Как животные помогают растениям

Дружба по расчету: как растения и животные помогают друг другу в дикой природе

На земле 7,77 миллионов видов животных и 298 тысяч видов растений. Нередко разные биологические виды прекрасно уживаются рядом и даже помогают друг другу, улучшая качество жизни себе и своему партнеру. Такие отношения называются симбиозом.

Какую пользу получают растения и животные от такой дружбы? Расскажем о самых интересных случаях.


Примерами такого симбиоза могут служить отношения летучих мышей и растения Непентес Хемсли (Nepenthes hemsleyana). Это хищное растение-кувшиночник с крупным цветком, в который без труда помещается летучая мышь. Но непентес не охотится на своего гостя, а дает ему приют, чтобы потом переварить его экскременты.

Задняя стенка “кувшинчика” этого растения имеет форму блюдца и отражает сигналы летучей мыши, которая ищет место для отдыха. Так мышь получает удобное укрытие, а растение — пищу.

Другой интересный пример — совместная охота койота и барсука. Эти животные редко объединяются с сородичами, но их часто можно встретить месте в степях Американского континента. В отношении еды койот и барсук должны были бы быть конкурентами: они питаются сусликами и луговыми собачками. Но на деле они помогают друг другу. На открытом пространстве добычу гонит более быстрый койот, а если она забегает в нору, к охоте подключается барсук и мощными лапами раскапывает жилище суслика. Добычей охотники никогда не делятся, но в паре количество пойманной еды увеличивается на 30% для каждого.

В дождевых тропических лесах Амазонки есть участки, на которых растет только одно растение — дуройя (Duroia hirsuta). Местные жители объясняют это работой демонов. На самом деле, в роли демонов выступают лимонные муравьи. Они уничтожают семена и ростки других растений, опрыскивая их кислотой.

Взамен растение обеспечивает их просторными домами, выращивая внутри себя специальные полости. Колонии муравьев в таких “садах дьявола” достигают нескольких миллионов. Они же защищают дуройю от травоядных животных, которым придет в голову полакомиться ветками и листьями.

Другой пример “защитного” симбиоза — взаимоотношения рака-отшельника и актинии. Раки прикрепляют актинию на свою раковину, и она защищает их ядовитыми щупальцами и служит маскировкой, а заодно и подкармливает остатками пойманных рыбешек. Взамен рак переносит неподвижную актинию с места на место и убегает от хищников, которые не боятся скрытого в ней яда. Переезжая в более крупную раковину, рак никогда не забывает пересадить на нее свою союзницу.

Таких примеров в природе очень много.

Совы приносят в свое дупло слепозмеек, чтобы они уничтожали личинок, которые заводятся в останках пойманных зверьков. Таким образом, слепозмейка поддерживает чистоту в совином доме и получает постоянно возобновляющийся запас пищи. При этом других змей сова воспринимает как добычу, и только у этого вида есть шанс стать не едой, а домашним питомцем.

За это же один из самых грозных пауков, колумбийский фиолетовый птицеед, ценит пятнистую жужжащую лягушку. Лягушки поедают насекомых, которые наносят вред яйцам пауков, а те в ответ дают ей кров и защиту от хищников.

Акулы, скаты и другие крупные хищники постоянно окружены свитой из чистильщиков, среди которых могут быть как более мелкие рыбы, например, губаны, реморы (прилипалы) и ракообразные. Чистильщиков привлекают паразиты, обитающие на шкуре более крупных сородичей, и остатки пищи у них во рту, а те позволяют им беспрепятственно приближаться к себе и служат защитой от других хищников.

Самых необычных чистильщиков нашла себе рыба-луна: когда подводные обитатели не справляются с очисткой достаточно хорошо, она всплывает на поверхность и позволяет чайкам своими острыми клювами вытащить последних стойких паразитов.

Эти примеры показывают, что отношения между разными видами растений и животных в природе строятся не только на соперничестве, но и на сотрудничестве, и для того, чтобы улучшить свою жизнь и шансы на выживание, не обязательно подавлять своих естественных соседей. Гораздо лучше использовать их природные склонности для взаимной пользы.

Читайте также

12 августа 2021

Пока современные мегаполисы становятся все «зеленее», благодаря распространению электромобилей, места добычи лития – главного элемента аккумуляторов – поражает белая смерть, а кобальт – компонент литий-ионных аккумуляторов – добывается детским трудом в шахтах. Но выход есть!

Конспект занятия «Как помочь животным и растениям?» в старшей группе

Елена Тихонова
Конспект занятия «Как помочь животным и растениям?» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе на тему

«Как помочь животным и растениям

Цель: формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе, любознательность, отзывчивость и стремление помочь.

— актуализировать и систематизировать знания детей о редких видах животных и растениях;

— учить детей понимать суть учебной задачи, искать пути ее решения;

— сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать;

— учить проявлять сострадание, сопереживание.

Материалы и оборудование:

— аудио запись голоса сороки;

— карточки с изображением редких видов животных, насекомых, птиц, рыб;

«Красная книга»

— Таблицы «Хорошие и плохие поступки», «Правила поведения в лесу»

— мультимидийная доска, ноутбук для просмотра презентации.

Ход занятия:

Мотивационно- ориентировочный этап:

1. Организационный момент «Круг добра», дети встают в круг, хлопают друг другу в ладошки и говорят ласковые слова

Доброе утро и всем улыбнись,

Справа и слева друзьям поклонись,

Будем дружить, помогать всем всегда

Вы согласны? Ответьте мне (Да).

Наша планета- Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля, дом наш родимый ребята.

Солнышко рано встает, лучиком день зажигает.

Весело птица поет, песнею день начинает.

Как хороши, приглядись, клены, березы и елки!

Пенью у птицы учись, а трудолюбию у пчелки.

Сюрпризный момент: Аудио запись, голос сороки

Воспитатель: — Что за шум? (появляется сорока)

Сорока: -Я,сорока, Белобока, я летала по лесам, побывала тут и там. Новость слышала в лесу,на хвосте ее несу: «Беда, беда! Срочно нужна помощь животным и растениям, птицам их немедленно надо спасать, им грозит опасность исчезновения, их осталось мало на Земле!»

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята вы узнали, кто это?

Сорока: — Ой, здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуй сорока!

Воспитатель: Дай разобраться! Ребята, мы ведь с вами не оставим животных, птиц и растения в беде?

Дети: — Конечно мы поможем природе, спасем животных и птиц

Воспитатель: Как и чем можем мы помочь?

Вверх морковку подними, на неё ты посмотри.

Вниз морковку опусти, только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо, влево, ай да, заинька, умелый,

Глазки закрывает, глазки открывает.

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

Дети следят за движениями воспитателя взглядом.

Воспитатель: А, что это ты с собой принесла?

Сорока: Это жалобная книга природы, а еще ее называют Красная книга.

Воспитатель: А давайте мы откроем страницы этой книги и рассмотрим

Рассматривание страниц Красной книги.

В нашем Краснодарском крае много разных животных. Среди них есть такие, которых осталось на Кубани очень мало, их так и называют- редкие.

(показ редких животных, растений, птиц)

— Отчего плачет белочка?

— Почему так плохо скворцам?

— Почему на глазах у ромашки слезы?

— Отчего грустит мухомор?

(приложение 1)

Воспитатель: Ребята, скажите, а бывают ли случаи, когда у вас появляются слезы?

— Когда это происходит?

Дети: Когда сделали больно или обидели.

Воспитатель: Но ведь и природа живая. Когда ей обидно и больно, она тоже плачет. А сейчас мы с вами уточним, какие редкие животные и птицы нуждаются в защите, а также сделаем свою Красную книгу, которая у нас будет находиться в детском саду. Каждый раз узнав о редких животных, мы будем пополнять картинками и подписями.

Дидактическая игра «Птицы, звери, растения»

Воспитатель: поиграем в игру «Птицы, звери, растения». Нужно все эти картинки с изображением редких животных, птиц, растений разложить в разные цветные коробки. В желтую коробку картинку с изображением животных, красную с изображением птиц, синюю- растений

Воспитатель: Редкие животные в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек бывает очень жестоким по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни животные страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из- за того, что люди их боятся. Постепенно животных остается все меньше и меньше и редких животных заносят в Красную книгу.

Сорока: Помогите разобраться, как человек влияет на природу.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

(приложение 2)

Воспитатель: Поможем сороке поиграем в игру «Что такое хорошо и что такое плохо».Вы должны разделить карточки о влиянии человека на природу: хорошие и плохие дела. (результаты работы проверяются в ходе подвижно- дидактической игры).

Подвижно- дидактическая игра «Будь внимательный»

А теперь проверим, я показываю картинки, на которых изображены хорошие и плохие дела. Если вы увидите то, что хорошо- вы хлопаете, а если плохо- то топаете. (если движение выполнено не правильно, нужно исправить ошибку, проговорить «Нельзя рубить деревья в лесу»

Воспитатель: Если человек поступил неправильно, то какие это поступки?

Дети: плохие поступки.

Воспитатель: А если человек поступил правильно?

Дети: хорошие поступки.

Физминутка «Веселые зверята»

Мы походим на носках, а потом на пятках

Пойдем мягко, как лисята

И как мишка косолапый

И как серый волк- волчишко

И как заинька- трусишка

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

Воспитатель: Но человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной книги люди придумали заповедники.

— Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место, как гость.В заповедниках охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Посмотрите на карту Краснодарского края, вот здесь находится Кавказский заповедник.

Просмотр презентации «Берегите живое»

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на

Есть нора — надежный дом.

Белочке в дупле на ели. обеих руках)

Не страшны зимой метели

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель: Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу.

Дети: нет в любом месте.

Воспитатель: Правильно, охранять природу нужно в любом месте. А сейчас мы с вами подберем картинки расскажем правила поведения в лесу, а сорока будет вам помогать (приложение 4)

Воспитатель: теперь мы с вами можем помочь редким животным, птицам и растениям. Давайте никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду.

— Удастся ли нам теперь помочь животным и птицам?

— Что мы для этого делали на занятии?

— Что еще осталось сделать?

Сорока: Спасибо ребята, что вы так ответственно отнеслись к организации помощи животным, птицам, растениям, за вашу дружную работу и любознательность, за отзывчивость и стремление помочь.

Воспитатель: Лети сорока и расскажи всем в лесу, какие у нас ребята.

«Зависимости детей и подростков. Как помочь ребенку стать независимым». Конспект занятия с родителями Цель: профилактика зависимых состояний. Задачи: — познакомить родителей с понятием «зависимость», её видами; — выявить причины возникновения.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Как помочь капитану Врунгелю?» Цель: расширение и углубление знаний детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека. Задачи: — закрепить знания детей о свойствах.

Конспект НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе «Как помочь буратино??» Конспект НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе «КАК ПОМОЧЬ БУРАТИНО?» Цель: развитие математических способностей.

Читайте также  Как остановить печать на принтере

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Как помочь птицам зимой» Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах, воспитывать доброе, заботливое отношение к живой природе. Наглядность: картинки.

Конспект по математике в подготовительной группе «Как помочь буратино?» ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель: — Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла.

Конспект занятия по комнатным растениям «Бегония» в средней группе Цель: Познакомить детей с комнатным растением Бегония Задачи: Образовательные- формировать представление о комнатном растении Воспитательные.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Поможем диким животным» Конспект занятия во второй младшей группе «Поможем диким животным» Разработала воспитатель: Яресько А. А Задачи: — развивать логическое.

Конспект занятия по знакомству с диким животным «Волк» в подготовительной к школе группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на экологическую тему «Как помочь птицам зимой?» Задачи: Обучающие: 1) учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; 2) воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать.

ООД по ознакомлению с природой с детьми средней и старшей группы «Как живётся животным в зимнем лесу?». Комплексное ООД по ознакомлению с природой для детей средне-старшего возраста: «Как живётся животным в зимнем лесу?». Цель: расширение и.

10 примеров необычного взаимодействия животных и растений

Ни один вид живых существ не развивается в изоляции от других. Все должны приспосабливаться и взаимодействовать друг с другом. Между хищником и жертвой всегда есть эволюционная гонка, поскольку каждое из животных борется за своё выживание.

Но иногда различные виды взаимодействуют таким образом, что приносят взаимную пользу. Вот десять примеров того, как растения и животные вступают в необычное сотрудничество, помогая друг другу.

10. Муравьи и акации

Муравьи рода Pseudomyrmex сильно привязаны к деревьям акации, и просто удивительно, насколько сильна эта связь. Поскольку растения бегать не могут, у них всегда есть риск быть съеденными. Чтобы защититься от травоядных, деревья акации обзавелись острыми шипами и горьким вкусом. Кроме того, они поработили целый род муравьёв, чтобы активно отбиваться от своих противников.

Многочисленные шипы акации внутри полые, и эти полости служат прекрасным жильём для муравьёв. Многие виды акации вокруг этих пустотелых шипов имеют ещё и полые припухлости, что создаёт ещё более комфортные условия для жилья. Чтобы удержать привлечённых муравьёв, деревья вырабатывают сладкий нектар, а богатые белком стручки прекрасно подходят для муравьиных личинок.

Нет ничего удивительного в том, что живущие в таком прекрасном месте муравьи защищают его от всех опасностей. На одном дереве их может жить до 30000 штук. Они жалят животных, которые пытаются съесть листву, обгрызают конкурирующие растения, которые крадут солнечный свет, и вычищают грибковые патогены.

Акации не грозит, что защитники могут уйти. В её нектаре содержится фермент, который предотвращает употребление муравьями любых других форм сахара. Если муравей попытается расстаться с акацией, он вскоре умрёт от голода.

9. Мирмекодии и муравьи

Деревья акации – это не единственные растения, которые научились тесно сотрудничать с муравьями. Myrmecodia – «муравьиное растение» – получила своё название от муравьёв, которые живут в симбиозе с ним.

Австралийская мирмекодия – не совсем обычное растение, оно живёт на других растениях. Семена эпифитов, как называют такие растения, приземляются на деревьях и растут высоко над землёй. Это даёт им некоторую защиту от травоядных, но главными защитниками эпифитов являются муравьи.

У основания стебля растения имеется клубневидное утолщение, пронизанное многочисленными полостями. Это идеальное жильё для муравьев. Муравьи не сами делают эти полости – растение научилось специально их создавать. Живущие в них муравьи защищают растение от любой угрозы.

Это очень похоже на тех муравьёв, которые живут на акациях, но муравьиное растение пользуется этим сотрудничеством немного иначе. Одним из основных веществ, которые растения получают из почвы, является азот. Поскольку мирмекодия растёт далеко от почвы, ему необходимо обеспечить себя поставками азота. Растение имеет два вида полостей: гладкие, которые муравьи используют для проживания, и грубые, в которых муравьи откладывают свои отходы.

Из этих муравьиных отходов растение и получает необходимый азот.

8. Насекомоядные растения и летучие мыши

Насекомоядные растения, как следует из названия, являются плотоядными, они питаются небольшими животными, в основном насекомыми. Эта способность развилась как ответ на окружающую среду с низким содержанием азота. В то время как мирмекодии завлекают муравьёв, чтобы они в них жили, плотоядные растения их завлекают, чтобы убить. Однако среди них существует одно растение, которое не так жестоко.

Nepenthes hemsleyana – на редкость крупное растение, которое научилось жить в симбиозе с летучими мышами. Мыши вида «мышехвост Хардвика» на день забираются в куполообразный лист растения и спят в нём. Растение же, вместо того чтобы переварить мышь, ограничивается тем, что может извлечь из её помёта.

Растение не просто пассивно ждёт, оно выработало своеобразный способ привлечения летучих мышей в густом тропическом лесу. Задняя стенка листа имеет форму блюдца, которое хорошо отражает сигналы эхолота летучих мышей. Это позволяет летучей мыши быстро обнаруживать своё место для отдыха.

7. Растения, опыляемые млекопитающими

Когда мы говорим об опыляющих растения животных, мы чаще всего вспоминаем о пчёлах и других насекомых, которые, перелетая с цветка на цветок, переносят пыльцу. Однако существует много видов растений, которые полагаются в этом деле на млекопитающих.

Чтобы привлечь млекопитающих, растениям пришлось развить цветы, которые сильно отличаются от тех, которые заманивают насекомых. Запахи цветов, которые опыляются млекопитающими, совсем не похожи на привычные нам цветочные ароматы. Привлекающий млекопитающих цветок часто пахнет сыром и дрожжами. Эти цветы также чаще всего наклонены вниз, чтобы осыпать пыльцой находящихся снизу животных.

В качестве опылителей используются не только травоядные. Кустарники протеи привлекают плотоядных мангустов и генетов. Это приносит пользу растениям, потому что плотоядные животные, как правило, имеют большую территорию обитания и дальше разносят пыльцу.

6. Аморфофаллус титанический и мухи

Конечно, не всех насекомых привлекают сладкие запахи. А чтобы привлечь строго определённых насекомых, цветок должен дать им именно то, что им нужно. Аморфофаллус титанический питается мухами и жуками-мертвоедами, поэтому он производит запах, привлекающий этих животных. Этот запах таков, что аморфофаллус часто называют «трупным цветком».

Цветок титанического аморфофаллуса является самым крупным цветком на Земле. Это отчасти ответ на окружающую среду. В пышных джунглях Суматры растению необходимо произвести очень много ароматических веществ, чтобы распространить запах на большое расстояние и привлечь насекомых.

Огромный цветок также сам вырабатывает тепло. Это усиливает запах гниющей плоти и облегчает поиск растения мухами. К счастью для тех, кто не любит аромат разлагающихся трупов, Amorphophallus titanum цветёт только раз в шесть лет.

5. Duroia hirsuta и муравьи

Тропические леса Амазонки известны своим биологическим разнообразием. В одной из самых богатых экосистем на планете совместно проживает просто огромное количество видов животных и растений. И всё же, есть участки тропического леса, которые, по-видимому, состоят только из одного вида деревьев –Duroia hirsuta.

Коренные народы Амазонки думали, что такие участки леса были созданы злыми демонами, поэтому их называли «садами Дьявола». Duroia hirsuta производит химические вещества, которые подавляют рост других растений, но их господство объясняется не только этим.

Фактически, теми демонами, которые создают такие районы, являются муравьи. Как мы уже видели на примере других растений, муравьиная армия всегда защищает свои дома.

Проживающие на Duroia hirsuta муравьи вида Myrmelachista schumanni, которых чаще называют «лимонными муравьями», борются не столько с другими животными, сколько с другими растениями. Они выискивают в джунглях молодые побеги и травят их муравьиной кислотой. Это делается для того, чтобы другие растения не затеняли Duroia hirsuta.

В то же время это увеличивает ареал обитания и самих муравьёв. Разросшаяся муравьиная колония в «саду Дьявола» может содержать тысячи королев и миллионы рабочих муравьёв.

4. Инжир и инжирные осы

Наверное, никого не удивит тот факт, что инжирные осы живут в инжире. Наличие в плодах останков ос способно испортить вам аппетит. Отношения между инжиром и инжирным осами длятся уже много тысячелетий, поэтому можно сказать, что люди, которые едят инжир, вторгаются в чужую личную жизнь.

Инжир – это не плод, а полая структура, содержащая много цветков. По мере созревания инжир производит запах, который привлекает беременных самок осы. Чтобы попасть внутрь соцветия, самке приходится сильно ужаться. Это сложный процесс, в результате которого самки часто теряют свои крылья и усики.

Попав внутрь, оса откладывает яйца и рассеивает пыльцу, которую принесла на себе из своего прежнего дома. Затем она умирает. Неопылённое дерево часто засыхает и погибает, убивая любые яйца внутри своих плодов. Это эволюционная защита для обеспечения того, чтобы осы продолжали приносить пыльцу.

Если цветки опыляют, то плод созревает, а из яиц вылупляются осы, которые питаются мякотью плода. Самцы и самки растут внутри соцветия. Самцы собирают пыльцу для самок и проделывают для них отверстие. Затем они оплодотворяют самок и передают им собранную пыльцу. После этого самки покидают соцветие – и цикл продолжается.

3. Гигантские ленивцы и авокадо

У людей есть некоторый послужной список того, как они довели отдельные виды животных до их исчезновения. Просмотрев этот список, несложно заметить тесную связь между уничтожением одних видов и вымиранием других. В случае с гигантскими ленивцами в Южной Америке люди почти полностью уничтожили авокадо.

Семена, переносимые животными, как правило, имеют размер, соответствующий размеру переносящих семена животных. Соответственно, огромным семенам авокадо для их переноса требуется подходящее крупное животное. Гигантские ленивцы могут вырастать до 6 метров в длину. Будучи большими и голодными, они поедали авокадо, а затем распространяли его семена вместе с помётом.

С приходом в Америку людей многие крупные млекопитающие, в том числе и гигантские ленивцы, были искоренены. Без ленивцев растения авокадо лишились возможности колонизировать новые районы и оказались на грани исчезновения. Растение сохранилось благодаря искусственному культивированию, теперь роль ленивцев исполняют люди.

2. Черви и водоросли

Нет ничего необычного в том, что многие из животных живут внутри растений. Однако червь Symsagittifera roscoffensis приспособился делать наоборот. Эти черви никогда не едят и получают всю свою энергию от тех водорослей, которые живут внутри них.

У этих червей нет пищеварительной системы, поэтому, когда они в юные годы поглощают водоросли, те не перевариваются. Вместо этого крошечные растения получают более безопасное убежище, чем они могут найти в океане. Сами они, в свою очередь, делятся с червями своей энергией.

Эти черви живут на побережьях. Во время отлива они выползают на поверхность, чтобы обеспечить свои симбиотические водоросли солнечным светом. Во время прилива черви для безопасности зарываются в песок. Непонятно, кто извлекает больше пользы от такого сотрудничества, но это является хорошим примером настоящего партнёрства животных и растений.

1. Растения, которые призывают хищников

Мы видели растения, которые предоставляют убежище насекомым, чтобы защитить себя от травоядных животных, но возможно, что эти отношения излишне привязывают. Некоторые растения ждут, пока им будет угрожать опасность, и только тогда призывают на помощь животных.

Например, если на листьях табака появляются гусеницы, растения начинают вырабатывать летучие органические химикаты. Эти химические вещества быстро распространяются по воздуху.

Гусеница может не заметить этот тихий призыв, но его чувствуют хищные насекомые. Они нападают на гусениц и поедают их. Растения приносят пользу хищникам, те помогают растениям, а гусеницы… оставим этот вопрос…

Возможно, наиболее суровый ответ на агрессию даёт кукуруза. Когда она подвергается нападению гусениц, растение подаёт сигнал, привлекающий ос-наездников. Осы садятся на гусениц и вводят яйцеклад. Личинки наездника вылупляются внутри жертвы и питаются их органами, поедая гусениц живьём изнутри.

Читайте также  Как составить план исследования

Как животные могут помогать растениям. Вопрос: рассказ о том как животные помогают растениям размножаться

Как животные помогают растениям размножаться?

  1. те которые это делают
  2. Животные являются одним из способов размножения растений, так как они могут пересекать огромные площади, перемещаться на тысячи километров, тем самым разнося семена растений на прилегающие территории

так первый способ — это когда семена непроизвольно прикрепляются к шерсти животного, и вместе в ним отправляются на свое новое место обитания. К примеру лопух.
второй способ — это когда семена съеденные птицами либо животными, выходят ввиде фикалий. пример -яблоня, вишня, и начинаю свой жизненный цикл уже на новой земле.

  • В данных ответах животные помогают растениям не размножаться, а расселяться: они разносят уже готовые семена.
    А помощь в размножении — это способствование образованию плодов и семян, т.е. опыление. Насекомые (пчелы, шмели, бабочки, осы, жуки и пр.), некоторые птицы и летучие мыши переносят пыльцу с цветка на цветок, осуществляя перекрестное опыление. В результате образуются семена, с помощью которых растения и размножаются.
  • Почти все.
  • есть какое то дерево семена которого могут прорасти только после того как их съели птицы и они прошли через их пищеварительную систему. у них такая твердая кожура что иначе они не прорастут
  • например взять ту же собаку она гуляет на улице играет на траве и семена растний прицепляется к шерсти
  • Животный и растительный мир гармонично связан между собой. Любые процессы, происходящие среди животных, неизменно воздействуют на развитие растений, и наоборот. И если внезапно исчезнут все звери на нашей планете, через некоторое время погибнут и растения, ведь первые помогают существовать вторым с возникновения жизни на Земле.

    Инструкция

    Прежде всего, помощь животных заключается в переработке органических соединений, созданных растениями. Через другие звенья в пищевой цепи они переводят их в неорганические вещества, за счет которых растения снова и снова могут создавать органическое вещество. Благодаря этому происходит естественный круговорот в природе. Вот почему недооценка значения животных для растений часто приводит необратимым изменениям в природных биокомплексах.

    Также животные способствуют распространению некоторых растений. Звери и птицы, например, переносят споры и семена различных представителей флоры на далекие расстояния. Это происходит разными способами. Во-первых, они съедают плоды, семена которых в последствие попадают в землю вместе с отходами жизнедеятельности. Во-вторых, животные часто просто цепляют споры на свою шерсть, перья, в результате чего они могут упасть на землю за много километров от места рождения. Муравьи и грызуны, например, часто теряют зернышки и орешки, перенося их в свои кладовые. Попадая в благодатную почву, зернышки со временем прорастают.

    Для продолжения жизни цветов большое значение играют насекомые. Пчелы, шмели и бабочки, например, не только собирают нектар с цветов для производства меда, но и опыляют их. Такой способ распространения особенно важен для кустарников и цветов, которые не опыляются ветром.

    Отдельные представители животного мира взрыхляют почву и удобряют ее продуктами своей жизнедеятельности. Благодаря этому растения растут гораздо лучше и обильнее. Такую пользу приносят черви, муравьи, различные мелкие грызуны.

    Животные также поддерживают строгое соотношение одних растений по отношению к другим, что способствует сохранению природного баланса. Это достигает за счет того, что каждый вид животных питается определенным видом растений. Если нарушить этот баланс, многие растения могут просто исчезнуть с лица Земли, а с ними – и те животные, которые ими питались.

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Пищевые цепи — это многочисленные пересекающиеся друг с другом ветви, образующие трофические уровни. В природе существуют пастбищные и детритные пищевые цепи. Первые по другому называют «цепями выедания», а вторые «цепями…

    Благодаря фотосинтезу зеленые растения играют очень важную роль в жизни на Земле. Они преобразуют энергию солнечного света и накапливают ее в виде органических соединений. В качестве побочного продукта фотосинтеза в атмосферу выделяется кислород. …

    Цепь питания представляет собой последовательность живых организмов, которые переносят энергию, поедая друг друга. Существует два типа пищевых цепей: одни начинаются с останков организмов и заканчиваются микробами и бактериями, а другие берут начало…

    Грибы – одни из самых древних земных обитателей Земли. Они образуют отдельную весьма обширную – около полутора миллионов – и широко распространенную группу организмов, в которую кроме обычных шляпочных грибов входят также дрожжевые, плесневые и…

    Живые организмы живут на Земле не обособленно, а постоянно взаимодействуют друг с другом, в том числе и имеют отношения охотник-пища. Эти отношения, последовательно заключенные между рядами животных, называются цепями питания или пищевыми цепями. В…

    Кенгуру – уникальное травоядное млекопитающее. Обитают эти животные только в Австралии, символом которой и являются. Также они являются очень важным звеном в пищевой цепи австралийской флоры и фауны, за что их называют «санитарами…

    Плоды путешествуют

    Вопрос: попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать.

    Ответ: если бы плоды не путешествовали, то не было бы расселения растений по Земле. Каждый вид растений рос бы только в одном месте, а это плохо для растений, потому что если в одном месте вдруг исчезли растения одного вида, то больше нигде их не будет. Для природных сообществ это плохо. (пример: если бы пшеница росла только в одной стране и нигде больше, то и хлеба в других странах бы не знали. Картофель в России не был известен до Петра Великого, а когда клубни припутешествовали в Россию, картофель стал самым любимым продуктом питания)

    1. Вопрос: семя – это живое или неживое тело?

    Ответ: семя это живое тело, оно дышит, содержит в себе будущее растение.

    2.Вопрос: семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

    Ответ: семена в пакетиках хранят обычно в сухом месте, а для прорастания семян нужна влага.

    3. Вопрос: весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?

    Ответ: пчелы с цветов собирают нектар, при этом опыляют цветы, растение получает возможность завязать плоды и образовать смена.

    Проверь себя.

    1. Вопрос: как происходит опыление у растений?

    Ответ: в цветках, кроме нектара, есть пыльца – мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда насекомое садится на цветок, пыльца остаётся на его тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, насекомое невольно переносит на него и пыльцу – опыляет этот цветок

    2. Вопрос: что образуется на месте цветков после опыления?

    Ответ: после опыления на месте цветков образуется завязь, из которой потом развивается плод с семенами.

    3. Вопрос: как распространяются плоды растений?

    Ответ: плоды «путешествуют»:

    С помощью ветра (плоды клена, ясеня, одуванчика);

    При помощи животных и человека (прикрепляются к шерсти одежде специальными крючками – репейник, череда);

    При помощи птиц (птица съевшая плоды, не переваренные семена может оставить вместе с пометом за много километров от того места где съела плод);

    Культурные плоды путешествует по воле человека.

    4. Вопрос: какие условия нужны для прорастания семян?

    Ответ: для прорастания семян нужны: воздух, влага и тепло.

    5. Вопрос: как развивается растение из семени?

    Ответ: Этапы развития растений: семя — зародыш — проросток с корешком — проросток со стебельком и листочками — взрослое растение с цветками — взрослое растение с плодами и семенами.

    Задание для домашней работы:

    Задание 3. Приготовь рассказ о том как животные помогают растениям размножаться (опыляют цветки, распространяют плоды).

    Животные играют важную роль в распространении пыльцы, спор, семян, плодов растений, влияя при этом на их размножение и расселение. Деятельность животных обычно мотивирована пищевыми потребностями, но использование ими в пищу семян, плодов и пыльцы для растений полезно, так как способствует их распространению.

    Во флоре Земли господствующее положение занимают цветковые растения, а цветки большинства видов опыляются животными (чаще насекомыми, реже — птицами и млекопитающими). К цветкам животных привлекает пища, которую они здесь находят (пыльца, нектар), у растений, приспособившихся к опылению животными, яркие лепестки или чашелистики, привлекательный запах, содержится нектар.

    На следующем уроке

    Вопрос: вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения. Какие ты знаешь растения, внесенные в Красную книгу России. Какие растения вашего края нуждаются в охране?

    Ответ: растения для животных и человека источник пищи и кислорода, без которых жизнь невозможна.

    Растения Красной книги России: подснежник плосколистный, володушка Мартьянова, безвременник веселый, рододендрон Фори, лотос орехоносный, пион горный и др.

    Растения Красной книги Челябинской области: астрагал, венерин башмачок, пострел раскрытый

    Пион уклоняющийся (лекарственный), фиалка Морица и др.

    рассказ о том как животные помогают растениям размножаться

    Ответы:

    допустим)) строго не суди мою фантазию:)) Ранним утром летела как-то пчелка на работу — собирать с цветков пыльцу. Заманил ее один цветок своей пестрой окраской и полетела пчелка к нему. Собрала она пыльцу со всех пыльцевых мешочков и полетела к другому цветку. А на тельце к ней попали частички пыльцы, которую она перенесла на другой цветок, тем самым помогая первому разомножаться. :) Речь идет только об одной маленькой пчелке, а ведь каждая из них — из 120 000 с одного улья — летает ежедневно на работу, на поиски пыльцы для изготовления меда. И пока где-то в небе летают пчелки-работяги, на земле какое-нибудь животное — та же самая корова — только что поело и хочет избавиться немного от «мусора» в желудке, то есть сходить в туалет, так скажем)) и вот, когда корова сделает свои дела, вместе с этим из нее выйдут и непереработанные семена цветов, которые она наверняка поела с травкой)) потом они остаются в земле и произрастают:) и кошки во время гулянок цепляются за всякие сорники, в роде колючек, а потом этот «мусор» просто спадает, цепляется за что-то другое, и тем самым семена распространяются. Оцени мой труд достойно)))

    • (научный текст) о великом путешествиннике
    • в треугольнике АВС параллельно стороне АС проведен отрезок ДК(Д лежит на стороне АВ, а К на стороне ВС) найдите отрезок АД, если АВ=8, АС=10 и ДК=7,5
    • купили карандаши,кисти и линейки,всего 43 штуки.Линее купили на 7 меньше,чем, кистей,и в 4 раза меньше,чкм карандашей.Сколько купили карандашей,кистей и линеек в отдельности
    • Спишите вставляя пропущенные окончание!Пожалуйста друзья помогите! Наш город У поножья гор Алатау в зелен. предгорн. долине раскинулся крупнейший город наш. республики-Алматы. В 1920 году городу было возвращено его стар. название-Алма-Ата. Современн. Алматы-больш. зелен. красивейш. город. Всего за несколько десятков лет неузнаваемо преобразился облик южной столиц. Там где когда-то проходил. южн. граница города пролегли многокилометров. проспекты имени Абая и аль-Фараби.На месте одноэтажн. домиков выросли современн. здания из бетона и стекла.
    • помогите пожалуйста найти падежи. Из торфа вырабатывают деготь и строительную плиту.Идёт торф и на удобрение.Из кукурузы делают крахмал,муку,крупу,масло.Из древесины сосны изготовляет мебель.Из хвои получают витамин,делают хвойную муку.

    Как животные и растения переживают зиму. Отрывок из бестселлера The New York Times

    Микроскопические живые организмы возникли около 3,5 млрд лет назад, в докембрийский период, — в истории жизни это была первая и самая длинная глава, охватывающая около 90% всего геологического времени. Какой была Земля, когда появились микроорганизмы, неизвестно, но мы знаем, что в какой-то момент здесь было жарко, как в аду, а в атмосфере не было кислорода. Древние микроорганизмы, вероятно, синезеленые водоросли или организмы, подобные бактериям, изобрели фотосинтез, чтобы получать энергию из солнечного света. В качестве пищи они извлекали из воздуха углекислый газ, а в качестве отходов выделяли кислород, который в дальнейшем изменил атмосферу и, как следствие, климат. Они разработали ДНК для хранения информации, придумали половое размножение, обеспечившее изменчивость для естественного отбора, — и вот стартовала эволюция, ход которой нескончаем и часто непредсказуем.

    Читайте также  Как сделать gif формат

    Молекулярная дактилоскопия предполагает, что сегодня все живое на Земле происходит от одного и того же предка, сходного с бактериями. Этот предок в конце концов породил три основные существующие сегодня ветви живого — архей, бактерий и эукариот (эукариоты — это организмы, клетки которых содержат ядро, в том числе простейшие, водоросли и другие растения, грибы и животные).

    Остатки первых бескислородных живых организмов древности, вероятно, дошли до нас слабо изменившимися. Считается, что это потребляющие серу бактерии, которые сегодня живут лишь в немногочисленных оставшихся местах с древними условиями обитания, для человека невыносимыми. В число таких сред обитания входят горячие источники и глубоководные термальные выходы, где с океанского дна поднимается вода температуры 300°C (она остается жидкой и не превращается в пар, потому что на глубине около 3600 метров находится под большим давлением). Один из видов, проживающих на краю таких горячих водяных скважин, — это Pyrolobus fumarii, этот представитель архей активен при температуре от 90°C и выдерживает температуру 113°C. По мере того как Земля остывала, появились новые среды обитания, и от этих или похожих видов произошли новые одноклеточные, а затем и многоклеточные организмы, которые стали заселять появляющиеся более прохладные места.

    Много позже некоторые клетки покинули среду обитания своих предков другим способом: они проникли в другие клетки, обнаружили, что условия здесь благоприятны для выживания, и приспособились к ним. В конце концов у таких исходно паразитических организмов с хозяевами установились отношения сотрудничества, или симбиоза. В итоге эти связи оказались взаимовыгодными, а судьбоносной среди них, пожалуй, оказалась та, в рамках которой некоторые докембрийские зеленые водоросли стали успешно расти внутри других клеток и в результате превратились в хлоропласты, а их хозяева — в зеленые растения.

    Способность захватывать солнечную энергию породила многоклеточные организмы и то поразительное разнообразие, которое мы наблюдаем сегодня в живой природе. Вслед за тем, как развилась эта способность, а может быть, одновременно на клеточном уровне произошло еще одно вторжение, из паразитического ставшее взаимовыгодным симбиотическим. Благодаря растениям появился кислород, затем образовались бактерии, поглощающие кислород и энергию, и некоторые из них, поселившись внутри других клеток, превратились в митохондрии, а их хозяева стали животными. Митохондрия в клетке — это источник сил и аппарат энергоснабжения, который при наличии доступа к кислороду позволяет клетке расходовать гораздо больше энергии. В результате стала возможна эволюция многоклеточных животных. Одно из ярчайших проявлений высокого энергетического уровня, на котором существуют живые организмы за счет работы митохондрий, — это конечно же такие животные, как корольки, способные на протяжении всей северной зимы постоянно функционировать на оборотах, для нас практически невообразимых.

    Митохондриальный очаг метаболизма можно раздуть, если доступно много кислорода, а можно приглушить. Жизнь — это процесс, который использует порожденную метаболизмом энергию, а главное, контролирует ее поток. Метаболизм, подобно огню, дает тепло, а тепло часто равнозначно жизни.

    Для нас температура — это ощущение, измеряемое по шкале от горячего до холодного. В физическом смысле температура — это молекулярное движение, которое можно измерить термометром, поскольку чем больше движутся молекулы вещества, например ртути, тем сильнее увеличивается расстояние между ними. Мы измеряем это молекулярное расширение, когда ртуть (или какая-нибудь жидкость) в столбике перемещается вдоль откалиброванной шкалы. Само по себе движение молекул — это еще не жизнь, но ее необходимое условие.

    Впрочем, тепло — это энергия, которая должна поступить в систему или покинуть ее, чтобы изменилась температура. Некоторым веществам нужно поглотить больше энергии (например, солнечной), прежде чем их молекулы начнут двигаться, повышая температуру. Одна калория — это количество энергии, которое нужно, чтобы повысить температуру одного грамма воды на 1°C. Чтобы разогреть такое вещество, как камень, нужно гораздо меньше энергии, чем для воды. Опять же, энергия не есть жизнь, но она необходима для жизни, и все живое ненасытно ее потребляет. Поэтому то, что жизнь сохраняется и даже процветает зимой, когда солнца мало, — настоящее чудо.

    Верхнего предела температуры не существует. В нашей Солнечной системе температура поверхности Солнца составляет около 6000°C, а центр звезды примерно в 3000 раз горячее, то есть его температура около 18 000 000°C. А вот нижний предел температуры во Вселенной конечен. Это точка, где всякое молекулярное движение останавливается и количество тепловой энергии равно нулю. Жизнь при такой температуре невозможна, но приспособления к зимнему миру, о которых я расскажу, говорят о том, что эта температура не обязательно уничтожает живое. По крайней мере, в теории при самой низкой температуре во Вселенной жизнь может приостановиться, но сохраниться.

    Издательство: «КоЛибри»

    Чтобы задать шкалу Цельсия, содержание тепловой энергии в воде поделили на 100 условных единиц между точкой, когда молекулы воды покидают кристаллическую структуру, чтобы стать жидкостью (0°C), и точкой 100°C, где жидкая вода закипает, если находится на уровне моря. Нижний предел температуры во Вселенной, или самое низкое содержание энергии в веществе, определяют как 0° по шкале Кельвина, и он соответствует –273,15°C (или –459,7° по шкале Фаренгейта). Поскольку вода лежит в основе всех известных нам живых организмов, активная клеточная жизнь, знакомая большинству, возможна лишь в очень узком диапазоне температур между точками замерзания и кипения воды (которые немного меняются в зависимости от давления и наличия в воде растворенных веществ), где можно использовать энергию в контролируемых количествах. Мы в основном состоим из воды, и, замерзая, то есть превращаясь в лед, вода в наших клетках рвет клеточные мембраны, а это смертельно.

    Вода воздействует на живое и на уровне экосистем, причем не менее существенно, чем на клеточном уровне. Каждую осень в северных умеренных широтах можно наблюдать, как влияют на экосистему различные физические свойства воды. Согласно опыту большинства существ на Земле, вода — это прозрачная жидкость, текущая вниз по наклонной плоскости, удержать которую можно только с помощью препятствия. Часть года некоторые из нас также наблюдают воду в виде белого рассыпчатого вещества, которое налипает на деревья и склоны холмов и придает лесу сказочный вид. Это вещество можно сгребать в кучи, можно рыть в нем тоннели и делать из него жилища для человека и зверя. Скапливаясь, оно способно стать таким плотным и глубоким, что через него не пройдешь. Оно порой закрывает растения от света и ломает их. При определенном наклоне земной оси это вещество подолгу накапливается в северных областях и образует ледники, которые изменяют окружающий пейзаж, стирая в порошок горы и выглаживая долины. При изменении температуры всего на 1°C или меньше вода также может стать прозрачным веществом, похожим на стекло, и запереть поверхность озера, так что по ней можно будет спокойно ходить.

    В зимнем мире практически все решает кристаллизация воды. Всего за несколько часов это явление может изменить физическую поверхность земли, а за миллионы лет оно в корне изменило физиологические, морфологические и поведенческие свойства всех организмов, которым приходится противостоять магическому превращению жидкости в кристаллы.

    Каждую осень зимний мир постепенно и неумолимо наступает на обитателей Северного полушария. Ночи становятся все длиннее и холоднее. На землю попадает меньше солнечной энергии. Сначала замерзает и образует твердое покрытие вода в плодородном слое почвы (если та еще не покрылась снегом). Последними замерзают самые быстрые речки и ручьи, потому что здесь вода постоянно смешивается с холодным воздухом в месте соприкосновения этих сред. Холод, замораживающий воду, поступает от воздуха прямо над водой. Вода хотя бы немного теплее воздуха. Если она перемешивается (как в быстрых потоках), ее поверхность не так стремительно остывает до 0°C.

    Затем в одну прекрасную ночь происходит неизбежное: водоемы замерзают. Температура падает настолько, что движение молекул воды на стеблях прибрежных трав, веточках и листьях, плавающих по краю водоема, замедляется достаточно, чтобы эти молекулы заняли устойчивое положение и образовали кристаллическую структуру. Теперь стебли, веточки и листья служат ядрами кристаллизации для формирования льда. Молекулы воды, как закатывающиеся в лузу бильярдные шары, занимают свои места, сначала без разбора на любом предмете, который им встретится, а затем на других молекулах, которые уже пришли в состояние покоя, и образуется ледяная кристаллическая решетка. То небольшое количество энергии, которое еще оставалось у этих молекул, теперь выделяется в виде тепла — теплоты кристаллизации в размере 76,7 калории на каждый грамм жидкой воды, превратившейся в лед (этого тепла недостаточно, чтобы температура в пруду или озере хоть сколько-то заметно повысилась, потому что масса воды гораздо больше и очень быстро поглощает теплоту; однако, если резко заморозить отдельную капельку, часто возникает ощутимый «экзотермический эффект» — повышение температуры на несколько градусов Цельсия).

    Кристаллы льда образуются и вытягиваются по поверхности воды, как острые пальцы. Они встречаются, смыкаются, и к утру весь пруд может покрыться прозрачной пленкой, которой водные обитатели теперь физически отделены от тех, что на суше. Всего одна ночь, и уже можно буквально ходить по воде — очевидно, не в силу сверхъестественных способностей, а благодаря физическим свойствам этой жидкости при температуре ниже нуля.

    Когда вода в водоеме превращается в лед, происходит одна примечательная, простая, но очень существенная вещь. Вспомните, что бывает, то же самое случается в облаке. Здесь ледяные кристаллы начинают падать, потому что вода и лед тяжелее воздуха и воды в газообразной фазе. Но, когда вода переходит из жидкого состояния в твердое, она становится легче. Иначе кристаллы льда, образовавшись на поверхности водоема, сразу тонули бы. Сначала тепло у дна постоянно растапливало бы поступающие сверху кристаллы, но в какой-то момент температура здесь опустилась бы до 0 °C или ниже. Тогда вода замерзала бы снизу вверх, а не сверху вниз. В экологическом плане это явление привело бы к тому, что на севере не было бы водоемов. Летом на солнце таяли бы только верхние слои льда, и любой дерзнувший появиться здесь водоем вскоре превращался бы в огромную вечную ледяную линзу.

    Также в экологическом аспекте большое значение в поведении воды имеет то, что при изменении температуры меняется ее плотность. Холодная вода более плотная, чем горячая, так что первая опускается, а вторая поднимается. То же верно и для воздуха. Но плотность воды меняется не так равномерно. Она достигает наибольших значений при 4°C. Поэтому, когда весной озера прогреваются от 0 до 4°C и лед тает, поверхностные воды опускаются. Более плотные, они вытесняют со дна холодную воду с ее питательными веществами — те поднимаются к поверхности и питают живые организмы наверху.

    В геологической истории Земли случаются регулярно повторяющиеся ледниковые периоды, связанные с астрономическим циклом наклона земной оси (Imbrie, Imbrie, 1979) — циклом Миланковича (по имени Милутина Миланковича, который его открыл). В данный момент Земля находится в фазе похолодания, начавшейся 7000 лет назад. Но сейчас вместо похолодания мы испытываем глобальное потепление, потому что климатические изменения, вызванные деятельностью человека, перевешивают похолодание вследствие астрономического цикла. Углекислый газ, выделяющийся при сжигании ископаемого топлива, накапливается в атмосфере быстрее, чем его поглощают лесные деревья и другие растения. Он работает как термальное покрывало и удерживает солнечное тепло. В отличие от астрономического цикла, который протекает постепенно и к которому можно приспособиться в процессе эволюции, это новое явление в истории планеты возникло внезапно. Оно еще повлияет и на корольков, и на человека.

    Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь ‎

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: