Есть ли сейчас проблема расизма

Что такое «расизм» в современном понимании

Приветствую Вас, друзья!

Много тысячелетий назад наши предки – первобытные люди – расселились по планете. Поскольку условия существования везде были разными, им приходилось приспосабливаться к окружающей среде. В течение многих поколений менялись очертания их лиц, цвет кожи, разрез глаз и прочие внешние признаки.

Эти перемены происходили под влиянием эволюции, которая, как известно, никогда не останавливается и всегда преследует лишь одну цель – максимально приспособить живой организм к условиям существования. За десятки тысяч лет отдельные популяции людей, живущие в разных климатических зонах, приобрели определенные внешние признаки, заметно отличающие их от обитателей других материков.

Популяции, выделяющиеся характерным набором внешних особенностей, называют расами. Но современные генетические исследования показывают, что различия внешности не подразумевают большой разницы в ДНК. Более того, можно найти двух представителей разных раз, в геномах которых будет гораздо меньше различий, чем у двух людей, относящихся к одной расе.

С учетом этих знаний можно говорить о том, что различия между расами скорее фенотипические (внешние), чем генетические. Некоторые ученые предлагают и вовсе отказаться от понятия «человеческая раса», поскольку оно не имеет научной или практической ценности, но служит причиной одной из главных проблем человечества – расизма. В этой статья мы подробно разберемся с тем, что такое расизм, как он проявляется, и в чем основные причины расизма. Начнем.

Что такое расизм?

Расизм – это совокупность взглядов, подразумевающая предвзятое (как правило, негативное) отношение к представителям других рас. Характерной, но не обязательной особенностью расизма является уверенность в интеллектуальном, нравственном или каком-либо ином превосходстве собственной расы. Кроме того, людям свойственно относиться к чужакам предвзято – с недоверием и опаской. А если человек внешне сильно отличается, мы интуитивно воспринимаем его как чужака.

На протяжении нескольких веков расизм оставался причиной серьезного поражения в правах целых народов. Одни люди ставили себя выше других, считая, что таким правом их наделяет цвет кожи и прочие особенности внешности. В наше время до таких крайностей не доходит, и всё же расизм продолжает существовать в большинстве стран. Многие люди уверены в «несовместимости» разных рас, поэтому очень негативно относятся иностранцам, которые переезжают в их города, поселяются по соседству, заводят семьи, рожают детей и отводят их в тот же детский сад или школу.

Как проявляется расизм?

Суть расизма сводится к тому, что люди негативно относятся к представителям других человеческих рас, превознося при этом собственную. Негативное отношение может варьироваться в широком диапазоне: от незначительного пренебрежения до настоящей ненависти, страха и презрения. История знает немало страшных геноцидов, единственный причиной которых послужил расизм.

Для полного понимания, что такое расизм и насколько страшными могут быть его последствия, можно в качестве примера рассмотреть Холокост. Это преступление, совершённое нацистами против евреев (в более широком смысле под Холокостом понимают все геноциды, которые нацисты совершили за время Второй мировой войны). При изучении данного исторического события слово расизм практически не употребляется, однако важно понимать, что именно расизм стал основной причиной Холокоста.

Нацисты называли себя представителями вымышленной арийской расы, которую считали высшей. В то же время многие другие расы они считали низшими и не достойными существования. Именно благодаря подобной пропаганде Гитлеру удалось воспитать у населения Германии ненависть ко многим народам и начать войну. А если учесть, что и японский милитаризм во многом был построен на расовых предубеждениях, можно сделать вывод, что именно расизм послужил основным поводом для развязывания Второй мировой войны.

Сегодня во всём мире ведётся активная борьба с расовыми предрассудками, поэтому практически невозможно встретить многие проявления расизма, которые были актуально ещё полвека назад. Независимо от цвета кожи, наличия акцента и прочих признаков, люди могут заниматься любой деятельностью, становиться политиками и получать престижные должности в крупных компаниях. Однако на бытовом уровне расизм сохраняется, поскольку ксенофобия – это один из базовых инстинктов, подавить который удаётся не каждому.

Проблема заключается ещё и в том, что представители различных рас действительно имеют определенные отличия в выносливости, устойчивости к низким или высоким температурам и других физических способностях. И всегда находится огромное количество людей, которые вместо того, чтобы просто признать отличия, ищут в этом причину для негативного отношения.

Причины расизма

Расизм – это явление, которое формировалось и укреплялось на протяжении многих веков. Когда европейцы начали активно колонизировать земли на других материках, они увидели, что уровень технического развития, которого достигли коренные жители, значительно ниже. Они пришли к выводу, что европеоидная раса самая совершенная, раз сумела создать такую продвинутую цивилизацию.

«Несовершенство» других рас позволило колонизаторам с чистой совестью присваивать их земли и забирать людей в рабство. В те времена было достаточно много авторов, писавших псевдонаучные труды о происхождении и особенностях различных рас. Важно понимать, что эти вопросы даже сегодня остаются открытыми, и ученые, имея возможность подробно исследовать человеческий геном, не могут дать точных ответов. Что уж говорить о средневековых авторах.

В начале 18 века во Франции была сформулирована теория, получившая известность как «Нордизм». В её основе лежит утверждение о том, что северная (нордическая) раса является самой древней и самой мудрой из всех рас, существующих на планете. Сторонники данной теории утверждали, что именно «нордидам» человечество обязано всеми достижениями научного прогресса и вообще всем своим развитием.

Расизм в современном мире

Многие люди и сегодня видят предпосылки для пренебрежительного отношения к представителям некоторых народов. К примеру, глядя на низкий уровень технического развития африканских стран, они делают вывод, что их жителям не хватает интеллектуальных способностей, чтобы построить нормальную экономику, развить образование и науку. При этом они не задумываются, что жители африканских стран изначально находятся в условиях, в которых они не могут получить хорошее образование, позволяющее развивать, строить и создавать.

Чтобы лучше понять, что такое расизм и как он проявляется в современном мире, важно учитывать, что сегодня он практически полностью построен на ксенофобии, а не на псевдонаучных теориях и концепциях, как это было вплоть до середины 20-го века. Научно доказано, что на генетическом уровне различия весьма незначительны и связаны лишь с тем, что в разных регионах люди вынуждены были приспосабливаться к разным условиям жизни. Поэтому сегодня рассуждения о том, что некоторые расы являются «менее совершенными», потеряли всякий смысл.

Если говорить о России, то здесь расизм носит весьма специфический характер. К примеру, нет выраженного негативного отношения к чернокожим студентам. Скорее наоборот, они воспринимаются как достаточно волевые люди, сумевшие перебраться в другую страну, чтобы получить хорошее образование. В то же время наблюдается пренебрежительное и даже негативное отношение к представителям национальных меньшинств. Причина такой разницы заключается в том, что чернокожий студент не воспринимается как угроза. А вот ксенофобия по отношения к национальным меньшинствам культивируется на бытовом уровне, и полностью искоренить её получится ещё не скоро.

Заключение

Расизм – это пережиток прошлого, следствие примитивных инстинктов, заставляющих человека верить в собственную безупречность и видеть угрозу в чужаках. Во всех цивилизованных странах на сегодняшний день исключены законодательные ограничения, как-либо связанные с расовой или национальной принадлежностью. Однако на бытовом уровне расизм сохраняется, и это глобальная проблема всего мира. Впрочем, сейчас развитие человечества ускорилось многократно, и вполне вероятно, что в ближайшие десятилетия проблема расизма потеряет актуальность.

Почему в современной России нет расизма

«Фашист» — обозвать так советского человека, значит нанести одно из самых серьезных оскорблений. Частично отношение к термина перенеслось и на постсоветскую Россию. Но, обвини среднего россиянина в расизме и он лишь посмеется над недалекостью обвинителя, не видя никакого оскорбления. Почему так? В чем разница между расизмом, шовинизмом, фашизмом, нацизмом (два последних термина — любимый холивар последних 25-30 лет) и национализмом?

В одной стране граждане разных рас дружно скандируют «черные жизни важны» и крайне остро реагируют на мнения интернационалистов вроде меня «все жизни важны». Да, я был рожден в СССР и воспитывался в культуре интернационализма. Хороший человек или плохой никак не связано с его национальностью, а лишь следствие воспитания, образования и культурных особенностей.

Так что, если современная активистка с синими бровями обвинит меня или моего соотечественника в расизме, то я мягко поправлю ее. Максимум в чем я виновен — бытовой шовинизм лайт. Потому что любой человек в чем-то да шовинист.

Я считаю, что любой человек, независимо от цвета кожи, места рождения и религиозных взглядов должен получить доступ к равным возможностям реализовать свои способности обеспечить себя и близких благами цивилизации.

Демонстранты, насколько я понял, требуют специальных возможностей для группы людей, только на основании их цвета кожи. В этом я вижу расизм и получаю основания считать последователей движения BLM (Black Lives Metter) расистами.

Расизм — Реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.).

Вроде коротко и ясно, вдобавок слово «реакционная» прямо утверждает — явление плохое, неправильное и нежизнеспособное.

Вот более развернутое определение из издания «Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.»

Расизм — совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.

Выдвинув в сер. 19 в. первую расистскую концепцию, француз Ж. А. Гобино объявил арийцев «высшей расой»; в дальнейшем расизм переплетается с социальным дарвинизмом, мальтузианством, евгеникой (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман, Х. Чемберлен, О. Аммон в Германии). Стал официальной идеологией фашизма; используется для оправдания расовой дискриминации, сегрегации и апартеида. Расизм осужден международным сообществом.

Ага! Тут уже больше и интереснее. Особенно отсылка к фашизму. Пометим ее на будущее.

Итак, расизм основан на чистой антропологии: твой набор генов определяет какое место ты займешь в цивилизованном мире. Расисты утверждают, что только носители правильных генов, то есть владельцы «чистой крови» построят сверхцивилизации и смогут достигнуть вершин в чем-бы то ни было, а низшие расы всегда будут унылыми убогими варварами со склонностью к саморазрушению.

Попробуем доказать или опровергнуть: ну, упоминание цивилизаций немедленно ставит крест на утверждении. За прошедшие тысячелетия история знает кучу цивилизаций и каждая из них включала в себя представителей разных рас. Расисты немедленно заявят, что участие «неправильных» рас как раз все и похерило. Но в том то и штука: в разные времена «правильной» расой считалась не та, что в иные.

Читайте также  Что делать, если хочется спать на работе

С расизмом можно заканчивать. Переходим к шовинизму.

О, это уже более интересный зверек! Если кратко, то шовинизм разделяет людей по некоторым признакам, по принадлежности к некой группе. Шовинизм может быть этническим, культурным, религиозным, политическим, половым, возрастным и каким-нибудь еще. Всегда важно одно — «неправильная» группа должна быть поражена в правах и, может быть, уничтожена. Все виды шовинизма могут быть затейливо переплетены между собой. Человек может быть шовинистом по отношению к кому-то, но перейти в другую группу и стать столь же ярым шовинистом по отношению к прежней.

— этнический шовинизм. Азербайджанцы враждуют с армянами, англичане подтрунивают на лягушатниками, западенцы презирают кацапов и т.д. и т.п. Биологически нет никаких преград для скрещивания людей разных национальностей, поэтому шовинизм по этническому признаку — просто архаичная чушь.

— культурный шовинизм. Здесь уже интереснее. Когда мы сталкиваемся с шовинизмом на бытовом уровне, то чаще это тот самый культурный. Он существует не только между разными этносами, но и глубоко внутри них.

Чурка — обрезок бревна. «Тупой как чурка» говорят в России про глупого, малокультурного, необразованного, в чем-то недоразвитого человека, независимо от его национальности. Чуркой может быть как 100% славянин, так и гость из южных республик. И в западной, и в восточной культуре аналог слова «чурка» — варвар (не путать с классом в ролевых играх).

Для многонациональной Китайской империи варварами были и есть люди вне Поднебесной. Для Японии все чуждые и по крови и по культуре.
Для «цивилизованных» и «высококультурных» римлян варварами были все представители, например, германских племен, которые позднее придумали и культивировали фашизм (о нем чуть позже).

Сейчас к культурному шовинизму можно добавить технологический.

— по половому признаку. Что бы там не утверждали активисты на Западе, полов науке известно два — мужской и женский. Поэтому здесь всего два варианта — мужской шовинизм и. больше вариантов, как правило, нет, потому что феминизм отрицает наличие женского шовинизма. Радикальные муж.шовинисты утверждают, что мужчины во всем превосходят женщин и вообще. Но обычный человек легко отхватит клеймо «шовинист» если, например, согласится что мужчины и женщины по природе не равны физически. Кто не согласен, пусть устроит десятиборье между мужчинами и женщинами равных кондиций.

— религиозный. Вот причина всех бед. Католики резали гугенотов, сунниты ненавидят шиитов, иудеев за всю историю не пнул только ленивый и т.д. Да, этот шовинизм часто пересекается с этническим, культурным и даже половым, но в некоторых случаях различий между религиозными группами кроме собственно религии не существует.

— политический/идеологический. Неважно какой ты расы, кто ты по национальности, какое у тебя образование или культурный уровень, пофиг на твою религию. Если тебе втемяшили что твоя страна и политическая система в ней лучшие, то у тебя полное право творить внутри своего государства и вне его любую дичь.

— экономический. Тут вообще все просто. Богатые считают бедных глупыми и ленивыми. Бедные богатых жадными и беспринципными. Знакомо?

Итак. Являются ли россияне расистами? Очевидно, что нет. Представитель любой расы может получить гражданство РФ и соответствующие права. Даже иностранные граждане могут получит на территории РФ образование, медицинскую помощь и любые другие услуги без ограничений. Нет такого места в РФ, где человек подвергся травле, гонениям, унижениям или убийству из-за принадлежности к определенной расе.

Расизм и оголтелый шовинизм мешают торговле, распространению знаний, экономическому и научному росту, культурному обмену. Русские веками жили в тесной связи с окружающими народами. Главный принцип: все в одинаково херовых условиях, так пусть успеха добьется достойнейший. В России никогда не было апартеида как в ЮАР или расовой сегрегации как в США. По классовому признаку — да, но не по расовому.

Я никогда не был в США, но меня волнуют новости оттуда. Я вижу как меньшинство объявляет правильными все свои действия и поступки на основании нанесенных им в прошлом обид и притеснений. Какое мне дело до США? А какое дело моим предкам было до пивного путча в Германии в 1923 году? Всего через 18 лет маргиналы из Мюнхена управляли половиной Европы, указывали как кому жить и массово уничтожали неугодных. Что ждет нас в 2038 году?

(про фашизм, нацизм и национализм как-нибудь потом, если будет интересно)

Откуда берется ненависть: все, что необходимо знать о расизме

Предупреждаю, будет сложно.

Меня всегда увлекали вопросы дискриминациии и способы борьбы с ней, наверное, потому что профессия моих родителей подразумевает борьбу со злом. Карательной силы по отношению к правонарушителям я не имею, но могу на эту несправедливость как-то повлиять. Например, информационно.

Уверена, ты уже знаешь, что под дискриминацией понимают негативное отношение, предвзятость, насилие, несправедливость и лишение определенных прав людей по причине их принадлежности к определенной социальной группе. Ученые выделяют расовую, национальную, гендерную, возрастную и религиозную дискриминацию. В этот же список можно смело добавить ущемление прав инвалидов, людей с неизлечимыми заболеваниями и лишним весом.

На появление дискриминации в обществе влияет множество факторов.

  1. Неудачный предыдущий опыт (женщина изменила мужчине, и теперь он ненавидит женщин).
  2. Страх или непонимание какого-либо фактора (трудно понять, как мужчина может любить мужчину, поэтому ты не любишь геев).
  3. Личный или общественный эгоизм (небритые подмышки меня бесят, потому что я смотрю на свои бритые и чувствую себя королевой).
  4. Несовпадение интересов, взглядов (я считаю, что отказ от мяса вредит здоровью, поэтому ненавижу веганов).
  5. Социальное неравенство, отсутствие доступных возможностей вследствие финансовых или политических особенностей региона (Крым отошел к России – ненавижу русских).
  6. Различие внешнего вида или особенности состояния здоровья (полные люди = больные люди, ненавижу полных людей).

Отдельно мне хотелось бы выделить расизм, который всегда виделся мне наиболее специфичной темой, в которой труднее всего разобраться. Хотя бы потому что нашему народу больше присуща национальная дискриминация (условно говоря, мы дискриминируем народности, например, когда пишем в объявлении о сдаче квартиры, что ищем арендаторов исключительно славянской внешности). А вот расовая дискриминация – это яркий маркер совершенно другой культуры, культуры американской. И несмотря на то, что мы всячески стремимся следовать за Западом, многое для нас остается непонятным.

Почему нельзя называть чернокожего словом на букву Н, хотя они сами так себя называют?

Почему нам нельзя переодеваться в чернокожих, красить лица темным тональником, например, на Хэллоуин? И почему скандал H&M с толстовкой «The coolest monkey in the jungle» получил такой общественный резонанс, что бренду пришлось снять партию толстовок и нанять diversity-менеджера, который будет следить, чтобы впредь такого не случалось. Давай разбираться.

Откуда взялся расизм и что это такое?

Можно сказать, что расизм зародился вместе с появлением человека. И проявлялся как страх чужого и неизвестного. Расизм – это когда внешним признакам придается сверхзначение, когда цвет кожи увязывается с добротой, интеллектом, склонностью к преступности. На самом деле, это, конечно же, не так.

Папуасы на Новой Гвинее неграмотны только потому, что у них нет письменности. Если папуасов учить письменности – они станут грамотными. С врожденными способностями это не связано.

У всех людей схожие способности и в 90 % общество – это серая масса, лишь только 10 % от общего числа людей представляют собой отклонения в сторону гениальности или наоборот.

Почему тема расизма чаще всего ассоциируется с американской культурой?

Расизм в США существовал с самого основания государства. Общество, основанное белыми людьми, различающимися по своим национальным и религиозным признакам, сильно отличалось своим отношением к другим группам. Основными жертвами расизма стали небелые коренные жители – индейцы и чернокожие рабы, то есть афроамериканцы. Юридически гражданские права распространялись только на белое население.

Почему на тему расизма чаще всего говорят чернокожие, а не индейцы?

Геноцид индейцев привел к настоящей демографической катастрофе в этой группе. До прибытия Колумба земли, ныне занятые 48 штатами Америки населяли свыше 12 миллионов человек. Четыре века спустя население было сокращено до 237 тысяч, то есть на 95 %. И только в 1924 году при военном министерстве США создали управление по делам индейцев. По нему аборигенов еще дальше загнали в пустыни Запада, резервациям предоставляют широкую автономию, а коренным жителям предоставили гражданство США. До этой даты индейцы были, по сути, иностранцами на своей земле и уничтожались.

Что касается, геноцида чернокожего населения, то официально он закончился в 1865 году, когда в силу вступила XIII поправка Американской конституции, отменившая рабство.

Можно сделать вывод, что индейский народ был практически стерт с лица земли, а та его часть, что осталась в Америке, приняла условия жизни в резервациях. В то время как негроидной расе удалось восстановиться после долгих лет унижений и истреблений, поэтому они несут свой опыт в массы, дабы люди помнили о том, что пережили их предки.

Что такое привилегии? Что означает «белая привилегия»

Когда мы говорим о дискриминации, то обязательно стоит учитывать и еще один термин. Этот термин привилегия. Под ним мы понимаем определенную гарантию, которой обладает ограниченная группа людей либо от рождения, либо на основании определенных условий. Короче говоря, привилегия – это статус, который присваивается обществом определенным группам, а не зарабатывается отдельными людьми.

Важно: Вода – это привилегия для рыбы. Если какое-то другое животное будет объяснять рыбе, что у него нет воды и оно умирает от жары, то рыбе будет трудно осознать его муки, потому что она живет в среде, где вода – это само собой разумеющееся.

Черный рабочий, занятый полный день в 2003 году, получает реальную зарплату меньше, чем белый рабочий в 1967 году. Из данного примера следует, что даже в современном мире у белого парня будет больше привилегий.

Мичиганский университет дает 20 лишних баллов при поступлении меньшинствам, чье число среди студентов в процентном соотношении меньше, чем среди населения в целом (в данном случае это значит – афроамериканцы, латиноамериканцы и индейцы). Абитуриентам из бедных семей тоже дают 20 баллов, но если чернокожий ребенок будет из бедной семьи, ему не дадут 40 баллов, потому что тогда у него появится бонус перед белым бедняком.

«Если бы я был черным, моя жизнь была бы такой же»

Одним из самых распространенных мифов, посвященных теме расизма, было и остается предположение, что если кто-то из нас родился бы черным, его жизнь не изменилась бы. Но тот факт, что белые не имеют преимуществ основан как раз на преимуществах. У нас есть право не думать о своей расе постоянно, не слышать истории об истерзанных, убитых, униженных родственниках с поломанными судьбами, не читать в бестселлерах о том, что наши умственные способности более чем сомнительны, а наш мозг в два раза меньше, чем у нормального человека. Мы можем не беспокоиться о том, что на нас посмотрят как на чужого, когда мы покупаем дом или поступаем в университет. Мы имеем привилегию не бояться того, что полицейский примет нас за преступника, потому что наша кожа другого цвета. Когда мы слышим слово «обезьяна», мы не думаем о том, что это обращено к нам, потому что обезьяна черная, а мы – нет.

Важным моментом в борьбе с дискриминацией является искоренение стереотипов о той или иной расе. Именно поэтому слова «обезьяна» относительно людей с черной кожей считается оскорблением и несет в себе негативную коннотацию, уносящую нас далеко во времена рабства. И именно поэтому и случился тот глобальный скандал с H&M.

Важно: Даже при полном осознании проблемы привилегии заставляют нас не испытывать острых эмоций по отношению к проблеме расизма, потому что это не касалось нас и наших семей. Грубо говоря, наше поколение не травмировано этим опытом. Соответственно, каким бы ни был сознательным белый человек, он все равно расист, потому что обладает привилегиям. По этой причине белокожий не может формировать повестку антидискриминационного движения. Да, он может продвигать эти идеи, но не может считать это соей заслугой. Он также не может говорить чернокожему стоит ему обижаться на определенные слова или нет. Так что пока мы делаем вид, что привилегий не существует, мы просто плюем в лицо тем, кто сражался и погибал за равенство возможностей.

Читайте также  Под каким именем крестить Светлану

Почему вопрос расизма особенно остро встает во время эпидемии коронавируса

COVID-19 принес не только вспышки заболеваний по всему миру, но и массовое проявление расизма

Казалось бы, в самый разгар глобальной пандемии, затронувшей всех, наша уязвимость перед вирусом должна была стать объединяющим фактором. Однако с тех пор, как около четырех месяцев назад в Китае разразилась вспышка заражений, представители отдельных этнических групп, в частности, люди из восточной Азии, живущие в преимущественно «белых» странах, столкнулись с другой проблемой — эпидемией расизма. 17 марта специальный корреспондент канала CBS Цзян Вэйцзя рассказала, что один из чиновников Белого дома в ее присутствии назвал новый вирус Kung-Flu («гриппом кунг-фу»). «Хотелось бы знать, что они говорят у меня за спиной», — написала журналистка в своем твиттере.

16-летняя студентка из южной Флориды Кэтрин Онг, чей фильм о вызванных коронавирусом проявлениях расизма опубликовал сайт The New York Times, сама не раз сталкивалась с подобной микроагрессией. «В медиа то и дело используют выражение «китайский вирус», — говорит она. — Многие мои азиатские и китайско-американские друзья рассказывали, что, как только они заходили в общественный транспорт, люди отсаживались от них подальше и бросали косые взгляды». 19 марта штатный фотограф газеты The Washington Post опубликовал в своем твиттере фото обращения Дональда Трампа в рамках брифинга по борьбе с вирусом, в котором слово «корона» было заменено на определение «китайский».

Все эти единичные примеры рисуют общую картину. Кому-то они могут показаться незначительными, но, если посмотреть на ситуацию сверху, становится очевидно, что подобные случаи микроагрессии идут рука об руку с куда более серьезными расистскими настроениями. Так, 3 марта появилась новость о том, что на 23-летнего Джонатана Мока, лондонского студента родом из Сингапура, напала компания мужчин со словами: «Мы не хотим, чтобы ты приносил свой коронавирус в нашу страну».

Кэтрин Онг признается: вся эта ситуация сильно отразилась лично на ней в частности, потому что микроагрессия — «нечто большее, чем нарушение политкорректности». «Когда я вижу, что азиаты по всему миру сталкиваются с физическим насилием, то понимаю, насколько сильны человеческие предрассудки».

История может нас многому научить

В историческом контексте вспышка COVID-19 — отнюдь не первый случай, когда эпидемия вызывает всплеск расистских настроений. Миграционные волны всегда сопровождались паникой вокруг тех или иных болезней. В начале XX века итальянских иммигрантов обвиняли в том, что они привезли в США полиомиелит. Немцев и евреев клеймили разносчиками испанского гриппа. А в 1830-х иммигрантов из Ирландии считали возбудителями холеры. Есть и более недавние примеры — так, в 2009 году праворадикальные пропагандисты в США уверяли, что пандемия свиного гриппа разразилась из-за «нелегальных чужаков» из Мексики, которые пронесли вирус через границу. В 2014-м во время западноафриканской эпидемии эболы одного афро-американского участника студенческой футбольной команды в Пенсильвании перед началом матча толпа встретила криками «эбола».

Онг нашла множество примеров того, что «на протяжении многих лет китайцев считали разносчиками болезней, ведь они едят грязную пищу и не следят за гигиеной». В 1882 году в США был даже принят Акт об исключении китайцев, запрещавший любую китайскую иммиграцию в страну. «Всю свою жизнь я чувствую, будто мне нужно бороться с предубеждениями людей относительно моей национальной кухни, — говорит Онг. — Теперь стигматизация вокруг этого стала еще сильнее из-за вируса, что особенно влияет на работу китайских ресторанов и бизнеса в целом. И это лишний раз доказывает, насколько люди подвержены стереотипам».

В то же самое время мы видим, как вспышка расизма отражается на представителях других этнических групп. Выступающие в новостях эксперты «недоумевают», почему эпидемия не распространилась теми же темпами в Африке, но при этом не берут в расчет особенности климата, популяции и продвинутые способы тестирования на вирусы в этих странах. То есть люди всерьез считают, что среди темнокожего населения болезни априори распространяются быстрее?

Закрытие границ

Всего за несколько недель выражение «коронавирус не знает границ» стало настолько повсеместным, что успело превратиться в клише. Но почему мы вообще допускаем мысль, что какой бы то ни было вирус способен оставаться в пределах одной страны или нации? Леа Кован, редактор политического раздела сайта gal-dem.com и автор книги Border Nation: A Story of Migration, называет такой коллективный самообман крайне любопытным явлением. «Это очередное подтверждение того, что границы — полная фикция».

Кован также говорит, что закрытие границ вряд ли уберегает от распространения вируса и лишь множит расизм и ксенофобию в обществе: «Люди, которые привыкли чувствовать себя в безопасности благодаря своему «привилегированному» месту жительства в северной части планеты, больше не могут рассчитывать на то, что контролирование границ убережет их от вируса». И дело тут не только в расистских настроениях, но и в банальном эгоизме: мы готовы обезопасить себя даже ценой жизни и здоровья других.

Важно помнить о том, что вызванный вспышкой эпидемии расизм отражается как на нациях в целом, так и на каждом человеке по отдельности. «Те, кто оказался наиболее уязвим перед проявлениями расизма, вдобавок имеют куда меньше возможностей защитить себя и других от коронавируса, — говорит Кован. — Например, люди в британских центрах содержания иммигрантов, где по большей части живут небелые представители рабочего класса и беженцы, находятся в группе риска заражения COVID-19 из-за плохих бытовых условий и низкого уровня медицины».

Как бороться с расизмом прямо сейчас

Микроагрессия, преступления на почве ненависти, структурное насилие — вряд ли кто-то будет отрицать тот факт, что для «цветного» населения эпидемия оказалась тяжелым испытанием. Именно поэтому так важно пресекать любые проявления расизма, которые нам пытаются навязать. «Ксенофобия и расизм не только приносят вред представителям азиатских групп, они попросту бессмысленны: нет никаких научных обоснований подобным расистским предрассудкам, — говорит Онг. — Единственный верный способ бороться со стигматизацией — говорить о ней и вести открытый диалог. Когда мы игнорируем подобные темы, считая их чересчур тяжелыми, негативные настроения в обществе лишь набирают обороты».

Как бороться с ксенофобией и расизмом прямо сейчас? Прежде всего, необходимо придерживаться принципов коллективности и солидарности, выступая единым фронтом против проявлений эгоизма и индивидуализма. Подумайте о тех, кому в жизни повезло гораздо меньше, чем вам. Постарайтесь лучше узнать людей, которые живут рядом, — возможно, кто-то из соседей находится в уязвимом положении или болеет, и им нужна помощь. Призывайте других делать то же самое. Не забывайте о том, что медицинские маски не защищают вас от вируса, но позволяют окружающим не заразиться от вас (именно поэтому в Азии их носят все поголовно). Думайте не только о себе. Если вы стали свидетелем проявления ксенофобии, говорите об этом — в наших силах остановить эпидемию расизма.

Парадоксы расизма в России или почему мы – расисты поневоле

Для начала разберемся, что такое расизм. Есть общее определение про совокупность воззрений о физической и интеллектуальной неравноценности человеческий рас и наций. Но это сугубо общее понятие, которое, едва ли, способно объяснить обывателю тот феномен расизма, с которым мы сталкиваемся в XXI веке. Сейчас химера расизма уже далека от простого и понятного разделения людей на высшие и низшие расы, теперь ей подавай новый формы – этнический расизм, элитарный расизм, бытовой расизм… Что угодно теперь может быть расизмом. Нужно лишь найти хотя бы пару отличительных черт, а дальше ненависть и противопоставление сделают свое темное дело.

Расизм в XXI веке стал аргументом для двух противоположных по смыслу войн: войне за права и свободы и войне за подавление этих прав и свобод. В расизме обвиняют и расизмом же оправдываются. В шахматах такое положение называется «цугцванг». Мировое сообщество пытается решить проблему расизма, при этом усугубляя её все больше и больше.

В России же мы не решаем проблему расизма. Здесь мы её даже не признаем. Для нас расизм – это нечто далекое. Заморское. Любой обыватель на своей кухне сможет прочитать обширную лекцию про расистов из США, которые поработили целый континент и веками «гнобили» африканцев и индейцев. Затем этот обыватель обязательно вывернет про империалистов британцев и, наконец, стуча по столу кулаком, припомнит нацистам холокост. «Вот мол, посмотрите на них, они считают себя в ж**у толерантными, а сами вон сколько народу сгубили. А мы всегда жили в союзе с другими народами. Что в Российской Империи и уж тем более в СССР».

Подобная историческая безграмотность обывателя неудивительна, учитывая насколько политизировано образование и СМИ в нашей стране. Обывателю просто неоткуда получить адекватную оценку. Ну, а те места, откуда она все же еще звучит, излишне увлеклись осуждением и очернением действительности вместо банального, но действенного просвещения.

Все то, что российский обыватель знает о расизме и приводит в качестве аргумента в любом споре – это общеизвестные факты, давно признанные мировым сообществом. Америка признала дискриминацию негров-рабов и индейцев и одной из первых в мире стала выстраивать действенную модель расового равноправия.Апартеид был признан властями ЮАР. Современная Германия не отрицает фашизм и холокост. Обо всем этом сняты сотни фильмов и телепрограмм, написаны тысячи статей. «Пойман – вор»: такой принцип обывательской критики мировой проблемы расизма. И «не пойман – не вор»: как главный аргумент в защиту отсутствия расизма в России.

Читайте также  Какие дешевые аналоги есть у «Ярины»

Но историческая наука ­­– это, к счастью, не программа с Рен-ТВ, и она четко выносит вердикт проблеме расизма в России – он был, есть и будет. И главная его проблема в том, что тот самый обыватель с кухни – совсем не расист в своей сути. В этом он прав. Народ, который жил на территориях Российской Империи, СССР и живет на территории России – далек от расовых и этнический предрассудков. Он умеет ценить и разделять культуры других народов. Он отзывчив и добр к ним. Вот только добрый и отзывчивый народ совсем не нужен его правителям.

И так было всегда. Любой период этнической ненависти был вызван политикой и использовался ей в своих личных целях. Обычный же народ веками уживался с теми, с кем еще вчера воевал. Мы покоряли территории, но не насаждали им свои порядки. «Мы» здесь – народ, а не его правители. Правителям как раз жить в согласии с соседями всегда было слишком скучно и опасно. Взоры народа тогда обращались на внутренние проблемы и, того гляди, очередные декабристы могли появится на Сенатской площади. Уж лучше привычным путем: есть внешний враг, а мы от него отличны своим этническим и нравственным превосходством, своим чувством богоизбранности и все наши силы должны быть направленны против этого врага.

Еще одна особенность расизма в России в том, что он не имеет четких противопоставлений. Нет понятных «черный и белый», «белый и желтый». Есть те, с кем мы веками жили, пусть и в некоторых ссорах, но рядом. Мы привыкли и к евреям, и к кавказцам с монголами. Нам близки европейцы и арабы. Мы всегда соседствовали с множеством народностей.

Мы всегда были, действительно, большой империей, в которой много что было намешано. И никогда нам не хотелось никакой исключительности по национальному признаку. Мир в доме, да любимое дело – вот национальная идея этой земли. Нет в ней никакого желания мирового господства. И никогда не было.

«Расисты по неволе» – скорее это про нас. Веками кто-то поучал нас не любить евреев и помнить о крови, которая была пролита на Кавказе. Но этим же веками мы восхищаемся картинами Левитана и заучиваем наизусть «Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…». Нам говорят, что Европа — наш враг, но мы приезжаем в Санкт-Петербург и понимаем, что это не так. Что мы часть этой большой цивилизации, и что мы не должны противостоять им, а должны жить вместе. Все это понятно любому человеку, который просто вырос на этой земле. И лучшее доказательство этому – спорт.

Когда тридцать лет назад СССР начал разбирать свою идеологическую машину, то именно спорт тогда был первым, кто проложил мостик между нашей цивилизацией и всем остальным миром. Поздний СССР и затем первые главы в истории новой России – это период, когда мировой спорт завладел умами и сердцами наших болельщиков. В той искренности, с которой наш народ восторгался Марадоной или боготворил Шумахера не было ни грамма злости и зависти. Никто не видел в первом — «кутилу наркомана», а во втором — «потомка фашистов». Никто даже не задумывался об этом. Все болели за сборную России, но носили желто-зеленые майки с Роналдо. Внутри мальчишек во дворе не было никаких противоречий. Смуглый их кумир или не смуглый? Предает он родину, раз болеет за бразильцев или не предает?

Россияне того периода – это самая мультикультурная нация в мире. Мы впитывали все, что от нас прятали поколениями. Но при этом не разменивали на что-то свое. Никто не отказывался от советского наследия. Им гордились. Его почитали. Но почитали, в конкуренции и сравнении с мировыми спортивными державами, а не по указке сверху и безальтернативному постановлению. Никто в те годы не думал, что болеть за сборную Германии на Чемпионате Мира – означает «растаптывать память о наших дедах». Быть может, просто тогда деды еще были живы и могли напомнить нам, что любая война начинается с ненависти. И что они отдавали свои жизни не ради того, чтобы их внук ненавидел других. Что именно ненависть к другим привела на нашу землю такую беду, которую нельзя пожелать даже самому злейшему врагу. Вот об этом тогда еще помнили. Что любая война – это страшно, и что любой Парад Победы – это еще и парад тех миллионов, которые не смогли до него дожить.

Но мир изменился за эти годы. Агрессия преодолела локальные рубежи и стала достоянием мирового спорта. Каждый против каждого. Без причины, просто ради выплеска ненависти. Расизм ради расизма. Даже не для доказательства своего превосходства, а просто ради унижения. Бессмысленный расизм. Самый опасный.

Тот обыватель с кухни прав – новости о самых грубых формах расизма до сих пор приходят из западных стран. Толерантных стран. Фанаты в метро, не пропускающие темнокожего мужчину и т.д. И обыватель делает вывод: «они сами все расисты, а еще пытаются поучать весь остальной мир». Это глупый вывод.

Толерантность и борьба с расизмом в западных странах – существует. Она не абсолютна, как и любая борьба в этом мире. Нельзя сделать мир кристально чистым от преступности, но можно сделать такую систему, при которой каждый второй преступник будет пойман, а каждый третий потенциальный преступник задумается о своем выборе. Это называется развитый мир. Несовершенный мир, но лучший из того, что мы имеем.

Хочется поспорить? Не стоит. То, что мы не признаем наши проблемы, врем себе и всем вокруг, что мы живем лучше других и у нас нет проблем – это наша большая беда. Потому, что проблемы никуда не денутся. Ксенофобия, возрождающаяся на наших улицах – однажды может коснуться каждого, а не только студента-африканца, которого избили бутылкой по голове. Все это может закончится тем, что кому-то из нас припомнят его фамилию, заканчивающуюся на «о» и сделают тоже самое. Разве это тот мир, в котором хочется жить?

Через несколько лет мы проведем Чемпионат Мира по футболу. Большой праздник, на который съедутся лучшие сборные мира со всех континентов. Их приедут поддерживать болельщики всех рас и этносов. Города, принимающие мундиаль превратятся в огромный Вавилон. А теперь вдумайтесь в то, что каждый десятый болельщик в России, пусть и в трусливых комментариях, но все же пишет, что он спустил бы пару тройку «искандеров» на тех, кто обыгрывает его сборную. Или пишет, что «нет ничего такого в том, чтобы «поухать на этих черных», ведь они недавно слезли с пальм и им привычно».

Опять же, можно простить болельщику его неосведомленность в расоведение и непонимание того факта, что если бы «эти черные» однажды не слезли с пальм, то ему, европеоиду и потомку кроманьонцев, не суждено было вовсе родится. Но с чем сложно смириться, так это с чувством безнаказанности за эту элементарную невоспитанность. Такие прописные истины, как уважение к другим, чувство собственного достоинства, порядочность – это то, что характеризует страну и общество. И если этого нет, а есть лишь постоянное вранье и попустительство – то эта страна сильно больна.

Но обвинять в этом обывателя и простого фаната не стоит. Он не причем. Его так воспитали. Причем именно воспитали. Ему внушили, что мы лучше других. Ему врали об этом. Что наша сборная сильней других, хотя на поле мы видели безвольную команду. Что другие ненавидят его потому, что он родился в России. Так ему говорили. Не все. И не всегда. Но это просто произносили вслух. Этого оказалось достаточно.

Когда зарубежные делегации говорят о выросшей ксенофобии в нашей стране, они имеют ввиду большой парадокс для нашего любимого обывателя. Потому, что та самая ксенофобия – это ничто иное, как пропагандируемое всюду выросшее «чувство национального достоинства». Теперь нас все боятся и слушают. Мы показали какие мы великие. Мы указываем миру, как ему жить. И тому подобная нелепица. Обывателю внушили, что он лучше других и ему ничего не нужно для этого делать. Просто сидеть на попе и гордиться страной.

Именно так рождается национализм в его радикальных формах. Бездари ищущие самоутверждения в унижении других. Именно так зарождались фанатские ультрас во всех странах. Мы сами даем им флаг в руги. Мы хотим в преддверии Чемпионатом Мира получить поколение, которое готово доказывать силой и убеждением свое превосходство над другими. Мы выстраиваем под их ногами идеологический фундамент.

Но мы сами же можем это исправить. Мы – это те, которые прошли школу девяностых и первых нулевых. Мы – это те, которых воспитали исходя из понятий порядочности и достоинства, а не приспособленчества и попустительства.

Мы просто должны открыто осуждать и говорить о недопустимости любых проявлений ксенофобии и расизма. Мы должны напомнить всем, что спорт в этой стране любят во всей его полноте, а не только пьяными выкриками «Россия – вперед!». Что уважать другие страны, других спортсменов – это обязательство в спорте. Что чувствовать свое единение со всем миром, а не только с запрограммированной толпой – это высшая болельщицкая радость. Что спорт должен порождать именно такие светлые чувства, а не чувства злобы и ненависти.

Вот тогда расизму и ксенофобии придется туго. Они не искореняться вовсе, не стоит на это надеется. Но их затмит достоинство нашей нации. Её открытость миру и доброту. Её величие, которое она может разделит с другими. Тот дед, который семьдесят лет назад принес нам всем большую победу – он воевал, как раз за такую страну и за таких потомков.

Предыдущие темы в рамках «Серьезной пятницы»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: