Как сделать эмаль

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью

Я думаю, что покупателям будет интересно увидеть, как рождались их украшения, поэтому отснял по этапам весь этот процесс. Тем, кто понятия не имеет, что такое «горячая эмаль», этот степ даст общее представление об этом виде прикладного искусства. А может и вдохновит, технически сложного тут ничего нет!

Нам нужны: муфельная печь, медь листовая, эмаль. Это главное и основное, еще понадобятся несколько инструментов, которые вы можете сделать сами. Лучше, даже необходимо, в помещении иметь вытяжку, прямо над печью. Не секрет, что горячая эмаль не только дорогое занятие, но и очень вредное, если пренебрегать простыми правилами.

Для обжига небольших работ у меня печка с камерой 14х12х7, старенькая немецкая EFCO на 900 в., которая выдает необходимые 850С. Удобно, когда печь с термореле, и автомат держит выставленную температуру, но я обхожусь без него, определяю подходящую температуру по цвету камеры.

Медь беру 0.2-0.3 мм, вполне подходит для колец и сережек, после придания им формы и чеканки приобретают жесткость, оставаясь легкими. Для больших брошей использую 0.4 мм, она подходит и для пластин до А5 размера. Опять же, надо учитывать предполагаемое количество отжигов — чем их больше, тем толще будет слой эмали и тем сильнее будет «вести» пластину. Да и в печи медь становится мягче, излишне тонкая пластина под большим слоем эмали провиснет на подставке как блин на вилке :) Толстая же пластина в небольшой печке будет сильно забирать тепло, понадобится время, пока печь снова дойдет до нужной температуры.

Эмаль у меня в основном Дулевская, есть несколько любимых немецких, под золото. Хорошо, когда много цветов, есть из чего выбрать, но не стоит их все использовать в одной работе — сложно справиться. Часто бывало, одна еще не расплавилась, а другая уже начала выгорать, превращаясь в черную окалину :) Первое, что нужно запомнить — поведение каждой эмали и ее свойства, эффекты, которые она дает при спекании с нижним слоем. Каждый следующий обжиг добавляет неожиданностей, меняет каждую эмаль, которая была нанесена, пусть даже в первом слое. Для начала рассчитывать работу на 1-2 обжига оптимально. Собственно, я так и делал — часть украшений на один обжиг, часть — на два.

Начинаю делать заготовки. Обычно режу ножницами, а тут использовал сварку. Идея не моя, прием понравился, и для украшений подходит. Перед тем, как нанести эмаль, медь надо отжечь — нагреть докрасна и опустить в воду, потом очистить от окалины. При резке сваркой заготовка сильно нагревается, остается просто бросить ее в воду, происходит отжиг. Вся сложность в получении красивых капелек, все это делается не за один раз, как может показаться.

Чистка от окалины — обязательный этап, если вы не хотите, чтобы эмаль отскочила от медной пластины прямо в печи или при остывании. А при нанесении порошка эмали кистью или стеком грязь обязательно попадет в баночку с эмалью, и будет краска с черным крапом. Есть исключения, где окалину можно использовать, но это не наш случай. Мне нравится чистить резинками с абразивами, гораздо удобнее шкурок, тем более для неровных поверхностей. Темные резинки с «советских» времен, а светлая называется «ластик для чистки замши и нубука», долго держится и отлично чистит. Зачистить нужно с обеих сторон, т.к. оставленная окалина с каждым обжигом будет становиться толще и прочнее.

Далее придал заготовкам форму, разбил сережки по парам, просверлил отверстия для крепления швенз. На некоторых сделал декоративную чеканку. Прикинул, какую эмаль куда и в каком порядке наносить, и примерно представляю, как должно получиться. Большую работу можно просчитать на три отжига, дальше я работаю уже с тем, что получилось, предвидеть дальше уже сложно :) Я имею ввиду отжиги, где одна эмаль, наложенная на другую, изменяет ее, появляются эффекты, кракелюры, вплавления, и т.д.

Нанесение эмали. Сначала нужно обезжирить поверхность, что бы потом не мучиться, пытаясь положить краску на медь, заляпанную отпечатками. Надо просто смочить край тряпочки слюной и протереть поверхность. Я делаю это с мизерным количеством самой эмали. Она выступает в качестве абразива и хорошо очищает медь от следов жира. Теперь к поверхности не прикасаюсь, держу только за края. Наношу краску стеком — плоской металлической лопаткой. Кисть более удобна для больших площадей.

Здесь хочу сделать один отжиг. Нужно нанести все краски за один прием. Самый простой способ — насыпать, налить, смешать на пластине разных красок и может получиться красиво :) Если нужен рисунок, то это не подходит. Перегородчатую эмаль делать кропотливо и сложно, и мне нравится японская перегородчатая, красива именно за счет их эмалей. Нашими эмалями и медной проволокой — мне не очень, хоть и трудоемко.

Можно оставлять небольшие расстояния между красками, и можно как тут, заполнять постепенно всю поверхность. Нужно следить, чтобы эмаль с кисти не утекла в другой цвет, а уже нанесенная эмаль не высохла. Это легче контролировать, когда работаешь стеком.

Вот это тот вариант, где оставляю расстояние между красками. Чтобы рисунок был четче и краски случайно не слились, сначала рисую «перегородки» маслом, тонкой кистью. Теперь можно спокойно заполнять обведенные участки. Всегда полезно делать памятки, даже когда хорошо знаешь все свои эмали. Когда идет не первый обжиг, эмали могут поменять свой цвет, появится неожиданный эффект. Бывает обидно, что его уже не повторить, потому что не помнишь, что же там было вначале :)

Здесь расчет на два отжига, ну, или больше, если понадобится. Рисунок формируется границами первого слоя эмали и участками чистой меди, которые после обжига снова придется чистить от окалины. Наиболее частый способ ведения большой работы. Никаких сложностей при нанесении эмали хоть кистью, хоть стеком. Стараюсь оставить больше чистых мест, на втором и последующих обжигах их можно покрыть прозрачными эмалями, будет красивое свечение, а лишние можно «убрать» непрозрачной эмалью.

Все высохло, сейчас надо быть очень аккуратным, краска держится не прочно, и ее легко смахнуть или свезти неловким движением. Если пластинка упадет с подставки или кочерги, порошок ссыпается и можно начитать рисовать заново. В то же время, по высохшей эмали хорошо делать графику — просто процарапать тонкой иглой рисунок, сдувая осыпавшийся порошок (очень неполезная операция). После обжига останется тонкая темная линия.

Ну вот и первый обжиг, вроде все прошло по плану. Кстати, чем отличается опытный эмальер от начинающего? Кто первый раз достает работу из печи, сразу сунет нос и будет смотреть, что же у него получилось :) Да, зрелище завораживает, медь, остывая, меняет цвета, и на ней начинают проявляться эмали до полного ее остывания. Именно в это время происходит самое сильное отравление парами. Мы же себе не враги — под вытяжку, и дать спокойно остыть. Надо сказать о защите глаз, это важно. Я обжигаю в прозрачных пластиковых очках. Они нужны для защиты от теплового удара. Если без них — к концу дня как песка в глаза насыпали. При работе с большой печью лучше прозрачный щиток, который закрывает все лицо.

Чтобы окалина легче чистилась я опускаю в холодную воду еще теплую работу. Как утюг проверяем — не шипит — значит, можно в воду. Если бросить очень горячую, то эмаль просто отскочит от меди мелкими кусками. Вот еще одно свойство эмали — ее очень сложно фотографировать, она разная, но всегда красивая!

Откладываю в сторону «почти готовые», и берусь за те, которым нужен второй обжиг. Снова чистка резинками, кстати, они не корябают эмаль, что бывало со шкуркой. Снова до чистой меди, обезжириваю.

Легко и свободно закрываю подготовленные места прозрачными эмалями, можно, даже нужно, слегка залезать на края предыдущей, тем самым защищая стык от выгорания. После нанесения краски, нужно дождаться полного испарения влаги. В противном случае в печи ее остатки могут вскипеть, разбросав порошок вокруг или образовав каверны в виде пузырьков. Как вариант, сушат «сырую» работу под лампой накаливания, а когда пар уже не идет, кладут на саму печку, полминуты — и уже точно можно обжигать, ничего не вскипит.

Читайте также  Как поменять вентилятор на блоке питания

Все, в принципе, как и ожидалось. Успел вовремя вынуть, на квадратных серьгах очень легкоплавкая эмаль, которая любит быстро выгорать из золота в темно-коричневые разводы, и потом с ними сложно что-то сделать. Вообще, в работе с эмалью, важно чувствовать, когда надо достать работу из муфеля. Кто-то следит по секундомеру, я считаю про себя, всегда, потому что счет идет на секунды. Особенно в маленькой печи с мелкими предметами. Тут обжиг – 40 сек., +10 сек. могут стать фатальными, а минута гарантировано «убьет» эту вещь.

Вот в общем-то и все, чистка и полировка «капелек» и обратной стороны уже не так интересна, особых секретов тут нет. Осталось сделать швензы, собрать кольца. Еще несколько украшений с горячей эмалью будут ждать своих хозяек у меня в магазине :)

Работа с эмалью на этом закончена, надеюсь, не слишком утомил вас описанием тонкостей работы с этим удивительным и материалом. Я рассказал только об основах, которые будут интересны человеку, только прикоснувшемуся к эмали, поэтому прошу Мастеров быть снисходительными к сегодняшним моим творениям :)

Как работать с горячей или холодной эмалью в домашних условиях?

Ценители по-настоящему искусных ювелирных украшений по праву восхищаются тонкой работой эмальеров. Их художественный вкус, многолетний опыт и тщательное соблюдение технологии покрытия эмалью приводят к потрясающим результатам. Но что если вы мечтаете научиться работать с ювелирной эмалью своими собственными руками? Неужели это невозможно?

Консультант «ЮВЕЛИРУМА» Эльвира Свиридова уверяет, что возможно все, главное – правильно подготовиться. Специально для нашего портала она провела исследование, где можно приобрести материалы и оборудование для изготовления изделий из холодной и даже горячей эмали своими руками.

Вы давний любитель эмалевых украшений, но всё чаще вам хочется не то чтобы «купить готовое», а именно «попробовать самостоятельно»? Поздравляем, вы на пути к новой жизни:). Работать в домашних условиях с эмалями – горячей и холодной – не так уж нереально. Взгляните на наш видеоматериал, где девушка-ювелир создаёт эмалевую лошадку. Обратите внимание на её инструменты и приспособления: молоточек и наковальня, пинцеты, медные проволоки, натфели, раствор для отбеливания, щётки и прочие.

Ювелирная эмаль своими руками: откуда что берется

Итак, начнём с медных пластинок, на которые и наносят саму эмаль. Где, спрашивается, их взять-то мирному человеку? Ответов два. Первый сакральный: каждый мастер имеет свой запас, пополняемый из тайных (читай-свалки) ресурсов. Второй ответ более практический: медь кровельная, имеющаяся на строительных рынках и в гипермаркете ОБИ, например.

Что касается инструментов – щипцов, кусачек, пинцетов, бокорезов и прочего – они широко представлены на ювелирных сайтах (ruta.ru, sapphire.ru). Начать можно с покупки ножниц по металлу – для работ с медной пластинкой.

Но ключевой момент для «домашней работы» с ювелирными эмалями — собственно сама эмаль.

Где достать ювелирную эмаль для домашних экспериментов?

Знаменитый комбинат Дулёво продаёт плиточные горячие ювелирные эмали, по желанию отпуская по 250г от 500-граммовой плитки. В таблице по ссылке указан образец, температура обжига и наличие драгоценных металлов (они присутствуют лишь в рубиновых и сиреневой). Адрес и телефон московского офиса продаж указан в разделе «контакты» сайта dkz.ru .

Для измельчения такой эмали понадобится ступка из металла. При перетирании эмали в неё неизбежно попадают частицы ступки и пестика. Если ступка и пестик металлические, частицы удаляют магнитом. С каменной и керамической ступками магнит, понятно, бесполезен, и вашему порошку потребуется так называемое «отмучивание» («отделение медленнооседающих мелких частиц полидисперсной суспензии от быстро оседающих более крупных и тяжёлых частиц путём сливания жидкости, содержащей ещё не осевшие частицы, с отстоявшегося осадка») – аналогочно тому, как «отмучивают» глину керамисты, подготавливая ее к работе.

Сайт sapphire.ru кроме горячих (дулёвских), широко представляет холодные, светоотверждаемые и среднетемпературные эмали. Холодные эмали CAVALLIN (Италия) затвердевают при комнатной температуре. При работе с ними обязательно используют катализаторы – для изогнутых и ровных поверхностей соответственно.

Светоотверждаемые эмали COLORIT, как обещает производитель, очень удобны в работе с ювелирными изделиями, бижутерией, сувенирами. Отверждение (полимеризацию) эмалей вызывает интенсивное «холодное» УФ-излучение. Такие эмали иногда называются фотополимерными. Стоимость полимеризационной лампы 27 тыс. руб. Желателен также защитный бокс.

Наконец, эмали листовые EFCO-DEKOR и эмали порошковые EFCOLOR. Это недорогие эмали для декоративных работ. Полимеризация происходит при температуре 160С в течение 3-5 мин. С ними работают в обычной электрической конвекционной печи (не СВЧ! не микроволновая!).

Сайт ruta.ru не отстаёт, предлагая холодные и горячие эмали богатейшего цветового разнообразия, – разведённые, в баночках около 100 грамм.

Муфельная печь для самостоятельного эмалирования ювелирных изделий

Пару слов о муфельных печах. Они необходимы только для горячих эмалей. Цена на муфели колеблется в зависимости от параметров печи и от страны-изготовителя. Печь муфельную для эмалей 1,4л sapphire.ru продаёт почти за 37 тыс. руб. Печь муфельная МИКРО на art-lampwork.ru/shop стоит 28 тыс.руб. Работают подобные муфели от сети напряжением 220 вольт. Если начинающего эмальера нервируют такие цены, то муфельные печи попадаются в разряде товаров бу на просторах интернета.

Эмаль в домашних условиях: все ещё сомневаетесь?

В старину язык доводил до Киева …). Что уж говорить о сегодняшнем дне, когда слово взял интернет. Поиск решения практически любой проблемы выведет вас на соответствующий профильный форум. Здесь вы узнаете и о покупках материалов вскладчину, и об уловках, оптимизирующих тот или иной процесс. Очень вероятно, что ваши трудности кто-то когда-то уже успешно преодолел. И значит, имея желание, силы и средства, можно заняться эмалями.

Ювелирная эмаль своими руками — холодная и горячая эмаль в домашних условиях

Вы давний любитель эмалевых украшений, но всё вам чаще хочется не то чтобы «купить готовое», а попробовать «именно самостоятельно»? Поздравляем, вы на пути к новой Работать:). жизни в домашних условиях с эмалями – горячей и так – не холодной уж нереально. Взгляните на наш видеоматериал, девушка где-ювелир создаёт эмалевую лошадку. внимание Обратите на её инструменты и приспособления: молоточек и наковальня, медные, пинцеты проволоки, натфели, раствор для щётки, отбеливания и прочие.

Ювелирная эмаль своими откуда: руками что берется

Итак, начнём с пластинок медных, на которые и наносят саму эмаль. спрашивается, Где, их взять-то мирному человеку? Ответов Первый. два сакральный: каждый мастер имеет запас свой, пополняемый из тайных (читай-свалки) Второй. ресурсов ответ более практический: медь имеющаяся, кровельная на строительных рынках и в гипермаркете ОБИ, Что.

например касается инструментов – щипцов, кусачек, бокорезов, пинцетов и прочего – они широко представлены на сайтах ювелирных (ruta.ru, sapphire.ru). Начать можно с ножниц покупки по металлу – для работ с медной ключевой.

Но пластинкой момент для «домашней работы» с эмалями ювелирными — собственно сама эмаль.

Где ювелирную достать эмаль для домашних экспериментов?

комбинат Знаменитый Дулёво продаёт плиточные горячие эмали ювелирные, по желанию отпуская по 250г от 500-плитки граммовой. В таблице по ссылке указан образец, обжига температура и наличие драгоценных металлов (они лишь присутствуют в рубиновых и сиреневой). Адрес и телефон офиса московского продаж указан в разделе «контакты» dkz сайта.ru .

Для измельчения такой эмали ступка понадобится из металла. При перетирании эмали в неизбежно неё попадают частицы ступки и пестика. ступка Если и пестик металлические, частицы удаляют каменной. С магнитом и керамической ступками магнит, понятно, вашему, и бесполезен порошку потребуется так называемое «отделение» («отмучивание медленнооседающих мелких частиц полидисперсной быстро от суспензии оседающих более крупных и тяжёлых путём частиц сливания жидкости, содержащей ещё не частицы осевшие, с отстоявшегося осадка») – аналогочно тому, отмучивают «как» глину керамисты, подготавливая ее к работе.

sapphire Сайт.ru кроме горячих (дулёвских), широко холодные представляет, светоотверждаемые и среднетемпературные эмали. Холодные CAVALLIN эмали (Италия) затвердевают при комнатной При. температуре работе с ними обязательно используют для – катализаторы изогнутых и ровных поверхностей соответственно.

эмали Светоотверждаемые COLORIT, как обещает производитель, удобны очень в работе с ювелирными изделиями, бижутерией, Отверждение. сувенирами (полимеризацию) эмалей вызывает интенсивное «излучение» УФ-холодное. Такие эмали иногда называются Стоимость. фотополимерными полимеризационной лампы 27 тыс. руб. также Желателен защитный бокс.

Наконец, эмали EFCO листовые-DEKORи эмали порошковые EFCOLOR. недорогие Это эмали для декоративных работ. происходит Полимеризация при температуре 160С в течение 3-5 ними. С мин работают в обычной электрической конвекционной СВЧ (не печи! не микроволновая!).

Читайте также  Как рисовать комиксы в стиле marvel

Сайт ruta.ru не отстаёт, холодные предлагая и горячие эмали богатейшего цветового разведённые, – разнообразия, в баночках около 100 грамм.

печь Муфельная для самостоятельного эмалирования ювелирных Пару

изделий слов о муфельных печах. Они только необходимы для горячих эмалей. Цена на колеблется муфели в зависимости от параметров печи и от страны-Печь. изготовителя муфельную для эмалей 1, 4л sapphire.ru почти продаёт за 37 тыс. руб. Печь муфельная art на МИКРО-lampwork.ru/shop стоит 28 тыс.Работают. руб подобные муфели от сети напряжением вольт 220. Если начинающего эмальера нервируют цены такие, то муфельные печи попадаются в разряде просторах бу на товаров интернета.

Эмаль в домашних условиях: ещё все сомневаетесь?

В старину язык доводил до Что …). Киева уж говорить о сегодняшнем дне, когда взял слово интернет. Поиск решения практически проблемы любой выведет вас на соответствующий профильный Здесь. форум вы узнаете и о покупках материалов вскладчину, и об оптимизирующих, уловках тот или иной процесс. вероятно Очень, что ваши трудности кто-то уже-то когда успешно преодолел. И значит, имея силы, желание и средства, можно заняться эмалями.

Как сделать эмаль

Как сделать красивую бижутерию, добавить цвета и яркие краски в ваше украшение? В этом нам поможет техника Холодная Эмаль, которую мы сделаем, используя чернила Vintaj Patina. С помощью этой техники вы сможете украсить фурнитуру для бижутерии, сделать украшения удивительными и запоминающимися.

Техника эмали позволяет получить гладкую цветную поверхность на металле. Для окрашивания металлической фурнитуры нам понадобятся чернила Vintaj Patina.

Я знаю, что в интернете вы можете увидеть различные порошки- эмали. Но чтобы сделать действительно качественную аккуратную работу с ровным глянцевым цветом, без пятен, или для создания тонких рисунков, я рекомендую использовать именно чернила Vintaj. Никакие порошки не сделают украшение настолько аккуратным и красивым, а поэтому не приблизят окрашенные детали фурнитуры к дорогим настоящим эмалевым украшениям.

Конечно, можно купить готовые эмалевые подвески, не спорю, они отличного качества, эмаль наносится при огромных температурах, поэтому покрытие очень прочное. Но в нашем магазине вы не найдете такие подвески, мы их не привозим, т.к. малюсенькая подвесочка будет стоить очень дорого, и другой вопрос – а как же радость творчества, как же уникальность работы? Вы все мастера, любите создавать красивые украшения, привносить изюминку, свой взгляд, ведь без творчества будет скучно.

Поэтому расширяйте границы вашего творчества вместе с чернилами Vintaj Patina. В статье расскажем о технике Холодная Эмаль.

Чтобы показать эту технику я взяла коннектор Городские Улицы, который как раз просто идеально подходит для этой техники. Правда, так как я далека от художественного таланта сразу идеально подбирать сочетания цветов, то прежде чем работать на коннекторе, сделала трафарет на бумаге.

Подложим коннектор под лист бумаги и проведем тупым концом простого карандаша, чтобы получить рисунок.

Далее самое интересное – капаем чернила на чистый край бумаги и с помощью зубочисток раскрашиваем трафарет. Как я и ожидала, у меня получилось не сразу подобрать цвета, поэтому после высыхания чернил, я перекрашивала некоторые квадратики мозаики другим цветом, пока цветовой вариант стал мне нравиться.

Чтобы вы выдели всю картину процесса – фото всего стола.

Осталось воплотить всё это на коннекторе. Чтобы окрасить такие мелкие детали, как у нашего коннектора, лучше использовать зубочистки.
В процессе работы возник один нюанс — на подвеске есть совсем крошечные элементы, и чтобы их закрасить, я придумала сделать так: взяла обычный пин для бижутерии и кусачками под углом отрезала кончик пина, получился тонкий и с одной стороны плоский конец. Можете попробовать взять иглу, думаю, она тоже должна подойти для этих целей.

Начинаем рисовать небо. Смешаем чернила белого цвета Marble и синего Cobalt. Для неба лучше окрашивать квадратики немного разными оттенками, добавляя на некоторые чуть больше белого, а на другие синего цвета.

Стараемся окрашивать и бортики квадратиков, не боимся, если заденем верхнюю кайму, в конце мы всё благополучно очистим.
Приступим к окрашиванию купола башни – я взяла красный Garnet. Окрашиваем нужным цветом сразу все детали, чтобы потом не пришлось снова добавлять каплю чернил на стеклянную поверхность, т.к. они очень быстро высыхают.

При окрашивании сначала зубочисткой заполняем края основы квадратика, а потом, набирая чернила на зубочистку, делаем слой толще, чтобы получить эффект глянцевой поверхности.

Вот такая палитра получилась в итоге. Как видите, в процессе я немного изменила цвета от трафаретного исходника – добавила оранжевый для стены (смешала красный и желтый).

Цвет, который смотрится на фото, как белый, на самом деле Agat – светло-светло жёлтый, молочный, мне он очень понравился в сочетании с другими цветами на этом коннекторе.

Сейчас с помощью обычной жидкости для снятия лака подотрём излишки чернил на верхних краях мозаики, а чтобы не задеть основу, или бортики, на зубочистку накрутим небольшой кусочек ваты и аккуратно пройдёмся по выступающим краям.

Остался заключительный штрих – покроем коннетор глянцевым лаком для металла Vintaj.
И красивейший коннектор в технике Холодная Эмаль готов стать яркой изюминкой целого украшения.

В такой технике можно окрасить абсолютно любую фурнитуру – подвески или коннекторы, и даже металлические бусины или бейлы. Особенно интересно будет смотреться фурнитура, в которой есть выемки, которые можно заполнять цветными чернилами.
Можно делать монохромные украшения, используя например, только чёрный и белый цвета, или использовать весь запас цветов, который у вас есть.

Поделитесь в комментариях, вам понравилась статья? Если у вас остались вопросы или, возможно, какие-то моменты были не понятны, пишите в комментариях, с удовольствием отвечу на них. А если вы сделали украшение с помощью чернил Vintaj Patina, не забудьте поделиться с нами фотографией в комментариях. Мы будем рады увидеть ваше воплощение!

Серебряные и золотые украшения эмалью

В мире ювелирного искусства заметна тенденция к декорированию золотых и серебряных украшений эмалью. Изделия с эмалью, щедро пересыпанные драгоценными камнями, в золотых и серебряных кружевах, издавна ценились поклонниками ювелирного искусства. Ими восхищаются и сегодня.

Ювелирные украшения с эмалью или, как их ещё называют, финифтевые украшения – сережки, броши, кулоны, браслеты, кольца красивы и неповторимы. Они украсят вечерние платья и костюмы, сделают вас элегантнее и красивее. Однако большинство из нас не задумываются, что же такое – ювелирная эмаль, как она изготавливается и различается ли между собой? А ведь всё это определяет красоту изделия, его стоимость и долговечность.


Украшения с эмалью – техника выполнения

Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.

Эмали различаются не только составом, но и способом нанесения на поверхность металлической основы. В ювелирном деле основой чаще всего является серебро и золото. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями. Они могут быть прозрачными и непрозрачными. Существуют разные способы и технологии нанесения эмали.

Перегородчатая эмаль. Это одна из самых нарядных техник исполнения. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком. Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло.

Вместо ленточек-перегородок иногда используют филигранную нить. Сама по себе эмаль красива, а тут ещё и золотые или серебряные кружева.


Выемчатая эмаль. Специальным резцом согласно рисунку вынимают частицы металла из основы, получая углубления, которые заполняют эмалевым составом. Это одна из самых древних технологий. Выемчатая эмаль может выполняться на металлической основе, которая изначально гравируется или чеканится в соответствии с выбранным узором. В бижутерии используют штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.

Читайте также  Как сделать скриншот экрана ноутбука

Техника эмалевого художественного покрытия, или финифть. Это роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера финифтяного промысла Ростова Великого, а также австрийский бренд Frey Wille.

Финифть – древнерусское название эмали, которое произошло от греческого финифтис, что означает блестящий, а слово эмаль – от французского (email). Искусство украшения финифтью пришло в Россию из Византии еще в Х – ом веке и достигло совершенства в XVI — XVII веках. В те времена все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке «финифть» сменилось на новый термин – «эмаль».

Изящная ростовская живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. А филигрань (скань) – это один из древнейших видов художественной обработки металла или металлической нити. Термин филигрань происходит от латинских слов – «филюм» – нить и «гранум» – зерно. Слово скань означает свить или скрутить. Таким образом, скрученная проволока (скань) дополняется маленькими шариками, делающими изделие из эмали более нарядным, кружевным.

Интересны эмали-гильоше. Гильоширование заключается в нанесении на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора, в основном это геометрические линии. В современном ювелирном деле используют специальные установки с вращающимся барабаном и резцом (гильоше).

Эмаль этой техники зародилась в XVIII веке во Франции, и всё выполнялось значительно труднее, однако, какие прекрасные изделия того времени нас удивляют и восхищают до сих пор. В России эмаль-гильоше стала применяться для украшения драгоценных изделий ювелирного искусства в конце XIX — начале ХХ века и связана она с именем Фаберже. Особенно роскошны были настольные предметы.

В технике эмали по гильоширу используют только прозрачные эмали различной цветовой гаммы. Именно благодаря этому металлический фон с нанесенным на него узором просвечивает под эмалью. Эмали-гильоше в ювелирных изделиях сегодня делают в основном на золоте или серебре.

Витражная эмаль – это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Эта техника получила название из-за сходства с витражными стёклами. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.

Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Ажурный орнамент делает изделие сказочно красивым. В производстве витражной эмали есть свои сложности – обжиг изделия производится не один раз, а после каждого нанесения очередного слоя эмали.

Сеяная эмаль выполняется распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет, где каждый слой закрепляется клеем.

Закрепление эмали происходит различными способами, их называют горячими и холодными.


Горячие эмали

Горячая эмаль используется с давних пор, хотя она и самая трудоёмкая. Современные горячие эмали являются безусловными фаворитами в эмалевых ювелирных украшениях. Эмаль прочно припекается к металлу в специальных муфельных печах, где температура доходит до 600-800 градусов. Затем изделие охлаждают, очищают и полируют. Кажется, всё очень просто. На самом же деле всё гораздо сложнее.

Эмалевый порошок разводят водой до сметанообразной массы, затем наносят на соответствующие участки изделия. После чего, прежде чем начать обжиг в печи, непременно надо подсушить, чтобы исчезли лопающиеся пузырьки воздуха, иначе они испортят гладкость эмалевого покрытия.

Во время обжига эмалевый порошок сплавляется в стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или непрозрачным (глухим). Но и это ещё не всё. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи, так получают идеально гладкую поверхность.

Если в украшении эмаль многоцветная и перегородчатая, тогда необходимо соблюдать строгую очерёдность нанесения и обжига эмалевого порошка. А очерёдность устанавливается по жаростойкости эмали. Первой наносят самую жаростойкую эмаль и помещают на обжиг, затем наносят менее жаростойкую, и вновь изделие отправляется в печь, но при меньшей температуре. И так далее. Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная, и наконец, красная.

Эмаль необходимо заливать ровно, чтобы поверхность изделия была безупречной. Исходя из особенностей композиции, изделие может обжигаться от 5 до 100 раз. И при этом мастер регулирует температуру и время обжига, основываясь на своём опыте и интуиции. И именно это создаёт уникальные творения, которые и сам мастер иногда не в силах повторить во втором экземпляре. Согласитесь, что это не просто.

Холодные эмали

Холодная эмаль бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.

Двухкомпонентная холодная эмаль просто заливается на изделие. Жидкая эмаль в определённых пропорциях смешивается с катализатором, образуется кремообразная паста, которая с помощью специального инструмента наносится на поверхность металла.

После нанесения эмаль застывает при комнатной температуре примерно в течение 48 часов, а при температуре 70 градусов – в течение 20 часов. Изделия похожи на керамические покрытия. В этой технике мастер может смешивать разные эмали и получает различные цвета и оттенки.

Теплоотверждаемая холодная эмаль в некоторой степени схожа с горячей, но плавится она при 160 градусах. По сравнению с горячей эта эмаль не полируется, иначе на ней останутся матовые следы, и обладает она значительно меньшей прочностью. При небольшом нажатии ногтём на эмаль, она проминается.

Светоотверждаемая холодная эмаль. Техника выполнения этой эмали схожа с установкой зубных пломб. Нанесённый на поверхность изделия состав эмали облучают ультрафиолетовой лампой, за счёт чего происходит её затвердевание. Используя именно эту технику, ювелиры могут запломбировать сколы на эмалевых ювелирных украшениях. Светоотверждаемая холодная эмаль по твердости находится между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями.

В холодном эмалировании есть техника, при которой эмаль при нанесении растекается цветными узорами, как бензин на воде или как вулканическая лава. Вроде бы не соблюдают аккуратность, а получается красиво.

Следует дополнить, что горячая эмаль более дорогостоящая, чем холодная.

Как отличить более дорогостоящую горячую эмаль от холодной. Холодная эмаль мягче горячей. На изделиях с холодной эмалью видны неровности, так как полировать её нельзя. Поэтому горячая эмаль всегда выглядит блестящей, с ровной полированной поверхностью.

Однако холодные эмали не лишены достоинств. Они пластичны и неприхотливы в эксплуатации, просты в исполнении, практически не требуют специального оборудования, да и поверхность изделий не требует особой подготовки. Холодные эмали закладываются на любые сплавы.

Ювелирные изделия с эмалью – как ухаживать, носить и беречь

Эмаль, по сути – это стекло. Отсюда и её свойства. Эмаль можно полировать, чистить, но при активном, да ещё и неаккуратном ношении сколы неизбежны. Эмаль чувствительна к механическим воздействиям. Наибольшему риску подвержены кольца. Как уже было сказано, ювелир может запломбировать скол. Но лучше не ронять свои драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, следить за исправностью застёжек.

Как сохранить первоначальную яркость эмалевых красок?

Украшения с эмалью следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Не надевайте их на пляж, в баню или сауну. Эмалевое покрытие может поблекнуть и потрескаться.

Не допускайте контакта эмали с любыми моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. Повреждение эмали может произойти и от взаимодействия с косметикой и морской водой.

Изделия с эмалью следует мыть в прохладной воде, с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чистить эмаль можно мягкой щёточкой и зубным порошком, после чего промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако не забывайте, что лучшей чисткой украшений с эмалью может быть чистка в ювелирной мастерской.

И последнее. Эмалевые украшения рекомендуется хранить отдельно от других изделий, пусть даже и драгоценных, чтобы их поверхность не соприкасалась с другими изделиями. Возможно, и в ваших шкатулках сохранились бабушкины серьги или броши с ярко-синими цветами на белом фоне, украшенные филигранью, изготовленные мастерами Ростова Великого. Поверьте, цены им нет, это шедевры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: