Дудка как музыкальный инструмент

История дудки

Флейта — духовой инструмент времён палеолита

Дудки и их разновидности относятся к классу продольных флейт, самой древней формой которых является свистковая. Выглядела она следующим образом: трубка из тростника, бамбука или кости. Вначале ее использовали только для свиста, но затем люди поняли, что если вырезать или выдолбить в ней отверстия, а затем при игре закрывать и открывать некоторые из них, можно получить различные по высоте звуки.

Возраст самой древней флейты, найденной археологами, составляет приблизительно 5000 лет до нашей эры. Материалом для её изготовления послужила кость молодого медведя, в которой сбоку при помощи клыка животного были аккуратно проделаны 4 отверстия. Со временем примитивные флейты усовершенствовали. Сначала на них заостряли один из краёв, позже появилось специальное свистковое устройство и наконечник, напоминающий птичий клюв. Это существенно облегчило звукоизвлечение.

Дудки распространились по всему земному шару, приобретая в каждой стране свои индивидуальные особенности. К ближайшим родственникам дудок из класса продольных флейт относятся:
— Сиринга, древнегреческий духовой инструмент, упоминавшаяся в «Илиаде» Гомера.
— Кена, тростниковая флейта с 7 отверстиями без свистка, распространённая в Латинской Америке.
— Вистл (от английского слова whistle – свист), широко используемый в ирландской и шотландской народной музыке и изготовляемый из дерева или лужёной жести.
— Блокфлейта (флейта с небольшим блоком в головной части инструмента), получившая широкое распространение в странах Европы в начале прошлого тысячелетия.

Использование дудок у славян

Какие же именно духовые инструменты принято называть дудками? Дудка представляет собой трубку, длина которой может варьироваться от 10 до 90 см, с 3–7 отверстиями для игры. Чаще всего материалом для изготовления является древесина ивы, бузины, черёмухи. Однако часто используют и менее долговечные материалы (тростник, камыш). Форма также различается: трубка может быть ровной цилиндрической, может сужаться или расширяться к концу в зависимости от вида инструмента.

Одна из старейших разновидностей дудок – жалейка. Преимущественно она использовалась пастухами для подзывания скота. Выглядит она как короткая трубочка из тростника (её длина составляет примерно 10-15 см) с раструбом на конце. Игра на ней достаточно проста и не требует специальных навыков или подготовки. В Тверской области также получила распространение разновидность жалейки, изготовленная из ивы брёлка, обладающая гораздо более нежным звучанием.

В Курской и Белгородской областях пастухи предпочитали играть на пыжатке – продольной деревянной флейте. Своё название она получила из-за втулки со срезом, напоминающей птичий клюв, вставленной с одного конца инструмента. Звучание пыжатки слегка приглушенное, шипящее: оно придается ниткой, пропитанной воском и намотанной вокруг трубки.

Одним из самых распространённых инструментов стала калюка, также известная как «травяная дудка» или «выгонка». Материалом для её изготовления обычно служили колючие растения (отсюда и пошло название «калюка»), но часто делали и недолговечные лужные флейты из борщевика или растений с пустыми стеблями. В отличие от вышеперечисленных видов дудок, в выгонке было всего два игровых отверстия – входное и выходное, и высота звука менялась в зависимости от угла и силы подаваемой струи воздуха, а также от того, насколько открыто или закрыто отверстие в нижнем конце инструмента. Калюка считалась исключительно мужским инструментом.

Использование дудок в настоящее время

Конечно же, сейчас популярность традиционных русских инструментов не столь велика, как к примеру, несколько веков назад. Их вытеснили более удобные и обладающие большими возможностями духовые инструменты – поперечные флейты, гобои и другие. Однако и сейчас их продолжают использовать при исполнении народной музыки в качестве аккомпанемента.

Дудка

Под названием «дудка» объединено несколько разновидностей продольных флейт, которые использовались в фольклоре русских, украинских и белорусских народов, распространялись в других странах, становясь частью и их музыкальной культуры. Несмотря на небольшие музыкальные возможности, эта представительница семейства духовых пользовалась большой популярностью среди простого народа.

Конструкция

Устройство деревянного инструмента простое. Это трубка со свистковым устройством и отверстиями. Отличаются друг от друга дудки размером и формой. Длина может варьироваться от 20 до 50 сантиметров. Концы бывают суженные или расширенные, конусообразные или ровные.

Встречаются цельные и разборные дудочки. Иногда исполнители играют сразу на двух трубках, объединенных одним мундштуком. Такой инструмент называется двойной дудкой.

Мастера создавали конструкции, выдалбливая или высверливая из древесины. Использовались разные породы дерева: ясень, липа, граб, сосна, орешник. Неплохое звучание давали камыш и бузина, вербная кора.

Разновидности дудок

Музыкальный инструмент представлен несколькими видами, каждому из которых дано свое название. Они отличаются размерами и особенностями конструкции.

Поршневка

Трубка в виде цилиндра имеет не только свистковое устройство, но и поршень. При игре музыкант ритмичными движениями меняет положение поршня, изменяя высоту звука. При вдувании воздуха при закрытом поршне дудка-поршневка звучит высоко.

Открытая дудка

Еще один вид русской народной продольной флейты со скошенным концом, который имеет щель. Воздух направляется на скошенный край, а язык выполняет роль пыжа, то закрывая, то открывая щель. Открытая дудка тоньше, чем поршневка, диаметр внутреннего канала у этого вида составляет не более одного сантиметра. Корпус инструмента может иметь разное количество звуковых отверстий, в Курской области известны образцы с 5 отверстиями.

Калюка

Длинная дудка, одна из разновидностей обертоновой продольной флейты. Инструмент взрослого исполнителя может достигать в длину 70-80 сантиметров, но каждый музыкант подбирает дудочку в соответствие со своим ростом и длиной рук. Дело в том, что размер столба воздуха во время игры регулируется открыванием и закрыванием указательным пальцем нижнего отверстия. Калюку изготавливают из плотных стеблей растений. Верхнее отверстие более широкое, чем нижнее.

Сопилка

Эта разновидность распространена на Украине. Сопилка в свою очередь объединяет три типа:

  • открытая – имеет 6 звуковых отверстий;
  • свистковая – количество отверстий 5 или 6;
  • губнощелевая – имеет 6 отверстий, воздух вдувается через свистковый вырез без втулки.

Первые два типа характерны для народов Западной Украины, второй распространен в южный и восточных районах.

Дудка с тремя отверстиями

На Западной Украине еще встречается вид продольной народной флейты, который в Европе называют волынкой. Чтобы играть на дудке с тремя отверстиями, нужна ловкость, сноровка и чувство ритма, потому что исполнитель одновременно играет на дудке и колокольчике, держа их в разных руках.

Существует огромное количество разновидностей, характерных для разных народов и регионов. Они могут выглядеть и называться по-разному: жалейки, свирели, рожки, дуда, сопль, чибизга.

Использование

На Руси дудка появилась еще до прихода христианства. Русский деревянный духовой инструмент изначально полюбили пастухи. С помощью жалейки они подзывали скот. Имел инструмент и сакральный смысл, его звучание сопровождало заговоры при болезни скота, а на Карпатах считалось, что если играть на трубке ночью, то музыка привлечет темные силы.

Позднее наигрыши вошли в быт народа, стали доступным развлечением. Редкий фольклорный ансамбль народных инструментов может обойтись без дудочки. Большую популярность и известность в Советском Союзе обрел первый ансамбль народных инструментов под руководством В.В. Андреева. Ему удалось передать многим простейшим представителям семейства духовых академическое звучание.

Читайте также  Зачем нужны волосы в носу

Сегодня психологи и педагоги рекомендуют родителям давать в руки детям дудочки, чтобы они не только развивали слух и речь, но и мелкую моторику. Звучание инструмента также положительно влияет на психику, его активно используют в музыкальной терапии.

Дудка в культуре

В книгах исследователей фольклора этот инструмент упоминается очень часто. О дудочке говорится в потешках, сказаниях, песнях, пословицах и поговорках. О безропотных, послушных людях говорили, что они «пляшут под чужую дуду», а про талантливых и успешных – «и швец, и жнец и на дуде игрец».

Наравне с гуслями, трещотками, ложками, бубнами дудка вошла в состав народного ансамбля, используется для аккомпанемента фольклорных и авторских композиций.

Духовые инструменты – деревянные, медные, электронные

Духовые инструменты – музыкальные инструменты, звук которых формируется при помощи колеблющегося воздушного потока, находящегося внутри корпуса.

Духовые являются одними из древнейших видов музыкальных инструментов. Можно предположить, что первые примитивные духовые изготавливались из полых трубок, например, из рога, либо из тростника. В «Повести временных лет», датируемой 1113 годом, уже были упоминания о таких инструментах на территории Древней Руси.

С течением времени духовые инструменты видоизменялись и совершенствовались, и на данный момент их можно разделить по источнику звукового колебания и по материалу изготовления. Интересно, что, несмотря на достаточно очевидную, на первый взгляд, терминологию, трактовка принадлежности инструмента к какой-либо из групп может варьироваться.

Мы решили рассказать, что к чему, ведь знание принципа разделения духовых инструментов на виды и группы поможет вам в выборе инструмента и не даст запутаться.

Духовые инструменты по источнику звукового колебания

Лабиальные духовые – инструменты, вибрации звука в которых возникают об острый край стенки корпуса. Все виды флейт, свистки и прочие дудочки относятся к этой категории.

Язычковые духовые – инструменты, звуковые колебания которых создаются от вибрации специального резонирующего язычка, находящегося в воздушном потоке. Саксофоны, фаготы, кларнеты – все духовые, имеющие трость, а также губные гармошки и органы можно отнести к этой категории.

Амбушюрные духовые формируют звук от вибраций губ музыканта, от положения языка и объема его ротовой полости. К таким инструментам относятся трубы, горны, тромбоны, валторны и тд.

Кроме того, инструменты можно классифицировать по материалу изготовления. Однако, здесь есть нюансы. Такая классификация сложилась исторически и является традиционной, но духовые изготавливаются не только из дерева и меди. Лучше считать это разделение условным, относящимся к способу звукоизвлечения и технике игры, нежели к материалу корпуса.

Деревянные духовые инструменты

Деревянные духовые – музыкальные инструменты, звук в которых генерируется вибрирующей внутри корпуса воздушной струей, а высота звучания регулируется посредством открытия и закрытия специальных клапанов.

Исторически сложилось так, что эти инструменты изготавливали из дерева. Яркий тому пример – флейта. Изготовленная из деревянной трубки, корпус флейты имеет отверстия, закрывая и открывая которые музыкант может регулировать высоту звучания.

Тем не менее, многие духовые, технически являющиеся деревянными, производятся из других материалов. Современные оркестровые флейты изготавливаются из пластика, алюминия и даже стекла, а саксофон, принцип работы которого относит его к деревянным духовым, вообще никогда не изготавливался из дерева.

Группа деревянных духовых инструментов

Гобой – деревянный духовой музыкальный инструмент, представляющий собой полую прямую трубку с множеством клапанов, звук которого генерируется в специальной дойной трости – деревянном язычке, вибрирующем в воздушном потоке. Этот певучий, слегка гнусавый и громкий инструмент внесен в книгу рекордов Гиннеса как самый сложный музыкальный инструмент. Гобой получил свой современный вид во второй половине XVIII века, в настоящее время широко используется в камерной и симфонической музыке.

Гобой традиционно изготавливают из твердых сортов дерева, чаще всего используя черное дерево, палисандр, бук, самшит или дикую вишню. Однако, есть свидетельства о создании гобоя из слоновой кости.

Этот инструмент имеет разновидности, самые известные из которых гобой д’амур, английский рожок и геккельфон.

Кларнет – духовой деревянный музыкальный инструмент в виде полой трубки с клапанами. Внешне похож на гобой, однако обладает одинарной тростью. Он был изобретен примерно в 1700 году в Нюрнберге, активно используется в камерной и оркестровой музыке, а также широко распространен среди джаз коллективов.

Конструкция кларнета постоянно дорабатывается, добавляется и оптимизируется достаточно сложный механизм клапанов.

Кларнет обладает широким диапазоном, имеет мягкое, теплое звучание и открывает для музыканта широкие границы для выразительной игры.

Фагот – Интересный на вид деревянный духовой инструмент, представляющий собой полую трубку с клапанами, чем-то напоминающую таковую у гобоя. Звук фагота зарождается в сдвоенной трости, которая крепится к основному корпусу при помощи металлической S-образной трубки.

Фагот имеет сдавленное, басовитое звучание, раскрывающееся на нижних и средних регистрах. Обогащенное обертонами звучание этого инструмента используется в симфонических и духовых оркестрах, а также сольно и в ансамблях.

Саксофон – один из самых известных деревянных духовых инструментов, придуманный в1842 году бельгийским конструктором музыкальных инструментов Адольфом Саксом. Широко применяемый как в оркестровой, так и в популярной музыке, его внешний вид и звучание стали ассоциироваться со всеми духовыми инструментами в принципе.

Технически являясь деревянным духовым, саксофон никогда не изготавливался из дерева. Обычно этот инструмент изготавливают из сплавов меди и цинка, латуни и пакфонга. Звук саксофона генерируется в трости, похожей на трость кларнета.

Старинные деревянные инструменты

Помимо основных деревянных инструментов, существуют старинные деревянные духовые, такие как блок-флейта, бомбарда, вистл, шалмей. Деревянный духовой инструмент у народов кавказа Баламан (либо балабан) является ярким примером старинных духовых. Балабан представляет собой полую прямую деревянную трубку с отверстиями, на одном конце которой установлен мундштук из камыша. По конструкции балабан очень похож на грузинский дудук, и имеет сходный кричащий тембр.

Высокий по звучанию деревянный духовой инструмент – конечно же флейта. Её чистое, тонкое, пронзительное звучание знакомо каждому человеку. Сегодня флейта является очень популярным инструментом для обучения детей в музыкальных школах.

Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов – фагот. Его густое, богатое обертонами звучание используют в различных оркестрах.

Медные духовые инструменты

По принципу работы медные духовые относятся к амбушюрным инструментам – в которых для создания и изменения звука активную роль играет положение губ музыканта и сила воздушного потока.

Медные духовые инструменты называются таковыми, потому что их первые представители изготавливались из меди, однако сегодня в производстве используют и латунь, и серебро, и дюраль.

Первые медные духовые представляли собой простые раструбы, без дополнительных механизмов для изменения тона инструмента. Такие медные назывались натуральными музыкальными инструментами, то есть издающие несколько звуков натурального звукоряда. К таким инструментам относятся горны, охотничьи рожки, фанфары, сигнальные рожки. В нашей стране самым известным представителем является пионерский горн.

С развитием технологий конструкция медных духовых все более усложнялась, и теперь, помимо натурального звукоряда, такие инструменты могут издавать широкий диапазон звуков.

Читайте также  Какое расстояние должно быть между деревьями при посадке

Группа медных духовых инструментов делится на несколько типов:

Натуральные инструменты – простые медные трубы и горны, способные воспроизводить лишь натуральный звукоряд. Являются самыми примитивными духовыми в семействе. К ним относят рожки, горны, фанфары и тд.

Кулисные инструменты – медные духовые, звуковой диапазон которых расширяется путем удлинения воздушного потока с помощью выдвижной кулисы. Классический духовой инструмент с кулисой – тромбон.

Вентильные инструменты – разновидность медных духовых, в которых высота звука регулируется специальными вентилями, управляемыми музыкантом. Вентили открывают и закрывают путь воздуха к дополнительным патрубкам инструмента, тем самым повышая и понижая его тон. В настоящее время такой системой снабжены почти все современные медные духовые: саксгорны, валторны, трубы и тубы.

Клапанные инструменты – редкий подтип медных духовых, система понижения и повышения тона в которых работает по принципу деревянных инструментов – посредством отверстий в корпусе, открываемых и закрываемых музыкантом. Примером таких духовых являются корнет, серпент, офиклеид и клапанная труба.

Еще одним известным представителем медных духовых является инструмент труба. Труба состоит из трех частей: мундштука, трубки и раструба. В зависимости от сложности, может как обладать вентильным механизмом, так и не иметь его. Этот знаменитый инструмент имеет яркий, громкий тембр, и является самым высоким по звучанию медным инструментом.

Самый низкий по звучанию медный духовой инструмент – геликон. Этот огромный инструмент представляет собой большую цикличную трубу с вентильным механизмом, имеющую низкое, рокочущее звучание. Геликон применяется в военных оркестрах, отлично раскрывая свои акустические возможности на открытом воздухе.

Электронные духовые инструменты

В последнее время электронные музыкальные инструменты получили множество новых вариаций. Среди них появились электронные духовые инструменты, представляющие собой контроллер, который чутко реагирует на силу и характер поступающего воздуха, а также на нажатие кнопок.

Такие электронные духовые контроллеры могут управлять цифровыми синтезаторами, звуковыми генераторами, содержащие семплы духовых инструментов. Таким образом, при помощи одного такого устройства, музыкант получает возможность играть любым тембром духового инструмента, используя все привычные методы артикуляции и экспрессии. Примерами таких инструментов являются Roland Aerophone AE-10 и AKAI PRO EWI4000S.

Почему пастухи всегда ходили с дудочкой и от чего она могла их защитить (3 фото)

Одним из основных атрибутов пастуха в Древней Руси являлся музыкальный инструмент — дудочка. Заметим, что на Руси молодым и неопытным пастухам доверяли лишь малочисленные стада или зачастую делали помощником, и лишь спустя несколько лет разрешали пасти большое стадо. Пастух не просто был обязан следить за поголовьем скота, он должен был хорошо ориентироваться в окружающей местности, для того, чтобы знать какие в округе произрастают травы, где находится ближайший источник воды, как защитить стадо от хищных зверей, как принять роды у коровы.

Скот играл ключевую роль в жизни людей на протяжении всей истории человечества. Поэтому роль пастуха отводилась опытным и чрезвычайно ответственным людям. Так зачем же эти серьезные люди носили с собой дудочку?

Звук дудочки – это условный знак

Пастухи дни и ночи на пролет следили за стадом, при этом всегда были заняты их глаза, а руки становились свободны. Поэтому у них было время на изготовлении этого музыкального инструмента из подручных средств, а также время упражняться в игре на нем.

Со времен звук дудочки становился условным знаком или сигналом, услышав который, скот начинал сбиваться в стадо и следовать к водопою или на ночлег. Звуки этого инструмента становились сигналами и для собак, которые помогали пастуху в его работе.

Звуки дудочки, как предупреждение

Дудочка пастуха была важным инструментом в борьбе с хищниками, прежде всего волками. Ее звуки отпугивали диких животных от стада и тем самым сохраняли поголовье крупнорогатого скота.

Но не только диких хищников отпугивали эти звуки, но и люди желающие украсть скотину, понимали, что пастух следит за стадом. Также люди, которые являлись хозяевами животных, по мелодии дудочки могли определить, где в данный момент времени находятся их коровы и быки.

Магический инструмент

В Древней Руси дудочка являлась не столько инструментом для извлечения музыкальных звуков, сколько магическим атрибутом, который был жизненно необходим для ведения диалога со всевозможными языческими духами. Эти духи становились заступниками для пастуха, который просил у них защитить скот от диких зверей или отвести хворь и болезни от стада.

Считалось, что если в дудочку пастуха положить кусочек шерсти коровы, то стадо непременно будет его слушаться и обязательно будет цело и невредимо. Конечно же, шерсть скота не клали внутрь дудки, тогда она просто бы не издавала звуков. Пастухи поступали следующим образом: они с помощью воска приклеивали кусочки шерсти на внешнюю сторону инструмента или мастерили на дудочке специальные внешние выступы, в которые можно было положить шерсть. Даже после прихода христианства, данное суеверие не исчезло.

Этот музыкальный инструмент являлся магическим символом силы, с помощью которого пастух мог превосходно управляться со своей работой. На Руси даже было поверье, что весной пастухи должны себе изготавливать новую дудочку, а с приходом зимних холодов они ритуально сжигали свой музыкальный инструмент.

Средство против злых духов

Согласно существовавшим на Руси суевериям, пастушья дудка была способна бороться с различными злыми духами и демонами. Считалось, что своим звуками она отпугивала их и тем самым защищала стадо. Во многих районах пастухи перед весенним первым выпасом обходили стадо играя на дудочке, тем самым изгоняя всевозможные заболевания, которые могли преследовать скот.

На территории современной Белоруси крестьяне изготавливали специальные трубы из елей, которые издавали громкие звуки. С помощью этих незатейливых инструментов пастухи перед первым выпасом отгоняли злых духов от тех дорог, по которым будет проходить стадо на пастбище.

Многие крестьяне побаивались и сторонились пастухов из-за того, что те в той или иной степени очень часто соприкасались с нечистой силой. Также многие пастухи разбирались в целебных травах, что приравнивало их к знахарям. Вопреки определенной опаске к пастухам, селяне всегда пускали их к себе домой переночевать.

Занятно, что многие пастухи даже в зимний период не желали разлучаться со своими музыкальными инструментами, которые помогали им в работе. На Рождество, когда проходило колядование, пастухи играли на дудочках у дворов крестьян, тем самым отгоняя нечисть, за что хозяева благодарили их, приглашая за стол и угощая различными вкусными блюдами.

Паспорт музыкального инструмента. ДУДКА

«Играть» на дудочке дети начинают в раннем возрасте, а вот что это за инструмент и как действительно на нём играть, вот задача, которую можно и нужно решить.

Просмотр содержимого документа
«Паспорт музыкального инструмента. ДУДКА»

ПАСПОРТ ИНСТРУМЕНТА

Название: Дудка

Группа: народный музыкальный духовой инструмент.

Происхождение: Был известен с древних времён как пастушеский инструмент.Семейства продольных флейт — сопели и свирели. Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.

Читайте также  Жанры научного стиля

Тембр: имеет мягкий, ласковый звук различной окраски и силы в разных регистрах.

Звукоизвлечение: Хроматические звуки извлекаются благодаря неполному прикрытию пальцами звуковых отверстий.Точность звучания достигается: навыками в дыхании и подаче струи воздуха в ствол инструмента, правильном расположении самого инструмента.

Устройство: из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок.

Это интересно!

Чаще всего, если верит легендам и мифам, такими инструментами пользовались пастухи, очаровывая своей игрой и стадо, и диких зверей и даже природу. Например, мифологический персонаж Пан из легенд древней Греции.

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

Срезали ветку острыми ножами,

Запела ветка семью голосами.

Из лесу вынесли,

Скачет. «Д» на удочку попалась

И никак не отцеплялась.

Повисела пять минут —

И случилось чудо тут:

Стала удочка короткой,

Издавать вдруг стала нотки.

Ну, скажите мне на милость,

Что же с удочкой случилось?

Превратилась в дудочку:

Дудочка играет

С виду дудочка простая, но звучаньем поражает:

В нём небесная лазурь, солнца лучик после бурь.

В нём звучание лесов под порывами ветров,

В нём последний вальс листвы, плеск ручья и песнь травы.

Спящих рек, озёр дыханье, встречи в нём и расставанья,

В нём томленья грустной ивы, птиц волшебные мотивы.

Вопросы и задания:

Дети делятся на пары. Один ребёнок играет на дудочке какую-нибудь мелодию, второй – описывает картину природы, к которой подходит данная музыка.

Придумайте сказку об одной волшебной дудочке, звуки которой превращались в то, о чём она играла.

Полёт музыки

Ослик стоял на лугу и задумчиво смотрел на полёт бабочки. Вдруг он громко закричал: «ИА-ИА!» Испуганная бабочка спряталась под листочком.

Мама ослика прибежала на луг и встревожено спросила:

— Что случилось, сынок?

— Ничего не случилось. Я спел песню о полёте бабочки, — ответил ослик.

— Ослик, твоя песня распугала всех бабочек, — засмеялась зайчиха, выглянув из травы.

— Не слушай её. Пошли домой, я тебе сладкой морковки дам, — успокоила мама сына.

На следующий день ослик снова гулял на лугу. Бабочки по-прежнему красиво порхали вокруг, но ослик даже не взглянул на них. Он задрал голову повыше и стал любоваться стремительным полётом птиц.

«ИА-ИА!» — закричал ослик. Птицы унеслись прочь. Мама снова поспешила спасать сына:

— Кто тебя испугал, сынок?

— Никто меня не испугал. Я спел песню о полёте птиц

— Ты своим криком оглушил всех птиц, — опять заметила зайчиха.

— Каждый поёт как умеет, — сердито заметила мама ослика и увела сына домой.

Когда ослик снова пришёл на луг, его мордочка была перевязана лентой, а сверху красовался бантик.

— Ослик, бантики носят на голове, а не на мордочке, — захихикала зайчиха.

— Я завязал мордочку, чтобы больше не петь, — пробубнил ослик с закрытым ртом.

Тут из травы послышали нежные переливы. Эльф сидел на цветке и играл на тростниковой дудочке. Ослик заслушался. Ему так захотелось спеть песню о том, как летает музыка, но его мордочка была перевязана бантом.

— Иа-иа, я никогда не спою песню о полёте, — пробубнил ослик и низко опустил голову.

— Песню о полёте нельзя спеть! – звонко крикнул эльф. Он взлетел и приземлился на голову ослика. Эльф развязал бантик, поднёс свою дудочку к губам ослика и попросил:

Ослик дунул. Нежные, дрожащие трели взлетели над лугом, точно птицы.

— Ой, моя музыка летит, — восхитился ослик.

— Я дарю тебе эту дудочку, ослик, потому что ты любишь полёт, — сказал эльф, улыбаясь.

Он привязал к дудочке бантик и повесил её ослику на шею. Ослик стоял, не смея верить своему счастью.

Вечером мама нашла ослика на лугу. Перед ним сидели зайчата и зайчиха.

— Ослик, сыграй моим зайчатам песенку о полёте бабочек, — попросила зайчиха.

Ослик сыграл, а ещё он сыграл песенки о полёте шмеля и о полёте птиц, о полёте ветерка и облаков.

— Кто научил тебя так хорошо играть на дудочке, сынок? – удивилась мама.

— Музыка. Я выдуваю её из дудочки, и она летает, — весело ответил ослик.

Вопросы и задания:

Нарисуй эльфа, играющего на дудочке.

Придумай сказку о том, как эльф и ослик стали петь дуэтом.

Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы научиться петь?

Придумайте для ослика песенку, запишите её на листочке и красиво украсьте.

Паспорт жалейки

Название: Жалейка — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

Группа: Духовой инструмент, аэрофон

Родина: Россия

Происхождение: Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

Тембр: пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый Брёлка по сравнению с пастушеской жалейкой обладает более деликатным и нежным звуком, так как изготовлена целиком из дерева..

Звукоизвлечение: необходимо привести в колебательное движение язычок пищика с помощью воздуха, заключенного в стволе инструмента.

Виртуозы: Этно-трио «Троица»

Устройство: Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная (двухствольчатая). Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Брелка состоит из конусообразной игровой трубки, расширяющейся к концу ствола, и овального раструба-резонатора на конце, предназначенного для усиления низких звуков. Кроме того, для брелки характерен мундштучок с так называемой пищалкой из двух тростниковых пластинок. Брелка имеет 7-8 отверстий и обладает диатоническим строем.

Язычки-пищики брелки изготовляются из пластинок тростника. Тростник для пищиков подбирают таким, чтобы он по диаметру совпадал с трубкой, на которой крепятся язычки. Длина инструмента вместе с резонатором составляет порядка 30 сантиметров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: