Как жили в 16 веке

Культура и быт России в 16 веке — основные вехи развития

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с важнейшими достижениями культуры России в 16 веке. Быт — это нечто налаженное, то, что складывается веками, то, что складывается под воздействием внешних факторов, поэтому он не любит резких революционных перемен.

Быт, одежда, еда, развлечения

В 16 веке люди по-прежнему жили в деревянных домах, хотя в городах появлялись уже первые каменные строения, купеческие и боярские. Одевались очень целесообразно, и вместе с тем красиво. Холщовые рубахи, поверх армяки, зипуны, а потом в зависимости от сезона, либо опашини, либо шубы. Существовала, даже, своего рода иерархия шуб. Если ты бедный человек, то носить тебе овчину. Если ты дворянин, служилый человек, тебе полагалась кунья шуба. Если богатый боярин, мог себе позволить шубу из лисицы. Ну а если царь-батюшка, то из горностая. В любом случае, внешняя сторона шубы обшивалась в зависимости от достатка владельца, либо холстом, либо шелком.

Питались очень просто. Щи, каша, пареная репа, рыба. В дни скоромные могли позволить себе мясо. В богатых, знатных домах на столах не переводились рыба семейства осетровых, пироги, меды, рецепт которых сейчас, кстати, уже утерян.

Если рассказывать о развлечениях, то они в те времена были тоже весьма и весьма незамысловатые. Начнем с того, что любимое развлечение горожан была драка или, вернее сказать, кулачный бой. Бояре развлекались более замысловато. Как правило, при боярском доме проживали музыканты. Все без исключения сословия очень любили зрелища, позорища как тогда говорили. С большой охотой смотрели на балаганные представления с петрушкой, который нам знаком с детства. Иван Грозный сам не чурался развлечений. При его дворе проживало несколько музыкантов, а сам он является автором нескольких произведений духовного жанра.

Появление книгопечатания

В 16 веке появилось книгопечатание. В 1564 году Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем была напечатана первая книга с выходными данными «Апостол» Впоследствии, вынуждено переселившись в Литву, Иван Федоров напечатал там букварь с грамматикой. Печатное дело еще только пробивало себе дорогу, большая часть книг переписывалась от руки. Московские летописцы составили «Лицевой летописный свод». Это был сборник с 16 тысячами иллюстраций, и содержал он в себе рассказы о князьях русских со времен Рюрика и до Ивана Грозного. Еще один летописный памятник — «Степенная книга». Само название происходит от ступени.

Дело в том, что именно так называлось время правления каждого из представителей княжеской династии, как по ступеням восходила Русь и развивалась при каждом из Рюриковичей. Великие «Четьи-минеи» — это произведение было составлено под руководством митрополита Макария и предназначалось для внебогослужебного чтения. Включало оно в себя житийную литературу. Как правило, каждому дню было уделено внимание и после каждого дня следовали обязательно поучения или соответствующие рассказы о том или ином святом.

Памятники общественно-политической мысли

16 век оставил замечательные памятники общественно-политической мысли. Известны челобитные Ивана Пересветова Ивану Грозному, в которых Пересветов просит царя править так, как положено самодержцу, не опираясь на изменников бояр, а, наоборот, на преданных ему служилых людей. Вопросы управления государством рассматриваются и в переписке между Иваном Грозным и Андреем Курбским. Но здесь оппоненты не пришли к согласию. Дело в том, что Иван Грозный видел идеал правления в деспотической власти, в то время, как Андрей Курбский увещевал царя и говорил, что нельзя нарушать права подданных, более того править следует, опираясь на мудрых советников.

Ярким и весьма своеобразным памятником литературной мысли Руси 16 века является «Домострой», автором которого был священник Сильвестр. Еще одно интереснейшее произведение 16 века «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Судьба забросила его в Иран, а затем и в Индию. Там он познакомился с обычаями и традициями этих стран и самым тщательным образом записал их в своем произведении.

Живопись и зодчество 16 века

Теперь несколько слов о живописи. На рубеже 15 — 16 веков творил прекрасный живописец Дионисий. Его фрески радостны, легки, ими украшен Успенский собор в Москве. Однако, вершиной творчества Дионисия является Ферапонтов монастырь на Белоозере.

В 16 веке появляется парсуна. Само слово произошло от искаженного слова «персона». Это первая попытка живописных портретов. Хотя в этих портретах еще необыкновенно сильно влияние иконописной школы.

В конце 15 века центром зодчества стала являться Москва. По приглашению Ивана III Аристотель Фьораванти возводит Успенский собор. Марк Фрязин перестраивает стены кремля и возводит Грановитую палату. Архитектор Ольвиз Новый руководит возведением Архангельского собора. Именно в 16 веке появляется новый архитектурный шатрово-купольный стиль. Самым ярким, самым прекрасным памятником этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском.

К 16 же веку относится одно из самых величайших архитектурных произведений мира. Речь идет о церкви Покрова Богородицы на Рву. Нам она больше известна, как храм Василия Блаженного. Авторы Барма и Постник.

Расцвет науки и техники

16 век — это время расцвета науки и техники. Особенных вершин достигло литейное дело, и самым ярким, самым прекрасным памятником является, безусловно, царь-пушка, которая была создана в 1586 году. Автор Андрей Чёхов. Его произведение до сих пор украшает собой красную площадь в Москве.

Церковно- -философские течения

На рубеже 15 — 16 веков возникают церковно- -философские течения, которые весьма и весьма близки по своей сути западноевропейской реформации. Речь идет о противостоянии иосифлян и нестяжателей. Иосифляне — это сторонники учения Иосифа Волоцкого, настоятеля Волоколамского монастыря. Он утверждал, что церкви для того, чтобы нести идеи божьи, обязательно нужно богатство, обязательно нужны земли. Нил Сорский, основатель течения нестяжателей утверждал, что церкви не нужно ничего, и учение божье совсем не нуждается в таком имущественном подкреплении.

Сначала Иван III радостно поддержал Нила Сорского, постольку поскольку, предвидел для себя большие выгоды, кому должны были отойти церковные земли, но потом, общественность церковная настояла на том, чтобы, все-таки, церковь двигалась вслед за иосифлянами. Церковь становилось все более самостоятельной. Ее земельные владения росли. Самостоятельной она стала настолько, что в 1589 году главой русской церкви был уже не Константинопольский патриарх, а русский патриарх Иона.

Подводя итоги следует сказать, что 16 век — это отнюдь не только век Ивана Грозного, который утвердил свое деспотическое правление над всем российским государством. Это еще и век величайших культурных достижений в области архитектуры, живописи, зодчества, общественной мысли.

Повседневная жизнь европейцев XVI — XVII вв — кратко

Сегодня население Зарубежной Европы составляет 620 млн. человек. А в начале XVI века на этой территории проживало только 69 млн. За следующий век европейское население увеличилось до 110-115 млн. Причем 20 млн. проживало во Франции, 7,5 млн. в Испании, 5 млн. в Англии.

Читайте также  Как поменять камеру на велосипеде

Сельские жители и горожане

Большинство европейцев обосновалось в сельской местности. Хотя многих (и бедных, и богатых) привлекали города.

В города перебирались ремесленники или обедневшие крестьяне, которые хотели овладеть ремеслом. Они стремились уйти из-под власти своих господ. В городах, ремесленно-торговых центрах, можно было найти ночлег, наняться подмастерьем в мануфактуру и овладеть ремеслом.

Для зажиточных людей город открывал большие возможности. В крупных городах можно было учиться, вести торговлю (особенно в портовых центрах), заводить полезные знакомства и приумножать капитал.

Самыми крупными городами того времени считались Париж, Неаполь, Лондон, Венеция. Население каждого из них в 1600 году составляло от 150 до 250 тыс. человек. Но в целом общая численность городского населения Европы не превышала 16%.

В подавляющем большинстве крестьяне были лично свободны. Они могли работать там, где хотели. Они пользовались землей своего господина, а за это несли в пользу господина денежные и натуральные повинности. Чтобы платить налоги, крестьянам приходилось продавать свои продукты на рынке.

Жили крестьяне в деревянных (на севере) или каменных (на юге) домах с соломенной или камышовой крышей и земляными полами. Скотину держали в том же доме за перегородкой. Питались грубыми похлебками и кашами из овса, проса и ячменя. Мясо (солонину) ели редко. В прибрежных районах ловили рыбу, этим спасались от голода.

Крестьяне обрабатывали землю примитивными орудиями (пахали сохой, жали серпами). Однако среди общей массы выделялись зажиточные хозяйства, в которых уже тогда использовались двухколесные плуги, сеялки, молотилки и наемный труд.

Среди дворян тоже наметилось расслоение. Одни разорялись, им приходилось зарабатывать на жизнь собственным трудом. Другие богатели. Например, в Англии среди землевладельцев стало популярным разводить овец продавать шерсть. Для этого дворяне сгоняли с земли арендаторов, огораживали пастбища и нанимали батраков. А еще такие хозяйства налаживали связь с городом и продавали туда мясо, хлеб, молоко.

Городская жизнь бедняков была не менее тяжелой. Мизерная зарплата, рабочий день от восхода до заката солнца, штрафы и вычеты из скудной оплаты труда. Бедняки боялись потерять работу, а семья, лишившаяся мужчины (к примеру, в парижских мануфактурах женщинам платили в 2 раза меньше, чем мужчинам) была обречена на нищету. Наемных работников зачастую поселяли прямо на территории мануфактур, и за ворота они выходили лишь по праздникам.

Наемные работники жили впроголодь, питаясь кашами и похлебками. Средняя продолжительность жизни составляла 30 лет. Чаще умирали дети и женщины. В XVI веке 65% взрослого населения Европы составляли мужчины.

Жили плохо, тесно, с минимумом вещей и мебели. Вся семья ютилась в одной комнате, а те, кто побогаче, размещались в двух комнатах. Вещи и кухонную утварь хранили в сундуках, на них же и спали. А еще спали на лавках и грубо сколоченных кроватях с тюфяками и подушками. Самые бедные спали прямо на полу, на соломе. В окна вставляли промасленную бумагу.

Богатые горожане жили в роскошных домах с красивой мебелью. Стены в комнатах украшались обоями (бумажными или матерчатыми), пол покрывали плитами (каменными или керамическими), в окна вставляли стекло. В XVI веке в домах стали устанавливать камины. В самых богатых домах в полуподвальном помещении была «мыльня», где стояла деревянная кадка, и в ней можно было помыться горячей водой.

Остальные горожане не имели возможности мыться. В XVI- XVII горожане боялись общественных бань, потому что в периоды эпидемий (чумы и оспы) эти заведения становись разносчиками заразы.

Кстати, и питались богачи намного разнообразнее. В их домах умелые повара готовили изысканные блюда. Овощи, мясо, птицу они сдабривали пряностями, использовали сахар, консервировали фрукты и овощи.

Городские простолюдины в нерабочие дни любили празднества. Они охотно смотрели на выступления акробатов, жонглеров, фокусников. По городским улицам водили обезьянок и медведей. Устраивались петушиные бои. Приезжали балаганы. Бродячие музыканты с флейтами и гитарами развлекали людей.

Богачи гуляли в парках, посещали скачки и театры.

И, конечно же, богатые горожане следили за модой. Сначала законодательницей мод была Испания, а во второй половине XVII века центром моды становится Франция. Парики, камзолы из парчи, брюки до колен, шейные платки, веера, корсеты наводнили высшее общество. Однако простолюдины, пусть даже и разбогатевшие, не могли одеваться, как представители высшего света, и «запретительные» постановления по поводу костюмов, имелись во многих странах.

Быт XV – XVI веков. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.

Быт XV – XVI веков. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

1. Жизнь горожан и крестьян

На нашем занятии мы поговорим о быте русских горожан и крестьян в XV-XVI веках. В рассматриваемый период с расширением пределов Российского государства происходит укрупнение ранее существовавших городов и появление новых. Прежде всего, город был опорным военным пунктом, где селились в первую очередь казаки и стрельцы, а уж затем — селяне. Города обычно располагались на реке – Волге, Оке, Ветлуге и прочих. Города на Руси, как и в Европе, укреплялись деревянными, земляными либо каменными крепостями, которые были окружены оборонительными рвами.

За стенами города находились различные административные здания. В первую очередь строилась приказная изба – городское управление, вблизи которой располагался двор воеводы. Далее следовали дворы священников и церковь. Обычно за ними находился пушечный амбар для хранения оружия и государева житница, откуда служилым людям выдавали продукты на жалованье. За городскими стенами располагалась тюрьма, а недалеко от городских крепостей — дома стрельцов. И, наконец, в городе имелись дома землевладельцев, поместья которых располагались неподалеку (правда, в мирное время помещики в городе не жили). Еще в городе были казенные (государственные) осадные избы для простых людей на случай войны. В больших городах сооружались торговые ряды, в этом случае город считался не только административным центром, но и торговым.

Торговцы и ремесленники проживали в посаде. Дома в посадах строились улицами. Обычно все улицы именовались либо по занятиям проживающих на них людей (Кузнецкий мост, Гончарная), либо по именам церквей, построенных на них (Успенская, Воскресенская). Улицы с разных сторон сходились к главной торговой площади. Здесь находилась земская изба (место выборного управления), а также лавки и торговые ряды, ремесленные мастерские, харчевни (место для приема пищи). В предместьях посадов и слободах жили военные — стрельцы, казаки, пищальники и пушкари.

2. Быт крестьян

Население, которое занималось земледелием, проживало в селах и деревнях, обычно состоящих из одной улицы, по сторонам которой располагались дома. Село имело церковь, в деревне ее не было.

Крестьянское жилище представляло собой огражденный двор, в котором имелось несколько строений как жилых, так и хозяйственных. Жилое строение называлось избой. Избу рубили обычно из толстых брёвен, складывая их в сруб. Типичный русский дом состоял из теплого, отапливаемого помещения и сеней. Большую часть помещения занимала печь, которая завершалась лежанкой, служившей спальным местом для стариков и детей. По диагонали, в противоположном от печи углу, обязательно помещали иконы, а сам угол назывался святым, красным. Внутри избы вдоль всех стен тянулись неподвижные широкие лавки, тесанные из крупных деревьев. На них стелили солому или сено, которую покрывали грубой тканью. Над лавками устраивали полки – «полавочники», на которых хранили предметы домашнего обихода и мелкую утварь. В избе жило, как правило, не одно поколение крестьян – порядка 8-10 человек. Более зажиточное население имело лучшие условия жизни — просторные избы, красивую посуду, пуховые перины и одеяла.

Читайте также  Как определить именительный падеж

Так как крестьяне жили в стесненных условиях, им обязательно нужно было поддерживать чистоту в избе и соблюдать личную гигиену, чтобы избежать различных заболеваний. Поэтому они еженедельно ходили в баню, а также закалялись, купаясь в холодной реке или обтираясь снегом.

3. Одежда людей XV-XVI векво

Одевались русские мужчины обычно в рубаху и порты, верхней одеждой служил кафтан – у крестьян из домашнего серого сукна, у людей побогаче – из тонкого цветного. Обувью крестьян были лапти, а зажиточные люди имели кожаные башмаки и сапоги, которые, впрочем, были редкостью. Зимой мужчины всех сословий носили овчинные шубы. Их подпоясывали кушаками, а сверху надевали кафтаны и рукавицы.

Основным элементом женской одежды была льняная или полотняная рубашка, поверх которой надевали длинный сарафан с пуговицами и душегрею – короткую кофту с рукавами или без них. На ногах были лапти. Зимой женщины, как и мужчины, носили овчинные шубы. Особое значение имел головной убор: незамужние девушки удерживали свои косы повязкой, а замужние женщины прятали волосы под особую шапочку – волосник, а поверх надевали платок.

Одежда богатых людей отличалась не столько покроем, сколько качеством ткани, также она была пышно украшена жемчугом, мехами, золотым и серебряным шитьем. Кафтаны знати назывались ферязь, охабень, однорядка – в зависимости от фасона. Сапоги были из мягкой кожи. Зажиточные женщины носили яркие шелковые рубахи, а поверх надевали богато вышитый сарафан или летник – одежда, похожая на мужской кафтан, расшитая золотом и жемчугом. В холодную погоду они носили не тулупы, а опашень – длинный кафтан из тяжелой материи. Обувь у богатых женщин обычно делалась из тонкой кожи и расшивалась камнями или золотым шитьем.

4. Пища людей XV-XVI веков

Главной пищей крестьян были ржаной хлеб, кислые щи, разнообразные каши и кисели; мясо ели крайне редко и только в праздники. Летом питались овощами со своего огорода, собирали в лесу ягоды и грибы, а если поблизости был водоем, то ловили рыбу, особенно любима была уха. В праздники крестьяне могли себе позволить селянку, яичницу, мясные щи и пироги.

Население побогаче питалось более разнообразно и обильно. Помимо каш и овощей в их повседневный рацион добавлялась дичь, рыба во всяких видах – жареная, вареная, уха, разнообразные пироги и так далее. Блины и оладьи считались лакомством даже у богачей: их пекли только по праздникам. Пили зажиточные крестьяне вино, квас и медовуху; в XVI веке голландские купцы завезли на Русь кофе, который прижился в богатых домах.

Несмотря на достаток, все русские люди обязательно молились перед приемом пищи и после этого, а также очень строго соблюдали церковные посты. В это время были различные ограничения в пище; всем, не исключая князей и бояр, не дозволялось есть мясо.

5.Краткие итоги урока

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в XV-XVI веках у большинства русских людей, вне зависимости от сословий, еще сохранялись общие устои жизни. Несмотря на различия в материальном положении, они носили похожую одежду, ели сходные блюда и имели общие обычаи. Но, тем не менее, именно в XV-XVI веках стало резче, чем прежде, проявляться имущественное различие населения.

К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: