Для чего нужно изучать синтаксис в русском языке

Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса

Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.

Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».

Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».

Как понять, что изучает синтаксис

С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.

Пару слов скажу о каждом элементе

Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.

Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.

Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.

В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.

Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.

Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.

Как разобраться в синтаксисе

Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.

Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».

«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?

Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).

«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».

Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.

Зачем нужен синтаксис

Чтобы правильно ставить знаки препинания.

В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.

И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.

Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.

Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:

Полезные материалы по теме статьи

Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.

Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:

Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.

Значимость изучения синтаксиса русского языка в школе Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сушкова Валерия Эдуардовна

В статье определены важные функции русского языка . Указана значимость школьного раздела « Синтаксис » по учебному предмету « Русский язык ».

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сушкова Валерия Эдуардовна

Текст научной работы на тему «Значимость изучения синтаксиса русского языка в школе»

3. Харлап Т.В. Возможности активизации белорусско-китайского инвестиционного сотрудничества в условиях реализации проекта «Пояс и путь» / Т.В. Харлап // Пояс и путь: возможности для Беларуси: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 24 февр. 2017 г. / под ред. проф. А.А.Тозика. Минск: РИВШ, 2017. С. 37-44.

4. Чижик С.А. Пояс и путь: возможности для реализации научного потенциала Беларуси / С.А.Чижик // Пояс и путь: возможности для Беларуси: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 24 февр. 2017 г. / под ред. проф. А.А. Тозика. Минск: РИВШ, 2017. С. 21-26.

5. Шаблыко,Т. Шелковый путь в будущее / Т. Шаблыко // Беларуская думка. 2015. № 10. С. 42-47.

6. Шимов В.Н. «Экономический пояс Шёлкового пути» как транспортный маршрут и глобальный проект развития / В.Н. Шимов, А.А. Быков // Белорусский экономический журнал, 2016. № 2. С. 4-14.

ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Сушкова Валерия Эдуардовна — магистрант, кафедра филологии и межкультурной коммуникации, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский

Аннотация: в статье определены важные функции русского языка. Указана значимость школьного раздела «Синтаксис» по учебному предмету «Русский язык». Ключевые слова: русский язык, речь, синтаксис.

Состояние современного русского языка и его разнообразия речи вызывает интерес у лингвистов, педагогов, людей творческих профессий, чья непосредственная деятельность связана с областью общения. Спад уровня речевой культуры настолько очевиден, что многие лингвисты и методисты настаивают на необходимости непрерывного изучения языка молодыми людьми на всех уровнях образования. От начального до высшего. Поэтому в учебном процессе на первый план выходит задача преподавания русского языка как основного средства общения.

Именно поэтому русский язык относится к одному из основных и главных школьных предметов, составляющих наряду с другими дисциплинами основу общего образования. Русский язык значим для современных школьников, так как выполняет две важные функции: во-первых, он является предметом изучения и обучения, во-вторых, средством изучения других предметов.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает основное место. Его роль определяется общественными функциями языка — государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, родного языка более 80 % граждан России. Обучающиеся изучают разделы школьного курса. К одному из важных разделов относится изучение синтаксиса русского языка.

Читайте также  Как называли греков

Синтаксис — раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений, а также учение о функционировании в речи разных лексико-грамматических классов слов, что указывает на коммуникативную природу синтаксиса.

Традиционно синтаксис изучается в школьном курсе грамматики. Изучается он русского языка во взаимосвязи с другими разделами науки о языке. Ведь в синтаксической основе происходит усвоение норм произношения, процессов словоизменения, формирование речевых и языковых умений, орфографических навыков. Синтаксис помогает нам лучше и красивее выразить наши мысли, используя все возможности родного языка в речи.

Ведь речь — главное средство общения людей. Она близка к человеческому сознанию и мышлению. Человек выражает свои мысли словами и предложениями, используя язык, который изучается или уже был изучен. Следовательно, язык играет важную роль в жизни человека. Благодаря ему закрепляются все знания, получаемые в процессе жизни, так как мы не перестаём излагать их, руководствуясь своим мнением или отношением в беседах на работе, в школе или в дружной компании. «Синтаксис» в данном случае выступает основным помощником в построении русской речи, помогая правильно формировать словосочетания и предложения.

Поэтому в разделе «Синтаксис» изучаются и формулируются средства и правила построения связной речи — того, без чего язык не может нормально функционировать.

Первые сведения по данному разделу, обучающиеся получают еще в начальной школе. Они изучают виды предложений по цели высказывания, по интонации; члены предложения; связь между словами в предложении и т.д. В 5 классе уже изучается пропедевтический курс.

Его изучение позволяет сформировать у обучающихся такие знания, умения и навыки как: выделять словосочетания из предложения и конструировать собственные; уметь применять словосочетания в тексте; находить грамматическую основу предложения; определять количество грамматических основ в составе сложного предложения и уметь составлять схемы предложений; знать, на какие вопросы отвечают второстепенные члены и уметь находить их в предложении; распространять предложение второстепенными членами; определять вид предложения по цели высказывания, интонации, количеству грамматических основ.

Другими словами, изучение синтаксиса в 5 классе закладывает фундамент основных знаний, умений и навыков учащихся по данному разделу. Систематический же курс синтаксиса изучается в 89 классах.

Выделяют следующие цели обучения синтаксису, состоящие в следующем:

1. На основе сознательного усвоения синтаксических понятий обогащать грамматический строй речи учащихся с учетом норм русского литературного языка;

2. Сформировать речевые умения и навыки школьников;

3. Способствовать формированию всех видов компетенций.

Исходя из целей обучения синтаксису русского языка, выявлены следующие задачи:

1. Познакомить обучающихся с основными синтаксическими единицами — словосочетанием и предложением. Со сложным синтаксическим целым и на этой основе обеспечить усвоение школьниками знаний о строе русского языка;

2. Развивать речь обучающихся на основе усвоения синтаксических связей и отношений;

3. Формировать умение применять синтаксические единицы в соответствии с коммуникативной установкой. Развивать речь школьников.

4. Обогащать синтаксический строй речи учащихся. Научить их употреблять всевозможные синтаксические конструкции;

5. Создать базу для успешного усвоения правил пунктуации.

Важность изучения синтаксиса русского языка заключается в его системном подходе. Системность школьного курса синтаксиса обеспечивают усвоение главных научных понятий: единиц синтаксиса (словосочетание, предложение), их строение, синтаксические отношения и синтаксические связи. Происходит формирование синтаксических понятий в рамках функционального подхода к обучению русскому языку. Это, в свою очередь, стимулирует обновлению содержания лингвистической теории, которая содержит теоретическую информацию не только о формальных характеристиках основной коммуникационной единицы — предложения, но и о его семантике и информационной организации высказывания. Именно поэтому изучение синтаксиса значимо в современном русском языке.

1. ВапгинаН.С., Розентапь Д.Э., ФоминаМ.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией

Н.С. Валгиной. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2002. 528 с.

Синтаксис: наука о языке, что она изучает, основные понятия

Речь – главное средство в общении людей. Она близка к сознанию и мышлению человека. Свои мысли мы выражаем в словах и предложениях, используя язык, которому нас научили родители в далёком детстве. Язык играет важную роль и в дальнейшей жизни человека. Благодаря ему в словосочетаниях и словах закрепляются все знания, получаемые в процессе жизни, так как мы не перестаём излагать их, руководствуясь своим мнением или отношением в беседах на работе или в дружной компании. «Синтаксис» в данном случае выступает основным помощником в построении русской речи, помогая правильно формировать словосочетания.

Синтаксис как раздел науки о языке

Раздел языкознания, который носит название «синтаксис» основан на изучении словосочетаний и предложений как в русском языке, так и в области литературы.

Синтаксис изучает синтаксический строй поставленной речи и языка, т. е. предложения, словосочетания, их построение, способы включения словосочетаний в состав предложения, закрепление построений в тексте, а также объединение и формирование слов в сложных предложениях и т. п. О том, что изучает синтаксис и его определение более точно описано в википедии.

Синтаксис. Википедия. Определение

Си́нтаксис (в переводе с древнегреческого языка «σύν-ταξις» – «составление») – это раздел лингвистики, изучающий построение и функциональное взаимодействие разных частей речи в текстовых предложениях, коротких словосочетаниях и прочих единицах языковой речи. В грамматике считается составной частью. Исследуемые разного рода вопросы синтаксического характера затрагивают область изучения такой науки, как морфология.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий предложение и словосочетание, основными подразделами которого являются синтаксис предложения и словосочетания.

Словосочетание – это единица синтаксиса, представляющая собой сочетание двух или более двух самостоятельных слов, которые связаны друг с другом грамматически и по смыслу. В состав словосочетания входят главное слово и зависимые слова.

Предложение – основная единица синтаксиса и языка; одно или несколько слов, в которых заключаются вопрос, сообщение или побуждение (совет, просьба, приказ); характеризуется смысловой законченностью (т. е. представляет высказывание) и интонацией; включает в себя грамматическую основу, в состав которой входят главные члены, а именно подлежащее и сказуемое, или один из них.

Разделы синтаксиса

  • синтаксис словосочетания;
  • синтаксис простого предложения;
  • синтаксис сложного предложения;
  • синтаксис текста.

Существует разница между предложением и словосочетанием, которую необходимо определять и не смешивать эти единицы в одно целое, так как они разного уровня, несмотря на то, что наличие необходимости их изучения одной лингвистической дисциплиной воссоединяет их. Это необходимо для создания различных синтаксических конструкций (т. е. изначально происходит соединение слов в словосочетаниях, а затем уже из словосочетаний складываются предложения).

Предложение в данном случае выступает более сильной и усовершенствованной синтаксической конструкцией. Оно организовано иначе: в отличие от словосочетания содержит грамматическую основу. Простые предложения состоят из одной грамматической основы, а более сложные из нескольких.

  • «лежать на печи» (словосочетание);
  • «Емеля спал на печи» (простое с одной грамматической основой: «Емеля» (подлежащее) «спал» (сказуемое));
  • «Пока Емеля спал на печи, ведра сходили за водой» (сложное с двумя грамматическими основами: 1) «Емеля спал»; 2) «ведра сходили»).

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Основные понятия синтаксиса

Кроме основных синтаксических единиц, в этой роли также выступают сложное синтаксическое целое и текст. В составе всех синтаксических единиц слова используются в словоформе (форме слова) и в совокупности образуют так называемую «морфологическую парадигму» (к примеру, «К дому Петровы подъехали на новой машине», в данном случае выделяется семь слов на пять словоформ, а предлог – это элемент формы слова и включён в состав членов предложения).

Читайте также  Какое ухо прокалывают геи

Словоформа и синтаксема

Словоформа в составе предложения или словосочетания является структурно-смысловым компонентом синтаксемы (синтаксической единицы).

Синтаксема – единица, представляющая собой морфологическую форму слова и обладающая отличительной синтаксической семантикой (например, «в саду у реки» (использована семантика местоположения) или «до неузнаваемости», «до изнеможения» (использована семантика значения следствия и степени).

Синтаксическая связь

Между синтаксическими единицами существуют синтаксические связи или синтаксические отношения, которые являются основными признаками синтаксических построений.

Синтаксическая связь – это выражение взаимосвязи основных элементов в присущих им синтаксических единствах. К основным видам синтаксической связи относятся подчинение и сочинение.

При сочинении способны объединяться равноправные синтаксические компоненты, а при подчинении – неравноправные, при этом один из компонентов выступает главным, а другой зависимым.

Сочинительная связь способствует соединению однородных членов и частично сложносочинённых, а подчинительная – словоформ и словосочетаний, а также частично в сложноподчинённых предложениях.

Сочинительная связь может быть открытой, т. е. объединять количество слов (например, «Сергея, Саши и Вани вчера не было в школе»), и закрытой, когда она объединяет не более двух слов, находящихся в отношениях соединения или противопоставления, но не перечисления (например, «Мне было грустно, и я пошёл прогуляться»).

Синтаксические отношения существуют двух видов: предикативные и непредикативные. Предикативные влияют на грамматическую основу; непредикативные способны возникать между слов в любых построениях.

Роль синтаксиса в современном русском языке

Впервые о синтаксисе заговорил А.А. Шахматов в начале XX века. Он первый выступил с докладом, который представил на рассмотрение, а в 1914 году издал первый учебник относительно этой науке, который закрепился в русской литературе.

А.А. Шахматов считал синтаксис высшим уровнем языковой системы, объясняя, что его единицы широко выступают в процессе общения и способствуют соотношению сообщаемой информации с действительностью, а также подмечал полный набор синтаксических единиц.

Сегодня сложно разделить морфологию и синтаксис. Вспомним, морфология основана на изучении форм и значении слов, а синтаксис изучает построение предложений и сочетаемость слов и словосочетаний. Очень часто встречаются смысловые и грамматические ошибки как в речи, так и в текстах, в построении словосочетаний (к примеру, «ужасная красота» или «красивый девочка»). Переходным элементом в данном случае от лексико-морфологического значения к синтаксическому является синтаксис словосочетаний, при помощи которого отдельные слова структурируются в предложения.

Предложение по своей особенности имеет интонационную завершённость и законченный смысл, а словосочетание определяет действие, предмет или явление, на основании чего именно предложение воспроизводит мысли, эмоции и желания. При этом предложение считается минимальной единицей общения, так как свойства слов проявляются не всегда только в нём, как в элементе коммуникации, но иногда и в словосочетаниях, как в грамматическом и смысловом их объединении.

Синтаксис, кроме строения предложений, изучает и грамматические свойства, а также типы и словосочетания как наименьшее объединение слов, связанное грамматически. Учитывая это, можно выделить в нём синтаксис словосочетания и предложения. Таким образом, сформированные предложения объединяются по смыслу в один текст. Главным признаком текста, в свою очередь, будет считаться смысловое единство (основная тема).

Обучение синтаксису

Нестерова И.А. Обучение синтаксису // Энциклопедия Нестеровых

Для чего обучают основам синтаксиса в школе. Рассмотрим принципы обучения синтаксису, навыки и умения, которые формируются у школьников в процессе изучения данного раздела.

  1. Цели и задачи обучения синтаксису
  2. Обязательный минимум обучения синтаксису в школе
  3. Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
  4. Синтаксические упражнения

Цели и задачи обучения синтаксису

Синтаксис –представляет собой высший уровень языковой системы, который характеризуется использованием всех ключевых ресурсов языка. Синтаксис состоит из науке о словосочетании и учении о предложении.

Обучение синтаксису в условиях современной школы проводится со следующими целями:

  • Осознанное усвоение синтаксических норм способствует обогащению грамматического строя речи и повышению языковой культуры за счет норм литературного языка.
  • Сформировать речевые навыки школьников.
  • Способствовать формированию ключевых компетенций.

С опорой на вышеперечисленные цели формируются задачи обучения синтаксису.

  • Познакомить учащихся с синтаксическими единицами, а именно с словосочетанием, предложением тем самым обеспечить усвоение школьниками знаний о строе русского языка.
  • Совершенствовать речь учащихся на основе освоения синтаксических связей и отношений, таких как сочинение и подчинение, предикативные отношения и непредикативные.
  • Формировать умение использовать в коммуникации синтаксические единицы, чем совершенствовать свою речь.
  • Обогащать синтаксический строй речи школьников при помощи использования различных синтаксических конструкций, синтаксических синонимов.
  • Создать основу для усвоения пунктуации русского языка.

Обязательный минимум обучения синтаксису в школе

Основу школьного курса «Синтаксис» составляет система синтаксических понятий и правил. Все языковые явления рассматриваются с семантической точки зрения, рассматриваются в зависимости от строения либо изучаются с опорой на коммуникативный аспект.

Важное место в школьном курсе русского языка занимает учение о словосочетании. В него входят основные тезисы о структуре, построении и использовании словосочетаний.

Словосочетание – являет собой соединение слов, которые образуют грамматическое единство, в котором одни слова зависят от других.

Словосочетание изучается в связке с предложением и является его структурным элементом. В 5 классе учащиеся изучают особенности словосочетаний, а в 8 классе переходят к более детальному изучению предложений. При этом словосочетания рассматриваются как важные структурные элементы в учении о предложении.

Учение о предложении направлено на изучение предложения, его особенностей включая деление на простые и сложные.

Предложение – синтаксическая единица коммуникации. Это минимальная единица общения, которая наделена предикативностью и интонацией.

Предикативность представляет собой соотношение содержания предложения и актуальности по отношению к действительности. Значение предикативности заключается в главных членах предложения, знакомство с этой категорией поможет учащимся лучше усвоить понятия двусоставного предложения и односоставного предложения, а затем и понять сложное предложение, как коммуникативную единицу. В процессе изучения синтаксиса школьники изучают интонацию. Она проявляется в понижении и повышении тона.

Синтатаксис включает в себя изучение членов предложения, которые бываю главными и второстепенными. Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое, а к второстепенным относят дополнения, приложения, обстоятельства и определения. Второстепенные предложения могут быть важнее главных.

Актуальное членение предложения зависит от порядка слов, который устанавливает последовательность различных по коммуникативной значимости частей высказывания, что необходимо для точной передачи смысла.

Навыки по актуальному членению предложения вырабатываются в процессе регулярного выполнения упражнений на уроках русского языка. Учащиеся усваивают, что именно предложение является основным средством выражения мыслей.

В этой связи следует выделить ключевые принципы обучения синтаксису.

Принципы обучения синтаксису

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Обучение синтаксису вырабатывает систему навыков и умений, связанных с использованием словосочетаний и предложений. Предложение состоит из словосочетаний. Умение правильно подобрать словосочетания составляет основу построения предложений, таким образом, умения следует разделить на две группы:

  • Умения, формируемые при изучении словосочетания.
  • Умения, формируемые при изучении предложения.

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Умения, формируемые при изучении словосочетания

Умения, формируемые при изучении предложения

Умение по использованию в речи словосочетаний-синонимов.

Умение отличать простое предложение от сложного. Знать их основные типы.

Умение правильно строить словосочетания, т.е согласовывать слова и помнить об управлении.

Умение пользоваться синтаксическими синонимами. Учащиеся должны знать и уметь замещать сложные предложения с разными видами связи простыми предложениями с обособленными и однородными членами.

Использовать словосочетания для построения предложения в соответствии с нормами русского литературного языка и коммуникативной целесообразностью.

Составлять простые и сложные предложения в соответствии с нормами русского литературного языка

Умение производить синтаксический разбор словосочетаний.

Умение правильно употреблять предложения разных типов.

Проводить синтаксический разбор простых и сложных предложений.

Находить и анализировать синтаксические средства выразительности речи.

Умение обосновывать знаки препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.

Синтаксические упражнения

На уроках русского языка важную роль играет синтаксический разбор. Схема синтаксического разбора представлена ниже.

Общая часть синтаксического разбора

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания.
  2. По эмоциональной окраске
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.

Синтаксический разбор простого предложения:

  1. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения:
  2. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
  3. Указать, осложнено ли чем-либо предложение.
  4. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
  5. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Синтаксический разбор сложного предложения:

  1. Указать, какая связь в предложении.
  2. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
  3. Сформулировать вывод о том, какое это предложение: бессоюзное, сложносочинённое сложноподчинённое.
  4. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое.
  5. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
  6. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Наблюдение над языковыми единицами и выявление их сущности. осуществляется на уроках русского языка с целью осмысления языкового явления и формирования навыков по выделению их среди других явлений.

Определение структуры синтаксической единицы направлено на установление структуры словосочетания или предложения.

Нахождение в конструкции тех или иных структурных частей. Данный вид упражнений позволяет развивать у школьников внимание и языковое чутьё.

Конструирование направлено на формирование умений по составлению схем словосочетаний и предложений, а также по схеме составлять предложения.

Упражнения в синонимической замене синтаксических единиц используются на уроках русского языка для того, чтобы обогащать синтаксический строй речи учащихся и формировать навыки по выбору наиболее подходящей формы высказывания.

Синтаксис

Основные понятия синтаксиса

Итак, что изучает синтаксис в русском языке? Это раздел науки о языке о связи слов в словосочетании и предложении. Даже подобранные по смыслу слова нельзя считать предложением, пока они не «взялись за руки» – не связались друг с другом определенным способом, образуя структуру. Отступление от правил грозит даже полным искажением смысла. Сравните: Щенок облаял гостя. Щенка облаял гость. Мы просто изменили падежи существительных, вслед за этим изменилась их синтаксическая роль (подлежащее стало дополнением и наоборот), а в результате исказился смысл. На этом примере мы видим, как важно правильно связывать слова в предложении и насколько важную роль в этом играет морфология.

Итак, основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение (простое и сложное). Ребята знакомятся с ними еще в начальной школе, но полностью эта тема изучается и обобщается в 8 классе.

Словосочетание

Словосочетание – это два и более слова, связанные грамматической подчинительной связью. Оно выполняет номинативную функцию (называет).

Традиционно рассматриваются только подчинительные словосочетания, то есть такие, в которых мы можем поставить вопрос от одного слова к другому; однако некоторые ученые считают, что существуют также предикативные словосочетания (подлежащее и сказуемое) и сочинительные (однородные члены).

В словосочетании одно слово главное (от него мы ставим вопрос), другое – зависимое.

По главному слову мы даем характеристику словосочетанию: именное оно (главное слово – существительное, прилагательное, числительное, местоимение), глагольное (глагол, причастие, деепричастие) или наречное (наречие).

По зависимому слову мы определяем тип связи слов в словосочетании: согласование (зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже и изменяется вместе с ним), управление (зависимому слову предписана определенная форма, в которой оно и стоит), примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи).

  • веселый ежик, веселого ежика, веселому ежику – согласование;
  • иду в лес, идешь в лес, идет в лес – управление;
  • сверну направо – примыкание, т.к. «направо» – неизменяемая часть речи.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так как между ними предикативная, а не подчинительная связь: мы можем поставить вопрос и от подлежащего к сказуемому (кот что делает? сидит), и от сказуемого к подлежащему (сидит кто? кот).

Предложение

Предложение, в отличие от словосочетания, выполняет коммуникативную функцию (передача информации). Оно произносится с какой-либо интонацией.
Особенности предложений:

  • выражают законченную мысль;
  • произносятся с какой-либо интонацией;
  • имеют грамматическую основу;
  • имеют маркеры границ: заглавная буква в начале, знак конца предложения на конце.

Смысловым и грамматическим центром предложения является грамматическая основа предложения. Без грамматической основы могут обходиться лишь неполные предложения, не способные выполнять коммуникативную функцию вне контекста.

Кроме главных, в предложении могут быть второстепенные члены (дополнение, определение и обстоятельство). Если они есть, предложение называется распространенным, если нет – нераспространённым.

Принято также характеризовать предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное), по структуре грамматической основы (односоставное или двусоставное). Предложение может быть осложнено однородными членами, обращением, вводными или вставными конструкциями, обособленными членами.

Если в предложении более одной грамматической основы, оно сложное.

Что мы узнали?

Синтаксис изучает словосочетание и предложение. Словосочетания различают по главному слову (именное, глагольное, наречное) и по типу связи (согласование, управление, примыкание). Предложения бывают простые и сложные, распространенные и нераспространенные, различаются по структуре грамматической основы (односоставные и двусоставные), интонации и цели высказывания; могут быть осложнены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: