Как узнать возраст иконы

Критерии и правила проведения оценки икон

Традиция иконописного искусства существует на территории России сотни лет и включает объединение множества техник живописи и прикладного творчества. Иконы на рынке антиквариата представляют особый интерес, связанный с возможностью использования их не только как предмета интерьера, но и как части вероисповедания. Оценка икон — сложная процедура, в рамках которой часто команда оценщиков и экспертов изучает предмет искусства, определяет подлинность и анализирует все данные для определения рыночной цены.

Целью такой услуги может быть заключение договора купли-продажи, страхование иконы или использование ее в качестве залога, а также подготовка к аукциону.

Определение подлинности

Очень важной и даже одной из основных задач является определение подлинности иконы. Подделку плохого качества определить несложно, но как быть с высококачественными или с частичными подделками? Случается так, что основная часть иконы была написана в тот период, к которому ее и относят, а остальная — гораздо позже. Позже могут вноситься и некоторые исправления к основной работе. Поэтому часто оценка старинных икон не проходит без участия высокоточного лабораторного оборудования, которое используется для того, чтобы определить возраст иконы.

Начинается работа оценщика с тщательного осмотра иконы, при этом особое внимание уделяется основе. Далее изучается грунт и возможные вмешательства. Все эти исследования проводятся без нарушения целостности произведения. На небольшом участке изучается грунт с применением методики зондажей. Сама живопись исследуется под микроскопом. Дополнительно для этого могут применяться рентгеновские или ультрафиолетовые лучи.

Что входит в оценку стоимости?

Как узнать стоимость иконы? Всегда, когда вы заказываете оценку стоимости антикварного изделия, нужно понимать, что независимо от мнения того или иного эксперта стоимостью предмета будет лишь та, за которую у вас ее купят и вы согласитесь ее продать. Экспертная оценка в основном нужна, чтобы ориентироваться в приблизительной стоимости, и не быть в дальнейшем обманутым при совершении сделки.

Оценить икону возможно только «вживую». В интернете можно найти множество предложений оценить стоимость иконы по фото, но это будет неточная оценка. По фото невозможно определить ряд нюансов, в том числе и подлинность иконы. Хотя есть исключения из этого правила. Некоторые виды икон делались часто и повторялись во множестве подобных друг другу экземпляров, оценить такую икону по фото вполне реально.

Оценка производится по ряду критериев:

  • возраст иконы;
  • автор произведения, происхождение;
  • наличие отметок, дат, клейм;
  • использование драгоценных материалов;
  • состояние иконы, в том числе и подлежит ли она реставрации;
  • комплектность;
  • размер.

Кроме оценки самой иконы, стоимость может иметь и оклад. Особенно ценятся оклады из серебра или с позолотой, бывает даже так, что их украшают с использованием полудрагоценных или драгоценных камней. Нередко при этом сам оклад имеет более высокую стоимость, чем образ. Такие иконы часто можно встретить в разрушенных церквях или старинных домах.

Еще одним очень важным фактором для иконы является сюжет, который на ней изображен. Для православных очень важен такой параметр, потому что это сильно влияет на назначение иконы. Например, женщины часто предпочитают иконы с образом Богородицы, а некоторые иконы должны быть парными. Парные иконы приобретаются на обряд венчания в новую семью. Если икона имеет чудодейственные силы, может исцелить, то она также будет стоить дороже.

Собрав всю нужную информацию и выбрав методику определения стоимости, которая включает в том числе и назначение оценки, специалист определяет цену. Часто фирмы предоставляют отчет, в котором, помимо рыночной, указывается также страховая и аукционная стоимость иконы. В отчете должны, кроме того, быть указаны доказательства и доводы, на основе которых были произведены оценочные расчеты.

Художественная и рыночная оценки

Перед тем как определить ценность иконы при помощи профессионалов, многие обращаются на форумы к друзьям или к оценщикам по фотографиям через интернет. Некоторые пытаются узнать стоимость икон при обращении к работникам музея, однако в этих случаях лучшее, что вы сможете получить, — это художественная или историческая ценность. Для продажи имеет значение только рыночная стоимость. В чем же разница этих двух понятий?

Художественная оценка представляет собой стоимость иконы как предмета искусства. Более того, речь идет об иконе именно как о картине. Тут очень важно знать, кто был ее автором, какие были использованы техники при написании и что конкретно на иконе изображено. Историческая оценка позволяет отнести икону к какому-либо событию в истории, что тоже поднимет ее цену в случае, если покупателю она будет интересна, в том числе и с этой точки зрения.

Наиболее реальная стоимость, если будет оценивать эксперт, который является антикваром. Потому что, кроме определения ряда факторов, таких как материалы, из которых изготовлен образ, историческая ценность, необходимо изучить рынок спроса и предложения, и это будет основополагающим фактором в оценке иконы.

Часто можно встретить такой вопрос: сколько стоит икона, например, XV века, изготовленная на дереве? На самом деле вопрос не совсем правильный и точно ответить на него невозможно. Не так уж много в стоимости антикварной иконы составляет ее возраст, намного больший «вклад» вносит имя мастера и его способности, а также популярность иконы. Кроме того, в любое время одним из основных факторов является вкус покупателя.

Как продать икону?

Сейчас имеется довольно много мест, где можно продать икону, не переживая за незаконность сделки или обман со стороны покупателя. В первую очередь это магазины антиквариата, можно также продать икону через аукцион, особенно если она имеет высокую стоимость. Есть еще вариант продажи непосредственно коллекционеру, но такую сделку заключить довольно сложно, так как они зачастую опасаются непроверенных продавцов.

Наиболее приемлемым вариантом является продажа предмета искусства через специализирующуюся на этом фирму. Она поможет не только найти подходящего покупателя и, насколько возможно, выгодно продать икону, но и максимально правильно определить ее стоимость. Огромный плюс таких фирм в наличии обширной базы потенциальных покупателей.

Если же вы собираетесь покупать икону, то обратите внимание что образ, хранившийся в частных владениях, может иметь скрытые дефекты, так как условия его содержания сильно отличались от необходимых. Другое дело галерея или иное специальное учреждение, большинство из них обладают нужными условиями. В интернете можно встретить объявление с предложением дешево купить икону и, перейдя по ссылке, увидеть невысокие цены на иконы. С такими объявлениями нужно быть осторожнее, так очень легко нарваться на подделку: старинные иконы дешево стоить не могут. В большинстве случаев вам просто подсунут красивую копию.

Покупка старинных икон представляет собой распространенный способ инвестирования. Популярность иконы как предмета коллекционирования не падает никогда, потому что она является частью культурного наследия нации. Икона — прекрасный подарок маме или папе, любимому человеку или дорогому сердцу другу, вне зависимости от их социального статуса. Коллекционирование икон несет в себе больший духовный смысл, чем собирание коллекций всего остального.

Важно использовать неразрушающие методы исследований

Вопросами изучения памятников искусства традиционно и вполне естественно занимаются специалисты гуманитарных дисциплин, однако ни одна современная экспертиза памятника искусства не обходится без исследования в лаборатории для получения точных данных. Датированием предметов иконописи сегодня, как и раньше, занимаются историки искусства, анализирующие не только стилистические особенности памятника, но и данные, полученные в ходе химико- и физико-технологических исследований.

Возможности современных лабораторий, где изучают живопись, действительно велики — это и исследование живописи в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазоне излучения, рентгенографирование, компьютерная томография, изучение микрошлифов, химические анализы пигментов и покрытий, макрофотографии. Проанализировав эти данные в совокупности, можно получить большой блок информации: сохранность авторской живописи, ее характер, количество разновременных вмешательств, количество лаковых покрытий, состояние деревянной основы. Однако все это нисколько не умаляет классический метод датирования иконописи, который базируется на стилистическом или иконографическом анализе и на поиске источников. Аналитика архивных данных небезосновательно играет очень серьезную роль в вопросе датирования.

Соотнесение исторических сведений о датах правления князей и царей, датах военных походов, перенесения икон, прославлений святых, сопоставление исторических дат с церковным календарем, времени построек соборов и освящений престолов — все это становится неоспоримым основанием для датирования многих памятников, так как может быть непосредственно связано с историческими событиями, зафиксированными в письменных источниках. Но таких икон, конечно, очень мало. Сложнее с памятниками, происхождение которых неизвестно. Основным принципом для датирования в таких случаях является близость образа на иконе к памятнику с точно известной датой создания. Например, если известна дата росписи собора, то икона с аналогичным фреске изводом (изображением, написанным в рамках определенного канона) будет приблизительно датироваться этим же временем.

Поиск аналогов и выявление первоначального содержания образа — это и есть иконографический анализ. Точность такого анализа при кажущейся условности обуславливается регламентированной системой изображения персонажей или сюжетов, их типологических признаков, то есть каноном — консервативным сводом норм, весьма авторитетным и характерным в церковном искусстве и вообще в древности. Кроме того, иконографический анализ включает в себя возможности таких тонких вспомогательных дисциплин, как иконологии и палеографии. Иконология изучает символические аспекты произведения, которыми, как известно, изобилует русское иконописное искусство. Палеографический анализ подписей или их фрагментов, оставленных на иконе, также дает возможность определить границы создания надписи, а соответственно, и живописи (в случае если они одновременны), так как каждая эпоха и временной период в истории имеют свои закономерности развития графических форм и приемов.

Читайте также  Как растянуть ребенка на шпагат

Совокупность данных, полученных в ходе лабораторных экспертиз, могут дополнить сведения, полученные методом иконографического анализа и соотнесения его с историческим контекстом, что помогает уточнить временные рамки создания произведения искусства.

Помимо упомянутых лабораторных методов, помогающих проследить историю произведения искусства, существуют два метода, позволяющие с большой точностью определить время заготовки древесины для деревянной основы иконы. Это дендрохронологическое и радиоуглеродное датирование. Оно позволяет определить, когда было срублено дерево, впоследствии использованное для изготовления доски.

Дендрохронологический метод основан на синхронном росте деревьев в климатически однородном регионе. Ширина годичного кольца в каждый год зависит от климатических условий — температуры, засушливости, заморозков. Деревья одной породы, произрастающие на расстоянии 200–500 км друг от друга, подвержены влиянию похожих погодных условий, а значит, за годы формируют похожие последовательности широких и узких годичных колец. При сопоставлении этих последовательностей (если они достаточно длинные, желательно перекрытие должно быть не менее 100 лет) можно однозначно определить время роста одного дерева относительно другого. Начав с живых деревьев, последнее годичное кольцо которых датируется текущим годом, мы можем постепенно накладывать на них последовательности годичных колец из старинных домов, из археологической древесины, и таким образом получать очень длинные последовательности, каждое годичное кольцо которых привязано к конкретному году,— дендрошкалы.

Иллюстрация построения длинной дендрошкалы на основе перекрестного датирования образцов из разных источников: живых деревьев, архитектурных и археологических объектов

Эти дендрошкалы могут затем быть использованы для датирования древесины в регионе, для которого они построены. Создание таких шкал — весьма трудоемкий и длительный процесс. Для этого нужно найти старые деревья, а затем продлить полученные на их основе шкалы с помощью древесины из старинных зданий и из археологических раскопок. Далеко не все отобранные, подготовленные и измеренные образцы удается датировать сразу, поэтому построение длинных дендрошкал часто занимает годы. В Институте географии РАН работает дендрохронологическая лаборатория, которая занимается построением длинных дендрошкал для различных районов европейской территории России. На данный момент самыми длинными являются дендрошкалы сосны и ели для Вологодской (с 1085 года) и Архангельской (с 1183 года) областей. В Институте проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН ведется создание длинной дендрошкалы дуба для Центрального региона.

Для датирования произведений искусства очень важно использовать неразрушающие методы исследования. Годичные кольца на торцах досок аккуратно зачищаются и фотографируются с помощью макросъемки. Ширина годичных колец измеряется по фотографиям в специальной программе. Одним из распространенных и удобных объектов для дендрохронологического датирования являются старинные скрипки. Благодаря шлифовке и покрытию лаком годичные кольца там очень хорошо видны, достаточно сделать качественную фотографию.

Разметка годичных колец на торце доски иконы «Богоматерь Дексиократуса» (1410 год) в специализированной программе для измерения ширины по фотографии. Слева — линейка с ценой деления 1 мм

С помощью дендрохронологического метода в Институте географии была датирована новгородская икона начала XV века «Богоматерь Дексиократуса». Нам удалось с точностью до сезона определить дату порубки деревьев, использованных для изготовления досок основы иконы,— весна 1410 года. Для определения возможных погрешностей метода мы также датировали икону «Великомученик Димитрий Солунский с житием». Эта икона подписная, то есть на ней указана дата — 7105 год от сотворения мира, то есть 1596 год от Рождества Христова. Датирование дендрохронологическим методом показало год образования последнего годичного кольца — 1587-й. Разница в девять лет объясняется возможной утратой нескольких внешних годичных колец при изготовлении доски, а также временем, прошедшим от порубки дерева до написания самой иконы.

Радиоуглеродный анализ древесины основан на понимании нескольких физических процессов. В углекислом газе атмосферы одновременно присутствуют три изотопа углерода — два стабильных, 12-й и 13-й, и радиоактивный 14-й изотоп (14С). Образование, а значит, и процентное содержание радиоактивного изотопа углерода в основном зависит от активности солнца и космических лучей, а также от состояния магнитосферы Земли. Это означает, что соотношение изотопов углерода в атмосфере меняется год от года. Деревья получают углерод из углекислого газа атмосферы, в процессе фотосинтеза формируют из него целлюлозу, которую используют для построения ствола. Это, в свою очередь, значит, что содержание радиоактивного изотопа углерода в каждом годичном кольце вначале соответствует его содержанию в атмосфере в этот год, но затем начинает уменьшаться за счет радиоактивного распада. Период полураспада 14С равен 5700 лет, то есть за это время процентное содержание данного изотопа в веществе уменьшается вдвое. Измеренное процентное содержание 14С в образце сравнивается со значениями в специальной таблице, называемой калибровочной кривой и полученной по аналогичным измерениям в годичных кольцах, датированных дендрохронологическим методом и покрывающих последние 13 000 лет. Наилучшее совпадение показывает наиболее вероятный интервал радиоуглеродной датировки. Таким образом, точность радиоуглеродного анализа тоже отчасти обязана дендрохронологическому методу. В XX веке на содержание 14С в атмосфере начал сильно влиять человек — из-за сжигания ископаемого топлива, не содержащего 14С, а также из-за многочисленных ядерных испытаний. Поэтому применение радиоуглеродного метода для этого периода имеет свои особенности.

И у дендрохронологического, и у радиоуглеродного метода имеются свои ограничения, которые мешают получить датировки с желаемой точностью. Для дендрохронологического метода это прежде всего требование наличия дендрошкалы для данного региона и породы древесины.

Радиоуглеродный метод в некоторых случаях выдает погрешность в несколько десятков и даже сотен лет, что связано прежде всего с изменениями радиоактивного углерода в атмосфере в прошлом. Кроме того, радиоуглеродный анализ довольно дорог: коммерческая стоимость датирования одного образца на ускорителе — около 500 долларов. Также образцы могут быть загрязнены углеродом из посторонних источников, и не всегда это загрязнение легко убрать, что также может привести к ошибочной датировке.

Объединение дендрохронологического и радиоуглеродного методов позволяет получить довольно точные результаты в случае, когда сама по себе дендрохронологическая датировка невозможна, а радиоуглеродный метод в отдельности дает очень широкий интервал. Такое объединение называется виглмэтчингом (wiggle-matching), и оно позволяет сопоставить несколько радиоуглеродных дат, между которыми точно известен промежуток в годах. А известен он как раз благодаря дендрохронологии — образцы на радиоуглеродный анализ отбираются с подсчетом годичных колец между ними. Известные интервалы между «размазанными» радиоуглеродными датировками позволяют значительно сузить интервал итоговой датировки. Так, при сопоставлении пяти радиоуглеродных датировок для иконы XV века «Святой Николай Мирликийский со сценами жития», каждая из которых имела ширину интервала от 37 до 96 лет, удалось получить интервал шириной всего 17 лет (1474–1490 годы) для внешнего годичного кольца, то есть кольца, наиболее приближенного к дате написания иконы. При этом датировка на основе иконографического метода, подкрепленная данными химического анализа пигментов, ранее отнесла данную икону к началу XV века.

Таким образом, естественно-научные методы, а именно дендрохронологический и радиоуглеродный анализы, могут дать новую важную информацию для истории развития иконописи, а в более общем случае — истории живописи и культуры в целом.

Как узнать старинная икона или нет? Признаки подделки

Каждая пятая семья на просторах СНГ сталкивается с ситуацией, когда нашли предположительно старинную икону, продать её хочется подороже, но непонятно, стоит ли она денег, а может просто подделка или неликвидная с точки зрения антиквариата вещь. Сегодня наши эксперты по антиквариату расскажут, как узнать старинная икона или нет, признаки подделки и параметры оценки. Если вы не желаете лично разбираться в этом вопросе, то просто можете заказать бесплатную оценку иконы по фото, загрузив фотографии в форму здесь.

Загрузите фото для оценки:

Факторы оценки икон

  1. Возраст – важнейший момент для любого предмета антиквариата. Если икона написана до 1917 года, то уже есть основания полагать, что она ценная. Отличают старинную икону по характерным признакам – старомодное письмо, материалы, потемневшие и частично осыпавшиеся участки красочного слоя, состояние доски и так далее. Вероятность встретить икону XVI-XVII столетия невелика, поэтому эксперты внимательно проверяют, не является ли икона «новоделом» — поздней репродукцией, искусственно состаренной ловкими мастерами.
  2. Метод изготовления. Бывают иконы, написанные красками, и печатные иконы. Для увеличения скорости изготовления и получения прибыли в конце XIX века стали печатать иконы на бумаге и даже на металлической поверхности. Новое оборудование позволило минимизировать ручной труд. Так что старинные иконы, нарисованные красками на доске гораздо дороже, чем напечатанные. Если вы нашли икону на тонком листе, то она вероятно относительно «молодая» и не стоит больших денег, её ценность максимум духовная.
  3. Сюжет иконы – это вопрос для специалиста по старинной иконописи. Самостоятельно мало кто может отличить без помощи эксперта. Дело в том, что икон Богородицы существует великое множество, они делятся на иконографические подтипы. Аналогичная ситуация и с образами Господа, их очень много. Иконы святых, например, сами по себе многочисленны, и каждому посвящаются различные изводы. Стоит отметить, что Царственные мученики были канонизированы уже в наше время после распада СССР, так что икон 16-19 века с их ликами просто не делали.
  4. Доска и её характеристики. Обратная сторона образа расскажет многое, эксперты по религиозной живописи знают, например, что рубленые доски практиковались до XVII столетия, то есть каждая дощечка вырубалась топором с характерными отметинами на конечном продукте. Более поздние распиливались вдоль, то есть ровненькие без засечек – это старинные иконы XVIII века и позднее, но не такие древние, как может казаться. Бывают исключения, но крайне редкие.
  5. Приспособления для укрепления доски. С обратной стороны могут быть специальные планки – шпонки. В XI-XII столетии просто применяли гвоздь, выкованный из металла, либо же изготовленный из дерева. Потом были и сплошные шпонки, и тонкие, а начиная с XVII века уже плоские большей площади, затем вставляемые с торцевой стороны.
  6. Подпись иконописца. На старинных иконах может быть такой «автограф» или даже целая надпись о дарении или владении. Помогает экспертам в атрибуции.
Читайте также  Как закачивать музыку с компьютера на телефон Nokia

Как оценить икону: подделка или нет

Чтобы узнать старинная икона или нет, признаки подделки также нужно иметь ввиду. Это может быть:

  • Подозрительно качественная реставрация;
  • Искусственное состаривание;
  • Фальшивые подписи;
  • Идеальное состояние доски, нехарактерное для возраста иконы;
  • Новый красочный слой без кракелюра;
  • Подделка клейм и письма под определенный исторический период.

Если вы не можете разобраться в данном вопросе, то смело звоните нам или пишите заявку на почту, Viber, Whatsapp. В «Арт Антик» помогут узнать возраст и цену иконы.

Иконы

ОЦЕНКА СТАРИННЫХ ИКОН

Икона – от греческого «образ», «изображение». Но этот образ не просто изображение святого на доске. Икона предназначена быть посредником между миром Божественным и земным. Для православного человека любая христианская икона, в том числе и старинная икона бесценна. Но в наше время все имеет свою цену. Не стали исключением и иконы.

Многие желающие продать антикварную икону, интересуются, как оценить стоимость такой иконы. Как правило, стоимость старинных икон – значение составное и рассчитывается на основании множества признаков.
Прежде всего, это период создания иконы. Так, икон 18- нач. 20 века дошло до наших дней достаточно много, поэтому они ценятся меньше, чем более редкие памятники 15-17 веков. Хотя нередки и исключения из этого правила.

При датировке иконы учитывается ряд факторов. Как и чем изготовлена доска? Как и чем написана икона? Полноценная икона или «подокладная»? Каков сюжет иконы? Какова манера письма иконы? И многое другое…

Большую роль играет не только возраст иконы, но и манера ее написания, размер, качество письма, сохранность и т. д. Древние иконы, сохранившие хорошее состояние внешнего вида, не требующие реставрационных вмешательств, будут стоить намного выше. Однако на первый взгляд целостная живопись, может свидетельствовать о реставрации. В таком случае цена иконы значительно снижается.

В атрибуции антикварных икон важны не только технические моменты, перечисленные выше, но и индивидуальные художественные особенности. Мастера разных времен, школ и стилей отличались специфической живописной техникой и традициями в изображении святых. Для объективной оценки старинной иконы, требуется установить, в каком регионе образ был написан. От региона создания зависит стиль её написания. Различные иконописные школы ценятся по-разному.

На стоимость иконы также оказывает влияние наличие или отсутствие клейма мастера или мастерской, где изготовили оклад. По этому признаку тоже можно установить возраст иконы и ее стоимость. Икона может иметь оклад из медных сплавов или серебра. Его ценность меняется в зависимости от толщины, степени детализации и состояния.

Но не все иконы имеют материальную и коллекционную ценность. Бывают случаи, когда мы советуем не продавать, а оставить предметы старины в семье, а если икона не семейная – подарить ее кому-то из верующих или пожертвовать в храм.

Таким образом, определение возраста старинной иконы требует профессионального подхода. Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, очень не просто самостоятельно определить, сколько лет антиквариату.

Для получения более полной информации о возможной стоимости антикварного предмета Вам необходимо провести его профессиональную оценку.

Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных компаний – «Старый Ростов» в Ростове-на-Дону. Наши специалисты профессионально оценят изделие с учетом всех критериев и дадут бесплатную консультацию.

Обратите внимание, что сделать это можно в онлайн режиме, прислав качественную фотографию иконы на электронную почту или сообщением на Вотсап.

Мы с ответственностью и уважением относимся к безопасности информации наших клиентов. Наш антикварный интернет-магазин защищает всю полученную от вас информацию в соответствии с существующими законами о защите персональных данных и настоящей гарантией конфиденциальности частной информации. Мы гарантируем полную безопасность и конфиденциальность сделок.

Продать икону вы можете непосредственно у нас в магазине или выслав по почте. Деньги за антикварные иконы выплачиваются сразу же наличными или переводом средств на банковскую карту, по желанию клиента.

Сфотографируйте икону при помощи фотоаппарата или смартфона с лицевой и тыльной части. Если старая икона нуждается в реставрации (местами сошла краска, трещины, потертости), для максимально точной оценки русской иконы рекомендуется сфотографировать эти места крупным планом.

Для того чтобы онлайн оценка иконы была проведена соответствующим образом, следите за качеством фотографий. На снимке не должно быть бликов и посторонних предметов. При наличии на иконе клейма, штампа, подписи мастера, следует сделать дополнительное увеличенное фото этого фрагмента.

Укажите размеры старинной иконы (без киота, если таковой есть) и отправьте фото любым удобным для вас способом.

Отправить фотографии иконы можно на e-mail: info@antik-books.ru или через WhatsApp и Viber на номер +7 (903) 401-50-98

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ СО СТАРЫМИ ИКОНАМИ

Хотим обратить ваше внимание на меры предосторожности, которые необходимо соблюдать, при обращении со старинными иконами.

— нельзя мыть иконы водой или моющими средствами. Не обтирайте икону влажной тряпкой или щеткой, чтобы не повредить живописный слой и доску;

— нельзя смазывать икону маслом. Даже если оно и придало вещи «свежесть и чистоту», в дальнейшем оно нанесёт вашему образу непоправимый вред;

— нельзя протирать икону сухими тканями. В этом случае краска осыпается и не даст в дальнейшем возможности восстановить утраченные фрагменты живописи;

— нельзя пылесосить или обдувать икону сжатым воздухом! Незаметные глазу, уже частично отслоившиеся кусочки краски и левкаса под воздействием сильного воздушного потока будут безвозвратно утрачены;

— необходимо, чтобы икона хранилась в закрытом от попадания прямого солнечного света месте, также опасны сквозняки и сырость. Не зря наши предки ставили образа «в красный угол». Кроме религиозного значения эта традиция имела и чисто практический смысл.

— нельзя пытаться выпрямить икону или «подгонять» ее под киот, также не нужно крепить деревянную основу «подручными средствами»;

— если вы решили убрать пыль с иконы, используйте для этой цели широкую мягкую кисть из натуральной щетины и лёгкими движениями под углом в 45 градусов к поверхности живописного слоя уберите пыльный слой.

Правильное обращение с иконой – залог её долгой жизни.

Нашли икону и не знаете, как определить возраст иконы самостоятельно?

Виды и способ крепления шпонок

С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.

Рукописная или печатная икона? Что выбрать?

В наше время в продаже существует множество самых разных икон, которые отличаются и по материалу, и по технике исполнения, и по цене. Встает вопрос – что же выбрать? Есть и рукописные иконы, и печатные. Все они, безусловно, очень красивы. Так давайте же разберемся, какой образ выбирать среди такого многообразия?

Начнем с печатных икон. Их несомненное преимущество в относительной дешевизне, большом разнообразии ликов, а также в том, что не нужно долго ждать изготовления. В магазине «Православные иконы» представлены такие иконы на льняных холстах и на липовых досках. Иконы эти созданы прямым нанесением красок на специально подготовленную поверхность доски или холста. Уникальный способ печати передает все цвета и оттенки подлинной иконы. Подготовка и обработка материалов произведена вручную православными мастерами. Но важно понимать, что иконы созданы механическим путем, их пишет не человек, а машина с применением современных технологий и материалов. Они превосходного качества, краски у них яркие, не боятся выцветания.

Казанская икона Божьей Матери с житием на льняном холсте.

Как бы не были красивые печатные иконы, именно рукописные образы ценятся превыше всего! Рукописный образ наполняется жизнью под кистью иконописца. Технологии, проверенные веками, соответствие церковным канонам и традициям, дают гарантию качества и долговечности писаной иконы. К тому же не бывает двух одинаковых рукописных икон, в то время как печатные иконы получаются абсолютно идентичными. Эксклюзивность иконы, созданной вручную, не заменит массовый тираж.

Ангел Хранитель в полный рост. Писаная икона.

Стоить отметить и существенный минус писанных икон – это их дороговизна. Не каждому человеку это будет по карману. За сложную ручную работу приходится платить в разы больше, чем за печатную икону. Но если финансы Вам позволяют, стоит иметь в своем жилище хотя бы одну рукописную икону – ведь именно ее Вы будете передавать своим детям и внукам по наследству, это то духовное наследие, которое останется в Вашей семье на долгие-долгие годы и будет передаваться из поколения в поколение.

Читайте также  Как прожить на тысячу рублей в месяц

Как же отличить икону ручной работы от созданной на специальном оборудовании? Действенный способ – взять увеличительную лупу и посмотреть. На рукописной иконе всегда можно разглядеть неровные линии, штрихи, мазки, в то время как печать выглядит идеально (вы увидите абсолютно гладкую поверхность доски или текстуру холста). Также можно отличить писаный образ по сусальному золоту. Настоящее сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Зачастую на иконе ручной работы видны стыки нескольких листочков. Лак, который используется на печатных иконах, имеют ровную, однородную текстуру, никаких границ видно не будет.

Для примера представляем Вашему вниманию некоторые иконы, которые в последнее время написали наши мастера-иконописцы по образцу печатных икон. Замечаете ли Вы разницу между двумя образами по фото? Какие из этих икон Вам нравится больше — рукописные или печатные?

Елизавета Чудотворица, игумения Константинопольская. Икона на холсте и рукописная икона.

Мирон Критский. Икона на холсте и рукописная икона.

Петр и Феврония Муромские. Икона на холсте и рукописная икона.

Стефан первомученик архидиакон, апостол от 70-ти. Икона на холсте и рукописная икона.

Напоминаем, что Вы всегда можете выбрать готовую икону на льняном холсте, на липовой доске или рукописную на нашем сайте

Если Вы не нашли нужный образ, есть возможность заказать печатную или писаную икону в нашем магазине по присланному Вами образцу или по образцу иконы, уже имеющейся в нашем магазине. Срок изготовления — от 10 дней. Детали обговариваются индивидуально с каждым заказчиком.

В завершение хочется подчеркнуть, что любая икона (созданная вручную или на оборудовании) призвана открыть чуткому сердцу окно в духовный мир, помочь стать ближе к Богу, помочь через молитву перед образом в общении с Господом. А что в итоге выбрать – остается на Ваше усмотрение! Главное, чтобы икона (созданная любым из способов, перечисленных в нашей статье) была качественной и радовала Вас, была Вам по душе, и Вы не забывали возносить перед ней молитвы!

Некоторые самые дорогие иконы России

Стоит разделять дорогие иконы. Есть бесценные – хранящиеся в различных музеях, больших храмах и церквях. Например, в Успенском соборе во Владимире находится икона Богоматери Владимирской «Умиление», написанная самим Андреем Рублёвым. Она никогда не продавалась, и поэтому цена на неё неизвестна. Но коллекционеры и собиратели раритетов готовы отдать за неё практически любые деньги.

Также существуют иконы, которые один раз были выставлены на аукционах, проданы, и с тех пор находятся в частных хранилищах. Они имеют задокументированную стоимость. Но купить их тоже не получится. В качестве примера можно привести несколько дореволюционных икон, которые были проданы частным коллекционером в 1980 году на аукционе Christie’s. Самая дорогая из них – «Вознесение» XVI века. Её цена в пересчёте на современные деньги составила более 550 тысяч долларов.

Наконец, прямо сейчас на аукционах доступно несколько действительно дорогих икон:

  • Афонская икона «Богородица Вратарница». Храмовый образ, написанный афонскими мастерами и хранившийся в Иверском монастыре. Дата создания – примерно 1880-1890 годы. Стоимость – более 2,1 млн рублей;
  • Паломническая икона, написанная в Иерусалиме в XIX веке. Этот образ содержит частицу мамврийского дуба, а также небольшие кучки земли с мест остановок Христа по его пути на Голгофу. Стоимость – более 1,8 млн рублей;
  • Икона «Святые Митрофан и Тихон Задонский чудотворцы». Написана неизвестным мастером в середине XIX века. Хранилась в одной из воронежских церквей. В икону инкрустированы мощевики. Стоимость – более 1,6 млн рублей;
  • Икона «Святая Параскева Пятница». Образ считается покровителем женщин. Икона принадлежит кисти неизвестного мастера, написана на деревянной доске в XIX веке. Иконописец использовал смешанную технику – причём не только в изображении образа. Стоимость – более 1,4 млн рублей.

Таким образом, практически все самые дорогие иконы, доступные в России, имеют исторически-религиозную ценность, а также написаны в XIX веке.

Фактор №2

Определите сюжет вашей иконы. Сделать это самому будет непросто, в некоторых случаях даже на скупке антиквариата сходу не дадут ответ. Есть такие сюжеты, которые появились не так давно, к примеру, Царственные мученики — они были причислены к лику святых в 21 веке, так что понятно, что икон 17, 18 и 19 веков с ними быть не может. И таких примеров, как с Царскими мучениками, много.

Самые распространенные иконы — это Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица. Атрибутировать остальные сюжеты без помощи эксперта по антиквариату будет трудно. К примеру, только на коне могут быть великомученик Георгий Победоносец, Архангел Михаил, святой мученик Трифон.

Примеры цен

  • Икона «Тихвинская Богоматерь». 1 200 000 рублей. Понятно, что речь идёт о списке с одной из самых известных чудотворных икон России, но популярность сюжета и приписываемые ему качества составляют немалую часть стоимости иконы. Написан образ темперой на дереве, оклада нет, присутствует позолота. Сохранность хорошая.
  • Трёхстворчатый складень, состоящий из трёх небольших деревянных икон и медных створок. Стоимость – 980 000. Из чего складывается такая цена: отличное состояние предмета, достоверная информация о том, что складень сделан в единичном варианте, присутствует информация о первом владельце. работа выполнена темперой на дереве.
  • Написанный темперой на дереве образ Иоанна Предтечи, есть позолота. 700 000. Часть цены – известный и любимый многими святой, хорошо сохранившаяся работа.
  • Икона Николая Чудотворца, основа – дерево, краска – темпера. Без позолоченных элементов. 185 000 рублей.
  • Лик Иоанна Богослова, основные материалы – дерево и масло. Стоимость — 170 000. Масло ценится меньше, нет позолоты.
  • Образ великомученицы Варвары, написанный маслом по дереву. 114 000 рублей. Не самая известная святая, работа выполнена маслом.

Образ великомученицы Варвары

Определение возраста старинной иконы требует профессионального подхода

Чтобы определить возраст и ценность иконы, необходимо учитывать множество специфических критериев. Важны не только технические моменты и атрибуты, перечисленные выше, но и художественные особенности. Мастера разных веков, школ, стилей отличались разной техникой нанесения краски и манерой изображения святых.

Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, не получится самостоятельно определить, сколько лет антиквариату. Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных в Москве. Обратившись к ее специалистам, можно определить период создания, стоимость изделия в режиме онлайн и получить консультацию по быстрой и выгодной продаже.

Основные советы по оценке

Главный бич владельцев старинных икон— они стараются узнать стоимость как можно быстрее. Однако в спешке легко можно потерять свои деньги. Первый попавшийся эксперт может провести неверную оценку (намеренно или нет – другой вопрос) и, в результате обладатель святыни будет основываться на изначально ложных данных.

Ряд экспертов намеренно называют заниженную стоимость и «наводят» обладателей антиквариата на нечистых на руку скупщиков, получая за свою горе-работу процент. Другие, обладая сомнительными знаниями, называют завышенную цену и тогда владелец оперирует заведомо неправдивым фактом.

Итак, как оценить стоимость иконы и не попасть впросак? Желательно обратиться к нескольким независимым друг от друга экспертам и только тогда делать выводы.

Кроме того, стоит различать художественную и/или историческую ценность с рыночной стоимостью образа. Поэтому крайне важно не ошибиться и обратиться к эксперту по антиквариату, а не, допустим, работнику музея.

Ключ и книга, Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. Работа иконописца Феоктиста Климентова. 1708 год. Государственный ЭрмитажBridgeman Images / Fotodom
Среди учеников Христа легко отличить двоих. Человек с окладистой бородой и кудрявыми волосами — Петр. Часто в руках у него — свиток, на котором можно прочесть: «И рече Петр: Ты еси Христос, сын Бога Живаго» (Мф. 16:17). Это те слова апостола, после которых Иисус ответил ему: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18–19). Ключ от рая, обещанный Христом, — второй атрибут Петра. Иногда он висит на шнурке, который апостол держит в руках вместе со свит­ком. На иконах, изображающих Страшный суд, Петр ведет праведников в рай и готовится открыть этим ключом его врата, затворенные для людей после изгнания Адама и Евы.

Человек с высоким лбом и редкими волосами — Павел, проповедник и бого­слов, автор большинства апостольских посланий. Его можно узнать по книге, которую он держит в руках. В деисусном ряду Деисусный ряд, или деисус (с греч. «молитва»), — иконописная композиция с изображением Спасителя в центре, а справа и слева — предстоящих и молящихся Христу. алтаря Петр стоит обычно третьим по правую руку от Христа, а Павел — третьим по левую.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: