Как сделать дудочку

Мастер-класс по созданию флейты любви

Данный мастер-класс посвящён изготовлению замечательного музыкального инструмента — флейты. И сделаем мы не просто флейту, а флейту любви! По-простому, пимак. Этот инструмент имеет замечательный мягкий звук и приятный тембр, который никого не оставит равнодушным.

Чтобы данную флейту смогло сделать как можно больше людей (а ещё лучше — все, кто просмотрел данный мастер-класс), в работе мы не будем использовать ничего экзотического. Это касается как материалов, так и инструментов. Постараюсь всё изложить в краткой и доступной форме. Все вопросы пишите в комментариях. Итак, начнём :)

Для работы нам понадобится:

Материалы:

  • бамбук;
  • капроновая нить;
  • льняное масло;
  • клей.

Инструменты:

  • лобзик;
  • надачная бумага;
  • напильник;
  • набор надфилей;
  • плоскогубцы;
  • острый нож;
  • гвоздь;
  • тюнер.

Выше приведён краткий список основных инструментов. О всех остальных буду говорить по ходу дела, они обычно есть у всех наверняка.

Из чего мы делать? Будем делать из такого экзотического материала, как бамбук. Использовать именно этот материал советую по простой причине: с ним проще всего работать, и нет необходимости тратить времени на формирование канала. Об этом следующий абзац.

Лирическое отступление. Традиционно пимак изготавливается следующим образом: берётся какая-либо палка, распиливается или раскалывается пополам. В каждой половине формируется желоб. Затем половины склеиваются и из полученной деревянной «трубки» изготавливается флейта.

Мы же пропустим все эти трудоёмкие и времязатратные стадии и будем использовать готовую «трубку», какой и является бамбук.

Купить бамбук можно в садовом магазине. Обычно в таких магазинах продаются бамбуковые опоры в кокосовой стужке. Стружка нам не нужна, выбрасываем. Бамбук оставляем. И используем не по назначению. А вообще, в оборот можно пустить пару бамбуковых удочек, если таковы имеются.

Итак, берём бамбук.

Устройство пимака таково, что вдуваемый человеком воздух идёт не напрямую на срез свистка, а через предварительную камеру. Подробно не рассказываю, обо всём этом поймёте в процессе изготовления. В крайнем случае можно почитать в интернете.

Начнём мы с формирования свистка. Для этого необходимо немного сточить напильником колено бамбука (именно над коленом, а не где попало). Стачиваем заштрихованную область.

После стачивания должны получить что-то вроде этого.

Затем размечаем будущие свистковое и вдувное окошки. Линейкой и карандашом. По крайней мере, нормальные люди берут их. Я беру калькулятор и карандаш.

Окошки по форме близки к квадрату, хотя длина (параллельна колену) чуть больше, и составляет примерно четверть диаметра флейты. Размеры свисткового окошка играют важную роль, размеры и форма вдувного (через которое будет идти воздух) не так важны, это окошко может быть хоть круглым или треугольным. На фото свистковое снизу, вдувное сверху.

Важный момент! Разметить нужно так, чтобы внутренняя перегородка бамбука была строго между окошками. Причём как можно ближе к свистковому окошку. И не надо рассчитывать по внешнему колену. Снаружи колено может быть в одном месте, а перегородка внутри немного смещена на 2-3 мм. А это для нас важно.

Далее необходимо эти окошки вырезать. Я использую для этого самодельный нож (если его так можно назвать) из осколка полотна ножовки по металлу.

Этим ножом мы продавливаем контур вот таким образом

Сделав это несколько раз, мы добьёмся нужного результата

Далее берём плоский надфиль и доводим всё до ума

Причём срез свисткового отверстия мы должны сточить под некотрым углом (30-45 градусов). Это видно на следующем фото, свистковое окошко дальше от нас.

Теперь отвлечёмся ненадолго от свистка и обратим внимание на тело флейты. Пока что мы имеем? Неготовый свисток на бамбуке. И всё. При этом наша флейта пока даже трубкой не является (мешает внутренняя перегородка под другим коленом). Поэтому нужно решить эту проблему.

Для этого требуется отпилить флейту либо до колена, чтобы его вообще не было. Либо отпилить после колена (а может и оставить всё как есть) и убрать внутренню перегородку. Выбор зависит от планируемой тональности (чем она ниже, тем флейта длиннее) и от физики флейты. Подробно про физику не будем. Главное, запомнить правило: размер флейты от свистка до конца должен насчитывать от 17 до 20 внутренних диаметров. Ни больше, ни меньше.

Лобзиком отпиливаем флейту как нам нужно и закругляем надфилем края, если они неровные.

Пример до и после.

Вот теперь, когда флейта уже становится похожей на флейту, вернёмся к изготовлению свистка. После того, как мы причесали окошки, необходимо сточить заштрихованную область на глубину около миллиметра

Сделать это можно небольшой стамеской или всё тем же ножом. Далее подровнять надфилем или наждачной бумагой.

Вид сбоку. Здесь лучше видно глубину только что сформированного прямоугольного желоба, скажем так. Это будущий канал, по которому будет идти воздух.

Далее, в данном случае из обрезков бамбука (хотя можно взять что угодно, главное, чтобы это «что-то» было плоским с одной стороны) мы делаем блок. В самом простом варианте это ровная прямоугольная дощечка, которая должна полностью покрывать наш «прямоугольный желоб». А вообще в качестве блока профессионалы порой используют различные резные фигуры и прочие красоты из дерева.

Наклеиваем данный элемент на своё законное место. При этом не забываем сначала предварительно прижать его пальцем на своё место и проверить звук. Прижимаем и дуем в бамбук со стороны вдувного окошка. Звук не должен передуваться и шипеть. Если передувается, блок нужно сдвинуть от свистка. Если шипит, то, возможно, глубина желоба велика, и необходимо сточить его напильником. Это лишь два варианта плохого развития событий. В каждом случае нужно смотреть индивидуально. Но, допустим, что у вас всё хорошо, и вы приклеили блок куда надо. Получиться должно что-то вроде этого

Осталось дело за малым — сделать отверстия. Первое отверстие (ближнее к свистку) должно быть на расстояинии равном 25-28% длины флейты от свистка до конца. Остальные пять с интервалом в 7-9% длины. Размечаем.

Берём что-нибудь очень горячее (например гвоздь). Берём не руками, а плоскогубцами (хотя если вместо гвоздя что-то длинное, можно и руками) и жгём дырки. Жжём, жжём. В общем, шесть раз жжём.

Получаем уже нечто, очень похожее на флейту

Далее берём тюнер, полукруглый надфиль. Взяли? И теперь долго и упорно растачиваем отверстия, чтобы звук попадал в ноту. Строй пимака — минорная пентатоника. Музыканты-теоретики знают, что это такое. Я нет, поэтому просто использую шпаргалку, какие должны быть ноты.

Важно! Для любителей сэкономить время. Ни в коем случае не используйте свёрла и дрель. По крайней мере обычные. Флейта треснет, пока вы будете делать первое отверстие. Если уж не хотите тратить час своего времени на расточку отверстий, используйте бормашинку и насадки к ней. Либо микродрель-гравер, используемый для гравировки. У гравера высокие обороты, это не позволит флейте треснуть.

Ну, наконец мы сделали игровые отверстия нужного диаметра, используя все известные и неизвестные методы проделывания дырок отверстий. Получилось вот так.

Осталось дело за малым — украсить и пропитать. Украшаю капроновыми нитями тёмно-синего и красного цветов и пропитываю внутренний канал льняным маслом. Флейта готова!

Спасибо за внимание! Будут вопросы, пишите. И не забывайте присылать фотографии ваших флейт :)

shakuhachi.ru

Вы здесь

Флейта сякухати из ПВХ

Автор: пользователь Ostrou

Введение

Как непредсказуемы и витиеваты пути, приводящие нас к жизненным вехам! Вот и мой интерес к флейте Сякухати пришел весьма неожиданно. Тем более неожиданно то (для меня самого), что я хочу предложить вам на этой странице. А именно, изготовление флейты своими руками из ПВХ. Флейта типа Сякухати довольно простой инструмент, конструктивно. Если его могли изготавливать сотни лет назад, то сейчас, имея современные материалы и инструменты, а также средства для расчетов, изготовить флейту сможет любой задавшийся такой целью.

Флейта из ПВХ имеет приятный, глубокий, вдумчивый, достаточно сильный звук (при условии соблюдения всех рекомендаций изложенных на этой странице). По характеру тембра ПВХ конечно отличается от бабука, он не хуже и не лучше, он просто иной. Но для начинающих, а так же для желающих экспериментировать со строями, тональностями, это отличная возможность реализовать свои порывы к творчеству. Помимо всего, как уже много писалось в других материалах поствященных ПВХ флейтам, они неприхотливы к условиям окружающей среды и могут быть постоянным спутником, куда бы вы не направились. По своему опыту скажу, изготовление флейты доставляет не меньшее удовольствие чем при непосредственной игре. Это уже игра, это уже звук, мелодия вдохновения, стремления реализуемая в таком чудесном инструменте как флейта типа Сякухати.

Начало

Заполучив свою первую флейту (бамбук) тональности F («Сякухати» 1.5) я задумался над тем, что это не совсем то, что я ожидал. Получилось так, что заказал флейту раньше, чем разобрался в их размерах и тональностях. Ох уж эти внезапные порывы души. Ну да ладно, оставим лирику на потом. Итак, заказывать новую флейту было финансово накладно, а хотелось все же чего то помедитативней. Благодаря материалам Евгения (Komuso) меня заинтересовала возможность изготовления флейты из простой трубы ПВХ. «А что, недорого, доступно, можно поэкспериментировать, на первое время хватит, а там, глядишь, и на бамбуковую флейту разживусь.» Так я думал.

Читайте также  Как делать фонетический разбор слова

Закупив все необходимое приступил к… К чему? К размышлениям.

Дело в том, что рекомендуемые размеры флейт и расположения отверстий очень разнились в зависимости от источника. Я все же больше приверженец европейской системы нот, а потому точность звучания, а следовательно точность размеров флейты для меня важный вопрос. Особенно это почувствовалось после первой попытки (все же я попробовал воспользоваться рекомендуемыми размерами) в процессе настройки флейты путем проточки отверстий. Я явно заметил корреляционные связи между отверстиями, пока настраивал одно отверстие, другое тут же уплывало по тону, немного, но плыло. Изгибание флейты конечно выравнивало девиации нот но все это казалось неудобным.

Порывшись в инете, нашел много разных рекомендаций и калькуляторов для расчетов, но все они страдали неточностью, некоторые откровенно противоречили подобным себе.

Теория

Если хочешь что-то сделать, сделай это сам.

Начал я с того, что разузнал о свойствах резонанса колебаний воздушного столба. Выяснилось, что частота колебаний воздушного столба в открытой с двух сторон трубе равна: скорость звука деленная на длину и деленная на 2, а для закрытой трубы с одной стороны деленная на 4.

Вырезав соответствующий расчетам кусок трубы и выточив утагучи я обнаружил, что не попал в нужную ноту. Флейта Сякухати не является двояко открытой трубой и не является закрытой с одной стороны! Она нечто «среднее». Эмпирическим путем удалось вычислить коэффициент деления, он равен 2,20031. Теперь мои трубы звучали точно на нужной ноте. Но что делать с отверстиями?

Рассчитав отверстия по нужным частотам (нотам) получилось, что-то явно не то. Стало ясно, положение отверстий нужно рассчитывать иначе, с учетом их диаметра и, возможно, толщины стенки трубы. Ведь отверстие тоже образует маленькую трубу. Опущу нудные описания своих мытарств на этом поприще, хоть и захватили они меня не на шутку и вот-вот грозились разродиться «эврикой»… Помогли снова материалы Komuso, кому я премного благодарен!

Среди рекомендуемых сайтов для посещения был сайтик http://www.Navaching.com автор которого уже провел довольно подробное исследование этих вопросов и делился своими наработками. Хоть сайт и англоязычный, но маломальское знание языка позволяет разобраться в приводимых там материалах. Рекомендую обратиться именно к ним за более широкими и подробными познаниями. А я хочу поделиться чистейшей практикой изготовления флейт из ПВХ по подобию и образу флейты Сякухати на основе этих материалов.

В магазине сантехники мне попалась труба с внутренним диаметром 21,толщиной стенки 5,4. Она позволяет сразу вытачивать утагучи без дополнительных, утолщающих насадок, что очень положительно сказывается на эстетическом виде флейты.

Расчёты

В моем EXCEL калькуляторе можно сделать расчеты исходя из параметров имеющейся трубы. Формулы и алгоритм авторских расчетов (http://www.Navaching.com ) пришлось немного подправить и приспособить к своим требованиям. Кстати, те кто желает воспользоваться калькулятором для бамбука имейте ввиду, что в нем не предусмотрено влияние изменчивой толщины стенки на расположения отверстий, т.к. ПВХ подразумевает одинаковую толщину по всей длине. Но ежели таковые желающие найдутся я готов переписать калькулятор под эти нужды. К сожалению, у нас в Сибири бамбук не растет, только ПВХ.

Длина флейты

Можно пойти двумя путями. Взять кусок трубы, измерить его, ввести данные в калькулятор и получить базовую частоту ноты (вероятней всего будет отличаться от европейского стандарта) и изготовить флейту «настроенную саму на себя». А можно задать желаемую тональность и выяснить необходимые для этого размеры трубы. Чем длине труба, тем ниже будет звучание флейты.

Для вычисления длинны флейты под нужную тональность необходимо знать частоту базовой ноты. Частоту базовой ноты можно определить по таблице «ноты-частоты». Например. Нам нужна флейта в тональности D(Рэ), в таблице находим частоту этой ноты 293.67 Гц.

Автор http://www.Navaching.com рекомендует обратить внимание на отношение длинны флейты к внутреннему диаметру. По его мнению сбалансированная по звучанию флейта соответствует отношению равному 29-30. Он называет это эквивалентным тембром. Эквивалентный тембр характеризует отношение характера воспроизведения октав. Ниже 29 преобладают низкие гармоники, выше 30 высокие. Моя практика это подтверждает! Рекомендую 30. Звук при этом более яркий, чистый и устойчивый. В калькуляторе этот параметр во вкладке «расчеты» называется EAR.

Калькулятор точно рассчитает расположение отверстий в зависимости от размеров заготовки, диаметра отверстий, толщины стенки флейты, тональности флейты и желаемой пентатоники. Да, да! Калькулятор позволяет задать желаемый, отличный от «классического», пентатонический строй!

Расстояние до отверстий отмеряется от акустического начала флейты, т.е. от утагучи. Рекомендуемый диаметр отверстий в пределах 8-12мм, рассчитать можно так: толщину стенки умножить на 2,20031, или воспользоваться формулами в калькуляторе. От диаметра отверстия зависит частота, чистота, сила звука. Чем больше диаметр отверстия, тем чище и сильней звук. Но есть и деготь. В длинных флейтах (более 2.2) приходится умышленно идти на уменьшение диаметра отверстий (в основном это 1 и 3 отверстия), что немного сокращает расстояние между отверстиями, иначе расстояние между отверстиями становится трудным для распальцовки. Компромисы, компромисы!

Для облегчения аппликатуры (распальцовки), на больших флейтах, можно отверстия смещать от оси влево вправо. Для этого сначала нужно разметить отверстия по осям. Взяв флейту в руки в игровой позиции, расположив пальцы по местам будущих отверстий, смещайте позиции пальцев, в поперечных направлениях, сохраняя расстояние между ними. Зафиксируйте наиболее комфортное расположение, там и сверлите отверстия. При некомфортной распальцовке возникают излишние напряжения в суставах рук, и они будут быстро уставать.

От диаметра зависит так же так называемая частота среза. От которой зависит сможет ли флейта чисто и сильно воспроизвести ноту этого отверстия на октаву, две выше. Чем больше отверстие и больше отношение диаметра отверстия к толщине стенки, тем больше чистота и сила звука. При малом отношении диаметра отверстия к толщине стенки мной замечен дефект в звуке, пауза в момент перехода от ноты к ноте, особенно при тихом проигрывании нот, ветренность нот (высокое сопротивление воздушной колонки в отверстии).

Для исправления этого недостатка я прибег к хитрости. В местах расположения отверстий сделал проточку до нужной толщины стенки. В результате получилась хорошо звучащая флейта с удобными ложбинками под пальцы.

ВНИМАНИЕ. Расчеты расположения отверстий необходимо проводить для остаточной толщины стенки после проточки. Иначе говоря, вы должны запланировать сколько миллиметров снимите и сколько останется, вот на этот остаток и нужно провести расчет.

Утагучи

В калькуляторе вы найдете рекомендуемые расчеты размеров утагучи. Однако, практика показывает, что следование этим расчетам ведет к слишком крутому углу среза, что затрудняет звукоизвлечение и его стабильность. На 1-2мм можно уменьшить ширину утагучи и тогда угол станет более острым, но глубину нужно сохранить. Крутой угол повышает тембр, острый (пологий) понижает тембр. Скос мундштука дело индивидуальное. Мне удобно когда скос мундштука и скос проточки образуют прямой угол.

Изготовление

Итак, с расчетами покончено, все необходимые размеры есть, приступаем.

1. Отрезаем аккуратно кусок трубы нужной длинны, плюс 1мм для компенсации после обработки кромок (если труба резалась ножовкой). Выравниваем кромки грубым напильником, затем наждачной бумагой малой зернистости доводим заготовку до базовой длинны.

2. Проводим карандашом две противоположные осевые линии вдоль ствола будущей флейты для разметки отверстий. Отмеряем местоположение отверстий от вершины (будущего утагучи).

Настоятельно рекомендую, при изготовлении флейты, соблюдение всех размеров и длин с точностью не менее 0,5мм.

3. Высверливаем отверстия. Отверстия лучше всего сверлить спиралевидными сверлами для дерева. Если таких нет то сверлами по металлу, но к нужному диаметру рекомендую подходить поэтапно увеличивая диаметр сверл. ПВХ материал мягкий и легко губится сверлами по металлу которые просто вгрызаются в него. Будьте осторожны и аккуратны! Обязательно вставьте в заготовку, что-то плотное, что не позволит повредить противоположную стенку при сверлении отверстия. Я использую просто плотно свернутые в рулон несколько листов газеты. Все шероховатости с отверстий нужно удалить, это очищает звук. Хорошо если снять небольшую фаску.

4. Утагучи аккуратно протачиваем напильником или наждаком. Доводим наждачной бумагой до нужного размера. Протачиваем скос мундштука. Для уменьшения присвистов край утагучи лучше сделать туповатым (потереть нулевкой). В принципе можно уже попытаться, что-то выдуть.

Читайте также  Как снять мерки для брюк

5. Работу завершаем тщательным зашкуриванием мелкой наждачкой все места обработки флейты. Особенно утагучи и отверстия! После этого флейту нужно тщательно промыть и удалить из внутренней полости все частицы оставшиеся после ее изготовления.

6. В декоративных целях флейту можно украсить обвязкой.

Некоторые образцы флейт

Слева на право:
1. Флейта «1.8» тональности D(Рэ) с пентатоническим строем Мияко Буси; Образчик звука
2. Флейта «2.3» тональности А(Ля) со стандартным строем Минье; Образчик звука
3. Флейта «2.2» тональности В(Си) со стандартным строем Минье. На ней сделаны проточки под отверстия; Образчик звука
4. Флейта «1.8» тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье. Образчик звука

Флейта «2.9» тональности F(Фа) со стандартным строем Минье. Труба 22.5 внутренний диаметр, 6.7 толщина стенки. Звук глубокий, довольно громкий. Отверстия расположены в удобных для распальцовки местах. Сделаны проточки под отверстия для уменьшения толщины стенки. Образчик звука

Удачного изготовления и приятной игры.

P.S.

Самостоятельно изготовленная флейта замечательный подарок! Она подарит много минут наполненных энтузиазмом в попытках выдуть звук! Особенно когда испытуемый слышал и видел, как только что на ней играли, и как чудно она поет, и как легко все выглядит. ;-) Я уже раздарил почти все флейты, кроме тех на которых играю сам, а желающие все неубывают. Дерзайте.

Подарочные экземпляры

Слева на право:
1. Флейта «1.8» тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье; Образчик звука
2. Флейта «2.0» тональности С(До) со стандартным строем Минье. Образчик звука

Как сделать простую свирель

Давненько я тут не появлялся. Многие спрашивали про процесс изготовления флейт. Вот как раз сегодня я о нем немного расскажу. Сразу оговорюсь — тонкостей настройки здесь не будет. Я покажу как сделать самый простой вариант. Настройки флейты в обеих октавах довольно кропотливый процесс. Описывать его в небольшом DIY гайде нет смысла.

Итак, начнем. Сначала нам потребуется заготовка. В данном случае мне заказали флейту из бука. Скажу честно — бук я не очень люблю. Больше подходит клен, почти все виды фруктовых деревьев, граб, и конечно король деревянных духовых — самшит (но больно уж он дорогой для самоделки)))

Пилим заготовку длиной 300 мм и 30х30 мм в поперечном сечении. Для флейты в тональности Ре второй октавы — это оптимально на мой взгляд.

Для сверления я использую переточенные под другой угол сверла по металлу.

Такие сверла (сверла Левиса):

не люблю, потому что слишком они агрессивно вгрызаются в дерево, сложно контролировать процесс сверления.

Для того, что просверлить более-менее ровно лучше использовать направляющий бросок длиной 10 см, который просверливаете на сверлильном станке. Если такового нет, то просто на глаз стараемся держать сверло ровно. Я перепробовал много разных способов — чаще всего ровное отверстие — это результат везения. На большой длине сверло уводит.

В данном случае мне хватило запаса по толщине. Вы не поверите, но отклонение сверла от центральной оси в самом начале составило всего 34 минуты (кто не понял, это чуть больше половины градуса). Уловить такую разницу на глаз почти невозможно, поэтому берите заготовку потолще.

Для токарной обработки потребуется выточить сначала заглушки. Иногда их советуют делать коническими. Тут кроется большущий косяк. Конические заглушки приведут к растрескиванию заготовок. Поэтому делаем цилиндрические. Диаметр должен быть равен внутреннему диаметру канала. Если получилось чуть меньше — не страшно, вас выручить немного малярного скотча))))Волшебная вещь, почти как синяя изолента)))

Получилась деревянная трубка.

Следом идет самый сложный этап — превращение этой трубки в флейту.
Первым делом необходимо вырезать свисток. Сначала прорезаем окно лабиума. В данном случае оно должны быть 4х8 или 4х9. Сильно длинным делать его не стоит (2 октава инструмента будет с большой погрешностью, если вообще получится).Однако и меньше не стоит (первую октаву, особенно самые низкие ноты будет очень сложно взять).

Я рекомендую сначала прорезать не на всю длину (т.е. не на 4 мм, а на 2-3), когда будете формировать острие лабиума, окно увеличится само собой. После прорезания окна, вырезаем стамеской канал , в который будем дуть. И только после этого канала делаем острие лабиума.
Для пыжа я беру лиственницу. За несколько лет использования она показала себя очень хорошо — она не деформируется под длительным воздействием дыхания, что нам и требуется. Часто еще берут кедр, но я его не использовал, поэтому не знаю, как он себя ведет.

Для пыжа берем заготовку 13х13 мм и отрезаем от нее кусок длиной 20 мм. После этого придаем ей форму цилиндра. Можно сразу обточить на токарном станке, можно вручную, стамеской. На пыже формируется полочка, которая должна быть с наклоном в сторону губ исполнителя. В районе окна лабиума канал должен быть не более 2 мм, а лучше меньше. При этому острие лабиума должно быть выше пыжа где-то на 0,1-0,2 мм.
После того, как получили базовую ноту, в нашем случае Ре второй октавы (D5), использую наш расчет:

сверлим игровые отверстия. Отверстия сверлятся последовательно, после каждого проверяется по тюннеру, если есть отклонения (проверяются обе октавы), то инструмент настраивается.

Возможны 2 варианта:
1. Если нота звучит ниже, чем надо. В таком случае берем надфиль (если погрешность небольшая) или бормашинку (если погрешность значительная) и делаем игровое отверстие овальным, обрабатывая его со стороны ближе к лабиуму. Делаем это до тех пор, пока не получим приемлемого качества (об это ниже).

2. Если нот звучит выше, чем надо. В таком случае делаем новую флейту:))) А если серьезно, то если погрешность незначительна, то это можно исправить с помощью пчелиного воска, нанеся немного на сторону отверстия ближе закрытому концу флейты (лабиуму). При этом надфилем слегка растачиваем противоположную сторону отверстия. Если же погрешность велика, то исправить это невозможно. Как вариант вырезать из того же дерева пробку, заткнуть отверстие и просверлить новое, немного сместив его к открытому краю.
Теперь о качестве. Для недорогих флейт я считаю приемлемым качество звучания с погрешностью 10-15 центов. Почему именно такое, да потому что эту погрешность можно нивелировать исполнительским мастерством. Главный момент заключается в том, чтобы погрешность была одинаковой для всех нот, тогда инструмент будет звучать гармонично. Большая погрешность недопустима. Инструменты, которые в обеих октавах настраиваются с идеальной или близкой к идеальной точностью стоят обычно существенно дороже, т.к. требуют времени для настройки.
Теперь о финишной обработке

Канал ствола обрабатывается льняной олифой. Я рекомендую новую деревянную флейту периодически обрабатывать льняной олифой (только натуральной) в течение первого месяца. После уже необязательно.
Снаружи я обрабатываю спиртовым раствором смолы (смола может быть любая). А после полирую с восковой полиролью (готовлю сам из пчелиного воска и льняного масла).
Вот что в итоге у нас получилось

И еще один вопрос, который частенько задают — как я дезинфицирую флейты перед отправкой заказчику. Все просто — спирт наше все:)))
В завершении прикладываю обе части видео, где я постарался показать поподробнее. Если остались вопросы — пишите в комментах.

Флейта своими руками- это несложно! Или импортозамещение по-отрадненски

Флейта своими руками- это несложно! Или импортозамещение по-отрадненски.

В прошлой своей статье «Блок-флейта- Мир Музыки, доступный каждому!»

Я рассказал об этом красивом, самобытном муз.инструменте, о его возможностях. Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом изготовления блокфлейты в домашних условиях. Заняться их изготовлением меня побудили дети, занимающиеся у меня в кружке. С марта этого года я веду кружок обучения на блокфлейте при школе №8. Чтобы начать заниматься, я съездил в Самару, купил 5 флейт, дал их детям. Ещё 3е человек съездили сами. В итоге, с этими 8ю флейтами мы и начали заниматься. На звуки нашей Музыки стали приходить новые ребята. На чем же играть им? «А когда вы поедите в Самару за флейтами?»- сидят, слушают, завидуют, глотают слюну. И однажды один парень из 6го класса спросил «А у вас есть чертеж блокфлейты? Мы её сделаем на уроке труда». Я сначала посмеялся над этим,а затем подумал- а почему бы и не попробовать? Ведь изначально наши предки делали себе дудочки своими руками, из дерева. Штамповать из пластмассы заводским образом их стали всего 30-40л назад. Залез в Интернет- нашёл схемы свирели, сопели. Всё есть, всё доступно-все размеры указаны. Есть даже видеоролики, как мастера делают их своими руками с подробными комментариями процесса. https://www.youtube.com/watch?v=geKx8sx-64k , https://www.youtube.com/watch?v=Uf4-A0X_Rq0 . итак, схема есть. Встал вопрос-найти столяра, который умеет работать с деревом. Как оказалось- это непросто. За годы рыночных реформ мы,похоже, потеряли класс таких квалифицированных рабочих- токарей, столяров, фрезеровщиков. Тех кого я встречал, специализируются лишь на изготовлении примитивной мебели. Все говорили «без станка высверлить центральный канал длиной 285мм мы не сможем-у нас нет сверла такой длины». Стал искать другие варианты. Увидел работу 3D-принтера. Да, действительно, можно сделать 3D-модель флейты и 3D-принтер «напечатает» её. Но, стали считать затраты- она получится очень дорогой. И сами 3D-принтеры, и расходные материалы к ним в России не производят, а импорт-всегда дорогой. И тут один умный человек подсказал мне- «возьми сантех. трубку из полипропилена- там центральный канал уже готовый». Померили- диаметр 20мм. По схеме сопели нам нужен 19мм. Но, за неимением другого- попробуем и с таким диаметром. Для начала вырезали обычным ножом свистковую часть- звуковую щель и рассекающую планку (так называемый волнорез)- место, где возникают звуковые колебания, рождается Звук. Дунул в неё- звучит, родимая! Движемся дальше- давай делать звуковые (нотные) отверстия! Для 1го раза решили делать не сопель по схеме (для неё нужны свёрла разного диаметра), а приложили мою-заводскую-блокфлейту к нашей заготовке и с неё перенесли все расстояния между отверстиями. Снова дунул-звучит, родимая! Извлёк из неё 1ю октаву (до, ре,ми,фа,соль), «прошёлся» по нотам вверх, опустился вниз- все ноты «на месте»,и даже не фальшивят! В этом случае музыканты говорят инструмент «строит», держит музыкальный строй. Сиграл «Савку и Гришку»-звучит мелодия! Просверлили на обратной стороне октавный клапан, чтобы можно было извлекать ноты 2й октавы- исполнил «Катюшу». Отлично! Ноты 2й октавы немного свистят, но, в целом- звучат неплохо. В итоге, за 2 подхода по 40мин. (между разговорами) у нас родился музыкальный инструмент. Затраты на материал- 15руб. необходимые инструменты- дрель, набор свёрел, нож, шкурка. Посчитаем экономику: 1 погонный метр такой трубки стоит 40-45р. Длина флейты-30см, можно сделать 3 шт. В Самаре готовая блокфлейта стоит сейчас от 650р плюс 500р-дорога до Самары. Чувствуете какая экономия? Вот это-реальное импортозамещение! Покупая готовую блокфлейту, мы кормим китайских (немецких, японских) рабочих и торгашей-перекупщиков. А сделав её своими руками- поднимаем свою экономику. Сэкономленные для бюджета семьи 1000р можно направить на другие нужды. Помимо импортозамещения здесь присутствует и экологический аспект- охрана окружающей среды. При ремонтах квартир, когда меняется система отопления, водоснабжения (гребенка) остается много обрезков таких трубок. 30см- они уже не идут в дело и просто выбрасываются. А мы из них делаем муз.инструменты- даём пластику вторую Жизнь! Также можно включить эту технологию в школьные уроки труда- пусть мальчишки сами себе сделают дудочку. Во время этого они научатся работать со штангенциркулем, дрелью, надфилем. В последнее время много говорится о возрождении технического творчества учащихся. Вспоминают советские Дома пионеров, кружки авиамоделирования, судостроения. Давайте сделаем 1й шаг-начнем с изготовления свирели. А дальше-будем делать и корабли,и самолёты. Дайте мальчишкам возможность научиться работать с мужскими инструментами! А конечный результат- настоящий музыкальный инструмент- будет для них хорошей мотивацией! Можно не дожидаться школьных уроков труда (когда это ещё включат в них?),а сделать это дома. Папы, возьмите в руки дрель, просверлите в трубке 7 отверстий (размеры и расстояния я вам подскажу. Такое совместное созидательное дело Папы и Сына пойдет вам обоим на пользу- поднимет ваш авторитет в его глазах. Не получится с 1го раза, возьмите 2й обрезок. Не получится со 2го-возьмите 3ю заготовку. При цене трубки 40р погонный метр-затраты небольшие, а на 3-4й раз у вас обязательно получится хорошо звучащий инструмент!

Читайте также  Как создать бесплатно аватарку ВКонтакте

Да, пока на нашей самодельной блокфлейте звук не такой монолитный, как на заводской. Это объективно- потому что сверло оставляет «махры», которые дробят звук на несколько ручейков. Но, во-первых, их можно отшлифовать надфилем, шкуркой. А,во-вторых, такое дробление звуковой волны на несколько волн (вспоминайте акустику), придаёт основному тону (звуку) дополнительные обертоны, что украшает общее звучание, придаёт ему бархатистость, глубину. И в этом есть своё очарование!

Также можно попробовать трубку, армированную стекловолокном. Она стоит чуть дороже-75р/м. У меня есть предположение, что армировка придаёт материалу бОльшую плотность и это даст звуку бОльшую устойчивость. Можно попробовать трубку, армированную алюминием. Можно взять трубку диаметром 25мм. В общем, вариантов для творчества- масса! Китайцы делают свои народны флейты из бамбука, мордва- из камыша (называется нюдя). В общем, не лениться и сделать своим детям полезные, развивающие игрушки-несложно. Одна из задач, которую мы ставили перед собой, начиная делать флейту- это доказать самим себе, что мы не опростились до нации торгашей, умеющей только продавать и покупать, а умеем что-то Делать своими руками.

Ещё один совет- начните именно с блокфлейты. Такое распространение этот инструмент получил неслучайно- в нём постановка пальцев подобрана наиболее удобно, физиологично. Второй мы сделали сопель по схеме До мажор- пальцам «работать» на ней сложнее. Удачи вам! Мой телефон, е-майл есть в редакции. Кого заинтересовало это-звоните, я всегда подскажу вам.

Послушать как звучит наша самодельная флейта можно здесь — https://www.youtube.com/watch?v=p-QZGs1zEho

Стебенюк Илья Владимирович 28.05.2016

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Как сделать Пан флейту своими руками

Такой музыкальный духовой инструмент разные народы именуют по-свoему: сиринкс, скудучай, най, сампоньо, кутиглы и т.д. Тaкже инструмент известен кaк дудочка или флейта Пана (в чeсть древнегреческого козлоногогo бога). Изготовить еe самому не труднo. По сути этo просто набор трубочек разной длины.

Этaп первый. Сбор материала

Тростник растeт по берегам рeк, прудов. Собирaть тростник необходимо осенью, в октябрe. В это время oн уже полностью созреваeт. С собой стоит прихватить нoж, перчатки и резиновые сапoги.

Необходимо выбрать ровные стебли тростника, приблизительно одного диаметра.

Необходимо собрать много тростника, т.к. в процессе очистки часть неизбежнo пойдет в брaк. Чтобы не везти домой лишний органический мусор, очистить стебли от листьев рекомендуется на месте сбора.

Послe очистки намногo легче выявить кривые стебли. Их тожe желательнo срезать. Оставшуюся охапку качественногo сырья заберите домой.

Тростник должен хорошо просохнуть. Найдите домa удобное местечкo, где ваша «добыча» сможет спокойнo полежать пару дней (или неделю). Класть нa батарею или сушить феном нe стоит.

И вот, тростник высoх. Кaк видно тростник состоит из трубок, соединенных между собой «колeнцами». Определитe пять таких трубок.

Аккуратно распилите ровнo посередине коленца. Полученные трубочки с обеих сторон защищены мембранами. Нужнo их проколоть. Подойдет нoж или же большой гвоздь.

Потом очистите сердцевину трубки oт мякоти. Вaм понадобится рoвная круглая палочка чуть меньшего диаметрa.

Или круглый нaдфиль. С надфилем нужнo быть предельнo осторожным, нe переусердствуйте. Внутренние стенки должны получиться гладкими. Продуйте еe.

Первая трубочка – самая длинная. По ней отмеряйте длину остальных четырeх. Потом обрежьте каждую пo уменьшению oт первой. За мерилo послужит ширина большогo пальца.

Это же народный инструмент, поэтому ювелирная точность не важна. Зачистите концы наждачнoй бумагой (невысокой зернистости) oт неровностей. Можнo проверить звучание. Зажмитe пальцем один конец трубки, в другoй дуньте. Но дуть нужно не кaк в шaрик или обычную дудочку, а вскользь. Делаем полу улыбку «Мoны Лизы», прислоните свободный край дудки к нижней губе вертикально и дуeм.

Завершающий этaп. Все трубки нужно соединить «в шеренгу». Классический народный спосoб довольно трудоeмкий. Нужно все трубки связать попарнo, a после вместе нитью. Закрепить этo все расщепленными пополaм теми же тростинками. Как на этом фото

Но я сделал все гораздо проще – использовал холодную сварку.

В любом хозяйственном магазине она имеется. Стoит совсем недорого. Нужно смешать два компонента (цвета) и разминать как пластилин, после того как вы получите однородного цвета массу, она станет липкой, т.е. готовой к применению.

Скрепляем нашу дудочки Пана. Через пару часов всe схватится, намертвo. Поэтому следует положить будущий музыкальный инструмент на местo, где его нe потревожат. Теперь нужнo заткнуть нижние отверстия. Как альтернативa подойдет пластилин. Или оставшаяся холодная сваркa. Катаем колбаску равную внутреннему диаметру дудочeк, режем нa равные части. Затычки готовы. Пан флейта готова! Играeм, наслаждаeмся.

При игре на флейте Пана дуют диафрагмой: от силы, c которой выдувается вoздух, зависит и тoн звука.

Видео-урок по изготовлению

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: