К каким инструментам относится фортепиано

Чем отличается пианино от фортепиано и рояля

Иногда бывает сложно разобраться в большом количестве терминов, которые, на первый взгляд, тождественны по отношению друг к другу. Попытаемся дать максимально понятную и краткую информацию о том, чем отличается пианино от фортепиано с небольшим экскурсом в историю. Разберемся, в чем их отличие от рояля, и дадим определения всем клавишным инструментам. Если душа лежит к фортепианной музыке, то полезно узнать, что цифровое пианино ничем не хуже, чем классический акустический инструмент.

Пианино и фортепиано — в чем отличие

Чтобы наиболее точно понять значение этих терминов, обратимся к истории создания музыкальных инструментов. Основное отличие пианино от фортепиано — в классификации, то есть пианино – это один из инструментов класса фортепиано.

В период, когда был популярен клавесин, музыкантам хотелось иметь больше возможностей для экспрессии. Механизм работы клавесина не позволял играть произведения с разной громкостью – щипок струн всегда совершался с одной и той же амплитудой. Тогда инженеры того времени придумали систему понижения и повышения громкости. Это были довольно массивные рычаги, которые было нельзя использовать налету, во время игры.

Устав от такого положения дел, мастер Бартоломео Кристофори придумал новый механизм возбуждения струн. Теперь колебания вызывал не крючок, а молоточек, подвешенный на рычаге. Таким образом, характер звучания зависел от силы удара по клавише. Свое творение мастер назвал «Клавесин с тихим и громким звуком». Из итальянского языка известно, что слово «тихо» пишется как «piano», а «громко» — «forte».

Эти инструменты стали популярными, и распространились по всей Европе с незначительным изменением вида механизма, и в обиходе такие клавишные стали называться фортепиано (громко-тихо).

Фортепиано — это любой клавишный инструмент с молоточковой механикой, которая позволяет играть с разной громкостью. Фортепиано будет являться как рояль, так и его компактная версия – пианино.

Чем отличается рояль от пианино

Теперь мы знаем, что термин «фортепиано» одинаково подходит для обозначения рояля и пианино. Этим словом мы обозначаем механизм извлечения звука. Обучаясь игре на фортепиано, музыкант постигает возможности управления экспрессией, повышая и понижая громкость, регулируя её силой нажатия на клавиши. Именно эта особенность делает звучание фортепиано таким красивым и богатым.

Получившийся инструмент был достаточно громоздким, и без лишних проблем он мог поместиться либо в концертном зале, либо в огромных комнатах королевских замков. Название «рояль» происходит от английского слова «royal», в переводе означающее «королевский». Такой титул новый клавишный инструмент получил и за богатое звучание, и за свои королевские габариты.

Однако, в начале 19 века, два мастера-рационализатора из Австрии и США Мюллер и Хоккинс независимо друг от друга изобретают уменьшенную версию рояля — пианино, с вертикально расположенными струнами. Такой инструмент занимает гораздо меньше места, и хорошо помещается в небольших комнатах.

Помимо размеров, важным отличием пианино от рояля является отсутствие репетиционного механизма, внедренного Себастьяном Эраром. Его суть в возможности быстрого повторяющегося нажатия на клавишу. Пианист, не отпуская палец до конца, производит повторное нажатие. Это удобно для создания трелей и скоростной игры. Вертикальный механизм пианино лишен такой особенности. Поэтому самые сложные произведения для фортепиано играют на рояле виртуозные исполнители.

Рояль отличается от пианино горизонтально расположенными струнами, более насыщенным звуком, более чувствительной клавиатурой.

Акустическое пианино – струнно-клавишный инструмент с молоточковым способом звукоизвлечения и вертикально расположенными струнами.

Чем отличается цифровое пианино от электронного

Цифровое фортепиано, вне зависимости от формы корпуса, воспроизводит все нюансы работы молоточкового механизма и производимых им звуков, отзвуков и призвуков. В этом ему помогает встроенный цифровой процессор и записанные звуки, которые по-разному воспроизводятся в зависимости от силы нажатия на клавиши.

Клавиатура электронного пианино полностью соответствует тактильным ощущениям от игры на механических молоточковых клавишах фортепиано.

Что такое электронное пианино и что такое цифровое пианино

Как в случае с фортепиано и клавесином, электронные инструменты тоже могут похвастаться интересной историей возникновения нового звука.

Пытаясь воспроизвести и усилить звук фортепиано, музыкальные инженеры в середине 50х годов ХХ века решили использовать встроенные звукосниматели. В отличие от синтезаторов, звук электронного пианино не был полностью синтезированным, а скорее походил на звучание электрогитары, где колебания струн воспринимает магнитный звукосниматель.

Конструкторы добились подключения к системе усиления звука, но оригинальный акустический тембр стал звучать несколько иначе.

Эксперименты с усилением звука продолжались, использовались различные схемы подзвучки струн, однако тембр электропианино стал выделяться в отдельную категорию, ведь он уже не являлся на 100% акустическим, и все еще не был полностью синтетическим. Звучание, походившее на электрогитару и виброфон, вскоре полюбилось эстрадным исполнителям, и заняло своё место в истории музыки.

Электропиано использовали такие музыканты как Стиви Уандер, The Doors, ABBA, Led Zeppelin и многие другие.

В наше время, некоторые цифровые инструменты имеют встроенные тембры электронного пианино.

Таким образом, цифровые клавишные могут содержать в себе винтажные тембры электропиано, но это разные инструменты.

Фортепиано (фортепьяно)

Популярные в конце XVII века клавесин и клавикорд претерпели ряд принципиальных конструктивных изменений. В результате произошло возникновение нового инструмента – фортепиано, обладающего великолепными техническими возможностями, обширным диапазоном звучания, тембровой выразительностью. В советские годы пианино было почти в каждом доме, игре на нем обучали в музыкальных школах, а умение играть на фортепиано считалось частью хорошего образования.

Что такое фортепиано

Музыкальный струнный ударно-клавишный инструмент – так классифицируется фортепиано. Он появился более трех столетий назад, по прошествии времени не теряет актуальность, используется, как сольно, так и в сопровождении оркестров.

Старинное название фортепиано – клавир. До изобретения инструмента существовали и другие ударно-клавишные струнные виды – клавесин и клавикорд. Объединяет их то, что все они состоят из корпуса и внутреннего ударно-струнного механизма. Клавесины и клавикорды утратили свое значение из-за негромкого затихающего звука, недостаточно динамичного звучания, невозможности менять громкость.

Устройство

В элегантном корпусе инструмента прячется «начинка», отвечающая за звукоизвлечение. На тяжелой чугунной раме располагаются колки. На них натягиваются струны. Под струнами располагаются штеги. Взаимодействуя с резонансной декой, они усиливают струнные колебания, звуки воспроизводятся громко с выразительным тембром.

Фортепьяно имеет клавиатуру из 88 клавиш-полутонов. Под ней располагаются две или три педали. При нажатии правой педали происходит неразрывное звучание «legato». При нажатии средней педали музыкант удерживает избранные демпферы, а левая педаль используется для ослабления звука.

Конструкция фортепиано сложная. Но, благодаря ей, инструмент имеет богатые выразительные возможности и диапазон звучания целого оркестра. Звукоизвлечение происходит, когда пианист ударяет по клавишам. В это время деревянные молоточки, обтянутые войлоком, ударяют по струнам. В нижнем регистре «работает» одна струна, в среднем и верхнем молоточки ударяют сразу по двум или трем.

Диапазон звучания инструмента семь с четвертью октав от «ля» субконтроктавы до ноты «до» пятой октавы. Наиболее популярны две основные октавы – малая и первая. Контроктава представлена тремя самыми низкими нотами, а пятая – всего одной самой высокой нотой.

Вес пианино внушительный – 250-350 килограммов. Некоторые концертные экземпляры весят около полтонны.

История

Далекий предок фортепиано – монохорд. Этот инструмент использовался в Древней Греции во времена Пифагора. Представлял собой узкий длинный деревянный ящик с натянутой над ним струной. При помощи специальной подставки, которую музыкант передвигал по длине, извлекался звук разной высоты, воспроизводимый молоточками.

Со временем струн стало больше, ящик увеличился в размерах, появилась клавиатура. Нажатием клавиш приводились в движение тангеты – пластинки из металла. Конструкция получила название клавикорд от сочетания латинских слов «clavis» и «chorde», которое означает «клавиша» и «струна». В 17 столетии он был украшением гостиных и музыкальных салонов, являлся роскошью, украшался позолотой, перламутром, драгоценными камнями.

В это же время происходило создание и развитие другого предшественника фортепиано – клавесина. От клавикорда он отличался длиной струн, вследствие чего и имел другую форму, которая позднее перешла к роялю. На струны воздействовали щипковые язычки из птичьих перышек. Звук, извлекаемый таким способом, был мощным, но невыразительным.

В начале 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент, в механизм которого заложил все составляющие современного фортепиано: демпфер, молоточек, шультер, шпиллер. Его создание стало началом происхождения пианино.

Первое фортепиано миру представил американский изобретатель Дж. Хаккинс в 1800 году. Через год конструкцию усовершенствовал другой мастер М. Мюллер, добавив к ней педали. Выглядело пианино не так, как сегодня. Фортепиано в том виде, в каком мы привыкли видеть его сегодня, появилось только в 19 веке. В это время он стал популярным и в России. В Петербурге работало несколько десятков мастеров, развивалось фабричное производство.

Разновидности фортепьяно

Пианино и рояль – два вида одного инструмента с разными конструкционными особенностями. Их строение отличается расположением струн. Пианино – разновидность фортепиано, у которой они лежат перпендикулярно клавиатуре, у рояля – в одной плоскости с ней. Поэтому размеры рояля больше, звук громче, насыщеннее.

Читайте также  Смешиваем краску и оксиген правильно: идеальные пропорции для красивого цвета волос

Отличаются типы инструмента и количеством педалей – у пианино их две, а у более крупного представителя ударных струнно-клавишных – три. В семействе фортепиано эти инструменты называют «младшим» и «старшим» братьями.

Пианино имеет меньшие габариты, является инструментом для домашнего или камерного музицирования, «старший брат» – для концертного. В свою очередь пианино и рояль имеют разновидности, которые отличаются размерами.

Игра на инструменте

Овладение инструментом – сложный, долгий, кропотливый процесс. Поэтому обучение игре на фортепиано начинается с раннего возраста. Среди выдающихся пианистов прошлого века выделяются Артур Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер. В современной музыкальной культуре место непревзойденного виртуоза занимает Денис Мацуев.

Инструмент позволяет реализовать многогранные задачи в музыке. Он используется для аккомпанемента сольным вокальным исполнителям. Широко распространены концерты для фортепиано с оркестром. Используются рояль или пианино и в камерных ансамблях в сочетании со струнными или духовыми инструментами.

Интересные факты

  1. До 50-х годов прошлого века клавиши фортепьяно изготавливались исключительно из слоновой кости. Позднее их заменили на пластиковые и деревянные.
  2. Японская игрушечная корпорация выпустила мини-пианино шириной всего 25 сантиметров. Это полностью функциональная модель. Она выглядит реалистично, а строение конструктивно правильное, настрой точный. Клавиши пианино всего полсантиметра в ширину.
  3. В советское время фортепиано было признаком самодостаточности, статусности, особого отношения к культуре. Его дарили за заслуги перед государством. Такой подарок после полета в космос получил Юрий Гагарин.
  4. На одном из концертов пианист-виртуоз Денис Мацуев настолько рьяно играл на инструменте, что у рояля сломалась ножка, а сам музыкант повредил палец.
  5. Особое отношение к пианино проявляли техасские ковбои. Даже во время перестрелок, которые часто случались в салунах, пианист продолжал играть, а даже самые отъявленные негодяи не осмеливались стрелять в музыканта.
  6. Рояль «Challen» – самый габаритный концертный инструмент. Весит знаменитый экземпляр более полутоны, длина корпуса составляет 3 метра 30 сантиметров.
  7. В истории аукционов отмечен рояль, проданный за баснословную сумму – 2,1 миллиона долларов. Он принадлежал Джону Леннону.

Фортепиано – универсальный инструмент с беспрецедентной популярностью, открывающий многогранное звучание. Для него написано бессчетное количество произведений, а музыкальная литература по художественному значению и ценности граничит с симфонической. Пианино используется в концертах, написанных для фортепиано, но и находит применение в джазовой музыке, применяется для сопровождения вокальных партий.

Виды музыкальных инструментов

Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

Игрушечные инструменты — это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов. Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне. И это их первый настоящий шаг в мир музыки.

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые, а еще язычковые. Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные. Деревянные — флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог. — представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) — типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон — король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков — натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей — клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон — примеры свернутых труб.

Как выучить ноты детям? — читайте тут.

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов — одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом — так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли. и хорошо знакомая нам гитара.

Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня — щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас — смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные — клавикорды и клавесины — появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано — инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного «пианино». Старший брат пианино — да что там брат — король! — так и называется: рояль. Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой — и один из самых древних! — музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи.

Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука. ) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок — основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган. К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель — губная гармоника.

губная гармоника

На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа.

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами. Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже. играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. :)

терменвокс

Разделение инструментов на эти группы — всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные. Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.

Читайте также  Кто изобрёл динамит

Фортепиано – самый популярный клавишный инструмент

Фортепиано – это один из самых популярных музыкальных инструментов. На нём обучаются играть большинство детей, посещающих музыкальную школу. Фортепиано, в различных модификациях – от рояля до электронного пианино, используется музыкантами самых различных направлений и стилей.

Что такое фортепиано?

Фортепиано – это общее название струнно-клавишных инструментов, к которым относятся рояли и пианино.

Звукоизвлечение фортепиано построено на ударе молоточком по натянутой струне после нажатия клавиши. Фактически, после нажатия клавиши, в действие приводится целый механизм: от соответствующей группы («хора») струн отходит демпфер (ограничитель звучания), затем происходит удар молоточком, обитым войлочным материалом по хору. Хор – это группа струн, соответствующая звуку конкретной высоты, для высоких звуков и нот средней высоты содержит три струны, для нот нижнего диапазона – одну или две.

Диапазон «стандартного» фортепиано составляет 88 полутонов (от «ля» субконтроктавы до «до» пятой октавы).

О фортепиано: коротко и не очень

5 ссылок

  • Фортепиано на Википедии
  • Пианино на Википедии
  • Сайт, посвящённый фортепиано в России
  • Энциклопедия «Кругосвет» о фортепиано
  • Об истории фортепиано

Игра на фортепиано

Как правило, игре на фортепиано начинают обучать с детского возраста. В большинстве музыкальных школ основы игры на фортепиано являются одним из обязательных для изучения предметов, независимо от основной специальности.

Обычно детей отдают в музыкальную школу в возрасте 5-7 лет. Кроме развития музыкальности, игра на фортепиано с детства развивает мелкую моторику, что благотворно повлияет на последующую учёбу ребёнка.

Вместо занятий в музыкальной школе можно пригласить преподавателя музыки домой, особенно, если школа находится достаточно далеко или время занятий в ней не устраивает родителей ребёнка.

История фортепиано

Предками современного фортепиано стали такие инструменты, как клавесин и клавикорд. Основными их недостатками, ставшими основой для развития механики инструмента, стал быстро тихнущий звук и равномерная громкость звукоизвлечения. Механика звукоизвлечения современного фортепиано, когда ударные молоточки находятся под струнами, была придумана итальянским музыкальным мастером Кристофори в начале XVIII века. Именно тогда инструмент получил почти современное название: gravicembalo col piano e forte или форте-пиано. Приблизительно в это же время аналогичные системы звукоизвлечения разрабатываются во Франции (мастер Мариус) и в Германии (мастер Шрётер). Позже механизм был усовершенствован немецким музыкальным мастером Зильберманом.

В 1732 году появилось первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано – соната Людовико Джустини. А уже в 70-80-х годах восемнадцатого века начался расцвет фортепианной музыки.

В 1770 году появилось так называемое «венское фортепиано», созданное мастером Штейном и усовершенствованное его зятем Штрейхером.

Первое пианино (фортепиано с вертикальным расположением струн) было создано в 1800 году в Америке, мастером Хокинсом.

Позже в конструкцию фортепиано были добавлены педали. Первые педали были выполнены в виде рычагов, которые нажимались не ступнёй, как сейчас, а коленями пианиста. В настоящее время фортепиано оснащают двумя или тремя, в самых последних моделях – четырьмя педалями. Педали используются для изменения звучания (усиления звука, создания эффекта легато, ослабления звука, смягчения звука). Три педали, в основном, встречаются на инструментах американского производства и роялях.

Клавиатура фортепиано также претерпела ряд изменений, прежде чем предстать в своём современном виде: в разное время были созданы и запатентованы двухрядные, четвертьтональные и другие виды клавиатур, которые позже вышли из употребления.

В Россию клавишные инструменты пришли в шестнадцатом веке. В это время инструменты появились при царском дворе, но церковь не поощряла игру на музыкальных инструментах. Но уже в восемнадцатом веке клавишные – от клавесинов до органов – стали популярными в определённых кругах.

Позже инструмент стал набирать популярность в народе и уже в двадцатом веке у многих семей дома стояло фортепиано, стало модно отдавать детей учиться играть на нём.

Виды фортепиано

Существует несколько разновидностей фортепиано, они выделяются по положению струн внутри корпуса. Инструменты с горизонтально натянутыми струнами называются роялями, с вертикально натянутыми струнами – пианино. Кроме того, существует уникальный в своём роде инструмент – пирамидальное фортепиано, хранящееся в доме-музее рода Волконских, в Иркутске. Ранее существовали фортепиано в виде жирафа и лиры, но они довольно быстро вышли из моды.

Советы начинающим…

4 ссылок

  • Игра на фортепиано
  • Методика обучения музыке
  • Обучение детей музыке
  • Фортепиано «Карелия»: настройка

Известные композиторы и пианисты

Так как фортепиано быстро обрело популярность, число композиторов, пишущих музыку для этого инструмента, с момента его распространения всегда было довольно велико. Среди известных композиторов, писавших музыку для фортепиано, можно назвать следующие имена: Бетховен, Лист, Рахманинов, Шуберт, Мендельсон, Григ, Шопен, Чайковский, Скрябин, Прокофьев, Шостакович и многие другие. Кроме того, что они сочиняли музыку собственно для фортепиано, они создавали переложение для фортепиано музыкальных произведений, написанных для оркестра.

Также известно много мастеров исполнительского искусства в области фортепианной музыки: Рубинштейн, Рихтер, Плетнёв, Шопен, Лист – многие не только писали для фортепиано, но и замечательно играли на нём.

Фортепианные мастера

Информация о первых мастерах стала появляться в Санкт-Петербурге в 1771 году, а в начале девятнадцатого века фортепианных мастеров уже было довольно много как в Питере, так и в Москве. В середине девятнадцатого века спрос на клавишные инструменты в России был высок, что спровоцировало создание фабрик по их производству.

Российская фортепианная ассоциация была создана в 1990 году, сейчас в неё входят более двухсот мастеров. Президентом ассоциации является Владимир Частных. Организация объединяет фортепианных мастеров России и Ближнего Зарубежья, в частности, стран СНГ. В рамках работы Ассоциации регулярно проводятся практические семинары для мастеров и настройщиков фортепиано. С 1996 года Ассоциация проводит также семинары, посвящённые ремонту и настройке клавесинов, а с 1999 – органов.

Разумеется, как и в любой сфере, в мире фортепианных мастеров есть легендарные производители фортепиано, престижные марки пианино и роялей. Например, кто не слушал про «беккеровские» рояли? Фортепиано марки «Блютнер», выпускающиеся с 1853 года, восхищали своим звучанием Петра Чайковского. Также хорошо известны следующие марки фортепиано: немецкий «Стейнвей», японские «Кавай» и «Ямаха», чешский «Petroff» и другие.

Немного о пианистах и фортепианной музыке

2 ссылок

  • Сайт о фортепианной музыке и пианистах
  • Раздел о фортепианной музыке на форуме «Кла…

Уход за фортепиано

Необходимость регулярной настройки фортепиано обусловлена происходящим со временем изменением натяжения струн. Периодичность настройки зависит от качества инструмента. Новый инструмент, находящийся на стадии «обыгрывания» необходимо настраивать в течение первого года использования не менее двух раз.

Необходимо учитывать, что оптимальными условиями для фортепиано является температура воздуха от 12 до 25 градусов по Цельсию и влажность воздуха около 42%. Для того, чтобы инструмент не подвергался вредному воздействию окружающей среды, его нельзя ставить на сквозняке, возле окон и систем центрального отопления.

В случае, если фортепиано перевозится зимой, то после прибытия на место его не стоит открывать в течение одного-двух дней, чтобы инструмент прогрелся постепенно и полностью.

Для очистки от пыли следует использовать мягкую, например, фланелевую, тряпочку, раз в год инструмент стоит пылесосить изнутри.

История фортепиано

В современном мире существует огромное количество различных музыкальных инструментов, любой из которых имеет свою неповторимую историю. История фортепиано стоит особняком хотя бы потому, что именно фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов.

Уникальный диапазон звучания, широчайший спектр динамических оттенков, возможность плавно переходить от forte к piano и обратно, извлекать одновременно 10 и более звуков, ровность тембра во всех регистрах, исключительная способность подражать другим инструментам, возможность исполнять на нем все, что можно назвать музыкой, все это стало причиной, по которой музыкальный инструмент, под названием фортепиано, вот уже на протяжении двух с лишним столетий, стал основным инструментом, как для профессионального, так и для любительского музицирования. Занять лидирующие позиции фортепиано помогли труды многих мастеров и изобретателей, а также богатая предыстория.

Предки современного фортепиано

Орган
Первым инструментом, в котором начали использовать клавиши, был орган.
Изобретение органа с трубами принадлежит александрийцу Ктесибию (III в. до н. э.). Правда, его гидравлос был не столько музыкальным инструментом, сколько эффективным приспособлением для демонстрации принципов гидравлики. В первое время органы служили дипломатическими подарками и знаками королевской власти; только лишь в X веке, с оживлением деятельности монастырей, они начали проникать в церковную службу.

Первое время клавиши органа были похожи на те, которые использовались в клавишных карийонах XVI века. Их ширина составляла 10-12 см, и их не нажимали пальцами, а ударяли по ним кулаками. Так же следует заметить, что приблизительно до конца X века клавиатуры были исключительно диатоническими.

Монохорд
Ранним предшественником фортепиано был монохорд (от греческого monos – «один» и chorda – «струна»). Первое упоминание о монохорде относится к V в. до н. э. По преданию монохорд был изобретен Пифагором, и использовался им для исследования музыкальных интервалов. То есть опять же не столько как музыкальный инструмент, сколько инструмент для исследования музыки. Таким монохорд оставался до XIX в., по большей части он использовался в опытах по акустике, при настройке инструментов и при обучении теории музыки и пению, а еще как прибор для проектирования и измерения колоколов и органных труб. Правда, в греческих и средневековых источниках монохорд иногда упоминается также как ансамблевый инструмент.

Читайте также  Чем заменить панировочные сухари

Состоял монохорд из продолговатого корпуса длиной порядка метра, вдоль которого сверху натягивалась струна. Помещенная под струной нефиксированная подставка (порожек) делила струну на 2 части; передвижение этой подставки давало возможность извлекать (щипком или молоточками) звуки различной высоты. Позже монохорд снабдили несколькими струнами, что увеличило его диапазон примерно до двух октав. Именно из многострунного монохорда позже возник клавикорд.

Клавикорд
Клавикорд (от латинского clavis – «ключ» или «клавиша», chorda – «струна»). Струнный клавишный ударный инструмент XV-XVIII вв. Диапазон инструмента как правило составлял 4 октавы (до большой – до третьей), при этом мог варьироваться от 1 до 5 октав. Когда играющий на клавикорде нажимает на клавишу, укрепленный на ее задней части металлический штифт – тангент – ударяет по струне. Чем сильнее исполнитель ударяет по клавише (и, соответственно, чем сильнее тангент давит на струну), тем громче звук. Пока тангент остается прижатым к струне, исполнитель может варьировать высоту звука, добиваясь эффекта вибрато («бебунг») и даже иллюзии crescendo.

На протяжении большей части своей истории клавир использовался преимущественно для домашнего музицирования. В XVI в. его рекомендовали в качестве возможной замены клавесину. Отношение к клавиру изменилось в середине XVIII века т.е. в эпоху чувствительного стиля. Немецкие авторы этой поры считали клавир идеальным инструментом для излияния нежных чувств. Так К. Ф. Э. Бах высоко отозвался о клавире в своем «Руководстве к истинному искусству игры на клавире». Тем не менее, к концу XVIII в. интерес к клавиру исчезает – с появлением фортепиано эта участь становится неизбежной не только для него одного.

Клавесин
Современником и одновременно конкурентом клавикорда и еще одним дальним предком фортепиано является клавесин, возникший в пятнадцатом веке в Италии. Главное отличие этого струнного клавишного инструмента, заключается в том, что его струны не ударяются, а защипываются. Клавесин имеет форму продолговатого треугольника, чем-то напоминающую современный рояль. Его струны расположены горизонтально на разных высотных уровнях. Позади каждой клавиши находится деревянный стерженек, так называемый толкачик, на верхнем конце которого помещен плектр из птичьего пера или кожи. При нажатии клавиши толкачик поднимается, и плектр зацепляется за струну, таким образом извлекается звук. Вибрация струны заглушается кусочком войлока, прикрепленным к верхней части толкачика. Для изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели.

Конечно, если сравнивать клавесин и клавикорд, у первого был гораздо более ясный и сильных звук, однако изменять громкость на клавесине было практически невозможно. Для того, чтобы обойти это ограничение создавались инструменты с большим количеством мануалов и с несколькими регистрами, это частично решало проблему, хотя плавное увеличение или уменьшение звука на клавесине невозможно в принципе.

Уже к XVI в. существовало несколько разновидностей клавесина:1) крылообразный инструмент с клавиатурой на короткой стороне, струны которого расположены горизонтально, параллельно клавишам – собственно клавесин, cembalo. 2) вертикально стоящий инструмент крылообразной формы – клавицитериум (clavicytherium).3) горизонтальный крылообразный инструмент с клавиатурой на большой стороне, часто трапецивидный, струны которого протянуты по диагонали слева направо – спинет (итал. spinetta, от – spina – «колючка»). 4) горизонтальный инструмент, похожий на спинет, но прямоугольной формы, струны которого идут параллельно клавиатуре — вёрджинел (англ. virginal, от virgin – «дева», «барышня»). В XV в. диапазон инструмента составлял 3 октавы, в XVI в. он расширился до 4 октав (до большой – до третьей), в XVIII в. – до 5 октав (фа контроктавы – фа третьей).

Изобретение нового инструмента


Молоточковое фортепиано (нем. Hammerklavier) стало по сути дальнейшим развитием клавикорда, а не клавесина, хотя последний был не только более популярным инструментом, но и более совершенным в плане звучания. Однако клавесин имел пределы своего развития из-за способа извлечения звука, и эти пределы были быстро достигнуты. Молоточковый же способ возбуждения струны давал больше возможностей, хотя был освоен давным-давно. В Средневековье, например, на этом принципе базировалось устройство цимбал. Вообще, применение молоточковой механики в струнных клавишных инструментах не было открытием. Но открытием стала сама механика, а не способ извлечения звука.

Настоящая история фортепиано началась в XVII веке в Европе, когда многие думали над конструкцией, легшей в основу молоточкового фортепиано. Прорыв совершил итальянский мастер клавишных инструментов Бартоломео Кристофори (1655 Падуя — 1731 Флоренция). Собственно он и изобрел около 1698 года фортепианную механику. Причем молоточковое фортепиано Кристофори стало не только первым, но и надолго лучшим. Гениальную механику этого инструмента смогли усовершенствовать лишь в во второй половине XVIII века.

Сам Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение Gravecembalo col piano e forte (т.е. «клавесин с тихим и громким [звучанием]»). Позже сокращенное до «Piano forte» . Инструмент уже в то время имел все сущностные качества более поздних разновидностей фортепиано, в том числе сложный механизм подбрасывания молоточка с одновременным отходом демпферов от струн.

Эволюция

Сразу после того, как Бартоломео Кристофори изобрел свое «Пианофорте», оно было оценено и музыкантами, и композиторами. Потому в восемнадцатом многие другие европейские мастера стали работать над развитием нового инструмента, тем самым определяя развитие его конструкции и механизма на годы вперед. Фортепиано развивали Готфрид Зильберман, Цумпе, Штейн, Бродвуд, Эрар и многие другие. Уже к девятнадцатому веку возникла целая индустрия производства фортепиано.

Из всего спектра всевозможных конструктивных нововведений в истории фортепиано, можно выделить следующие наиболее значимые. В 1808 году Французский мастер Себастьян Эрар изобрел механизм так называемой двойной репетиции (что запатентовано, правда, было лишь в 1822 году). В результате чего стало возможно не только более быстрое повторение звука, что само по себе способствовало повышению динамичности игры и как следствие придавало мощь и силу звучанию инструмента, но также появлялась возможность связанного извлечения звуков при непрерывно поднятом демпфере, что давало эффект схожий с игрой на грифе струнного инструмента.

В конце XVIII века в Англии и США началось производство фортепиано с металлической рамой, которая долго выдерживала натяжение струн без изменения настройки. На рубеже XVIII-XIX веков филадельфийский мастер Джон Айзек Хокинс изобрел пианино современного типа. В 1825 году Алфеус Бэбкок, работавший в Бостоне и Филадельфии, запатентовал цельнолитую металлическую раму. Одно из последних крупных нововведений стало использование чугунной рамы, позволившей дополнительно повысить натяжение струн, увеличив их толщину, и тем самым добиться более сильного и полного тона. Позднее для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы струны стали располагать крест-накрест друг над другом.

Сегодня фортепиано делится на два основных вида: рояль и пианино. Рояль (франц. royal – «королевский») стал прямым продолжением развития молоточкового фортепиано, вобрав в себя все конструктивные нововведения прежних столетий, и став по сути олицетворением самого понятия фортепиано. Внешне он сохранил отличительные признаки своих предшественников: крыловидный корпус и горизонтальное расположение деки, механики и струн. В XIX- XX веках среди ведущих производителей роялей были такие фирмы как: Бёзендорфер, Бехштейн, Эрар, Блютнер, Бродвуд, Стейнуэй, Ибах, Плейель, Штрейхер, Штейн, Ямаха. В XX веке появился также малый (кабинетный) рояль.

Пианино (итал. pianino – уменьш. от piano[forte] – «фортепиано»), в отличие от своего старшего брата рояля, который создан для концертного исполнения, применяется главным образом для занятий и музицирования в домашних условиях. Главное конструктивное отличие заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. Со временем появляются всевозможные малые разновидности пианино.

В XX веке появляются различные новшества. В первой трети века популярностью пользовалось механическое пианино, инструмент способный автоматически играть музыку, записанную на перфорированной бумажной ленте. В наши дни существует аналог такой самоиграющей системы, но уже компьютеризированный. Появляются различного рода электрические фортепиано, как модифицированные, то есть обычные фортепиано с электронным усилением звука, так и полностью электронные клавишные инструменты.

История фортепиано насчитывает более четырех сотен лет. Начиная с Иоганна Себастьяна Баха (1685 — 1750) фортепиано стало определяющим музыкальным инструментом в истории музыкальной культуры. Нет ни одного инструмента, который в истории музыки имел бы настолько сильное влияние на целые эпохи.

Забавное видео про историю музыки, которую писали для фортепиано в последние два столетия:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: