Что было хорошего в системе советского образования

Советские школы – что там было на самом деле, о чём помалкивают адепты СССР

Советские школы – что там было на самом деле

Автор – Максим Мирович

Так, друзья – сегодня будет большой и интересный пост про то, что на самом деле происходило в советских школах. Фанаты СССР по какой-то неизвестной мне причине считают советское образование идеальным – мол, отличные школы были в СССР, а сейчас что, сейчас «поколение ЕГЭ» даже 2+2 сложить не могут, а в СССР все учебные программы составлял чуть ли не лично великий учёный и изобретатель товарищ Сталин!

Но на самом деле такое положение вещей очень далеко от истины. Совковые школы были чуть ли не самыми отсталыми и архаичными по всей Европе, а из детей там готовили не самостоятельно мыслящие личности для жизни в свободном государстве, а персонал для работы внутри советской системы – пичкая советскими мифами и пропагандой. Далеко не в последнюю очередь в «кризисе девяностых» (о котором так любят порассуждать фанаты СССР) сыграла роль именно советская школа – она научила детей поклоняться Ленину, но не научила жить в реальном мире.

1. Насилие над личностью

Главный и основной принцип советской школы, которому были подчинены все остальные принципы – это насилие над личностью. Основной задачей учителей была подготовка из «необработанного материала» (детей) готовых «специалистов-винтиков» для советской системы. Что интересно – в СССР такое было не всегда, в 1920-е годы существовали некоторые эксперименты в этой области, но с приходом к власти великого агронома и языковеда всё это сошло на нет, и школа приобрела всем вам хорошо известный вид – с доминирующей ролью учителя и четкими правилами и методиками преподавания.

Если вдуматься, то советская система школьного обучения очень напоминала призывную армию – ребенка 6-7 лет отрывали от родителей, бросали в коллектив из 30 таких же, одетых в форму, закрепляли за ним строго определенное место в классе, приучали ходить строем и прививали мысль, что вот эта тётя в черном платье здесь царь, бог и воинский начальник. Точно так же, как и в армии, у учеников отсутствовало право на ошибку и право на приватность – «плохие поступки» считалось нужным и полезным обсудить и высмеять всем коллективом, и даже для того, чтобы просто выйти в туалет, ученик должен был поднять руку и рассказать, зачем и куда он собрался выйти.

Отчасти именно поэтому школа воспринималась многими советскими детьми как бесконечно унылое и неприятное заведение – что, кстати, отражено во многих советских фильмах про школу. Посмотрите сами – все ученики там только и ждут момента, чтобы поскорее свалить из класса (на переменку или на каникулы), и никто не говорит про школу как про какое-то приятное место.

2. Школьная дедовщина и хулиганы

Как и в любой замкнутой среде, в которой люди оказались не по своей воле (вроде армии и тюрьмы), в советской школе появилась иерархия и дедовщина. Старшеклассники могли издеваться над младшими и третировать их – отбирая мелкие деньги на завтраки в буфете, раздавая поручения и т.д. Официально это осуждалось, но по сути учителя ничего не могли с этим поделать.

Кроме того, из-за переполненных классов с весьма разношерстным ученическим контингентом нередко возникали ситуации, когда 3-4 двоечника, прогульщика и курильщика унижали и третировали весь класс. Как правило, сидела эта банда «на галёрке» (на задних партах), мешая учителям вести уроки, а на переменах занималась троллингом отличников, хулиганством и отбиранием всяких ништяков (от денег до еды) у тех, кто слабее.

Что интересно, такой ситуации во многом способствовали переполненные классы – часто в них было по 30 и больше учеников, этого как раз было достаточно для того, чтобы в классе образовалась банда хулиганов, прослойка унижаемых (обычно 2-3 отличника и «тихони», на роль «пугала для битья» подходил также какой-нибудь «жирдяй» или «очкарик»), и молчаливое большинство, которое просто наблюдало за всем происходящим.

3. Уравниловка

Официальная совесткая доктрина декларировала «равенство всех людей», что на практике однако выливалось в обычную уравниловку, когда сильных и умных старались уравнять со слабыми и дураками. Более-менее неплохо в советской системе образования чувствовали себя «серые мышки» (не наделенные особыми талантами, безынициативные), все остальные страдали.

К «отличникам» было хорошее отношение только в спецшколах, тогда как в обычных школах их часто высмеивали и третировали одноклассники – «ты что, самый умный, что ли?», «из-за твоих знаний одному тебе пятерка, а всем нам четверки!», «ты что, хочешь больше всех знать?». В общем, действительно умным и успешным ученикам часто доставалось от «средненьких» одноклассников, и нужно было иметь сильный характер, чтобы выдержать эти нападки и не скатиться в серенькие «хорошисты».

С другой стороны обоза плелись двоечники – те, кто учиться не мог и не хотел, занимаясь вместо учебы стрельбой из рогатки по фонарям и курением в школьном туалете. Помимо того, что двоечники не учились сами, они еще не давали нормально учиться всему классу – срывая время от времени уроки и отнимая время у талантливых детей – часто такого прокуренного (а иногда и пропитого) Васю, у которого из одного кармана торчит рогатка, а из другого – пачка «Примы», «приписывали» к какому-нибудь отличнику, который в виде пионерского поручения (помимо своих уроков, факультативов и кружков) должен был заниматься ещё и с этим Васей. Вася по итогу всё равно шел в ПТУ, на завод или в армию, а вот отличник мог и не поступить в тот ВУЗ, в которых хотел, из-за нехватки свободного времени на подготовку.

Тут ещё следует добавить, что у родителей не было практически никакой возможности (за редкими исключениями) чтобы перевести своего ребенка в другой класс или школу, все дети были вынужденны учиться вот в такой уравниловке.

4. Советская пропаганда

С первого дня в школе ребенка начинали готовить к жизни в советской системе – существовало множество обрядов иницииации (наподобие религиозных), только пройдя которые ребенок мог стать полноценным членом общества. Сперва маленького человека принимали в октябрята. Считалось, что для этого нужно обязательно быть хорошим, слушаться маму и уважать дедушку Ленина. Затем ребенка принимали в пионеры, где дети уже давали «пионерскую клятву», а к личности предъявлялись уже более высокие требования:

«Он гнезд не разоряет,

Не курит и не врет,

Не виснет на подножках,

Чужого не берет.

Он красный галстук носит,

Ребятам всем в пример.

Он – девочка, он – мальчик,

Он – юный пионер!»

Затем должны были быть Комсомол и вступление в Компартию – система образования в СССР не допускала даже мысли о том, что в стране могут быть какие-то другие партии, какие-то другие авторитеты и какой-то другой курс развития.

Советская пропаганда сопровождала школьника на протяжении всех десяти лет обучения – многочисленные «пионерские комнаты», флаги, лозунги, песни и пляски, истории и сказки. Также ребенка с детства приучали к мысли, что он может и должен работать бесплатно – все эти «пионерские поручения» по трате своего времени на двоечников, сборы металлолома, макулатуры и прочая бесполезная деятельность.

Помимо этого, детей постоянно втягивали во всякие грязные политические игры Совеского союза, заставляя выходить с плакатами в поддержку «детей Анголы», против «ползучей интервенции НАТО в наш советский Афганистан» и на демонстрацию 1 мая 1986 года.

5. Деградация профессии учителя, взятки и «подарки»

Одна из отличительных особенностей именно советской школы – это многолетняя постепенная деградация профессии учителя. В отличие от дореволюционных времен, когда преподавать в гимназии было почетным и неплохо оплачиваемым делом, в СССР всё скатилось к тому, что в учителя шли не самые амбициозные и умные, но зато хорошо управляемые люди. Как и в других профессиональных сферах – в сфере образования отсутствовали независимые профсоюзы, и часто директор либо завуч-самодур устраивал в школе тюремные порядки, заставляя учителей «ходить по струнке».

Зарплата учителя в СССР была крайне невысокой, в учителя шли, в основном, женщины, «прикрытые» зарплатой мужа. Отчасти именно поэтому в советской школе стала процветать система «подарков» и мелких взяток – родители нередко «заносили» учителям наборы конфет, коньяки, дефицитные колготки или просто деньги за то, чтобы Васе или Тане нарисовали хорошую отметку за четверть. Совветский учтель в большинсве своём человеком с двойной моралью – рассказывал о том, как нужно быть хорошим и правильным, но сам легко брал взятки и жил в системе «блата».

Кстати, вот эта управляемость, отсутствие собственного мнения (отличного от мнения начальства) и бедность отчасти и породили ту современную ситуацию, когда именно школьные учителя, что работают на выборах, занимаются вбросами и фальсификациями. Вся эта сфера деградировала до такого состояния именно во времена СССР.

6. Низкое качество школьного образования.

Последний и самый важный пункт. Ну ладно – могут сказать поклонники СССР – там действительно была школьная муштра, уравниловка, пропаганда и не самые инициативные учителя. Но ведь образование-то было хорошим! Знания давали – ого-го! Нет, друзья, так не бывает. Некоторые знания по алгебре, геометрии и физике ещё не делают из вас образованного человека – ведь образование это целый комплекс мер, который направлен на то, чтобы помочь человеку стать самостоятельной личностью и реализоваться в жизни. Советская же система образования готовила человека лишь к существованию внутри советского строя, и была, по сути, абсолютно непригодной в других сферах.

Даже если разбирать преподавание отдельных предметов – то и тут тезис о «хорошей системе образования в СССР» терпит фиаско. Смотрите сами:

Математика, физика, химия. Более-менее средний уровень, не всегда достаточный для поступления в хороший ВУЗ (приходилось брать репетиторов и факультативы). В США и Европе уровень был ничуть не хуже, где выпускники школ и колледжей успешно строили космические корабли, автомобили и делали научные октытия.

Литература, искусство. Преподавание в советском ключе, возвеличивание соцреализма, игнорирование мировых тенденций развития. По сути – ноль. Советские дети штудировали «Малую Землю» и ни слова не слышали про Камю, Сартра и Бертрана Рассела. Фактически, весь XX век с его Нобелевскими лауреатами прошёл мимо, советские дети читали мёртвую макулатуру.

История. Полная антинаучная хрень, начавшаяся ещё во времена великого астронома и животновода. Истинные причинно-следственные связи событий размывались, и везде навязывалось марксистское видение истории.

Читайте также  По каким причинам может полететь жесткий диск

Иностранные языки. Уровень преподавания – ноль. Покажите мне хоть одного советского школьника, который 10 лет учил французский, немецкий или английский язык и может бегло сказать на нём хотя бы 4-5 предложений, отличных от школьной темы «Что я знаю про Париж». Таких не существует в природе.

Социальные науки, науки об устройстве общества. Такая же антинаучная ерунда, как и в истории. Куча лженаук, которые с распадом СССР ушли в небытие.

В общем, как видите, никаким «сверхкачественным» советское школьное образование не было, а вся эта уравниловка и остальные негативные вещи шли только во вред.

В СССР был рабовладельческий строй

О СССР – его рабской сути, причинах развала, афганской войне

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Правда и мифы о советском образовании

Все мы слышали утверждение о “лучшем в мире советском образовании”. Но соответствует ли оно действительности? Спустя десятилетия после распада СССР, система воспитания и подготовки специалистов, существовавшая в Советском Союзе, обросла множеством легенд. Глядя на уровень преподавания в сегодняшней школе и Вузах, особенно поколение воспитанное во времена “развитого социализма”, любит вспоминать о серьезности и системности подготовки во времена их обучения. Но действительно ли советское образование было настолько успешным? И если это так, почему не удалось его сохранить?

Школьная фотография пионеров

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться в истории становления и развития советской педагогической системы. Ведь она отнюдь не была единой, и не имела одной и той же формы на протяжении всего своего существования.

  1. Революция в школе
  2. Ликбез, или стране требуются рабочие руки
  3. Не такое уж и бесплатное образование
  4. Почему не первое в мире?

Революция в школе

В царской России система образования была достаточно развитой, но имела существенный недостаток — она была ограничена для определенных сословий. Сейчас, в современной России, критиками советской школы приводятся примеры успешности царской системы образования.

Образование не было повсеместным, оставался большой процент неграмотных людей, но те, кто действительно хотел учиться имел шансы получить хоть какое-то образование. Естественно, о продвижении по карьерной лестнице какого-нибудь рядового крестьянина речи не шло. Хорошим данное образование было для дворян и богатых граждан, которые могли себе позволить довольно большие затраты на обучение своих детей. В простых школах, процветало религиозное мракобесие и отсутствие нормального уровня преподавания.

Занятия в царской школе

С началом Первой мировой войны начал наблюдаться постепенный коллапс системы образования Российской империи. Ситуация усугубилась последовавшей Гражданской войной. Повсеместная разруха, голод, болезни и война, кроме того, что сократили население, также отразились на уровне грамотности.

Большевики, понимая важность пропаганды в образовании, с самого начала революции, уделяли этому вопросу большое внимание. В 1918-19 годах, своими декретами, советская власть полностью изменила систему преподавания. Частные школы были запрещены, обучение для всех слоев населения должно было стать бесплатным, школы больше не делились по гендерной принадлежности учащихся, и мальчики и девочки должны были учиться в общих смешанных классах, полностью исключалось использование церковных обрядов и преподавание религии, отменялась система физического наказания детей.

Ликбез, или стране требуются рабочие руки

В 1920-ом году, была образована чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Советские власти очень любили использовать аббревиатуры и сокращения, отчего в народе начали использовать выражение “ликбез”, которое и поныне продолжает жить.

Занятиях по ликвидации безграмотности

Около 50-ти миллионов человек, в возрасте от 8-ми до 50-ти лет должны были обучиться грамоте, письму и чтению. Продолжилось активное реформирование школ. Чувствовалась острая нехватка помещений. Лишь в середине 20-х годов количество учащихся достигло предвоенного уровня, при том, что количество школ достигало немного больше 80-ти процентов от довоенного уровня. Основную массу учащихся составляли беспризорники, которые представляли собой массовое явление в советском обществе.

Была введена система начальной четырехлетней школы, а также основной семилетней школы. В стране происходили разнообразные социальные изменения. Это требовало повышения грамотности. Попросту говоря, стране требовались рабочие руки.

Полностью отойдя от системы разнообразия учебных заведений, советские власти ввели единую унифицированную общеобразовательную школу. Это имело свои плюсы, давая возможность большинству населения обучиться грамотности, но и имело обратную сторону. Специализация в конкретных областях знаний очень сильно упала. Чувствовались последствия войны и интеллектуальной миграции, что выливалось в отсутствии подготовленного преподавательского состава. В новой системе обучения, специалистам узкого профиля просто не было где взяться.

В 30-х годах, с началом индустриализации это особенно чувствовалось. Практически все большие промышленные проекты того времени разрабатывались иностранными инженерами, приглашенными в СССР.

Разрушенные инженерные школы приходилось создавать с нуля. Не было и заводов по производству сельскохозяйственной техники. Все это закупалось за границей. Таким образом, в это время, из-за очень низкого уровня советской образовательной системы, приходилось тратить практически всю валютную выручку на оплату иностранных специалистов и закупку техники.

Не такое уж и бесплатное образование

Одним из основных аргументов в пользу советской системы образования приводиться ее общедоступность. Но мало кто помнит, что с 30-х и по 60-е бесплатное обучение было довольно таки условным. По всем заявлениям и декретам, а также прямо в Конституции говорилось о полном бесплатном образовании для всех советских граждан, однако, как часто происходило в СССР, реальность отличалась от декларируемых заявлений.

Технологический институт. 1958 — 1961

В 30-х годах более 70-ти процентов населения страны проживало в сельской местности. И хоть с каждым годом расходы на образование увеличивались, их не хватало для полноценного функционирования образовательной системы. Если в городах ситуация была лучше, то в деревнях просто не было школ. И очень большие затраты на обучение ложись на самих крестьян.

За обучение крестьяне также платили и “самообложением”. Всем колхозом скидывались на строительство школы и дороги к ней, а также на ремонт помещения. Сами должны были оплачивать и школьные принадлежности своих детей, в том числе тетради и учебники. Зарплаты учителей в Советском Союзе всегда не отличались своим достатком, а в те времена, крестьянам иногда приходилось буквально помогать собственными продуктами местному учителю. Зарплату работникам образования ведь и задерживали довольно часто.

Исходя из этих фактов, можно сделать вывод, что подъем образования в сельской местности был вызван не столько государством, как самими крестьянами, которые более, чем активно помогали строить школы и обеспечивать их.

Советская сельская школа

К 1940-му году, ситуация с количеством специалистов в разных сферах промышленности и хозяйства улучшилась. Советскому руководству нужны были в большинстве рабочие, а не специалисты. Власти боялись достаточно образованных людей. Это выливалось и в репрессиях интеллигенции и ограничении доступности высшего образования.

В Постановлении Правительства СССР от 26-го октября 1940-го года, официально устанавливалось платное обучение с восьмого по десятый класс средних школ, а также высших учебных заведениях. Благодаря этому постановлению, количество выпускников старших классов, училищ и вузов сократилось вдвое. У советских граждан часто не хватало денег на обучение своих детей. Эта норма была отменена только в 1956-ом году, уже после смерти Сталина.

Почему не первое в мире?

В наше время многие любят упоминать, что советская школа занимала первое место в мире в рейтинге качества образования, а если не первое, то одно из лидирующих. Конечно, никто и не знает о каких именно рейтингах идет речь, и что это все означает.

Советская школа обросла таким количеством мифов, что сейчас уже не так просто отделить реальность от идиллической картинки, которую очень часто выдают за ту самую реальность. Конечно, система образования в СССР имело много своих плюсов. Если не брать во внимание Сталинскую эпоху, обучение было бесплатным; очень сильно были развиты точные технические науки, биология, математика и другие; воспитывались и культивировались высокие моральные ценности; знания, которые приобретали ученики были энциклопедическими и многое другое.

Но почему же такая система образования не была распространена в мире? Почему она не пользовалась популярностью и советские специалисты, часто, были меньшей квалификации, чем западные? Ответ в самой системе.

Главной задачей советской школы было воспитание “советского” человека. Пропаганда начиналась уже с детсада, и при вступлении в школу приобретала тотальный характер. Гуманитарные науки были фактически уничтожены из-за обилия идеологизации предметов. Точные и естественные науки в меньшей степени были подвергнуты удушающим рамкам пропаганды, хотя стоит вспомнить, как в 50-х годах кибернетику признали в СССР лженаукой, и лишь быстрый технологический прогресс на западе принудил советское руководство поменять свое мнение.

Все эти факторы и рождали несостоятельность советского подхода к обучению, который рождал неконкурентоспособных специалистов в быстро меняющемся мире.

Советское образование было лучшим в мире?

Алексей Филиппов, кандидат философских наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Миф первый: советское образование было лучшим в мире. Когда мы говорим о советском образовании, мы представляем нечто монолитное, статичное, неизменное на всем своем протяжении. На самом деле – это было не так. Советское образование, как любая социальная система, конечно же менялось, подвергалось определенной динамике, то есть менялась логика этого образования, изменялись цели и задачи, которые перед ним стояли. И когда мы вообще говорим слово «лучшее», оно очень нагружено эмоциональной оценкой. Что значит «лучшее», по сравнению с чем лучшее, где критерии, где оценки, почему мы так считаем?

На самом деле, если мы берем советское образование с начала 1920-х годов, когда собственно говоря большевики окончательно приходят к власти и до распада Советского союза, мы видим, что оно существенным образом менялось. Например, в 1920-е годы для советского образования главной задачей была ликвидация безграмотности. Большая часть населения – это почти 80% и не только среди крестьянского населения, но и некоторые люди в городах, практически не умели, или совсем не умели читать и писать. Соответственно нужно было их этому научить. Создавались специальные школы для взрослых граждан от 16 до 50 лет, создавались специальные курсы для подрастающих поколений и там была вполне понятная задача – ликвидация безграмотности.

Если мы берем более позднюю эпоху 1930-1940-е годы, то там разумеется самая главная задача была – создавать кадры для ускоренной натурализации, подготовить конкретные технические кадры, которые будут обеспечивать форсированную модернизацию промышленности. И эта задача тоже понятна. Соответствующим образом были построены школьные курсы, соответствующим образом были построены техникумы, училища и так далее. И с этой задачей тоже советское образование справилось, курсы были подготовлены и как мы с вами знаем, сталинская индустриализация была в кратчайшие сроки проведена.

Читайте также  С какого возраста необходимо автокресло

Если мы берем послевоенную эпоху 1950-1960-е годы, то здесь самая главная задача для советского образования – обеспечить опять же научно-техническими кадрами для большого рывка в космосе, в военно-промышленной сфере и опять же с этой задачей советское образование справилось, мы с вами помним слова Джона Кеннеди о том, что космическую гонку мы проиграли русским за школьной партой. То есть с теми задачами, которые стояли перед советским образованием, оно в принципе справлялось. Но мы с вами уже видим, что оно было неоднородным и эти задачи менялись.

Однако, мы говорим преимущественно о физико-математическом образовании, то есть советское образование было направлено на конкретные магистральные задачи. Все остальные сферы, а в первую очередь сфера гуманитарная, соответственно находились в совершенно ином состоянии, фактически отсутствовали иностранные языки, а в том уровне, на которым они преподавались, тем людям, которым посчастливилось вырваться за границу, констатировали, что их мало кто понимает. Более того, само гуманитарное знание было зашорено идеологическими клише. И в общем, и целом эта сфера законсервировалась и ее развитие было поставлено под большой вопрос.

Почему же в основном была ориентация на математику, физику и точные науки? Здесь были и объективные, и субъективные причины. Объективные причины состояли в том, что необходимо было готовить кадры, как я уже сказал, для ВПК, нужны были инженеры, инженеры, квалифицированные в первую очередь. Не просто человек, который бы умел бы работать за станком, а человек, который понимал бы, как это все работает. А субъективные причины заключались в том, что постольку поскольку гуманитарная сфера была полностью идеологизирована и пространства для научной мысли, как таковой в гуманитарной сфере развернуться было негде, все было под запретом. Поэтому тот человек, который хотел относительно свободно заниматься именно наукой, мог себе позволить такое сделать в сфере математики, в сфере физики – в сфере точных наук. И характерно, что будущие философы логики вышли в основном из советских математических школ. А если мы берем гуманитарную сферу, классический пример с нашим философом Алексеем Федоровичем Лосевым, которому запретили заниматься философией, и он под видом философии занимался эстетикой, хотя практически занимался тем же самым.

Для точных наук, физико-математических советское образование действительно было очень хорошим. Но дело в том, что, когда в 1943 году советские войска начали теснить немцев к границам советского союза и освобождались новые города и веси, вставал вопрос о том, кто будет это все восстанавливать. Разумеется, выбор был сделан в пользу старшеклассников и будущих студентов технических ПТУ. Но оказалось, что уровень грамотности этих людей на нижайшем уровне, они не могут поступить даже в техникум на первый курс, настолько был низкий уровень образования.

В дальнейшем стало происходить постепенное повышение образовательного уровня. Сначала обязательная семилетка, потом с 1958 года восьмилетка, с 1964 года десятилетка и с 1984 года одиннадцатилетка. К чему это приводило – это приводило к тому, что те двоечники, которые раньше могли уйти на работу, или скажем, на фабрику, или на фабричное училище, там получить некое образование, не отрываясь от практики и стать хорошим рабочим, или просто могли уйти сразу работать, не повышая свой образовательный уровень, теперь вынужденно остались в школе. И те, кого не смогли сплавить в ПТУ, вынуждены были держаться в школе и учителям нужно было что-то с этим делать. Более того, поскольку это все делалось стихийно и наш образовательный уровень повышался быстро, то есть вчерашним днем, очень большое количество учителей не успевали освоить этот повышенный уровень, то есть пройти курсы повышения квалификации, понять, что от них требуется.

И поэтому получалась очень некрасивая ситуация – то, что мы называем выбраковкой, когда большая часть учеников не могло поступить никуда и формализация образования, когда учитель делал вид, что он учит, дети делали вид, что они учатся, чтобы дотянуть до конца школы, нарисовать тройки и выпустить их с миром в большую жизнь. И получилась ситуация сегрегации, когда ВУЗы в среднем в 1960-1970-е годы в ВУЗы поступало 20-30% выпускников школы. Оставшиеся 70-80% выбраковывались, они никуда не поступали, они шли на производство, но те 20%, которые поступали, получали хорошее академическое образование в школе, они могли это получать и хотели. Они потом получали очень хорошее образование в ВУЗах и потом сделали славу советской науке, в первую очередь фундаментальной физико-математической науке. Они потом будут запускать ракеты в космос и так далее. Но оставшиеся 80% остались за бортом и их во внимание не принимают, а уровень грамотности среди них был очень низок. То есть они умели читать, писать, считать и в общем, после этого сразу шли на производство.

Советские школьники в массе обладали достаточно неплохим набором отрывочных знаний по предметам, но, во-первых, они не умели применять эти знания в жизни, во-вторых, они не представляли, как можно перенести знания из одной предметной области в другую. Классический пример с математикой и физикой – любой учитель физики знал, что, если физика западает, скорее всего надо искать проблемы в математике. Но это было более проблематично для других предметов, например, химия и биология, или история и литература. И самое главное, когда говорят про лучшую образовательную систему в Советском союзе, забывают о том, что эту систему практически никто не копировал. Мы сейчас знаем лучшие образовательные системы в мире – в Финляндии, в Сингапуре, туда стремятся люди со всего мира. Эта система востребована, ее покупают за большие деньги. Советскую систему никто не покупал и даже бесплатно по большому счету никому она не была нужна. Диплом выпускника советского ВУЗа среднестатистического нигде в Европе и в мире не котировался. Я сейчас не говорю про те светлые умы, которые уезжали за границу и получали потом хорошие деньги, в первую очередь – это опять же физики и математики, кто-то даже мог стать Нобелевским лауреатом. Но вопрос, сколько сама система образования вложила в этих людей, насколько это от системы и насколько это результат от них самих, от этих выдающихся людей.

Ну и мы все с вами прекрасно помним, что в 1990-е годы, как только советская система рухнула, огромное количество людей, тех самых школьников и школьниц вчерашних, например, заряжали воду перед телевизором, или участвовали в разных финансовых пирамидах вроде МММ, хотя чисто математическим путем можно было подсчитать, что это все обман. И даже те же самые кандидаты наук, доктора наук, которые имели хорошее образование и могли также с легкостью впасть в эту крайность и стать членом, или акционером этой компании лохотрона под названием МММ, потому что их академические знания не применялись в конкретных жизненных областях.

Историческая уникальность советского школьного образования

Совершенно очевидно, что либеральные реформы привели российское образование в состояние всё более прогрессирующей деградации, когда модернизируются, то бишь обновляются, лишь средства воинствующего экономизма, безумного формализма, методологии дебилизации и дерационализации сознания учащихся, при которой насаждается абсурдистская матрица мышления, когда всё «прикольно» и всё бессмысленно. И, как следствие, формируется устойчивая апатия и даже отвращение к познанию, к учебе в целом, которые мы, родители, принимаем за лень, за бестолковость наших детей и совершенно не знаем, что с этим делать.

Вместе с тем вспоминая собственные годы школьного обучения, мы понимаем, что не все мы были гении, вундеркинды и суперодаренные ученики. Но подавляющее большинство из нас стали культурно грамотными и мировоззренчески образованными людьми. Мы умеем грамотно писать, логически размышлять, структурировать информацию, вводить причинно-следственные связи и масштабно, по-государственному мыслить. И всему этому научила нас наша советская школа.И сегодня необходимо констатировать исторический факт — советская школа — это уникальная система образования в истории человечества.

Пришло время это осмыслить и поговорить о педагогических достоинствах советской школы подробно.

Другой важной чертой советской школы была всеобщая доступность качественного бесплатного образования. Стержнем качественного образования стали педагогические технологии качественного обу­чения, главным критерием которых было сознательное усвоение школьниками получаемых знаний. Требование качественного обучения и выработало те методологические ценности отечественного образования, которые позволили советской школе воспитать несколько поколений высокообразованных граждан.

Принцип понимания был основным, на котором строилась наша школа. Он учитывался при разработке программ, содержания учебников — которые великолепны и сейчас являются шедеврами педагогической науки — и дидактических средств обучения. Он в обязательном порядке сочетался с такими фундаментальными принципами советской педагогики как системность, предметность, постепенность, необходимость и достаточность, а также принцип учета психовозрастных особенностей учащихся на всех этапах школьного образования. Кстати, перегрузки происходят оттого, что дети сидят на уроках и мало что понимают, от этого увеличиваются и стресс, и страхи, а потом и болезни. Для меня, пожалуй, именно это уникальное свойство советской школьной системы является наиболее ценным. Оно стало основой быстрого восстановления Советским Союзом тех людских культурологических потерь, которые понесла послереволюционная Россия в период массовой эмиграции наиболее образованной части общества. Ведь благодаря всеобщей доступности качественного образования все слои общества, все национальности молодого советского государства смогли реализовать свой интеллектуальный потенциал, это дало возможность наиболее одаренным ученикам стать впоследствии той новой интеллектуальной когортой, которая стала ядром советской интеллигенции — технической, культурной, научной. В кратчайший исторический срок — 10–15 лет — были созданы самобытные КБ (конструкторские бюро. — Ред.), научные школы, академии, театры, творческие коллективы.

В годы Отечественной войны и в послевоенный период, несмотря на тяжелейшее экономическое положение, государственная политика повышения качества образования не снижалась. Школьные учителя продолжали совершенствовать дидактические навыки преподавания, методический принцип повышения педагогического мастерства был сформулирован в призыве «Усвоение самых сложных учебных тем должно быть доступно и понятно всем ученикам». Это и было критерием понятия «хороший учитель»: тот, кто мог просто и ясно объяснить самые сложные темы. Подумать только, Академия педагогических наук была образована в мае 1943 года. И, несмотря на военное лихолетье, многое делалось для создания хороших школ, выпуска достойных учебников, подготовки высокопрофессиональных педагогических кадров. Достижения искусства и культуры, которые были доступны лишь элитарным слоям досоветской России, благодаря всеобщему и качественному образованию стали поистине достоянием всего советского народа.

Читайте также  Что открыл Марко Поло

Сегодня качественный уровень образования советской школы видится нам уже как некий «град Китеж». Ведь разгул вероломного небрежения именно к процессу понимания ребенком учебной информации мы видим повсеместно. Более того, циничные утверждения, что современные учителя — лишь информаторы, лишь тьюторы, продавцы образовательных услуг, а обу­чение — это ваше дело, родителей. И это стало мейнстримом «передовых» технологий (в кавычках) либеральной антисоветской системы образования. Еще одним свойством советской системы образования является ее научная фундаментальность и мировоззренческая целостность. Советская школа формировала у своих учеников научную картину мира — это важный принцип систематизации знаний об окружающей действительности. Он формирует мировоззренческую целостность и структурирует представление о мире как о единой сложной системе, которая изучается разными отраслями научного познания и существует как сложная структура мира — физическая, биологическая, геологическая и так далее. В процессе естественно-научного познания окружающей действительности в сознании школьников закреплялись знания, умения, навыки. Те самые зоны, которые хорошо организовывали ум и способность мыслить советских учеников. Поэтому список учебных дисциплин представлял собой единый мировоззренческий план, имеющий не только внутрипредметную системность, но и межпредметные связи. Такое представление о картине мира является как основой структурной целостности сознания, так и способности к целеполаганию. Научная картина мира формировала реалистическую матрицу мышления, которая закреплялась посредством правильного соотношения теории и практики в процессе обучения, особенно в начальной школе, так как основные структуры мозга ребенка активно формируются до 10–11 лет. Дидактический принцип сочетания практического действия и последующего теоретического обобщения неуклонно соблюдался в советской школе, особенно на первоначальном этапе обучения, когда ребенок еще не имеет форм абстрактного мышления и оперирует в процессе обучения лишь наглядно-образными и наглядно-действенными способами познания.

Наши либеральные оппоненты — противники советской школы, как правило, вообще не говорят о ее достоинствах, но яростно обвиняют в идеологическом диктате. Во-первых, вне идеологии не может существовать ни одно общество, ни одна система образования. Другое дело, что коммунистические идеалы были осмеяны и попраны, а вместо них навязаны идеалы чужебесия, как сказал Виктор Иванович [Слободчиков], и постмодернизма: идеалы либерального релятивизма, оккультизма, дерационализации и мифологизации сознания наших учащихся. Во-вторых, действительно, государственная идеология атеизма была присуща советской школе. Но ей хватило мудрости включить в программу по литературе весь духовно-нравственный потенциал русской классики. Это и было той культурологической нитью, которая воедино связала досоветскую православную и советскую нравственные традиции — воедино. Поэтому нам — советским выпускникам — очень близко всё то нравственное наследие, которое есть в культуре нашего народа.

Далее, нельзя не сказать о системе спецшкол. Диапазон их специфичности был очень широк: от коррекционных школ для детей с различными видами ограничений в развитии — до спецшкол для особо одаренных детей. При основной массе крепких общеобразовательных школ такая дифференциация была на пользу всем. С одной стороны, физико-математические школы, школы с углубленным изучением иностранных языков, а также школы-десятилетки при академгородках были теми точками развития, которые постоянно поддерживали и стимулировали общий высокий уровень образования. С другой стороны, детям слабовидящим, глухонемым нужны особые условия для обучения, специальные методики, и советская школа это им предоставляла. Не надо делать вид, что детям с ограниченными возможностями будет хорошо с обычными детьми учиться — нет, не будет!

Следующим, самым психосохранным качеством советской системы образования был ее морально-нравственный оптимизм. Дух коллективизма, взаимопомощи, товарищества в подавляющем большинстве был присущ большинству школьных классов. Было стыдно не помогать или не объяснять, если тебя об этом просят. Ну, в крайнем случае, подсказать или дать списать. Шефство сильных учеников над слабыми, старших вожатых — над младшими воспитывало отзывчивость и доброжелательность. Учащиеся не расползались в аморфном контингенте школы, а структурировались в пионерских, октябрятских организациях, которые имели свои традиции и формы внеклассной и внешкольной жизни. Отношение к учителям имело религиозное основание, это отношение к значимому старшему. Даже в подростковых протестах сохранялась уважительность и определенная тактичность, как, например, это показано в фильме «Доживем до понедельника». Постмодернистская идеология современных либеральных школ уничтожила семейный уклад советской школы, разобщила всех со всеми — учеников, учителей, родителей, администрацию; обучение превратилось в развлечение, дружба извратилась до соперничества, оценки за учебный труд заменились собирательством артефактов и заслуг для портфолио. Ученики стали дерзкими, учителя — безразличными, родители — беспомощными, администрация — чужой. Очень мало сохранилось доброжелательных школьных коллективов — это встречается как исключение из общей негативной тенденции.

Прежде всего, необходимо обратиться к опыту советской школы, к этому уникальному историческому явлению российского образования. Ведь смогло же советское руководство, благодаря благоразумию Сталина, увидев печальные плоды первых школьных реформ, скроенных, в том числе и по лекалам американского Дальтон-плана, отказаться от порочных педагогических практик. Сумели же они признать свои ошибки в школьных реформах и вернуть русскую классическую систему обучения, синтезировав гимназическое, трудовое и политехническое образование. Тогда, в конце 20-х — начале 30-х годов, лучшие достижения дореволюционной школы были адаптированы к реалиям жизни и стали основой уникальной системы советского образования. Что мешает сегодняшнему руководству Министерства образования творчески использовать опыт советской школы? — только безумный антисоветизм и преступное отношение к интеллектуальному и нравственному воспитанию подрастающих поколений.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Каким было образование в СССР

Во многих странах мира специалисты признают: система образования, построенная в СССР, была одной из лучших в мире. И если вернуть ее сегодня кажется делом чрезвычайно сложным, то вспомнить ее и увидеть то достойное, что в ней было и что мы, к несчастью, во многом растеряли, будет гораздо проще.

До революции 1917 года в России было лишь считанное число учреждений для дошкольников. Все изменилось, кода большевики провозгласили курс на обеспечение равенства женщин и мужчин и активное участие женщин в трудовой и общественной жизни. Очень скоро в стране появилась разветвленная сеть детских садов и яслей.

Ленин называл детские сады «ростками коммунизма», утверждая, что только с их помощью женщина может добиться истинно равного положения с мужчиной.

С середины 1920-х годов детские сады начали появляться не только в городах, но и в сельской местности. К 1941 году детские сады и ясли посещали около 2 миллионов детей дошкольного возраста. К 1971 году это число увеличилось до 12 миллионов человек.

В 1959 году ясельно-детсадовская система была реформирована, эти учреждения были объединены в единую цепь. Отныне система дошкольных учреждений брала под опеку детей от 2 месяцев до 7 лет, когда им приходило время идти в школу.

До большевистской революции уровень грамотности в России был чрезвычайно низок. В начале XIX века лишь 21% населения страны умел читать и писать. Большевики запустили кампанию ликбеза (ликвидации безграмотности), нацеленную на неграмотную часть взрослого населения. К 1926 году в стране был 1 миллион грамотных людей, а к 1939-му, благодаря ликбезу, их число достигло 40 миллионов.

Настоящий прорыв случился в 1930-е годы, когда в стране начала действовать система всеобщего начального образования. К началу 1940-х проблема всеобщей грамотности в стране была, в целом, решена.

На первых этапах существования системы всеобщего образования школы не могли вместить всех учеников, поэтому было введено посменное обучение. Младшие классы начинали учебу в 8 утра и продолжали учиться до полудня, когда их место занимала следующая смена. Старшие ученики последней смены начинали учиться в 6 часов вечера и заканчивали после 10-ти, а иногда и после 11-ти вечера.

Первые десятилетия существования системы всеобщего образования в СССР были временем больших экспериментов. К примеру, поначалу исторические события изучались несистематизированно в рамках разных общественных дисциплин. Лишь в 1934 году история была «реабилитирована» и была введен в школах в качестве отдельной дисциплины.

Великая отечественная война сильно подкосила систему образования в стране. Прошло много лет, прежде чем удалось восстановить то, что было разрушено войной и гитлеровской оккупацией. В послевоенные годы советские власти в развитии образования делали упор на усиление системы высшей школы, раскрытие индивидуальных способностей ученика и привлечение в школы квалифицированных преподавателей. Именно тогда появились всевозможные учительские надбавки и льготы.

После начала «холодной войны» и технологического соревнования двух систем в СССР стали уделять все больше внимания развитию точных наук, в особенности математики. В конце 1950-х годов в стране происходил настоящий математический бум. Появились математические спецшколы, выпускники которых впоследствии сделали большой вклад в развитие советской космической программы.

Помимо школ, в СССР существовала широкая сеть внешкольных образовательных учреждений, детских кружков и клубов, где дети бесплатно могли заниматься любым интересным им предметом — от робототехники до вышивания.

Большую роль в работе со школьниками играла пионерская организация, ставшая советским аналогом движения бойскаутов. Идеологическая составляющая в ней, конечно, присутствовала, но все же главными были спортивные и социальные занятия: пионеры ходили в походы, собирали макулатуру и металлолом, помогали ветеранам войны.

В СССР уделялось большое внимание развитию высшей школы. Программа индустриализации уже в 1930-х потребовала множества квалифицированных специалистов. В 1950-х прошла новая волна открытия институтов и университетов. К 1975 году в СССР насчитывалось почти 5 миллионов студентов.

Среди студентов в советских вузах были и представители развивающихся стран. В 1960-х в Москве открылся Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, целью которого было дать возможность молодым людям из третьих стран получить качественное и современное высшее образование.

Студенты в СССР в ходе учебы получали не только знания, но и рабочий опыт. В советских вузах существовала система стройотрядов, в рамках которой студенты во время летних каникул ездили на различные стройки страны. Декларировалось, что таким образом студенты получают рабочий опыт и усваивают рабочую этику.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: