Как составить план исследования

Рабочий план исследования и вспомогательные документы

Рабочий план исследования отражает основные мероприятия и их последовательность. Грамотный и четко разработанный план научного исследования является обязательным условием получения объективной информации и ее научной интерпретации. Он позволяет заранее предусмотреть и определить объем научных, организационных и финансовых ресурсов, задает исследованию ритм и слаженность на всех этапах его проведения.

Разработка плана исследования основана на определенных принципах и правилах. В самом общем виде они идентичны принципам планирования управленческой и исполнительской деятельности. Осуществление социологического исследования требует гибкого сочетания научно-теоретической, методической и организационной деятельности, а следовательно, и четкого разделения труда между его участниками. Кроме того, любое исследование, вне зависимости от степени его сложности, состоит из ряда этапов и серии эмпирических процедур. И хотя они различаются своим предназначением и содержанием, их неразрывно связывает между собой единая исследовательская логика. Вследствие этого качество собранной эмпирической информации в равной степени зависит от уровня реализации каждого из этапов, каждой из процедур исследования.

Неправильно составленный бланк опроса оборачивается получением недостоверных данных, неподготовленность группы анкетеров порождает неорганизованность сбора первичной информации, а чрезмерная растянутость во времени того или иного этапа исследования может обернуться потерей актуальности самого исследования.

Избежать различного рода ошибок помогает централизованное руководство исследованием, основанное на документальном “путеводителе”, которым призван стать грамотно составленный рабочий план его подготовки и проведения.

Структурными компонентами плана исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно- исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

В первом блоке определяется порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, анкетеров); проведение пробного исследования; внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации; размножение инструментария (анкеты или бланки-интервью).

Во втором блоке в плане фиксируются все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, иначе говоря, массовый сбор первичной информации. Здесь предусматривается также выбор времени и места опроса, порядок предварительного информирования опрашиваемых о целях, задачах и практических результатах исследования, метод централизованного сбора заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

В третий блок включается совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке на компьютере. Определяются необходимая техника и программное обеспечение, алгоритм ввода информации в компьютер.

Четвертый блок включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, выработкой практических рекомендаций. В ходе проектирования исследования помимо разработки программы и плана его осуществления готовятся также вспомогательные документы, делаются предварительные расчеты временных, организационно-технических, материальных и других затрат в соответствии с имеющимися нормативами и находящимися в распоряжении ресурсами. Все это упорядочивает проведение научного исследования социальной работы, помогает предотвратить возможные ошибки и способствует получению достоверной эмпирической информации и ее своевременной подготовке для дальнейшей обработки и анализа.

Вспомогательные документы готовятся в виде инструкций. Один из самых важных вспомогательных документов — инструкция анкетеру (супервайзеру), проводящему опрос. Она содержит краткую формулировку цели, задач исследования и основных процедур, которые нужно выполнить. В ней указываются место и сроки проведения опроса, круг лиц, с которыми анкетеру предстоит войти в контакт для сбора первичной информации, характер опроса (анонимный, по списку и т. д.), форма и содержание вступительной беседы, с которой он обращается к респондентам для объяснения цели исследования, а также требования к техническому оснащению процедур опроса.

Особое внимание в инструкции уделяют изложению порядка работы анкетера во время опроса и описанию тех процедур, которые он должен осуществить после сбора заполненных анкет (внесение в анкету дополнительных кодов и др.). В примечании указывается адресат: кому, в какое время и в каком виде сдаются анкеты.

Кроме инструкций по технике опроса анкетеру вручается карточка выборки. В ней указывается количество респондентов, которых он должен опросить, в случае надобности — именной список опрашиваемых. В тех случаях, когда согласно используемой модели выборки анкетер сам должен отобрать респондентов, ему вручается карточка с указанием количества людей, подлежащих опросу по соответствующим параметрам.

К вспомогательным документам исследования относится также инструкция по закрытию открытых и полуоткрытых вопросов анкеты. В ней приводится кодификатор, с помощью которого кодируются полученные от респондентов ответы в целях их дальнейшей группировки и обработки. Могут быть подготовлены дополнительные инструкции, объединяющие содержание и порядок осуществления других процедур (например, выбраковки негодных, т. е. неверно заполненных анкет). В целом же количество и объем вспомогательных документов зависят от характера исследования социальной работы, профессиональной квалификации, методического и организационного опыта его организаторов и участников.

Контрольные вопросы

  • 1. Сколько и какие этапы включает социальное явление в рамках системного подхода?
  • 2. Перечислите аспекты системно-структурного подхода.
  • 3. Что такое стратегия социологического исследования?
  • 4. Что включает в себя алгоритм социологического исследования?
  • 5. Назовите основные специфические исследовательские стратегии.
  • 6. С чего начинается любое социологическое исследование?
  • 7. Что необходимо изучить в первую очередь при постановке проблемы?
  • 8. Какие проблемы исследования выделяют по глубине противоречия?
  • 9. Что включает в себя информационная база исследования?
  • 10. Дайте определение гипотезы исследования.
  • 11. Каким критериям должна соответствовать гипотеза исследования?
  • 12. Какие существуют классификации гипотез исследования?
  • 13. Что представляет собой предмет социологического исследования?
  • 14. Что является объектом социологического исследования?
  • 15. Что является одной из главных целей науки?
  • 16. На что должна быть ориентирована цель социологического исследования?
  • 17. Какие виды интерпретации понятий исследований вы знаете?
  • 18. Чем отличаются теоретическая, эмпирическая и операциональная интерпретации понятий?
  • 19. Что такое переменные понятия? Назовите основные виды.
  • 20. Какие три основных вида социологических исследований вы знаете?
  • 21. Какие три типа научных исследований выделяют по степени сложности?
  • 22. На каких принципах и правилах основана разработка плана социологического исследования?
  • 23. Назовите основные структурные компоненты плана социологического исследования.
  • 24. Какие документы относятся к вспомогательным документам исследования?
  • 25. Что такое карточка выборки?

План маркетингового исследования

Статьи

  • Аналитика
  • Маркетинг
  • Продажи
  • Сделки
  • Фин.планирование
  • Юр.статьи
  • Новости

План маркетингового исследования

Маркетинговое исследование – это целый комплекс действий, направленных на изучение рынка и действующих на нем механизмов. Маркетинговое исследование включает в себя следующие действия:

  • Изучение тенденций рынка.
  • Обзор вариантов сбытовых стратегий.
  • Анализ результатов сбыта и его динамики.
  • Изучение товаров или услуг, предлагаемых конкурентами.
  • Прогнозирование уровня сбыта и активности на рынке на краткосрочный и длительный период.
  • Изучение реакции потребителя на новые виды продукции.

Сущность плана маркетингового исследования

План маркетингового исследования необходим, чтобы исследование прошло с учетом всех важных нюансов и было максимально достоверным. План содержит детализацию методов, которые будут использованы для получения необходимой информации, помогает структурировать все данные и привести маркетинговое исследование к успешному результату. План лежит в основе проведения маркетингового исследования и включает в себя детализацию общего подхода к решению этого вопроса, который формируется в первую очередь. Чем лучше план, тем качественнее будет работа маркетолога и эффективнее проведенное им исследование.

План маркетингового исследования: пример включает в себя ряд основных компонентов:

  • Определение необходимых данных.
  • Разработка фаз исследования – поисковой, причинно-следственной, дескриптивной и пр.
  • Определение процедур, которые будут проводиться для измерения необходимых параметров.
  • Создание формы для анкетирования или интервью, которые будут использоваться для сбора данных; предварительная проверка этой формы.
  • Определение выборки, процесса ее проведения и размеров.
  • Разработка плана проведения анализа.
Читайте также  Как откатить версию Directx

Некоторые из компонентов этой последовательности могут претерпевать изменения, в зависимости от вида плана и характера исследования.

Классификация планов исследования

Чаще всего планы маркетингового исследования подразделяют на итоговый и поисковый. Итоговый является более глубоким, тогда как поисковый предназначен в первую очередь для сбора информации.

Поисковое исследование, а также поисковый план, имеют своей основной задачей позволить понять суть проблемы, которая стоит перед маркетологом. Поисковый план применяется в тех случаях, когда необходимо более точно определить вопрос, который должно решить исследование. Поисковый план позволяет определить направление работы и дополнительно изучить обстоятельства.

При поисковом исследовании маркетолог, как правило, имеет неточное представление о ситуации, не знает, какая именно информация ему нужна, а сам процесс исследования не имеет такой четкой структуры и может претерпевать определенные изменения по мере продвижения работы. План может предусматривать личные интервью к экспертами в исследуемой отрасли, выборки используются не самые большие, зачастую не репрезентативные. Первичные данные, получаемые в процессе исследования, имеют качественный характер и подвергаются детальному анализу. Результаты исследования, проведенного по поисковому плану, считаются предварительными. Чаще всего после такого исследования проводится более точная работа,

Итоговое исследование позволяет понять проблему более углубленно и получить более точные результаты. Когда исследование проводится по итоговому плану, проверяются разнообразные гипотезы, исследуются взаимосвязи. При этом исследовании маркетологу важно использовать только точную и достоверную информацию.

Итоговое исследование имеет более четкую структуру, оно более подробно и формально. Итоговый план предусматривает репрезентативные выборки с большим количеством участников, а также количественный анализ полученных в результате исследования данных.

Состав плана маркетингового исследования

Чтобы правильно провести все необходимые операции, маркетинговое исследование должно проводиться по плану. План маркетингового исследования неизменно включает в себя несколько этапов.

Разработка плана маркетингового исследования начинается с формулирования задачи. Для этого определяются потенциальные потребители товаров, услуг, объектов и т.д. Выявляются основные конкуренты, определяется география работы компании, определяются перспективы, изучается ценовой уровень в сегменте рынка, применяемые конкурирующими организациями производственные процессы, ассортимент их продукции и пр.

Затем проводится сбор вторичной информации. При этом изучаются отчеты, деловая переписка, базы данных и все другие источники информации, которые предоставляют поводящей маркетинговое исследование организации. При этом определяется круг заинтересованных организаций, определяются запросы и предложения по интересующей тематике.

На этом же этапе проводится анализ финансовых сведений, определяется стоимость основных этапов, условия, результаты и другие подробности. Проводится обзор цен на материалы и комплектующие, необходимые компании для производственной деятельности. Проводятся неформальные беседы и опросы сотрудников компании, информация из которых систематизируется и оформляется.

После этого сбор информации проводится из внешних источников. К ним относятся разнообразные коммерческие базы данных, специальные периодические издания, информационные сборники, рекламные материалы, прейскуранты, каталоги, материалы с мероприятий – симпозиумов и выставок. При этом крайне важно проверять достоверность всей приводимой там информации и учитывать только ту, подлинность которой не вызывает сомнений. Для этого необходимо устанавливать контакты с источниками данных, делать коммерческие запросы. При этом также проводится анализ пределов ценовой политики.

По результатам всех полученных данных составляется подробный отчет, включающий не только описание ситуации на рынке, но и прогноз развития его в ближайшем будущем и перспектив развития компании в этих условиях.

Тема 8. Программа и план исследования

Почему необходимо планировать проведение исследований?

Что должно быть предметом планирования?

Можно ли предвидеть проблемы развития управления?

Какой должна быть организация исследований?

Какие существуют формы организации исследований и как их можно выбирать?

Любое исследование начинается с составления его программы. Програм­ма исследований — это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.

Очень близким к этому понятию является понятие плана. Иногда их во­обще отождествляют. Но часто видят различие в назначении и практическом использовании как программы, так и плана. Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план — как органи­зующий фактор последовательного движения к цели.

Программа разрабатывается на основе определения и осознания целей развития организации (фирмы, корпорации, предприятия, офиса и пр.), оп­ределения проблем ее развития, выделения решающих проблем, продвигаю­щих развитие к цели кратчайшим путем. Программа должна давать ясный ответ на вопросы: зачем необходимо проводить исследование, что исследо­вать и какими средствами и методами. Она должна содержать обоснование актуальности и важности проблемы как предмета исследования, раскрывать ее общее содержание и роль относительно других проблем, необходимые условия для успешного решения проблемы (финансирование, кадровое обес­печение, организационные условия, временные ограничения и пр.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: цель проведения исследований, содержание проблемы, ее актуальность и важность, парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования, обеспечение исследования ресурсами (ничего нельзя сделать, не имея ничего), предполагаемый результат и эффективность исследования.

Планирование исследования, как уже указывалось, необходимо для рас­чета и определения организационных характеристик его проведения (фор­мирование групп, установление функций, обязанностей, ответственности, взаимодействий и пр.), распределения используемых ресурсов в организаци­онном и временном пространстве, ограничения времени, определения после­довательности проведения исследовательских работ (этапов исследования), установления точек и методов контроля.

План исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), веду­щих к полной реализации программы и разрешению проблемы.

План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования. Он как бы соединяет содержание проблемы с организацион­ными возможностями и вариантами ее практического решения.

Не всякая проблема исследования может решаться последовательно и ус­пешно этап за этапом. В процессах ее решения могут возникать возмущаю­щие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Они влияют на вы­полнение плана, иногда заставляют оперативно корректировать его, бывают слу­чаи, когда план вообще может быть разрушен. Поэтому по сложным проблемам исследования бывает полезно разрабатывать алгоритм исследования, который позволяет предусматривать возможные возвратные операции при неудачных ре­шениях или непредвиденных трудностях, быстро находить адрес таких возвра­тов. Алгоритм — это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и воз­можности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

В этом случае составляется гибкий план исследований, учитывающий его алгоритм, в котором, в свою очередь, находит отражение сложность и нео­рдинарность проблемы. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные величины сроков выполнения различных работ, имеются до­полнительные пункты согласования и оценки результатов.

В реальной практике не всегда проведению исследования предшествуют разделенные процедуры составления программы, алгоритма и плана исследова­ния, хотя это очень полезно для обеспечения эффективности исследования.

Но возможно и совмещение этих процедур, оформление их в одном до­кументе. Однако надо стремиться к тому, чтобы требования составления программы, разработки алгоритма и расчета плана исследования были вы­держаны и учтены в полной мере.

Основными принципами планирования исследования можно назвать сле­дующие (схема 36).

1. Принцип конкретности формулирования заданий. План должен состо­ять из заданий, которые необходимо формулировать предельно кон­кретно и ясно. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений. По крайней мере, к этому следует стремиться.

2. Принцип организационной значительности. План должен соответство­вать существующей организации деятельности исследовательских групп или вносить заранее разработанные новые организационные формы, необходимые для его успешного выполнения.

Читайте также  Как удалить все пробелы Word

3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости. Исследование — это работа специалистов, которая может быть выполнена успешно только тогда, когда задания соответствуют определенной трудоем­кости их выполнения.

4. Принцип интеграции деятельности. План должен учитывать необходи­мость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы, исключать, по возможности, дубли­рование и конфликтные ситуации.

5. Принцип контролируемости. Все задания, показатели плана должны отвечать потребностям контроля его исполнения, и система контроля должна быть заложена в план. Не следует включать в план положения, которые трудно контролировать.

6. Принцип ответственности. Как правило, план включает графу ответст­венных за выполнение его положений или заданий лиц, подразделений. Не должно быть в плане заданий, не имеющих адреса и исполнителя.

7. Принцип реальности. План не может содержать заданий желательных, по маловероятных для исполнения. Реальность выполнения заданий плана должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификаци­ей исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможнос­тями организации деятельности, наличием соответствующей техники и пр.

Разработка плана исследований является важным фактором успеха. Она тре­бует особого внимания. Управление является сложной областью исследований. Здесь в большей мере, чем где-либо действуют факторы амбициозности, дозирования информации, привычки к власти, круговой поруки.

1. Можно ли планировать исследование и почему?

2. В чем особенность планирования исследований систем управления?

3. Как соотносятся программа и план исследования?

4. Какова структура программы исследования системы управления?

5. Чем определяется организационная значимость программы и плана исследования?

6. Какие принципы определяют успех планирования?

План исследования

Выводы, полученные в исследованиях IQ методом поперечных срезов и лонги-тюдным методом, во многом сходны. Исследования обоими методами свидетельствуют о преимущественно негативном влиянии возраста; пожилые люди справляются с заданиями на интеллект хуже молодых людей. В исследованиях обоими методами на успешность выполнения заданий влияют: состояние здоровья, вербальный/невербальный характер заданий и скорость. Однако есть и некоторые различия. Главное из них заключается в том, что в лонгитюдных исследованиях снижение IQ оказывается не столь выраженным, как в исследованиях методом поперечных срезов. Как правило, в лонгитюдных исследованиях снижение./Q начинается позже, а его масштабы оказываются меньше, чем при использовании ме-

тода поперечных срезов. Таким образом, лонгитюдное исследование дает более позитивную картину старения.

Чем вызваны эти различия в данных? Два наиболее очевидных объяснения мы уже рассматривали в этой главе и главе 3 при обсуждении общих моментов планирования исследования. В исследовании методом поперечных срезов трудно разделить эффекты возраста и когорты. Молодые и пожилые люди принадлежат не только разным возрастным группам, но и разным поколениям, а различия между поколениями-(например, в возможности получить образование) оказываются преимущественно в пользу молодых. Различия между поколениями вполне могут приводить к различиям в IQ, независимо от возрастных различий. В лонгитюдном исследовании искажение происходит главным образом в противоположном направлении. В лонгитюдном исследовании имеет место выбывание испытуемых, которое нередко бывает избирательным; при этом в ходе исследования отсеивается все больше испытуемых с низкими показателями IQ.

Получению результатов, свидетельствующих о снижении IQc возрастом, помимо избирательности выбывания препятствует еще один аспект лонгитюдного исследования. Испытуемые, принимающие участие в лонгитюдном исследовании IQ, неоднократно проходят один и тот же тест. Хотя явная обратная связь об успешности выполнения теста и не предоставляется, повторное решение одних и тех же задач вполне может произвести положительный эффект, обусловленный практикой. Данные исследований говорят о том, что эффект практики действительно существует: люди, однажды прошедшие /Q-тест, при последующем предъявлении того же теста обычно справляются лучше (Nesselroade & Baltes, 1974). В лонгитюдном исследовании этот фактор может скрыть возрастное снижение показателя IQ.

Какие еще методы исследования используются? В главе 3 описывался третий вид «простого» исследовательского плана: план с временным лагом. В исследовании с временным лагом возраст остается константой, а изменяются факторы когорты и времени измерения (см. рис. 3.1). Цель использования такого плана — определение того, влияют ли на изучаемую зависимую переменную факторы, изменяющие свое значение вместе с возрастом, — фактор когорты в исследованиях методом поперечных срезов и фактор времени измерения в лонгитюдных исследованиях.

Описанное ранее исследование Оуэнса (Owens, 1966) — пример сравнения с временным лагом. Как отмечалось, в этом исследовании сравнивались показатели IQ, полученные в 1919 году (когда испытуемым было около 19 лет), с показателями IQ, полученными при повторном тестировании тех же людей 31 год спустя. Добавим теперь, что в действительности тестирование производилось и третий раз: заключительная проверка в 1961 году, когда испытуемые находились в 61-летнем возрасте. Этот завершающий этап заключался не только в повторном тестировании в рамках лонгитюда, но и в предъявлении того же /Q-теста отдельной выборке 19-летних молодых людей. Сравнение показателей 1919 года с новыми показателями выборки 1961 года и составляло часть исследования, проводимую с временным лагом: сравнение двух групп одного возраста, но принадлежащих к разным поколениям и тестируемых в разное время.

выше показателей первой выборки, полученных в то время, когда испытуемые находились в 19-летнем возрасте. Этот результат свидетельствует о том, что на уровень выполнения /Q-тестов может влиять как время измерения, так и фактор когорты. Вполне вероятно, что имеют значение оба фактора.

Главная альтернатива поперечных и лонгитюдных планов — использование одного или нескольких последовательных планов, описанных в главе 3. Как отмечалось, последовательные планы представляют собой сочетание поперечных срезов, временного лага и лонгитюдного подхода. Такие исследования позволяют получить больше информации, чем исследования с применением простых методов, но они же требуют больших затрат времени и усилий. Поэтому сегодня они используются нечасто. Здесь мы рассмотрим широкомасштабное исследование, результаты которого оказались весьма значимыми — исследование .Шайе началось в 1956 году с тестирования 500 испытуемых в возрасте от 21 до 70 лет. С целью анализа данных выборка (которую я буду называть выборка 1) была разбита на 7 возрастных групп с разницей в возрасте 7 лет. Средний возраст группы самых молодых на момент первого тестирования составлял 25 лет, а средний возраст старшей группы — 67 лет. Хотя использовалось несколько методик, главной зависимой переменной были показатели РМЛ: как результаты отдельных субтестов, так и итоговые IQ

Тестирование 1956 года представляло собой исследование методом поперечных срезов, результаты которого можно найти в отчете Шайе (Schaie, 1958). Как и в других исследованиях методом поперечных срезов, в этом исследовании вырисовывалась негативная картина интеллекта в старости; из полученных данных следовало, что снижение IQ начинается примерно с момента достижения 50-летпего возраста. Однако поперечный срез явился лишь начальным этапом исследования Шайе. В 1963 году было проведено второе тестирование с привлечением двух разных выборок. Одна из них уже проходила тестирование; из прежних 500 она включала 303 испытуемых, которые в 1963 году были протестированы повторно.

Тестирование 1963 года, несмотря на всю его масштабность и трудность, оказалось отнюдь не последним этапом исследования. В действительности это была лишь вторая «волна» в проекте, который на сегодня включает в себя 6 отдельных «волн», или периодов сбора данных. Шайе с коллегами продолжают сбор данных с 7-летними интервалами, последнее тестирование происходило в 1991 году. Общая стратегия на каждой фазе тестирования осталась неизменной с 1963 года — года первого ретеста. Во-первых, в каждую волну сбора данных в рамках лонгитюдного

Читайте также  Как восполнить кальций

Схема последовательного исследования Шайе: средний возраст и объем выборки на каждом этапе тестирования Время тестирования 1956 1963 1970 1977 1984 1991 Выборка 1 25-67 (JV-500)

первый тест 32-74 (N — 303) второй тест 39-81 (ЛГ- 162) третий тест 46-88 (АГ- 130) четвертый тест 53-90 (N = 97) пятый тест 60-95 (Л’=71) шестой гест Выборка 2 25-74 (N — 997 первый тест 32-81 (N = 420) второй тест 39-88 (N = 337) третий тест 46-95 (N = 225) четвертый тест 53-95 (JV- 161)

тест Выборка 3 25-81 (N = 705) первый тест 32-88 (Л’ = 340) второй тест 39-95 (N = 223)

третий тест 46-95 (JV- 175)

четвертый тест Выборка 4 25-81 (N = 609) первый

тест 32-88 (N = 295)

второй тест 39-95 (N = 201)

5- 25-81 (N — 629) первый тест 32-88 (N= A28)

второй тест Выборка 6 25-81 (JV = 693) первый

тест анализа осуществляется попытка повторного тестирования как можно большего количества участников предыдущих обследований.

Схема проведения этого весьма сложного исследования могла бы помочь разобраться в его подробностях. Такая схема представлена в табл. 13.4. В ней можно выделить ряд возможностей для поперечных, лонгитюдиых сравнений и сравнений с временным лагом. Сопоставление этой таблицы с рис. 3.2 и 3.3 поможет увидеть отдельные формы последовательного анализа, включенные в общий план

исследования. Любая пара строк таблицы, к примеру, представляет собой основу для плана последовательности когорт — то есть двух накладывающихся друг на друга лонгитюдных исследований, в которых в качестве независимых переменных рассматриваются возраст и когорта.

Каковы были результаты этого удивительного по своим масштабам исследования? Значительную часть результатов, полученных в исследовании Шайе, мы уже рассматривали, поскольку они легли в основу выводов об IQ и старении, приведенных выше. Один из результатов, не вызывающих сомнений, к примеру, касается различия между паттернами изменения разных навыков, оцениваемых РМА. По словам Шайе (Schaie, 1994, р. 306), «несуществует какого-то единого паттерна возрастных изменений интеллектуальных навыков»; некоторые навыки остаются сохранными или с возрастом даже улучшаются, тогда как другие в разной степени и начиная с разных моментов жизненного пути ухудшаются. Еще один результат был получен при сопоставлении данных, полученных методом поперечных срезов и лонгитюдным методом.

Нет необходимости подчеркивать, что мы привели лишь часть результатов, полученных в этом широкомасштабном исследовании (в действительности, ряд зависимых переменных и соответствующих теоретических вопросов мы даже не упоминали). Не в полном объеме рассмотрены и сложности анализа последовательных исследовательских планов, которые влекут за собой ряд противоречий и сомнений в отношении того, что же именно показало исследование Шайе. Обсуждение этих вопросов можно найти в приведенной выше литературе (см. также Donaldson & Horn, 1992; Salthause, 1991; Hertzog, 1996; Hertzog & Dixon, 1996).

Имея представления об общих вопросах, перейдем к специфическим темам исследования старения. IQ, конечно же, одна из таких тем. Ниже мы рассмотрим еще один подход к изучению когнитивной сферы в пожилом возрасте, после чего перейдем к обсуждению методов изучения личности и социального развития.

Как составить план маркетингового исследования?

Весь процесс проведения маркетингового исследования как правило, сводится к трём базовым этапам:

Этапы маркетингового исследования

Определение проблемы и целей исследования

Итак, на первом этапе нужно понять, зачем вообще проводится то или иное исследование и к каким результатам оно должно привести компанию. По большому счёту на этой стадии ведётся организационная работа. Иными словами, исследователи выбирают то, с чем, и какими инструментами им предстоит работать. Практически все аналитики в итоге сходятся во мнении о том, что на этом этапе важно точно и чётко понять проблему, которая стоит перед предприятием. Кстати, стоит отметить, что некоторые исследователи вообще исключают этот этап из плана исследований, считая его лишь предварительным этапом, другие же наоборот, уверены, что от того, что будет решено на этой стадии, будет зависеть всё дальнейшее исследование.

Разработка плана исследований

Второй этап, который предполагает работу над составлением плана исследований – также, практически ключевой, потому что именно от того, какие методы исследователи изберут, будет зависеть эффективность исследований. Надо сказать, что выбор метода в первую очередь зависит, конечно, от целей исследования, но при этом приходится учитывать и то, какими средствами располагает компания, может ли она позволить себе те или иные методы.

Строго говоря, план действий исследования – это некое подобие документа, где учтены такие критерии:

  • Источники информации (первичные и вторичные)
  • Методы исследования (качественные и количественные)
  • Инструменты исследований

«Инструментами» могут в данном случае выступать как люди, которые задействованы в проведении исследования, так реальные инструменты – анкеты, камеры видеонаблюдения, специальные программы и т. д.

Выборка

Она в свою очередь должна отвечать на три главных вопроса кто (или что?) как? и почему? К примеру, если речь идёт о проведении опроса, то здесь нужно, опираясь на научный подход, определить, кого нужно опрашивать, какими должны быть опрашиваемые (должен быть чёткий набор характеристик) и, наконец, почему мы вообще используем именно, их. В случае если на все эти вопросы будет дан вразумительный и аргументированный ответ, то в основном, выборка будет правильной. Разумеется, помимо этого, нужно решить, сколько человек будет участвовать в опросе, почему именно это количество и, наконец, определиться с чётким сводом критериев, по которому вообще будут отбираться респонденты. И уже в завершении нужно понять, как работать с людьми – посредством личного общения, анкетирования, телефонного опроса или иных способов.

Бюджет мероприятия и сроки

Строго говоря, именно этот этап и будет определять право на жизнь всех предшествующих

Реализация плана исследований

Этот этап некоторые исследователи делят на несколько подпунктов:

  • Сбор информации
  • Анализ данных
  • Подготовка отчета и выводов
  • Принятие решений

Однако, по большому счёту, все они и есть реализация плана. Но, рассмотрим, детальнее каждый из них:

  • К этапу сбора информации подходят уже тогда, когда чётко определены все предыдущие пункты, и доподлинно известно, какой характер информации вообще нужен. Этот момент крайне важен, потому как информация должна быть максимально полной, собираться на основе всех научных требований и алгоритмов, и, разумеется, быть достоверной.
  • Этап анализа данных в целом, тоже нельзя назвать вторичным, потому как то, насколько грамотно специалисты подойдут к систематизации информации, как будут с ней работать, какие методы будут использовать, зависит результат исследования. Даже самая качественная информация может быть безграмотно проанализирована. Здесь должен быть системный научно обоснованный подход.
  • Подготовка отчета и выводов. Излишне говорить, что здесь должен быть предоставлен полный отчёт о том, как проходило исследование. Главным, образом этот этап должен ответить на все вопросы, которые задавались в самом начале исследования, а кроме этого, подробно описываться каждый этап исследования, и выводы, которые из него можно вынести.
  • Этап принятия решений – это как правило, свод рекомендаций, выводы и предложения, руководство к действию, это выводы, которые следуют из исследования, ключ к проблеме, которая ставилась в начале.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: