Как возникла речь

Происхождение речи у человека

Заведующий Центром антропологии ИЭА РАН, д.и.н. Сергей Владимирович Васильев рассказывает о различных гипотезах возникновения речи у человека. Первая часть.

Речь как передача понятийной информации формировалась в процессе эволюции медленно, шаг за шагом. Судить о том, была ли в определенный момент речь или нет, так же трудно, как и о времени появления орудийной деятельности: она развивалась на протяжении всего эволюционного пути человека. Провести границу: вот это еще не речь, а это уже речь – невозможно.Но можно попытаться проследить процесс формирования речи в эволюции человека.

Со времен античности и первых философов человек задумывался о том, как и когда появилась речь. За 2000 лет было предложено более 200 гипотез происхождения речи, которые хорошо описаны Якушиным (Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984). Начав заниматься этим вопросом, для себя я разделил гипотезы на три категории:

Первая – это ненаучные или околонаучные. Например, гипотеза божественного происхождения или мутационная гипотеза, согласно которой человек ходил-ходил, произошла мутация — и вдруг он заговорил. Есть гипотеза договоренности. Многие возвращаются к мутационной гипотезе (это о гене FOXP2), не столько генетики, а те, кто читает генетические работы, не понимая, что делают генетики.

Вторая категория гипотез – физикалистские, которые рассматривают явление только с точки зрения физиологии, но никак не психологии, когнитивных возможностей и т.д. Эти гипотезы могут так или иначе объяснить возникновение звуковых сигналов, их сочетаний, но при этом не объясняют, как формировались понятия, как они передавались, как формировалась смысловая нагрузка. Физикалистские гипотезы – это, например, о том, чторечь возникла из детских лалий (детского лепета) или от того, что люди повторяли шумы природы. Есть трудовая гипотеза: человек сидит, делает каменное орудие и повторяет раздающиеся звуки. Поскольку эти гипотезы не объясняют формирование понятий, их нельзя считать исчерпывающими.

Две первые категории гипотез описывают «одномоментное» происхождение речи: мутация произошла – речь появилась, договорились – речь появилась.

Третья категория гипотез объясняет происхождение речи в контексте длительного процесса эволюции. Предполагая, что речь произошла эволюционным путем, и зная, что предками человека были приматы, надо изучать коммуникативные системы приматов, чтобы понять, как из этих систем в процессе эволюции могла появиться та речь, которой мы сейчас пользуемся. Есть ряд гипотез, в том числе отечественных исследователей, антрополога Виктора Валериановича Бунака, психолога Лурии, предполагающих, что речь произошла от звуковых сигналов. Бунак писал, что это были «жизненные шумы» — звуки переклички приматов, а Лурия считал, что речь возникла именно из агрессивных звуковых сигналов.

Американский антрополог Гордон Хьюз в 1973 году опубликовал свою жестовую гипотезу происхождения речи. По его мнению, вначале появилась не звуковая, а жестовая речь. То есть первые понятия передавались при помощи жестов, а затем уже звуки стали передавать понятия. Эта гипотеза долго была модной: в 70-е, в 80-е годы стало понятно, что все звуковые сигналы, продуцируемые человекообразными обезьянами типа шимпанзе, генетически детерминированы, шимпанзе им не обучаются. Эти сигналы инстинктивные, врожденные, новым сигналам шимпанзе научиться не может.

Это показал в свое время, правда, не специально, Леонид Александрович Фирсов, один из крупнейших приматологов советского времени. Когда в его лаборатории родился маленький шимпанзенок по имени Чингиз, мамаша не могла его выкармливать, и тогда Леонид Александрович взял его домой. Чингиз первые года два рос среди людей, не видя и не слыша своих сородичей. Мы с Леонидом Александровичем много общались — я работал в Колтушах, где у него была большая группа шимпанзе, которыми занималась лаборатория изучения антропоидов Института физиологии имени Павлова. Он рассказывал мне, а потом писал, что Чингиз воспроизводит все звуки, характерные для данного вида шимпанзе, но не умеет их правильно, ситуативно использовать. Какие звуки, когда, в каких ситуациях произносить – этому надо учиться в сообществе себе подобных.

Жестам же приматы обучаются легко. Жестовый язык используется ими не только в неволе, но и в природе. В отличие от языка животных, который, по мнению большинства этологов и зоологов, является языком эмоций (животное при помощи тех или иных сигналов передает информацию о своем эмоциональном состоянии), Фирсов показал, что у шимпанзе появляется жесты, которые не только передают информацию об эмоциональном состоянии животного, но и передают смысловую нагрузку, понятия, которые Фирсов, упрощенно говоря, связывал с глаголами и называл «жесты действия». Например, протянутая рука в зависимости от ситуации могла означать «подойди ко мне» или «дай мне». И гипотеза Хьюза на это хорошо ложится.

В 70-е годы задавались вопросом, как формировались «жесты-понятия» (стол, стул). Помогли исследования по онтогенезу человека: как человек в первые годы жизни учится говорить, как он формирует понятия-существительные. Польские ученые открыли, что в районе 12 месяцев (об этом позднее писал Выготский в своей книге «Мышление и речь») ребенок активно начинает использовать указательные жесты: он показывает на предмет и издает звуковые сигналы, лалии. Он обозначает предмет звуком и жестом, затем жест можно убрать, а звук оставить. Роль указательного жеста сначала была сформулирована американским антропологом Осборном, потом была поддержана отечественным психологом Выготским.

Но не было понятно, как в процессе эволюции понятийная информация перешла с жестов на акустические сигналы. Немаловажную роль в разработке темы происхождения речи у человека играли работы Бунака: в базовой работе 1951 года «Происхождение речи по данным антропологии» разбираются морфологические особенности скелета, позволяющие в той или иной степени говорить о том, была ли предрасположенность к речевой функции у данного рода гоминид, или ее не было. В ней, в частности, разбираются угол гортани, строение гортани, подбородочный выступ и др.

Сейчас эти особенности дополняются, но исследователи очень плохо понимают, чем именно они дополняют. Например, речь связывают с толщиной спинного канала позвоночника, вариации которого для ископаемых форм мы не знаем. Но дыхание никак не связано со спинным каналом, регуляция дыхания связана с развитием небольшой структуры, соединяющей спинной мозг с головным — продолговатым мозгом, где находится дыхательный центр. Один англоязычный автор написал об этой предполагаемой связи, и, к сожалению, наши исследователи цитируют его без понимания. Другой пример: речь зависит от толщины подъязычного нерва, но на толщину нерва влияют многие факторы, она может зависеть не только от количества аксонов, но и от количества миелина. Поэтому анатомические особенности не доказывают, была ли речь на данном этапе развития, и какой она была.

Я, безусловно, сторонник эволюционной гипотезы. Как можно судить об этапах развития речи? По этологии, изучая коммуникативные системы приматов. Отряд приматов – уникальный, поскольку до сегодняшнего дня дожили практически все его эволюционные стадии, начиная от самых примитивных, появившихся в начале кайнозоя, 65 млн. лет назад – тупайеобразных. Во времена палеоцена появляются долгопятовые и лемуровые, эоценовые – уже наполовину обезьяны (например, пондаунгия), дальше появляются обезьяны. Для нас это хорошо тем, что мы можем изучать любой контекст поведения от низших приматов к высшим, можем видеть вектор развития этого контекста и можем потом экстраполировать наблюдения на эволюцию приматов – можем представить, как дальше могла развиваться та или иная система в эволюции человека.

Например, Маргарита Александровна Дерягина занималась изучением возникновения труда (термин Энгельса) или, как сейчас говорят,- орудийной деятельности. Чтобы понять, каким образом могла сформироваться орудийная деятельность в эволюции человека, надо было изучить манипуляционную активность приматов- как в отряде приматов от одного этапа развития к другому меняется захват предмета, какие действия с предметом он делает – деструктивные, конструктивные и т.д., а дальше – какие возникают манипуляционные цепочки. Это все есть преадаптация к возникновению на каком-то из этапов эволюции человека орудийной деятельности, появлению орудий.

Точно так же, изучая социальные системы приматов, мы можем говорить и о древнем человеческом первобытном обществе. Приматы уникальны еще и тем, что в пределах отряда у них есть разные социальные системы: односамцовые, мультисамцовые, некоторые виды ведут парный, моногамный образ жизни, другие — одиночный и т.д., имеются разные системы иерархии. Понимая, как происходит развитие социальной структуры в отряде приматов, мы можем себе представлять, каким могло быть общество первобытного человека.

То же самое касается и речи, но здесь ситуация намного сложнее: мы можем изучить коммуникативные системы приматов и можем себе представить, как формировалась сигнальная структура речи, но как формировались понятия, сказать трудно. Здесь стоит обратиться к психологическим и философским словарям, ведь сознание неразрывно связано с речью и оно дуально, то есть оно как материально, так и идеально. Объяснить происхождение идеального трудно, доказать через материальное – невозможно, можно только приблизиться к пониманию того, как это происходило. Именно эволюционные гипотезы более или менее приближаются к доказательству, основываясь и на изучении коммуникативных систем приматов, и на изучении эндокранов (слепков внутренней поверхности мозговой коробки), и на изучении морфологических особенностей анатомических структур, так или иначе связанных в основном с мышцами, обеспечивающими артикуляцию при речи.

Тут начинается путаница. С одной стороны, «старые» авторы (Кочеткова, ранние работы Филиппа Тобаиса) пишут, что в коре больших полушарий есть зоны, связанные с речью. Самая известная – зона Брока (44-45 поля Бродману, расположена в лобных долях), где идет контроль за артикуляцией, сложными движениями нижней челюсти, языка, губ и зона Вернике (височные доли), отвечающая за слуховое восприятие речи. Эти две зоны есть уже у приматов, у шимпанзе есть, но у них они еще не выполняют те функции, которые выполняют у человека. Кочеткова писала, что, судя по эндокранам питекантропов, у них идет разрастание коры в зонах, связанных с речевой функцией, и что это может говорить о том, что у них появляется речь. С другой стороны, есть авторы, которые считают, что такое разрастание никак не связано с речью – так как у приматов эти зоны не несут речевой функции, поэтому разрастание не может свидетельствовать о наличии речи.

Мне кажется, здесь есть третий вариант — разрастание не говорит ни о том, ни о другом. Как себе представить эволюционное происхождение речи? В процессе эволюции идет элементарное накопление словарного запаса. И разрастание, активизирование этих зон не означает уже наличие речи, а как раз говорит о накоплении понятий.

Что касается генетики, злополучного FOXP2, о нем сначала сразу писали, что открыли «ген речи». Оказывается, этот ген контролирует 3 или 4 мышцы рта, без которых нет артикуляции, если этот ген «поражен», человек не может говорить, потому что не может артикулировать, но слышать он может. Потом стали писать, что это более сложный ген – второго порядка, регулирующий генорегуляторы, при его поражении нарушения происходят во многих частях головного мозга.

У многих нет понимания того, что речь полигенна, и одним-двумя генами ее невозможно объяснить. Речь – это не только слуховое восприятие, но и передача, консервация информации, своевременное ее «вытаскивание», это озвучивание, осмысление.

В университетских учебниках психологии давно написали о том, что речь выполняет две основные функции, и эволюцию ее необходимо рассматривать в этих двух функциях. Первая функция – система коммуникации, при помощи речи мы общаемся; вторая функция – система мышления, при помощи речи, понятий мы думаем. Конечно, кроме речевого мышления есть наглядно-образное, которое человек нередко использует, например, в технических отраслях, представляя себе целиком, как в итоге должна выглядеть та или иная конструкция.

Происхождение языков человеческого общения

Кроманьонцы общаются друг с другом и рисуют наскальные рисунки

На днях я начал учить немецкий язык. В основном, для себя, но и с некоторым «прицелом на будущее». Что из этого выйдет, пока не знаю, но в процессе меня неожиданно заинтересовал один вопрос — почему все мировые языки, за редким исключением, так похожи друг на друга? На этот вопрос я постараюсь ответить в одной из следующих статей, а пока скажу только лишь, что, пытаясь дать ответ самому себе, я подумал, а не потому ли, что человеческие органы речи у всех народов одинаковы и способны производить одинаковые звуки? Значит, элемент похожести заложен сам по себе уже в одном этом факте. А если предположить, что существовал когда-то один праязык, то все становится на свои места. Сегодня я хочу поговорить именно о физиологической составляющей этого вопроса. Итак, происхождение человеческого языка — одна из наиболее сложных проблем в науке.

Как появился самый первый язык? Как вообще человек начал говорить? Благодаря чему, какому счастливому стечению обстоятельств и факторов? Естественно, этот вопрос озадачивал не одного меня и далеко не раз. Жаркие споры в среде ученых ведутся давно и стабильно. Однако, нехватка входных данных, несмотря на все наши великие достижения, затрудняет поиск однозначного ответа. Это отсутствие конкретных доказательств однажды даже привело к запрещению любых будущих споров о происхождении языков общения Парижским Лингвистическим Обществом. Несмотря на препятствия, антропологи, археологи и лингвисты продолжают изучать тему.

Читайте также  Как оформить в психоневрологический интернат

Главной причиной того, что в плане общения мы умеем гораздо больше, чем шимпанзе, например, является наша подъязычная кость и сложная мозговая деятельность. Подъязычная кость, в том виде и с теми функциями, которые она имеет у современного человека, была и у наших предшественников – Гейдельбергского человека и неандертальцев. Тем не менее, это вовсе не является доказательством того, что наши предки обладали навыками связной речи или сложным языком.

Бронзовая статуя Гейдельбергского человека, Смитсоновский музей, Вашингтон, США

Как утверждают ученые, наличие, форма и расположение подъязычной кости в нужном месте служит основой связной речи у людей. При любом ином раскладе мы издавали бы лишь звуки, подобно шимпанзе.

Расположение подъязычной кости и гортани у современного человека

В общем, анатомический инструмент, говоря компьютерным языком, аппаратное обеспечение для общения у нас есть. Но также важно иметь «программное обеспечение», то есть достаточно сложный мозг, дабы было о чем поговорить. Если предположить, что наши древние предки имели такой мозг, то они имели и возможность создать некий язык и применять его для общения. Косвенно это подтверждает творчество доисторических людей – наскальное искусство древнего мира, созданное около 300 000 — 700 000 лет назад.

Образцы древнейшего «искусства» — плюска и меандр. Бхимбетка, Индия (290000-700000 гг. до н. э.)

Большинство исследователей придерживаются эволюционного пути развития языка. Однако, в пику эволюционистам существуют также две противоположные точки зрения. Их приверженцы уверены, что речь является либо божественным даром, либо даже сознательным изобретением древних людей. В основе обеих теорий лежит сложность человеческого языка.

Сотворение Адама (1511 г.), Микеланджело

Помимо времени возникновения, преемственности, исполнителя первого сказанного слова, перед исследователями стоит еще один очень важный вопрос — что именно говорили наши далекие предки?

Теории происхождения ранней голосовой речи

Существует шесть основных теорий, которые сформировались в период с конца 19 века по начало 20 и были призваны объяснить происхождение первых слов.

1. Предполагает, что первые слова были подражанием окружающим звукам, например, шипению, резкому шуму, всплеску. Тут есть один серьезный недостаток. Дело в том, что многие «звукоподражательные» слова различны в разных языках, причем, на природные звуки они похожи зачастую весьма отдаленно.

2. Гармония с природным окружением создают потребность в языке, а звук и смысл связаны органически через природу. Теория предполагает, что существует реальная связь между звуками, произносимыми человеком, и ощущениями, которые они передают. То есть, звук, призванный передать нечто светлое и приятное, и звучать должен соответственно. Хотя и существуют некоторые примеры «звукового символизма», все же исследования пока не подтвердили врожденную связь между звуком и его смыслом.

Охота древних индейцев на глиптодона — животное, предположительно вымершее благодаря появлению древнего человека в Южной Америке (Генрих Хардер, 1920 год)

3. Древний язык берет свое начало с простейших междометий («ой!», «ох!», «ах!», «ха!» и т.п.). С этой теорией связаны сразу две нестыковки. Первая в том, что многие животные издают похожие звуки, но они не начали вместе с тем произносить другие слова. Другой вопрос в том, что в настоящее время в большинстве современных языков нет междометий.

4. Совсем кривая теория, как по мне. Основана на том, что слова образовывались из хрипов, стонов и других подобных звуков, которые издавались первыми людьми, занимавшимися тяжелым физическим трудом. Хотя эти звуки и могут как-то объяснить некоторую ритмичность некоторых языков, все же ими не объяснить происхождение большинства слов.

5. Идея состоит в том, что голосовой язык образовался благодаря сильным эмоциям, таким как любовь, игры, приятные воспоминания. Проблема в том, что теория не объясняет слова, которые являются менее эмоциональными.

6. Та-та теория — предполагает, что слова возникли из стремления имитировать жесты посредством использования языка и ротовой полости. Например, та-та (англ. ta-ta – до свидания) является попыткой звуковой имитации волнообразных движений ручкой при прощании. То есть, пока-пока, по-нашему. Очевидный недостаток этой теории в том, что многие жесты невозможно воспроизвести только ртом и языком.

Несмотря на свои серьезные недостатки, большинство из этих теорий по сей день служат в качестве отправной точки для исследований в области человеческой речи.

Разговор (1881 г.) Камиль Писсарро

Один ранний язык или много?

И никак не могу обойти вниманием еще один вопрос по теме. Был ли изначально один язык или много? Глядя на сегодняшнее разнообразие языков, разбросанность наших древних предков по планете, изучая современные способы овладения языками и другие факторы, исследователи пришли к двум противоположным гипотезам: моногенез и полигенез.

Самой старой из них является первая – моногенез, то есть убежденность в том, что изначально существовал один праязык. Среди ее приверженцев очень много сторонников языка как божественного творения, дара. Отправным пунктом этой теории является гипотеза о происхождении человека от одной пары людей где-то в Африке и последующее распространение по Земле.

Теоретики полигенеза выступают против этого спорного на их взгляд «божественного» происхождения человека и языков, в частности. Их аргументы опираются на большое количество современных языков, их огромное разнообразие, а также разнообразие мест обитания наших древних предков.

Маршрут и время миграции согласно «африканской» теории происхождения человека

Так как ученые до сих пор не представили конкретных доказательств места, времени и смысла первого сказанного слова, то никто не может быть полностью уверен в том, какая из этих теорий верна.

В заключение хотелось бы привести слова, которые, как мне кажется, наиболее глубоко передают всю суть проблемы. Как выразилась в 2007 году Кристин Кеннилли своей книге «Первое слово: в поисках истоков языка»:

Со всей своей мощью ранить и соблазнять, речь – это самое эфемерное из наших творений, чуть более ощутимое, чем воздух. Она исходит из тела в виде серии вдохов — выдохов и моментально рассеивается в атмосфере… Нет глаголов, сохранившихся в янтаре, не окаменели существительные, а доисторические вопли не застыли навечно, раскинув руки, в лаве, что застала их врасплох

Как древние люди придумали слова и научились разговаривать?

В 2019 году ученые выдвинули предположение, что люди научились разговаривать около 20 миллионов лет назад. Они склонны предполагать, что первые языки в мире формировались на основе жестов — люди показывали на предметы рукой и издавали разные звуки, которые впоследствии превратились в полноценные слова. Также есть предположение, что первые слова возникли вследствие звукоподражания. Например, при упоминании хищников наши предки могли рычать, а для обозначения боли изображать страдание. Недавно ученые провели эксперимент, в ходе которого они выяснили, что представители разных языковых групп отлично понимают определенные звуки. Это значит, что первые слова появились не случайным образом — они были сложены из строго определенных интонаций, которые были понятны предкам всех людей на нашей планете.

Люди научились разговаривать не сразу — на это ушли тысячи, а может и миллионы лет

Может показаться, что 20 миллионов лет назад людей еще не существовало. Так и есть — в те времена на нашей планете только-только появились человекообразные обезьяны гоминоиды. Судя по всему, ученые хотят сказать, что люди научились общаться между собой еще в незапамятные времена. Лично мне цифра «20 миллионов» показалась очень неправдоподобной, но именно такую цифру приводят ученые в научном журнале Science Advances.

Когда люди научились говорить?

Ранее ученые были уверены, что люди научились говорить примерно 200 тысяч лет назад. Они считали, что способность произносить слова возникла после того, как человеческая гортань опустилась вниз и удлинила голосовой тракт. Такая особенность речевого аппарата появилась у человека разумного (Homo sapiens) и считалась уникальной, однако ученые ошибались. В ходе изучения животных было обнаружено, что низкая гортань имеется не только у людей, но и оленей, свиней и других созданий. Также было замечено, что некоторые обезьяны умеют извлекать сложные звуки не хуже нас с вами и это при том, что у них нет низкой гортани. Да и вообще, ученые не уверены, что эта особенность организма играет ключевую роль в умении разговаривать.

Гортань — это участок дыхательной системы, который содержит голосовой аппарат

Исходя из этого было выдвинуто предположение, что люди научились говорить в сотни раз раньше, 20 миллионов лет назад. Сначала наши предки просто издавали звуки, а потом они стали ассоциироваться с определенными предметами, явлениями и действиями. Происходило это очень долго, на протяжении тысячи или даже миллионов лет. В конечном итоге все завершилось тем, что к 2020 году в мире насчитывается около 7174 языка.

Карта языков мира

Как люди научились говорить?

Древние люди начали издавать звуки с целью общения очень давно, однако первые полноценные языки начали формироваться примерно 150-350 тысяч лет назад. Существует две правдоподобные теории о том, как это происходило.

Формирование на основе жестов

Как я и упоминал выше, на первых порах люди общались при помощи жестов. Они могли указывать пальцем на предметы или изображать какие-либо действия, издавая при этом разные звуки. Со временем определенные голосовые сигналы начали прочно ассоциироваться с тем, о чем хочет сообщить человек. Скорее всего, именно так и были придуманы первые слова, которые впоследствии стали сложнее по структуре и нести больше смысловой нагрузки.

По сути, первым языком в мире был язык жестов

Звукоподражание

Вторая теория гласит, что люди начали разговаривать, подражая разным звукам из окружающего мира. Вы могли заметить, что первые слова маленьких детей тоже в большей степени являются результатами звукоподражания. Например, когда ребенок видит автомобиль, он называет его «бип-бип», а при виде собаки говорит «гав-гав». Примерно так же могли учиться говорить и первобытные люди, произнося простые слова вроде «бум», «ух» и так далее.

Наши далекие предки учились говорить как младенцы. Но это заняло миллионы лет

Общая особенность всех языков мира

Скорее всего, оба предположения по-своему верны — при выработке навыка речи наши предки могли как использовать жесты, так и звукоподражание. Недавно британские ученые во главе с профессором Маркусом Перлманом (Marcus Perlman) провели эксперимент, результаты которого дополнили обе упомянутые выше теории. В рамках научной работы они отобрали 30 простых слов, которые были разделены на 6 смысловых групп:

  • мужчина, женщина, тигр (живые создания);
  • нож, мясо, камень (неодушевленные объекты);
  • собираться, охотиться, спать (действия);
  • большой, острый, хороший (характеристики);
  • …и так далее.

Далее исследователи попросили случайных носителей английского языка обозначить эти слова какими-либо звуками. Например, слово «большой» они могли описать звуком «у-у-ух!» и так далее. Сделанные записи было предложено прослушать носителям 28 языков из девяти языковых семейств. Ученые хотели выяснить, смогут ли представители разных народов понять, какие слова скрываются под разными звуками. По сути, участники эксперимента разговаривали между собой на первобытном языке.

На графиках показана точность ответов. Сверху — по языкам, а снизу — по выражаемым понятиям

К удивлению исследователей, испытуемые распознали суть замаскированных слов с точностью 64,6%. Звуковое описание слова «спать» поняли почти все люди (98,6% испытуемых) — угадывание действий в целом давалось им легче. В конечном итоге ученые пришли к выводу, что у всех языков мира есть своя основа в виде различных звуков.

Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!

Как и говорилось, на сегодняшний день в мире существует более 7 тысяч языков. Большинство людей умеют разговаривать на своем языке и немного на английском. Но при этом есть и полиглоты, которые способны выучить 4 и более языков, причем в довольно короткие сроки. Если вам интересно, чем их мозги отличаются от мозгов обычных людей, читайте эту статью.

Как возникла речь

Что такое язык и каково его происхождение?

К своей родной речи, к своему языку мы привыкаем с детства, как к родной стихии. Слушая слова матери, ребенок учится не только мыслить, но и чувствовать; овладевая языком, он начинает не только говорить, но и переживать и радость и горе. Поэтому-то родная речь для нас не только язык, но и мысль, и чувство, и повод к действию, и средство приобщения ко всей человеческой культуре.

Читайте также  Как узнать скрытый номер Билайн

На земле существует много различных языков — их насчитывают около трех тысяч. Среди этого множества есть и языки-гиганты, на которых говорят и которыми пользуются миллионы людей, и языки карлики, вроде бушменского (Африка) или урабунна (Австралия), на которых говорят лишь несколько сотен человек.

Но какой бы язык мы ни взяли, он неотделим от мысли.

Ясное и отчетливое мышление протекает не только в зрительных картинах, но и в так называемых словесных образах. Даже во сне или задумавшись люди часто двигают губами. Таким образом, не только речь человека, но и его мысль членораздельна.

Мысль может быть выражена не только звуками. Можно говорить движениями рук и тела, рисунками, можно объясняться, показывая какие-либо вещи или указывая на предметы. Глухонемые, например, привыкли выражать свои мысли движениями рук и пальцев. Но во всех этих случаях работа нашего мозга тесно связана с каким-нибудь способом наружно выражать свои мысли. Ученые, наблюдавшие глухонемую и слепую от рождения девушку, заметили, что она и во сне продолжает шевелить пальцами.

Работа мозга у современного человека тесно связана со способностью речи. Это подтверждают любопытные примеры мозговых болезней, когда больные забывают имена существительные, но продолжают правильно произносить другие слова. Великий английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин сказал, что «длинная и сложная нить мысли не может развиваться без помощи слов, так же как длинное вычисление — без употребления формул и алгебраических знаков».

Из всех способов людей общаться друг с другом только звуковая речь смогла стать достоянием всего общества и превратиться в могучее орудие культуры.

Человеческая речь — это сама мысль, облеченная в одежду звуков. Наш родной язык — это наше сознание, воплощенное в звуках. От мысли к речи — только один шаг. «Непосредственная действительность мысли — это язык», писали Маркс и Энгельс, обнаруживая в этих словах глубочайшее понимание самой сути языка.

На каком бы языке человек ни говорил, он мыс лит словами. Но всегда ли существовала эта связь звука и мысли? Как она зародилась и возникла? Как родилось слово, выражающее эту мысль?

Это оставалось загадкой для людей в течение многих столетий и загадкой почти неразрешимой, хотя трудно даже перечислить все те предположения и мысли, которые за все время существования цивилизованного человечества были по этому поводу высказаны.

Многие ученые пытались ответить на вопрос: какова была речь древнейшего человека, с каких слов она началась?

В течение многих веков единственным объяснением происхождения языка и его разнообразия служило го толкование, которое давалось религией. Для религии «всё от бога», для нее и язык — тоже «дар божий». Многие из нас и поныне для обозначения полного беспорядка употребляют выражение «вавилонское столпотворение», не подозревая, что это «вавилонское столпотворение» служит тем объяснением разнообразия человеческих языков, которое дается в библии.

По библии, дело происходило следующим образом. Сотворив Адама, бог привел к нему всех птиц и зверей, и человек дал имя каждому предмету, каждому живому существу. Долгое время на земле существовал один язык. Но затем люди возгордились и задумали построить в городе Вавилоне столп, или башню, до самого неба. Богу эта затея не понравилась, и вот, для того чтобы ее расстроить, он пере путал язык строителей столпа, так что они перестали понимать друг друга. Они бросили свою работу, но с тех пор так и стали говорить на разных языках.

Эта библейская теория божественного происхождения языка давно уже потеряла в силу своей слишком явной нелепости всякое доверие у культурных людей.

Одной из самых первых и самых несовершенных теорий о происхождении языка была звукоподражательная: речь началась с того, что древний человек подражал звукам окружающей его природы и каждое такое подражание стало впоследствии названием отдельных предметов и животных, подобно тому как малые дети называют корову — му, часы — тик-так кошку — мяу-мяу.

Малые дети называют корову — му, кошку — мяу-мяу, часы — тик-так

Но и в быту и в природе есть множество предметов и явлений, не производящих никаких звуков, но имеющих для человека огромное значение, — пища одежда, жилище, огонь.

Да и самое подражание звукам предполагает уже очень развитую способность их произношения, которой, конечно, еще не могло быть у первоначального человека.

Гораздо вернее предположить, что эти слова не древнейшего, а вторичного, позднейшего происхождения и принадлежат той эпохе, когда человек уже умел отчетливо произносить отдельные слова и звуки.

Другие ученые предполагали, что речь возникла из непроизвольных выкриков, что первобытный человек создавал первые слова, передавая звуками свои ощущения. Мы и теперь говорим: Ух, как высоко! Фу, какой противный! Брр, какой холод!

Кроме того, если б зарождение языка действительно шло по этому пути, то все предметы, возбуждавшие в человеке страх, например, хищные звери, обязательно получили бы во всех языках сходные названия. Такими же похожими были бы и обозначения предметов, вызывавших радость, боль или ужас.

Обе эти теории не принимают во внимание и еще одного очень важного обстоятельства: даже древнейшая речь должна была выражать не только чувства человека, но и какие-то, хотя бы простейшие, его мысли. Вот по чему эти теории были отвергнуты другими исследователями и получили насмешливое название: «теория гав-гав» — звукоподражания и «теория фу-фу» — непроизвольных выкриков.

Более убедительным и правдоподобным на первый взгляд было предположение, что сначала люди выражали свои мысли движениями рук, жестами и, воспроизводя ими рабочие движения, легко передавали друг другу «название» той или иной работы.

К этим движениям рук очень скоро прибавились и звуки, а звуки развивались якобы из тех непроизвольных сосательных движений губ, языка и глотки которые знакомы каждому с младенческого возраста.

Так будто бы появились в языке древнейшие прищелкивающие звуки, и до сих пор сохранившиеся в наречиях многих племен и народностей, в особенности у бушменов и северо-американских индейцев.

Особую убедительность этой теории происхождения речи придавало то обстоятельство, что у северо-американских индейцев, например, немой язык жестов служит единственным средством общения между соседними племенами, совершенно не понимающими словесного языка друг друга. Один русский путешественник записал однажды длинную безмолвную беседу, происходившую на его глазах между индейцами двух различных племен. Теннанал (так звали одного индейца) объяснил знаками в ответ на вопрос другого, что он из племени «людей горной реки». Потом он поднял руки и три раза изобразил, складывая соответственно указательный и большой палец, полумесяц и круг. Это значило: «луна, новая и полная, три раза».

Далее на простертой ладони правой руки запрыгал вперед указательный палец левой, что говорило достаточно ясно: шел пешком. Затем обе руки подражают гребле на лодке. Все эти знаки были ответом на вопрос: сколько дней пути от горной реки? — и значили: путешествовал три месяца, пешком и в лодке.

Теория «гав-гав» против теории «уф-уф». Эволюционная лингвистика — о том, как человечество научилось говорить и на что была похожа речь первобытных людей

Ни одна популяция живых существ на Земле не использует такую сложную систему коммуникации, как наш язык, хотя начиналось всё с воя, чириканья и других звуков из мира фауны. Как Homo sapiens удалось преодолеть этот долгий путь?

Как возникла речь у людей? Материальными данными о первых языках ученые не располагают, потому об их звучании, грамматике, лексическом составе и т. д. мы можем лишь догадываться. Письменность появилась относительно недавно, потому в древних текстах следы начальных стадий развития устного языка обнаружить тоже непросто. Так каким же он был? Ответ ищут специально обученные ученые – эволюционные лингвисты.

Что общего у оленя благородного и человека разумного?

О том, как был устроен речевой аппарат первых людей, могут нам рассказать окаменелые останки, кости и черепа, найденные археологами. Ученым, например, точно известно, что в ходе эволюции гортань (The Descended Larynx) человека опускалась. Это могло способствовать появлению новых звуков в речи Homo sapiens. Однако позднее выяснилось, что такая же форма адаптации встречается и у других млекопитающих, например у благородного оленя и больших кошек. А поскольку их фонетический репертуар не так богат, прямая связь между опущением гортани у человека и развитием сложной системы звуков не была подтверждена.

Теории «гав-гав» и «уф-уф»

На протяжении многих лет ученые не располагали достоверными данными, позволяющими судить о том, каким был наш язык на самом начальном этапе своего развития. В этих спартанских условиях исследователям оставалось лишь делать разного рода предположения.

Согласно одной из таких теорий, первая речь людей представляла собой имитацию звуков окружающего мира (the bow-wow theory); по другой версии, тогдашние «фонемы» напоминали эмоциональные возгласы современного человека в моменты радости или страха (the pooh-pooh theory).

Теории «гав-гав» и «уф-уф» оставались господствующими в лингвистике вплоть до конца XX века.

С 1996 года началась активная разработка методов сбора достоверных данных: специалисты по компьютерному моделированию симулируют, а потом анализируют различные эволюционные сценарии; лингвисты занимаются полевыми исследованиями и изучают языки, появившиеся относительно недавно, например жестовые; психологи и когнитивисты ставят эксперименты, в ходе которых участникам необходимо придумать искусственные системы знаков и начать общаться с их помощью; генетики стремятся выделить уникальные гены, которые способствовали появлению у человека склонности к использованию языка.

Несмотря на огромную численность популяции, представители вида Homo sapiens генетически почти не отличаются друг от друга, особенно в сравнении с нашими ближайшими родственниками — приматами. Но если мы так похожи между собой, почему же у нас такие разные языки?

Сложная организация системы общения отличает людей от животных, в том числе самых умных среди них, поэтому неудивительно, что ученые пытаются найти ген, ответственный за уникальную способность человека — владение языком. Пока в ходе исследований удалось выяснить лишь одно: связанный с речевой деятельностью ген FOXP2 присутствовал не только у Homo sapiens, но и у неандертальцев. То есть мы делим его с ближайшим родственником, а значит, само по себе наличие у человека FOXP2 не объясняет наших невероятных языковых способностей. Или же неандертальцы говорили не хуже Homo sapiens? Благодаря исследованиям лингвистов мы узнали много нового про нашего вымершего собрата.

Можно ли унаследовать заикание и другие дефекты речи?

Для генетиков особый интерес представляют наблюдения за детьми, осваивающими язык. Согласно одной из гипотез, способность говорить является у человека врожденной. Если она верна, то основные стадии формирования этого навыка не должны различаться, каким бы языком ни овладевал ребенок. И большинство исследований, действительно, подтверждает эту версию, хотя есть работы, в которых говорится, что дети усваивают определенные аспекты языка с разной скоростью.

Более того, фактор наследственности в значительной мере обусловливает появление различных речевых отклонений. Это означает, что заикание и другие подобные дефекты с высокой вероятностью могут передаваться из поколения в поколение. Перспективными выглядят исследования уже упоминавшегося гена FOXP2, CNTNAP2, который, возможно, ответствен за расстройства аутического типа, а также KIAA0319 и DCDC2, связанных с дислексией — избирательным нарушением навыка чтения или письма.

Нет ничего удивительного в том, что генетика отчасти определяет речевые способности отдельно взятых людей, но как объяснить (и «измерить») ее влияние на язык целой популяции?

Питер Ладефогед (1925–2006) сравнил вокализм языков двух народов, имеющих ярко выраженные различия в строении речевого аппарата, и пришел к любопытному выводу. В наречии йоруба, распространенном в основном на юго-западе Нигерии, гласные звуки точно такие же, что и в итальянском (/i e ɛ a ɔ o u/). Однако при фонетическом анализе речи ученый нашел различия в произношении большинства из них.

Для языка йоруба характерно более широкое раскрытие рта, что в первую очередь обусловлено особым строением лица африканцев.

Можно предположить, что если бы итальянец решил выучить этот язык, то гласные он произносил бы не так, как они звучат у нигерийцев.

Зачем эволюционные лингвисты ставят эксперименты на маленьких птичках?

Изменения в языке происходят не так быстро, чтобы ученые могли их зафиксировать и выявить причины. И тут в игру внезапно вступают зебровые амадины — маленькие птички, пение которых представляет собой одну из самых сложных систем коммуникации в живой природе. Наблюдая за тем, как эти пернатые разучивают презатейливую композицию своего вида и какие факторы влияют на изменения в ней, можно многое узнать о процессах, происходящих в языке людей.

Читайте также  Как не стесняться в постели

Один из экспериментов показал, что песня амадин, выращенных в изоляции, в какой-то момент начинала отклоняться от «среднестатистического» вокала их сородичей. Однако, несмотря на то что птенцы обучались на базе партитур этих взрослых, выросших в неволе, через три-четыре поколения песня всего сообщества вернулась к «золотому стандарту» зебровых амадин.

Схожие процессы наверняка имеют место и в эволюции человеческих языков. Врожденные когнитивные способности позволяют нам научиться пользоваться речью, а общество отвергает или принимает новые формы языка, и тогда они грамматикализуются, то есть становятся его нормой, очередным правилом.

Дети могут овладеть всеми естественными языками, это важный конституирующий признак подобных знаковых систем. Безусловно, по своей сложности они различаются, но число носителей от этого не зависит. Указанный фактор может иметь значение лишь в случаях, когда речь идет о людях, пользующихся тем или иным языком как вторым или иностранным.

Например, 64 % говорящих на английском и 90 % владеющих суахили не являются их носителями.

Чем больше людей использует язык, тем активнее он меняется, приобретая характерные для каждой человеческой популяции черты. Но для понимания более глубоких и универсальных процессов лингвистической эволюции стоит взглянуть на новые языки!

Как и почему появляются самые простые языки жестов?

Особый интерес для эволюционных лингвистов представляют новые языки жестов. Они могут появляться в маленьких деревнях, где больша́я часть жителей имеет врожденные проблемы со слухом.

Ас-сайидская жестовая система — один из самых изученных языков такого типа. В какой-то момент, примерно восемь поколений назад, в этом местечке произошла генетическая мутация, и из-за того, что браки в основном заключаются между жителями деревни, она стала распространяться, так что сейчас около 4 % населения (которое насчитывает приблизительно 3500 человек) лишены слуха. А поскольку каждый такой член общества должен коммуницировать со своим ближайшим окружением, здесь примерно за восемь-десять поколений сформировался язык жестов, полностью удовлетворяющий любые потребности жителей. В отличие от официальных жестовых систем, продвигаемых специальными институциональными учреждениями, в самостоятельно развившемся ас-сайидском морфология и синтаксис упрощены до предела — например, в нем нет сложноподчиненных предложений. А еще для него характерна большая свобода в способах выражения одной и той же мысли.

Этот пример интересен тем, что позволяет не только понаблюдать за естественным языком в начале его развития, но и увидеть, как генетика может повлиять на лингвистическую эволюцию, ведь жестовый язык в таких деревнях совершенно не совпадает с обычным разговорным.

Это не дублирование устной речи, а новая естественная система, появившаяся из-за генетической особенности населения!

Как география влияет на языки и как звучат звуки-кликсы?

Оглядываясь на работу Чарлза Дарвина, можно предположить, что механизмы, управляющие эволюцией видов, в данном случае Homo sapiens, и языков, «удивительно параллельны», то есть похожи. Способен ли в этом случае язык «адаптироваться» и к географическим факторам, специфическим для среды проживания его носителей? Как ни странно, у лингвистов есть и такой пример.

В мире задокументировано около 30 свистящих языков. Благодаря особому способу извлечения звуков говорящие на них могут передавать необходимую информацию, находясь в 10 километрах друг от друга и даже дальше.

Интересно, что все известные языки такого типа появились как вспомогательные к основному, «обычному» там, где жителям приходится общаться на расстоянии. Если бы не «шифр-свист», они вынуждены были бы преодолевать десятки километров в день, чтобы поддерживать связь. Один из самых известных таких языков сильбо гомеро можно услышать на Канарах (а точнее — на острове Гомера, в честь которого он и назван).

Подобная речь очень напоминает пение — но при этом вы не можете отделить музыку от слов. По мнению Дарвина, фонетическая основа нашего праязыка была именно такой.

Пение не требует больших артикуляционных стараний, в отличие от произношения звуков современных языков, поэтому предположение, что первые люди общались при помощи мелодий, кажется вполне обоснованным.

По другой версии, наш праязык возник в Африке, где, возможно, и появился человеческий род. Лингвисты давно обратили внимание на то, что именно в южных и восточных районах этого континента очень распространены диалекты, в которых необычный для современных языков звук-кликс используется наравне с другими фонемами. В отличие от свиста и пения, его чрезвычайно трудно интегрировать в речь, поэтому, если в протоязыке и были кликсы, неудивительно, что человек постепенно избавился от этих артикуляционных сложностей.

Что же представляла собой речь первых людей на Земле? Несмотря на множество интересных открытий, главные вопросы лингвистической эволюции еще долго будут оставаться без ответа. Точно известно лишь одно: вы сейчас прочитали эту статью и расскажете о ней своим друзьям, используя язык, который мы все воспринимаем как должное, до сих пор не понимая, откуда он взялся.

Как возникла человеческая речь

Греки называют человека Zoon phonanta («говорящее животное»). Отличие человека от животного состоит в способности строить систему звуковых сигналов, представляющих не только его чувства и мысли о внешнем мире, но и сам этот внешний мир. Можно, конечно, возразить, что некоторые птицы способны «говорить», и подчас, например майны, даже довольно хорошо. Шимпанзе можно обучить ряду слов и простейших лингвистических конструкций. Но лишь человеку присуща способность создавать цельные языковые системы, а не просто копировать их отдельные части или воспроизводить словосочетания. Заговорив, животное назвало себя человеком.

Мы все имеем довольно смутное и совершенно неверное представление о примитивнейшем человеке, издававшем, подобно Тарзану, ворчание вперемешку с воплями под аккомпанемент гулких ударов по собственной груди. Однако человеческая речь почти наверняка возникла иначе. Она началась с монотонного бормотания, и, вероятно, в темноте! Темнота всегда вызывает страх, особенно в одиночестве, поэтому человек уже на самом раннем этапе своего развития научился поддерживать чувство общности, вселяющее спокойствие, убежденность, что он не один во мраке пещеры, когда солнце уже зашло, а луна не появилась. Речь, несомненно, появилась раньше, чем умение пользоваться огнем. До сих пор мы пользуемся ею не только для того, чтобы выразить какую-то мысль или чувства, но и просто для того, чтобы устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми.

Антрополог Малиновский называл эту разновидность социальной речи фатической связью. Термин «фатический» восходит к греческому слову «phatos», что означает «произнесенный». Цель речевого процесса состоит, прежде всего, в общении. Этот процесс должен быть не столько значимым, сколько непрерывным. Самое неприятное в застольной беседе — это затянувшееся молчание: оно, как правило, указывает на утрату контакта между собеседниками. Нередко пауза прерывается сразу, несколькими голосами: «извините», «позвольте», «только после Вас», — причем смысл слов далеко не так важен, как сам факт того, что кто-то что-то сказал. Все вздыхают с облегчением, особенно хозяйка.

Нам не дано узнать, каким был язык, например, человека каменного века, но, кое-что о менее древнем языке, называемом индоевропейским или арийским, нам известно, поскольку его структура и частично лексика в существенно видоизмененной форме сохранились в дочерних языках, т. е. в большинстве европейских. Судя по всему, это был сложный язык с богатой грамматикой, совсем непохожий на малайский или китайский, и, углубляясь в процессе изучения языков все дальше в историю, мы, как представляется, обнаруживаем все большую степень сложности.

Упрощение языка является, по существу, частью его модернизации. Современный английский язык в грамматическом отношении значительно проще своего предка — англосаксонского, а итальянский и испанский языки проще своего общего материнского языка — латинского. Ошибочно полагать, что ваши далекие предки «по кирпичикам» возводили все более сложную языковую структуру. Примитивное бормотание ассоциировалось с определенным чувством или мыслью, но лишь гораздо позднее, по-видимому после распада Римской империи, специалисты, которых мы теперь называем языковедами, начали анализировать составные элементы этого бормотания и ввели такие термины, как «существительное», «глагол», «прилагательное» и «наречие».

Один из самых авторитетных специалистов по теории лингвистики послевоенного периода, Н. Хомский, выдвинул предположение о том, что мозг человека снабжен специальным аппаратом, позволяющим ему освоить любой язык. Все мы без какого-либо осознанного усилия произносим те или иные слова впервые, выдумываем новые; мы обладаем, по-видимому, безграничной способностью порождения новых высказываний. Это — величайший дар человека, в основе которого лежит очень простая особенность его мозга — мыслить противопоставлениями.

Судите сами; цветовой спектр состоит из бесконечного множества оттенков, постепенно переходящих из одного в другой. Человек научился расчленять его на отдельные цвета. Больше того, он сумел использовать их в качестве сигналов противоположного значения. Вспомните огни светофора. Точно так же из речевого потока, на который способны вокальные органы человека, можно выделить отдельные звуки и противопоставить их друг другу. «Док » — это не то же самое, что «дог», поскольку «к» противопоставлен «г», хотя и отличаются они только по глухости и звонкости. Свойственная человеческому мозгу способность к построению структур позволяет нам говорить о фонемах (звуках речи) и морфемах (комбинациях фонем, передающих определенное значение) — мельчайших структурных компонентах, которые противоположны друг другу в различных функциях и, взятые воедино, образуют язык.

Больше всего нас интересует, почему каждое слово означает именно то, что оно означает. Когда первобытный человек хотел показать высокий предмет, он, вероятно, инстинктивно поднимал руку, и соответственно опуская ее, желая указать на что-то низкое. Другими словами, он пользовался способностью подражать, копировать. У нас нет доказательств того, что речь как физический процесс (ведь чтобы произнести звук, мы делаем определенное мышечное усилие) была попыткой имитировать предмет, действие или чувство, о которых шла речь. «Луна», «мун», «булан» — фонетическое оформление этих слов подразумевает нечто круглое и высокое (губы, округляются, кончик языка почти касается неба, которое в малайской языке называется langit что, значит «небосвод»), однако подобных слов-имитаций очень мало. Слово «собака» по звучанию абсолютно не напоминает собаку, а в слове «кошка» не обуславливается никакой ассоциаций с животным. Выражаясь научным стилем, языку не свойственен иконический символизм. Слова рождаются совершенно произвольно. Если вдруг будет решено переименовать кошку в собаку, возможно, нам потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к этой идее, но в ней не будет ничего противоестественного, противоречащего законам логики… (К слову понятия природы происхождения слов и том или другом языке может значительно упростить овладение этим самым языком. А в целом изучение иностранного языка, того же английского требует от человека значительных интеллектуальных усилий. Впрочем преподаватели языковой школы Enguide помогут изучить английский и подготовят вас к сдаче теста по английскому IELTS, детальнее смотрите на их сайте https://enguide.by/minsk/courses/podgotovka-k-ielts)

Не располагая никакими доказательствами, я представляю себе первобытного человека, который, глядя на луну, произносит нечто вроде гараваполаджия. Он не имеет в виду луну, а хочет сказать: «Вот я стою и смотрю на круглый предмет в небе, который все выше поднимается над горизонтом». Утром, наблюдая восход солнца, он мог бы произнести нечто вроде гарасополаджия. Пройдет, много времени, прежде чем человек соотнесет слово вапо с луной, а соло с солнцем и поймет, что в обоих случаях выражает небесное тело, способное, очевидно, всходить и заходить. Другими словами, аналитический подход к своей собственной речи, который мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся — без него мы не могли бы изучать иностранные языки — формировался, вероятно, на протяжении тысячелетий.

А что касается способности человека записывать свою речь в виде идеограмм или букв, то она появилась гораздо позднее. Буквенный алфавит – например, латинский, греческий, арабский — существует настолько недавно, что не успел даже распространиться на Китай и Японию.

Следует признать, что нам почти ничего не известно о происхождении человеческого языка, но мы понимаем, это был эволюционный скачок, приведший к появлению нового биологического вида — человека. Впервые появившись, язык представлял собой уже вполне сформировавшуюся систему. Он не проходил через этап постепенного усложнения. Формирование языкового образа внешнего мира (к которому относимся и мы сами) стало ключом к созданию мира внутреннего — науки и техники. Язык — это ценнейшее достояние. Нам стоит поразмыслить над его загадками, любить и лелеять это чудо. Правда, мы никогда, не сможем понять его до конца. Китайский, хинди, английский — да. Но сам язык — нет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: