Как выучить таблицу Менделеева

Как выучить таблицу Менделеева: быстро и легко

Таблица Менделеева выглядит очень громоздко и вызывает благоговейный трепет у того, кто волею судеб решил ее выучить. Но на самом деле, не все так плохо. Следует запомнить, как называются элементы и их условное обозначение, понимать, какой элемент имеет ту или иную валентность (а значит, в какой столбец его отнести). Сразу стоит отметить, что в этой статье мы не расскажем ни о каких волшебных методиках, освоив которые, вы выучите таблицу Менделеева за 10 минут. Но все же, несмотря на то, что запоминание может быть длительным и не совсем простым, ничего невозможного нет.

С чего начать?

Если вспомнить, что и таблица умножения когда-то была не самой простой вещью на свете и знать, с какой стороны подступиться к периодической таблице, то окажется, что выучить ее не просто, а очень просто. Для начала стоит разобраться в механизме работы предложенного метода. Кстати, он универсален: с его помощью можно выучить не только таблицу химических элементов, но и таблицу растворимости, и неправильные глаголы в английском языке.

Прежде всего, ученикам рекомендуется настроиться на позитив. Не стоит впадать в отчаяние, если элементы и их условные обозначения никак не хотят откладываться в сером веществе. Упорно идите к своей цели, и результаты не заставят себя ждать. Не надо бояться, если подобранные предложения кажутся психоделическим бредом. Наоборот, такие абсурдные истории являются раздражителем для мозга и поэтому прочнее заседают в памяти.

Лайфхаки: как выучить таблицу химических элементов

Метод вертикалей и горизонталей всего лишь описывает алгоритм запоминания. Таблица легче запоминается, если учить ее не всплошную, а по группам. Например, по валентности, или выучить отдельно благородные газы, отдельно – металлы. Для каждой группы придумывается отдельная история, в которой по максимуму перечисляются все элементы.

Например, история про благородные газы:

Благородный дон Оганесон пахал как агроном (Аргон) и купил гелик (Гелий) с ксеноном и неоном и поехал на рамдомную (Радон) планету. Ей оказался Криптон.

Таких историй можно напридумывать бесконечное множество, причем это могут быть также стихи (много элементов рифмуются). Можно пойти дальше и зашифровать в истории валентность или относительную массу, а также физические свойства элементов.

Зрительная память

Можно связать предметы, встречающиеся в повседневной жизни, с элементами таблицы. Прозрачной параллели они иметь не будут, но главное, что они врежутся в память тому, кто учит таблицу.

Помогут картинки с изображением предметов окружающей действительности. Элемент будет ассоциироваться с закрепленным за ним предметом.

Есть еще более простой путь: не тратить время на поиск или рисование картинок, а просто сделать карточки с каждым элементом и прикрепить их к предметам в доме. Окно открывают, чтобы получить больше воздуха. Вот и закрепляем за окном табличку «кислород». На кровать помещаем «селен», потому что мы лежим на кровати, когда нам ЛЕНь что-то делать. Почему на холодильнике табличка «свинец»? Правильно, потому что внутри холодец.

Вместо табличек на мебели или комнатах можно мысленно приписать элемент каждому зданию по пути от дома до школы, обозвать друзей или даже преобразовать собственную биографию в определенную группу элементов.

Как нетрудно заметить, ассоциации могут быть разными: визуальными, фонетическими (на слух), рифмованными. Главное, чтобы их было легко усвоить.

Ассоциации

Одним из самых действенных способов запомнить что-либо – обратиться к мнемонике, или, если попроще, методу ассоциаций. Он заключается в том, что мозг лучше запоминает связанный образ, нежели бессвязный набор случайных данных. Другими словами, мозгу нужна картинка, которую он может рассмотреть и интерпретировать зашифрованную в ней информацию.

Пример напрашивается сам собой. Что, если сходу попробовать последовательно назвать все цвета радуги? Правильно, мозг непроизвольно начинает выдавать «Каждый Охотник Желает…». Сработал метод ассоциации, с которым каждый знаком с первого класса. И таких фраз масса, от запоминания порядка планет солнечной системы до знаков числа π после запятой.

Для запоминания таблицы Менделеева будет использоваться тот же метод, с единственным отличием, что в радуге цветов всего семь, а в таблице элементов… чуть побольше.

Обзор Таблицы

В предыдущем пункте сказано, что мозгу трудно запомнить бессвязные данные. Но дело как раз-таки и состоит в том, что таблица периодических элементов не является хаотичной. В противном случае Менделеев не бился бы так над своим детищем, не правда ли?

Задача в том, чтобы дать мозгу понять систему и зашифровать ее так, как ему удобней ее запомнить.

Итак, любую систему можно разбить на несколько частей. Таблица Менделеева на то и таблица, потому что состоит из столбцов и строк. Поэтому и запоминать ее легче по вертикали и горизонтали.

Начать проще с первого столбца:

  • водород;
  • литий;
  • натрий;
  • калий;
  • медь;
  • рубидий;
  • серебро;
  • цезий;
  • золото;
  • франций.

На эту вертикаль будут нанизываться остальные элементы. Но как нанизывать на вертикаль что-то еще, если даже ее запомнить сложно? Для запоминания понадобится фон.

Создание фона

Чтобы создать ассоциативную картину, нужен фон, от которого нужно отталкиваться. Он создается с помощью опорных образов. Припишем каждому элементу в вертикали свой опорный образ. Для этого пронумеруем список и придадим каждой цифре (не элементу) свой образ, с которым внешне ассоциируется цифра. Например:

  1. палка;
  2. лебедь;
  3. замок;
  4. парус;
  5. серп;
  6. голова;
  7. коса;
  8. снеговик;
  9. слон;
  10. бублик.

Ассоциации нужно подбирать так, чтобы они всплывали, даже если цифры стоят вразнобой.

Запоминание

Эти опорные образы нужны, чтобы легко запомнить номер ряда. Осталось навесить на этот образ название элемента. Нужно придумать звуковую ассоциацию на ничего не значащее для мозга название элемента.

Например: водород – вода, натрий – Наташа и т.д.

Теперь связываем опорный образ порядкового номера и ассоциацию элемента:
1-палка – водород-вода.
Нужно представить картину, в которой будут фигурировать палка и вода. Например, палкой размешивать воду.
3-замок – натрий-Наташа. Девочка Наташа сидит под замком.

И так далее. Осталось так сделать со всеми 10 элементами, хорошо запомнить ассоциации и затем переходить дальше по горизонтали. В первом ряду после водорода идет гелий. Ассоциация – ну, пускай будет гель. Получилось 1 – водород – гелий или палка – вода – гель. Палкой размешиваем до загустения воду, чтобы получился гель. И так со всеми остальными строками.

Как выучить таблицу максимально быстро

Вышеописанный способ довольно эффективен, но не все могут сходу придумать ассоциацию на ничего для них не значащее понятие, а составленные образы получаются таким бредом, что простая зубрежка выглядит куда более простой задачей. Не надо отчаиваться, существует еще масса методов.

Во-первых, таблица должна постоянно находиться перед глазами. Это может быть плакат над рабочим столом, а вне дома – шпаргалка, в которую стоит заглядывать в любой подвернувшийся момент. Будет очень эффективно, если плакат и шпаргалка будут сделаны своими руками, так будет задействована не только зрительная, но и механическая память.

Во-вторых, таблицу нужно постоянно воссоздавать. Поможет таблица с пустыми ячейками, которые надо будет заполнять. Если возникнут трудности, можно подсмотреть в шпаргалке.

В-третьих, прогресс не стоит на месте. Выпускаются обучающие игры, приложения для смартфонов, которые помогут не только в кратчайшие сроки выучить материал, но и постоянно повторять его. Также в интернете можно найти песни, которые созданы специально для того, чтобы запомнить таблицу.

В-четвертых, вспомнить старый добрый морской бой, где вместо координат будут названия элементов. «Азот!» — «Ранил!», «Фосфор!» — «Потопил!». Позже игру можно еще больше усложнить, называя не элемент, а его молекулярную или атомную массу.

Вместо заключения

Учитель химии всегда может заинтересовать своим предметом учеников, чтобы вызвать желание учить свой предмет. Вот один из примеров того, как это делают некоторые талантливые педагоги.

Читайте также  Как хранить разрезанную тыкву

Периодическая система в интерпретации Пушкина

«О периодической системе мы начинаем свой рассказ. На ней мы видим только знаки, но если лучше посмотреть, вообразить, свое добавить, то можно многое узреть. Идем направо — фтор, хлор находим, налево — литий, натрий к нам бежит. Там чудеса, там кадмий бродит, аргентум в клеточке лежит. Там на неведомых дорожках следы оставил сер Титан. — там на курьих ножках, прижался к барию лантан. Там Цезий царь над златом чахнет. Там серный дух, там серой пахнет.»

Как быстро выучить таблицу Менделеева?

Как быстро выучить таблицу Менделеева – актуальный вопрос, как для учащихся профильных лицеев или ВУЗов, так и для обычных школьников. Можно ли в кратчайшие сроки запомнить все названия элементов, а главное понять их свойства? Немного времени, усилий и творческий подход!

Обучение «с умом»

  • На какое-то время таблица Менделеева должна стать вашей библией. Распечатайте ее, вставьте под стекло на столе, носите с собой. Еще эффективнее будет копия с пустыми квадратиками, сделанная вручную. Выучив часть элементов, вписывайте их по памяти в свою таблицу.
  • Не старайтесь «зазубрить» все сразу. Изучайте таблицу небольшими частями: по столбцам, строкам или цветовым категориям.
  • Старайтесь заглядывать в таблицу в общественном транспорте, в очереди или когда нечем заняться.

Нестандартный подход

Далеко не все способны кропотливо изучать, постоянно повторять названия и свойства элементов таблицы. На помощь придут оригинальные методики, которые используются при изучении иностранных языков или придуманные заботливыми родителями.

Мнемотехнический способ

Не отличающимся особой усидчивостью детям наверняка понравиться увлекательный мнемотехнический способ обучения, основанный на создании ассоциативных связей. Информация, предлагаемая в интересной игровой форме, легче воспринимается ребенком и надолго сохраняется в памяти.

Как же быстро выучить таблицу Менделеева по химии с помощью этого метода?

Для части информации подбираются яркие запоминающиеся ассоциации, связанные с картинкой, словами, звуками. Учащимся предлагается подобрать слова, схожие по звучанию с названиями элементов (цезий – Цезарь, карбон – барон), написать увлекательный рассказ или стихотворение.

Простые элементы можно проигнорировать. Привычный «водород» или «гелий» наверняка уже знакомы. А для сложных названий подойдут эффективные техники.

  • Рифмовка названий.
    Лучше запоминаются стихи, где элементы сгруппированы по какому-то признаку. Отлично рифмуются металлы. «Щелочны одновалентны натрий, калий и аргентум» и т.д. Творческий подход стимулирует длительную память и позволяет как можно быстрее выучить таблицу Менделеева стихом.
  • Интересные истории.
    Детям предлагается придумывать настоящие триллеры с элементами таблицы в роли главных героев. История о копе Бор 017, который ехал на задание в крутом Феррари (феррум), а затем арестовал злого Барилия никогда не выветриться из памяти.
  • Пространственное мышление.
    Каждый человек хорошо помнит дорогу до школы или магазина, легко опишет свою комнату. Можно создать целые «дворцы памяти», где элементы таблицы представлены ощутимыми реальными образами. Так по пути в парк легко представить продавца шаров Гелия или бледного Водорода, а во дворе дома плиточника Кремния.
  • Песни.
    Готовые песни и даже караоке-версии можно подобрать в интернете. А сочиненные самостоятельно шедевры точно не забудутся.

Для запоминания таблицы Менделеева отлично работает метод ассоциаций. Для каждого элемента придумывается интересный факт или история, небольшая фраза, описывающая его свойства. К примеру «бор» можно запомнить как барона, который решил пособирать грибы или шишки в сосновом бору. Аргентиум связать с историей об Аргентине, где моряки обнаружили залежи серебра.

Если необходимо запомнить расположение элементов, очередность в таблице, придумывайте истории, где герои описаны в такой же последовательности: «Вода испортила ручку из гелия». Изучение названий с обозначением, дополненных запоминающимся рассказом, будет более осознанным и увлекательным.

Игровое обучение

Отличным подспорьем в изучении химических элементов станут настольные и компьютерные игры. На просторах интернета масса приложений для телефонов и настольных компьютеров, с помощью которых школьник не только может быстро усвоить материал, но и постоянно его повторять.

Как быстро выучить таблицу по химии придумала многодетная мама для обучения своих детей. Обычное увлечение морским боем превратилось в познавательную игру. Вместо поля для боя она предложила использовать таблицу Менделеева, а названиями кораблей стали элементы.

Освоить таблицу Менделеева может каждый. Главное не опускать руки и постараться заучивание сухой информации превратить в увлекательное занятие.

Как выучить таблицу Менделеева быстро и интересно

Таблица Менделеева: история

Периодическую таблицу химических элементов Менделеев придумал более 150 лет тому назад. Основой классификации всех элементов стала зависимость отзаряда атома иихотдельных свойств. Поэтим причинам они группируются вотдельных частях схемы, различаются поцветовым обозначениям иназваниям.

Ежегодно мировое научное сообщество старается доработать таблицу благодаря открытию новых химических элементов или, навзгляд отдельных ученых, оптимизировать еепоновым признакам отдельных составляющих.

Впервом случае, новые химические составляющие, которые неполучили мирового признания, или ихсвойства небыли утверждены науровне мирового научного сообщества получают только номер итем самым занимают место вопределенном блоке привычной таблицы. Чтоже касается оптимизации, тоздесь ситуация обстоит несколько сложнее. Многие известные деятели науки видоизменяли труд Менделеева, нониодин изполученных результатов небыл принят как достойный оригинала. Традиционный вариант по-прежнему остается лучше любой современной доработки.

Как можно проще ибыстрее выучить таблицу Менделеева? Специальных способов для этого еще непридумали, нообщепринятых методов эффективного запоминания информации пока никто неотменял.

Если выучить периодическую таблицу нужно быстро

Чаще всего сроки изучения школьного материала ограничены иученикам приходится обрабатывать большой объем информации всамые короткие сроки. Если память уребенка развита неочень хорошо, толегко ибыстро выучить таблицу назанятиях неполучится. Придется прикладывать немало дополнительных усилий.

Первый исамый простой метод для быстрого запоминания— это повторение. Оночень похож на«зубрежку», ноотличается ненавязчивыми контактами спамятью, благодаря которым короткая информация легко усваивается.

Суть повторения заключается втом, чтобы перед глазами ученика постоянно появлялась информация, которую необходимо запомнить. Она должна быть изложена вкоротких блоках, изложена максимально просто ипонятно. Чтобы добиться быстрого результата, делайте все правильно: пишите периодические элементы или ихсвязанные небольшие блоки нанебольших листках бумаги, располагайте последние науровне глаз повсей квартире, положите небольшие записочки вкарман ежедневной одежды. Как только глаза привыкнут кнаписанному, обычно наэто уходит неболее дней (взависимости отспецифики материала), информация уже небудет казаться сложной для запоминания.

Если ваш почерк оставляет желать лучшего, тоальтернативным вариантом станет распечатка таблицы. Скачать нужный формат изображения, цветового оформления ит.д. можно изсети Интернет или просто обратиться кстраницам традиционных учебников.

Второй способ— это визуальное распределение наблоки. Если мозг получил сигнал, ему будет легко работать сзадачей. Когда увидев всю таблицу сразу, ребенок испытывает стресс, мозг отвечает темже— для него еезаучивание кажется непосильным. Хорошо подумайте, какой объем новых данных нужно осилить заопределенный промежуток времени иразбейте все налогические блоки. Так ваша голова небудет перегружена, информация будет поступать дозированно изапоминаться надолго. Как будут изучаться элементы: посредством переписывания, перерисовывания, прочитывания вслух ит.д., зависит только отпредпочтений самого ученика. Копирование ираспечатка таблицы всеже нерекомендуются, так как это может увеличить время достижения желаемого результата.

Если эти традиционные методы непомогают быстро выучить все элементы, токрешению проблемы можно подойти более креативно ивоспользоваться методом стихосложения, ассоциаций, игры идаже создания «дворца памяти».

Как выучить таблицу Менделеева интересными методами?

Для поклонников химии уже давно несекрет, что студенты, школьники идаже ученые ежегодно создают множество новых песен встихах охимических элементах. Для большинства людей это становится своеобразным видом юмора, нодля покорения таблицы Менделеева такие труды более чем важны.

Всего за5минут бессвязной, бессмысленной идаже смешной песни можно найти логическую связь между сложными периодическими элементами идаже определить ихатомный заряд. Такой метод заучивания эффективен, несоздает лишнего стресса вповседневной жизни идаже может добавить позитива всерый день. Если представленные всети Интернет куплеты вам непонравились, томожно попробовать составить новые иподелиться своим творчеством сдрузьями.

Читайте также  Как расплавить золото в домашних условиях

Какойбы метод изучения вынеиспользовали, нестоит надеяться намоментальный результат. Заодин день эту информацию невозможно запомнить. Ускорить процесс запоминания могут только ассоциативное мышление, игры идаже составление «дворца памяти».

Ассоциации ияркие воспоминания— это путь кподсознанию, благодаря которому можно сохранить любую информацию. Для получения быстрого результата вспомните самые яркие события своей жизни илюбимые вещи, постарайтесь найти логическую связь между ними иизучаемыми химическими элементами. Сделать это достаточно просто напримере продуктов питания, украшений, техники ит.д.

Вигровой форме изучение таблицы может быть достаточно разным. Новые знания охимических свойствам составляющих таблицы можно узнавать водиночку или кругу друзей. Для этой цели можно купить настольные игры, нарисовать тематически карточки, фишки имногое другое.

Создание «дворца памяти» представляет собой наиболее сложный иэффективный вариант запоминания. Может понадобиться некоторое время наего освоение, поэтому тренироваться нужно начинать заранее. Суть состоит втом, чтобы высоздали некоторый образ дома, где все лежит насвоих полочках илиже историю, где все логично взаимосвязано снелогичными событиями. Таким образом, правильная информация будет выбиваться изконтекста ивсегда оставаться ввашей памяти.

Компьютерные методы обучения: интересно иэффективно

Сразвитием технологий, конечноже, пришли новые методы обработки изапоминания информации. Для детей также придумали множество вариантов, как использовать компьютер вцелях обучения школьным предметам идаже для решения отдельных задач.

Если выхотите выучить таблицу Менделеева посредством компьютера или помочь срешением этой задачи своему ребенку, товам могут помочь:

  • тематические игры. Для детей младшего возраста придумано множество тематических игр, где химические элементы представлены ввиде животных, сказочных героев ит.п. Каждый изних выполняет свои миссии втечение игры итем самым помогает ребенку выучить сложный материал без особых усилий;
  • тренажеры. Тренажеры нужны нетолько для поднятия скорости печати накомпьютере, сихпомощью можно добиться также невероятных результатов визучении химии, физики, биологии идругих наук. Вданном случае, это эффективный способ запоминания, благодаря которому непридется делать множество копий таблицы для повторения, еепереписывания иперерисовывания. Накаждом тренажере представлена своя методика обучения ипрактически в100% случаев достигаются хорошие результаты работы;
  • специальные программы иучебные курсы. Изучение таблицы периодических элементов может входить визучение онлайн-курсов похимии. Авторская разработка преподавателя может помочь быстро выучить даже все латинские названия составляющих таблицы;
  • школьные форумы, обсуждения исоревнования. Ничего непомогает вдостижении новых результатов лучше, чем соперничество. Вомногих школах сегодня организованы чаты, онлайн беседы между учениками идаже предметные соревнования. Участие вних может помочь вдостижении поставленной цели, поиске единомышленников идаже воспитании любви кхимии надолгие годы.

Таким образом, выучить таблицу Менделеева можно быстро иинтересно, если подойти кэтому вопросу совсей серьезностью. Существует множество методов запоминания сложной информации окаждом элементе, ихможно комбинировать, дорабатывать иадаптировать под себя. Главное— это достижения результата без стрессов ипринуждения.

Правила чтения и использования таблицы Менделеева

Обновлено: 17 Мая 2021

  • Таблица Менделеева — краткое описание
    • Пустые ячейки в таблице
  • Структура таблицы
  • Группы элементов с похожими свойствами
    • Цветовое определение групп
  • Различение металлов, металлоидов и неметаллов
  • Обозначение элементов
    • Буквенное, название
    • Атомный номер
    • Массовое число
    • Валентность
  • Таблица Менделеева — краткое описание
    • Пустые ячейки в таблице
  • Структура таблицы
  • Группы элементов с похожими свойствами
    • Цветовое определение групп
  • Различение металлов, металлоидов и неметаллов
  • Обозначение элементов
    • Буквенное, название
    • Атомный номер
    • Массовое число
    • Валентность

Из таблицы Менделеева можно почерпнуть огромное количество информации о каждом химическом элементе, что значительно облегчит решение задач. Более того, периодическую систему можно использовать на ЕГЭ, и это может стать серьезным подспорьем. Главное — уметь грамотно ей пользоваться. Как это делать — читайте в нашей статье.

Таблица Менделеева — краткое описание

Таблица Менделеева — это графическое выражение периодического закона, который открыл русский ученый Д.И. Менделеев в 1869 году. Периодическая система представляет собой классификацию химических элементов, которая основана на зависимости свойств химических элементов от заряда их атомного числа. Первоначальный вариант предполагал зависимость свойств веществ от их атомной массы.

Существуют три формата таблицы Менделеева:

  • короткий (короткопериодный);
  • длинный (длиннопериодный);
  • сверхдлинный.

Международным союзом теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) в качестве основного утвержден длинный вариант таблицы Менделеева, а короткий вариант официально отменен в 1989 году.

Пустые ячейки в таблице

Создав периодическую таблицу в 1869 году на базе уже известных миру 63-х химических элементов, Менделеев предсказал открытие новых и оставил для них пустые ячейки в таблице. Русский ученый оказался прав. Гипотеза Менделеева в скором времени была подтверждена открытиями других ученых: в 1875 году был открыт галлий, в 1879 — скандий, в 1886 — германий. На 2021 год в таблицу собраны 118 известных элементов. Последние из них открыты в 2016 году: ученые обнаружили нихоний, московий, теннессин и оганесон.

Структура таблицы

В таблице Менделеева химические вещества расположены в специальном порядке: слева направо по мере роста их атомных масс. Все они в периодической системе объединены в периоды и группы. Таблица состоит из семи периодов и восьми групп.

Периоды — это горизонтальные ряды в таблице.

Элементы, которые относятся к одному периоду, показывают следующие закономерности с увеличением их порядкового номера:

  1. Возрастает электроотрицательность.
  2. Металлические свойства убывают, неметаллические возрастают.
  3. Атомный радиус падает.

Периоды в таблице делятся на:

  • малые;
  • большие.

Малыми называются периоды, которые содержат небольшое количество элементов. Это первый, второй и третий периоды, первый состоит из 2-х, второй и третий из 8 элементов.

Все остальные периоды — это большие периоды. Четвертый и пятый состоят из 18 элементов, шестой — из 32-х, седьмой — из 24-х.

В нижней части таблицы Менделеева расположены химические вещества, которые называются лантаноидами и актиноидами.

Таблица периодической системы содержит десять рядов. Малые периоды состоят из одного ряда, большие периоды содержат по два ряда. В седьмом периоде находится один ряд.

Каждый большой период состоит из четного и нечетного рядов. В четных рядах содержатся металлы, в нечетных рядах — неметаллы.

Периодическая система начинается водородом — первым химическим элементом, а заканчивается на сегодняшний день 118-м — оганесоном. Ученые утверждают, что таблица не закончена, идет активный поиск 119-го элемента.

Группы элементов с похожими свойствами

Группа — это вертикальная колонка в периодической таблице, определяющая основные физико-химические свойства элементов. Вещества, принадлежащие к одной и той же группе, обладают похожими химическими особенностями и демонстрируют одинаковую закономерность в изменении своих свойств по мере увеличения атомного числа.

Всем группам (колонкам таблицы) присваиваются номера от 1 до 18 — слева направо (от щелочных металлов к благородным газам). Такая система вступила в силу в 1988 году по инициативе ИЮПАК. Все прежние названия групп, которые использовали в разных странах, больше не употребляются.

Элементы, которые относятся к одной группе, показывают следующие закономерности по направлению сверху вниз:

  1. Возрастает радиус атома элементов в рамках одной группы.
  2. Усиливаются металлические свойства элементов и ослабевают неметаллические.
  3. Падает электроотрицательность.

Цветовое определение групп

Вещества в каждой группе делятся на те, которые находятся в главной подгруппе и те, которые входят в побочную подгруппу. В таблице составляющие побочной группы выделяются синим цветом, к ней относятся элементы только больших периодов (начинаются с четвертого периода). В главную подгруппу могут входить элементы и малых, и больших периодов (начинаются с первого или второго периодов).

Различение металлов, металлоидов и неметаллов

Все химические элементы в зависимости от их химических и физических свойств можно разделить на 3 типа:

  • металлы;
  • металлоиды;
  • неметаллы.

Характеристика металлов (например, медь, алюминий, золото):

  1. Хорошая электро- и теплопроводность.
  2. Способность отражать свет (яркий внешний вид).
  3. Высокая температура плавления (остаются твердыми при нормальных значениях окружающей среды, исключение — ртуть).
  4. Пластичность и податливость.
Читайте также  Как ускорить работу в играх

Неметаллы встречаются в природе в трех состояниях: газ (например, водород), жидкость (например, бром) и твердые вещества (например, фосфор). Их характеризуют:

  1. Неспособность проводить тепло и электричество.
  2. Разнообразный внешний вид (элементы с низкой плотностью и яркостью).
  3. Значительно более низкая температура плавления в сравнении с металлами.
  4. Хрупкость и ломкость.

Металлоиды имеют смешанные свойства металлов и неметаллов (например, кремний). Их основные черты:

  1. Средняя тепло- и электропроводность.
  2. Внешний вид может быть схож с металлами или неметаллами.
  3. Различаются между собой по температуре плавления, плотности, цвету и форме.

Обозначение элементов

Каждый элемент в периодической системе Менделеева имеет несколько обозначений:

  • название;
  • буквенное выражение;
  • атомный номер;
  • массовое число.

Буквенное, название

В таблице может быть указано полное название вещества (например, Carbon), в таких случаях его располагают под химическим символом.

Символ — это сокращенное название элемента (например, гелий — He).

Иногда в таблице не указываются названия вещества и приводится лишь его химический символ. Обозначения, как правило, состоят из одной или двух латинских букв. Символ элемента расположен в центре соответствующей ячейки в таблице.

Атомный номер

Атомный номер элемента обычно располагается вверху соответствующей ячейки, посередине или в углу. Все элементы имеют атомные номера от 1 до 118. Атомный номер — это всегда целое число.

Массовое число

Массовое число — это общее количество протонов и нейтронов в ядре. Его легко определить по атомной массе элемента, округляя ее до ближайшего целого числа.

Атомная масса указывается внизу ячейки, под символом элемента. Атомная масса — это сумма масс частиц, которые составляют ядро атома (протоны и нейтроны), представляет собой среднюю величину, для большинства элементов записывается в виде десятичной дроби.

Например, фосфор (P) имеет атомную массу равную 30,97376, следовательно, массовое число (количество протонов и нейтронов в ядре) составит 31.

Валентность

Валентность — это свойство элементов образовывать химические связи.

  • постоянная;
  • переменная (зависит от состава вещества, в которое входит элемент).

Определить валентность по таблице Менделеева несложно:

  1. Постоянная валентность идентична номеру группы главной подгруппы. Номера групп в таблице изображаются римскими цифрами.
  2. Переменная валентность (часто бывает у неметаллов) определяется по формуле: 8 (всего 8 групп в таблице) вычесть № группы, в которой находится вещество.

Например, вещества, находящиеся в первой группе главной подгруппы (Li, К) имеют валентность, равную I; элементы, которые располагаются во второй группе главной подгруппы (Mg, Ca) обладают II валентностью. Мышьяк (As) находится в V группе главной подгруппы, следовательно, значение его валентности также будет равняться V. Помимо этого, у вещества есть еще одно значение валентности. Определяется оно по приведенной выше формуле и равняется III.

Если у вас возникнут сложности в усвоении знаний не только по химии, но и по любому другому предмету, обращайтесь за помощью к образовательному ресурсу Феникс.Хелп. Для нас не существует нелюбимых дисциплин и сложных тем!

Как выучить таблицу Менделеева? Простые методы

Как выучить таблицу Менделеева? С этой проблемой рано или поздно вынужден столкнуться каждый школьник. К счастью, задача кажется сложной лишь на первый взгляд. Простые техники запоминания, описанные в статье, помогут быстро и легко справиться с ней.

Как выучить таблицу Менделеева: начало пути

Ни для кого не секрет, что повторение – мать учения. Как выучить таблицу Менделеева, если ученик не возвращается к ней снова и снова? Обязательно следует распечатать материал и везде носить его с собой. Повторять элементы необходимо каждый раз, когда возникает свободное время (в очереди, в транспорте, на перемене).

Еще более эффективный вариант – создание копии таблицы вручную. Этот способ идеален для школьников, у которых наиболее развита кинестетическая (мышечная) память. Во время переписывания таблицы можно не только выучить некоторые элементы, но и лучше понять ее устройство, что также способствует эффективному запоминанию.

Не стоит ставить недостижимые цели, выучить всю таблицу за день невозможно. Вполне достаточно запоминать несколько элементов в сутки, а затем повторять те, что были изучены ранее.

Игра в ассоциации

Как выучить таблицу Менделеева? Для лучшего запоминания можно подключить ассоциативное мышление. Для каждого элемента необходимо сочинить небольшую историю, причем вовсе не обязательно делать ее серьезной. Не исключено, что смешной рассказ быстрее отложится в памяти. К примеру, Аргентина получила свое название в честь аргентума (серебра), так как первопоселенцы обнаружили много серебра на этой земле.

Не стоит тратить время, сочиняя истории для запоминания простых элементов. С большой вероятностью в памяти уже и так присутствует информация о том, что водород – это H. Лучше сосредоточиться на том, что кажется наиболее сложным.

Картинки

Как выучить таблицу Менделеева, если не помогают способы, описанные выше? На помощь придут картинки, на которых изображены предметы, часто встречающися в повседневной жизни. Каждый элемент, который необходимо зафиксировать в памяти, должен ассоциироваться с тем или иным рисунком.

Вовсе не обязательно тратить время на рисование картинок. Как быстро выучить таблицу Менделеева? Необходимо распечатать карточки со всеми элементами или создать их вручную, а затем каждый лист прикрепить к конкретному предмету в доме. Скажем, можно «назвать» стол водородом, представить себе, как он превращается в водородную бомбу и взрывается. Также можно вообразить, что у холодильника есть нос, который позволяет ему дышать (кислород). Главное, чтобы образы были яркими и не оказались чересчур сложными.

Разделение таблицы

Как быстро выучить таблицу Менделеева? Опытные педагоги советуют собственноручно разделить ее на части. Многие таблицы уже разбиты на категории, которые включают в себя разные виды элементов. Как правило, такие категории обозначаются различными цветами. Однако школьник может создать удобный для запоминания шаблон собственными силами, так материал лучше отложится в памяти.

К примеру, можно скомпоновать элементы по тяжести, расположить их, двигаясь от простейших к сложным. Можно также учить таблицу по столбцам или строкам. Главное, чтобы пользоваться новым шаблоном было комфортно.

Современный метод

Таблица Менделеева, фото которой можно увидеть в этой статье, легко отложится в памяти, если обратиться к специальным флеш-играм. Созданы программы, которые способствуют запоминанию элементов в игровой форме. Флеш-игры подразумевают поиски элементов по буквенному обозначению, названию, массе.

Интересно, что игрок может работать не только со всей таблицей, но и с одной из ее частей. Таймер, усложняющий задачу, используется по желанию.

Баллада о магнии

Как запомнить таблицу Менделеева? Почему бы не написать небольшую песню, посвященную ей?! Натрий, кальций, рубидий – рифмы к названиям элементов подбираются очень легко. Кстати, можно не только сочинить балладу, облегчающую запоминание, но и найти подходящий вариант в глобальной сети.

Очевидно, что от песни всегда можно отказаться в пользу стихотворения, если его написание кажется более легкой задачей.

Маленькие хитрости

Таблица Менделеева включает в себя более сотни элементов, поэтому приступать к ее запоминанию стоит заблаговременно. Почему бы не повесить материал над рабочим столом задолго до того, как его знание действительно понадобится? Ежедневно наблюдая названия химических элементов, школьник автоматически будет запоминать их. Это пригодится, когда придется приступить к изучению таблицы всерьез.

Вовсе не обязательно запоминать новые элементы, созданные человеком. Большинство учителей не требует этого. Речь идет о наделенных повышенной радиоактивностью элементах, представляющих серьезную опасность (после 112). Также полезно время от времени заставлять себя выполнять контрольные работы, проверяя полученные знания. Задания можно найти в учебниках или в интернете.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: