Чем знаменит Заратустра

Заратустра

Заратуштра, более известный как Заратустра – основоположник зороастризма (маздеизма), жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахура-Мазды в виде Авесты – священного писания зороастризма.

Биография Заратустры насыщена многими интересными фактами из личной и религиозной жизни.

Итак, перед вами краткая биография Заратустры.

Биография Заратустры

Заратустра появился на свет в Радесе, который относится к числу древнейших городов Ирана.

Точная дата рождения Заратустры неизвестна. Считается, что он родился на рубеже 7-6 вв. до н.э. Однако анализ Гат (главной части священных текстов зороастрийцев) относит эпоху деятельности пророка к 12-10 вв. до н.э.

Национальность Заратустры также вызывает много споров у его биографов. Разные источники относят его к персам, индийцам, грекам, ассирийцам, халдеям и даже евреям.

Ряд средневековых мусульманских историков, опираясь на древние зороастрийские источники, указывали, что Заратустра появился на свет в Атропатене, на территории современного Иранского Азербайджана.

Детство и юность

Если доверять Гатам (17 религиозным гимнам пророка) Заратустра происходил из древнего рода жрецов. Кроме него, у его родителей – отца Порушаспы и матери Дугдовы, родилось еще четверо сыновей.

В отличие от своих братьев, при рождении Заратустра не плакал, а смеялся, уничтожив своим смехом 2000 демонов. По крайней мере, так сообщают древние книги.

Согласно традиции новорожденного омыли коровьей мочой и запеленали в шкуру овцы.

С ранних лет Заратустра якобы совершал множество чудес, вызывая зависть у темных сил. Эти силы многократно пытались убить мальчика, но безуспешно, поскольку он находился под защитой божественной силы.

Скульптура Зороастра

Имя пророка было довольно распространенным для того времени. В буквальном смысле оно означало – «обладатель старого верблюда».

В 7-летнем возрасте Заратустру приобщили к священству. Интересен факт, что учение передавалось в устной форме, поскольку на то время у иранцев еще не было письменности.

Ребенок занимался исследованием традиций и заучивал мантры, которые остались еще от предков. Когда ему исполнилось 15 лет Заратустра стал мантраном – составителем мантр. Он сочинял религиозные гимны и песнопения, обладая поэтическим талантом.

Пророк

Эпоху Заратустры принято считать временем нравственного упадка. Тогда в одном месте за другим происходили войны, а также практиковались жестокие жертвоприношения и спиритизм.

На территории Ирана господствовал мадеизм (многобожие). Люди поклонялись различным природным стихиям, однако вскоре многое изменилось. На смену многобожию Заратустра принес веру в одного Мудрого Господа – Ахура-Мазду.

Согласно древним текстам, в 20-летнем возрасте Заратустра отказался от разных желаний плоти, решив вести праведный образ жизни. В течение 10 лет он странствовал по миру, стремясь получить божественное откровение.

Заратустра получил откровение, когда ему исполнилось 30 лет. Это произошло в один из весенних дней, когда он пошел к реке за водой.

Оказавшись на берегу, мужчина неожиданно увидел некое сияющее существо. Видение позвало его за собой и привело к 6 другим светящимся личностям.

Пророк Заратустра

Главным среди этих сияющих фигур оказался Ахура-Мазда, которого Заратустра и провозгласил Творцом, призвавшим его на служение. После этого случая, пророк начал рассказывать соотечественникам заветы своего бога.

С каждым днем зороастризм приобретал все большую популярность. Вскоре он распространился на Афганистан, Среднюю Азию и Южный Казахстан.

Новое учение призывало людей к праведности и отказу от любой формы зла. Любопытно, что при этом зороастризм не запрещал проводить ритуалы и жертвоприношения.

Тем не менее, соотечественники Заратустры скептически отнеслись к его учению. Мидийцы (запад Ирана) решили не менять свою религию, изгнав пророка со своих земель.

После изгнания Заратустра на протяжении 10 лет скитался по разным городам, часто сталкиваясь с тяжелыми испытаниями. Отклик на свою проповедь он нашел на востоке страны.

Заратустру с почтением принял глава Арьешаяны – государства, занимавшего территорию современных Туркменистана и Афганистана. Со временем заветы Ахура-мазды, наряду с проповедями пророка, удалось запечатлеть на 12 000 бычьих шкурах.

Главную священную книгу – Авесту, было решено поместить в царскую сокровищницу. Сам Заратустра продолжил жить в пещере, расположенной в горах Бухары.

Знак Заратустры

Заратустру считают первым пророком, рассказавшим о существовании рая и ада, о воскрешении после смерти и последнем суде. Он утверждал, что спасение каждого человека зависит от его дел, слов и помыслов.

Учение пророка о борьбе сил добра и зла перекликается с текстами Библии и идеями Платона. При этом зороастризму присуща вера в святость природных стихий и живой природы, как творений Ахура-Мазды, а значит и необходимость заботы о них.

Сегодня общины зороастрийцев сохранились в Иране (гебры) и в Индии (парсы). Также по причине эмиграции из обеих стран сложились общины в США и Западной Европе. В настоящее время в мире насчитывается до 100 000 человек, исповедующих зороастризм.

Личная жизнь

В биографии Заратустры было 3 жены. Первый раз он женился на вдове, а 2 остальных раза на девственницах.

После встречи с Ахура-маздой мужчина получил завет, согласно которому любой человек должен оставить после себя потомство. В противном случае, он будет считаться грешником и не увидит радости в жизни. Дети дарят бессмертие до свершения последнего суда.

Заратустра держит небесную сферу на фреске Рафаэля «Афинская школа»

Вдова родила Заратуштре 2-х сыновей – Урватат-нара и Хвара-читра. Повзрослев, первый стал обрабатывать землю и заниматься скотоводством, а второй занялся военным делом.

От других жен у Заратуштры родилось четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастризма, и 3 дочери: Френи, Трити и Поручиста.

Смерть

Убийцей Заратустры оказался некий Брат-реш Тур. Любопытно, что впервые он хотел убить будущего пророка, когда тот еще был младенцем. Убийца повторил попытку спустя 77 лет, будучи уже дряхлым стариком.

Брат-реш Тур незаметно пробрался в жилище Заратустры, когда тот молился. Подкравшись к своей жертве сзади, он вонзил в спину проповедника меч и в тот же миг умер сам.

Заратустра предвидел насильственную смерть, вследствие чего готовился к ней последние 40 дней жизни.

Иллюстрация к книге Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра»

Религиоведы предполагают, что со временем сорок дней молитв пророка превратились в различных религиях в посмертные 40 дней. В ряде религий существует учение, что душа покойника остается в мире людей еще сорок суток после смерти.

Точная дата кончины Заратустры неизвестна. Считается, что его не стало на рубеже 1500-1000 вв. до н.э. Всего Заратустра прожил 77 лет.

Биография Заратустры

Современные историки не сомневаются в существовании реального жреца и пророка Заратустры, или Заратуштры, а по-гречески Зороастра, несмотря на скудость информации об этой личности. Тут дело не только в упоминаниях о нем конкретных людей и реальных событиях, но и в той искренности, с которой написаны его обращения к Богу — сакральные стихи Авесты. Не важно, как на самом деле звали этого человека, но 17 гимнов, называемых «Гаты» («Песнопения»), были созданы. Значит, их кто-то написал!

Вторая часть имени Заратуштра — уштра — означает «верблюд». Первая часть имени оказывается более многозначной: «желтый», «старый», «погоняющий». В таком случае Заратуштра можно перевести так — «обладающий старым верблюдом» или «тот, кто погоняет верблюдов». Нормальное крестьянское имя или?… В имени царя-покровителя Заратустры Виштаспа или отца пророка Пурушаспа содержится слово аспа — «лошадь». В Авесте перечислены имена, имеющие уничижительный оттенок: «Не-быстро-верблюдый», «Тоще-лошадный», «Тоще-быкий». По предположению некоторых ученых, такие «имена-обереги» давались детям намеренно, чтобы защитить их от злых духов.

Читайте также  Сколько минут в день бесплатных звонков на тарифе Супер-МТС

Любителям всяческих изысков наверняка понравится гипотеза Анкетиля Дюперрона, который заменил слово «желтый» на «золотой», а во второй половине слова выделил не «верблюда — уштра», а корень — «Тиштрия». Так арийцы именовали звезду Сириус.

Согласно одной пехлевийской хронике, великий реформатор религии Древнего Ирана жил «за 258 лет до Искандара», то есть Александра Македонского, значит, время деятельности пророка зороастризма (маздеизма) падает на VII-VI века до нашей эры. Зороастрийцы вели летосчисление с момента передачи царской власти от персидского царя Дария III к Александру Великому, что произошло в 330 году до нашей эры. Простого действия арифметики достаточно, чтобы получить, казалось бы, более точную дату — 588 год до нашей эры. Не успокаивает даже тот факт, что время жизни Будды было вычислено таким же способом. Правда, исследователи отталкивались от событий, произошедших за какое-то количество лет до царствования Ашоки.

«Примем ли мы время жизни Заратуштры на основании свидетельства Аристотеля — за 6000 лет до Рождества Христова — или согласно более современному ученому Навроджи Фаридунджи (1817-1885 годы — индийский просветитель и реформатор) из Бомбея, который датирует его VI веком до Рождества Христова («Tareekh-i-Zurtoshtee», или «Дискуссия об эпохе Зороастра»), — все являет тьму и противоречия, и каждое утверждение сталкивается с непреодолимыми фактами, — писала известная писательница и теософ Елена Блаватская. — Общество Рахнуман Маздайаснан Сабха, основанное в 1851 году с целью вернуть вере Зороастра ее первозданную чистоту, было не более удачливо в своих изысканиях».

Лингвистический анализ наиболее древней части Авесты — «Гаты», традиционно приписываемой Заратустре, относят время его проповеди к периоду между XII-X веками. Однако это тоже не приближает нас к решению вопроса его даты рождения. Все это предположения, и подтверждения этой гипотезе нет. Многие исследователи датируют сложение «Гат» первыми веками 1 тысячелетия до нашей эры. Французская энциклопедия Les maîtres spirituels («Духовные учителя») датами жизни реформатора называет — около 660-583 годов до нашей эры, а в качестве места рождения называют северо-восточный Иран. По другой версии (изложенной в «Гатах»), Заратустра происходил из восточноиранского небогатого рода Спитама. Однако в другом варианте говорится, что род Спитамы был очень богатый.

Локализация места создателя «Авесты», равно как и его происхождение, вызывает споры среди ученых. Считают его родиной и Россию, точнее сказать, территорию, которая нынче входит в состав Российской Федерации. И это не курьез — просто недоказуемый факт.

Возможно, будущий пророк родился в семье жреца. По одной легенде, Заратустра был сыном Пурушасты, четвертого человека, выжавшего священный сок растения и одновременно божества по имени Хаома, выполняющего также функцию мифологического древа жизни. Этот сок, будучи смешан с молоком, дарует бессмертие. Исследователи видят в этом легендарном соке коноплю, хвойник, или эфедру, и даже мухомор. Словом, любое растение, способное вызвать измененное состояние сознания. Мать Заратустры звалась Дугдова.

Сказочная версия появления на свет Заратустры гласит, что после сотворения мира Ахура-Мазда создал духовную сущность пророка, которую поместил в ствол дерева. После схватки добра со злом Заратустра воплотился в человека, озаренного светом истины, исходившим из ствола этого дерева.

Заратустра был третьим из пяти детей в семье. В 15 лет стал священнослужителем, приобретя к этому времени репутацию мудреца. В 20 лет покинул дом и отправился искать истину. В 30 лет на берегу реки Дайть, недалеко от дома, где он жил, Заратустра встретил Ахура-Мазду. В этом первом видении перед Заратустрой возникла фигура ростом «в девять раз выше человека». Это было главное божество верховной триады иранского пантеона богов — Вогу-Мано («Благая Мысль»).

Божество задало Заратустре несколько вопросов, повелев отделиться от своего и взойти к Ахура-Мазде. Когда пророк появился на небе, то не увидел своей тени «по причине яркого света ангелов», окружавших его. Затем он выдержал три страшных испытания, и ему открылась Истина. Ахура-Мазда призвал Зороастра стать его пророком.

Сначала единственным последователем Заратустры был его родной брат. Правитель, которому нравилось учение Заратустры, под давлением своих родственников не смог ему следовать. Заратустру не признавали как пророка, он подвергся преследованиям правителя и чародея Дурашвара, что вынудило его покинуть родину. Однако за Заратутстру вступился местный царь (кави) Виштаспа, который способствовал распространению зороастризма в Иране.

В 42 года Заратустра сделался царским советником. Виштаспа велел записывать его изречения на воловьих шкурах золотыми письменами, в результате чего образовалась целая библиотека, состоящая из 12 тысяч больших шкур. По преданию, это была полная запись «Авесты». При Александре Македонском вместе со стихами Заратустры, которых, согласно преданию, было два миллиона, библиотека была уничтожена. Считается, что три четверти «Авесты» утеряно.

Заратустра был дважды женат, один раз на вдове, другой — на девственнице. Не находите ли сходство с Мухамаддом? От первого брака у него было два ребенка, а от второго — четыре, в том числе один мальчик.

Заратустра прожил 77 лет и 40 дней. Зная, что он умрет насильственной смертью, последние 40 дней пророк провел в непрерывной молитве. По преданию, его убил жрец древней религии, которую низверг великий реформатор.

Заратустра — загадочный пророк древности

В авестийской религии известен свой великий пророк. Исследователи спорят, был ли он реальным историческим лицом. Его звали Заратустра (по древнегречески — Зороастр) и жил он, очевидно, во времена легендарного царя Виштаспа, который воспринял учение пророка и первым начал распространять его среди персов. Это имя созвучно имени реального человека — Гиштаспа, отца великого персидского царя Дария I (IV-V века до н. э.).

Связного рассказа о рождении и жизни Заратустры не существует, а сведения о нем отрывочны и противоречивы.

Пришествие обещанного в древней легенде пророка произошло на далекой окраине персидских земель. Младенец родился в семье богатого и знатного человека. Его имя расшифровывают как «богатый верблюдами», «владелец верблюда», либо «ведущий верблюда».

Мать будущего пророка видела накануне его рождения пророческие сны: еще не родившийся сын, сияющий в лучах света, смело разгонял нечисть, посланную Ангра-Майнью. Злые духи все время преследовали мальчика, но чудесный ребенок всегда легко их побеждал. Еще с детства он возненавидел всякое колдовство и волшебство, видя в нем орудие темных сил.

Когда Заратустра достиг «мудрого возраста» — 30 лет, с ним произошло нечто невероятное. Он отправился к реке, чтобы взять воды для приготовления священного напитка. Когда же дошел до половины реки, течение почти с головой омыло его. Вернувшись на берег, он увидел божественное бесплотное существо. Это был один из агуров свиты Ахура-Мазды, который взял Заратустру за руку и повел в небесные чертоги. Там Заратустра и получил свое божественное откровение. После этого юноша вернулся к людям, чтобы учить их.

Зороастрийский преданное искусство изображает основателя религии с белым одежда и длинная борода.

Предание рассказывает, что пророк не был принят в своей общине и бежал от преследований. На родине он смог обратить в свою веру лишь двоюродного брата. Заратустра пережил тяжелые дни, полные сомнений и разочарований. В Авесте сохранился его тревожный монолог: «Куда бежать. »

Заратустру не раз искушал дьявол. После долгих странствий пророк попал во владение легендарного царя Виштаспа. Этот правитель симпатизировал Заратустре и его учению и даже сражался с соседними племенами за утверждение его веры.

Читайте также  Какие полезные вещества есть в грибах

Каменный резной Faravahar в Персеполис

О дальнейшей жизни пророка известно мало. Вероятно, он создал общину своих последователей. В одной из рукописей сказано, что Заратустра дожил до глубокой старости и был убит ударом кинжала одним жрецом, который всю жизнь преследовал пророка.

О Заратустре создавали легенды и в более поздние времена. В одной из них, персидской, говорится, что он вообще был не человеком, а бесплотным духом, который создал Ахура-Мазда и поместил в ствол дерева до того момента, пока не началась борьба добра со злом. Тогда Заратустра вышел из ствола в человеческом облике, чтобы помочь добру одержать победу. В другом, греческом мифе, — на него с неба снизошла «божественная истина» в виде столба пламени.

Заратустра держит небесную сферу в школу Рафаэля Афин

Мифы о Заратустре проникли к древним грекам, затем через них в Европу. Они обросли множеством новых черт и подробностей. В средние века Заратустру считали магом, астрологом и мудрецом. Образ загадочного пророка вдохновлял европейских философов, писателей и даже композиторов, которые посвятили ему свои произведения.

Изображение Faravahar вырезанные в камне в Персеполе, Иран.

Чему же учил Заратустра? Смысл его учения состоит в том, что человек имеет свободу воли и может выбирать между добром и злом. Он должен активно сражаться на стороне добра, которое победит в решающей битве. Но первое сражение, которое должен выиграть каждый — это сражение с самим собой, со своим несовершенством. Полем этой битвы становится человеческая душа. Дорога в рай или ад открыта любому человеку и зависит исключительно от его поведения, а не от богатства или знатности.

Авестизм-зороастризм, в отличие от буддизма, не получил широкого распространения. Сейчас в мире эту экзотическую древнюю религию исповедует лишь небольшая группа людей.

Заратустра

Порушаспа Спитама (традиционно)

Дугдова (традиционно)

Хвови (традиционно)

Френи, Поручиста, Трити;
Исад-вастра, Урватат-нара, Хвара-читра (традиционно)

Ахура Мазда
Заратустра
Этическая триада
Амешаспанды
Огонь

Спента Маинью · Ангра-Майнью
Аша · Друдж
Язаты · Дэвы

Зарату́стра [1] (также Заратуштра от авест. Zaraθuštra, курд. Zerdeşt и перс. زرتشت ‎ — Zartošt; Зороа́стр от греч. Ζωροάστρης ) — в зороастризме — основатель зороастризма (маздеизма), жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахуры Мазды в виде Авесты — Священного Писания зороастризма.

Содержание

Биография

Биографические ведения о Заратустре недостоверны и считаются согласно зороастрийской традиции. Родился, вероятно, в семье всадников в Радесе, сейчас пригород Тегерана Рай (Rayy) и жил в восточном Иране ориентировочно между VI и первой половиной V века до н. э. (возможно, в 628—551 годах до н. э.) [2] . Существуют и иные точки зрения касательно времени и места рождения пророка. По традиционной пехлевийской хронологии, он жил «за 258 лет до Искандара» (Александра Македонского) в VII-VI вв. до н. э. Лингвистический анализ «Гат» — самой священной части «Авесты» позволяет отнести эпоху деятельности Зороастра к XII-X вв. до н. э. [3] , что дает зороастризму статус одной из древнейших религий мира.

Некоторые средневековые мусульманские историки (Бируни, Balazuri, Казвини, Jagut al-Hamavi и др.), цитируя поздние зороастрийские источники указывали, что Зороастр родился в Атропатене, на территории нынешнего Иранского Азербайджана [4] [5] [6] . Другие, как Мэри Бойс или Бал Гангадхар Тилак, утверждают, что Заратустра родился на территории нынешней России (В качестве примера Бойс упоминает городище Синташта на территории Челябинской области) [7] . В Гатах же сказано, что Заратустра родился на территории туранских племен, откуда бежал, не будучи принятым соотечественниками, на территорию нынешнего Ирана к вождю (кави) Виштаспе, который стал его верным последователем [источник не указан 544 дня] .

Заратустра родился в семье Спитама — это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. Имя отца Заратустры Порушаспа, имя его матери Дугдова. Имя братьев его: старших — Ратуштар и Рангуштар, младших — Нотарига и Ниветиш. Имя жены Заратустры — Хвови. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся. Его смех убил более 2000 демонов. По обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

Он был женат трижды. Один раз на вдове, два других раза на девственницах. Вдова родила Заратустре двух сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй — воином. От других жен у Заратустры было четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии и три дочери: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.

Гаты («Песнопения», часть Авесты) рисуют нам Заратустру как историческую личность, наделённую всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы. В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло. Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями.

Реформаторская деятельность Заратустры отразилась в придании иранской религии того абстрактного характера, который поражал ещё классических писателей. Главные божества зороастрийского пантеона представляют собой олицетворение абстрактных идей, лишённых плоти: Ахура-Мазда (мудрый господин), Хшатра Вария (лучшее царство), Хоурватат (целость), Амертат (бессмертие), Воху Мана (добрая мысль), Аша Вахишта (лучшая праведность), Спэнта Армати (святое смирение), Сраоша (послушание). Некоторые представители старого арийского пантеона, с которыми боролся Заратустра, поблекли и отнесены к демонам, к миру зла и мрака, с которыми дуалистическая зороастрийская религия предписывает упорную борьбу. Все же старые иранские культы не могли быть уничтожены совершенно, наиболее популярные божества сохранились. Сохранилась прекрасная Ардвисура Анахита, сохранился Митра, бог солнечного света, и даже сам опьяняющий хаома не исчез из культа: приготовление и вкушение его составляют поныне у парсов центральную часть их литургии. Подлинным литературным наследием Заратустры считаются упомянутые гаты.

В культуре

Легенда о Заратустре вдохновила на европейской почве немецкого писателя-философа Фридриха Ницше на создание произведения «Так говорил Заратустра».

В 1896 году, под впечатлением от книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», немецкий композитор Рихард Штраус написал симфоническую поэму «Так говорил Заратустра». Произведение программное, состоит из девяти фрагментов, исполняемых без пауз. Названия фрагментов повторяют названия некоторых глав литературного первоисточника. Средняя продолжительность исполнения — около тридцати минут. Симфоническая поэма написана для четверного оркестра. В партитуре используются также орган и колокол.

Примечания

  1. принятое в европейской, в том числе русской, традиции наименование. См. напр. Заратустра / Энциклопедия «Религия»
  2. Encyclopedia Britannica. Zoroaster. «born c. 628 BC, probably Rhages, Iran»
  3. Бойс М. Зороастрийцы. СПб., 1993. — Стр. 12
  4. A. V. Williams Jackson, The date of Zoroaster, 1895, p. 17.

This point has been noticed in the interesting and instructive paper of Professor Tiele, Over de Oudheid van het Avesta, p. 16, 1 who comes to the result that Zoroastrianism must have existed as early as the first half of the 7th century b.c. ² If we accept, as I believe we should, the theses that Vishtaspa ruled in eastern Iran, and that, although Zoroaster was a native of Adarbaijan, the chief scene of his religious activity was eastern Iran, ³ and that the faith spread from Bactria westwards, 4 I cannot see that these arguments militate against the traditional date under discussion.

Zoroastrian tradition maintains that Zoroaster was a prophet of ancient Iran who lived in the seventh to sixth centuries ВСЕ. His birthplace was Azerbaijan, north-west of Media. His father, Pourushaspa, was from the family of Spitama, whose genealogy is traced back through forty-five generations to Gayomart, the first man (like Adam), and his mother, Dughdhova, was from the clan of Hvogva (Yasna 46.13, 51.12, 53.1).

Islamic authors, such as Shahrastani (1086—1153) and at-Tabari (ca. 839—923), also imply that Zoroaster’s birth-place is western Iran. 21 In fact, Arab sources, such as ibn-Hurdadhbah (ca. 816) and Yaqut (ca. 1220), specify the birth-place of Zoroaster to be the city of Urmiah (or Urmia, presently called Rizaijeh) in Shiz, a district of Azerbaijan. 21

ЗАРАТУШТРА

ЗАРАТУШТРА — Заратустра (авестийское Zaraθuštra, пехлеви Zardušt, греч. Ζωροάστρης, фарси Зäртошт; наиболее вероятное значение иранского имени, являющегося именем-оберегом, — «(обладающий) старым верблюдом»).

Читайте также  Публичные торги: извещение, порядок проведения

Ис­то­рич­ность Заратуштры дос­то­вер­но не ус­та­нов­ле­на, хо­тя боль­шин­ст­во учё­ных при­зна­ют его ре­аль­ным ли­цом. Так­же до сих пор ос­та­ёт­ся дис­кус­си­он­ным во­прос об основных сю­же­тах и са­мой да­ти­ров­ке жиз­ни Заратуштры, о ло­ка­ли­за­ции его ро­ди­ны.

Со­глас­но тра­диционной пех­ле­вий­ской хро­но­ло­гии, вос­хо­дя­щей в том числе к со­чи­не­ни­ям «Затс­прам» и «Ар­да Ви­раз На­маг», а так­же позд­ней­шим со­чи­не­ни­ям му­сульманских ав­то­ров Ма­су­ди и Би­ру­ни, Заратуштра жил «за 258 лет до Ис­кан­да­ра» (Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го), в VII-VI веках до н.э. Лин­гвис­ти­че­ский ана­лиз Гат — пер­во­сте­пен­ной по ду­хов­но­му зна­че­нию древ­ней­шей час­ти Аве­сты, ав­то­ром ко­то­рой счи­та­ет­ся Заратуштра, — по­зво­ля­ет да­ти­ро­вать эпо­ху его дея­тель­но­сти XII-X веками до н.э. Со­глас­но Яс­не, Заратуштра — сын Пу­ру­шас­пы (буквально — имя-обе­рег «Се­ро­ло­шад­ный»), чет­вёр­то­го че­ло­ве­ка, вы­жав­ше­го свя­щен­ный сок хао­мы (см. Со­ма), и Ду­гдо­вы (буквально — имя-обе­рег «Та, чьи ко­ро­вы вы­дое­ны»); по другим вер­си­ям, Заратуштра про­ис­хо­дил из восточноиранского ро­да Спи­та­ма. Пер­во­на­чаль­но Заратуштра вы­сту­пал с про­по­ве­дью на ро­ди­не (в Восточном Ира­не, воз­мож­но, в рай­оне ме­ж­ду Ок­сом и Як­сар­том, или в Средней Азии), но не был при­знан сво­ей об­щи­ной. В те­че­ние пер­вых 10 лет про­по­ведь Заратуштры бы­ла при­ня­та лишь его двою­род­ным бра­том Ма­идйой­ман­хой; со­глас­но пех­ле­вий­ским ис­точ­ни­кам, Заратуштра под­верг­ся пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны ме­ст­но­го пра­ви­те­ля ча­ро­дея Ду­раш­ра­ва и вы­нуж­ден был уй­ти из род­ных мест. Позд­нее по­кро­ви­те­ля­ми и по­сле­до­ва­те­ля­ми Заратуштры ста­ли царь (ка­ви) Виш­тас­па, спо­соб­ст­во­вав­ший рас­про­стра­не­нию зо­роа­ст­риз­ма в Ира­не, его суп­ру­га ца­ри­ца Ху­тао­са, цар­ские при­бли­жён­ные братья Фра­ша­ош­тру Хво­гу­ву и Джа­мас­пу Хво­гу­ву.

О се­мей­ной жиз­ни Заратуштры из­вест­но, что он был же­нат три­ж­ды: пер­вая же­на ро­ди­ла сы­на и 3 до­че­рей (за­му­же­ст­во млад­шей из них опи­са­но в Яс­не 53), вто­рая — 2 сы­но­вей, тре­тья ос­та­лась без­дет­ной. Из­вест­но имя млад­шей до­че­ри Заратуштры — Пу­ру­чи­ста; один из сы­но­вей Заратуштры име­ну­ет­ся по име­ни от­ца — За­ра­туш­три Спи­та­ма, без ука­за­ния лич­но­го име­ни. Со­глас­но пех­ле­вий­ско­му сочинению «Да­ти­стан-и-Ди­ник», Заратуштра был убит Тур-и Бра­тар­вах­шем, од­ним из вра­гов, пре­сле­до­вав­ших его всю жизнь.

В позд­ней­шей тра­ди­ции со­бы­тий­ная кан­ва жиз­ни Заратуштры ми­фо­ло­ги­зи­ру­ет­ся, обо­га­ща­ясь но­вы­ми де­та­ля­ми: из­ло­же­ни­ем пред­ска­за­ний о ро­ж­де­нии Заратуштры; рас­ска­зом о чу­дес­ном за­ча­тии Заратуштры се­ме­нем Пу­ру­шас­пы, об­ра­зо­ван­ным на ос­но­ве мо­ло­ка ко­ро­вы, вку­сив­шей ли­сть­ев «бла­го­го де­ре­ва»; о сме­хе Заратуштры в мо­мент ро­ж­де­ния; о чу­де­сах, со­вер­шён­ных Заратуштрой в дет­ст­ве и от­ро­че­ст­ве; на­ко­нец, о при­зва­нии Заратуштры к про­по­ве­ди в 30-лет­нем воз­рас­те в празд­ник Ма­идйой-за­ре­ма при свя­щен­ной ре­ке Ван­хви­да­и­тья бо­же­ст­вом Бла­гой Мыс­ли Во­ху­ма­на и по­сле­дую­щем по­лу­че­нии от­кро­ве­ния от не­ве­до­мо­го ра­нее вер­хов­но­го бо­же­ст­ва Аху­ра­маз­ды.

Уже в Млад­шей Аве­сте об­раз Заратуштры был под­верг­нут ми­фо­ло­гической пе­ре­ра­бот­ке: од­ни тек­сты изо­бра­жа­ют его куль­тур­ным ге­ро­ем, уч­ре­ди­те­лем со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ст­ва (Яшт XIII, 88-89), дру­гие — про­воз­ве­ст­ни­ком та­инств но­вой ве­ры, спа­си­те­лем не по­свя­щён­но­го в выс­шие ис­ти­ны че­ло­ве­че­ст­ва (Яш­ты V и XIX, «Ден­карт»). Со­глас­но Млад­шей Аве­сте, Заратуштра про­сил со­дей­ст­вия в на­са­ж­де­нии но­вой ве­ры у бо­жеств древнеиранского пан­те­о­на Ар­дви­су­ры Ана­хи­ты, Хао­мы, Мит­ры и Ве­рет­раг­ны, но соб­ст­вен­но Га­ты не со­дер­жат упо­ми­на­ний о них.

В позд­них со­чи­не­ни­ях «Ден­карт» (VII, 1, 14) и «Затс­прам» (VI, 14) об­раз Заратуштры пол­но­стью ми­фо­ло­ги­зи­ро­ван: Аху­ра­маз­да соз­дал его ду­хов­ную сущ­ность (фра­ва­ши) в на­ча­ле бы­тия и по­мес­тил её в ствол дре­ва жиз­ни Хао­мы, а че­рез 6 тысяч лет, в пе­ри­од ожес­то­че­ния все­лен­ской борь­бы до­б­ра и зла, Заратуштра был при­зван спо­соб­ст­во­вать по­бе­де до­б­ра на Зем­ле, по­лу­чил те­лес­ное во­пло­ще­ние и был оза­рён не­зем­ным све­том ис­ти­ны (миф о со­ше­ст­вии ог­ня (све­та) ис­ти­ны, хра­ни­мо­го в ми­ро­вом дре­ве, к лю­дям име­ет позд­не­ин­до­ев­ро­пей­ские ис­то­ки).

Глав­ным в про­по­ве­дях Заратуштры бы­ло уче­ние о за­ви­си­мо­сти ми­ро­по­ряд­ка и тор­же­ст­ва спра­вед­ли­во­сти в ми­ро­вой борь­бе до­б­ра и зла от сво­бод­но­го вы­бо­ра че­ло­ве­ка, его ак­тив­но­го уча­стия в этой борь­бе на сто­ро­не до­б­ра (ср. древ­не­ин­дий­ское уче­ние кар­ма-й­о­ги). Про­по­ве­дуя зо­роа­ст­рий­скую эти­че­скую триа­ду — бла­гих мыс­лей, бла­гих слов и бла­гих дел, — Заратуштра идеа­ли­зи­ро­вал так­же «пра­вед­ную» осед­лую хо­зяйственную дея­тель­ность, ко­то­рую он про­ти­во­пос­тав­лял «не­пра­вед­но­му» ко­чев­ни­че­ско­му об­ра­зу жиз­ни; со­глас­но од­ной из Гат, Заратуштра ни­спос­лан на Зем­лю и для то­го, что­бы нау­чить лю­дей уха­жи­вать за ско­том. Яв­ля­ясь по­сред­ни­ком ме­ж­ду бо­же­ст­вом и людь­ми, Заратуштра пе­ре­дал сво­им уче­ни­кам Аве­сту — свя­щен­ное от­кро­ве­ние Аху­ра­маз­ды. По­сле­до­ва­те­лям Аху­ра­маз­ды Заратуштра обе­щал по­смерт­ное бла­жен­ст­во, по­соб­ни­кам зла — му­ки и осу­ж­де­ние на Страш­ном су­де, ко­то­рый бу­дет вер­шить Аху­ра­маз­да в кон­це ми­ра. Про­рок пред­ска­зы­вал, что ко­нец све­та на­сту­пит при жиз­ни со­вре­мен­но­го ему по­ко­ле­ния; по Млад­шей Аве­сте, ги­бель ми­ра долж­на про­изой­ти че­рез 3 тысячи лет, ко­гда пра­вед­ные бу­дут спа­се­ны са­ошйан­том — во­пло­ще­ни­ем За­ра­туш­тры.

Об­раз Заратуштры-Зо­роа­ст­ра при­об­рёл из­вест­ность в Древ­ней Гре­ции, а че­рез её куль­тур­ное опо­сре­до­ва­ние в по­сле­дую­щем стал из­вес­тен всей ев­ропейской ци­ви­ли­за­ции, в V веке до н.э., бла­го­да­ря упо­ми­на­нию древнегреческого ав­то­ра Ксан­фа Ли­дий­ско­го. Со­глас­но Дио­ге­ну Ла­эр­тию, уже Ксан­фом Ли­дий­ским бы­ла пред­ло­же­на об­нов­лён­ная эти­мо­ло­гия име­ни Заратуштры, воз­во­дя­щая его к двум греческим сло­вам, оз­на­чаю­щим «чис­тый, не­сме­шан­ный» и «звез­да» (греч. со­от­вет­ст­вен­но ζωρος, αστρον). Пред­ло­жен­ная эти­мо­ло­гия обу­сло­ви­ла проч­ную ас­со­циа­тив­ную связь ме­ж­ду об­ра­зом Заратуштры и ас­тро­но­ми­ей, ас­т­ро­ло­ги­ей, ал­хи­ми­ей. В эпо­ху эл­ли­низ­ма об­раз Заратуштры по­ро­дил мно­же­ст­во вто­рич­ных син­кре­тических ми­фов, ко­то­рые ино­гда со­хра­ня­ли ар­ха­ич­ные иранские чер­ты. Ан­тич­ный ав­тор I — начала II веков н.э. Ди­он Хри­со­стом пе­ре­дал ле­ген­ду о том, что Заратуштра в по­ис­ках ис­ти­ны уда­лил­ся на уе­ди­нён­ную го­ру, ку­да об­ру­ши­лось с не­бес ве­ли­кое пла­мя, но Заратуштра вы­шел из не­го не­вре­ди­мым и на­де­лён­ным ис­ко­мой муд­ро­стью (ва­ри­ант ми­фа о со­ше­ст­вии Бо­же­ст­вен­ной ис­ти­ны в ог­нен­ной фор­ме). Ф. Ниц­ше вло­жил в ус­та Заратуштры мрач­ную про­по­ведь ин­ди­ви­дуа­ли­сти­че­ски тол­куе­мой сво­бо­ды ду­ха («Так го­во­рил За­ра­ту­ст­ра»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: