Как сделать оклад для иконы

Изготовление окладов для икон

в «Вопросах-ответах» Николая Ардабьевского довольно давно висит вопрос следующего содержания:
===
Где в Москве можно изготовить на заказ оклад для иконы? Дело в том, что в трудные годы Великой Отечественной войны моя бабушка продала оклад от нашей домашней иконы, но саму икону сохранила. Очень бы хотелось изготовить для иконы новый оклад. Елена
===

Может быть кто-то может помочь советом?

Spasitel_kamey2.jpg
418.29 KB • 928

Spasitel_kamey2_lr.jpg
43.42 KB • 517

ййй1 001.jpg
299.74 KB • 875

Иконы написанна для Святой горы Афон. изготовлен оклад. Размер иконы 600X700мм. Оклад (басма медь, серебрение, чеканка, гальванопластика, гравировка, чернение. Камни (рубины, гранаты, хразопразы)
Цена оклада без камней 80.000руб срок исполнения 1 мес.

Изображение 011.jpg
239.57 KB • 746

Мерная икона, стоимость 15.000руб басменный оклад полированная латунь 2000руб
Срок изготовления иконы в окладе 7-10 дней

Изображение 288.jpg
379.15 KB • 526

Фрагмент басменного иконостаса г. Санкт-Питербург. Басма мельхиор (450руб дм2), золочение, чернение. Просечные венцы венцы для икон 9 шт. латунь золочение, гравировка, камни бирюза, лазурит.
Срок изготовление иконостаса 2.5 мес.

Изображение 059.jpg
223.06 KB • 416

Киот напольный 3200X1500мм.(Москва) басма мельхиор, чернение, гальваническое золочение, золочение на мардан,позолоченная латунная фурнитура, рама (ясень) резьба. Срок исполнения 2 мес. Стоимость 350.000руб.

Изображение 087.jpg
246.63 KB • 305

Фрагмент напольного киота

Изображение 014.jpg
254.7 KB • 213

Фрагмент иконостаса, Московская обл. иконопись (золочение фонов) басма (мельхиор,чернение, латунь золочение)

DSCN1323.jpg
286.5 KB • 259

Фрагмент иконостаса, басменое убранство (золочение, просечные орнаменты сеней, чернение) Цена договорная, срок исполнения 3 мес.

Прошу сообщить возможность изготовления оклада на икону.

Эскизы оклада можно сюда или в личку.
Конкретные сроки, материал, ориентировочные сроки изготовления — в личку.

Был бы благодарен если бы кто-нибудь смог что-то рассказать про этот список Касперской иконы Божией Матери

PICT0349-1.JPG
114.25 KB • 472

PICT0360-1.JPG
114.03 KB • 565

Или, у иконописца делавшего этот список, не очень получались руки, или, т.к. писали под оклад, не очень тщательно прорисовывали.
В результате согнутый мизинец так получился.

Ну а согнутый мизинец характерен для Касперской (Касперовской) иконы — см. icon-favor.ru, sv-icon.ru

Икона досталась после смерти бабушки жены т.ч. не очень много о ней известно.
Имеются сломанный гвозди, которыми крепился оклад и стретый лак в области руки Богородицы (видно на снимке со вспышкой) — возможно была храмовая икона и спасена в лихие годы. А может и другие причины.

В субботу сделаю другие снимки и выложу в атрибуцию.

По теме ветки предложений нет?

Наша мастерская занимаемся изготовлением окладов для икон.

В нашей мастерской Вы можете заказать икону написанную мастером
иконописцем, а наши ювелиры выполнят изготовление оклада.
Так-же мы можем изготовить оклад для уже имеющееся у Вас иконы
Восстанавливаем поврежденные оклады с антикварных икон, воссоздаем оклады по эскизам с нуля. Мы всегда рады Вам помочь и проконсультировать по любому вопросу связанному с нашей деятельностью. НЕДОРОГО!!
тел. 8(917)503-30-17 (Москва)

Афанасий.jpg
833.38 KB • 504

Святой Афанасий. Размер 13х23 см.

Вифлеемская 11х13.jpg
889.26 KB • 591

Оклад Иконы Богородицы Вифлеемская. Размер 11х13 см.

Николай Чудотворец С Предстоящими 6.jpg
1.03 MB • 495

Изготовление оклада для иконы. Часть 1

Сегодня я расскажу вам процесс изготовления басмы на конкретном примере большого и серьёзного заказа, который только что выполнил, но только первую его часть — как делается басма.

Берём слиток серебра

Ну и, разумеется, саму икону, которую мне предоставил сам заказчик. Видимо, это его старинная семейная икона. Размер 50х40 см.

Рубим толстый банковский слиток серебра, переплавляем его на более тонкие пластины.

Затем катаем до толщины 0,12 мм. Поверьте моему опыту, это наиболее оптимальная толщина для такого рода работы, уже всё перепробовано тысячу раз. Кстати, из меди тоже самое можно сделать, а вот с латунью сложней, она существенно жёстче. Но я и из неё делал, бывало. Только не катал её, так как вальцы жалко, брал готовую.

И вот тут начинается самое интересное. Берём готовую матрицу с рельефным орнаментом. Спросите где её взять? А тут есть несколько способов ее изготовления, но все они непростые и недешёвые. Кто реально будет заинтересован в такой технологии и решит сам этим заняться, пишите в личку, расскажу.

Затем берём обычный молоток, обёрнутый резиной, и настукиваем, получая на фольге тот же самый орнамент. Да, вид инструмента не презентабельный, зато великолепно работает! Тут ещё нужно подобраться определённую жёсткость резины, потому что обычная резиновая киянка не подходит.

Настукиваем несколько таких пластин, раскладываем их на икону, чтобы проверить всё ли хватает, чтобы с запасом.

Затем подрезаем по ширине, подгоняя стыки по орнаменту, фиксируя каждый стык, каждый уголок одним гвоздиком, чтобы елозило.

Потом вытаскиваем все гвозди, разбираем и оксидируем. Можно было, конечно, и позолотить, но это было желание заказчика.

Оксидирование я делаю не серной печенью, как все ювелиры, а так называемым «красным оксидом» на основе щёлочи, который покупаю непосредственно у производителя. Кому нужен будет, также пишите в личку, всё расскажу. Отличие серной печени от «красного оксида» состоит в том, что серная печень работает только в тёплом или горячем состоянии, а «красный оксид» в холодном. Правда, «красный оксид» проедает руки и с ним нужно быть осторожным.

Далее крацуем в мокром состоянии, чтобы придать блеск

Затем сушим всё и полностью монтируем на икону, забивая все гвозди, сколько нужно, чтобы басма не болталась. Гвозди использую только латунные и, в зависимости от задачи, посеребрённые или позолоченные

Уже после монтировки высветляю выступающий орнамент для лучшей его читаемости обычным канцелярским ластиком. Делать это нужно осторожно, чтобы не задеть саму икону.

На этом фото высветлена левая половина басмы. Не знаю насколько видна эта разница на самом фото, но вживую она разительна.

И вот конечный результат первого самого простого этапа.

Чуть не забыл! Хорошо, что ещё есть возможность редактирования. Нужно полученный результат намазать вот таким или подобным бесцветным мебельным воском, чтобы серебро не темнело

Думал всю остальную работу выложить во втором мастер-классе, но понял, что она будет раз в 5 больше даже в самом сокращённом варианте, так что тоже его, наверное, разобью на несколько частей. Впрочем, посмотрю как дело пойдёт по оформлению. Может, сокращу.

Декор предметов Декупаж Папье-маше ИМИТАЦИЯ СТАРИННОГО ОКЛАДА ИКОНЫ — ОБЕЩАННЫЙ МК

Доброго времени суток, мои дорогие. Вот, чтобы не откладывать в долгий ящик, как и обещала, делаю МК по имитации старинного оклада иконы. Сразу же оговорюсь, что в создании МК — это мой дебют, так что не судите очень строго, а не волшебник, я только учусь. )))

Берем коробку из-под сигарет или бытовой техники и распускаем ее, т.е. режем, отрезаем нужную нам сторону. Сначала прикладываем икону (конечно, это не икона, это типа открытки, только бОльшего формата, а качество такое, как было у советских открыток. Кто не видел мою предыдущую работу, скажу, что это было привезено из монастыря, но оставлять в виде открытки я не захотела и решила сделать в виде настоящей, старинной иконы) и делаем приблизительный раскрой. Я с каждой стороны от иконы (для краткости будем так называть, у меня просто язык не поворачивается назвать открыткой) я отступила приблизительно по 4 см (уменьшить всегда можно, а во нарастить. не получится).

Читайте также  Как узнать шлюз провайдера

Простым карандашом обвожу границы иконы (нет еще пары лишних рук для фото, так что одной рукой показываю, другой — фотографирую!).

Обрезаем по периметру канцелярским острым ножом.

Большими ножницами (маленькие с картоном не справятся) делаем неровные, рваные края (у нас же оклад обожженный. )

УРА. Появились еще 2 руки. а теперь тем же ножом под углом приблизительно 45* обрезаем края. Потом поймете зачем.

Боковые срезы у иконы белые, поэтому закрашиваем черной акриловой краской.

У вот такая готовая шпаклевочная масса, только она густенькая (ну как для шпаклевки, а не для вытворялок. :)))), поэтому я ее немножко разбавила водичкой.

ну вот до такого состояния — как густенькая сметана.

УРА. Еще есть запасные руки. И мы кисточкой забиваем шпаклевку в торцы картона.

и по периметру от карандаша (помните, мы очерчивали икону?) и до краев тоже кисточкой проходимся, стараясь создавать текстуру дерева.

вот что у нас в результате получилось. Оставляем сушить до полного высыхания шпаклевки.

Вот такой у меня рельеф был после высыхания. Да, есть и выпуклости и впуклости, не переживайте, мы со всем справимся!

Дополнительные руки ушли, опять сама. (((( Ничего, прорвемся. Беремнаждачку и потихоньку. без фанатизма (нам не нужна идеально ровная поверхность. ) зачищаем особо выпирающие моменты. Лучше это делать или на улице (у кого есть такая возможность) или в ванной.

Потом я грунтовала белой акриловой краской и опять ставим на полную просушку.

Сверху покрываем черным акрилом и опять просушиваем. Черным нужно покрывать очень тщательно, чтобы наши выпуклости-впуклости были все хорошо прокрашены и нигде не выглядывала белая краска. Можно пройтись черным дважды, просушивая каждый слой.

Вот что получилось.

Примеряем укону — прикладываем и видим, что некоторые места еще нужно прокрасить черной краской. Прокрашиваем по периметру.

Примеряем. Все хорошо, нигде ничего не светится. Откладываем икону и начинаем работать с окладом.

Проходимся сухой кистью. с коричневой краской — создаем фактуру дерева

Если у вас вдруг получатся вот такие коричневые мазки, не переживайте, это можно потом все исправить черной краской тоже сухой кистью.

ну вот так получилось у меня в результате.

А потом еще прошлась по верху сухой кистью бронзовой краской — по краям побольше, по плоскости поменьше. Нам же нужно создать эффект старинного, горелого оклада и позолота тоже почернела, поэтому ее много не должно быть.

Мы же не хотим, чтобы кто-то увидел наш старинный оклад с изнанки и понял, что это обыкновенный картон. Поэтому переворачиваем наш оклад на изнанку и тоже окрашивает в черный (а может вы захотите в какой-нибудь другой) цвет. После просушки вскрываем матовым лаком обе стороны, даем просохнуть и.

Наклеиваем икону (у меня для этих целей клей «Круче гвоздей», которые полностью оправдывает свое название), даем просохнуть и. вот, результат нашего труда, любуемся, ГОРДИМСЯ собой.

P.S. Не забудбте с обратной стороны сделать петельку, чтобы была возможность повесить на стену нашу красоту. Спасибо всем, кто дошел со мной до конца. !

  • Блог Татьяна Мороз
  • Комментировать
  • Сообщить о нарушении
  • Страница для печати

Танечка, вот спасибочки. просто, ясно и понятно. спасибо еще 2 рукам, что помогли заснять ответственные кадры. здорово получилось в итоге.

Пожалуйста! Рада, если пригодится.

Очень подробный МК и замечательное оформление.

Очень доходчиво объяснила. Спасибо. Работа оригинальная, беру в избранное.

И Вам спасибо, что заглядываете в гости!

Очень оригинально. Я все думаю как сделать рамку для фото, а тут такая идея, доступно и без затрат. Спасибо за МК

Рада, что понравилось! А по поводу рамки есть еще другие мысли из этого же материала, но пока что только на уровне мыслей. нужно будет опробовать.

Вы просто прекрасная учительница . Спасибо за МК . Всё понятно, очень красиво сделали .

Спасибо за отзыв! Если учесть, что это был мой первый МК, то очень важна оценка моих учительских способностей!

Спасибо за хороший МК. Очень интересно было читать и смотреть.Работа изумительная.

Вам спасибо, что заглянули на огонек!

Непосредственно-образовательная деятельность «Делаем оклад для иконы Пресвятой Богородицы»

Нина Бобко
Непосредственно-образовательная деятельность «Делаем оклад для иконы Пресвятой Богородицы»

Непосредственно-образовательная деятельность

«Делаем оклад для иконы

Пресвятой Богородицы»

Программные задачи. Дать детям первоначальное представление о том, что такое икона.

Ознакомить детей с православной традицией почитания иконы.

Научить узнавать на иконах Богородицу.

Воспитывать уважительное и благоговейное отношение ко всему святому.

Ознакомить с различными типами икон Божией Матери.

Предварительная работа: рассматривание икон и иллюстраций.

1. Несколько разных икон (или репродукций икон) Богородицы.

2. Репродукция иконы, для которой будет делаться рамка – оклад.

3. Плотный картон для полос рамки.

5. Бусинки, бисер, стеклярус для украшения рамки – оклада.

Ход деятельности

Воспитатель. Ребята вы помните, какие иллюстрации мы с вами рассматривали. (Дети вспоминают, что рассматривали иконы).

А сейчас внимательно послушайте мой рассказ.

Давным – давно жила семья, у которой не было детей. Они горячо молили Бога даровать им сына или дочь, и пообещали, если родится ребенок, то они посвятят младенца Господу. Бог услышал их молитву и подарил им дочь, которую назвали Марией. Когда девочке исполнилось три года, ее отправили в Иерусалим, в храм, где Она должна была остаться, чтобы служить Богу. Все свои детские и отроческие годы Мария провела в этом храме, Она усердно молилась Богу, читала священные писания и занималась рукоделием.

Однажды, когда Пресвятая Дева Мария читала книгу,перед Ней явился посланник Божий и сказал:

— Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Ты обрела благодать Божию. У Тебя родится Сын, и Ты назовешь Его Иисусом, что значит Спаситель.

Через некоторое время Пресвятая Мария в пещере, куда пастухи загоняют стадо в непогоду, родила Сына – Иисуса Христа.

Ребята, посмотрите на эту икону, на ней изображены Пресвятая Богородица вместе со своим Сыном.

Иконой называют изображение Бога, Божией Матери, ангелов и святых. Изображения эти освящаются святой водой и от этого иконе передается Божия Благодать, и икона почитается как святыня, требующая особого почтительного отношения. Икона чем – то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица – лики, которые, как и святое слово, возводят наш ум к Богу.

А скажите мне, кто в жизни для вас самый близкий человек? Конечно же мама! Она для каждого человека самый родной, любимый человек.

Так и у Иисуса Христа Мама – Пресвятая Богородица. Она ближе всех к Нему. Любовь ее безгранична. Она любит не только своего Сына, но и всех людей на свете и поэтому просит Своего Сына за всех и за нас с вами.

Читайте также  Как назвать мебельный магазин

Ребята, посмотрите – это икона «Богоматерь Владимировская». Какая на них Богородица? (ответы детей: добрая, ласковая, нежно прижимает к себе младенца, у нее печальные глаза.)

А вот еще одна икона, называется она «Утоли моя (мои) печали». Она называется так потому, что люди верят Богородице, знают, что она любит каждого из нас, слышит наши просьбы о помощи. И если человек искренне попросит, то Пресвятая Богородица обязательно поможет этому человеку и утолит все его печали. Она очень милосердна, заботится о нас и наших близких.

На Руси издавна почитают иконы. В избах для них всегда выделяли красный угол, украшали рушниками и обязательно вешали лампадку.

Почитание икон – тоже выражение нашей любви к Богу, Богородице и святым. Православные люди и в старину, и сегодня, благодаря Бога за милосердную помощь, украшают иконы красивыми окладами, рамками, цветами.

Мы с вами тоже сегодня сделаем красивую рамку – оклад для репродукции иконы Пресвятой Богородицы.

Дети выполняют по замыслу рамку-оклад для иконы.

Используемая литература: О. М. Потаповская Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников. М. 2009г

Беседа для детей старшей группы «О Пресвятой Богородице» Эта беседа была проведена накануне Дня Матери,а после этой беседы была посещена небольшая местная церковь. Я буду рада всем комментариям.

Праздник Покрова. 14 октября православные отмечали осенний праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Православные люди в этот день всегда шли в храмы всеми семьями,.

Технология изготовления оклада на икону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:54, практическая работа

Краткое описание

Нужно ли говорить и еще раз доказывать, что ни одно художественное явление не имело в России такого всеохватывающего значения, как икона. И ни один другой вид искусства не внес такой выдающийся вклад в общественную и культурную жизнь. Икона дала мощный толчок для развития многих видов прикладного искусства с особенностями конструкции и орнамента, которые «обслуживали» икону. Современные исследователи все чаще подчеркивают важнейшую роль оклада иконы, ее ризы в почитании святынь. Икона дала толчок для развития и совершенствования технических приемов ремесленного искусства как: чеканка, басма, скань (филигрань), зернь, золочение, серебрение, финифть (эмаль), гравировка по серебру или меди.

Содержание работы

Введение
1.Историческая справка
1.1.История иконописи
1.2. «Неувядаемый Цвет» икона Богоматери
1.3.Оклады икон в истории культуры
1.4.Продолжение традиций: искусство эмали
1.5.Цветные металлы. Медь
1.6.Полудрагоценные камни. Бирюза
2.Технологическая часть
2.1.Заготовительные операции
2.2.Монтировочные операции
2.3.Декоративная обработка
2.4.Техника филиграни
2.5.Закрепка вставок
3.Технология изготовления оклада на икону «Неувядаемый цвет»
4.Технологическая карта
Заключение
Список литературы

Содержимое работы — 1 файл

разряд.doc

Департамент образования администрации

Ярославской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ярославской области

Ярославский техникум бытового сервиса.

Технологическая карта

Технология изготовления ювелирных изделий

группы «Предметы ритуально-обрядового назначения»

Оклад на икону Богоматери «Неувядаемый Цвет»

Дисциплина: Технология обработки металла

Выполнила: студентка группы 42 «Д»

Преподаватель: Михайлова М.А.

1.2. «Неувядаемый Цвет» икона Богоматери

1.3.Оклады икон в истории культуры

1.4.Продолжение традиций: искусство эмали

1.5.Цветные металлы. Медь

1.6.Полудрагоценные камни. Бирюза

3.Технология изготовления оклада на икону «Неувядаемый цвет»

Нужно ли говорить и еще раз доказывать, что ни одно художественное явление не имело в России такого всеохватывающего значения, как икона. И ни один другой вид искусства не внес такой выдающийся вклад в общественную и культурную жизнь. Икона дала мощный толчок для развития многих видов прикладного искусства с особенностями конструкции и орнамента, которые «обслуживали» икону. Современные исследователи все чаще подчеркивают важнейшую роль оклада иконы, ее ризы в почитании святынь. Икона дала толчок для развития и совершенствования технических приемов ремесленного искусства как: чеканка, басма, скань (филигрань), зернь, золочение, серебрение, финифть (эмаль), гравировка по серебру или меди. Оклады икон, как уже говорилось, часто украшали драгоценными камнями, а это связано с ювелирным искусством Широкое распространение медных икон (и в качестве нагрудных, и в качестве дорожных образов) дало толчок для совершенствования медного литья и искусства цветной финифти, которой украшали литые медные иконы. Внимательное рассматривание памятников расширяет наше представление о связи декора со временем, с историческими личностями, с политическими и социальными событиями. Расположение узора на конкретных частях оклада, их вариативность, густота, пластическое воплощение определялось стилевыми особенностями. В иконных уборах были свои видовые пристрастия и собственная орнаментальная логика. В богатых домах окладные иконы составляли основу комнатного убранства. Являлись ценнейшей частью домашнего обихода. Они передавались по наследству, занимали лучшие места в доме, являлись гордостью любого собрании. Евангелии от Матфея Господь говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Когда гость входил в комнату, то прежде всего искал взглядом красный угол, крестился на иконы (вместе с ним молились и хозяева) и лишь затем пришедший здоровался с присутствующими. Гостя встречали присловьем: «Честь да место – Господь над нами – садись под святые», т.е. в красный угол под иконы. Таким образом, икона становилась видимым посредником между гостем и хозяином. Предложив гостю присесть в другом месте, а не в красном углу, хозяин косвенно, но совершенно ясно выражал свое отношение к пришедшему. О нежданном, нежелательном или невоспитанном госте сложилась приводимая Далем поговорка: «Посади мужика у порога, а уж он под образа лезет».

Материальный мир, окружающий нас, мир предметов — ежедневных свидетелей нашей жизни — не безгласен. Жилище человека расскажет о хозяине, пожалуй, больше самого хозяина. И если православный человек на улице, в автобусе, в магазине ничем внешне не выделяется, то дом его все же имеет свои особенности. Радостно бывает встретить красиво оформленный, поддерживаемый в чистоте, живой святой угол с иконами, зажженную перед ними лампадку, чистую пелену под образами. Сколько любви в такой заботе! Да это и естественно. Самое дорогое для нас — Бог. Потому и дороги нам изображения Спасителя, Пречистой Его Матери, угодников Божиих -святые иконы.

Но жаль бывает хозяина или хозяйку дома, где сиротливо выглядывает с комода или серванта прислоненный к случайной вазочке покоробленный бумажный образок в пол-ладони, да еще покрытый пылью.. Ведь икона — это святыня, но она и изделие, имеющее свою форму, вид, цену. Иконы сейчас можно приобрести разные. Любой освященный образ — святыня. И бумажная литография, и воспроизведенный художником-иконописцем, и старинный фамильный образ, и приобретенный в антикварном магазине раритет — все это икона В наших иконных лавках продаются такие иконы, которые не имеют права на существование. Это очень печально. По сути, икона — это постижение Духа, а у нас в храмах люди молятся перед чем угодно. Многие иконы и даже целые иконостасы написаны так, что мешают молитве вместо того, чтобы содействовать ей. Иконные оклады мало кто изучал до настоящего времени и отношение к оклада различно. Оклад закрывает живописный образ, не мешая его созерцанию, также имеет сакральное значение «охраняющий» иконописное изображение.

Читайте также  Как сделать экран ярче

Икона сопровождала русского человека всю его жизнь, начиная с его появления на свет. Свою молитвенную функцию икона выполняет и в храме, и в доме, и в пути

Иконе Богоматери «Неувядаемый Цвет»молятся о сохранении чистой и праведной жизни.

Также она помогает в правильном выборе супруга или супруги. Чистая и пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. Цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты».

Особую нежность этому образу придает распустившаяся ветвь, которую Богоматерь держит в левой руке.

Веточка эта проросла на вершине тремя белыми цветками. Именно лилию преподносит архангел Гавриил Деве Марии в день Благовещения. И этот его безмолвный дар лучше всяких слов свидетельствовал о несказанном таинстве Боговоплощения, о непорочности чистоты Приснодевы, воспеваемой богословами и поэтами как «цвет» Ее девства.

Всем нам (а женщинам — особенно) просить о сохранении или обретении целомудрия, которое прежде всего есть качество не телесное, а духовное, мировоззренческое. Целомудрие — это цельность не оскверненного суетой внутреннего мира; это особое состояние тишины, чистоты, мира и кротости, которое стоит пронести по жизни как неоскверненный, благоуханный цветок. Потому-то пестовать в себе этот образ Богородицы подобает в наше полное соблазнов время всем — а особенно вступающим в жизнь девам, отроковицам, дабы потом этот образ сохранить, возрастить, возлелеять в своих детях.

1.Историческая справка

1.1.История иконописи

Ико́на в христианстве (главным образом, в православии , католицизме и древневосточных церквях ) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года .

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом , то есть алебастром , развёденном с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с религиоведческой (да и богословской ) точки зрения иконами являются также скульптурные изображения, принятые в католицизме, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Данный догмат, устанавливая для всех христиан обязательность почитания икон, полагает, что при таком почитании честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (то есть тому, кто изображен на иконе).

Икона, являясь как и слово, «одним из средств познания Бога, одним из путей к объединению с Ним» есть произведение церковно-литургического искусства, а потому и значение её может быть раскрыто во всей полноте лишь в онтологических актах молитвы, совершаемой за литургией .

Иконоборцы , отвергая иконы, тем не менее допускали религиозную живопись. Они, таким образом, отрицали мистический и литургический аспекты священных изображений.

Иконоборцы основывали свои взгляды на второй из десяти заповедей , данных Богом Моисею : «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…»Хотя живописные изображения Христа и святых были известны уже древней церкви, но единообразный канон отношения к иконам отсутствовал. При этом в народных массах иконы окружались суеверным

В народе почитание икон часто принимает форму идолопоклонства , когда поклоняются самой иконе, а не тому, что на ней изображено. Иконе приписываются магические свойства. Нередко разные иконы, изображающие одного и того же персонажа, почитаются верующими как обладающие специфическими функциями (например, икона « скорбящей » Богородицы спасает от болезней, икона Богородицы « Неопалимая Купина » противодействует пожару, а « Неупиваемая чаша » помогает от алкоголизма и наркомании и т.п.)Подобное отношение критикуют не только представители других конфессий, но и православные богословы . На Руси такое представление об иконах возникло с самого их появления, при этом большое влияние оказало прежнее язычество. Иконам молились, приносили жертвы (например, восковые свечи, в которые залепливались деньги), ждали от них милостей. В XIII—XVIвв. русские молились только перед иконой, другие способы молитвы были им непонятны. При этом молиться чужой иконе означало посягать на чужую благодать, так что даже в храмах каждый молился перед своей иконой, и иностранцы, описывая русские храмы, отмечали необычную картину собрания лиц, обращенных в разные стороны.

Русские того времени часто называли икону «богом» и относились к ней как к живому существу. Супруги, чтобы не оскорблять божество, завешивали иконы полотенцем на время совершения полового акта. Иностранцы рассказывают, как в 1611 году, во время взятия Новгорода шведами, один русский молился иконе св. Николая, чтобы его дом не сгорел. Когда же дом загорелся, хозяин иконы бросил её в огонь со словами: «Ты не хотела помочь мне, теперь помоги себе самой». У другого хозяина украли вола, за это он выбросил свою икону в навоз с напутствием: «Я тебе молюсь, а ты меня от воров не оберегаешь».

С большим энтузиазмом принимались в народе сообщения о чудотворных иконах. Так, например, в XV веке Лука Колоцкий объявил, что нашел «на некоем древе» икону Богородицы, явившуюся с неба. Икона, по рассказу Луки, проявила действие над «некиим расслабленным», лежавшим в доме Луки. Весть о чуде разнеслась по окрестным сёлам и к Луке стали стекаться больные в надежде на чудесное исцеление. Однажды Лука пошел с иконой в Можайск. К нему навстречу Крестным ходом вышел князь Андрей Дмитриевич Можайский , сопровождаемый духовенством, боярами и толпой простого народа. Тогда Лука с иконой направился к Москве, где его встретил Митрополит Фотий с епископами и всем Священным собором, князь Василий I с боярами и толпа простых московитов. Собранных Лукой средств оказалось достаточно для того, чтобы основать Колоцкий монастырь .

Освящение икон— церковный обряд благословения и освящения иконы. В современной практике Русской Православной Церкви используется особый чин освящения икон с чтением специальных молитв и окроплением иконы святой водой . Молитвы на освящение икон известны также в католической и современной греческой церкви.

По сюжетам иконы можно разделить на:

Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата .

Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т.н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.

Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: