Как в России появилось кино

Рождение отечественного кинематографа

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» — цитата, которую приписывают Владимиру Ленину. Доподлинно никто не знает, действительно ли эти слова принадлежат вождю пролетариата. Большевик и первый нарком просвещения Анатолий Луначарский утверждал, что в феврале 1922 года фраза была брошена самим Ульяновым во время личной беседы. Но какое кино действительно становилось «важнейшим» для истории советской культуры?

Днем рождения советского кинематографа принято считать 15 октября 1908 года, когда вышел первый российский художественный фильм «Понизовая вольница» (также демонстрировали под названием «Стенька Разин»). Режиссером стал предприниматель и любитель карточных игр Александр Дранков.

Дранков увлекся кинематографом, когда открыл собственное киноателье «А. Дранковъ и Ко». Вместе с операторами начал снимать документальные фильмы, а в 1917 году стал участником всех крупных революционных событий. Помимо этого, режиссер мечтал сделать кино о жизни Льва Толстого, но своенравный писатель не разрешал снимать дома. Тогда Дранков решил спрятаться на территории усадьбы в туалете.

Ролик ниже заканчивается фрагментом, на котором Толстой выходит из заснеженного леса и идет прямо на зрителя. Киновед Валентина Рогова считает, что именно этот момент Дранков снимал из укрытия.

На кадрах ниже видно, что хроникера не подпускали близко к писателю, приходилось снимать его домашних. А самого Толстого хотя бы средним планом показывали несколько секунд. К тому времени он уже был болен.

В июле 1908 года на озере Разлив начались съемки «Понизовой вольницы». Сюжет фильма не отличался особой замысловатостью и представлял собой экранизацию популярной в то время песни «Из-за острова на стрежень». Главный герой Стенька Разин — атаман, который вместе с друзьями одолел персов. Мужчины взяли в плен княжну-персиянку, а Стенька в нее влюбился.

Кинолента стала не только первой художественной, но и первой со «спецэффектом». В начале прошлого века заставить Разина поднять на руки и бросить в реку весьма увесистую возлюбленную можно было только с помощью склейки кадров, которая скрыла подмену актрисы на манекен. Еще в картине нет крупных и средних планов, только общие, соединенные между собой.

Кстати, вы когда-нибудь замечали, что бабушки и дедушки иногда произносят странное для нашего слуха слово «фильма»? Скорее всего такое употребление привычного «фильм» они услышали от своих родственников и взяли его в привычку. Как раз во время выхода «Понизовой вольницы» фильм был не мужского, а женского рода, и так говорили все.

Уже в октябре 1908 года «Стеньку Разина» увидели первые зрители, показ сопровождался оригинальным звуком. Кинотеатры выкупали не только пленку с кинолентой, но и музыкальную граммофонную запись. И тут фильм Дранкова опять стал первым, только уже в нарушении авторского права. Режиссер не заключал формального договора с автором композиции. Она была написана для пьесы Василия Гончарова «Аквариум».

Сериалы придумали русские?

На самом деле не совсем, но один из первых сериалов действительно вышел в России. И тут руку опять приложил Александр Дранков. Он начал работать в новом для российского зрителя жанре — снял многосерийный одноименный фильм про Соньку Золотую Ручку.

Сергей Эйзенштейн и монтаж аттракционов

Сергей Эйзенштейн учился у другого, не менее известного театрального режиссера — Всеволода Мейерхольда. Создатель немой экранизации романа «Портрет Дориана Грея» был для молодого Сергея настоящим вдохновителем и кумиром. Позже Эйзенштейн, как и его учитель, золотыми буквами вписал свое имя в историю отечественного кинематографа. Монтаж современного кино во многом основан на методах, которые использовал Эйзенштейн еще в середине прошлого века.

Начинал Эйзенштейн с театра. В 1922 году поставил свой первый спектакль «Смерть Тарелкина», в котором главную роль сыграл Всеволод Мейерхольд. Жена последнего после премьеры передала молодому Сергею записку, в котором писала:

Сергей! Когда Мейерхольд почувствовал себя свободным художником, он ушел от Станиславского.

Для Эйзенштейна уход от наставника означал конец работы с театром. Так в его жизни появился кинематограф.

Начинал Сергей Михайлович с короткометражных эксцентрических кинолент, многие из которых дошли до нас в отреставрированном виде. Например, первая работа Эйзенштейна — «Дневник Глумова». Кинофильм считался утерянным до 1977 года, потом его восстанавливали. По этому поводу кинокритики до сих пор ведут споры — многие считают, что после реставрации порядок сцен стал неправильным.

«Дневник Глумова» служил пробой пера для «монтажа аттракционов», суть которого режиссер объяснил в 1923 году в журнале Владимира Маяковского «ЛЕФ». Монтаж для него — это особая раскадровка изображений, которая потом собрана в нужном для художника порядке. Аттракционы — «всякий агрессивный момент театра, то есть всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего». [1]

Киновед Наум Клейман пишет, что режиссер долго учился строить однозначные по смыслу кадры. В японском языке, который изучал Эйзенштейн, отдельные идеограммы в совокупности могут обозначать глаголы или целые определения. Например, чтобы обозначить глагол «плакать», нужно написать иероглиф глаза и воды. Какое значение имеют идущие друг за другом изображения золотого распятия и спасательного круга? По Сергею Михайловичу — это спасение.

Позднее Эйзенштейн открыл еще больше методов монтажа. Так или иначе, в основе всех лежит популярный эффект Кулешова. Опробуйте его на себе. После каждой мини-сценки задавайтесь вопросом — «Какие эмоции считываются на лице человека?».

[1] Цит по: Клюева Л.Б. С.Эйзенштейн. Агрессия дискурса: теоретическое обоснование // Вестник ВГИК. — 2020. — Т. 12. — №3. — C. 8-28

Теперь разберем методы монтажа Эйзенштейна на основе фильма «Броненосец «Потемкин».

Метрический монтаж

Достигается при помощи сокращения длины кадров при каждом последующем повторе. Такой метод позволяет заставить зрителя почувствовать напряжение, кадры не ускоряются напрямую, у нас лишь возникает такое ощущение. Эйзенштейн использовал метрический монтаж, чтобы показать условия труда матросов.

Ритмический монтаж

Основан на чередовании различных кадров, которые в совокупности показывают движение. Самый показательный пример — сцена расстрела на Потемкинской лестнице. Эйзенштейн снял короткие кадры с маршем солдат и убегающих людей, при этом выстроил темп и непрерывность происходящего. Мы не видим куда они бегут, но чувствуем. В фильме «Французский связной» (1971) Уильям Фридкин использовал ту же технику, чтобы увеличить напряжение в автомобильной погоне.

Тональный монтаж

Для усиления общего посыла сопоставляются сходные по тону или настроению кадры. К примеру, когда умирает герой восстания, его тело укладывают рядом с морем. Кадр со скорбящими, которые окружили покойного, и так заставляет зрителя сопереживать. Но тихая гладь моря, которая будто бы объявила минуту молчания по мужчине, удваивает наши эмоции.

Обертональный монтаж

Он придает новый смысл сочетанию кадров (смысл, который они не имеют по отдельности). Помните про японский язык, спасательный круг и распятие? Альфред Хичкок в фильме «На север через северо-запад» (1959) склеивает кадры с поцелуем влюбленных и поездом, который входит в тоннель. Такой порядок подразумевает секс, но его в фильме зрителю не показали. По крайне мере, напрямую.

Интеллектуальный монтаж

Идея состоит в том, чтобы взять два или более кадров со своим смыслом, и объединить их для создания нового. Сцена, где солдаты идут по ступеням через трупы людей, символизирует угнетающую силу. Безоружные люди показывают беспомощность русского народа. Все вместе — жестокость царской армии. В фильме «Крестный отец» сочетание крещения ребенка с многочисленными убийствами в семье Корлеоне означает «боевое крещение» Майкла в его новой криминальной жизни.

Фактически, Сергей Эйзенштейн стал первым, кто смог показать на экране не только историю, но и передать идею.

Дзига Вертов, сообщество Киноки и метод кино-глаза

Параллельно с Сергеем Эйзенштейном работал еще один человек-инноватор в области советского кино – Дзига Вертов. Его киноаппарат не знал никаких правил – мог кружиться волчком и фиксировать все, что попадается на пути.

Человек, в руках которого оказывалась всемогущая машина, становился ее рабом или помощником – так считал Вертов.

Вместе с объединением советских документалистов «Киноки» Вертов призывал режиссеров отказаться от игрового кино, убрать сценарии и актеров, реквизиты и множественные дубли. А самое главное – не пытаться заставить камеру работать как человеческий глаз, потому что она превосходнее. В отличие от последнего, машина может фиксировать реальность, которую потом интерпретируют с помощью монтажа.

Главной работой Вертова считается лента «Человек с киноаппаратом» (1929) – этот документальный фильм называют одним из величайших творений мировой и советской кинокультуры. В нем нет сюжета, камера просто отображает жизнь трех больших городов – Киева, Одессы и Москвы. На экране мелькают улыбки манекенов, снующие потоки людей, идущие поезда и машины.

Этот фильм – ода городской жизни с ее цикличностью и круговертью. Поэтому основной монтажный прием, который использует Вертов — бесконечные повторы одних и тех же кадров и кружение. Современник режиссера Зигфрид Кракауэр после просмотра фильма объявил:

Тот факт, что российское кино преодоле­вает узость мышления, навязанную партийными доктринами, и вновь обраща­ется к общечеловеческим категориям, свиде­тельствует о том, что возможности его не исчерпаны [2].

Мы выделили пять необычных решений в «Человеке с киноаппаратом», которые используют и в современном кино.

Наплыв

Вертов использовал эффект наплыва, когда пытался показать течение времени. На финальные кадры предыдущего изображения накладываются первые кадры следующего. Такая форма перехода и сейчас остается крайне популярной. В качестве примера показываем скриншот из фильма Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» (2001).

Slow-motion

Вертов сокращал привычные двадцать четыре кадра в секунду, поэтому у него получилось достичь эффект замедленного действия. Помните, как Нео в «Матрице» (1999) остановил летящие пули? Дзига умел делать практически то же самое еще в 20-х. Эйзенштейн, кстати, тоже.

Stop-motion

То, о чем мы говорили выше. В какой-то момент камера решает, что ей больше не нужен оператор, и начинает вращаться вокруг оси и передвигается на своих «ногах». Позже, уже в 1924 году, Вертов использовал этот прием в анимационном фильме «Советские игрушки». В нем многие неодушевленные предметы передвигаются сами по себе.

Двойная экспозиция

Кристофер Нолан в «Начале» (2010) показал, как город буквально сгибается пополам. Вертов трюк проделывал с помощью двойной экспозиции: накладывал два изображения на одну пленку. Тем же способом он помещал оператора в пивную бутылку.

Такими были первые шаги отечественного кинематографа. На этом инновации не заканчивались, ведь кино все еще молчало. В следующем материале мы перейдем к другой вехе — 30-е годы, когда картины не только заговорили, но и запели.

[2] Кракауэр З. «Человек с киноаппаратом» // Кракауэр З. Кино. Эссе. Исследования. Статьи о кино. Франкфурт-на-Майне, 1974.

Виктория Багдасарьянц

Краткая история российского кинематографа: самые значимые фильмы десятилетий

Кинокарта мира неполна без России. Зрители здесь верят, что церковью является кинотеатр.

Тьерри Фремо, кинорежиссер, директор Каннского фестиваля

Кино добралось до России чуть больше века назад и за этот срок успело пройти огромный путь: от первых неловких черно-белых короткометражек до громкой мировой славы и побед на главных кинофестивалях Европы. С чего же все началось, как менялся и развивался отечественный кинематограф, и с какими картинами стоит ознакомиться, чтобы проникнуться культурой страны?

Пробой пера стали черно-белые немые документалки, снятые фотографами-энтузиастами. В 1908 году был поставлен первый в России художественный фильм, длящийся всего 10 минут — «Понизовая вольница» — экранизация фрагмента из пьесы Гончарова.

1910-е ознаменовались настоящим всплеском в киноиндустрии: в дело включаются такие режиссеры, как Евгений Бауэр (« Жизнь за жизнь ») и Яков Протазанов (и его легендарная « Пиковая дама »). Экранизируется всевозможная классика — отечественная и зарубежная — актеры изо всех сил стараются отыграть лицами и жестами то, что не могут произнести. Для современного зрителя игра артистов немого кино выглядит забавно, однако это были только первые, но смелые шаги в мир кинематографа.

1920-е

На смену классике приходит авангард. Цензоры еще толком не успели разобраться, что такое фильмы, поэтому режиссеры не имели особых ограничений и могли экспериментировать вволю, чем они, собственно, и пользовались. Навсегда остались в мировой истории « Броненосец «Потемкин» » Сергея Эйзенштейна (красный флаг в культовой сцене красили вручную), « Необычайные приключения мистера Веста… » Льва Кулешова, « Человек с киноаппаратом » Дзиги Вертова. Происходит множество открытий по части монтажа и техники съемки, которыми продолжают пользоваться и в современном кинопроизводстве.

1930-е

С приходом сталинского тоталитаризма свободе режиссеров настал конец. Появляются строгие запреты и ограничения, в фаворе — картины, прославляющие правительство. Да, многие мэтры прошлого десятилетия попадают в немилость, но все-таки находятся те, кому удается подстроиться под новые жестокие порядки, не потеряв «души» своего творчества: Георгий и Александр Васильевы (« Чапаев »), Михаил Ромм (« Ленин в Октябре »), Николай Экк (« Путевка в жизнь »), Григорий Александров и его жена и постоянная муза Любовь Орлова (« Веселые ребята »). Кроме того, кино теперь звучит.

1940-е

Фильмов в этот период снималось мало, и почти все они были посвящены одной теме — войне. Кино создавалось для народа, чтобы дать ему хоть какую-то поддержку и надежду. Однако в это время власти особенно усилили контроль над киноиндустрией. В прокат попадали только тщательно отобранные картины (« Радуга » Марка Донского, « Падение Берлина » Михаила Чиаурели), и всё же удавалось просачиваться в массы работам, которые критиковали власть (« Иван Грозный », мой личный фаворит Эйзенштейна).

1950-60-е

Времена оттепели, контроль цензуры ослаб, что позволило кинематографистам воплотить на экране множество смелых, необычных, новаторских задумок. «Золотую ветвь» Каннского фестиваля, первую и пока единственную для России, получила картина Калатозова « Летят журавли », Тарковский снял « Иваново детство » и скандального « Андрея Рублева ». Но после войны людям хотелось легкости и радости, поэтому наряду с артхаусом в кинотеатрах появляется множество комедий, любимых и современным зрителем (« Кавказская пленница » Гайдая, « Берегись автомобиля! » Рязанова, « Я шагаю по Москве » Данелии). Вновь возникает интерес к экранизации классики: выходят оскароносная « Война и мир » Бондарчука и « Гамлет » Козинцева.

Читайте также  Как снять головокружение

1970-е

Но вот закончилась оттепель, и многие достойные картины вновь оказались «на полке». Философия теснит на пьедестале популярности комедии. Режиссеров и сценаристов интересует человек, фильмы наполнены глубоким анализом личности (« Восхождение » Ларисы Шепитько, « Калина красная » Шукшина, « Сталкер », « Зеркало » и « Солярис » Тарковского). Однако по-прежнему огромным спросом пользуются ленты Гайдая, завоевывает любовь поклонников экранизация детективов Конан-Дойла, а Меньшов и его « Москва слезам не верит » приносят стране еще один Оскар.

1980-90-е

Рок-н-ролл оживает, поколение дебютантов сменяет мэтров, каждый новичок пробует привнести что-то свежее в советский кинематограф, зрители и молодые режиссеры скандируют в один голос: «Перемен! Требуют наши сердца…», — песня группы Кино «Мы ждем перемен!» звучала в культовой картине Соловьева « Асса » и запомнилась людям чуть ли не больше, чем сам фильм, став лозунгом новой эры кино. В это время, однако, на главных кинофестивалях России и Европы «гремят» ленты как признанных мастеров, так и начинающих — беспощадная « Иди и смотри » Климова, устроившая небольшую сексуальную революцию « Маленькая Вера » Пичула, дебютная для Тодоровского « Катафалк », а также « Астенический синдром » Киры Муратовой, где впервые в истории советского кинематографа прозвучала брань. Вместе с тем интерес российского зрителя к отечественным картинам теряется, и на то две причины: бешеная популярность фильмов, незаконно ввезенных с запада (например, «Терминатора»), и огромное количество «чернухи», производимой преимущественно молодыми кинодеятелями. Все чаще на экранах появляются криминальные драмы, похожие друг на дружку, но и среди них есть стоящие (« Брат » Балабанова, « Страна глухих » Тодоровского).

Как в России появился кинематограф. Отрывок из книги искусствоведа Игоря Беленького «История кино»

В начале 2019 года в издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга «История кино: Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство». Ее автор — историк кино Игорь Беленький перечисляет основные этапы становления кинематографа от конца XIX века до новейшего времени и рассказывает о знаковых картинах и великих режиссерах. «Инде» публикует фрагмент раздела «Как рождался кинематограф», посвященного развитию этого вида искусства в Российской империи.

Игор ь Беленький

Доцент кафедры экранного искусства Гуманитарного института кино и телевидения (ГИТР), искусствовед и переводчик, автор книг и учебных пособий по истории кино: «Франсуа Трюффо», «Дастин Хоффман», «Мэрилин Монро», «Лекции по всеобщей истории кино», «32 лекции по всеобщей истории кино», «Термины в истории кино. Глоссарий».

Как и повсюду в мире (за исключением США и Франции), толчком к развитию кинематографа в России послужили первые публичные сеансы Cinématographe братьев Люмьер, которые французский импресарио Рауль Гюнсбург провел 4 мая (по старому стилю) 1896 г. в Санкт-Петербурге, в саду «Аквариум», а через день, 6 мая, — и в Москве, в летнем саду «Эрмитаж». В этом же году состоялись и первые хроникальные съемки, приуроченные к знаменательному событию — восшествию на престол последнего русского царя Николая II. На церемонию Люмьеры прислали своего оператора Камила Серфа (хотя, по мнению Ж. Садуля, это был Франсис Дублие, снимавший под руководством М. Периго), и его съемки оказались, во-первых, первыми киносъемками на территории России, во-вторых, первой в мире актуальной политической кинохроникой, а в-третьих, породили первый жанр российского кино — «царскую хронику», которая затем снималась уже придворными фотографами вплоть до отречения царя в марте 1917 г.

Не худо бы отметить, что и в России были свои изобретатели киноаппаратов, например крестьянин-самоучка Иван Акимович Акимов. Фотограф-любитель, в 1896 г. он самостоятельно и независимо ни от кого создал стробограф. Другой русский изобретатель, Алексей Доминикович Самарский, в том же 1896-м (и тоже независимо и вполне самостоятельно) разработал конструкцию хрониматографа. Их творения, возможно, были не хуже французских, английских и немецких, но так и остались: у Акимова стробограф — в единственном авторском экземпляре, у Самарского хрониматограф — на стадии чертежей. В России, чтобы чего бы то ни было добиться, надобно жить долго.

Однако собственные фильмы в России появились не сразу после демонстрации люмьеровских лент. Первое, чем были заняты российские предприниматели, заинтересовавшиеся люмьеровским Cinématographe, — строительство кинотеатров. Первый в России и один из первых в мире открылся уже в мае 1896 г. в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте в доме №46. Репертуар ранних российских кинотеатров (они назывались электрическими театрами или иллюзионами) включал французские, немецкие, итальянские, английские фильмы, которые владельцы кинотеатров покупали или брали в аренду за рубежом, чаще во Франции, у Патэ, Гомона, Люмьеров. Поэтому сначала в России появились только прокатные компании, которые постепенно, с появлением первых фильмов, превращались в производственные: «П. Тиман и Ф. Рейнгардт» (первый из владельцев — бывший представитель Патэ, второй — табачный фабрикант), «Торговый дом Ханжонкова», т/д «И. Ермольев», «Торговый дом Харитонова». Были и более мелкие фирмы — Дранкова, Либкена, Перского. Кстати, именно Александру Евгеньевичу Дранкову принадлежит заслуга проведения (возможно, не всегда тактичного) двух хроникальных съемок Льва Толстого: одной в 1908 г. — для фильма «День 80-летия Л.Н. Толстого», а другой в 1910-м, незадолго до смерти писателя; кроме того, в 1908 г. Дранков организовал съемки, которые стали, как принято считать, первым художественным фильмом, снятым в России, — «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Это была экранизация песни «Из-за острова на стрежень».

С этого фильма и с этого года в России постепенно начинается выпуск отечественных картин. Примитивно снятая и сыгранная «Понизовая вольница» оказалась не только первой в российском кино — из нее рождается основное тематическое направление раннего кинематографа в стране, связанное с отечественной историей, литературой, театром, фольклором. Экранные лубки «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири» Василия Гончарова (1909); военно-исторический фильм «Оборона Севастополя» Василия Гончарова и Александра Ханжонкова (1911); экранизации, основанные на оперных либретто, — «Евгений Онегин» того же Василия Гончарова (1911); сюжеты из народной жизни — его же «Коробейники» (1910); этнографические фильмы — «Крестьянская свадьба», оператор Николай Козловский (1910); экранизации сказок — «Царевна-лягушка» (1911) и т. д. Среди особенностей ранних фильмов — сценическая манера исполнения, сохраняющая связь с театром, и съемки неподвижной камерой, так как в игровых фильмах любое движение камеры нередко считалось техническим браком.

Первым русским мультипликатором, по-видимому, был Александр Викторович Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, в 1906 г. создавший первый в мире кукольный мультфильм-балет «Пьеро и Коломбина», в котором фигурки танцевали на фоне неподвижных декораций, изображавших сцену. Фильм снят на 17,5-миллиметровую пленку. Из этого и нескольких других фильмов Ширяева на основе материалов его архива, полученных в 1995 г., режиссер Виктор Бочаров смонтировал фильм «Запоздавшая премьера» (2003).

Среди режиссеров раннего кино интереснее других работал Владислав Александрович Старевич, выдающийся российский мультипликатор, создавший в технологии объемной (кукольной) мультипликации несколько по-настоящему значительных произведений: «Прекрасная Люканида», «Месть кинематографического оператора», «Авиационная неделя насекомых» (все — 1912) и др. Свои фильмы Старевич творил в духе Мельеса, то есть кустарным способом: сам писал сценарии, сам изготавливал кукол (насекомых), сам снимал (покадровой съемкой), сам монтировал пленку.

Одним из наиболее значимых и удавшихся фильмов раннего российского кино надо назвать «Оборону Севастополя» (1911) Василия Гончарова и Александра Ханжонкова. Фильм представляет собой цепочку реконструированных событий обороны Севастополя во время Крымской войны 1853–1856 гг., возможно следующую ходу реальных фактов. Этому фильму, хоть он и лишен сюжета и элементарной драматургической конструкции, бессмысленно предъявлять драматургические претензии — лучше просто обозначить его жанр: реконструированная хроника, как мы с вами уже знаем, введенная в оборот еще Мельесом. Батальные сцены здесь, по-видимому, впервые в мире снимались двумя камерами с использованием панорам и ракурсных съемок. В съемках принимали участие регулярные подразделения русской армии и ветераны сражения за Севастополь с обеих сторон фронта — в финале они и предстают на экране. В оригинале фильм длился 1 час 40 минут. Это был первый российский и один из первых в мире полнометражный фильм.

Расцвет российского кинематографа 1910-х гг. приходится на период Первой мировой войны. Именно в это время и складывается кинематограф старой России в его тематическом и стилистическом своеобразии, а кинопроизводство достигает максимума (500 фильмов в 1916 г.). На экранах появляются фильмы, снятые в жанрах, уже почти никак не связанных с национальными традициями: детективы, в российской трактовке превратившиеся в истории о разбойниках («Сонька — Золотая ручка» Александра Чаргонина, 1915; «Разбойник Васька Чуркин» Евгения Петрова-Краевского, 1916); психологические драмы, в местных условиях осложненные мотивом социального неравенства («Дух времени» Андрея Андреева, 1915; «Позабудь про камин» Петра Чардынина, 1917), этот же мотив добавляется и к светской мелодраме («Жизнь за жизнь» Евгения Бауэра, 1916), и к мистической драме («Из мира таинственного» того же Бауэра, 1915; «Пиковая дама» Якова Протазанова, 1916).

Из всей этой кинопродукции наиболее творческим произведением, на мой взгляд, была «Пиковая дама». Формально это более или менее буквальная иллюстрация не столько даже пушкинской повести, сколько оперного либретто, смонтированная из достаточно больших статичных, сценически мизансценированных и сыгранных 34 эпизодов. «Уходы» в прошлое (своего рода флешбэки) и возвращение в настоящее время решены либо прямой монтажной склейкой в расчете на заметную разницу в костюмах, либо наплывом. В эпизоде, где Германн стоит напротив окна Лизы, применена любопытная «глубинная» композиция кадра — сверху вниз через плечо Лизы, через окно на улицу, где видна фигура Германна. Сегодня такая композиция показалась бы обыкновенной, но столетие назад она, естественно, воспринималась как новаторская, ибо условное пространство кадра обычно понималось в театральном смысле, как вариант плоскостной сценической мизансцены.

В некоторых эпизодах камера оператора Евгения Славинского неожиданно приходит в движение: например, ночной проход Германна по комнатам графини; неожиданность здесь не только в самом движении камеры, но и в чувстве, которое режиссер задумал выразить, — в волнении. Обычно оно передавалось метаниями персонажа по пространству экрана, как по сцене; у Протазанова «волнуется» сама камера. Протазанов был режиссером, мыслившим нестандартно, и в «Пиковой даме» он вполне самостоятельно пользуется таким приемом, как тень на стене, опередив и Роберта Вине, и Фрица Ланга, и Фридриха Вильгельма Мурнау, которые придут к тому же приему, ставшему «экспрессионистским», лишь спустя три, пять и шесть лет соответственно.

В условиях войны и назревавших социальных потрясений эти эскапистские фильмы отражали общие настроения упадка, растерянности, безысходности, утраченного счастья, в целом — пессимизма. Среди режиссеров того периода интереснее других работали Евгений Бауэр («Жизнь за жизнь», 1916; «Нелли Раинцева», 1916), Петр Чардынин («Позабудь про камин», 1917; «Молчи, грусть, молчи», 1918), Владимир Гардин («Крейцерова соната», 1914; «Война и мир», 1915), Яков Протазанов («Пиковая дама», 1916; «Сатана ликующий», 1917).

«История кино: Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство», Игорь Беленький, «Альпина Паблишер», 2019

Кинематограф России

Содержание

История российского кино

В 1990-е годы наступило затишье российского кинематографа. Из-за дефолта 1998 года финансировать кинопроизводство никто не собирался. В связи с такой ситуацией появлялось много мелких частных киностудий. Но иногда выходили такие значительные кассовые фильмы, как: «Анкор, ещё анкор!», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», «Ширли-мырли», «Особенности национальной охоты», «Вор».

Особенностью кинематографа России в 1990-е годы стало появление огромного количества фильмов, от просмотра которых у зрителя возникают смешанные чувства. В российских фильмах возросло количество киноляпов и неточностей, а техника актёрской игры ухудшилась.

После 2001 года стали появляться кинокомпании, которые в основном занимаются производством телевизионных фильмов и сериалов, в основном малобюджетных. К примеру, этим занимаются: «Амедиа», «КостаФильм», «ТелеРоман», «Форвард-фильм». Появились многочисленные телесериалы на криминальную тематику. Большой популярностью среди массового зрителя пользуются «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Агент национальной безопасности» с продолжениями и другие сериалы. Возникли и мелодраматические сериалы, рассчитанные на женщин. Большие рейтинги имеют «Обручальное кольцо», «Кармелита» и другие сериалы. С 2003 года в России стали выходить и мультипликационные фильмы, приносящие много прибыли. Стал огромно популярным мультипликационный бренд «Смешарики». После их успеха выходят такие популярные мультсериалы: «Маша и Медведь», «Лунтик и его друзья», «Фиксики».

Первые российские 3D-кинофильмы по технологии RealD Cinema и некоторым другим начали сниматься в 2007 году, однако они не имели большого успеха, так как фильмы были преимущественно любительскими. Более кассовые фильмы в таком формате появились только в 2010 году. Большой успех пришёл к мультфильму «Белка и Стрелка. Звёздные собаки».

В 2010 году вышло 98 художественных фильмов российского производства [1] . А в 2011 году вышло 103 российских фильма [2] . Свой вклад в возрождение отечественного кинематографа внесла Русская Православная Церковь, при её участии на экраны страны вышли художественные фильмы «Остров», «Поп», «Орда» и другие киноленты.

На сегодня российское кино носит преимущественно развлекательный характер. Это объясняется тем, что многим режиссёрам, особенно в области телевизионного кино, такие фильмы приносят много прибыли. Ещё одна причина состоит в накоплении высокого рейтинга таких фильмов среди зрителей. Однако в России снимаются и такие серьёзные кинокартины, как «Ворошиловский стрелок », «В августе 44-го…», «Брат», «Стальная бабочка», «Остров (фильм, 2006)» и другие. Кинематограф России характеризуется обилием фильмов, в основном для массового зрителя, на криминальную, комедийную и историческую тематики. Но в общем плане общая стилистика российского кино ещё только формируется.

Читайте также  Как определить астму

Творчество режиссёров России часто критикуется зрителями и профессиональными критиками. Но самое большое количество критики написано о творчестве Никиты Михалкова. Критика фильмов знаменитого режиссёра часто носит отрицательный характер, однако бывают и восторженные отзывы. Самыми известными, а значит, самыми критикуемыми фильмами Михалкова являются «Сибирский цирюльник», «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» и «Утомлённые солнцем 2: Цитадель». Много критики пишется и на Фёдора Бондарчука и Тимура Бекмамбетова.

Самые кассовые российские фильмы

Ниже представлен перечень 10 самых кассовых российских картин в истории проката (без учёта инфляции). Цифры даны на 5 февраля 2012 года [3] .

# Наименование Год Общие сборы, $ Из них в России, $
1 «Ирония судьбы. Продолжение» 2007 55 635 037 49 918 700
2 «Дневной Дозор» 2006 38 862 717 31 965 087
3 «Адмиралъ» 2008 38 135 878 34 518 207
4 «Ночной Дозор» 2004 33 951 015 16 239 819
5 «Самый лучший фильм» 2008 30 496 695 27 587 835
6 «Высоцкий. Спасибо, что живой» 2011 27 544 905 27 544 905
7 «Монгол» 2007 26 690 277 6 504 128
8 «Ёлки 2» 2011 26 231 525 26 231 525
9 «9 рота» 2006 25 555 809 25 555 809
10 «Иван Царевич и Серый Волк» 2011 24 830 497 24 830 497

См. также

  • Киноиндустрия в России
  • Независимое российское кино
  • Кооперативный кинематограф
  • День российского кино
  • Кинематограф Российской империи
  • Кинематограф СССР

Примечания

  1. IMDb: Most Popular Feature Films Released In 2010 With Country of Origin Russia
  2. IMDb: Most Popular Feature Films Released In 2011 With Country of Origin Russia
  3. КиноПоиск. Ру: Самые кассовые фильмы

Ссылки

  • Александр ФедоровРоссийское кино: очень краткая история. Кино-театр.ру (10 января 2007). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.Проверено 28 ноября 2008.
  • Анна Гаврилова«Интеллектуальное кино России стоит с протянутой рукой». «Скепсис» (январь — сентябрь 2006). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.Проверено 28 ноября 2008.
  • Алексей ХодорычКино российского разлива. Коммерсантъ «Деньги» (05 июля 2004). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.Проверено 28 ноября 2008.
  • Нужна ли нам правда жизни в кино? (беседа с Д. Астраханом и Ю. Грымовым на «Эхо Москвы», 23.01.2010)

Литература

  • Д. Астрахан«Кино, которое мы потеряли, кино 90-х»

  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кинематограф СССР
  • Закон больших чисел

Смотреть что такое «Кинематограф России» в других словарях:

Кинематограф Российской империи — Кинопромышленник Александр Ханжонков. Кинематограф Российской империи (рус. дореф. Синематографъ) бурно развивался в период с 1907 по … Википедия

Кинематограф СССР — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Советское кино киноискусство и киноиндустрия в СССР … Википедия

Кинематограф Европы — Европейское кино собирательное название для европейских киношкол. Европейское кино старейшее в мире. По популярности даже в самой Европе оно уступает американскому, но по уважению со стороны кинокритиков возможно даже превосходит.… … Википедия

Кинематограф Бельгии — Бельгийское кино киноискусство и кино индустрия Бельгии. Содержание 1 История 1.1 1930 1980 1.2 1980 2000 2 … Википедия

Кинематограф Индии — представлен фильмами снятыми в различных регионах страны и включает в себя кинематографы штатов Андхра Прадеш, Ассам, Гуджарат, Харьяна, Джамму и Кашмир, Карнатака, Керала, Махараштра, Орисса, Пенджаб, Тамилнад и Западная Бенгалия. Кинематограф… … Википедия

Кинематограф Вьетнама — Кинематограф Вьетнама это отрасль культуры и экономики, занимающаяся производством и демонстрацией фильмов зрителям, развивавшаяся на территории современного Вьетнама существовавшими ранее государствами (Французский Индокитай, Южный Вьетнам … Википедия

Кинематограф Аргентины — один из видов художественного творчества в Республике Аргентина, национальный стиль и способ подачи кинематографического материала, а также экономические взаимоотношения, связанные с процессом производства и прокатом созданных произведений … Википедия

Кинематограф Кореи — Кинематограф Кореи один из видов художественного творчества государств Корейского полуострова, национальный стиль и способ подачи кинематографического материала. После разделения Кореи в 1945 году дальнейшее развитие этого сегмента… … Википедия

Кинематограф Корейской Народно-Демократической Республики — Кинематограф Корейской Народно Демократической Республики один из видов художественного творчества в КНДР, национальный стиль и способ подачи кинематографического материала, его общественно политическое регулирование и использование в… … Википедия

Кинематограф Республики Корея — Кинематограф Республики Корея один из видов художественного творчества в Южной Корее, сложившийся национальный стиль и способ подачи кинематографического материала, а также экономические взаимоотношения, связанные с процессом производства и … Википедия

История кинематографа в России: основные этапы развития

История российского кинематографа началась достаточно давно – с первых документальных фильмов обычных фотографов. Началом кинематографа в России принято считать рождение «Великого Немого» в 1898 году. История отечественных фильмов прошла нелегкий путь, гордо преодолевая жесткую цензуру.

С чего все начиналось?

История говорит, что появился кинематограф в России в начале 20 века и был привезен французами. Но это не помешало фотографам быстро освоить операторское искусство и уже в 1898 году выпустить первые документальные ролики. Но только спустя 10 лет режиссер Александр Дранков создал первый русский фильм – «Понизовая вольница». Это было рождение великого немого кино на территории России, картина была черно-белая, немая, короткометражная и тем не менее весьма трогательная.

Работа Дранкова запустила механизм производства кино, и уже в 1910 году такие мастера режиссуры, как Владимир Гардин, Яков Протазанов, Евгений Бауэр и другие, создавали достойное кино, экранизировали русскую классику, снимали мелодрамы, детективы и даже боевики. Вторая половина 1910-х подарила миру таких известных деятелей, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Первый кинематограф в России – яркий период в развитии отечественного кино.

Октябрьский переворот – период с 1918 по 1930 год

Октябрьская революция 1917 года стала настоящим путеводителем российским кинорежиссерам на Запад. А военное время и вовсе было не лучшим для развития кино. Закрутилось-завертелось все снова в 20-х годах, когда вдохновленная революцией творческая молодежь оставила новое слово в развитии российского кино.

«Серебряный век» сменил советский киноавангард. Следует отметить такие экспериментальные картины Сергея Эйзенштейна, как «Броненосец Потемкин» (1925 г.) и «Октябрь» (1927 г.) Широкую известность ленты получили преимущественно на Западе. Этот период запомнился такими режиссерами и их картинами, как Лев Кулешов – «По закону», Всеволод Пудовкин – «Мать», Дзиги Вертов – «Человек с киноаппаратом», Яков Протазанов – «Процесс о трех миллионах» и другие. Кинематограф 20 века в России – самый яркий период в истории существования российского кино.

Времена социального реализма – 1931-1940 годы

История кинематографа в России данного период начинается с великого события – в российском кино появилось звуковое сопровождение. Первым звуковым фильмом считается «Путевка в жизнь» Николая Экка. Царивший в то время тоталитарный режим контролировал фактически каждый фильм. Именно поэтому, когда знаменитый Эйзенштейн вернулся на родину, пустить в прокат свою новую картину «Бежин луг» ему так и не удалось. Режиссеры столкнулись с жесткой цензурой кинематографа в России, поэтому фаворитами 30-х годов стали те, кому удалось не только освоить звуковое кино, но и воссоздать идеологическую мифологию Великой Революции.

Свой талант успешно приспособили к советскому режиму такие режиссеры: Братья Васильевы и их «Чапаев», Михаил Ромм и «Ленин в Октябре», Фридрих Эрмлер и «Великий гражданин». Но на самом деле все было не так плачевно, как может показаться на первый взгляд. Сталин понимал, что на «идеологических» хитах далеко не уедешь. Здесь настал звездный час известного режиссера Григория Александрова, который стал настоящим королем комедии. А его жена Любовь Орлова – главной звездой экранов. Самые популярные фильмы Александрова – «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга».

Роковые сороковые года – 1941-1949

Война изменила все. Именно в это время появляются полнометражные фильмы, где война уже была не полна легких побед и романтических событий, в кино пытались отразить всю жестокость, что происходила на фронте. К первым реальным военным фильмам можно отнести «Радугу», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя». В это время свет увидела последняя картина С. Эйзенштейна – шедевральная трагедия «Иван Грозный». Предполагался выпуск второй серии этого фильма, однако он был запрещен Сталиным.

Громкая победа, которая была завоевана ценой десятков миллионов людей, вызвала волну кино и новый виток в истории кинематографа в России, основывалась она на культе личности Сталина. К примеру, кремлевский режиссер М. Чиаурели в своих фильмах «Клятва» и «Падение Берлина» возвышал Сталина, представляя его чуть ли не божеством. К концу 40-х отслеживать каждую картину было достаточно сложно, поэтому советская власть придерживалась принципа: лучше меньше, да качественнее, чтобы в лучших традициях «соцреализма». Шедеврами того времени стали следующие ленты: «Сталинградская битва», «Жуковский», «Весна», «Кубанские сказки». Развитие кинематографа в России в те года основывалось на культе личности Сталина.

Оттепель – 1950-1968 годы

Настоящая кинооттепель началась после смерти Сталина. Вторая половина пятидесятых стала настоящим кинобумом не только в плане резкого увеличения производства фильмов, но и в появлении новых режиссерских и актерских дебютов. Данный период был весьма успешным для российского кинематографа. Стоит отметить картину Михаила Калатозова и Сергея Урусевского «Летят журавли», которая получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Переплюнуть успех знаменитого режиссера и оператора и взять «ветвь» в Каннах не удалось ни одному российскому фильму. Самые заметные фигуры того периода – Григорий Чухрай с его «Балладой о солдате» и «Чистым небом», Михаил Ромм показал, что он еще в силах снимать достойное кино, и показал миру шедевральную картину «Обыкновенный фашизм».

Эпоха комедий

Режиссеры начали поднимать проблемы простых людей в своих лентах, например мелодрамы Марлена Хуциева – «Весна на Заречной улице» и «Два Федора» – успешно вышли в широкий прокат. Истинное удовольствие получили зрители от комедий великого Леонида Гайдая – «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука». Нельзя не упомянуть комедию Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля!».

Помимо комедий и Каннского фестиваля, период оттепели в кино подарил миру оскароносную «Войну и мир» С. Бондарчука, картина вызывала настоящий ажиотаж. Но данный период подарил нам не только великих режиссеров, но и не менее талантливых актеров. 50-60-е годы стали звездным часом для Олега Стриженова, Вячеслава Тихонова, Людмилы Савельевой, Анастасии Вертинской и многих других талантливейших актеров.

Конец оттепели – 1969-1984 годы

Данный период времени для российского кинематографа оказался непростым. Жесткая кремлевская цензура не позволила поделиться своим творчеством многим талантливым режиссерам. Но, несмотря на сложности в развитии кинематографа, в те годы посещаемость кинотеатров в России занимала лидирующие позиции во всем мире. Не один десяток миллионов зрителей с большим удовольствием смотрели комедии Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Эльдара Рязанова, Владимира Мотыля, Александра Митты. Фильмы этих великих режиссеров – настоящая гордость российского кино.

Настоящий бум произвели мелодрама В. Меньшова «Москва слезам не верит», которая взяла «Оскар» за лучший иностранный фильм, и боевик Бориса Дурова «Пираты 20-го века». И, конечно же, всего этого не было бы без талантливейших актеров, таких как Олег Даль, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Николай Еременко, Маргарита Терехова, Людмила Гурченко, Елена Соловей, Инна Чурикова и другие.

Перестройка и кино – 1985-1991 годы

Главная особенность данного периода – ослабление цензурного гнета. После реабилитации Элем Климов и его картина «Иди и смотри» стал лауреатом Московского кинофестиваля 1985 года. По праву это кино можно отнести к беспощадному реализму Второй мировой войны. Послабление цензуры поспособствовало появлению первого российского фильма с откровенными сценами – «Маленькая Вера» Василия Пичулы, снятая в 1988 году.

Однако общество переходило в эпоху телевидения, американские фильмы поступали на отечественный рынок, и посещаемость кинотеатров резко снизилась. Несмотря на снижение внимания к российским фильмам со стороны зрителя, на Западе российские режиссеры стали желанными гостями множества международных фестивалей. 1991 год стал завершающим этапом в существовании Советского Союза, отразилось это и на кинематографе.

Читайте также  Как пройти полиграф

Лишь немногие из отечественных фильмов доходили до кинопроката, зато популярность получили так называемые видеозалы, в которых транслировались такие желанные западные фильмы типа «Терминатора». Понятие цензуры фактически отсутствовало, на прилавках специализированных магазинов можно было отыскать все, что угодно. Отечественное кино не пользовалось спросом у людей, фильмы для массовой аудитории снимались непрофессионально, с бедной постановкой.

Постсоветское кино в России – 1990-2010

Конечно же, развал Советского Союза повлиял на отечественный кинематограф, и российское кино еще долго находилось в упадке. Дефолт 1998 года больно ударил по режиссерам, финансирование кинопроизводства резко сократилось. Дабы не загубить кинематограф и иметь хоть какой-то шанс к развитию, открывались маленькие частные киностудии. Самыми кассовыми на те времена стали комедии «Ширли-мырли», «Особенности национальной охоты», а также фильмы «Вор» и «Анкор, еще анкор!». Кинематограф в 90-е годы в России переживал не лучшие времена.

Криминальное кино

Настоящий фурор в российском кинематографе произвела картина «Брат», выпущенная в 1997 году Алексеем Балабановым. Нулевые же ознаменовались рождением кинокомпаний, которые производили телевизионные фильмы и сериалы. Самыми популярными из них стали «Амедиа», «КостаФильм» и «Форвард-фильм». Особым успехом у зрителей пользовались криминальные сериалы, такие как «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург» и так далее. Такие сериалы отражали реалии непростых 90-х. У Женской аудитории пользовались большой популярностью мелодраматические сериалы, например «Обручальное кольцо», «Кармелита».

2003 год подарил миру замечательные и достаточно прибыльные мультипликационные фильмы, такие как «Смешарики», «Маша и Медведь», «Лунтик и его друзья». Кинематограф постепенно восстанавливался от длительного кризиса, и уже в 2010 году было выпущено 98 художественных фильмов, а в 2011 г. – 103. Немалые усилия к возрождению отечественного кино приложила Русская Православная Церковь, благодаря которой на экраны вышли такие картины, как «Остров», «Поп», «Орда».

Расцвет после кризиса

Первыми достойными драматическими картинами после кризиса стали «Ворошиловский стрелок», «В августе 44-го» и «Остров». 2010 год стоит отметить как год создания новой волны «урбореализма». Корни данного направления уходят глубоко в советское кино, где стремились показать обычную жизнь простого человека. К таким фильмам можно отнести «Упражнения в прекрасном», «Шапито-шоу», «Караки», «О чем говорят мужчины» и так далее.

Уже с 90-х годов и по сей день в республиках Российской Федерации формируется свой собственный кинематограф. Эти фильмы имеют местное распространение, так как сняты на национальных языках республик. А в некоторых регионах популярность таких локальных фильмов выше, чем у модных современных американских блокбастеров.

Современный кинематограф в России

На сегодняшний день российский кинематограф носит развлекательный характер. Фактически 95 % фильмов выпускаются именно в таком жанре. Объясняется такая тенденция просто – высокая прибыль и рейтинги на телевидении. Самые популярные жанры отечественного кино – криминал, комедия и история. Большая часть действительно достойных фильмов – подражание Голливуду. В последнее время пошла волна на возрождение советского кино, но критики отмечают данные проекты как неудачные.

Большинство режиссеров России часто подвергаются критике не только со стороны зрителей, но и профессионалов в области кино. Самые критикуемые режиссеры – Никита Михалков, Федор Бондарчук и Тимур Бекмамбетов. Многие критики пишут о том, что в России снизилось качество выпускаемых картин, а также некоторые специалисты отмечают низкую изобретательность сценаристов.

К современникам относятся следующие режиссеры: Юрий Быков, Николай Лебедев, Федор Бондарчук, Никита Михалков, Андрей Звягинцев, Сергей Лобан, Тимур Бекмамбетов и другие.

Как в России появилось кино

  • Новости
  • Газета района «Вестник»
  • О районе
    • История района
    • Официальная символика
    • Устав района
    • Территория и население
    • Карта района
    • Почетные граждане
    • Книга почета района
    • Районное СМИ
  • Администрация района
    • Глава района
    • Должностные лица МСУ
    • Структура
    • Официальные документы
    • План работы
    • График приема
    • Муниципальная служба
    • Подведомственные организации
    • Результаты проверок
  • Муниципальное Собрание
    • Председатель Муниципального собрания
    • Депутатский корпус
    • Структура муниципального Собрания
    • График приема граждан депутатами
    • Официальные документы
    • Контрольно-счетный орган
  • Муниципальные образования
  • Интернет-приемная
  • Фото
  • О сайте
  • Экономика и финансы
  • Имущество, земля и сельское хозяйство
  • Строительство и ЖКХ
  • Социальная сфера
  • Муниципальные программы
  • Муниципальный контроль
  • Обеспечение безопасности населения
  • Антитеррористическая комиссия
  • Антинаркотическая комиссия
  • Реализация антикоррупционной политики
  • Страница инвестора
  • Обращения граждан
  • Вакансии в районе
  • Справочная информация
  • Перечень информационных систем
  • Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг
  • Малый и средний бизнес
  • Вопросы защиты прав потребителей
  • Градостроительное зонирование
  • Административная комиссия
  • Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
  • ТИК Татищевского МР

История кино в России

Указом Президента Российской Федерации 2016 год в России объявлен Годом российского кино.

Наши публикации об истории зарождения кинематографа в России, его развитии, о достижениях наших знаменитых земляков, о сегодняшнем молодом поколении, которое пробует себя на этом поприще, достигая не плохих результатов…

История зарождения кинематографа в дореволюционной России.

4 (16) мая 1896 года 120 лет назад в Санкт-Петербурге в летнем увеселительном саду « Аквариум » в антракте между 2-м и 3-м отделениями оперетты « Альфред-паша в Париже » состоялся первый кинопросмотр в России. Сеанс длился около десяти минут и состоял из коротких сценок — фильмов первой программы братьев Люмьер: « Прибытие поезда на вокзал », « Выход рабочих с фабрики Люмьер », « Политый поливальщик ».

« Петербургский листок » отметил, что восторг зрителей был громадный, так что по требованию публики пришлось ещё раз показать картину прибытие поезда ».

В том же году операторами компании Люмьеров были осуществлены первые документальные съёмки коронации Николая II.

Своим появлением в России кинематограф произвёл настоящий фурор. Его считали настоящим чудом, началом новой эпохи в истории человечества. Движущиеся картинки вызывали бурю эмоций у представителей абсолютно всех слоёв общества. У кого-то восхищение, у кого-то удивление, а у кого-то даже страх. Например, М. Горький в своей статье « Синематограф Люмьера » писал: «… страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных. Уж не намёк ли это на жизнь будущего? Что бы то ни было — это расстраивает нервы. Этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности, можно безошибочно предречь широкое распространение ».

В начальный период распространения кинематографа зрителям предлагались фильмы исключительно иностранных кинофирм. Начать собственное кинопроизводство мешало отставание техники: кино — и электроаппаратуры, химикалий, пленки. Вплоть до 1908 года вклад российских предпринимателей в кинематограф ограничивался прокатом импортных фильмов и эпизодическими съёмками документальных короткометражных лент (обычно для местного показа). Исключением были документальные съёмки эпизодов из жизни царской семьи. Первый фильм оператора А. Дранкова « Понизовая вольница » (« Стенька Разин ») обошёл всю страну. Он являл собой экранизацию известной народной песни. Фильм состоял из 6 сцен и 7 надписей. Выходу на экран фильма о Разине предшествовала широкая реклама. Поскольку фильмы были « немыми », их демонстрацию сопровождали « живой » музыкой — импровизированным музыкальным аккомпанементом.

Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России.

Вслед за крупнейшими городами Российской империи демонстрация начинается в менее значительных губернских и уездных городах и даже с ё лах. Появляются десятки и сотни мелких предпринимателей, приобретающих проекционные аппараты с комплектом фильмов к ним и путешествующих по «градам и весям» огромной страны. В одних случаях сеансы кино включаются в программы варьете, цирков, ярмарочных балаганов, в других — устраиваются в виде самостоятельных представлений, конкурирующих с этими зрелищами.
Начиная с 1903-1904 годов в крупнейших, а потом и в более мелких городах появляются стационарные «электротеатры», так называемые «иллюзионы». Это дало мощный толчок производству фильмов. Бродячий кинематограф мог обходиться одной-двумя программами, так как всякий раз имел дело с новой аудиторией, и одни и те же ленты могли демонстрироваться до полного их износа. Стационарный же «электротеатр» нуждался в постоянном обновлении репертуара, требовал все новых и новых картин. Владельцам «иллюзионов» стало невыгодно приобретать ленты в собственность, ибо после нескольких сеансов они теряли ценность для данного предприятия. Однако они могли демонстрироваться в другом. Возникла практика перепродажи и обмена картин, а затем, с 1906 года, их проката специально созданными для этого фирмами, что в свою очередь стимулировало дальнейшее развитие сети стационарных «электротеатров» и в свою очередь — дальнейшее расширение производства картин.

Это время было непростым для России — только что закончилась революция 1905 г ода , в стране наступили годы реакции. Но постепенно начинает возрождаться экономика, и внимание предпринимателей привлекает новая область — кинематограф.

Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы ( « Песнь про купца Калашникова » (1909), « Идиот », « Бахчисарайский фонтан »), народных песен ( « Ухарь-купец ») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории ( « Смерть Иоанна Грозного », « Пётр Великий »).
В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм « Оборона Севастополя », совместно поставленный Ханжонковым и Василием Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — « Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами », « Стрекоза и Муравей » (1913) в постановке Владислава Старевича.

В 1913 году в России работает 1412 кинотеатров, из них 134 — в Петербурге и 67 — в Москве.

В годы Первой мировой войны в России резко сократился приток зарубежных фильмов. Вместе с тем зрители все больше посещали кинотеатры, кино стало самым демократичным и самым дешевым видом развлечения. Правительство стало уделять кинопроизводству значительно больше внимания, поскольку оно способствовало информации населения о ходе военных действий, помогало поднимать патриотический дух народа, не понимавшего необходимости войны.

Рождение советского кино.

Первый советский орган, регулирующий развитие кинематографа – Киноотдел Внешкольного совета Государственной комиссии по регулированию появился только в январе 1918 года. В этот же период появились первые послереволюционные распоряжения В.И. Ленина:

отправить в Америку несколько экземпляров кинохроники, отображающей Октябрьские события;

выделить на развитие материально-технической базы зарождающегося кинематографа финансовые средства в отечественной и иностранной валюте.

В 1918-1919 годах активно стали применяться возможности кинематографии наряду с лекциями проводимыми активистами агитационных паровозов и пароходов ВЦИК. Особой популярностью пользовались кинохроники.

Дн ё м рождения советского киноискусства считается 27 августа 1919 года. В этот день В.И. Ленин подписал Декрет о национализации фотографической и кинематографической торговли и промышленности и передачи в ведение Народного комиссариата по просвещению.

Становление советского кинематографа в Саратовской губернии и в Татищевском районе.

В 1918 году в Саратовской губернии был образован Отдел искусств Совета народного образования Саратовского губисполкома. Актуальность мобильных передвижных киностанций объяснялась трудностями в открытии стационарных установок из-за отсутствия электрификации на селе или экономической маломощности электростанций. Кинопередвижки должны были решить эти вопросы. Они были способны обслуживать не только волостные центры, но и сёла, находящиеся в районах волости.

Саратовский губполитпросвет и Нижне-Волжское отделение « Совкино » для выполнения задач по кинофикации деревень Саратовской губернии предложил коммерческим кинотеатрам обязательное приобретение минимум по одной передвижке. На решение вопросов кинофикации выделялось не менее 20000 рублей из средств местного бюджета в счёт пятилетнего плана работ Саратовского губполитпросвета. « Предложение это тем более выполнимо, что затрата указанных средств потребуется не единовременно, так как Отделение « Совкино » берётся предоставить кинопередвижки на условиях внесения задаточной суммы в момент приобретения в размере 25 %, остальную же часть векселями, сроком на 1,5 года, с оплатой их ежемесячно в равных долях ».

Таким образом, в 1920-х гг. кинематограф в деревне, признаётся одним из важных участков идеологической работы. Был выбран курс на просвещение Российской деревни, в том числе и Саратовской губернии.

В докладной записке заведующего подотделом Саратовского губполитпросвета А. П. Назарова в президиум губисполкома по кинофикации занесены следующие сведения: « к ноябрю 1927 года в Саратовской губернии насчитывалось 27 кинопередвижек, что по отношению к 105 волостям, входившим в губернию составили 22,8% » [ ГАСО. Ф. Р-521. Оп. 1. Д. 2465].

В Татищевском районе первые кинопередвижки появились в 1929 году, когда было образовано кинотоварищество (по материалам Т.И. Головановой заврайархивом).

По данным на 1929 год в Татищевском районе насчитывалось 7526 насел ё нных пунктов, и действовало всего 2 кинопередвижки, поэтому было понятно, почему они непрерывно колесили по всему району. Колесили в прямом смысле слова — на конной подводе.

Передвижки были вооружены кинопроектором и динамо-машиной « ГОЗ », киноэкраном в специальном футляре, художественным и агитационными фильмами.

Фильмы демонстрировались на улице, нардомах или в школах. Кино вызывало большой интерес у сельских жителей, и люди приезжали на просмотр фильмов целыми семьями за 10 — 20 вёрст. Кинопередвижки буквально разрывали на части, приглашая то в одно, то в другое село, не предусмотренное маршрутом.

В 1929 году уже началась большая работа по внедрению звукового кино. На смену « великому немому » пришло, как тогда говорили, « говорящее кино ». Первыми звуковыми советскими фильмами снятыми в 1931 году были: « Путевка в жизнь » и « Златые горы ». Каждая кинокартина держалась на экране около месяца . Продолжение следует.

Управление культуры и общественных отношений администрации муниципального района

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: