Почему ворота богини Иштар голубого цвета

Ворота богини Иштар в Вавилоне

Ворота Иштар в Вавилоне – одно из главных чудес древней столицы. Они поражают масштабом и красотой даже сейчас. Сложно представить себе, насколько грандиозным творением выглядели ворота богини Иштар в момент окончания строительства.

Ворота Иштар в Вавилоне – краткое описание

Когда построили ворота Иштар? Ворота Иштар в Вавилоне были построены в 575 году до н.э., при царе Навуходоносоре. Они представляют собой огромную арку из кирпичей, покрытых ярко-синей эмалью. Стены арки украшают священные животные, драконы и быки, которых вавилоняне считали спутниками богов.

Достаточно представить себе несколько недель кочевания по пустыне, где взгляд скользит по обожженной поверхности песка, пыльные улочки городов, сложенных из камней того же песочного цвета, и можно будет понять, насколько красочно смотрелись огромные ярко-синие ворота богини Иштар в Вавилоне посреди царства засухи.

Через ворота Иштар прежде проходили пышные священные процессии. Расположены ворота богини Иштар в легендарном Вавилоне, известном также своей башней. «Да возрадуются Боги, когда пройдут этой дорогой» – писал Навуходоносор.

Ворота богини Иштар: интересные факты

Грандиозность этого архитектурного творения заключается, как и дороги Мардука, не столько в размерах, сколько в эмали. Чтобы создать ворота Иштар требовались составляющие, которых в Вавилоне просто не было. Их привозили из таких стран, которые в то время считались окраинами мира. Температура, необходимая для изготовления эмали, должна постоянно поддерживаться на уровне не менее 900ºС.

Чтобы получить однородный синий цвет на всех кирпичах, количество красителя на каждую порцию эмали должно быть высчитано с высокой точностью. После того, как кирпичи покрывали эмалью, их обжигали в течение 12 часов при температуре свыше 1000ºС.

Сегодня такая высокая температура в печи поддерживается с помощью электроники, а необходимое количество красителя отмеряется на электронных весах. Как отмеряли количество красителя и поддерживали температуру в печах за 500 лет до н.э. – неизвестно.

Вавилонские ворота Иштар сегодня

Первыми были найдены кирпичи, покрытые яркой голубой эмалью. Находка Роберта Кольдевейя была случайной (как и находка Висячих садов Семирамиды), и собрать средства на раскопки удалось только спустя 10 лет. Посмотреть на ворота Иштар можно в Пергамском музее в Берлине, где находится реконструкция ворот Иштар, созданная в 1930-х годах.


Фрагменты ворот сегодня находятся в самых разных музеях мира: в Археологическом музее Стамбула, в Лувре, в Нью-Йорке, Чикаго, в Бостоне хранятся барельефы львов, драконов и быков, в Детройте, в Музее Искусств, хранится барельеф сирруша. Копия ворот Иштар в Ираке находится у входа в музей.

Ворота Иштар видео:

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Ворота Иштар

На Вавилон много раз нападали завоеватели соседних стран, и разоряли город — но он несколько раз отстраивался заново. Здания возводились из обожженного кирпича, который не боялся ни воды, ни солнца. Главные ворота Иштар были облицованы цветным глазурованным кирпичом, на фоне которого были изображены фигуры животных.

Культ богов в Вавилоне был связан с почитанием Солнца, Луны, Марса, Юпитера и других планет. Вавилоняне представляли землю диском, а небо — куполом. Из наблюдений за движением Солнца родилось представление об окружности, круге, которое способствовало изобретению колеса.

Ворота богини Иштар.

Знаменитый памятник архитектуры Вавилона — ворота богини Иштар представляют собой восьмые по счету ворота внутреннего города. Этот шедевр был построен в 575 году до нашей эры в северной части города по приказу царя Навуходоносора.

Ворота Иштар имеют вид арки полукруглой формы огромных размеров. С обеих сторон арка окружана громадными стенами, которые тянутся вдоль ритуальной Дороги Процессий. Арочные ворота, возведенные в честь богини Иштар были построены из кирпича , который сверху был покрыт ярко — голубой глазурью и расписан рисунками с использованием белой, желтой и черной глазури.

На стенах, ведущих к воротам Иштар можно было видеть великолепные барельефные изображения животных в наиболее близких к естественным позах. Так, было изображено около 120 барельефов львов. Есть также объемные изображения быков и сиррушей — мифических существ, похожих одновременно на драконов и грифонов, тело которых покрыто чешуей, а на змеиной голове красуются рога.

В общей сложности, на воротах богини Иштар насчитывалось 575 барельефных изображений животных. Сами ворота закрывались дверями, изготовленными из древесины кедра. Крыша ворот также была сделана из дерева чрезвычайно крепкой породы — ливанского кедра.

Ворота Иштар имели чрезвычайно важное ритуально — культовое значение — через них в день празднования наступления Нового года торжественно проносили статуи богов. Шествие проходило по Дороге Процессий.

В настоящий момент различные фрагменты знаменитых ворот Иштар хранятся в музеях всего мира: в Стамбуле, в Лувре, в Нью — Йорке, в Детройте и Чикаго. Максимально точную копию ворот Иштар построили в Ираке у входа в исторический музей.

Падение Вавилона.

В 539 году до нашей эры Вавилон пал. Вавилонское государство существовало 88 лет, и стало частью Персидской державы. Персы переняли у вавилонян клинопись, астрономические познания и искусство счета.

В 331 году до нашей эры Персида распалась под ударом армии Александра Македонского. В 323 году до нашей эры, когда Александр умер Двуречье стало частью государства Селевкидов. В этот период Вавилон становится центром астрономических, астрологических и математических знаний.

В конце II века до нашей эры Вавилон оказался под властью Нарфянских царей, которые в 126 году до нашей эры разрушили и опустошили город. Этот период стал окончательным падением Вавилона.

Исследования Вавилона.

В 1876 году английский археолог Джордж Смит обнаружил три тысячи клинописных табличек. Их расшифровка показала, что они входили в состав вавилонской библиотеки. Эта находка стала очень ценным для науки открытием.

В 1908 году правительство Германии ведет археологические раскопки под руководством Роберта Кольдевея. Была найдена дорога процессий, которая привела ученых к воротам Иштар. После смерти Кольдевея появилось множество исследований, посвященных письменности, мифологии, хозяйственному устройству и социальному строю Вавилона.

Почему ворота богини Иштар голубого цвета

Пергамский музей Берлин

Официальный сайт музея: www.smb.museum/smb/standorte.

Адрес музея: Bodestraβe, 1–3, Берлин.

Проезд: Метро: U6 — станция «Friedrichstraβe».

Железная дорога: 51,52, S25 — станция «Friedrichstraβe»; S5, S7, S75 — «Hackescher Markt».

Трамвай: Ml, М12 — остановка «Am Kupfergraben»; M4, M5, Мб — «Hackescher Markt».

Автобус: TXL — остановка «Staatsoper»; 100, 200 — «Lustgarten», 147 — «Friedrichstraβe».

Телефон: 030 / 266-42-42-42 (понедельник — пятница: с 9:00 до 16:00).

Часы работы: Понедельник — среда, пятница — воскресенье: с 10:00 до 18:00, четверг: с 10:00 до 20:00.

Цены на билеты: Полный билет — 10 €, льготный — 5 €.

Информация для посетителей: Музей оборудован всем необходимым для посещения людей с ограниченными возможностями.

Читайте также  Почему нельзя часто плакать

Музейный магазин предлагает широкий выбор художественных альбомов, книжной и сувенирной продукции.

На современный мир наибольшее влияние оказала античная цивилизация. Европейская культура родилась и развивалась вследствие достижений древнегреческой философии, архитектуры, литературы, театрального искусства. Нормы права, понятия личности, государства и многое другое сегодня известны человеку благодаря Древнему Риму. Пергамский музей в Берлине можно назвать символом идеи собирательства и экспонирования. Дело в том, что первым в истории «музеем» стала коллекция ценностей античной эпохи, собранная в древнегреческом городе Пергамон. По свидетельствам классических историков древности — Павсания, Полибия и Плиния, правившая там династия Атталидов (III-I века до н. э.) устроила беспрецедентное научно-культурное хранилище произведений искусства. Аттал I в 210 до н. э. произвел первые в мире раскопки. И вот спустя две тысячи лет, в XIX веке, история повторилась. В Берлине открылся музей сокровищ древности.

Все началось с того, что на заброшенные после османского владения земли Древней Греции, засыпанные песком холмы и курганы Переднего Востока, в турецкие деревни и поселения на территориях бывших греческих, римских и персидских государств приехали немецкие археологи. Они вооружились знаниями, почерпнутыми из трактатов древних авторов, собственноручно составленными картами, легендами и рассказами местного населения. Во второй половине XIX столетия экспедиции стали сначала искать средства на путешествия и вести дипломатические переговоры с местными властями, а потом принимались за раскопки курганов. Руками ученых-с-лопатами, как называют их с тех пор, были извлечены на свет сотни драгоценных свидетелей старины. Европейцы смогли заглянуть в историю многотысячелетней давности.

Из экспонатов, собранных археологами — от архитектурных объектов до очень маленьких поделок, — родился уникальный Пергамский музей, одно из самых представительных и богатых хранилищ искусства древнего мира. В этом альбоме читатель найдет описание удивительных находок, которые составили его славу. Но в первую очередь нужно сказать несколько слов об истории его коллекции.

Архитектурный комплекс Пергамона построен в период с 1910 по 1930 знаменитым зодчим Людвигом Хофманном. Нынешнее здание возведено на месте небольшого помещения, которое экспонировало часть коллекции с 1901 по 1909. В нем выставлялись некоторые фрагменты Пергамского алтаря, найденные и перевезенные в Германию с 1878 по 1886.

Новое помещение по проекту имело три основных зала. По сей день там находятся главные отделы музея: Античное собрание, Музей исламского искусства и Переднеазиатский музей.

Ежегодно в музей приходит около миллиона посетителей, чтобы посмотреть на главную достопримечательность, в честь которой он назван, — Пергамский алтарь. Помимо «звезды» коллекции среди специалистов и любителей искусства славятся рыночные ворота Милета, а также великолепные образцы древнегреческой вазописи, скульптуры и многокрасочных мозаик.

Этот отдел представляет искусство народов, исповедующих ислам. Временные рамки экспонатов — с VIII по XIX век, а география произведений охватывает территорию от Испании до Индии. Изюминками коллекции считаются вещи из Египта и Ирана. Неизвестные восточные мастера создали прекрасные образцы каллиграфии, миниатюр, керамики, предметов быта и религиозного культа, стекла и ковров. Имеют большое значение многочисленные архитектурные фрагменты: каменный фасад дворца Мшатта, находки из древнего иранского города Самарра, а также настенная керамика мечетей из Турции и Ирана.

Наряду с Лувром и Британским музеем данный отдел считается одной из самых представительных экспозиций искусства Передней Азии. Многие экспонаты «поделены» между этими тремя настоящими музеями-гигантами. На 2000 м 2 в 14 залах разместились уникальные объекты шеститысячной истории древневосточных культур — впечатляющие свидетели жизни цивилизаций Шумера, Вавилона и Ассирии. Помимо широко известных монументальных ворот Иштар здесь можно увидеть модель легендарной Вавилонской башни и копию стелы царя Хаммурапи.

Специалисты сходятся во мнении, что Пергамский музей входит в число самых интересных в мире.

Искусство Ассирии и Вавилона

С этой работы стоит начать рассказ о древних памятниках, обнаруженных археологами в Ассирии. Статуэтка найдена в вестибюле архаического храма Иштар в Ашшуре, столице древнего государства, названной в честь верховного бога. Подобные фигурки типичны для искусства того времени: большие глазницы, традиционная тяжелая шерстяная юбка, молитвенное сложение рук. Ученые предполагают, что некоторые части фигурки были раскрашены. Обращает на себя внимание так называемая архаическая улыбка. Ее использовали мастера многих древних культур, чтобы показать благие намерения. Скорее всего, такие статуэтки стояли по периметру священного помещения и ритуально представляли людей, преподнесших их богам.

Данная подставка также принадлежит серии находок из храма Иштар в Ашшуре. Ассирийская скульптура обладает ярко выраженным индивидуальным характером, стиль рельефов ни с чем не спутать. Все предметы культа имели отчетливую ритуальную символичность. На них представляли богов или процесс поклонения, но, самое главное, люди верили в действенность таких изображений, в то, что образ может замещать молитву живого человека.

Здесь персонажи поклоняются символам бога письменности Набу. Его атрибутами являются инструмент для письма стило и стол. Рельеф очень низкий, лаконичный, цельность достигается с помощью изящных силуэтов и тончайших линий обработки фигур. Набу молится деспотичный и воинственный царь Тикульти Нинурта I. Он был очень набожным и замкнуто жил во дворце, утвердив сложнейший повседневный ритуал, допуская к себе лишь евнухов.

Ворота Иштар в Вавилоне – что известно истории о старейшем сооружении

Ворота Иштар

Названные в честь аккадской богини ворота Иштар были построены в Древнем Вавилоне в 575 году до нашей эры. Но как о чуде света и памятнике архитектуры о них заговорили лишь спустя много веков. С воротами богини Иштар тесно связано имя вавилонского царя Навуходоносора, аккадская мифология и важный период в развитии Вавилонии.

Ворота Иштар — переплетение истории и мифологии

При царе Навуходоносоре Вавилон достиг своего расцвета, как культурного, так и экономического. Период его правления ознаменовался успешными военными походами, привлечением рабов — бесплатной рабочей силы, увеличением материального благосостояния.

Пожелав увековечить свое имя, Навуходоносор не скупился на различные архитектурные проекты — сады Семирамиды, царский дворец. Попала в этот список и городская стена с восемью воротами. Наибольшую известность из них приобрели ворота богини Иштар.

Иштар — богиня любви, плодородия, распри и войны. Считалось, что она была женой покровителя Вавилона — бога Мардука. От ворот Иштар к храму Эсагила, посвященному ее супругу, вела Дорога процессий. Горожане верили, что главное божество Вавилона раз в год проходит этот путь. Сами же они в Новый год несли его статуи по Дороге процессий и продолжающей ее улице Айбур-Шаба.

Внешний вид ворот богини Иштар

Самые известные ворота городской стены Вавилона были двойными. При этом внутренняя их часть почти в два раза превышала по размерам внешнюю. Высота строения составляла 26 м, а ширина — около 30 м. Вход представлял собой полукруглую арку.

Для строительства использовали глазурованный кирпич. Основной цвет сооружения — ярко-синий. Это придавало воротам особое величие, сразу выделяя их на фоне желтого песка и серых домов. Также считалось, что синий цвет символизирует богиню Иштар.

Читайте также  Почему появляются красные точки на руках

Крыша и створки были изготовлены из кедра и окантованы бронзой. На фоне ярко-синего кирпича выделялись 575 рельефных изображений священных животных — сиррушей и быков. В угрожающих позах они также украшали стены вдоль Дороги процессий, так как должны были «сопровождать» богов во время праздничного шествия.

Ширина Дороги равнялась 23 м, стены вдоль нее на высоту 7 м были отделаны синим глазурованным кирпичом.

Тайны ворот Иштар

Одна из главных загадок ворот Иштар в Вавилоне — компоненты, использовавшиеся для создания декоративного покрытия. До сих пор бытует мнение, что они не могли существовать в древние времена и представляли собой частички космической пыли.

Еще несколько вопросов, остающихся без ответа, касаются технологии изготовления эмали. Как мастерам удавалось поддерживать одинаковую и высокую температуру обжига кирпичей? Как с высокой точностью было выверено количество красителя для них?

Для получения кирпичей с прочным декоративным покрытием потребовалось бы не менее 12 часов обжига при температуре 1000 °C. Сегодня с этими задачами справляются квалифицированные специалисты и “умное” оборудование. Трудно поверить, что аналогичных результатов добились люди за 570 лет до нашей эры.

Раскопки и реконструкция достопримечательности

В конце XIX века немецкий археолог Роберт Кольдевей смог добиться финансирования раскопок на территории Древнего Вавилона.

Интересный факт: раскопки длились около 17 лет и были прерваны лишь вступлением британских войск в Багдад.

Среди руин некогда великого города археологи нашли обрушившуюся часть ворот Иштар. Ученые собрали и вывезли в Германию около 100 000 хорошо сохранившихся кирпичей. Из них в Пергамском музее Берлина возвели копию вавилонских ворот, полностью сохранив пропорции, но уменьшив размер. Высота реконструкции составляет 14 м, а длина — 10 м. Также посетители музея могут увидеть восстановленную часть Дороги процессий.

В музеях Парижа, Детройта, Нью-Йорка, Бостона, Стамбула и других крупных городах мира хранятся отдельные обломки от вавилонских ворот.

В музее Ирака есть свои ворота Иштар, однако их возвели из современного строительного материала, стилизованного под знаменитый синий кирпич.

Реконструкции ворот богини Иштар дают почти полное представление о том, как выглядел оригинал в древнем городе. Они поражают своим величием даже в уменьшенном варианте.

Видео: копия в Пергамском музее Берлина

Ворота Иштар

Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Описываются ворота Иштар так:

«Ряды кирпичей идут один над другим. Драконы и быки никогда не встречаются в одном горизонтальном ряду, но ряд быков следует за рядом сиррушей, и наоборот. Каждое отдельное изображение занимает по высоте 13 кирпичей, а промежуток между ними составляет 11 кирпичей. Таким образом, расстояние от низа одного изображения до низа другого равно 24 кирпичам, или почти точно двум метрам, то есть четырем вавилонским элам».

Когда работы по строительству ворот завершились, Навуходоносор составил надпись, которая была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение. Надпись начинается так:

Лев с Дороги Процессий, ведшей к воротам Иштар

«Я — Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый принц, правящий по воле и благоволению Мардука, высший правитель Города, любимец Неба, хитроумный и неутомимый… всегда пекущийся о благополучии Вавилона, мудрый первородный сын Набополассара, царя вавилонского…»

Табличка с этой надписью сейчас хранится в Пергамском музее.

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевейем. Размеры восстановленных ворот Иштар — 14 метров в высоту и 10 метров в длину.

Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айлэнда и Музее изящных искусств в Бостоне.

Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено….

Примером может служить богиня Иштар ассирийская и связанное с ней клинописное письмо тель-амарнского архива, отправителем которого является митаннийский царь Тушратта, а получателем – Аменхотеп III (царственные корреспонденты состояли в родстве: сестра Тушратты Гилухипа была замужем за Аменхотепом III). На тридцать шестом году правления Аменхотеп III тяжело заболел и умер. В том же году, незадолго до его смерти, Тушратта послал ему письмо и “чудотворного” идола богини Иштар для излечения престарелого фараона. Из текста письма явствует, что богиня ранее уже бывала в Египте и пользовалась там популярностью: “Так говорит Истар Ниневийская, владычица всех стран: “В Египет, в страну, которую я люблю, иду я”. Я посылаю ее тебе, она отправилась. Уже во дни моего отца владычица ходила в эту землю, и, как тогда ее чтили, так да почтит ее теперь мой брат в десять крат больше, и да отошлет и вернет ее в радости. Да сохранит Истар, владычица небесная, моего брата и меня на сто тысяч лет, и да подаст она нам обоим великую радость . Да живем мы в согласии – Истар для меня – моя богиня, а для моего брата она не его божество”. X. Ранке отмечает, что в Ниневии Иштар почиталась как богиня войны, в Египте же она выступает как божество, помогающее больным. В подтверждение своего наблюдения ученый приводит два египетских памятника времени Нового царства. На одном из них изображен египтянин, молящийся о здравии богине Кадеш и богине Аштарте сирийской, на другом – также египтянин, молящийся о здравии богине Иштар. В представлении египтян, сирийская Аштарта и ниневийская Иштар – одна и та же богиня. Ей поклонялись в особом храме, в Мемфисе, о чем сообщает Геродот (II, 112), называя богиню “чужеземной Афродитой”. Аштарту нередко отождествляли с богиней Сехмет. X. Ранке допускает, что прилагательное h; rw, которое обычно понимают как “сирийская”, предпочтительнее читать как “хурритская”.

Таким образом, проникновение чужеземных божеств (Анат, Аштарта, Кадеш, Решеп и др.) в египетский пантеон было вполне закономерно и понятно во времена Нового царства.

Читайте также  Почему горные породы разрушаются

Аштарта проникла не только в культ, но и в мифологию. Уже почти 90 лет науке известен папирус, вернее, его многочисленные фрагменты, в котором рассказывается миф о богине Аштарте. Из-за фрагментарности текста невозможно сказать что-либо определенное о его содержании. А. Гардинеру удалось установить, что этот текст представляет собой не собственно миф об Аштарте, а миф, в котором богиня играла важную, но все же не первую роль. Главная роль принадлежит в нем не египетскому, а семитскому богу по имени Нам – богу морской стихии (египтяне не имели своего морского божества). Как явствует из фрагментов мифа, бог Нам отличался властным, деспотическим характером. Перипетии сюжета восстановить невозможно. Текст относится, вероятно, ко времени Харемхеба. Интересно, что несколько позже, во времена XIX династии, йам упоминается в папирусе Орбиней, в сказке о двух братьях.

Наличие сиро-палестинских и других азиатских божеств в египетских религиозных представлениях, несомненно, вполне закономерное историческое явление, обусловленное связями Египта с этими странами. Следует подчеркнуть, однако, что чужеземные божества в Египте очень быстро приобретали черты египетских божеств, вживались в египетский пантеон, одним словом, египтизировались.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: