Какие бывают голоса

Вокал Для Начинающих.

Советы Начинающим Вокалистам или Как Поставить Голос.

пятница, 1 августа 2008 г.

Как определить свой тип голоса?

Сегодня поговорим об очень актуальной теме для начинающих вокалистов , а именно о том, как правильно определить свой тип голоса . Это очень важно, так как если вам (или вами) будет поставлен неверный диагноз, то голос можно загубить. Следует отметить, что здесь мы говорим о сформировавшихся типах голосов — для взрослых. Детские голоса это обширная отдельная тема.

Довольно частое заблуждение, что тип голоса определяется по тому, какие ноты вы «берёте». Это абсолютно неправильно. Педагог определяет тип голоса ученика по нескольким параметрам, таким как тембр, диапазон, переходные ноты и по некоторым другим признакам. Даже очень низкие от природы голоса способны «доставать» теноровые ноты, однако это отнюдь не означает, что они автоматически становятся тенорами. Желание петь высоко довольно часто перевешивает здравый смысл, и вокалисты — особенно молодые, начинают насиловать свой голосовой аппарат, пытаясь выдавливать из себя ноты, которые им петь не следует. Это зачастую вызвано желанием подражать кумиру или певцу, исполняющему песню в оригинале, а так же позёрством, желанием доказать всем, что «я могу так же». Оригинальный вокал всё равно в итоге будет звучат гораздо лучше и естественнее, чем выдавленное силком пение .

Рассмотрим несколько способов определения типа голоса . Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон .

Так как же правильно определить свой тип голоса ? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме «бас,баритон,тенор и тд», а по принципу «очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос». В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным — тесситурная выносливость . Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:

Тесситура: итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном — техническим возможностям данного инструмента.

Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса — вверху или внизу. Иными словами — как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним «верхушкам» или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура — это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.

Однако остаётся открытым вопрос — как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я — тенор, баритон ? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется. Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.

Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз «вы бас» или «вы баритон», так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни «заточены» под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория — простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр , манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!

Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы «не раскрыт». Мой совет — найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.

Какие типы голосов существуют вообще? В классической терминологии существует разделение на шесть основных типов голоса сверху вниз.

Женские голоса делятся на:

Сопрано — самый высокий женский голос
Меццо-сопрано — средний
Контральто — самый низкий женский голос

Тенор — самый высокий мужской голос
Баритон — средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.
Бас — низкий мужской голос

В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас , и так далее.

По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):

Тенор от До малой — до До второй октавы.
Баритон Ля большой октавы — Ля бемоль первой октавы
Бас — Фа большой — Фа первой октавы
Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы. Такие голоса очень востребованы в хорах:

Сопрано До первой — До третьей октавы.
Меццо-сопрано Ля малой — Ля второй октавы.

Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон .

При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или «мост» голоса — это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте. Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):

Тенор : ми-фа-фа диез-соль первой октавы
Баритон : ре — ми бемоль — ми первой октавы
Бас : ля — си бемоль — си малой — до — до диез первой октавы
Сопрано : ми — фа — фа диез первой октавы
Меццо-сопрано : до — ре — ре диез первой октавы

У непоставленных, нераскрытых голосов эти участки могут оказаться чуть ниже, чем у поставленных и опытный преподаватель это учитывает.

Примеры современной эстрады.

В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан «под голос» с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую «фишку». Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.

Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.

Высокие — George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее

Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.

Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса — анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.

Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.

Мои рекомендации:
• Пойте там где вам удобно и где ваш голос звучит лучше всего, таким образом вы не ошибётесь, а укрепив свой голос в этом диапазоне сможете рассчитывать и на его расширение.
• Ни в коем случае не начинайте свои певческие тренинги с подражания кумирам или известным певцам.
• Найдите себе педагога по вокалу хотя бы на одно два занятия, чтобы определить свой тип голоса.
• Если вам кажется, что педагог неправильно определил ваш тип голоса, то не расстраивайтесь. Скорее всего вы пытаетесь петь не в своём диапазоне и кому-то подражаете. В крайнем случае остаётся вариант пойти к другому педагогу и попросить независимой оценки. Если вы всё таки затрудняетесь определить свой тип голоса, или у вас нет возможности пойти к педагогу — обращайтесь ко мне. Присылайте свои записи, я попытаюсь помочь.
• Для тех, кто рвётся расширить диапазон вверх. Единственный безопасный и эффективный способ — разработать и укрепить «золотую середину» вашего голоса. Верхние ноты тогда пойдут «как по маслу». Кстати, это очень универсальный показатель: не идут верха — значит у вас страдает середина.

Оставляйте свои комментарии внизу — постараюсь ответить на все ваши вопросы.

Внимание, материалы размещённые на этом сайте не могут быть использованы без указания источника!

Характеристика голоса человека: его основные акустические свойства

Содержание:

  1. Основные составляющие голоса: сила, тембр, высота
  2. Второстепенные параметры: тон и темп речи, подвижность, полётность, благозвучие
  3. Характеристики произносимой речи

Голос представляет собой набор звуков, которые образуются в гортани человека под давлением воздуха. Основные характеристики голоса человека влияют на психологию общения. Огромная роль отводится акустической системе языка, к которой относятся главные голосовые качества (сила и громкость, тембр, высота), темп речи, интонации, а также логические и фразовые ударения в словах. Хорошо поставленный голос можно охарактеризовать такими свойствами как тональность, благозвучность, подвижность и полетность.

Основные составляющие голоса

1. Сила

Это громкость произносимых предложений, которая зависит от того, насколько активно работают речевые органы человека. Сила голоса – его мощность, которая определяется интенсивностью амплитуды колебаний голосовых связок человека. Измеряется она в децибелах. Чем больше амплитуда, тем соответственно, сильнее речевое звучание.

Различают три вида голосоподачи:

Возникает тогда, когда у человека момент смыкания голосовых складок совпадает с началом выдоха.

Сначала происходит смыкание складок, затем – осуществление выдоха, который приводит их в колебания.

3) придыхательная атака

Голосовые связки начинают смыкаться и колеблются, после легкого выдоха человека. Голос звучит после шума.

Голоса бывают различными по своим свойствам влияния на людей. Поэтому различают обычные, неказистые на слух – они не завораживают слушателей. Но есть и приятные, запоминающиеся надолго. С помощью голоса мы можем выражать различные чувства и эмоции. Громкость в некоторых ситуациях может быть очень тихой. Например, в учреждениях культуры, от библиотеки до театра или дома, когда кто-то отдыхает, либо спит или болеет. Так и хлестко звучащей: при публичном выступлении перед многочисленной аудиторией, когда человеку нужна помощь или он заблудился.

Читайте также  Какая валюта в Абхазии

В повседневной жизни следует говорить с нормальной громкостью голоса, чтобы люди вас хорошо слышали. Спокойный, солидный голос способствует снятию напряжение и располагает слушателя. А излишне «напряженную», громкую и ускоренную речь человек может воспринимать как признак враждебности, агрессивности. Плохое впечатление оставляет о себе человеке, явно декламирующий в ходе разговора заученные ранее фразы. К таким «ораторам» публика относится с недоверием и подозрением. Обычно если говорящий обладает тихим голосом – можно сказать о его робости и неуверенности в себе.

Говорите не громко и не тихо, чтобы вас могли услышать

2. Тембр

Представляет собой неповторимую своеобразную окраску голоса. Она зависит от строения аппарат речи, а именно от характера обертонов, которые образуются в верхних (носовая полость и ротовая) и нижних резонаторах (бронхи, трахея). Мы не можем произвольно управлять нижними регистрами. Однако развитие верхнего представляется нам возможным.

Один остроумный английский писатель сказал, что существует один единственный способ написать слова «да» и один «нет». Но существует более пяти сотен разных способов произнести слово «нет» и столько же – «да». Действительно, с помощью тембра и интонации можно слово «нет» произнести с положительным оттенком, а слову «да» выдать негативное значение. Вспомните известную фразу, с которой многие актеры начинали свою театральную карьеру: «Я требую продолжения банкета!». А теперь введите ее звучанию различные окраски. Если у вас их получилось больше двенадцати, то можно сказать о том, что вы неплохо владеете своей звуковой системой.

Занятие вокалом может научить вас задействовать нужные регистры

3. Высота

Под ней подразумевается диапазон вашего голоса. Обычный включает одну с половиной октаву, но чаще всего в обычной жизни человек использует всего лишь 3-4 ноты. Расширив диапазон, вы будете замечать, как ваша речь становиться выразительнее.

Певческие голоса зачастую классифицируются по его диапазону и полу человека

Второстепенные параметры

4. Речевой тон

Является окраской вашего голоса, с которым произносятся предложения. Это в свою очередь помогает людям передать свои мысли, чувства наилучшим образом. Тон речи может даже изменить содержание сказанного, тем самым придав другой, противоположный смысл. Его можно варьировать увеличением или ослаблением силы голоса, убыстрением или замедлением речевого темпа, а также использованием пауз. Например, попробуйте сейчас произнести такие слова как «да», «нет» с различным тоном выражая определенные чувства. Пусть это будут радость, печаль, сомнение, гнев. Мы вне сомнения в том, что вы почувствуете разницу.

Не маловажную роль играют различные речевые вкрапления: паузы, смех, покашливание, рыдание и остальные.

Не забывайте делать паузы во время произнесения речи

5. Темп речи

Если говорить о речевом темпе, то он может быть как быстрым, так и медленным, ускоренным и неспешным. От него может зависеть, как вас будут слушать окружающие люди. Как говорил о темпе речи небезызвестный создатель актерской системы Станиславский: «Нелепые слова сыплются, как бобы из решета. А яркое слово возвращается медленно, будто бы сфера, наполненная ртутью».

Ученые из университета Калифорнии обнаружили, что когда человек говорит быстро, то ощущение правдивости сказанных им слов возрастает. Жители южного городка Лос-Анджелеса оценивали аудиозаписи тех, кто говорил быстро (примерно 180 слов в минуту), как более эрудированных и интеллигентных людей, чем те, которые говорили медленно. Кроме того, они считали наиболее убедительными сообщения, произнесенные человеком быстро.

Как выяснилось, именно темп речи является значимым фактором. Когда рекламу ускоряли на 30%, смотрящие понимали ее по-прежнему хорошо и оценивали говорящего как более искреннего, образованного человека. Сообщение же люди посчитали увлекательным. По факту нормальная скорость произносимой речи в 130-150 слов в минуту может быть почти удвоена, прежде чем у слушающего снизиться ее понимание. Такой известный как необычайно эффективный оратор, Джон Фицджеральд Кеннеди, иногда в своих выступлениях ускорялся до 300-310 слов в минуту. Для американцев типичным является быстрая речь, поскольку не дает слушателям сделать обоснованных выводов. Также она отвергает любые нежелательные мысли.

Некоторые люди произносят слова настолько медленно, что их приходится «тянуть за язык». Другие же «строчат как из пулемета», о которых можно сказать «за твоим языком и не поспеть мне босиком». Важно уметь найти ту золотую середину – когда речь не очень быстрая, но и не слишком медленная, чтобы люди вас поняли. Но следует иметь в виду, что в некоторых случаях лучше говорить быстро (когда вы или ваш собеседник спешит по делам) или не торопясь (когда вы только что познакомились с человеком).

Речевой темп не является непосредственной характеристикой самого голоса человека. Но умение при необходимости разнообразить свою речь, можно отнести к навыкам «Техники речи».

Найдите свою «золотую середину» в темпе речи

6. Подвижность

Под ней подразумевается способность говорящего свободно и естественно менять силу, высоту и темп в речи. Эти изменения оратор производит по своей воле. Поскольку опытный выступающий всегда преследует какую-то цель, изменяя перечисленные параметры.

Текумсе — лидер народа шауни

7. Полетность

Владея такой способностью, выступающего хорошо услышат люди на значительном расстоянии. При этом ему не придется увеличивать громкость своего голоса.

8. Благозвучие

Под благозвучием понимается чистота звучания голоса, отсутствие дефектов речи. К последним относится гнусавость, шепелявость, сиплость и так далее. Прежде всего, благозвучие включает понятие «звонкости» — когда голос человека звучит звонко, резонируя в передней части ротовой полости. Но если звук рождается у мягкого нёба, то он получится глухим, тусклым. Звонкость голоса также зависит от направленности и собранности звука (то есть его концентрации у передних зубов), а также от активности губ.

Помимо того, благозвучность отражает свободу звучания голоса. Ее можно достигнуть, включая в работу все речевые органы, без мышечных напряжений. Прийти к этому можно только путем упорных и длительных тренировок.

Следует отличать благозвучие голоса от речи. Второе – это когда, в речи отсутствуют режущие слух звуки или их сочетание. Благозвучие речи предполагает совершенное звукосочетание, которое будет удобным для произношения и приятным для человеческого слуха.

1) То есть, не стоит использовать дурно звучащие слова (какафонию), повторяя без надобности словосочетания с шипящими и свистящими звуками: «в нашей группе много учащихся, скрупулезно готовящихся к приближающимся госэкзаменам, но есть еще и бездельники».

2) Не рекомендуется нанизывать слова с несколькими согласными подряд: «конкурс взрослых строителей».

3) А также не нужно строить фразы, где получается зияние гласных: «Противоречия Марии и Иисуса».

4) Избегайте слова-паразиты. Они сильно искажают нашу речь: «Типа, короче, это самое»

Однако перечисленные проблемы благозвучности к технике речи не относятся.

Прийти к расслаблению органов артикуляции и свободно говорить можно путем тренировок

Характеристики произносимой речи

1. Биофизические особенности

Они позволяют нам определить пол, возраст, тип личности, как человек себя чувствует. Некоторые специалисты, прослушивая записанный разговор, могут определить возраст говорящего с точность до двух лет. Кроме того, такая система предоставляет нам возможность оценить состояние здоровья людей. При этом выделяют не только временное расстройство, к примеру, сипоту – простуду, но также диагностируют болезни длительные, хронические.

2. Эстетико-эмоциональные особенности

Такие показатели показывают, как человек относиться к теме выступления или к предмету разговора. Люди всегда безошибочно дают понять своему собеседнику, приятно ли с ним общаться или же нет.

3. Индивидуальные особенности

Не секрет, что люди отличаются друг от друга. Благодаря личностным характеристикам можно без особых усилий опознать голос знакомого человека по телефону. Несмотря на то, что он не представился вам. Сатирики-пародисты опираются как раз таки на эти признаки, когда копируют язык.

4. Социально-профессиональные особенности

Эта система показателей тесно связана с профессией человека и его социальным статусом в обществе. Неспроста мы замечаем: «Ты всех поучаешь, как наставник» или «Он говорит, как начальник». Голос может подсказать, как человек относится к своей персоне. Так, если он преисполнен чувством собственной значимости и важности за свое дело – речь у него будет размеренной, ритмичной и с логически правильными, законченными фразами.

5. Национально-общественные особенности

Их можно различить по акценту народов разных стран мира: корейцев, эстонцев, англичан и других. Даже не зная язык говорящего человека, мы всегда сможет отличить, например, француза от армянина. Эта характеристика формируется еще в детстве, и она является произвольной. Акцент мало-мальски будет заметен, даже если человек в совершенстве владеет родным языком. Также можно добавить различия в речи жителей города и деревень.

Шарль Азнавур — французский певец и актер армянского происхождения

Голос и голосообразование

Основными носителями информации для человека являются сигналы, которые формируются органами чувств, доставляются в мозг и там обрабатываются. В первую очередь, это акустические речевые сигналы голоса. В этой статье мы подробно рассмотрим механизмы звуковой речи, голоса и голосообразования, а также выясним, почему попугаи могут говорить почти так же, как и человек.

Втечение многих миллионов лет эволюции звуки, издаваемые человеком, превратились в членораздельную речь. Это существенно отличает нас от других живых существ на планете. Результатом осмысленного использования звуков речи становятся слова и предложения, которые делают возможным обмен информацией между людьми посредством языка. Сегодня люди изъясняются на 7111 различных языках, в то время как ни одному животному это не подвластно. Кора больших полушарий головного мозга человека содержит множество зон, которые отвечают за речевую функцию.

Речевой аппарат и речь

Речевой аппарат человека состоит из гортани, языка, губ, а также полостей рта, носа и глотки. Во время говорения воздух движется и вибрирует благодаря направленному взаимодействию мышц, участвующих в этом процессе. Если бы у нас не было гортани, мы могли бы говорить только шёпотом. Если вы положите ваш палец на гортань во время говорения, почувствуете вибрацию, которая не ощущается, когда мы говорим шёпотом. Эта вибрация создаётся благодаря голосовым связкам или складкам, как их ещё иногда называют. Голосовые связки находятся в средней части гортани. При проникновении вдыхаемого воздуха они работают, как органная труба с пружинными язычками.

Голосовые связки — парный орган, они натянуты поперёк трахеи (дыхательного горла) и вместе с тем закрывают её. (Рисунок 1) Таким образом, находящаяся между ними голосовая щель оказывается плотно закрытой.

Рисунок 1: Степень открытия голосовой щели, в зависимости от осуществляемых действий.

При воспроизведении гласных звуков положение языка его форма создают состояние резонанса формантов.

В процессе говорения голосовая щель открывается под давлением воздуха, поступающего из лёгких. Когда голосовая щель открывается, происходит падение давления воздуха, и таким образом щель закрывается (закон Бернулли). И снова под голосовыми складками создаётся воздушное давление. Этот процесс беспрерывно повторяется во время говорения. Голосовые связки испытывают при этом механические колебания.

Существует огромное количество резонансных частот с основным первоначальным тоном и обертонами. Благодаря голосовым мышцам изменяется сила натяжения и толщина голосовых складок. Как следствие — изменение основных резонансных частот. Когда голосовые связки напряжены, воспроизводятся высокие звуки; при расслабленных, напротив, образуются низкие звуки. При воспроизведении низких звуков голосовые складки колеблются медленно, высокие звуки вызывают быстрые колебания.

Читайте также  Какова скорость звука в воздухе

Мужская гортань значительно больше, и голосовые связки примерно в два раза длиннее, чем у женщин. Поэтому мужской голос звучит где-то на одну октаву ниже. Осиплость голоса, вирусные инфекции, а также курение могут навредить голосовым связкам. Голос простывшего человека похож на низкое карканье. Взрослые курящие мужчины часто говорят низким невнятым голосом, похожим по звуку на хрип.

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Звонкие и глухие звуки

Над голосовыми связками находится надставная труба (над гортанью надгортанная). Надставная труба состоит из глоточной полости и полостей рта и носа. Если не брать во внимание полости носа, то надставная труба будет похожа на открытую с одной стороны трубу.

В этой надставной трубе формируется из хриплого, резонансного шума, который проходит через голосовую щель, звуковая окраска гласных звуков. Активное изменение положения языка и губ меняет форму резонансной полости, а также длину надставной трубы. Таким образом, во время говорения появляются типичные резонансные частоты тракта, или форманты. Частоты и амплитуды этих формантов являются определяющими показателями при произнесении гласных звуков. Понаблюдайте ­когда-­нибудь внимательно за движениями губ ведущего новостей. Вы помёте, опираясь на положение рта, как функционирует считывание с губ. При произнесении [а] рот слегка приоткрыт, [о] и [у] произносятся с вытянутыми губами. Согласные формируются благодаря определённому положению губ. В фонетике различают звонкие и глухие звуки. (Рисунок 2)

Рисунок 2: В голосовых связках формируется первоначальный сигнал, который преобразуется благодаря резонансам в надставной трубе, так что в конце концов превращается в языковой сигнал.

Глухие звуки возникают при широко раскрытой голосовой щели, так что воздух беспрепятственно может проникнуть до конца голосового тракта.

Разницу между звонкими и глухими звуками можно наглядно увидеть, проведя два опыта: держите свою руку во время говорения на гортани. Если вы почувствуете вибрацию, то звук звонкий; если вибрации нет, то звук считается глухим. Второй опыт заключается в том, чтобы закрыть уши и надавливать на козелок с двух сторон и при этом медленно говорить: «Один, два, три, четыре, пять…». Во время акустической изолированности при закрытом слуховом проходе вы заметите разницу между глухими и звонкими звуками: мягкие шумы и дребезжащие вибрации.

Глухие звуки — шипящие (свистящие) или фрикативные согласные и смычные. Во время шёпота голосовые связки задействованы только косвенно. Поток воздуха, выпускаемый во время шёпота, слабый, и он образует в слегка приоткрытой, находящейся в спокойном состоянии голосовой щели небольшие вибрации. Эти вибрации акустически воспринимаются как тихий шум, полностью лишённый звукового оформления. Силовое и звуковое резонансное усиление голосовых связок в этом случае отсутствует. В надставной трубе точно так же, как при звуковом голосообразовании, формируются те же самые резонансы, только они намного тише.

Спектрограмма

Спектрограмма (сонограмма) или визуализированная речь — трёхмерное, наглядное изображение звуков в двумерном графике. Последовательность сигналов представлена временным показателем (осью абсцисс и ординат) и частотой (осью абсцисс или продольной осью). Интенсивность звука представлена в виде относительного потемнения или масштабирования интенсивности цвета (третье измерение) временного и частотного изображений.

Чтению и интерпретации спектрограммы нужно учиться, поскольку при определённых обстоятельствах появляется переизбыток информации. Таким образом можно распознать процессы установления и затухания колебаний, помехи и уж тем более патологические изменения в работе речевого аппарата (рисунок 3). Сонограмма даёт представление о звуковом исследовании, поле исследования размечено осями абсцисс и ординат. Уровни отражения звука измеряются с помощью акустического зонда, сопряжены с определённым местом в поле исследования, и эти участки в зависимости от интенсивности окрашены в чёрный цвет.

Рисунок 3: Спектрограмма (сонограмма) с положением формантов гласных i, u, a.

Говорливый попугай

После этого научного экскурса в звуковую систему языка и её анализа я хотела бы рассказать вам еще одну историю. Мой хороший друг очень гордился тем, что был владельцем попугая. Птицу из африканских серых попугаев (попугай жако) звали Вальтер и ей было уже больше 30 лет. Вальтер был умный малый. Он мог повторять не только своё собственное имя и имя моего друга, но и ещё достаточно бойко воспроизводил полностью адреса людей. К тому же он мог произносить небольшие предложения, например: «Ты мне нравишься» или «Ты — трус». Наклонив набок голову, смотря своим пленительным взглядом снизу-­вверх, он презентовал избранным посетителям свой репертуар.

Своим очень громким и чётким голосом он умел свистеть, так что начинали болеть уши. Он воспроизводил всевозможные звуки, например, пылесоса или бритвенной машинки. Человек и животное способны стать близкими друзьями, и, конечно, Вальтеру это удалось сделать. Он был очень ласковый и прижимался к щеке моего друга, когда они «болтали». Но при этом он был пугливый и создавал адский шум, когда был взволнован. Вальтер жил в очень красивом большом вольере с игрушечным хламом разного рода, иногда вылетал оттуда и качался на люстре.

Однажды в непогожий весенний день Вальтер сидел на люстре, и вдруг от сильного порыва ветра распахнулось неплотно закрытая дверь террасы. Вальтер, конечно, запаниковал: он кричал и хрипел, а потом вылетел через открытую дверь террасы. Мой друг, конечно услышал шум, но, к сожалению, пришёл в комнату слишком поздно. Вальтера уже и след простыл…

Попугаи умеют имитировать звуки речи. В дикой природе птицы узнают друг друга по характерным звукам, присущим их виду. Многие птицы умеют не только свистеть и прекрасно петь, но и удивительно достоверно имитировать всевозможные шумы.

Как это возможно?

И у птиц есть гортань, только без голосовых связок и надгортанника. Птицы издают звуки так называемой нижней гортанью (сиринксом), расположенной глубоко в грудной клетке, около того места, где перед входом в лёгкие разделяется дыхательное горло. Здесь находятся колебательные мембраны, которые так же, как голосовые связки, могут менять своё напряжение благодаря мышцам. Поскольку органы голосового аппарата у птиц находятся в двух ветвях дыхательного горла, некоторые певчие птицы могут петь на два голоса. Послушайте, ­как-нибудь тихим летним вечером, как поёт соловей — вы получите огромное акустическое наслаждение! (Рисунки 4 и 5).

Рисунок 4: Гортань птиц (сиринкс) содержит две голосовых щели. Поэтому некоторые певчие птицы могут петь на два голоса.

Рисунок 5: Серый попугай Вальтер мог превосходно «произносить» не только своё имя.

Попугаи, к примеру, имеют толстый клюв и толстый язык, благодаря этому (меняя положение языка), они могут, как и человек, артикулировать большое количество звуков. Эта особенность помогла Вальтеру. Его нашёл очень милый человек и принёс в полицейский участок. Вальтер сообщил там имя своего хозяина и его адрес. Радость от встречи с хозяином Вальтер выразил очень громко — имитируя звуки сирены.

Подведение итогов

  • Люди и многие животные могут образовывать звуки речи.
  • Развитие звуковой речи возможно только у человека благодаря его умственным способностям.
  • Речевой аппарат человека состоит из гортани, языка, губ, а также сюда относятся полости рта, носа и глотки.
  • Звонкие звуки (гласные, умлауты, назальные звуки, плавные согласные, щелевые сонорные и шумные согласные) изначально возникают из колебаний голосовых связок, а потом в надставной трубе оформляется звук (форманты звука).
  • Глухие звуки (согласные, шипящие и фрикативные согласные, а также смычные) возникают без участия голосовых связок.
  • Спектрограмма (сонограмма, визуализированная речь) — это графическое изображение сигналов, зависящих от частоты колебаний, протекания процесса во времени и интенсивности.

Улла Вогдт
Материал взят из журнала Hörakustik, №1 2019 г.

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Король говорит: исследование показало, какой голос нужен для успешной карьеры

Нет никаких сомнений, что при помощи воображения люди способны дорисовать к голосу незнакомца настроение, внешность и даже характер. Ряд эмпирических исследований, проведенных в США Кейси Клофстад, профессором Университета Майами, говорит о том, что голос влияет на то, как люди относятся друг к другу. Кроме того, Клофстад вместе с другими учеными доказал, что наше восприятие привлекательности, физической силы или социального статуса во многом определяется высотой голоса. Специалисты научно-исследовательской лаборатории Business Speech Science Research решили провести свой эксперимент, чтобы посмотреть, как люди оценят человека, если в распоряжении у них только голос и больше ничего. В исследовании приняло участие 300 респондентов: 57,8% женщин и 42,2% мужчин в возрасте от 17 до 52 лет. 73,5% из них работают в коммерческой сфере, остальные 26,5% — в государственной.

4 «этажа голоса»

В основу исследования легла авторская классификация Анны Караваевой, тренера компании Business Speech, которая описывает 4 «этажа голоса» — босс, агитатор, философ и вдохновитель — каждый этаж отличается в первую очередь по высоте и частоте, а также несет свою смысловую нагрузку.

Самый низкий этаж голоса — «босс» (в среднем 175 Гц у женщин и 79 Гц у мужчин). Для него свойственна задача убеждать, что-то доказывать. Он же может быть запугивающим. Музыкальный аналог этого этажа — бас. В то же время такие низкие голоса расслабляют, успокаивают и даже соблазняют.

Агитатор

Более высокий голос — «агитатор» (в среднем 267 Гц у женщин и 256 Гц у мужчин). Его задача — привлечь внимание, спровоцировать или обвинить. Как голос спортивного тренера или учительницы, он резкий и пронзительный, способный пробудить ото сна любого студента на галерке.

Философ

«Философ» (в среднем 259 Гц у женщин и 165 Гц у мужчин) — это голос душевный, грустный, даже жалобный. Такой голос может быть у психотерапевта или фасилитатора. С одной стороны, таким голосом приглашают слушателя к размышлению, вызывают на откровенный разговор. С другой стороны, говорящему этим голосом трудно отказать в какой-нибудь просьбе.

Вдохновитель

«Вдохновитель» (в среднем 222 Гц у женщин и 249 Гц у мужчин) — позитивный энтузиаст, отлично выполняет задачу похвалить, обрадовать, зажечь толпу. В отличие от агитатора он добрый и радостный, любит рисовать радужные картины светлого будущего.

Мужчины-боссы больше располагают к себе, чем женщины

Женщина-босс (аудиодорожка) оказалась, по мнению участников, доминирующей, нерасполагающей и жестокой. Это вызвало раздражение (15%) и недоверие (13,3%), но больше всего равнодушие (35%). Большинство (58,3%) согласны с названием этого типа и действительно считают, что такая женщина имеет высокий социальный статус, скорее всего, она начальник. Самое интересное, что участники давали очень детальное описание внешности и характера. Говорящая голосом «босса», по мнению большинства, — это женщина средних лет в строгом костюме, консервативна и недружелюбна. Из известных персон к этому типу большинство респондентов отнесли Ангелу Меркель и Марию Захарову.

Читайте также  Какая королевская династия самая древняя

А вот мужчина-босс (аудиодорожка) вызвал несколько другие чувства у участников эксперимента. Он показался доминирующим (28,4%), но располагающим (35,8%) и спокойным (13,4%). У подавляющего большинства (74,6%) он вызвал доверие. Поэтому и внешность его показалась довольно приятной: это человек среднего возраста, уверенный в себе, спокойный, статусный, привлекательный. В качестве примера известных мужчин этого типа чаще всего называли Владимира Путина и Сергея Лаврова.

Это интересный результат, поскольку он противоречит тем, которые были получены в аналогичном исследовании в Канаде. Джиллиан О’Коннор, профессор Университета Конкордии в Монреале, пишет в своей работе 2017 года, что более высокие мужские голоса вызывают большее доверие и в общем, и в отдельных случаях, например в контексте романтических отношений.

«Серая мышь», или Как характеризуют философов

Женский голос категории «философ» (аудиодорожка) представился тревожным (30%) и зависимым (26,7%) и вызвал недоверие и беспокойство. В описательной части ей создали портрет неуверенного в себе подчиненного: она скромный сотрудник, читающий с листа и зависимый от окружающих людей, девушка худощавого телосложения, одетая как «серая мышь».

Мужчина-философ (аудиодорожка) спровоцировал другие ассоциации: он представился чувствительным и спокойным. У респондентов вызвал практически в равных долях чувство спокойствия (26,9%), недоверия (20,9%) и равнодушия (17,9%). Большей части слушающих он предстал в роли актера, писателя или подчиненного. Респонденты описали его как взрослого, уверенного в себе мужчину, но с лукавой улыбкой и хитрым взглядом.

Вдохновителей любят, но не доверяют

Женщина-вдохновитель (аудиодорожка) большинству показалась оптимистичной, также многие отметили ее чувствительность и миролюбивость. Описывая ее портрет, респонденты выделяли такие черты, как активность, улыбчивость, молодой возраст, достаточно худое телосложение. Парадоксально, но такая, казалось бы, приятная женщина вызвала у слушателей недоверие (18,3%), и скептицизм (18,3%).

Мужской голос этого типа (аудиодорожка) большинством также был воспринят как оптимистичный (52,2%) и вдохновляющий (22,4%). Возраст ближе к сорока годам, харизматичный и эмоциональный мужчина, приятно выглядит и располагает к себе. Но несмотря на этот привлекательный портрет, вдохновитель вызвал сложные эмоции у респондентов: вместе с положительными доверием (32,8%) и спокойствием (19,4%) этот голос вызвал у слушающих скептицизм (24,2%) и раздражение (37,9%). Кстати, идеальным примером мужчины-вдохновителя посчитали Сергея Безрукова.

Верной дорогой идете

Женщину-агитатора (аудиодорожка) испытуемые оценили как агрессивную, тревожную и доминирующую. Что, как следствие, вызвало у них раздражение (45%), беспокойство (23,3%) и недоверие (15%). Ее описали как взрослую женщину, имеющую властный характер, крупного телосложения и одетую в строгий костюм. Подавляющее большинство в качестве примера привели Ксению Собчак.

Мужской голос (аудиодорожка) также стал доминирующим и не располагающим. И вызвал эмоции недоверия, раздражения и скептицизма. Это человек среднего возраста, сильный, властный, консерватор. Владимир Ильич Ленин — самый часто встречающийся пример мужчин-агитаторов.

Высокий голос раздражает людей

Самый важный вывод по результатам исследования — это то, что голос непосредственно влияет на доверие со стороны аудитории. Женские и мужские голоса в низких частотах вызывают больше доверия, а высокие зачастую раздражают, вызывают скептицизм и внутреннее беспокойство.

Однако голос не только формирует отношение к говорящему. Используя голос в качестве источника информации, слушатель узнает о его социальном статусе. Люди склонны субъективно оценивать положение и экспертность оратора. Так, голоса «босс» и «вдохновитель», по мнению респондентов, присваивали людям более высокого статуса — руководителям, политикам, тем, кто наделен властью.

Самое удивительное, что субъективная оценка человека не ограничивается ярлыками «хороший» или «плохой», «доверяю» — «не доверяю». Воображение автоматически рисует очень конкретные детали. Это видно по тому, как детализированно участники эксперимента описывали одежду, прическу, аксессуары, даже некоторые поведенческие особенности говорящих. Например, женщина-босс, по их мнению, одета строго и элегантно, волосы убраны назад, а вот женщина-вдохновитель скорее предпочитает стиль casual, яркий макияж и распущенные волосы. Мужчина-философ скорее лохматый, рассеянный, с пятном от кетчупа на рукаве, а мужчина-агитатор одет аккуратно и со вкусом.

Параллельно с высоким статусом голосам «босса» и «вдохновителя» приписывают деловой стиль в одежде, ношение дорогих, «статусных» аксессуаров, уверенное поведение, спокойные жесты, сильные позы.

Кроме того, портрет человека активно менялся в зависимости от параметров голоса и среди женщин, и среди мужчин. Люди составляют совершенно разное представление о человеке в зависимости от того, как он использует свой голос.

Важность голоса в бизнесе

Понимание, какие ассоциации вызывает голос, имеет значительное практическое применение в бизнес контексте – при подборе персонала или подготовке к публичным выступлениям, выборе сотрудника для презентаций. В целом важно понимать, что голос — это такой же инструмент создания образа, как одежда и аксессуары. И если правильное использование и того, и другого идет на пользу, то невнимательность и ошибки могут повлечь неприятные последствия — в лучшем случае слон в балетной пачке вызовет когнитивный диссонанс.

Конечно, есть примеры, когда голос становился счастливым билетом для успешной карьеры. Например, история о Елене Строгановой, которая в 60-х годах вернувшись в Париж, работала в ювелирном магазине «Жансен». Там ее однажды увидел Ив Сен-Лоран. Застенчивый мэтр поинтересовался у молодой женщины: «Вы простужены или у вас всегда такой голос?» Она ответила, что это ее «обычный» голос. Через несколько дней Сен-Лоран, который даже не знал ее имени, предложил баронессе работу — наблюдать за своими бутиками во всем мире. Два года спустя, в 28 лет, она стала директором салона высокой моды дома «Ив Сен-Лоран». Этот пост она занимала до самого закрытия знаменитого дома — больше трех десятилетий.

Не Бриони единым успешен человек

Хорошая новость заключается в том, что над голосом можно и нужно работать. Поставленный голос может стать не менее выгодной инвестицией для современного бизнесмена, чем дорогущие часы или костюмы от Бриони. Осознанная работа над голосом и использование всех его возможностей — это гораздо более продуктивный ресурс, особенно для людей, находящихся в управляющей позиции. Однажды коллега рассказала историю о том, что она пришла в новую компанию в кризисный момент, который требовал от нее сложных решений, а от подчиненных полного доверия к руководителю и быстрого выполнения распоряжений. Однако, несмотря на свой огромный опыт, ей не удавалось заслужить это самое доверие и доказать свой авторитет. Она была готова пойти на НЛП, чтобы как питон Ка из «Маугли» гипнотизировать своих подчиненных. Ведь ей нужны были результаты, еще и в такие сроки. Хорошо, что попался умный человек, он не постеснялся указать ей зону роста, о которой как-то не принято говорить вслух. Он посоветовал поработать с голосом и подсказал хорошего специалиста. Воспользовавшись рекомендацией, позже она ощутила, как круто поменялось отношение коллег и подчиненных к ней. Теперь ее слова в большинстве случаев воспринимались как настоящая аксиома, не требующая доказательств.

Современный деловой человек уже прекрасно понимает, насколько важен его имидж и внешний вид. Ни для кого не является вопросом, зачем нужно учиться публично выступать. Мало кто спрашивает о важности обучения переговорам, ведь все понимают практичность этого навыка. Современный менеджер или предприниматель давно готов вкладывать в себя и свое обучение. Но почему-то мало кто думает о своем голосе. А ведь голос — это такой же важный инструмент, как убедительные аргументы или продуманная переговорная позиция, как репутация и имидж, как уверенность в любой коммуникации. Над голосом можно и нужно работать. Его, как и любой инструмент, можно настраивать на конкретные задачи. Голос можно монетизировать. Возможно, голос — один из будущих трендов!

Высокий-низкий: какие факторы влияют на высоту голоса, и можно ли ее изменить? (4 фото)

Бархатный, глубокий, низкий голос – это яркая индивидуальная черта, привлекательная для окружающих. Что делать, если голос высокий, и хочется сделать его более низким и привлекательным? Как можно повлиять на его высоту и звучание?

Где-то на уровне подсознания обладатель низкого голоса воспринимается как уверенный и авторитетный человек, вызывающий уважение и чувство безопасности у окружающих. От каких факторов зависит его высота и звучание?

Факторы, определяющие высоту голоса

То, каким будет голос, зависит от длины и толщины голосовых связок. Чем выше эти показатели, тем более низким будет голос у человека. В период полового созревания у мальчиков гортань быстро растет и немного опускается вниз, поэтому мутация так заметна. У девочек этот процесс сглажен и происходит более мягко, поэтому голос меняется незаметно.

Нередко бывает, что высота и тембр голоса как бы не соответствуют внешности человека: высокий атлет может говорить фальцетом, а миниатюрная девушка – чуть ли не баритоном. Это варианты нормы, обуславливаемые индивидуальными особенностями организма. В случае с мужчинами высокий голос может быть косвенным признаком нехватки тестостерона, определить который можно, сдав анализ.

Что способно повлиять на высоту голоса?

1. Осанка. Постоянно сгорбленная спина, сутулость – это прямой путь к сдавливанию грудной клетки. Это мешает голосу проявиться во всей природной красоте и может свидетельствовать о психологических проблемах: тихое, невнятное, приглушенное бормотание характерно для неуверенных в себе людей. В результате голос меняется и может остаться таким навсегда.

2. Вредные привычки. О вреде курения уже сказано много. И, помимо прочего, курильщики рискуют и голосом, поскольку табачный дым влияет на состояние слизистой, вызывая ее воспаление, и провоцирует спазм сосудов. В итоге голос приобретает характерную хрипотцу (так называемый прокуренный голос), особенно заметную у женщин-курильщиц.

3. Психологические проблемы. Нервное перенапряжение и стресс могут не только изменить тембр голоса, но и спровоцировать его потерю. Обычно он становится более высоким, громким, с истеричными нотками, что отталкивает. При затяжном стрессе эти характеристики могут остаться навсегда.

4. Заболевания дыхательных путей. Ангины, фарингиты, ларингиты, трахеиты, тонзиллиты могут как временно изменить голос, так и сделать его другим навсегда. Он становится более низким, сиплым, гнусавым, охриплым.

5. Повышенная нагрузка. Представители таких профессий как педагог, артист, оператор колл-центра, журналист и других, чья деятельность связана с высокой нагрузкой на речевой аппарат, нередко ощущают дискомфорт и даже проблемы из-за сильной нагрузки на связки. Поэтому важно делать 10-минутные перерывы каждый час. Полезным будет и навык так называемого грудного голоса: овладев им, можно существенно понизить нагрузку на связки, поскольку звук идет непосредственно из груди.

6. Вредная еда и напитки. Фастфуд, газировка, алкоголь, горячая и острая пища вредны для связок. Нежелательно слишком увлекаться орехами и семечками, поскольку они оставляют на связках крохотные травмы. В результате тембр может измениться, а голос – потерять былую чистоту и глубину.

7. Гормональный фон. С возрастом у женщин голос становится ниже, а у мужчин, наоборот, выше. Это обусловлено изменением гормонального фона.

8. Влияние окружения. Нередко люди неосознанно копируют голос другого человека: авторитетного члена семьи, кумира, подстраиваются под характерные интонации местных жителей при переезде в другую местность. У женщины часто меняется голос после рождения ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: