Как выглядел Пушкин

Тайна «последнего прижизненного портрета Пушкина» разгадана

10 февраля 2021 1:05

Все началось в феврале 2018-го — в Фейсбуке появился пост, начинавшийся словами: «Почти детективная история одной выдающейся картины, благодаря которой мы знаем, как на самом деле выглядел Александр Сергеевич Пушкин». Автор текста — Василий Гавриленко, молодой (ему сейчас 36 лет) писатель-фантаст. За три года постом только в Фейсбуке поделились более 1600 (!) раз, а ведь его еще жизнерадостно копировали в других соцсетях и на сайтах. Ко дню памяти Александра Сергеевича (поэт умер 10 февраля 1837 года) мы решили рассказать реальную историю портрета.

Все началось в феврале 2018-го: в фейсбуке появился пост, начинавшийся словами «Почти детективная история одной выдающейся картины, благодаря которой мы знаем, как на самом деле выглядел Александр Сергеевич Пушкин». Автор этого текста — Василий Гавриленко, молодой (ему сейчас 36 лет) писатель-фантаст. За три года постом только в фейсбуке поделились более 1600 (!) раз, а ведь его еще жизнерадостно копипастили в других соцсетях и на сайтах.

«НИ НА МИНУТУ НЕ СОМНЕВАЮСЬ: Я ВИЖУ ПУШКИНА»

Гавриленко рассказывает, как в 1877 году некий артист Леонидов подарил музею при Александровском лицее холст, на который сперва никто не обратил внимания, сочтя плохой копией портрета Пушкина работы Кипренского. Потом картину все-таки почти нехотя отреставрировали — и ахнули: «перед реставраторами предстал Александр Сергеевич Пушкин. Таким, каким его никто не видел. Вернее, таким, каковым его видели современники. Жуковский, Дельвиг, царь Николай Первый, Натали Гончарова, Анна Керн… Настоящий, подлинный Пушкин. Пушкин с глазами, полными грусти и боли. Глазами мыслителя, философа, пророка. Некрасивый, но, вместе с тем, невероятно красивый Пушкин! (…) В правой части картины мелкими буквами было написано: «писал с натуры И. Линев». Это был прижизненный портрет Пушкина! Газеты взорвались, общественность гудела, пресса публиковала одну статью за другой…»

Но кто такой И. Линев, никто не мог выяснить до 1968 года, да и тогда правда открылась совершенно случайно. Тогда профессор электротехники Куликов решил написать книгу про Александра Линёва, изобретателя, фотографа и деятеля революционного движения. И выяснил, что один из его предков, отставной полковник Иван Линёв, баловался живописью. Этот Линёв жил в Петербурге в доме на 2-й Итальянской улице, где также жил Александр Тургенев, близкий друг Пушкина. А у того подолгу жил поэт Василий Жуковский. Как сообщает Гавриленко, «Жуковский и стал последней недостающей деталью пазла»: якобы он и уговорил Пушкина позировать Линёву. На это будто бы однозначно указывают записки, отправленные Жуковским Александру Сергеевичу в 1836 году: «… завтра (в субботу) жду тебя также непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткою его животворной кисти». И еще: «Не забудь, что ты у меня нынче в час будешь рисоваться. Если не найдешь меня, паче чаяния, дома, то найдешь у меня живописца. Прошу пожаловать».

Вот и все: из этого Гавриленко делает однозначный вывод, что Иван Линёв написал «последний прижизненный портрет» великого поэта. «Вглядываясь в это грустное, измученное, усталое, но такое бесконечно мудрое, доброе и прекрасное лицо, я ни на минуту не сомневаюсь: я вижу Пушкина. Это он. Именно таким он и был».

Нет сомнений, что в очередную годовщину гибели Пушкина эта история снова поскачет по соцсетям. То, что Гавриленко не приводит ссылок ни на одного серьезного (или хотя бы несерьезного) исследователя жизни Пушкина, никого, разумеется, не смутит.

«ЧУДНЫЕ ГОЛУБЫЕ ГЛАЗА»

Если бы Василий Гавриленко читал побольше книг о Пушкине, он бы сразу усомнился в том, что на портрете именно его «бесконечно мудрое, доброе и прекрасное лицо». Например, потому, что всем, знающим биографию поэта, известно: у Пушкина были не карие, а голубые глаза. «…некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его» — писала Анна Оленина, которой поэт посвятил несколько стихотворений, но которая считала его почти уродом. Впрочем, Екатерина Синицына, наоборот, полагала, что «Пушкин был очень красив; рот у него был очень прелестный, и чудные голубые глаза». «Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности» (Вера Нащокина).

Если этого мало, можно обратиться к изданию Академии наук СССР «Временник Пушкинской комиссии». В 1989 году там была опубликована статья Т.Г. Александровой «Загадочный портрет» (она давным-давно выложена в интернете, и найти ее совсем несложно).

Оказывается, в конце XIX века большинство исследователей были уверены, что это настоящий портрет поэта. И в 1930-е некоторые (явно не глядя изображенному на полотне мужчине в глаза) восхищались «документальностью» и «отсутствием прикрас». Хотя уже начинали сомневаться, что портрет прижизненный: заметили «некоторую окоченелость лица», и предположили, что он сделан с известного рисунка Бруни «Пушкин во гробе». И еще тогда пушкиновед Зильберштейн предположил, что именно к этому портрету относятся записки Жуковского… Но возникали вопросы: почему Жуковский заказал портрет какому-то никому не известному Линёву? Пушкин уже при жизни был суперзвездой русской литературы, его согласился бы писать кто угодно; в 1836-м поэт отказал Брюллову, а на какого-то Линёва, значит, согласился без промедления?

Александрова резонно предположила, что записка «ты должен с полчаса посидеть под пыткою его животворной кисти» относится к групповому портрету «Субботнее собрание у Жуковского», над которым работали несколько художников сразу. Василий Андреевич пожелал, чтобы на полотне была изображен его кабинет, а в нем — все его друзья. Их писали с натуры, но по отдельности. Скорее всего, Пушкин полчаса позировал именно для этого полотна.

Что же касается профессора С.М. Куликова, он ни искусствоведом, ни литературоведом не был, но статью «Материалы о И. Л. Линёве — авторе портрета А. С. Пушкина» действительно написал. В ней он, правда, умолчал, что о Линёве отзывались не как о любителе изящных искусств, а как о человеке «чрезвычайно красивом, но столь же глупом и необразованном». А его знакомство с Жуковским Куликов попросту придумал в порыве вдохновения: никаких свидетельств, что они общались, не существует. То, что Линев был художником — тоже домысел. В статье идет речь о том, что он участвовал в росписи церкви, построенной в своем поместье, но профессор электротехники не обратил внимания, что церковь была построена через 10 лет после смерти Линёва.

И вообще, портрет, как выяснили, рассмотрев его с помощью инфракрасной камеры, был изначально подписан не «И. Линёв», а «рис. с натуры И. Л. » («Линёв» необъяснимым образом появился после реставрации картины — кстати, в ходе «восстановления» ее основательно изменили: например, реставратор заново написал Пушкину кончик носа, чтобы был больше похож на тот, который мы видим на других портретах и автопортретах). Да и сама надпись «рисовал с натуры» выглядит по-дурацки. Профессиональные художники не рисуют маслом портреты — они их пишут. И не добавляют нелепое «с натуры», словно пытаясь кого-то убедить: да с натуры, точно с натуры.

А на самом деле — явное вранье. Глаза у Пушкина оказались карими, потому что сработал стереотип: раз он как бы «негр», значит, глаза должны быть темными, а как же иначе? А главное, как заметила проницательная Александрова (причем первой!), «сюртук у Пушкина застегнут с левой стороны. При написании портрета с натуры такой ошибки художник не мог допустить. Перевернутое, зеркальное изображение оригинала часто можно встретить на литографированных оттисках, когда композиция рисунка оказывается повернутой в другую сторону».

Иными словами, «это портрет явно посмертный, выполненный в конце 1830-х или начале 1840-х гг. художником-монограммистом «И. Л.» скорее всего по какому-то литографированному портрету, появившемуся после смерти Пушкина. Оригинал значительно изменен, не сразу узнается. Возможно, портрет был скомбинирован с нескольких изображений Пушкина».

Вот и все. Но публика любит детективные и романтические истории. И к посту Гавриленко оставляют десятки комментариев: «Гениально!» «Прекрасно!» «Лучший портрет!»

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

В сети появилась новость о том, что найден единственный прижизненный ФОТО портрет Александра Сергеевича Пушкина, сделанный чуть ли не самим Луи Дагером!

Вот как описывается процесс получения этой фотографии .

Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась сеточувствительным слоем иодида серебра.Так что же это ? Сенсация ? Давайте разбираться .

Читаем хоть и не истину в последней инстанции но все же Википедию:

Дагеротипия создана французским изобретателем Ньепсом ок. 1822 года и обнародована художником Дагером в 1839 году. Считается первым практическим способом фотографирования — это была единственная возможность получения фотографических изображений до изобретения в 1851 году мокрого коллодионного процесса, полностью вытеснившего более сложную и опасную дагеротипию.

Или чуть подробнее :

Лишь в начале XIX века француз Жозеф Ньепс всерьёз задался целью получить фотографическое изображение. Потратив уйму денег, в 1822 году он добился цели – получил первое относительно чёткое изображение, которое автор назвал «Накрытый стол».

Однако это фото не сохранилось, и поэтому первым в мире фото считается снимок «Вид из окна», сделанный Ньепсом в 1826 году.

Тут надо заметить, что для получения этого чрезвычайно размытого и неясного снимка изобретатель выдерживал экспозицию в течение восьми часов при ярком свете. Понятно, что снимать людей таким способом было решительно невозможно.

Ньепс потратил на своё изобретение кучу денег, разорился и в 1833 году умер, так и не добившись существенного результата.

В течение 1839 года, когда он сделал свое сообщение, его имя и его процесс стали известны во всех частях света. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя Жозефа Нисефора Ньепса было практически забыто.

Однако Дагер был тем человеком, который сделал все, чтобы изобретение Ньепса воплотить в жизнь, но с использованием таких химических элементов, которые были неизвестны Ньепсу. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать фотографии с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света. Но ещё два года у Дагера ушло на окончательную доводку своего изобретения, и лишь в 1839 году он представил его на суд Французской Академии Наук.

Первый официальный доклад о процессе дагеротипии состоялся на заседании французской Академии Искусств и Наук 19 августа 1839 года. Детали процесса были раскрыты влиятельным членом академии астрономом Франсуа Араго, которого Дагер заразил своим энтузиазмом. Сам Дагер сделать доклад не смог, поскольку полностью охрип из-за простуды. Практическая демонстрация процесса состоялась только 17 сентября 1839 года. Это был успех.

Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надежен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. К сожалению, Ньепс ничего не сделал, чтобы развить дальше свое изобретение после 1829 года, равно как и его сын Исидор, который стал партнером Дагера после смерти отца. Сын, очень нуждаясь в средствах, спустя несколько лет заключил новый контракт, в котором указывалось, что Дагер был изобретателем дагеротипа.

Читайте также  Как зайти в настройки модема


Луи-Жак-Манде Дагер. Парижский бульвар. 1839 год. Дагеротип. Эта первая фотография с человеком была отправлена Дагером королю Баварии. Оригинал, находившийся в Государственном музее в Мюнхене, погиб во время второй мировой войны.

А теперь читаем когда умер Пушкин:

(27 января) 8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался (29 января) 10 февраля в своем доме на Мойке.

В то время Луи Дагер в своей лаборатории продолжал колдовать с химикатами, пытаясь добиться нужного результата, и никак не мог сфотографировать поэта. Очень маловероятно, что даже если бы и в 1937 году что то начало получаться у Дагера, он сломя голову помчался бы в Россию где до 27 января успел бы сфотографировать Пушкина.

Да и самое главное — нет ни одного вменяемого источника, который бы хотя бы приблизительно разъяснил, откуда появилась эта «сенсационная» фотография Пушкина.

Ну а кто хочет посмотреть как действительно выглядел Пушкин — пожалуйста:

Гравюра на стали работы долго жившего в России английского художника Томаса Райта. Датируется 1837 годом. Делался ли рисунок с натуры неизвестно, но Пушкин и Райт были знакомы. Это самое продаваемое изображение поэта при жизни — цена ему была 5 рублей ассигнациями на китайской бумаге и 1 рубль серебром на веленевой.

Или вот еще точнее:

Это его посмертная маска.

А то что на якобы фотографии больше походе .

ну или на крайний случай на .

А что вы думаете по этому поводу ?

И главное помните, никому нельзя верить, тем более в интернете ! :-)

Напоминаю наши прошлые РАЗОБЛАЧЕНИЯ и выведение ФОТОШОПЕРОВ на чистую воду.

Предлинные ногти, благородство в глазах и выразительная физиономия

О б Александре Пушкине современники оставили противоречивые воспоминания. Кто-то называл его внешность «смесью обезьяны с тигром», а кто-то считал поэта почти красавцем; одним запомнились его задумчивые глаза, другим — курчавые волосы. «Культура.РФ» совместно с Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства собрал воспоминания современников поэта о его внешности, голосе и домашней обстановке.

A la Pusсhkin: внешность поэта

«Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика — особенно его удивительных глаз.

Это были особые, поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала.

Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми белизной могли равняться только перлы. На пальцах он отращивал предлинные ногти».

Вера Нащокина, жена близкого друга Пушкина

«Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства — это был среднего роста, почти низенький человечек, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, вертлявый, с порывистыми ужимками, с приятным голосом, в черном сюртуке, в темном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно завязанном галстуке».

Михаил Погодин, публицист, историк

«Роста Пушкин был небольшого; идя неловко волочил ноги и походка у него была неуклюжая. Все портреты его, в общем, похожи, но несколько приукрашены. Манер у него не было никаких. Вообще он держал себя так, что я никогда бы не догадался, что это Пушкин, что это дворянин древнего рода. В обхождении он был очень приветлив. Речь его отличалась плавностью, в ней часто мелькали грубые выражения. Цветом лица Пушкин отличался от остальных. Объяснялось это тем, что в его жилах текла арапская кровь Ганнибала, которая даже через несколько поколений примешала свою сажу к нашему славянскому молоку».

Станислав Моравский, польский врач, друг поэта Адама Мицкевича

«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь… Лучше всего, по-моему, передает его гравюра Уткина с портрета Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос — выдающимся — это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми кудрявыми волосами».

Иван Гончаров, писатель

«Как теперь вижу его живого, простого в обхождении, хохочущего, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми, ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он очень заботился, как Байрон. Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а вполне был белокож, с вьющимися волосами каштанового цвета. В облике его было что-то родное африканскому типу; но не было того, что оправдывало бы его стих о самом себе: «Потомок негров безобразный». Напротив того, черты лица у него были приятные… В одежде и во всей его наружности была заметна светская заботливость о себе».

Михаил Юзефович, адъютант Николая Раевского

«В его внешности он имел много необычного. Иногда он позволял своим волосам отрастать до плеч, держа свою кудрявую голову в беспорядке, носил бакенбарды, длинные и всклокоченные, одевался небрежно, ходил быстро, поигрывая тростью, напевая и насвистывая. В это время многие пытались копировать его, их называли a la Pusсhkin».

Из журнала «Русская старина» за 1874 год

Язвительная насмешка и певучий голос

«Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам своих «Цыган». Впервые мы слышали эту чудную поэму, и я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу. Я была в упоении как от текучих стихов этой чудной поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности, что я истаивала от наслаждения; он имел голос певучий, мелодический и, как он говорит про Овидия в своих «Цыганах»: «И голос, шуму вод подобный».

  • 5 непонятных слов из «Евгения Онегина»
  • Картина в деталях: портрет княгини Полины Щербатовой
  • Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Анна Керн, мемуаристка, возлюбленная Пушкина

«Когда Пушкин хохотал, звук его голоса производил столь же чарующее действие, как и его стихи».

Алексей Хомяков, художник, поэт

«Пушкин, писатель, разговаривает очаровательно без претензий, живо, пламенно. Нельзя быть безобразнее его — это смесь физиономии обезьяны и тигра. Он происходит от одной африканской расы, и в его цвете лица осталась еще какая-то печать и дикое во взгляде… Рядом с ней [женой] его уродливость еще более поражает, но, когда он говорит, забываешь, чего ему недостает, чтобы быть красивым».

Графиня Дарья Фикельмон, внучка Кутузова

«Вот какой Пушкин счастливец! Смеется так, что кишки видны».

Карл Брюллов, художник

«Пушкин был нехорош собою: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более выразительной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармонического голоса, как будто нарочно созданного для его стихов».

Елизавета Драшусова, мемуаристка

«Особенная, только ему свойственная улыбка, в которой так странно сочетались язвительная насмешка с безмерным добродушием».

Граф Владимир Соллогуб

Здесь спал Пушкин: комната поэта

«Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. Здесь же помещалась кровать его с пологом, письменный стол, шкаф с книгами и проч. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах). Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни».

«Пушкина кабинет был наверху, и он тотчас нас зазывал к себе. Кабинет поэта был в порядке. На большом круглом столе, перед диваном, находились бумаги и тетради, часто несшитые, простая чернильница и перья; на столике графин с водой, лед и банка с кружовниковым вареньем, его любимым (он привык в Кишиневе к дульчецам (сладкое блюдо из варенья. — Прим. авт.). Волоса его обыкновенно еще были мокры после утренней ванны и вились на висках; книги лежали на полу и на всех полках. В этой простой комнате, без гардин, была невыносимая жара, но он это любил, сидел в сюртуке, без галстука. Тут он писал, ходил по комнате, пил воду, болтал с нами, выходил на балкон и привирал всякую чепуху насчет своей соседки графини Ламберт. Иногда читал нам отрывки своих сказок и очень серьезно спрашивал нашего мнения».

Александра Россет-Смирнова, фрейлина, мемуаристка, подруга Пушкина

«Мы ехали с Лонгиновым через Собачью площадку; сравнявшись с углом ее, я показал товарищу дом Ринкевича (ныне Левенталя), в котором жил я, а у меня Пушкин… Дом совершенно не изменился в расположении: вот моя спальня, мой кабинет, та общая гостиная, в которую мы сходились из своих половин и где заседал Александр Сергеевич в… (как называется тулуп с мехом кверху?). Вот где стояла кровать его, на которой подле него родила моя датская сука, с детьми которой он так нежно возился и нянчился впоследствии; вот то место, где он выронил (к счастию — что не в кабинете императора) свои стихотворения о повешенных, что с час времени так его беспокоило, пока они не нашлись. Вот где собирались Веневитинов, Киреевский, Шевырев, вы, я и другие знаменитые мужи, вот где болталось, смеялось, вралось и говорилось умно.

Советую газетчику обратить внимание публики на этот кабак. В другой стране, у бусурманов, и на дверях сделали бы надпись: здесь жил Пушкин! — и в углу бы написали: здесь спал Пушкин! — и так далее».

Сергей Соболевский, библиофил, друг Пушкина

Дерзкий, некрасивый, обворожительный: каким на самом деле был Пушкин

6 июня исполняется ровно 220 лет со дня рождения Александра Пушкина. В общих чертах биографию поэта знает, наверное, большинство жителей России: Арина Родионовна, Царскосельский лицей, ссылка, Михайловское, Наталья Гончарова, дуэль, смерть в 37 лет. Мы расскажем некоторые факты о Пушкине, которые вряд ли можно встретить в школьной программе.

Бестактный и дерзкий

Один из ценных источников, рассказывающих о юности поэта, – «Записки о Пушкине», которые оставил его лучший друг Иван Пущин. Вот что он вспоминал: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он играл какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые иногда не ускользают в школьных сношениях. В нем была смесь излишней смелости c застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Бывало, вместе промахнемся, сам вывернешься, а он никак не сумеет этого уладить. Главное, ему недоставало того, что называется тактом…».

Во время жизни в Лицее предметом для эпиграмм Пушкина часто становился его товарищ Вильгельм Кюхельбекер. Александр Сергеевич умудрился довести друга и до дуэли, и до попытки самоубийства. Дело в том, что Кюхельбекер увлекался стихосложением, но не блистал. Однажды Пушкин, лежа в лазарете, позвал друзей послушать «Пирующих студентов». Одним из самых внимательных слушателей был Кюхельбекер, для которого последние строки стихотворения стали полной неожиданностью: «Писатель! За свои грехи/ Ты с виду всех трезвее:/ Вильгельм, прочти свои стихи, /Чтоб мне заснуть скорее». Обиженный Кюхля отправился топиться в пруд, откуда его выудил дядька (должность вроде завхоза возле лицеистов). После этого в журнале «Лицейский мудрец» появилась карикатура: из пруда торчит длинный нос Кюхельбекера.

В юности Пушкин был постоянно весел и беспечен, любил устраивать шалости и вращаться в светском кругу. Ненадежный и эксцентричный его характер стал причиной, по которой Пушкин, в отличие от многих своих друзей, не стал декабристом. «Подвижность пылкого его нрава, сближение с людьми ненадежными пугали меня», – писал Пущин, который так и не решился пригласить друга в тайное общество.

Лицейский товарищ Пушкина Сергей Комовский вспоминал: «Пушкин любил приносить жертвы Бахусу и Венере» – волочился за хорошенькими актрисами графа Толстого, причем проявлялись в нем вся пылкость и сладострастие африканской природы. Пушкин был до того женолюбив, что, будучи еще 15 или 16 лет, от одного прикосновения к руке танцующей во время лицейских балов взор его пылал, и он пыхтел, сопел, как ретивый конь среди молодого табуна».

Некрасивый, но обворожительный

Александр Сергеевич был невысокого роста (166 сантиметров), худощав, голубоглаз, носил длинные ногти и копну курчавых волос, знаменитые бакенбарды появились во время ссылки. В воспоминаниях современников он предстает как некрасивый человек, который при этом был настолько остроумен и энергичен, что мог заполучить самых красивых женщин. Так и жена Пушкина Наталья Гончарова считалась в свете одной из первых красавиц – кстати, Наталья Николаевна была на 10 сантиметров выше своего мужа, из-за чего Пушкин комплексовал и предпочитал на балах рядом с ней не находиться.

«Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно; ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно. Женщинам Пушкин нравился; он бывал с ними необыкновенно увлекателен. Когда он кокетничал с женщиной или когда был действительно ею занят, разговор его становился необыкновенно заманчив… Редко можно встретить человека, который бы объяснялся так вяло и несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречив, когда дело шло о чем-нибудь, близком его душе. О поэзии и литературе Пушкин говорить вообще не любил, а с женщинами никогда ни касался до сего предмета», – писал его брат Лев Пушкин.

Одна из барышень, которыми восхищался Пушкин, Анна Оленина, оставила следующие воспоминания: «Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти как когти, маленький рост».

Еще одной музой Пушкина была Дарья Федоровна Фикельмон, внучка фельдмаршала Кутозова, славившаяся умом, образованностью, увлекшая даже императора Александра I. Пушкин часто бывал в ее доме на Дворцовой набережной, который стал прототипом дома в «Пиковой даме», посвящал Долли стихи. Долли же отмечала: «Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде. Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться».

Фото: wikipedia.org/ Орест Кипренский «Портрет поэта А.С. Пушкина», 1827

Страстный и грубый

Не секрет, что Пушкин вел свой донжуанский список, в который в два столбца вписывал имена женщин. В первом столбце, как полагают исследователи, были женщины, которых поэт любил, во втором – которыми увлекался. Сам Александр Сергеевич признавался, что жена Наталья Гончарова стала его 113-й любовью. Среди барышень второго столбца можно обнаружить несколько Анн. Исследователи считают, что одна из них – Анна Керн. Если кратко, Керн была дворянкой из состоятельной семьи, когда ей исполнилось 17 лет, отец выдал ее за 52-летнего генерала, который был ей противен, и через некоторое время у нее начали появляться любовники. В конце концов, Анна оставила своего мужа, став отверженной в светском обществе (помните, как в «Анне Карениной»), что не мешало ей иметь многочисленные связи с мужчинами. Одним из таких мужчин был и Пушкин.

Эта связь и сохранившиеся письма – яркий пример того, как мог меняться тон поэта по отношению к женщине до и после факта соблазнения. Пока Пушкин был очарован и увлечен Анной, он посвятил ей стихотворение про «мимолетное видение» и «гений чистой красоты». Однако после Пушкин называл ее «наша вавилонская блудница Анна Петровна», а в письме к Наталье Николаевне Гончаровой, уже через много лет, когда Керн с мужем жила в нищете и подрабатывала переводами, поэт писал: «Ты мне переслала записку от M-me Kern; Дура вздумала переводить Занда и просит, чтоб я сосводничал ее со Смирдиным. Черт побери их обоих! Я поручил Анне Николаевне отвечать ей за меня, что если перевод ее будет так же верен, как она сама верный список с M-me Sand, то успех ее несомнителен, а что со Смирдиным дела я никакого не имею».

Анна Петровна прожила намного дольше Пушкина. В 36 лет она вышла замуж за 16-летнего троюродного брата, и союз их был нерушим до конца жизни. Сначала умер муж, через полгода не стало самой Анны Керн, ей было 79 лет. Так вот, существует легенда, что гроб Керн, который везли на кладбище, на Тверском тракте встретился с памятником Пушкину, который везли в Москву. Именно этой встрече посвящена «Баллада о чудном мгновении» Павла Антокольского: «…Так метель обвенчала нежно и грозно/ Смертный прах старухи с бессмертной бронзой/ Двух любовников страстных, отпылавших розно/ Что простились рано, а встретились поздно».

Фото: wikipedia.org/ предполагаемый портрет Анны Керн работы Акима Арефова-Багаева, 1840-е гг. (По другой атрибуции здесь изображена Анна Бегичева, дочь И.М. Бегичева).

Кумир Гоголя

Николай Гоголь боготворил Пушкина. Учась в Полтавской гимназии, он зачитывался его произведениями, разлетавшимися в то время уже по всей стране. Преподавателем литературы в гимназии был некий П.И. Никольский, уважавший поэтов прошлого века и невзлюбивший Жуковского, Пушкина и Батюшкова. «Чтобы хоть как-то отыграться за своих кумиров, Николай Гоголь подверг своего учителя П И. Никольского публичному осмеянию, – пишет Анри Труайя в биографической книге «Николай Гоголь». – Передразнивая преподавателя, он стал цитировать одно из своих наиболее любимых произведений «Пророк». Читая так, словно он и есть Никольский, Николай Гоголь состроил гримасы и, войдя в раж, критиковал каждую отдельную строчку. Без тени смущения он важно декларировал с кафедры: «Значит, ты считаешь, что Пушкин не мог писать неподобающе? Так вот же доказательство тому, что я говорил!» И продолжал попрекать Пушкина за «невозвышенность» в мышлении и «тривиальность» языка».

Переехав в Петербург, Гоголь набрался смелости и отправился с визитом к Пушкину: «Подойдя к дверям его дома, Николай Гоголь сразу оробел. Тогда он решил заглянуть в кондитерскую и выпить там рюмочку ликера для храбрости. После этого он решается пойти на приступ. На звонок вышел лакей. Открыв дверь, он сказал, что хозяин не может его принять. «Он отдыхает», – сказал слуга. «Ну, конечно же, Пушкин работал всю ночь!», – нервно пробормотал Николай Гоголь. «Ну, как же! – пробубнил слуга. – Они всю ночь играли в карты!»

Наконец, судьба свела их на одном из светских вечеров. Пушкин оценил талант своего юного поклонника, и между ними даже завязалась дружба. «Как Пушкин добр, он занимается приручением строптивого хохла», – писала в своем дневнике их общая знакомая, светская львица Александра Осиповна Россет. Когда Александра Осиповна решила пожурить Гоголя за то, что тот всегда появляется унылым «в виде нездорового солнца», Пушкин со свойственным ему остроумием ответил, что лето на севере – это карикатура зимы на юге.

Пушкин не раз дарил Гоголю идеи произведений. Так появился замысел «Мертвых душ». Пушкин рассказал, что подобный случай произошел неподалеку от Михайловского: некий мошенник, воспользовавшись тем, что многие крестьяне умирали между официальными переписями, выкупил за бесценок души покойных и заложил их по высокой цене в Земельный Кредит, предоставив акт о передаче имущества. Пушкин сам подумывал написать об этом, но отдал идею пришедшему в восторг Гоголю. Еще один сюжет, который подарил Гоголю Пушкин, лег в основу «Ревизора». Подобное произошло с директором журнала Павлом Свиньиным, которого приняли за ревизора в Бессарабии. «Попав в объятия семьи губернатора, он стал строить из себя важное лицо, ухаживать за дамами, раздавать обещания, принимать жалобы и прошения. Аналогичный случай случился и с самим Пушкиным в августе 1833 года, когда он находился проездом в Нижнем Новгороде. Губернатору этого города тут же сообщили, что он якобы прибыл к ним с секретной миссией», – пишет Труайя.

Пушкин и Гоголь плодотворно общались до смерти поэта, которая стала для «строптивого хохла» ударом, застав его в Италии во время карнавала. «Никакой вести хуже нельзя было получить из России, – писал Гоголь Петру Плетневу. – Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не предпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою. Что скажет он, что заметит он, чему посмеется, чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое – вот что меня только занимало и одушевляло мои силы. Тайный трепет невкушаемого на земле удовольствия обнимал мою душу… Боже! Нынешний труд мой, внушенный им, его создание… Я не в силах продолжать его. Несколько раз принимался я за перо – и перо падало из рук моих. Невыразимая тоска».

Как на самом деле выглядел Пушкин, настоящее лицо чёрного Пушкина

На самом деле, в чём бы вопрос: как на самом деле выглядел Пушкин? А, нет! Всё что связано с этим персонажем с 19 века, сама профанация. Выдуманные факты, чужие стихи, ворованные сказки Пушкина, и даже на его физиономии сделали тайну. Настоящее лицо чёрного Пушкина, взяли и отбелили. Почему так получилось, мы разберёмся с вами, основательно, но в тоже время: просто и всё своими словами.

Но забегу немного вперёд, скажу, что, кто из «человеков» мужского рода, стыдится сам себя, имеется ввиду, данный Господом вид, для меня, это однозначно — чёрт, или «оно», не совсем мужского рода. Учитывая, что для мужчины, ну, кто это оспорит, что неважно, как он выглядит от природы. Не имеется ввиду убогость и какие дефекты, и то. А Пушкин стыдился сам себя. Факт, так факт.

Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское моё безобразие предано будет бессмертию во всей своей мёртвой неподвижности.

Александр Пушкин. Из письма к жене, 1836 год

Из цикла образовательных статей «Литература для школьников, и без секретов». В данном случае: всё про Пушкина. Глобальный проект, где вы сможете увидеть настоящее лицо, любого деятеля-самодеятеля из русской литературы, из так называемой классики, а также, некоторых современных персонажей. Кто, в основном, там, очень грязно следит.

Как выглядел Пушкин

Не стоит верить «Свидетелям Пушкина», которые отбелили настоящее лицо чёрного Пушкина. Потому что, каждый образованный человек знает, как на самом деле выглядел Пушкин. А они нам: «Знаете, не сохранилось портретов поэта. Только, вот эти несколько», что намалевала, та же пропаганда, исказив вид Пушкина. Кому надо знать больше о виде Пушкина, чем, он сам про себя говорит.

Если он говорил: «. Арапское моё безобразие» Куда это скроешь. И были очевидцы того времени, кто на словах описывал его вид. Но с другой стороны, вдумайтесь, снова в его слова, он сам не хотел чтобы его запомнили таким, какой он был на самом деле, но в тоже время Бог шельму метит — метко и по образу создал облик этого человека. Вот почему в его книгах, того времени, мы не можем видеть портретов Пушкина. Согласитесь, что приближенный к императору, человек с дворянского рода, мог позволить себе любого художника, и рисовали бы каждый день.

Почему скрывают настоящее лицо Пушкина

Современная пропаганда же скрывает, настоящее лицо Пушкина, потому что, если взять, как на самом деле выглядел Пушкин, и поставить знак равно с «А Пушкин — наше всё»», «Основатель русского языка» Смешно становится. Во-первых, на самом деле никакой он не основатель ничего, это всё пустые слова, как и «наше всё». Во-вторых, ну, смех! Правда! Чёрный человек «всё» для всех русских и арап основал русский язык. Человек, который отзывался на кличку «Обезьяна» — можно ли такого воспринимать всерьёз? А учитывая его писульки, матерные стихи Пушкина, и прочие пошлости. Только, не в 21 веке. Сейчас есть современные стихи.

Кстати, если вы ещё этого не знали — в Эфиопии, в городе Аддис-Абеба: открыт на официальном уровне, уже как много лет. Стоит памятник Александру Пушкину. С подписью «Нашему поэту» И это не шутка. У меня в блоге есть и фото, и более подробно. Смотрите критику Пушкина, рецензии на данного персонажа. И тогда вы совсем прояснитесь, почему лицо настоящего чёрного Пушкина, так засекречено.

По следам истории: настоящее лицо Пушкина

Больше чем уверен, некоторые люди у кого литературная пропаганда крепко засела в голове, читают и не верят что Пушкин был чёрный, голый король русской литературы. Расслабьтесь! Он всего лишь выдуманный на 90% персонаж из 19 века, всё что мы все про него знаем, это профанация в угоду липового кумира. А чтобы помнить всегда, как на самом деле выглядел Пушкин — вспомните про его кличку. И это настоящее лицо Пушкина, подтверждают многие очевидцы, того времени.

Нельзя быть безобразнее его – это смесь физиономии обезьяны и тигра. Он происходит от одной африканской расы, и в его цвете лица осталась ещё какая-то печать и дикое во взгляде… Рядом с ней (имеется в виду жена поэта. – Авт.) его уродливость еще более поражает, но, когда он говорит, забываешь, чего ему недостает, чтобы быть красивым».

Из дневника графини Фикельмон – внучки Кутузова

Роста Пушкин был небольшого; идя неловко волочил ноги и походка у него была неуклюжая. Все портреты его, в общем, похожи, но несколько приукрашены… Цветом лица Пушкин отличался от остальных. Объяснялось это тем, что его жилах текла арапская кровь Ганнибала, которая даже через несколько поколений примешала свою сажу к нашему славянскому молоку.

Польский доктор Станислав Моравский

Лицо его было выразительно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрёпанные волосы, ногти как когти, маленький рост(166,7 см)

Анна Оленина

Когда вид, равнозначен поведению

Честно говоря, я теперь не удивляюсь, почему у Пушкина столько дуэлей. Только представьте, чёрный на язык с таким видом. Только войдите в этот образ, а потом добавьте ему длинные ногти, ведь Пушкин носил маникюр. И «это», ходит хамит, громко высказывается в невпопад и оскорбительно, по чужим жёнам лазит. Как бы сейчас сказали «За базаром не следит, и за базар не отвечает» В наше время, он бы скорей кончил. И это не сарказм. Есть много подтверждений тому, что вёл он себя, как настоящее животное. Вот, как на самом деле выглядел Пушкин:

Кутила… вспыльчивый до бешенства… вечно рассеянный… избалованный с детства похвалой и льстецами… ничего любезного… ни привлекательного в своем обращении, в Лицее предавался распутству всех родов… непрерывная цепь вакханалий и оргий… Пушкин представлял тип самого грязного разврата… У него господствовали только две стихии – удовлетворение плотскими страстями и поэзия. В обеих он ушёл далеко».

Из воспоминаний лицеиста барона М.А. Корфа.

Не знаю ориентацию Пушкина, её тоже скрывают. Потому что, из личного письма другу, который был нетрадиционной ориентации, он написал такое.

Пушкин, из личного письма к Вигелю, 1923 год

Вывод сделайте сами. Знаю лишь одно, что это личное письмо, и что такими вещами не шутят. Я думаю, что Пушкин был «всеядный». Вспомните слова барона Корфа «. Предавался распутству всех родов» Куда уже очевидней: мужики маникюр не носят, а этот носил. И как бы неудивительно, что среди его друзей, ребят с «голубой кровью» было не мало. А так же, это письмо: вот, вам яркий пример манипуляций с текстом, как я говорил ранее, все стихи Пушкина правлены по сто раз профессиональными редакторами, корректорами, и его горбыль гладили кому не лень. И даже так, это бледная проза сложенная в столбик.

Запомните главное , где увидите точки, там однозначно была какая-нибудь глупость, от этого «гения» — настоящий Пушкин: чёрная графомания. Не надо много ума, чтобы увидеть, что уровень стихосложения, у этих писем, он ниже плинтуса. Быр-тыр! Быр-тыр! Два слова связать внятно, вместе связать не может. Какой ещё основатель русского языка! Разве я, что выдумываю? Но, в данном случае, смысл важней.

Настоящее лицо Пушкина

Многие удивятся, если я скажу, что я точно знаю как выглядел Пушкин. И это настолько очевидно! Настолько, до банальности ровно, что после моего представления, его, вам. Вы и сами поймёте, что всё остальное не важно. Совсем не важно чёрное было лицо у Пушкина, или зелёное. Негр он был, или американский индеец, а может злой бандеровец с западной Украины, что ест младенцев. Правда, это дойдёт не до всех. Тем не менее. Истинное лицо Александра Пушкина. Вот оно:

Не туда смотрите! Я подскажу куда надо. То что он был без моральных принципов — следы животного чётко прослеживаются в этом тексте. Но, главное другое — как на самом деле выглядел Пушкин, мы перефразируем в «А слона, то, мы, и не приметили» Посмотрите на уровень стихосложения, он — нулевой, потная графомания. Глупый стёб, ни о чём. Разве гении так пишут? Вы только вчитайтесь, как этот персонаж дёшево и пошло стебается. Получается, как в анекдоте, там почти тоже самое, только ещё было: «Только не помню, анонировал, или не анонировал.» Но, чёрный точный это делал. Фантазия больного и озабоченного человека. Какая это поэзия. Стыд и позор.

Лицо писателя, или поэта, это его произведения. Остальное от лукавого. Этими выдуманными сказками о Пушкине нам замыливают глаза. Отвлекая этим от главного, от его горбатых текстов. Какая нам, скажите пожалуйста разница, что где он говорил, куда ходил и что делал, этот картонный персонаж. Да, и всем этим, якобы фактам, не всем то, есть документальное подтверждение, всё со слухов, да с заборов списанное.

Никогда не задавайтесь вопросом, как выглядел человек искусства, это неважно. Важно что он после себя оставил. Когда до вас это дойдёт, то Пушкин и ему подобные не пройдут на книжные полки вашего жилища. С последним, я конечно перегнул — Пушкин, это литература по принуждению, и этим всё сказано. Графоманию Пушкина принуждают к изучению через школу — прививая тем самым нашим детям: неправильное восприятие поэзии, и отвращение к чтению, всецело. Стойкое и на долгие годы, у некоторых на всю жизнь.

Антидот

Средство от всего. Принимать без рецепта!

  • Список форумов
  • Активные темы

Как реально выглядел Пушкин: самый правдивый прижизненный портрет поэта

Herr_Major » 17 май 2018, 17:31

На парадных портретах облик поэта все-таки слишком облагорожен, но есть один этюд — почти фотография, настоящий Пушкин без украшательств

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.

Это Пушкин написал художнику Кипренскому, о своём портрете. Вот этом:

Орест Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827

Herr_Major » 17 май 2018, 17:37

В том же 1827 году (Александру Сергеевичу — 28 лет) Тропинин написал второй канонический портрет Пушкина:

Василий Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827

Конечно, нельзя сказать, что на этих портретах писаный красавиц, но всё же и уродливым поэта не назовёшь. А по описаниям современников Пушкин был объективно некрасив.

Из воспоминаний Анны Олениной, одной из муз Пушкина, которой были адресованы его стихи и чувства:

Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти как когти, маленький рост.

Из воспоминаний Станислава Моравского — польского доктора, друга Адама Мицкевича :
Роста Пушкин был небольшого; идя неловко волочил ноги и походка у него была неуклюжая. Все портреты его, в общем, похожи, но несколько приукрашены. Манер у него не было никаких. Вообще он держал себя так, что я никогда бы не догадался, что это Пушкин, что это дворянин древнего рода. В обхождении он был очень приветлив. Речь его отличалась плавностью, в ней часто мелькали грубые выражения. Цветом лица Пушкин отличался от остальных. Объяснялось это тем, что его жилах текла арапская кровь Ганнибала, которая даже через несколько поколений примешала свою сажу к нашему славянскому молоку.

Кстати, какой рост был у Пушкина? Это известно точно: 166,7 см.

Вернёмся к каноническим портретам Пушкина кисти Кипренского и Тропинина. Конечно, Пушкин на них «улучшен», но всё же вполне узнаваем — сходство портретов с оригиналом подтверждали близкие Пушкина. И картины с Пушкиным, которые будут созданы уже после его смерти, будут во многом списаны с этих двух полотен — Тропинина и Кипренского.

Пётр Кончалвоский. Пушкин в Михайловском. 1940

Но существует один портрет, на котором Пушкин — такой как есть, без облагораживающих фильтров. В первый же день работы над портретом Пушкина Тропинин набросал этюд — и вот на нём Пушкин почти фотографичен.

Василий Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. Этюд. 1827

Забавный нюанс. В лицейских записках Пушкин говорит сам о себе: «француз (смесь обезианы с тигром)». Конечно, Александр Сергеевич был человек с чувством юмора и объективно относился к своей внешности, но всё же эту характеристику нельзя толковать буквально (хоть так делали ещё его современники). Дело в том, что «смесь обезьяны с тигром» — это фразеологизм: так называют французов за их способность сочетать в себе щегольство со свирепостью и напористостью. Выражение это пошло от Вольтера, который имел в виду вовсе не внешние, а нравственные качества. Вольтер писал, что французы «слывут милым стадом обезьян, но среди этих обезьян имеются и всегда были тигры» и что французская нация «делится на два рода: одни это беспечные обезьяны, готовые из всего сделать потеху, другие — тигры, все раздирающие».

хакер Шило » 17 май 2018, 19:50

Herr_Major » 17 май 2018, 21:13

ANDREY1975 » 17 май 2018, 23:34

Посмертная маска Пушкина, снятая 29 января 1837 г.

Судя по маске, не урод. Да и это не важно, но интересно

Sirmultik » 18 май 2018, 04:13

Цитата из описаний современников.

Л. П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора, так описывает его:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: