Как выявить лидера в классе

Методика выявления лидеров в подростковом возрасте.
статья (7 класс) на тему

Рассмотрены возможности формирования лидеров класса в подростковом возрасте, показаны методы, которые может использовать педагог в своей работе при формировании коллектива класса.

Скачать:

Вложение Размер
lider.docx 25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методы выявления лидеров в подростковом возрасте.

В 7 как и в большинстве ученических коллективов существует своеобразная иерархия, на верхушке которой находится несколько лидеров. Их слушают, им подражают остальные дети. Для педагога очень важно в этот момент не допустить бесконтрольное развитие ситуации. Лидера (любого типа) необходимо превратить в своего помощника и друга.

Если в младшем школьном возрасте дети больше всего ценили в сверстниках качества, характеризующие их как примерных учеников, которых чаще хвалит учитель, то в подростковом возрасте на первый план выходят нравственные качества товарищей: умение дружить, смелость, доброта, отзывчивость.

С 12 до 14 лет продолжается возраст активизации способностей. Подростки в этом возрасте очень активны, энергичны, живы. Авторитет родителей падает почти до нуля, а авторитет сверстников становится чрезвычайно значимым. В этом возрасте дети с удовольствием формируются во множественные группы.

Детские психологи давно обратили внимание на то, что вожаки в детских коллективах определяются структурой коллектива. Педагог П.П. Блонский отмечал, что если коллектив состоит из умственно хорошо развитых детей, то вожак обычно умный, инициативный и ловкий ребенок. В менее развитом коллективе интеллект отходит на задний план и его место занимает физическая сила. Вожак обладает теми качествами, которые для данного коллектива являются идеальными. То есть, плохих лидеров не существует. Проблема педагогов вовремя определить реальных лидеров, понять их цели.

Лидер всегда отражает потребности своей группы. В каждой группе, когда она сформирована, появляется такой тип людей, который может влиять на настроение группы, отношения внутри группы, на психологический климат. Эти люди — лидеры. Очень важно понять, кто будет лидером в вашем коллективе. От того, каким будет этот лидер, во многом зависит, каким будет и все окружающие вас общество.

У мальчиков лидерами обычно становятся самые сильные физически, быстрые на расправу школьники. Среди девочек лидируют либо наиболее популярные у мальчиков, либо самые сообразительные и общительные. Но это не всегда в таком определенном виде. Можно выделить также деловых и эмоциональных лидеров. Деловые – проявляют свои организаторские способности, когда нужно заниматься делами класса, в то время как эмоциональные (досуговые) лидеры больше тяготеют к общению, улаживанию конфликтов, с такими дети часто советуются и делятся своими переживаниями.

Среди лидеров выделяют следующие группы:

– лидеры, готовые разрабатывать свои планы действия уже сейчас (обычно экстраверты);

– лидеры-коммуникаторы, готовые быть правой рукой, организаторы, обеспечивающие общение в команде;

– «баба-яга против!» — лидеры, не желающие жить по стандарту, заданному кем-то, но они могут быть генераторами идей;

– лидеры-аналитики, прогнозирующие ситуацию.

Влияние таких лидеров на коллектив сверстников может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательное выражается в давлении, навязывании своих ценностей; положительное влияние проявляется, когда лидер призывает одноклассников участвовать в жизни школы, подаёт хороший пример и т.п. Заметив негативное влияние лидера на класс, учитель должен принять меры. Унижать такого ученика нельзя, чтобы не настроить против себя класс, желательно дискредитировать его с помощью педагогической ситуации, можно поставить его в положение, требующее проявления лучших человеческих качеств, и обратить внимание одноклассников на его поведение в щекотливой ситуации.

С положительным лидером учителю необходимо налаживать конструктивные взаимоотношения, с помощью такого ученика, который имеет реальное влияние на своих одноклассников, можно добиться отличных результатов в воспитательной работе.

Одной из задач педагога, воспитателя, классного руководителя является выявление лидеров в коллективе. Можно выявить лидера с помощью тестов, а можно с помощью игр. Такая работа планируется в начале года, строится с учетом особенностей классного коллектива. И даже если в классе нет коллектива, работа с лидерами способствует его организации.

В начале работы с коллективом, и затем постоянно, желательно провести

традиционный классный час на тему «Мы выбираем, нас выбирают». Классный час проводится в середине сентября, когда классный руководитель уже присмотрелся к детям, определил круг их общения, выделил детей, которые нуждаются в особом внимании. Задача этого классного часа — выявить устойчивые группы, лидеров, распределить поручения между учениками, привлечь к активному участию в коллективной жизни класса всех детей.
План классного часа
1. Вступительное слово «Что такое коллектив?»
2. Игра «Мозговой штурм».
3. Игра «Чемпион», «Слон», Веревка» или «Семейная фотография» (выявление лидера класса).
4. Подведение итогов (рефлексия).

Материалы по диагностике лидерских качеств. (Приложение).

1. Тест. Составьте изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат – наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.

2. Наблюдение. Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть форточку?»), — ответит первым лидер.

3. Мозаика лидера. Задание: наклеить каждому участнику команды на чистый лист бумаги свой набор полученных разноцветных карточек. Анализ мозаики лидера. Преобладание определенного цвета карточек выявляет следующее: 1) красный – эмоциональный лидер; 2) синий – генератор идей; 3) зеленый – организатор КТД; 4) желтый – резерв, наблюдатель; 5) черный – дезорганизатор; 6) белый – исполнитель.

4.Тест на лидерские качества:

Что для вас важнее в игре? а) победа, б) развлечение.

Что вы предпочитаете в общем разговоре? а) проявлять инициативу, предлагать что-либо; б) слушать и критиковать то, что предлагают другие.

Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частный спор, не оправдываться? а) да; б) нет.

Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно? а) да; б) нет.

Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас? а) да; б) нет.

В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой. Придумываете что-то такое, что интересно другим? а) да; б) нет.

Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих? а) да; б) нет.

Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие? а) да; б) нет.

Удается ли вам в разговоре, в дискуссии убедить. Привлечь на свою сторону тех. Кто раньше был с вами не согласен? а) да; б) нет.

Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, давать советы) других? а) да; б) нет.

Выводы: Если на все вопросы вы отмечаете пункт «а», то вы действующий лидер. Ответы «б» свидетельствуют о наличии качеств, препятствующих лидерской позиции; их необходимо корректировать.

5. Для подростков в качестве определения лидеров предлагается заполнить небольшую анкету , состоящую из трех вопросов: кого бы я пригласил к себе на день рождения, с кем бы пошел в поход и с кем бы хотел вместе написать проект , реферат. Каждый ответ состоит из трех фамилий учеников класса. На каждый вопрос составляется учителем матрица ответов. Т.о. выявляется эмоциональный, деловой и учебный лидер в коллективе. Перед проведением исследования ученикам сообщается, что исследование носит тайный (конфиденциальный) характер. Никто не будет знать, кто кого выбрал, но анкеты должны быть обязательно подписаны. Учитель берет на себя ответственность за соблюдение тайны. Дети узнают только результат – кто является лидером в коллективе, что и так для них чаще всего не является секретом.
Игры:

  1. Социоадаптивные игры позволяют каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.

Цель: в игровой форме научить подростков быть гармоничными и свободными в социальном пространстве, уметь видеть свои особенности, плюсы и минусы, осознавать себя личностью, стремящейся к развитию, способной самостоятельно мыслить и действовать, грамотно выстраивать отношения с окружающими людьми.

По итогам игры «Знакомство» ребятам, которые отличились в представлении соседа, дают жетоны определенного цвета.

— Вот мы познакомились, у некоторых из вас в руках появились жетоны. Во время всей игры вам будут выдаваться жетоны разных цветов, не потеряйте их, они вам пригодятся.

— Следующая игра имеет название » Большая семейная фотография».

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все — большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра, проведенная в середине года, может открыть новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки “членов семьи” “фотограф” считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
Лидер-организатор

Выявлению склонности к организаторской деятельности способствует коллективная игра «Слон» (из спичек в течение минуты выложить «слона»), игра «паутина» (пройти с предметом сооруженным из веток) и т.п.
После того, как проведена серия подобных игр, лидеры выявляются всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов, считаются победителями конкурса.

  1. Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление [Текст] /

Д.В.Рогаткин. — Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2003. – 92 с

  1. Тимонин А.И. Школа лидера (Серия «Хочу быть лидером», 2008, Кострома.
  2. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время [Текст] / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
  3. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. – М.: АО Издат. «Прогресс», 1993.
  4. Побережная Л. Игротека. «Лидер ХХ1 века», Нижний Новгород, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема отцов и детей- актуально вечно.

Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ.

Задачи:Адаптировать методику обучения гребле к возможностям и интересам воспитанников определенной возрастной категорииПовысить качество успешного проведения тренировокПовысить уровень учебной мотивац.

Психологическое просвещение педагогов «Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста» (с презентацией)Возрастно-нормативная .

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т.

Лидерство в школе? Размышления педагога-психолога

Лидерство в школе? Размышления педагога-психолога

Предлагаем Вашему вниманию статью К. Карпенко «Лидер в школе»:

В школьной практике учителя, родители и психологи часто поднимают вопрос о выявлении лидеров среди обучающихся. Правильный ответ заключается в том, что в школе, среди детей, нет и не может быть лидеров. Потому что лидер — это человек, который ведёт за собой других людей к общей для всех цели. У школьников нет общей цели. Цель у каждого своя: получить аттестат с наилучшими оценками. Эта цель напрямую не зависит от других учеников: каждый получит свой аттестат со своими оценками. Дети просто учатся рядом друг с другом, а не идут к общей цели. Билл Гейтс: «Я никогда ничего не делал в одиночку – может, только экзамены сдавал». Это высказывание прирождённого лидера — Билла Гейтса, очень хорошо иллюстрирует тот факт, что школа — одно из редких мест, где нет почвы для лидерства. Там многое делается в одиночку, хотя рядом очень много людей. Кто тогда есть в школе, если в ней нет лидеров? Есть дети, которых путают с лидерами. В первую очередь, это агрессивные дети. Поскольку они опасны и жестоки, другие дети их побаиваются и иногда им подчиняются из страха. К лидерству это не имеет никакого отношения, потому что лидеру подчиняются добровольно из уважения к его достоинствам. Во-вторых, за лидеров часто принимают приятных детей. С ними другие ребята хотят дружить и проводить вместе время. Это, опять же, не про лидерство, а про симпатию. Социометрия Существует хороший метод выявления эмоциональных предпочтений в коллективе, в том числе в детском, — социометрия. Школьникам предлагают ответить на вопросы:

  • Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.
  • А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

Анализ полученных ответов позволяет выделить популярных (звёзд) и непопулярных членов группы (пренебрегаемых, отверженных, изолированных). Психологи обычно говорят, что социометрические «звёзды» — это лидеры, выявленные с помощью профессионального инструмента. Однако, лидеры нужны для решения общегрупповых, трудных задач, нередко связанных с конкуренцией с другими группами. Подобных задач в жизни школьного класса нет. Переход из одной школы в другую, используемый в социометрии, является сменой одной нейтральной ситуации на другую. Поскольку лидеры решают нелёгкие, рискованные задачи, они обладают такими качествами, как твёрдость, принципиальность, воля, дерзость, способность принимать непопулярные решения. Поэтому в реальных ситуациях лидером станет скорее кто-то из непопулярных, с точки зрения социометрии, членов группы. Сержант Волков в повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» описывается как «вечно сумрачный», «неразговорчивый», «злой в службе и в бою». Неприятный человек, однако пользовался огромным уважением и у сослуживцев, и у командования: был лидером среди солдат. Он, наверняка, и в детстве был «злым», «неразговорчивым», «сумрачным». Кто хотел бы взять такого с собой в другую школу? Зачем нам мрачный молчун за соседней партой? Мы выберем кого-то более жизнерадостного, общительного и позитивного. Война же совсем другое дело. Бой, безусловно, трудная задача. Чтобы победить опасного противника, нужен лидер. Солдаты называли сержанта Волкова «правильным человеком». «Сумрачный, «злой», «неразговорчивый» но «правильный». Он был убит у пулемёта, прикрывая отступление товарищей. Если бы бойцов спросили, кого они взяли бы при переходе в другой полк, то сержант Волков был бы одним из самых популярных. Зачем нам в бою жизнерадостный и общительный солдат? Чтобы выжить мы выберем кого-то смелого, хладнокровного и правильного, чья злость вселяет уверенность в победе. Таким образом, социометрия — это про эмоциональную структуру группы, симпатии и антипатии, но никак не про лидерство и влияние.

Ситуационный лидер

Всё-таки в школе есть лидеры, но только в определённых ситуациях. Например, на уроке химии учитель разбил класс на группы и дал им задания: тот, кто лучше всех разбирается в химии, станет лидером для своей группы, то есть будет вести свою команду к достижению трудной, общей для всех цели. Но с окончанием урока лидер-химик перестаёт быть лидером. То же самое может произойти на уроке физкультуры, когда самый спортивный парень может стать лидером во время игры в баскетбол.

Консультация «Лидерство у детей. Признаки ребенка-лидера»

ИРИНА НИКИТИНА
Консультация «Лидерство у детей. Признаки ребенка-лидера»

Признаки ребенка-лидера

Человек не станет успешным, если в нем нет лидерских задатков, если он не может вести за собой других. В тоже время некоторые родители считают, что если в их ребенке данные задатки есть, то ничего делать больше не нужно.

На самом деле ребенок может просто перерасти этот период и забыть о нем. По этой причине родители должны помогать развивать, а в случае наличия – поддерживать и направлять эти задатки в нужное русло, чтобы в будущем ребенок смог ими самостоятельно пользоваться и идти лидером по жизни, расширяя шаг за шагом свои возможности.

Давайте разберемся с тем, как распознать лидерские признаки в ребенке:

Лидер не будет добиваться своих целей истериками и попытками всем указывать. В раннем возрасте ребенок-лидер без проблем заинтересует окружающих детей, придумает для всех какую-нибудь интересную игру, как положено, объяснит всем правила.

• Такие дети не избегают конфликтных ситуаций и всегда ответственны за свои поступки. Они не пытаются выделиться среди других каким-то необычным способом, на самом деле таких детей видно невооруженным взглядом, они, даже не осознавая этого, выделяются из общей массы.

• Родители должны также понимать, что настоящий лидер должен доминировать во всем и везде. Не стоит путать понятие настоящего лидера с личностными чертами ребенка. Если ваш малыш дома ведет себя как командир, а в обществе, в том числе и в садике, предпочитает оставаться тихоней, это всего лишь его смекалка, и он понимает, что командовать он может только дома.

• Обычно лидерские признаки в ребенке проявляются с самого раннего детства, и заметить их можно уже к трем годам. Детки-лидеры умеют и любят планировать на будущее, просчитывая сразу несколько вариантов исхода событий.

Малыш-лидер не будет ждать, пока родители что-то дадут ему в руки поиграть или предложат чем-то заняться. Ему это не нужно, потому, как с этим делом он без проблем справляется самостоятельно, придумывая самые различные занятия и игры для себя.

• Если в ребенке присутствует такая черта как хитрость, это не плохо, но ребенок-лидер сможет разрешить конфликт путем мирных переговоров и сделает все возможное, чтобы все стороны спора или конфликта остались довольными. Это признак будущего дипломата и настоящего лидера.

• Дети с лидерскими способностями являются людьми любознательными и любят за всем наблюдать, анализировать и выбирать нужную для себя информацию.

Ребенок-лидер уверен в своих решениях, не подвергает их сомнению и тем самым убеждает окружающих в том, что его мнение было полностью правильным и к нему стоит прислушиваться.

Хотелось бы отметить, лидер – это не тиран, который идет по головам, невзирая ни на что для достижения своей цели, это человек, который сможет добиться в жизни всего сам, причем человеческими путями, без насилия и агрессии.

Ребенок-лидер в детском саду

Детский сад – это первая «инстанция», где ребенок может проявить себя в обществе, и родители должны уделить этому особое внимание.

Важно интересоваться у воспитателей, как ребенок ведет себя в обществе с другими детьми, какие особенности в них заметили взрослые. Не стоит упускать эти детали, потому как ребенок дома может быть одним, а в садике совершенно другим.

Если не контролировать развитие личности ребенка, то лидерские качества, которые были явными в детском саду, со временем могут превратиться в тиранство. Необходимо понимать, что многие взрослые, почувствовав власть, не могут совладать с собой, что тогда можно говорить о детях 3-5 лет.

Дети-лидеры в классе

Лидерство – это то, за что соревнуются все и во всем мире. Быть первым хочет каждый, и неважно, взрослый ты или ребенок. Существуют личности, отрицающие все и вся, безразличные ко всему, но даже они в душе хотели бы оказаться на месте лидера.

Школа — это то место, где уже явно проявляются лидерские качества.

Если у ребенка есть выраженные организаторские способности, он может стать лидером.

Такие личности не боятся ответственности, волевая сфера у таких детей достаточно развита уже в школьном возрасте. Ребенка-лидера не всегда все любят, но, несмотря на это, к нему прислушиваются, его уважают и в какой-то степени даже боятся.

В любом обществе, в том числе и школьном классе, люди разбиваются на несколько групп, в каждой из которых есть свой лидер. Несмотря на это, есть всеобщий лидер, который является основным в классе. Такой ребенок может повлиять на мнение большинства, не прилагая для этого особых усилий.

Ребенок-лидер должен получать поддержку не только от одноклассников, но и от родителей, учителей. Такое подтверждение признания со стороны старших, стимулирует ребенка к стремлению развиваться дальше.

Несмотря на массу позитивных и положительных моментов, в лидерстве ребенка есть и негативные стороны, последствия.

• Необходимо понимать, что лидер в классе постоянно находится в неком психологическом напряжении. Он боится оступиться, потому как даже малейшая ошибка или оплошность может пошатнуть его статус.

• Родители должны понимать, что ребенку-лидеру приходится нелегко, и поддержка с их стороны – залог успеха и спокойствия школьника.

• Родители также должны объяснить, что не нужно зависеть от мнения всех и каждого, главное, чтобы его родные и близкие друзья поддерживали его, и что только к их мнению он должен прислушиваться.

Если с вашим ребенком хотят дружить и девочки и мальчики в школе, это очень хорошо, ведь именно такие личности обладают коммуникабельными способностями. Такие дети не стремятся никого обидеть, но и себя в обиду никогда не дадут, они могут постоять за себя и за тех, кто слабее их. Именно таким поведением лидеры завоевывают свой авторитет и располагают к себе окружающих.

Когда ребенка любят все вокруг, он чувствует себя комфортно. Легко идет на контакт и ходит с удовольствием в школу.

Но здесь тоже есть свои нюансы – привыкая к всеобщей любви, лидер боится разочаровать окружающих и забывает про то, что нужно именно ему и что для него важно.

Родители должны объяснить ребенку, что нельзя быть хорошим для всех.

Некоторые правила обращения с ребенком-лидером в семье:

• Не стоит сразу ругать и наказывать ребенка за то, что он «командует»дома или в школе: это может пробудить в нем агрессию и ненависть ко всем. Нужно научиться лояльно относиться к своему чаду. Это совсем не значит, что ему нужно во всем потакать. Просто покажите свое уважение к нему и проявите интерес к его действиям, идеям, и тогда он сам пойдет на множество компромиссов, осознав, что его воспринимают таким, какой он есть.

• Разговаривайте с ребенком чаще, научите его делиться с вами всем. Покажите, что если в какой-то ситуации он не прав, вы не будете его ругать за это, а просто объясните, как нужно сделать правильно и почему, тогда ребенок начнет вам доверять и прислушиваться к вам. Таким образом, родители смогут контролировать ребенка и направлять его.

• Если в семье несколько лидеров, не нужно друг друга «съедать», лучше объединить свои усилия и распределить имеющиеся обязанности. Это придется по душе каждому лидеру.

Главное — понимать своего ребенка, и доносить до него правильными словами и поведением, что он может быть в каких-то ситуациях не прав, и что его не упрекают, а подсказывают, тогда лидерство ребенка будет в удовольствие для всех членов семьи.

Игры для детей на выявление лидера

Каждый ребенок любит играть, именно поэтому общение родителей с ним должно быть в игровой форме, тогда ребенок будет лучше воспринимать всю преподнесенную ему информацию и советы. Давайте поговорим о том, какие существуют игры для выявления лидерских качеств в ребенке.

1. Первая, самая банальная игра, которая проводится в детских лагерях, садах и школах – ведущий, вожатый или учитель просит, не совещаясь, подняться определенное количество детей. Стоит отметить, что лидеры будут вставать всегда, независимо от того, какое количество человек будет названо.

2. Второй конкурс-игра – попросить детей создать какую-нибудь геометрическую фигуру, держась за руки. Лидер сразу же начнет руководить процессом и расставлять всех по местам.

3. Игра «Построй дом». Взрослый предлагает детям построить из подручных материалов дом, и дает на этот процесс определенное количество времени. Ребенок-лидер не бросается сразу строить дом, а размышляет над тем, кто и что будет делать, чтобы работа была слаженной и чтобы группа вложилась в указанное время.

Таких игр можно придумать очень много, тематика их может быть самой разнообразной. В принципе, какой бы игра не была – лидера видно в ней невооруженным взглядом, он пытается руководить, сплотить окружающих, привлекать всех к процессу.

Для того чтобы воспитать ребенка лидером, не обязательно быть тираном и следить за каждым его шагом. Главное — общаться со своим ребенком, изучать его, стать ему другом и наставником и тогда в вашей семье будет расти лидер, который в будущем добьется многого и поблагодарит вас за поддержку и понимание.

Лидер в классе не ваш ребёнок. Хорошо это или плохо?

Лидер – это не тот, кто впереди на лихом коне, это тот, кто направит каждого в нужную сторону и сумеет вовремя остановиться сам. – Сергей Лукьяненко.

Можно ли развить в ребенке лидерские качества или это исключительно прирожденные черты характера? Психологи и педагоги не один десяток лет задаются этим вопросом и не могут прийти к единому мнению. Одно можно сказать точно: обладать лидерскими качествами в современном обществе полезно.

Так кто же такой лидер, и почему в 21 веке так популярно развивать лидерские качества?

Лидерами не рождаются, лидерами становятся, и развить в ребенке те или иные качества реально. Тем не менее не забывайте про особенности характера ребенка и мотивацию, ведь работа над собой – это сложный и кропотливый процесс. И здесь очень важно дать понять ребенку, зачем ему нужно проделать столь колоссальную работу.

Рассмотрим основные лидерские качества, которые можно развить в ребенке.

Все мы знаем, что без цели нам не к чему стремиться. Лидер может расставить приоритеты в своих целях и задачах. Однако, недостаточно поставить реальную цель, важно видеть окружающий мир как набор возможностей для достижения целей, личностного роста. Попробуйте вместе с ребёнком поставить краткосрочные и долгосрочные цели, используя известные системы, например систему SMART.

Лидер знает, как мотивировать не только себя, но и других людей. Вы поставили цели, осталось только их достичь. Для этого вам понадобится хорошая мотивация, особенно для достижения долгосрочных целей. Подумайте вместе над способами мотивации. Возможно, это будет система поощрений и наказаний, а может, вы придумаете нечто оригинальное.

Лидер обладает способностью влиять на поведение и убеждать других людей. Важно запомнить, что речь здесь идет не о манипуляциях, а об умении вести за собой. Важно развивать ораторские способности ребенка. Выступая на публике, он учится говорить красиво и грамотно, а благодаря этому сможет понятно донести свои мысли.

Человек с лидерскими качествами умеет распределять свое время на выполнение тех или иных задач. Сделайте с ребенком красочное расписание, в котором будут отмечены основные моменты и задания дня. Не забудьте уделить время для работы над достижением цели.

Как говорил один из лидеров Великой Французской революции Максимилиан Робеспьер: «У лидера есть две важные черты. Во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей» . Человеку с лидерскими качествами не составит особого труда найти себе единомышленников, создать команду и поддерживать ее работу для достижения определённой цели. Понаблюдайте. Как ваш ребёнок общается в коллективе, какие методики он использует верно, а где возникают проблемы. Подскажите пути решения этих проблем.

Лидеру важно умение слышать и слушать других людей, чувствовать их настроение и эмоции. Только в этом случае человеку удастся поддерживать благоприятную работу в команде. Устройте небольшую игру: выбирайте людей в общественном транспорте или магазине и пытайтесь определить в каком настроении находиться человек, что он сейчас чувствует и чего хочет. Благодаря такой игре вы сможете развить навык эмпатии.

При работе очень важно уметь смотреть на ситуацию с разных сторон, менять свое мнение и прислушиваться к мнению других людей – именно этим качеством обладает лидер. Если ваш ребёнок склонен к конфликтам, любит отстаивать свое мнение (несмотря на то, верно оно или нет), стоит поговорить с ним и рассказать про методы командной работы.

Важно понимать, что не все могут быть «капитанами» команды, не нужно стремиться навязывать ребёнку именно руководящую функцию. Важно воспитывать качества, присущие лидерам, без навязывания стереотипов.

Роли в команде

Если ребенку сложно быть лидером, его тяготит эта ответственность, он не может вести за собой толпу – не надо ставить на ребенке крест. Давайте вспомним, что команда состоит не только из лидера, и у каждого члена команды есть роль, без которой справиться с задачей будет трудно, а иногда, просто невозможно.

Роль дается на основе личных качеств и знаний, а также других способностей. Успех коллективной работы зависит от наличия представителей девяти (по Мередиту Белбину) командных ролей и оптимального их сочетания:

Приводящий в действие , он же лидер – двигатель работы команды.

Оценщик — именно «оценщик» способен вычленить из массы идей, рожденных коллективом в результате «мозгового штурма», те рациональные зерна, работа над которыми способна дать положительные результаты.

Коллективист — поддерживает товарищеский климат в коллективе, создает командный дух, помогает устранять разногласия.

Исполнитель — обладает высокой работоспособностью и самодисциплиной. Именно он является звеном, перерабатывающим идеи в рабочие задачи, и стержнем, регулирующим упорядоченность деятельности команды.

Доводчик — контролирует процесс доведения дела до конца, следит, чтобы в процессе работы над проектом не упускались детали.

Специалист — человек, незаменимый при возникновении критических ситуаций и разработке новых проектов.

Разведчик — выполняет функцию дипломата, находит новых партнеров, новые возможности, ведет переговоры и улаживает конфликты.

Мыслитель — генерируют новые идеи, способные вывести из застоя и рутины работу всего коллектива. Именно они производят революцию во всех областях командной работы.

Координатор — обладает всеми чертами руководителя . Он прекрасный коммуникатор: умеет находить подход к каждому члену команды, не позволяет эмоциям властвовать над делом, не забывает вовремя выразить недовольство или одобрение работой сотрудников.

Ваш ребёнок не обязан быть лидером, при этом он может быть частью группы и ему не нужно будет переступать через себя, занимаясь нелюбимой деятельностью.

Но что делать, если ребёнок скромен и застенчив, боится общаться со сверстниками, а работая в команде просто сидит в сторонке и молчит? Мы привыкли обучать детей школьным предметам, мы видим результат, и он оценим. Однако, мы часто забываем работать над личностным развитием. А чем раньше начнётся эта работа, тем легче будет ребенку адаптироваться в коллективе и проявлять себя в различных сферах.

Юниум придает большое значение развивающим курсам, а профессиональные преподаватели помогают раскрыть потенциал каждого ребенка в группе. Именно поэтому очень много родителей для своих детей выбирают курсы по Искусству общения, на которых обучают основам публичных выступлений, психологическим аспектам общения с людьми и развивают лидерские качества. Кстати, подробнее о курсе вы можете узнать здесь.

Конечно, развивать лидерские качества в ребенке можно и нужно, они пригодятся любому человеку в современном мире. Однако, в погоне за успехом не стоит забывать о желаниях вашего ребенка, ведь они могут отличаться от ваших. А если вы не знаете с чего начать, то мы обязательно поможем вам в этом!

Автор статьи: Судиловская Инна — преподаватель Юниум по искусству общения.

Лидеры в классном коллективе

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед классом, в реализации трудовой, учебной деятельности. Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в классе. Ученики, успешно действующие в обеих сферах классной жизни, выдвигаются на роли абсолютных лидеров класса.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения большего количества одноклассников, чем эмоциональные лидеры. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих соклассников, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения. Эмоциональные лидеры часто не испытывают потребности в управлении классом и поэтому не нуждаются в знании межличностных отношений.

Отрицательные взаимоотношения между учениками точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. В то же время в сфере эмоциональных отношений особых различий между разными лидерами нет. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в классе, самочувствие учащихся, а также принятые нравственные ценности.

Классные руководители должны помнить, что лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специальную организацию учебной или внеклассной работы можно обеспечить благоприятные возможности для успеха учеников, обладающих развивающим потенциалом влияния на соклассников. Нравственно ценная деятельность, принятая классом и развивающая учеников, выдвигает и соответствующих лидеров.

Для развития классного коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от деятельности, что обеспечивает каждому ребенку возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Коллективная учебная работа. В совместной (коллективной) учебной работе детей изменяется характер отношений между учениками и учителем: ученики меньше нуждаются в помощи и поощрениях взрослого, чем в условиях фронтальной работы. Групповая работа учащихся освобождает учителя от большинства организационных, контрольных и оценочных функций, поэтому он может быть более внимателен к личностным особенностям учеников, их взаимоотношениям.

Дети при этом осваивают те стороны учебной деятельности (в частности, целеполагание, планирование, контроль, оценку и учет работы), которые обычно берет на себя учитель.

Этап организации, вхождения в совместную работу детей невозможен без учителя, однако, начав действовать сообща, дети сами регулируют в дальнейшем свои взаимоотношения и обсуждают деловые вопросы, разрешая в свободной дискуссии спорные проблемы. Обращение к учителю за помощью встречается не часто, лишь по таким поводам: требование дополнительной информации; апелляция к авторитету, если высказанное мнение ученик не может сам доказать, а партнер продолжает сомневаться;

Использование авторитета учителя для поддержания дисциплины.

Особенностью совместной работы детей является также обращенность их первым делом на партнера. Учет в собственном действии позиции других участников, децентрализованный характер совместных действий, действия за другого участника — вот ведущая характеристика совместной работы детей.

Особенностью групповой работы детей является полное равноправие всех ее участников, что особенно благотворно сказывается на поведении слабых учеников. Они все с большим удовольствием принимают участие в коллективной работе. Они при этом во немалом не уступают сильным партнерам, ошибаются, но легко идут на этот риск, при непонимании задают сотоварищам вопросы, при несогласии возражают и проявляют настойчивость в споре.

Учебное сотрудничество со сверстниками должно стать такой же обязательной формой организации обучения в начальной школе, как и фронтальная, и индивидуальная работа учеников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: