Как выглядели греческие колонны

Что скрывает декор древнегреческого храма?

Все знают, как выглядит древнегреческий храм. Ступенчатый цоколь, колоннада, треугольная крыша. Знаменитые греческие колонны трех видов — дорические, ионические и коринфские. Колонны можно назвать «визитной карточкой» древнегреческой архитектуры.

Они действительно были трех видов, форм, и могли соотноситься с одним из трех архитектурных ордеров. На самом деле, ордер (ordo, порядок) — явление куда более широкое, касающееся не только колонн.

Вот, например, в одной из расшифровок значения этого термина:

архитектурный ордер определяет структуру взаимосвязей между вертикальными и горизонтальными элементами стоечно-балочной системы.

Проще говоря, ордер охватывает соотношение стоек и балок. Но это, по сути, все, из чего состоит древнегреческий храм! Значит, ордер определяет всю структуру храма!

Впрочем, сейчас речь не о соотношении стоек и балок, а об архитектурном декоре древнегреческих храмов, также определяемом ордером. Хотя декора ли? В знакомых нам каменных храмах, самыми ранними из которых были дорические (6−8 века до н.э.), это действительно декор.

Вертикальные элементы, стойки греческого храма — это, прежде всего, колонны. Они же первыми и попадаются на глаза. И именно по колоннам мы еще в школе учимся различать ордера. Как ни крути, все строится вокруг колонн! С них и начнем.

Храм Гефеста в Афинах
Фото: Юкатан, ru.wikipedia.org

Древнейший ордер, дорический, сформировался в 8−6 веках до н.э. При этом свою внешность он, в общих чертах, получил сразу в готовом виде. Откуда? По наследству. Каменное строительство сложно и дорого, а античные греки не всегда имели достаточные средства и знания, позволяющие строить из камня.

Впрочем, давайте ближе к делу, то есть — к дорическому ордеру.

Центральная, самая яркая часть ордерной системы — безусловно, колонны. Дорические колонны массивные, сильно сужающиеся кверху. В отличие от более «утонченных» ионической и коринфской, у них нет основания, базы. Колонна стоит нижней частью непосредственно на полу (стилобате, верхней части цоколя храма). Широкое основание придает колонне большую визуальную устойчивость.

Обязательный элемент ордера — продольные желобки (канелюры) по всей длине колонны. Причем не какие попало, а вполне стандартные. Например, у дорических колонн их 16−20, с обязательным интервалом между желобками. В отличие от ионической колонны, где до 24 каннелюр расположены вплотную.

Но это просто замечание по ходу. Сейчас важно другое. Считается, что канелюры визуально «облегчают» колонны. Так и есть, но только ли это элемент дизайна?

Да… в известных нам каменных храмах. Вот только дорический ордер воспроизводит в мраморе то, что раньше строили из дерева. И скорее всего, каннелюры некогда были бороздами, остававшимися после обработки бревна, очистки его от коры.

Греко-дорический ордер. Парфенон
Фото: ru.wikipedia.org

Любую колонну венчает капитель. Дорическая капитель проста: квадратная площадка (абак), лежащая на плоском диске-расширении (эхин). Все это, естественно, каменное. Теперь, а некогда было деревянным.

Здесь и найдется объяснение, почему выбраны именно такие «декоративные» элементы: первоначально, в деревянном строительстве, они были не декоративными, а конструктивными. Вначале расширение колонны, на нем квадратная площадка, на которую непосредственно ляжет балка.

Есть другая версия происхождения эхина. Что круглая подушка-расширение наверху колонны и есть… подушка. Точнее, мешок с песком, на который укладывали балку-бревно. И, прокалывая мешок с разных сторон, часть песка высыпали, выравнивая балку.

Дорическая колонна установлена непосредственно на стилобат. А вот у ионической и коринфской есть база — основание. Если приписывать колонне антропоморфность, база имитирует ноги/нижнюю часть тела, а капитель — голову. Эта трехчастность явно видна, например, и в статуях греческой архаики.

С инженерной же точки зрения, база — каменная подставка под деревянной колонной, распределяющая нагрузку на большую площадь.

А вот кольцевые «пояса» на колоннах появились лишь в каменном строительстве. На деревянных колоннах их не было за ненадобностью. Это — стыки частей колонны. Во времена деревянного строительства их делали из одного бревна. Высокую же каменную колонну не всегда удавалось вырезать из цельного куска мрамора или песчаника. И колонны собирали, нанизывая сегменты на деревянную или металлическую основу. Снова все функционально!

Фото: Shakko, ru.wikipedia.org

Часть храма над колоннами — антаблемент. Как и колонны (да и весь храм), он разделен на три условные, но вполне очевидные части: архитрав, фриз, карниз.

На колонны (точнее, на венчающие капители абаки) укладывались «главные балки», образующие нижний пояс антаблемента — архитрав.

В дорическом ордере архитрав гладкий, в ионическом и коринфском состоит из трех уступов. Это также считается наследием деревянного строительства. Дорический архитрав делался из одной балки, ионический — набирался из трех узких. На балки периметра-архитрава опираются концы поперечных балок, перекинутых через пространство храма.

Смотрим на антаблемент дорического храма. Над балкой архитрава идет фриз, состоящий из чередующихся сегментов двух видов.

Те, которые с тремя поперечными полосами — и есть бывшие торцы балок перекрытия. А те, что украшены рельефами — некогда были расписанными деревянными щитами, закрывавшими просветы между ними для защиты внутренности храма от непогоды. Даже рельефы — «наследники» декорировавших щиты росписей.

Это дорический фриз, структура которого и переносится в каменное строительство. В ионическом ордере фриз — украшенная рельефами сплошная «лента». Считается, что он появился лишь в каменных (но не в деревянных) храмах.

Виргилио Де Ла Фуэнте Маттони, «Термы Каракаллы», 1881 г.
Фото: commons.wikimedia.org

Выше выступает карниз, защищающий фриз от осадков… Понятно, что деревянные конструкции гораздо уязвимее для воды, чем каменные.

Все это накрыто крышей, в дорическом ордере — двускатной. И это логично, на скатной крыше не задерживаются все те же осадки. По краю кровли мог идти водосточный желоб или ряд антефиксов — пластин, препятствующих стоку воды на край крыши. Позже они приобрели декоративные формы, сохранив и практическое значение.

Так что устройство дорического храма — самое «честное» с конструктивной точки зрения. Она работает ровно так, как выглядит… Точнее, работало, когда было деревянным. Увы, в каменных дорических храмах и эхин перестал быть мешком, и от поперечных балок остались лишь изображенные на фризе триглифы; и уступчатый ионический архитрав лишь имитирует наборную конструкцию.

Храм Афеи на острове Эгина
Фото: Юкатан, ru.wikipedia.org

Но некогда все это работало именно так, как сейчас выглядит. И это ведь прекрасно! Благодаря такой традиции стало возможным понять, как выглядели не дошедшие до нашего времени деревянные греческие храмы. И что не всё и не всегда является тем, чем выглядит?

Древнегреческие архитектурные ордера.

Над Афинским акрополем возвышается мраморный храм.

Здание прямоугольной формы, стройные ряды монументальных колонн. Силуэт этого здание известен во всем мире, он стал одним из символов древнегреческой архитектуры и античной культуры в целом. Это Парфенон, храм, посвященный покровительнице города Деве Афине, классический образец дорического ордера.

При переходе к строительству из камня сохраняются, а затем перерабатываются и получают новое звучание некоторые приемы, используемые при деревянном зодчестве. Так появляется и формируется система архитектурных ордеров – определенной комбинации и соотношения конструктивных элементов (несущих и несомых) и декоративной составляющей.

Архитектурные системы с использованием колонн и балок, выполненных в едином стилевом решении, использовались в различных древних культурах, например, в египетской или крито-микенской. Но строгая, упорядоченная система появилась только в Древней Греции. Именно эта культура подарила миру первые классические архитектурные ордера.

Существует три древнегреческих классических ордера: дорический, ионический и коринфский. Каждый получил свое название по месту своего возникновения.

Чем древнее архитектурный ордер, тем ближе он по своей сути к изначальной опорно-балочной конструкции, тем проще с точки зрения художественного оформления. Со временем декоративной составляющей уделяется все больше внимания, она становится все более витиеватой.

Отличительные черты каждого ордера наглядно демонстрирует архитектура древнегреческих храмов, возведенных в разные периоды. Разумеется, каждый новый ордер не появлялся на ровном месте, а формировался в течение какого-то времени, с накоплением опыта, применением и отработкой архитектурных приемов. Системы плавно сменяли друг друга, поэтому в некоторых древнегреческих строениях присутствует черты различных ордеров.

Греческий храм состоит из трех частей: стереобата (основания), несущих колонн и антаблемента. В свою очередь, каждая часть делится на элементы. Так стереобат древнегреческого храма, как правило, состоит из трех ступеней. Верхняя часть стереобата именуется стилобатом.

На несущих колоннах покоится антаблемент – верхний несомый элемент ордера, подразделяющийся на архитравную балку, фриз и карниз.

Древнегреческие архитектурные ордера различаются по пропорциональному соотношению и художественному оформлению всех частей храма.

Дорический ордер – самый ранний из древнегреческих архитектурных ордеров, появился в период архаики в VII веке до н.э. Простой, лаконичный в плане декоративного оформления, его нередко называют воплощением «мужского начала» в архитектуре.

У мощных, приземистых колонн нет базы, они опираются непосредственно на стилобат. Каннелюры, желобки с заостренными краями, идут по всей длине ствола колонны, делая ее визуально более легкой. В дорическом ордере таких желобков немного, не более 20 на колонну. Капитель, верхняя декоративная часть колонны, состоит из эхина (сплюснутой подушки с круглым сечением) и абака (квадратной плиты). Антаблемент включает архитрав, фриз с триглифами и метопами и карниз.

Помимо Парфенона в дорическом ордере выдержан храм Афины Афайи на острове Эгине.

Черты ионического ордера появлялись постепенно, его окончательное формирование относится к VI веку до н.э. Существует два варианта ионического ордера: аттический и малоазийский. В малоазийском варианте отсутствует фриз. Этот тип считается основным, так как аттический появился позднее и был вариацией малоазийского.

Читайте также  Как подсчитать количество слов

В отличие от дорического, ионический ордер более изящен, утончен, легок. Продолжая аналогию, его можно назвать проявлением «женственности» в камне.

Ионическая колонна состоит уже из трех частей: у нее появляется база, она становятся более высокой, тонкой, количество каннелюр увеличивается. На капители колонны используется новый декоративный элемент – волюты (завитки). Узкий антаблемент состоит из гладкого архитрава, фриза без триглифов (иногда фриз вовсе отсутствует) и выступающего карниза. Фриз украшен рельефными изображениями. На карнизе размещается ряд дентикул – небольших декоративных выступов в виде зубчиков.

К образчикам ионического ордера относится храм Эрехтейон в Афинах.

Самый юный из древнегреческих ордеров – коринфский ордер – сформировался в конце VI века до н.э. Его пропорции схожи с ионическими, но он отличается более обильным декоративным оформлением. В Древней Греции он считался лишь разновидностью ионического ордера. Свою популярность и распространение коринфский ордер обрел позже, уже в Древнем Риме. Отличительной чертой коринфского ордера является высокая капитель, состоящая из шестнадцати волют, сопровождаемых рельефными изображениями листьев аканта. По преданию этот ордер был придуман Каллимахом из Коринфы, древнегреческим скульптором. Мотивом послужила плетенная корзина, оставленная на могиле юной девушки. Корзина утопала в листьях буйно разросшегося аканта – ядовитого растения. Этот образ лег в основу декоративных элементов коринфского ордера. В отличие от «мужского» дорического и «женского» ионического, коринфский ордер называют образом «юной, незамужней девы».

Типичным коринфским строением считается Храм Зевса Олимпийского в Афинах.

Древнегреческая архитектура знакома нам еще по учебникам истории Древнего мира. Сложно переоценить ее вклад в мировую культуру. К древнегреческим ордерам обращались архитекторы разных эпох и стран, их художественная переработка встречается в каменных памятниках различных культур и времен. Современные архитекторы и дизайнеры также тщательно изучают системы древнегреческих ордеров и активно используют их при разработке дизайна современных строений и интерьеров. Как ни парадоксально звучит, но чем древнее ордер, тем актуальнее его звучание в современном исполнении.

Смотрите также

Хоровое искусство в древнегреческом театре

Хор – это коллективное пение. Прибегать к нему люди начали с незапамятных времён. Когда ритуальные пляски у костра сопровождались горловыми выкриками. Тональность совместного песнопения имела широкий спектр и служила для задабривания высших сил, чтобы они даровали добычу, погоду и спокойствие. С развитием цивилизации менялось и отношение к пению, которое вылилось в отдельное направление. Постепенно оно вбирало в себя разные тенденции, становилось труднее для исполнения. Усложнение вокальных партий привело к тому, что без специальных навыков и подготовки исполнить вокальную композицию не представлялось возможным. В Древнем Египте, Вавилоне и Китае начали появляться профессиональные исполнители.

Фидий . Древнегреческий скульптор периода высокой классики

Фидий был сыном афинянина Хармида и родственником живописца Панена, проявив при этом и сам большую склонность к живописи. Однако свою жизнь Фидий посвятил скульптуре и после учебы у скульпторов Гегия или Агелада из Аргоса приобрел замечательные технические навыки. Фидий работал с деревом, мрамором, золотом, слоновой костью, бронзой.

Салоники в Греции. История, достопримечательности (часть шестая)

Османский контроль над городом в последние десятилетия турецкого господства был опорой его развития, особенно в инфраструктуре. Большое количество новых общественных зданий были сооружены в эклектичном стиле, для формирования у Салоник европейского лица. Между 1869 г. и 1889 г. городские стены были разрушены, что стало результатом запланированного расширения города. В 1888 г. началось первое обслуживание трамвайной линии, и уже в 1908 г. городские улочки были освещены электрическими лампами и постами. С этого же года железная дорога связала Салоники с Центральной Европой через Белград, Монастир и Константинополь. Город снова начал приобретать свое национальное «греческое лицо» только лишь после ухода турецких завоевателей и обретения государством свободы. Однако бурные события прошлого века наложили отпечаток на современный образ города. В настоящее время Салоники исполняют роль мегаполиса с достаточно смешанным населением – здесь живут представители более чем 80 народов, не считая незначительных этнических групп.

Греческие чудеса света

Компьютер в Древней Греции

Компьютеры вошли в жизнь человека сравнительно недавно, однако у современных ученых есть все основания утверждать, что первый прототип современного компьютера появился еще в Древней Греции. Если сравнить его достаточно подробно с современным ПК, то сходств мы почти не найдем, однако его смело можно назвать прародителем калькулятора, ведь отсутствие программного ввода – это главное, что делает не похожим его на современные цифровые устройства.

Великолепные Пропилеи афинского Акрополя. Как делались древнегреческие колонны

Пропилеи. Самая выдающаяся сохранившаяся достопримечательность древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики. Спроектировал сооружение древнегреческий архитектор Мнесикл. Строительство началось в 437 году до н.э. в эпоху Перикла и закончилось в 432 году до н.э. Монументальные ворота были выполнены из белого пентелийского мрамора с вкраплениями более темного элевсинского мрамора (для создания контраста).

Вот эта дорическая колонна, крайняя правая, попалась на фотографии 1882 года.

Отметим неспешность древних греков. Древние римляне уже в 1853 году начали укладывать свои ступени 1 века н.э. поверх чугунных вкладок в рассыпавшуюся (то еще качество!) формовку древних греков.

А древние греки к 1882 году все еще возятся с колонной 5 века до н.э.

Формуют элевсинский мрамор плашечками с хомутом-стяжкой.

А пока мрамор застывает красивыми античными каннелюрами, наверху колонны предыдущая формовка рассыпалась к эрехтеоновой матери. Выпал большой кусок и открыл странный плетень, совсем не похожий на обычные арматуры древнегреков из стержней — чугунных изделий. Тихий ужас сделали древнегреки. Скрутили проволоки-штыри как Зевс на душу положит, залепили мрамором. Естественно вылетело. Нельзя делать такое армирование. Первый же сезонный перепад температур — и плетение поспособствует разрушению изделия.

Рискнем предположить, что это был этап освоения первых новаторских арматурных элементов Уилкинсона древними афинянами. Методом проб и ошибок. Арматуру нужно располагать только прямо и фиксировать жестко. Никаких вольных и упругих фигур быть не должно!

В 1868 году Афины и Пропилеи посещал фотограф Бонфилс.
И как часто с ним случалось, увековечил больше, чем следовало.

Помимо уже привычного делания античного мрамора плашечками и обручем.

. нечаянно снял всю технологию строительства античных мега-колонн Пропилеев древними афинянами.

Отметим знакомые плашечки поверх толстого эластичного материала. Но главное — это еще не залепленная элевсинским мрамором часть колонны.

Как видим, она сложена из кирпичей. Поверх приторочен хомут с вертикальными стержнями. Чермет, без сомнений.
Никакого смысла для укрепления сердцевины колонны в этих палках нет; кирпичная кладка на растворе сама по себе прочней железо-мраморного изделия. Это армирование для будущего мрамора, своего рода штукатурная сетка. В древнеримских термах — древнегреческом гимнасиуме славного античного города Саламина мы уже видели такое.
Древние афиняне оказались народом обучаемым, поняли, как не надо делать, на примере нижерасположенного арматурного опыта, и сделали как надо.

Та же колонна на фото с другой стороны, 1874 год.

Еще одно фото с другой стороны в лучшем ракурсе, 1893 год. Плашечки для формовки древнегреческого мрамора как бросили древнегреки четверть века назад, так они и торчат. Мало того, долепили мрамор и прижали его еще одним рядом плашечек под обручем-хомутом. Явив реальную технологию изготовления прекрасных колонн.

Но главное не это. Посмотрите, на чем стоит многотонный блок архитрава. Ясно, что стоять на краю элевсинского мрамора хоть из кирпичей сделанного, хоть из штукатурки под плашечками, хоть на капители с проволочным каркасом — показывалась в прошлый раз — он так стоять не может. Кроме того, что и монтаж сооружения с установкой многотонного блока был невозможен без этой недоделанной колонны. Сначала ставится колонна, потом блок, а не наоборот. Разрушиться и отремонтироваться силами древнегреков колонна тоже не могла — не выдержит эта древнегреческая хлипкость, рухнет архитрав. Есть только один вариант — сначала был поставлен чугунный стержень, на него водружен архитрав, а стержень закрыли элевсинским мрамором строители-отделочники колонн. Окончание этого процесса пришлось уже на эпоху фотографий.

Есть и еще более ранее фото с этой колонной, 1852 года. Качества неважного, тем не менее достаточного для подтверждения: колонна еще недостроенная в верхней части стоит.

Особо мудрым историкам сети сообщу, что в официальной истории эти колонны до начала реставраций великого греческого архитектора Баланоса в 1895 году вообще никто не трогал, такими, как на фото до 1895 года, они, как принято считать, стояли с античности.

Несетевые историки насчет этих колонн придумали отговорку. Во всех википедиях вы можете прочесть о том, что в античных колоннах Пропилей со времен Перикла стоял цветмет, который в истории умели выплавлять древнегреки, но в ходе реставраций, делавшихся с начала 20 века н.э. до 1950-х годов реставраторы заменили цветной металл на железо и чугун. В результате образовалась новая проблема, от окислов железа почернел мрамор колонн, и нужно снова реконструировать, чтобы реставраторское железо изъять, и реставрировать, чтобы вернуть мрамору белизну.

Отговорка глупая, хоть и единственно возможная. Ибо за всю первую половину 20 века нет ни одной фотографии с разобранными на сегменты колоннами Пропилей, ни одного описания работ по изъятию античных стержней, ни самих стержней, которые, как считается, были потеряны или украдены. Все колонны на всех фото всех лет стоят в целости и в одной поре всю первую половину 20 века, все их некритичние трещины и детали остались неизменными с середины 19 века до 1980-х годов, сняты были только плашечки с хомутами для формовки элевсинского мрамора.

Читайте также  Как увеличить скорость загрузки utorrent

Изредка встречаются вот такие виды, с сегментами колонн, доставленными, как видно, для надлежащего зрелища, но колонны Пропилей опять же целые, обломки-сегменты — не от них. Кто хочет, ищите разобранные колонны Пропилей на ссылке выше, там представлены съемки этой части Акрополя за полтора века, или в других коллекциях. Я не нашел.

Еще раз полюбуемся на кирпичную основу колонны с капителью, сформованной на таком же провочном каркасе, теперь уже Парфенона, к которому ведут Пропилеи. 1874 год. Мрамор облетел, кирпичи открылись. Так что это именно античная постройка до всех реставраций, начатых знаменитым Баланосом, автором метода анастилоза.

Пройдем немножко к северу от Парфенона. Фото периода 1868-1870 годов.

Идет достройка колонн одного из главных храмов древних Афин Эрехтеона. Храм датируется 421—406 годами до н.э., выполнен в ионическом ордере, посвящен Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

Мало сомнений, что еще до готовности колонны элевсинский мрамор выкрошился до самого чугуна, и древнегреки постепенно залепляют тело древнегреческой колонны, причем даже не кирпичом или штукатурными слоями, чтобы оттиснуть на последнем выемки-каннелюры, а какими-то деревягами.

Та же колонна попала в кадр выдающемуся фотографу Бонфилсу в 1868 году.

Вот так и лепили древнегреки свои великолепные древнегреческие колонны дорического, ионического и коринфского ордера — малыми фрагментами, с помощью чугунных стержней, хламной основы и плашек под хомутами на последнем штукатурном слое.

Обломки колонн, не предназначенные для монтажа, а только для украшения древних панорам, изготавливались отдельно, они аккуратные и ровные, к строящимся стоящим колоннам отношения не имеют, радуют глаз туристов и ум ученых.

Плашечки на фото колонн, попавшие под занавес постройки в середине 19 века в несколько объективов — это и есть древнегреческая технология высекания фустов колонн. Все античные колонны Акрополя до эпохи реставраций лепились вкривь и вкось, малыми отрезками.
В них нет ни одной одинаковой каннелюры — красивой ложбинки вдоль фуста колонн.
По-другому такие кривые каннелюры не получить.

Храм Зевса 6 века до н.э., наши дни.

Других следов технологий древнегреков, кроме этих кривеньких, пошаговых каннелюр, не осталось.

Внизу для иллюстрации надлежащей технологии живописно брошены обломки-сегменты, из каких якобы и составлялись колонны древнегреками.

Отдельно отвечу тем особо мудрым историкам сети, которые частенько приходят комментировать с одной песней: нельзя делать выводы по старым фотографиям, это туфта, езжай на место, смотри, трогай — вот это будет реальное исследование.

От небольшого ума такие суждения.

Так, для общего. Реставрации с реконструкциями всех объектов идут непрерывно. С 1980-х годов, например, действуют 12 программ реставрации Парфенона. В 2019 году стартовали еще две программы, по которым будут переустановлены 360 древних и 90 новых блоков. Вид, который застали археологи и реставраторы, остался только на фотографиях 19 века, более нигде, они и есть единственный источник, который может дать представление о технологиях древнихъ грековъ без новоделания и купюр.

Небольшая галейка реставраций 1980 и 1986 годов. Посмотрите и сами скажите для себя: оставлен ли здесь хоть один пятачок, сохранивший следы строительных технологий, наличествовавшие к моменту начала реконструкций и реставраций в конце 19 века?

[ До поры воздерживался. ] До поры воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты — буду признателен. Карта Сбербанка 4276020014219544. ЮMoney(Яндекс-кошелек) 410013946572302.

Греческие и римские ордера

  1. Ордера
  2. Основные виды колон
  3. Дорический ордер
  4. Ионический ордер
  5. Коринфский ордер

Ордера

Ордер (от лат. ordo — ряд, порядок) — это система несомых и несущих элементов балочная -стоечная конструкция, имеющих определенную форму, состав и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера — дорический, ионический и коринфский. Так как колонны стали одним из наиболее значимых элементов ордера, по этому мы и скажем несколько слов о них.

Основные виды колон

Дорический ордер

Датируется примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого самого ордера, не имеют базы, они самые мощные, а так же более приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна по своей природе достаточно лаконична. Каннелюры, обычно проходят вдоль всего ствола и их более 20-ти, что визуально утончает колонну, делая ее выше. Капитель состоит из невысокой квадратной плиты абаки, а в сечении состоит из круглой плиты эхина. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает колонне эстетическую завершенность и так же служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

Ионический ордер

Ионический ордер чертежи в хорошем качестве перейти

Появляется ненамного позже в конце VII — начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна выше и тоньше чем дорическая. В ионическом ордере уже есть достаточно сложная база (нет предела совершенству)), которая состоит из нескольких частей с различными геометрическими формами. Ствол с разделенными срезами прорезают 24 каннелюры. Большее количество желобков зрительно делает колонну еще более утонченной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Примечательно, что если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых — на смежных «сторонах» колонны.

Коринфский ордер

Коринфский ордер чертежи в хорошем качестве перейти

Возник в замечательную эпоху классики — V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна превзошла выше перечисленные ордера она выше и стройнее всех остальных. Но и пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Самым главным отличием от предшественниц стала капитель. Она очень пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны довольно удачно «превращены» в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.

Интересно, что «наследники» древнегреческих архитекторов — римляне — считали дорическую колонну слишком грубой, ионическую — слишком женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. Однако архитекторы Европы нашли применение всем типам ордеров. Во времена ренессанса художники черпали свое вдохновение из образцов ионического и коринфского стиля. А самый старый и опытный )), дорический, нашел признание немного позже, в эпоху ампира. А еще позднее строгость и лаконичность этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь самую «грубую» дорическую колонну можно увидеть практически в любом уголке планеты.

Ниже представлены фото клон, и очень познавательная книжечка об архитектуре которую можно скачать.



Архитектурная терминология, Э.Уайт, Б.Робертсон — Архитектура — Формы, конструкции, детали.pdf скачать книжку.

Стили древнегреческих храмов

Мерой всего греки считали человека, поэтому именно пропорции человеческого тела заложены в облике античных колонн.

Древнегреческая архитектура остаётся эталоном уже много веков.

Это греки придумали ордерные стили и пропорции зданий. Мало чего принципиально нового появилось в архитектуре с тех пор.

Древние греки жили в гармонии с природой, вдохновение брали от нее. Ничто не ускользало от их внимания, они вдохновлялись всем, что видели вокруг себя. Их искусство гармонично и продумано до мелочей. Да и не было мелочей для греков! Продуманы все, даже самые незаметные, детали. Искусство древних — тема огромная. Сегодня поговорим о греческих храмах и особенностях их сооружения.

Храмы по праву являются величайшим достижением греческого строительного искусства. Греки считали их жилищем богов, поэтому внутри храмов в древности могли бывать только жрецы, да и то лишь во время празднеств. Народ же видел храм только снаружи.

Скорее всего, именно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика сооружения. Строительство храма было подчинено определенным правилам, так и сложилась система ордера — соотношение между частями здания, количество колонн и их размеры.

Мерой всего греки считали человека, поэтому именно пропорции человеческого тела заложены в пропорциях колонн.

В греческой архитектуре было три стиля: дорический, ионический и коринфский.

Дорический стиль был мужественным, простым и мощным. Название получил от дорических племён, которые его создали. Дорийцы — воины, мужчины. Колонны строгие, без лишнего декора, часто без основания. Мужчина прочно стоит на ногах. Именно эти колонны — простые и строгие, украшают знаменитый Парфенон.

Ионический стиль возник в Ионической области Малой Азии. Отсюда уже он проник в Грецию. По сравнению с дорическими, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Поэтому, продолжая ассоциации с человеком, эти колонны часто воспринимают олицетворением женского тела. Каждая колонна имеет свое основание — базу. Женщине ж надо на что-то опираться. Средняя часть капители напоминает бараньи рога, т. н. волюты. Но здесь ученые не столь единодушны. Есть версии, что эти завитки напоминают и женские прически, и морские волны, и завиток морской раковины. Вдохновение — от природы. А уж что именно подтолкнуло художника, высекло искру идеи — мы можем только предполагать. Колонны ионического ордера украшают храм Ники Аптерос на Акрополе.

Коринфский ордер часто называют девичьим — он еще более утонченный и изящный. Легенда его возникновения весьма романтична. В ней рассказывается, что скульптор по имени Каллимах прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзинку с её вещами, которую оставила здесь её кормилица. Плетёную корзину обвили листья буйно растущего аканта. Эта корзина и стала прообразом капители нового ордера — коринфского. Колонны этого ордера сохранились до наших дней на храме Олимпейон в Афинах.

Читайте также  Как определить размер оперативной памяти

Листья аканта — очень популярный элемент декора. Он привлек внимание необыкновенной формой листьев, скорей всего. Растение любит тень, цветет в апреле, выбрасывая стрелку с голубоватыми цветочками. Петербуржцы без труда узнают эти листья в декоре решетки моста.

Лучше один раз увидеть — древние греки были в этом убеждены. Действительно, увидев всю эту красоту однажды вживую, уже никогда не спутаешь один ордер с другим, и названия их останутся в памяти.

А вы знаете, как связаны греческое оливковое масло, самый известный храм античной Греции и ЮНЕСКО?

Главный храм на Афинском Акрополе называется Парфенон. В честь неё — Афины. Αθηνά Παρθένα — Афина-девственница.

Когда туристы в Греции покупают самое вкусное и полезное оливковое масло, они ищут на упаковке слово παρθένο ελαιόλαδο. Это значит — первый, холодный отжим. Масло первого отжима — «девственное» масло.

Всё просто, как видите.

Парфенон многие тысячи лет остается эталоном в архитектуре. Более того, организация, которая в специальном представлении вряд ли нуждается, именно его очертания использовала на своём флаге. Узнаёте?

Чем больше я узнавала, сколько секретов таится в устройстве Парфенона, тем большее восхищение испытывала. Перед человеческим талантом, перед огромным трудом, с каким был построен этот храм.

Сроки строительства тоже впечатляют: всего 15 лет. Учитывая, что храм Олимпейон, посвященный Зевсу Олимпийскому, греки за 600 лет так и не смогли достроить сами и заканчивали строительство уже на деньги Римской империи, при императоре Адриане. Это один из самых значимых храмов древности, при этом его часто называют античным долгостроем. Строительство его было начато в VI в до н. э., а завершено лишь во II в н. э.

Так вот, несмотря на то, что храм Зевса оставался недостроенным, афиняне напрягли силы и в невероятно короткий срок возвели Парфенон! Это гигантский дар, принесенный по обету богине и предназначенный для хранения её хрисоэлефантинной статуи. Парфенон заменил старый храм Афины, который был разрушен в ходе персидского вторжения в 480 году до н. э. Строительство Парфенона началось в 447 г. до н. э. и было завершено в 438 г. до н. э., но окончательная отделка храма продолжалась до 432 г. до н. э. Заметим в скобках, что реставрация Парфенона, которая финансируется правительством Греции и Европейского Союза, продолжается уже 42 года. Древним афинянам понадобилось гораздо меньше времени, чтобы построить Парфенон, чем современным на реставрацию.

В скульптуре, украшающей восточный фронтон Парфенона, отображена самая популярная версия рождения Афины. Она широко растиражирована и считается основной.

Напомню в двух словах.

У Зевса была законная супруга — Гера. Богиня брака и покровительница женщин.

Но наличие законной жены не мешало Зевсу отдавать дань чарам других богинь, молоденьких нимф и, просто, земных женщин.

Однажды он был очарован красотой богини мудрости — Метиды. Гера, узнав о неверности мужа, решила убить Метиду. Пришлось Зевсу спасать возлюбленную, которая к тому времени была беременна. Куда он её только не прятал! Но Гера везде её обнаруживала. Зевс не придумал ничего лучше, как… проглотить Метиду. Беременность развивалась своим чередом, и пришло время рожать. У Зевса дико разболелась голова, именно так пишут компетентные источники. Он призвал Гефеста и велел рубить себе голову топором. Гефест немного ошалел от необычного приказа, но — как ослушаться Зевса? Ничем иным унять головную боль не получалось.

Гефест ударил Зевса топором по голове, «не причинив ему вреда» — обожаю этот момент — и прямо из головы Зевса с победным кличем выскочила Афина. В шлеме и с копьём, со щитом в руке и кожаной накладкой на груди, которая называется эгида.

Мы и сегодня говорим: «Находится под эгидой!» Под защитой.

Мы все говорим по-гречески!

Вот так любимая дочка Зевса появилась на свет.

Но есть и другая версия появления Афины.

Мне она даже больше нравится.

Любовная связь с Метидой — это первое любовное приключение Зевса. До Геры и прочих. Первая. Эмоции, захлестнувшие юношу, представили?

И Метиду в этой версии представляют, как Осторожность. «А у тебя много мужчин было до меня?» — спрашивает пылкий Зевс. «Не забывай, я Осторожность!» — слышит в ответ. И в пылу страсти Метида снова и снова повторяет Зевсу: «Думай о дочери! Тебе рано рожать сыновей. Тебе еще предстоит свергнуть отца, захватить и удержать власть. Сын может свергнуть тебя. Думай о дочери! Думай о дочери! Думай о дочери!» Он её придумал! Он думал о ней в момент зачатия, она и родилась. Гораздо тоньше, на мой вкус, чем сюжет с топором и разрубанием головы Зевса.

Сова, змея — символы мудрости Афины — всегда изображаются рядом с ней. Она ведь дочь не только Зевса, но и богини Мудрости. Кстати, греки убеждены, что решения Зевса после рождения Афины стали гораздо более мудрыми, взвешенными.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Системы ордера Древней Греции.

Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем — это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие «ордер». Термин впервые ввел в обиход Витрувий.

Ордер (от лат. ordo — ряд, порядок) — система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера — ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.

Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основа­нием для них служит обработанная по всему периметру ступенями (обыч­но тремя) площадка — стилобат. На ней, по внешнему контуру храма, уста­навливались колонны, состоящие из трех частей: снизу вверх — базы (опорной части), ствола (фуста) и капители — верхней, завершающей части, на которую непосредственно опирается перекрытие-антаблемент. Стволы колонн в обоих ордерах суживаются кверху. Антаблемент состоит также из трех частей (снизу вверх): балки — архитрава, фриза и верхней части — карниза, являвшегося уже элементом крыши.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII — начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых — на смежных «сторонах» колонны.

Коринфский ордер возник в эпоху классики — V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально «превращены» в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.

Интересно, что «наследники» древнегреческих архитекторов — римляне — считали дорическую колонну слишком грубой, ионическую — слишком женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. Однако в более поздние эпохи архитекторы Европы нашли применение всем типам. В период ренессанса художники черпали вдохновение из образцов коринфского и ионического стиля. А самый старый, дорический, нашел признание позже, в эпоху ампира. Еще позднее лаконичность, строгость этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь дорическую колонну можно увидеть в любом уголке планеты.

Ордер кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, южный портик Эрехтейона, пользующийся наибольшей и заслуженной известностью Он является одним из тех произведений, на которых греческий гений проявился с наибольшей оригинальностью и свободой в формах, полных в то же время разумной сдержанности.

Это архитектурное произведение по его украшениям можно отнести к ионийскому ордеру, а по его приземистым пропорциям – к дорическому.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: