор;
• Сербия – Скупщина;
• Туркмения – Меджлис;
• Индия – Сансад и др.

Видео по теме:

Парламент: структура, виды по объему компетенции, полномочия

Разновидности парламентов

Имеются две варианта палат:

  • двухпалатные;
  • однопалатные.

Создание двухпалатной системы должно обеспечить представительство всех слоев общества. Верхняя палата представляет дворянство, а нижняя палата представляет население в целом.

Обычно в современных условиях место двухпалатной системы в государстве, причем верхний уровень представляет федеральную власть (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и т. д.). В одном государстве с двухпалатным парламентом его верхняя палата обычно состоит из политических административных единиц (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и т. д.).

Примерно в половине европейских государств есть однопалатные парламенты. (Финляндия, Дания, Венгрия, Болгария и т.д..).

Во внутренней структуре парламентов есть комитеты и комиссии. В основном это вспомогательные структуры, состоящие из парламентариев, которые помогают парламенту (ам) в осуществлении своих полномочий.

В основном это вспомогательные структуры, состоящие из депутатов, которые помогают палатам в исполнении их правополномочий.

Комиссии делятся на:

  • постоянные (созданы в смежных областях законодательства);
  • временные (изучения вопроса, предпочтительно практики использования права, социальных проблем).

Комитеты

К постоянным комитетам относятся:

  • госбюджетные капиталы;
  • по иностранным делам;
  • по правительственной инициативе;
  • по отчислениям;
  • по обороне и безопасности;
  • по вопросам гражданской службы;
  • по делам бюджета;
  • по продаже и индустрии;
  • по вопросам образования и труда;
  • по сельскохозяйственным вопросам и т.д.

К временным комитетам относятся:

  • следственные;
  • специальные (создаются для исследования того или иного вопроса);
  • советы всей палаты;
  • объединительные.

Виды парламентов

Палата имеет очень сложное и масштабное строение для быстрого и качественного решения поставленных задач, которые изначально заблаговременно обсуждаются более узким составом членов палаты, которые имеют специальную профильную подготовку в обсуждаемом вопросе в требуемой области рассмотрения конкретной государственной отрасли.

Для вынесения решения по определенному законопроекту на сегодняшний день, он должен пройти необходимые этапы рассмотрения в необходимом комитете.

Парламент – он слишком большой, чтобы эффективно обсуждать сложные вопросы, так как они не подготовлены заранее, но являются обязанным для принятия во внимание меньшим количеством делегаций, знакомых с масштабами конкретной страны. На сегодняшний день ни один законопроект не примут без стадий обработки в одном из комитетов, его выносят на решение платы.

При совокупности функций и полномочий палата формирует его власть. По объему компетенции палаты делятся на три группы:

  • Парламент с абсолютно четкими обязанностями, характеризуется федеративным и децентрализованным единым государством (Соединенные Штаты Америки, Франция, Испания). В этих странах центральные органы власти подчиняются правам федеральных или других местных органов власти.
  • Парламенты с абсолютно неопределенной властью, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и обладают юридически неограниченной властью (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).
  • Парламенты с относительно определенной компетенцией, где границы власти являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения власти и ответственности правительства и парламента (Швейцария).

Полномочия парламента

Основные полномочия парламентов:

  • законодательные компетенции:
    • право законной деятельности (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев);
    • принятие законов осуществляется по пунктам:
      • первое чтение заключается из передачи законопроекта на рассмотрение и объявления его названия в Палате, в то время как в некоторых парламентах законопроект сначала обсуждается полностью, а затем передается в комитет (Великобритания, Германия), остальные законопроекты сначала обсуждаются в комитет, а затем в палатах пленарного заседания (Италия, США, Франция);
      • второе чтение состоит в том, что при обсуждении основных положений законопроекта, в то время как палата не имеет права рассматривать отдельные статьи законопроекта и направлять их в комитет для внесения изменений или отклонения;
      • после второго чтения проект направляется в совет, в котором проходит тщательное, постатейное обсуждение, после чего опять отправляется на обсуждения в палату;
      • третье чтение на этом этапе могут рекомендоваться изменения, не касающиеся законопроекта (чаще всего касающиеся стиля, заглавия и т.д.).

Утверждение законопроекта

После того, как законопроект всех чтений выносится на голосование, обычно, для того чтобы принять решения, требуется большое количество голосов списочного состава парламента, но для принятия законопроектов нужно большая часть голосов в 2/3, 3/4, 3/5 голосов.

Законный проект после этого, утвержден одной палатой, посылается для принятия другой. Верхняя палата может принять его, внести изменения или он может не принять законопроект вообще. Чтобы преодолеть разногласия между палатами, создаются согласительные комиссии, или дискуссионный законопроект обсуждается на коллегиальном (совместном) заседании палат (Индия, Япония).

Если верхняя палата не принимает законопроект, то он подлежит повторному пересмотру в нижней палате, при этом устанавливается срок по закону, в течение которого действует отсроченный запрет (Великобритания – один год, Испания и Япония – два месяца), и число голосов членов нижней палаты для прохождения отсроченного проекта (как правило, это квалифицированное число голосов, но иногда хватает и большинства, например в Великобритании и Испании).

Закон который обе палаты утвердили отдают на подпись главе государства, при этом последний обладает полным правом (Великобритания) либо условным (Испания, Швеция, Япония) вето. Заметим, что в Великобритании монарх не пользовался полным запретом с 1707 г.

Почти во всех странах мира сохранен порядок, при котором законопроект принятый парламентом должен быть направлен на проверку главе государства.

Читайте также  Кто такие валькирии

Президент при проверке закона на его соответствие конституции и ранее принятым законопроектом, в этом случае президент (монарх и т.д.) имеет право только отлагательное вето. Закон указывает, что он должен в течении определенного срока отклонить или принять законопроект. (например, 10 дней в США). После повторного принятия законопроекта определенным числом квалифицированных голосов парламентариев глава государства обязан его принять в установленные законом сроки. Принятые парламентом в Японии законопроекты нуждаются в подписи министра. До обнародования, возможна еще одна степень (во Франции закон передается в Конституционный Совет для проверки его соответствия конституции.

Иные полномочия парламента

Иные полномочия парламента – это:

  • утверждение бюджета и другой финансовой власти (дает право совершать контроль за оплату налогов и расход средств государства, одобрение финансового законодательства), принятие бюджета страны на каждый финансовый год, принятие решений о внутренних и внешних ссудах, возникновения разных внебюджетных фондов и т.д.;
  • делегированное законодательство – рассматривается определенный порядок создания актов уполномоченного законодательства. Такие акты принимаются в осуществления закона и делегируют правительство или отдельных министров издавать схожие акты (Великобритания, Австралия, Индия и др.).

Контроль над деятельностью

Контроль над деятельностью (как правило осуществляется, субъектом исполнительной власти, однако контролировать можно и главу государства, и вооруженные силы, и судебную власть и т.д.). В других странах имеются три модели контроля:

  • первая модель осуществляется в странах с парламентарной формой власти, проверка предполагает институт ответственности правительства перед палатой (недоверие к правительству повлечет коллегиальный уход министров или уход парламента с выбранной датой новых выборов);
  • вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где основной формой контроля является расследовательская деятельность комитетов парламента и возможность вынесения импичмента;
  • третья модель попадается в странах со смешанной формой власти, в которых действуют институты ответственности правительства перед палатами и роспуска палат, а также допустимость организации парламентских слушаний и разбирательств.

Основные методы осуществления контроля:

  • установления вопроса о доверии;
  • интерпелляция (обращаться к правительству касательно мотивов его деятельности, по вопросам дальнейших действий, касающихся определенных точек зрения государственной политики. Государство может отказаться ответить на вопрос, но с обязательным разъяснением (основанием) отказа – употребляется широко в Италии, Японии, Финляндии, Японии);
  • устные и рукописные вопросы (чаще всего в Великобритании – ответы министров на устные вопросы депутатов звучат каждый день, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах);
  • резолюция порицания (отличается от недоверия тем, что предлагается предложением Палаты – Францией);
  • расследование деятельности комитетов и комиссий проводится, если имеется общественный интерес.

Также в полномочия парламента входят:

  • власть над ратификацией и денонсацией международных договоров (ратификация – высший орган власти утверждает международный договор, после этого договор овладевает юридической силой; денонсация – государственный отказ от заключения международного договора);
  • назначение голосования (эта власть носит особенный, либо многовариантный характер).

Создание органов власти

Формирование высших государственных учреждений, распределение должностных лиц или участие в этих процессах происходит посредством:

  • избрание или назначение по своему усмотрению (чешский парламент избирает президента республики на совместном заседании обеих палат);
  • выборы или назначение по предложению других гленов или должностных лиц (словацкий Нацсовет избирает судей по предложению правительства);
  • комплектование органа целиком без определения его руководителей (австрийский Национальный Совет избирает Коллегию Народной Правозащиты);
  • формирование органа целиком с назначением его руководителей (сербская Народная скупщина избирает и смещает председателя, заместителей председателя и министров правительства);
  • избрание или назначение только руководителя или также его заместителей (Верховное народное собрание КНДР избирает и назначает председателя Центрального суда, а остальная часть его состава избирается и отзывается Постоянным советом Верховного национального совета);
  • образование части органа (в Румынии из девяти судей Конституционного суда трое определяются Палатой депутатов и еще трое – Сенатом);
  • участие палаты и парламента в составе более широких коллегий, формирующих орган (германский бундестаг входит в состав Федерального собрания, которое избирает президента);
  • предоставление временного или последующего согласия Парламента или Палаты на формирование органа или назначение должностных лиц (председатель правительства Испании назначается королем только в том случае, если он получает доверие абсолютного большинства членов Конгресса депутатов).

США,Франция, Куба, Китай и Венгрия эти страны могут объявить войну и заключить, потому что у них есть сила и защита.

Квазисудебные права

Квазисудебные права (судебные действия исполнительного или административного должностного лица):

  • импичмент – парламентский судебный процесс (целью которого, является отстранить от должности виновных лиц совершивших правонарушение главы государства, должностных лиц исполнительной власти, судьи), впервые воспользовались в Англии в XII в.;
  • право о возбуждении обвинения перед судебными органами против высших должностных лиц;
  • объявление о помиловании.

Помимо перечисленного, парламент обладает правами на объявление войны и чрезвычайного положение, на обжалование действий администрации, осуществление контроля над использованием вооруженных сил.

Главные функции парламента как органа государственной власти Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Адучиева Баина Баторовна

Текст научной работы на тему «Главные функции парламента как органа государственной власти»

Адучиева Баина Баторовна

соискатель РАНХ и ГС при Президенте РФ

Главные функции парламента как органа государственной власти

Термин «функции» чаще всего применяют к государству, понимая их как основные направ -ления внутренней и внешней деятельности. Однако о функциях можно говорить и применительно к парламенту как органу государства. Главное направление (функция) деятельности парламента — законотворчество. Через законодательство парламент воздействует на все сферы жизни общества, государства [1, с.20].

Главными функциями, отличающими парламент от других органов власти и определяющими его место в структуре власти (присущими абсолютному большинству парламентов стран мира) являются: 1) представительная; 2) законодательная; 3) финансово-бюджетная; 4) контрольная; 5) учредительная. Интегрирующей является властная функция парламента. Функции характеризуют сущность парламента как органа власти и парламентаризм как принцип организации всей системы власти в государствах.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 94) Федеральное Собрание является представитель-ным и законодательным органом государственной власти. Таким образом, палаты Федерального Собрания РФ осуществляют законодательную и представительную функции. При этом Государственная Дума выражает представительство населения, отсюда ее неофициальная характеристика — народная палата. Совет Федерации, в свою очередь, обеспечивает представительство субъектов Федерации [2, с. 120]. Так, необходимо выделить развернутую систему аргументов, доказывающих доминирующее положение представительной функции: 1) она является преимущественной или фундаментальной по отношению к законотворчеству. Это обусловлено тем, что представительная роль парламента осуществляется как через законодательную сферу, так и посредством иных сторон деятельности парламента. Представительские полномочия заставляют рассматривать активность Федерального Собрания в области законотворчества как способ реализации коллективного права народа на власть (ст. 3 КРФ) [3, с. 176]; 2) без учета представительной функции трудно найти объяснение утяжеленной, многоэтапной модели законодательного процесса, цель которой заключается в реализации следующих задач: выявление основных социальных позиций по обсуждаемым законопроектам и объективно существующих в обществе противоречий; «притирка» несовпадающих воззрений, идеологических установок; выбрасывание «социального пара» в парламентских стенах, что снимает социальное напряжение в обществе; легитимизация государственного аппарата; 3) представительство как центральная функция должна быть обеспечена в повседневной парламентской деятельности. Акты Федерального Собрания призваны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства [4, с. 54-56].

Таким образом, вышеперечисленные функции определяют внешнюю и внутреннюю деятельность парламента в целом. Функции парламента содержат в себе самые основные направления его деятельности. В зависимости от тех функций, которые осуществляет пар -ламент, зависит существование парламента как представительного и законодательного органа государственной власти.

1. Петрушкин С.А. Роль парламента в развитии федеративных отношений в многонациональной России : Диссертация . кандидата юридических наук. М.: РАГС, 2004. С. 20.

2. Вихарев А.А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (вопро-сы конституционной теории и практики) // Аналитический вестник. 2002. № 23(179). 120 с.

3. Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Феде-рации. М.: Городец, 2001. 176 с.

4. Кокотов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Право-ведение. 2001. № 1. С. 54-56.

Основные функции парламента.

Законодательная власть.

Парламент — высший представительный, законодательный орган государства. Парламент под разными названиями существует почти во всех стра­нах мира. Парламент бывает однопалатным и двухпалатным.Нижняя палата ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней полити­ки. Она обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, нежели верхняя. Во многих государствах верхняя палата выступает свое­образным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции.

Читайте также  Может ли подняться температура от переутомления

Однопалатные парламенты и нижние палаты (двухпа­латных парламентов) всегда формируются путем выборов. В РБ избрание депутатов Палаты представителей (110 чел) осуществляется на основе всеобщего, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Верхние палаты образуются:1) по принципу наследования; 2) по принципу назначения главой государства; 3) по принципу избрания. В Беларуси верхняя палата (Совет Республики) формируется по принципу территориального представи­тельства (по 8 человек от каждой области и Минска и 8 че­ловек назначает президент).

Отметим, что заседания палат в полном составе прово­дятся весьма редко, поэтому для принятия правомочных решений определяется кворум (лат. присут­ствие достаточно). Например, белорусский парламент принимает законы при нали­чии не менее 2/3 депутатов.

Законотворческая работа требует от членов парламен­та высокого уровня образованности. Для большей эффективности и упорядоченности зако­нотворческой деятельности парламент структурирован. Основным элементом в каждой из палат являются ко­миссии, или комитеты, разрабатывающие основы зако­нопроектов. Важную роль в работе парламента играют фракции

Они объединяют в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Она участвует в формировании органов палаты (в частности, постоянных комиссий). С политическими фракциями спи­кер консультируется по вопросам деятельности палаты. Фракция имеет право на представительство в руково­дящих и вспомогательных органах парламента, участие ее представителей в дебатах, в определении повестки дня. Представитель фракции излагает позицию всей своей группы, что способствует сокращению времени прений.

Обсуждение законопроектов предполагает конфликтные ситуации. Внести упорядоченность политических сил призван председатель парламента. Обычно он изби­рается на весь срок полномочий палаты и, кроме функции председательствующего, следит за расходованием фи­нансовых средств палаты, за работой ее административно­го аппарата. В число руководителей представитель­ного органа входят спикер, председатели комиссий и ко­митетов, лидеры партийных фракций.

Члены обеих палат имеют парламентские привилегии: 1) иммунитет, т.е. парламентская неприкосновенность, оз­начающая, что депутат не может быть привлечен к ответ­ственности и вызван в суд в качестве свидетеля без принятия соответствующего решения парламентом; 2) индемнитет, т.е. депутат не несет ответственности за выступления в пар­ламенте и те меры, которые он поддерживал голосованием.

Основные функции парламента.

1) законотворческая(вы­деляют стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов группировок и партийных фракций, подписание законопроекта; в большинстве стран вначале законо­проект рассматривается нижней палатой, верхняя же палата его одобряет, изменяет либо отклоняет).

2) представительская(избранные в парламент депутаты дол­жны представлять и защищать интересы своих избирате­лей)

3) функция обратной связи (осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями) 4) формирование бюджета («право кошелька»,т.е. во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям статьи расходов бюд­жетных средств).

В деятельности парламента следует выделить и внеш­неполитические функции. К ним относятся:

1) утверждение военной доктрины и основных направ­лений внешнеполитической деятельности государства; 2) ратификация и денонсация международных догово­ров; 3) объявление войны, заключение мира и др.

Исполнительная власть.

Правительство (Совет или Кабинет Министров) представляет собой выс­ший государственный коллегиальный орган исполнитель­ной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В его состав входят главы министерств и центральных ведомств. Статус и роль правительства в полит. жизни оп­ределяются формой правления и политическим режимом. Правительство формируется на партийной основе, в парла­ментских республиках — парламентом из той партии, которая победила на выборах в парламент, в президентских – президентом из той партии, которая победила на выборах президента. В Беларуси правительство формируется Президентом не на партийной основе.

Полномочия правительства в юридических актах, как правило, не формулируются. Соответствую­щие министерства и ведомства руководят экономикой, культурой, образованием, здравоохранением, энергети­кой, обороной, иностранными делами и т.д. К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие: формирование государственного аппарата и руко­водство его деятельностью; исполнение законов; составление и исполнение бюджета; руководство отдельными отраслями хозяйства; участие в законодательной деятельности; принятие нормативных актов; ведение международных переговоров и заключение соглашений.

Деятельность правительства строится по принципу ие­рархии: председатель (премьер-министр), министр, начальник (председатель) департамента, управления, коми­тета, отдела и т.д.

Чиновников гос. аппарата очень часто на­зывают бюрократией. Осмысление проблемы бюрократии можно найти в трудах Сен-Симона, М. Вебера; занимались ею также К.Маркс, В.И.Ленин и др. Существование бюрок­ратии неизбежность в функциониро­вании политических институтов и нормальной жизнедея­тельности общества. Чрезвычайно важ­ным для государственного управления является улучше­ние качественного состава чиновничества: его профессио­нализм, нравственный уровень, компетентность. Во многих странах с целью улучшения отбора чинов­ников приняты законы о госу­дарственной службе (аналогичный действует в Беларуси с 1993г.). Такого рода документ определяет процедуру назначения и отбора чиновников на государ­ственные должности, оговаривает права и обязанности го­сударственных служащих.

Так, практически во всех странах назначение чиновни­ков является прерогативой главы государства или главы правительства. В реальной жизни эти полномочия переда­ются министрам, которые в свою очередь переадресуют их своим подчиненным. Вопрос о пригодности кандидатов на государственные должности часто решает конкурсная комиссия. В Беларуси ряд должностей замещается на основе открытого или закрытого конкурса.

В соответствии с занимаемой должностью чиновников подразделяют на классы и разряды. Независимо от количества разрядов можно выделить три основных слоя государственных служащих: чиновники низ­шего звена (выполняют техническую работу, их ряды пополняются в основном за счет трудящихся); среднее звено (рекрутируется, как прави­ло, из зажиточной части населения и выполняемая ими ра­бота требует высокого уровня образования и культуры); высшие чиновники (возглав­ляют различные службы министерств и осуществляют общее руководство текущей работой подчинен­ных ведомств).

Итак, бюрократия — это неизбежный способ организа­ции управления. Однако с ее возникновением появилась и проблема бюрократизма. Внешние признаки бюрократизма — канцелярщина, пре­небрежение к существу дела ради соблюдения формальнос­тей. Внутреннее же содержание состоит в чрезмерном разрас­тании и безответственности исполнительной власти, ее отчуждении от граждан и бесконтрольности, в деформированности сознания чиновничества.

Истоки этого явления следует искать в особом положе­нии административно-управленческого аппарата в системе органов власти. Отделение от общества превращает его в са­мостоятельную силу с собственными интересами и больши­ми возможностями для их удовлетворения. Большие возможности для злоупот­реблений открываются в периоды экономических и полити­ческих кризисов. Субъек­тивным фактором, способствующим бюрократизму, является невысокий уровень общей, политической и право­вой культуры граждан.

Судебная власть.

Судебная властьосуществляется всей системой судов в совокупности. Суд – орган, применяющий гос. санкции. Деятельность суда – правосудие. Функции:

1)наказанияза нарушение гос. предписаний

2)рассмотрение споров и конфликтов между государством и гражданином

3)разрешение конфликтов между гос. структурами.

Принципы судоустройства:

2)коллегиальность при рассмотрении дел

4)право на обжалование решений

Полномочия суда: общая и специальная юрисдикция.Общая – сфера уголовного и гражданского права, рассмотрение уголовных дел и гражданских споров. Специальная – административная и конституционная.

Кассация – суд второй инстанции рассматривает материалы дела и проверяет их. если есть недостатки – отменяется решение нижестоящего суда и отправляется на повторное рассмотрение.(СССР)

Апелляция – суд заново рассматривает дело с привлечением сторон и свидетелей. ( страны Запада)

Классификация общих судов:

1)англосаксонская модель –применение общего права; выработка процессуальных норм судом; апелляционная форма пересмотра дел; судья – нейтральны субъект.

2)континентальная модель –германская судебная система; высокоразвитая законодательная база; не признаёт судебного прецедента; как апелляция, так и кассация; активная роль судьи в процессе.

Специальные суды

1) административные – жалобы на решения гос. органов. участвуют истец (заявитель) и ответчик (представитель).

2) суды по трудовым спорам– споры между работниками и работодателями.

3) финансовые– оспариваются решения налоговой инспекции, претензии по неуплате налогов, претензии таможенных органов

4) по делам соц. обеспечения– проблемы и споры ,связанные с соц. обеспечением лиц.

5) патентные– споры между изобретателями и гос. органами, кот. должны регистрировать патенты.

6) военные– преступления, совершённые военнослужащими.

7) дисциплинарные– меры воздействия к гос. служащим, чиновникам, судьям.

8) таможенные суды– споры между лицами и таможней.

Негосударственные суды:

1) третейские суды – при торговых палатах; претензии коммерч. организаций к друг другу

2) религиозные – церковные суды; споры между прихожанами

3) мировые суды – судья даже не юрист, а уважаемый человек;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: