Как рисовать гипсовую голову карандашом

Как рисовать гипсовую голову Антиноя пошагово

Изображение головы – один из наиболее сложных видов рисования. Прежде чем приступить к работе, вы уже должны обладать достаточным опытом и знаниями в области академического рисунка. Знать и понимать способы изображения, особенности строения головы, уметь обращать внимание на сочетание деталей, которые образуют ее объем.

Начинать лучше с гипсовых голов греческого наследия. После успешного овладениями приемами передачи базовых форм гипсовых моделей, можно приступать к более сложным образам, изображая Зевса или Геркулеса.
Любой академический рисунок строится по определенным законам. Процесс состоит из взаимосвязанных шагов, и чтобы добиться результата, нужно выполнять все этапы в определенной последовательности. Далее мы разберем как рисовать гипсовую модель, изображающую фаворита императора Адриана — Антиноя.

Подготовительный этап и анализ характера формы головы

Работайте карандашом слегка нажимая, без усилий и схематично. На этом этапе не требуется вырисовывания деталей, только общие черты. У нашей головы височная часть широкая, и линии сужаются к основанию подбородка. Форма головы напоминает треугольник (линия волос шире скул, которые шире подбородка).
После анализа характера формы объекта, рассматриваем каждую деталь лицевой части. Далее намечаем их месторасположение на бумаге. Уточняем наклон и разворот головы.

Линейно-конструктивная основа

Нужно наметить профильную линию, разделяющую лицо на две части. Если есть небольшой поворот головы, то профильная линия делит лицо не пополам – ближняя будет больше, а дальняя – меньше. Очень важно правильно определить местоположение профильной линии, т.к. она является главным ориентиром для художника и от нее зависит правильное расположение составляющих частей рисунка. Следующий этап – разделить эту линию на 3 равные доли: от начала волос до надбровья, от надбровья до основания носа, и далее вниз до подбородка. Отрезки от надбровных дуг до носа и от носа до подбородка тоже будут состоять каждый на 3 частей. Намечаем место для глаз, носа и губ.

Следите, чтобы конструктивные линии были параллельны друг другу, иначе исказится перспектива рисунка. Линии будут немного изогнуты, а концы приподняты. При рисовании основных деталей исходите от основы геометрической формы каждого элемента (например, глаза – шар). Не вырисовывайте детали, сейчас главное – это соблюдение пропорции и место размещения на рисунке.
Следите за расположением парных и симметричных объектов. Их лучше рисовать сразу один за другим (например, два глаза) и проводить параллельные линии от края до края формы, чтобы элементы не смещались в сторону. Рисуя глаз, веки только наметьте. Располагая нос, не смещайте его относительно профильной линии, которая должна проходить четко посередине переносицы. Она же разделяет бантик губ четко посередине, но, учитывая поворот головы, один край губы будет меньше.


Пока наметьте размер губ и сверьте их месторасположение. Для этого нарисуйте вспомогательные линии, чтобы проверить как соотносятся уголки губ и крылья носа, а также расстояние от основания носа до верхней губы. Проверьте месторасположение конца волос в соотношении с горизонтальной линией губ.

Теперь на рисунке можно наметить волосы. Обратите внимание, где заканчиваются локоны. Обозначьте их легкими движениями карандаша без особого нажима. На этом этапе еще раз проверьте работу на наличие ошибок. Обнаружив их, не оставляйте на потом, а сразу исправляйте. Они могут повлечь новые неточности в передачи изображения, которые потом будет сложнее исправить.

Конкретизация рисунка

После того, как была намечена конструктивная основа головы и ее составляющих, можно корректировать получившейся рисунок. Теперь заменяем геометрические тела реальными формами, какие они есть в реальности. Еще раз проверьте расположение деталей. Например, нос должен быть под прямым угол относительно лицевой поверхности.

Они не должны получиться плоскими, поэтому сразу передавайте толщину при помощи нескольких линий. При детализации губ, не забудьте про ложбинку между верхней губой и носом и проверьте их расстояние между собой.

Вначале намечаем общую форму волосяного покрова, после чего переходим к детализации каждого из них. Выявляем трехмерность формы, создавая объем легкими линиями. Не спешите наносить тон, пока не будут уточнены все детали рисунка.

Создание объема при помощи света и тени

Переходим к созданию объема при помощи светотеневых отношений. Следите за взаимосвязью линии и тона. Вначале накладываем тени, чтобы увидеть общий характер форм элементов. Затем переходим к градации светотени, делая рисунок более конкретным. Те детали, которые находятся на свету, остаются нетронутыми. Плоскости, уходящие от света, обозначаем полутенью. А те, что находятся вдали от света, прокладываются тоном.

На каждом из описанных шагов работы над рисунком не стоит нажимать на карандаш, движения должны быть легкими и быстрыми, чтобы всегда можно было внести коррективы, не используя ластик. Рисовать нужно в темпе. На выполнение не должно уйти более 50 минут. Не стоит уделять много времени анализу и построению, и ни в коем случае не начинайте детально чертить геометрические фигуры.

Чтобы добиться легкости в движении и умения быстро анализировать конструктивные особенности головы, нужно постоянно и регулярно тренироваться. Чем меньше вы тратите времени на этапы правильного построения изображения, тем выше становится уровень вашего мастерства.

Детализация и завершающий этап

На заключительном этапе переходим к детализации изображения, постепенно насыщая его. Но сначала нужно проанализировать небольшие детали, соотнося их с общей массой головы.

После того, как проделана первоначальная работа над объемом при помощи наложения светотени, нужно вызвать рефлекс, усиливая тон. Чтобы смоделировать детали при помощи тона, на переходах от одной детали к другой необходимо сильнее накладывать тон, резко отделяя одну плоскость от другой. Но рисунок не должен получиться слишком черным. Чтобы разработать руку, используйте мягкие карандаши.

Создание изображения головы – важный экзамен при поступлении в творческий вуз. Владение этим видом рисунка является и одним из основных элементом художественной подготовки архитектора. На наших курсах академического рисунка для абитуриентов, вы с помощью опытного педагога сможете научиться рисовать гипсовую голову на уровне, достаточном для поступления.

Коллекция книг о живописи и искусстве

Для учащихся в художественных учебных заведениях

  • Главная
  • Каталог книг
  • Учимся рисовать
  • Биографии
  • Статьи об искусстве
  • Ищу книгу

Содержание:

  • Введение
  • Предисловие — часть первая
  • Предисловие — часть вторая
  • Предисловие — часть третья
  • Основные закономерности строения формы головы человека
  • Метод анализа и изображения обобщенной формы головы — часть первая
  • Метод анализа и изображения обобщенной формы головы — часть вторая
  • Метод анализа и изображения обобщенной формы головы — часть третья
  • Метод линейно-конструктивного изображения — часть первая
  • Метод линейно-конструктивного изображения — часть вторая
  • Метод линейно-конструктивного изображения — часть третья
  • Изображение конструктивной схемы при различных положениях головы в пространстве — часть первая
  • Изображение конструктивной схемы при различных положениях головы в пространстве — часть вторая
  • → Методическая последовательность работы над рисунком гипсовой головы античного образца — 1 этап
  • 2 этап
  • 3 этап
  • 4 этап
  • 5 этап
  • 6 этап
  • 7 этап
  • Рисунок деталей головы — нос
  • Рисунок деталей головы — глаза
  • Рисунок деталей головы — уши
  • Рисунок деталей головы — губы
  • Рисунок гипсовых голов с ярко выраженной характеристикой образа (Давид, Гаттамелат, Коллеони, Вольтер) — 1 часть
  • 2 часть
  • 3 часть
  • 4 часть
  • 5 часть
  • Рисование живой головы человека
  • Кости черепа — первый этап
  • Кости черепа — второй этап
  • Мышцы головы — 1 этап
  • 2 этап
  • 3 этап
  • 4 этап
  • Автопортрет — 1 часть
  • 2 часть
  • 3 часть
  • 4 часть
  • 5 часть
  • Портрет — 1 часть
  • 2 часть
  • 3 часть
  • 4 часть
  • 5 часть
  • 6 часть
  • 7 часть
  • 8 часть
  • Парный и групповой портрет — 1 часть
  • 2 часть
  • 3 часть
  • 4 часть
  • 5 часть
  • Техника рисунка и рисовальные материалы — первая часть
  • Вторая часть
  • Третья часть
  • Четвёртая часть
  • Пятная часть
  • Шестая часть
  • Седьмая часть
  • Восьмая часть
  • Заключение
Читайте также  Как обжигать изделия из глины

Методическая последовательность работы над рисунком гипсовой головы античного образца — 1 этап

Весь комплекс работы над длительным рисунком головы должен следовать методическому принципу — от общего к частному и от частного снова к общему, иначе говоря, — от общего, через детальный анализ натуры, к общему образному выражению. Этот принцип заложен во всех учебных программах по рисунку и является ведущим в нашей художественной школе. Он предъявляется ко всем учащимся, независимо от степени их подготовки, при выполнении каждого длительного рисунка.

Чтобы учащимся было легче овладеть им и понять его содержание, сложный комплекс работы над рисунком разбивается на отдельные этапы, что дает возможность ученику, соблюдая методическую последовательность, ясно осознать каждый этап в отдельности и их взаимосвязь.

Процесс создания длительного рисунка очень сложен, и учащийся, не имеющий достаточного опыта работы, часто оказывается в большом затруднении. Он не знает на что следует прежде всего обратить внимание, как рациональнее использовать свои возможности, не умеет должным образом организовать свою работу. Такой студент обычно начинает добросовестно срисовывать все, что видит, внимательно копирует подробности внешней формы, увлекается деталями, думая, что они дадут сходство с натурой.

Многие студенты, рисуя голову человека, не соблюдают методической последовательности в работе, сразу берутся за решение сложных задач, что приводит их к неудаче. Такие студенты считают, что раз они усвоили методическую последовательность работы над рисунком вазы, натюрморта, то повторять все это на примере рисунка головы уже не нужно. Между тем методическая последовательность работы над рисунком головы имеет свои особенности и нюансы, о которых должен знать рисующий. Для усвоения учебного материала рисующему необходимо четко представлять, что конкретно он должен сделать на данном этапе работы, на каких моментах построения изображения ему необходимо сосредоточить особое внимание.

Таким студентам нужна четкая система и в наблюдениях, и в процессах построения рисунка. Чтобы понять все тонкости методической последовательности работы над рисунком, рассмотрим их на примере рисования гипсовой головы Антиноя. Раскрывая методическую последовательность работы над рисунком, мы будем одновременно продолжать раскрывать закономерности строения формы головы человека и методы изображения, включая технические приемы работы.

Отвлекитесь на пару секунд и подумайте как вы бы изобразили рейтинг live

Первый этап — композиционное размещение изображения на листе бумаги (рис. 46).

Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно надо осмотреть натуру со всех сторон, чтобы определить, как выгоднее (эффектнее) поместить изображение на плоскости, с какой точки зрения лучше будут выражены особенности строения формы. Выбор точки зрения, с которой объект изображения смотрится наиболее выразительно, помогает художнику успешнее решить композиционную задачу. Рисующий должен научиться красиво заполнять плоскость листа бумаги. Однако не следует думать, что в композиции нужно придерживаться какого-то особого правила.


Рисунок №46 — Первый этап работы над рисунком головы

Например, некоторые считают, что, рисуя голову в трехчетвертном повороте или в профиль, нужно обязательно оставлять большее поле перед лицевой частью. В произведениях великих мастеров мы не найдем примеров соблюдения такого правила. Большинство портретов компонуется в середине картинной плоскости. У художников эпохи Возрождения есть целый ряд портретов, где перед лицевой частью головы край картины сильно приближен к голове. Примером такой композиции может служить портрет Беатриче Д’Эсте, выполненный Леонардо да Винчи, портрет молодой девушки Пьеро делла Франчески.

В учебном рисунке композиция должна помогать решению учебной задачи, но не усложнять ее. Например, студенту нужно нарисовать голову на нейтральном фоне (то есть без фона), которая освещена спереди. Согласно вышеприведенному совету он должен оставить большее поле перед лицевой частью головы. Приступая к тоновой проработке формы, он увидит, что тени на голове нарушили композицию, исчезло равновесие (в тоне). Чтобы избежать этого, рисующему придется около лицевой части вводить темный фон, что усложнит работу и нарушит целевую установку (рисунок без фона). Поэтому, прежде чем приступить к рисунку, необходимо сделать ряд небольших набросков, где будет решаться композиционная задача.

Студенту надо выбрать наиболее удачную точку зрения, а не садиться на первое попавшееся место, что мы часто наблюдаем у многих студентов. Более того, студенту необходимо ясно представить, как будет выглядеть в конечном итоге его рисунок. Только после этого можно браться за карандаш и начинать размещать рисунок на листе бумаги.

Урок 8-а. Поэтапное рисование гипсовой головы человека (Часть 1)

Итак обязательное условие рисования — последовательный плановый ход работы над рисунком. Совершенно неправильно работать по частям, рисуя сначала, например, глаза, потом нос и т. д., или «перескакивать» с детали на деталь. В результате такого метода целостного изображения не будет.

Цельность видения модели и цельность изображения ее — одна из основных задач рисунка и эту задачу надо ставить на всех стадиях работы, начиная с первого наброска.

Поэтому сначала необходимо, не обращая внимания на детали, сконцентрировать внимание на большой форме головы и выяснить ее характерные особенности.

На нашем сайте вы можете купить картину маслом, для этого вам нужно зайти в раздел продажа картин. Также в нашем художественном магазине осуществляется услуга портрет на заказ с фотографии, для того что бы заказать портрет нажмите на ссылку.

Как понимать характер формы? Н. В. Гоголь пишет: «Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх». Голова удлиненная, круглая, приплюснутая и т. д. — вот это и есть характер большой формы.

Итак, рисующий, всматриваясь в модель, видит, что голова, скажем, удлиненных пропорций; в верхней мозговой части черепа она широкая, а к подбородку суживается. Положение головы также уяснено; она несколько поднята и повернута вправо (рис. 5). Пока этих наблюдений вполне достаточно.

Перед началом рисования необходимо наметить композиционное расположение рисунка на листе бумаги. Для рисунка головы целесообразно брать формат не более ½ и не менее стандартного листа. Что касается размера изображения, то он должен согласоваться с размером бумаги, т. е. изображению не должно быть «тесно» в листе, но не следует оставлять и слишком больших полей. Как правило, рисунок головы располагается немного выше центра листа.

Движение или поворот модели в сторону заставляет немного сдвинуть в сторону и изображение, в целях композиционного равновесия.

Решая композиционное расположение, рекомендуется сделать несколько предварительных набросков на маленьких листах и когда соотношение рисунка с форматом бумаги будет найдено, можно приступить к длительному рисунку.

Первая стадия (рис. 1). Намечаем композиционное расположение рисунка, приблизительно наносим пропорции головы, включая шею,— сначала засечками по краям ее, затем рисуем овал с крестовиной. Крестовина дает возможность уже на начальной стадии наметить пространственное положение всего, объема. Благодаря ей видна степень поворота головы в сторону, видно насколько она поднята вверх. Далее приблизительно намечается «ребро» формы, передний план, откуда поверхности направляются в глубину, и место, где лицевая поверхность переходит в боковую. Последняя находится в тени и покрывается легкой штриховкой.

Читайте также  Как снять воспаление поджелудочной железы

Вторая стадия (рис. 2). Уточняются пропорции всего объема головы и отношение величины мозгового черепа к величине лицевого. В данном пространственном положении нижняя лицевая часть видна вся; мозговая из-за приподнятого положения головы сокращена. При этом лобная, височная и особенно теменная кости подверглись наибольшему сокращению.

Далее уточняется изгиб срединной линии. Особенно важно точно определить взаимоположение переносицы и середины подбородка по вертикали. На рисунке видно, что подбородок выдвинут вперед (вправо), а середина лба — в глубину (влево). Уточняется изгиб поперечной линии, т. е. взаимоположение глаз, скул, ушей и затылка по горизонтали.

Линия эта выгнута дугой так, что выше всего она в области ближнего глаза; дальний глаз несколько ниже. Скула направляется в глубину и вниз к уху. Мочка уха опущена ниже основания носа, затылочный бугор еще ниже. Уточняется разграничение лицевой поверхности от боковой — краем виска, углом скулы и подбородка. Намечаются края надбровных дуг, основания носа, разреза рта, уха. Определяется величина глазных полушарий, носа, длина губ.

Таким образом, в этой стадии идет уточнение общей формы головы и намечаются основные детали, но обязательно в отношении к целому и друг к другу. Следовательно, смотреть нужно на весь объем в целом и, намечая одну деталь «держать в глазу» и остальные, особенно парные, симметричные. Весь объем в этой стадии намечается несколькими основными поверхностями.

Третья стадия (рис. 3). Продолжается дальнейший, более углубленный анализ формы. Точнее строится форма мозгового черепа, разграничиваются его основные поверхности. Тоже делается и с остальными частями головы: скуловыми дугами, глазничными впадинами и т. д.

Не следует какую-либо деталь прорисовывать тщательнее, чем другие. Рисунок на любой стадии должен быть одинаково проработан во всех частях. Если у черепа намечены лишь основные поверхности, образующие форму, то и нос на этом этапе должен быть уточнен лишь в отношении общих размеров и главных поверхностей; пусть форма его будет пока несколько геометрична, но она уже должна носить индивидуальный характер.

Теперь своевременно определить высоту горбинки и ширину носа у основания и кончика, величину крыльев. У губ также намечаются основные направления поверхностей (в том числе толщина); что касается глаза, то теперь более точно строится форма глазничной впадины, намечается толщина и положение век. У нижней челюсти определяются и строятся основные повороты формы. Главное внимание должно быть обращено на построение края челюсти с его углами и подбородочным возвышением.

Строя объем, целесообразно расчленить его поверхность на основные направления, близкие к плоскостям. Это хорошо помогает познанию конструктивной формы. Уяснив направление этих поверхностей, легче будет определить, какая из них темнее, какая светлее, какая больше повернута к источнику света, какая меньше.

Этим надо руководствоваться и при прокладке светотени — не просто копировать усветления и утемнения, наблюдаемые в натуре, а сообразовываться с направлением поверхности каждого участка объема; только в этом случае процесс лепки формы средствами светотени будет сознательным.

На описываемом этапе легкой штриховкой намечаются самые основные тени.

Академический рисунок головы человека

Начинающие художники часто допускают ошибку, когда считают излишним тратить свое время на изучение академических правил рисования. Неопытный портретист бывает уверен, что ему удастся с помощью одной лишь интуиции и прилежного срисовывания создать реалистичный портрет изображаемого человека. При этом он действует бессистемно, механически копируя второстепенные детали, которые, по его мнению, дадут лучшее сходство с натурой. В итоге рисовальщик оказывается не в силах грамотно и убедительно связать в единое целое все части лица, каждая из которых выглядит как бы нарисованной по отдельности.

Основы рисунка головы человека

Научиться рисовать сознательно, с пониманием конструктивной и анатомической структуры, поможет академический рисунок гипсовой головы, поскольку его главная задача — заложить основы профессионального мастерства художника. Преподаватели нашей арт-студии в ходе учебных занятий стремятся ознакомить учащихся с бесценным опытом, который был накоплен великими художниками прошлого. Они щедро делятся собственными познаниями об анатомии, перспективе, теории светотени. Эта обязательная сумма усвоенных знаний и приобретенных навыков вскоре позволит начинающему художнику перейти от обучения к самостоятельной творческой работе.

Почему важно начинать с гипсовых слепков

Процесс академического рисования должен стать для учащегося процессом познания натуры, активного ее изучения. Ценным подспорьем для художника с недостаточным опытом служат слепки со скульптур античного периода. При работе над изображением гипсового слепка задача рисовальщика облегчается тем, что:

  • произведения античных скульпторов ценны для нас как учебное пособие, благодаря обобщению форм и четкой проработке деталей;
  • взгляд не отвлекается на мелкие второстепенные детали, как в случаях с рисованием живой натуры;
  • однотонный цвет гипса помогает яснее понять общую форму головы и разобраться во взаимосвязях ее отдельных частей.

Для учащихся нашей арт-студии академические постановки гипсовых голов чередуются с целью постепенного усложнения задачи. Начинать предлагается с рисования голов Венеры, Гермеса, Диадумена, Дорифора, отличающихся наиболее обобщенными формами. Справившись с первоначальной задачей, учащиеся переходят к более сложному рисованию голов Аполлона, Геракла, Лаокоона.

Академический рисунок головы поэтапно

Чтобы правильно изобразить на бумаге голову человека, необходимо соблюдать в работе принцип методической последовательности. Не стоит браться сразу за решение сложных задач, прежде необходимо разобраться с общими характеристиками, и лишь затем переходить к деталям. На завершающей стадии нужно снова возвратиться к обобщению формы, соблюдая непреложное правило: «От общего к частному и от частного снова к общему».

Преподаватели нашей арт-студии рекомендуют разделить работу над академическим рисунком гипсовой головы на 7 условных этапов:

  1. Выбрать точку зрения, наметить на листе композицию изображения.
  2. Определить общий характер формы головы, ее основные пропорции, наклон и поворот в пространстве, провести вертикальную профильную линию, горизонтали лба, бровей, глаз, основания носа и разреза губ.
  3. Выявить конструктивную схему гипсовой головы, проверить симметрию парных форм, учитывая при этом перспективные сокращения.
  4. Постепенно переходить от упрощенных геометрических форм к уточнению и детализации рисунка, соблюдая анатомическое строение головы.
  5. Выявлять общие объемы форм посредством прокладки теней легкой штриховкой, устранять неточности построения рисунка.
  6. Детально прорабатывать форму, насыщая ее деталями в соизмерении с общей массой, моделировать форму тоном.
  7. Проверить, все ли детали подчинены целому, не сбился ли рисунок, верны ли тональные соотношения.

Все этапы учебного рисунка необходимо выполнять строго последовательно, не торопясь переходить к детализации и передаче фактуры, когда еще не определена общая характеристика формы гипсовой головы.

Практическая польза занятий рисования в нашей студии

Гипсовая модель скульптурного изображения — это сложный комплекс множества взаимосвязанных форм. Поэтому, чтобы академический рисунок гипсовой головы был выполнен качественно и со знанием дела, начинающему художнику необходима помощь опытного специалиста. Любой желающий научиться превращать лист бумаги в произведение искусства сможет найти такую помощь в нашей студии рисования. Здесь, в удобных аудиториях, под руководством чутких наставников, вы за короткое время сумеете встать в один ряд с профессиональными мастерами графики и живописи.

Читайте также  Как убрать сноски в ворде

Приходите к нам и убедитесь, что осваивать азы творческой работы гораздо полезнее в компании единомышленников, чем пытаться делать это самостоятельно!

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

Построение гипсовой головы обрубовки по Гудону

Что такое обрубовка?

Академический рисунок гудона

Метод обрубовки был разработан в эпоху Возрождения Альбрехтом Дюрером и прочно введен в процесс обучение молодых художников XIX века французом Александром Дюппюи. Без тщательной тренировки на изображении гипсовых слепков, ученики Дюппюи не переходили к написанию портретов реальных людей. Обрубовка – это рисунок или гипсовая фигура человеческой головы, разбитая на множество плоскостей. Относится к конструктивному разделу дисциплины академического рисунка. Отдельно выделяют обрубовку лица, обрубовку носа и других его частей. Начинающие художники рисуют ее для понимания особенностей и закономерностей строения головы человека. Анализ конструкции, каркаса предмета – важный шаг к профессиональному написанию картин. Не понимая внутреннего строения чего-либо, сложно изобразить его внешние данные. Поэтому в академическом рисунке обрубовка головы делится на два вида – обрубовочное изображение черепа и непосредственно целостной головы.

Для чего нужно построение обрубовки головы?

Академический рисунок обрубовки головы должен запомнится художнику на всю жизнь. Это поможет в дальнейшей его работе с реальными людьми. Живописцу легко будут вспоминаться расположение плоскостей и соединительных точек, формы и планы, пропорции головы. Несмотря на то, что по природе каждый человек индивидуален, общие черты присуще любому.

Обрубовка — гипсовая голова обобщенных плоскостей, изготовленная на основе экорше Гудона, французского скульптора, выдающегося мастера психологического портрета. Это учебное пособие дает представления о построении объемно-пространственной конструкции головы, закономерностях светотени, перспективных сокращений. Обрубовка полезна на первых порах обучения, когда демонстрация основных законов формообразования и перспективы помогает в построении объема, выявлении формы.
Если ученик не будет осмысливать и представлять особенности формы головы, а будет ограничиваться только своими ощущениями и восприятиями, то он вынужден будет пойти по пути пассивного копирования натуры, срисовывания внешнего вида.

Изучение метода анализа и выражения в рисунке «большой формы» для учащихся часто сопровождается трудностями. Начиная изображать общую форму головы, учащиеся, как правило, ограничиваются линейным абрисом головы и сразу же переходят к деталям, не уточнив ни характера формы головы, ни ее объема. Отсюда и детали они начинают рисовать не с выявления основы формы, а со срисовывания конфигурации формы носа, глаз, губ.

Необходимо построение головы начинать с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ и в этом нам поможет голова Обрубовки.
Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Обрубовочный метод был разработан еще в эпоху Возрождения Альбрехтом Дюрером. Вслед за А. Дюрером художники-педагоги для обучения рисунку головы стали разрабатывать свои схемы выражения конструктивной основы формы головы, с помощью которых помогали ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал. В дальнейшем, разрабатывая методику рисования головы человека, каждый автор пособия старается по-своему трактовать метод использования конструктивной схемы. Одни брали за основу схему А. Дюрера и предлагали сразу намечать все конструктивные линии. Другие отдавали предпочтение схеме Г. Гольбейна, которая ограничивалась «крестовиной» — линией разреза глаз и профильной, третьи старались совместить и то, и другое.
Конструктивный рисунок обрубовочной головы дает возможность обобщать и упрощать формы для лучшего понимания и анализа — начальной стадии построения изображения.
Обрубовочная голова представляет собой схему главного строения головы.
Обрубовка делит голову на множество планов и плоскостей, которые можно условно объединить в шесть больших планов: передний, задний, два боковых, верхний и нижний.
Только изучив расположение планов на обрубовочной голове, можно затем видеть эти планы и на гипсовой голове и на живой.
Чтобы научиться видеть цельно, надо знать, из каких элементов это целое состоит, как эти детали и части соподчиняются между собой. Овладение методом анализа и выражения большой формы дает ученику опыт зрительно предугадывать результат построения изображения, то есть заранее представлять, как будет выглядеть его рисунок в конечном виде.
В основу данного задания положен аналитический метод. Изображая обобщенную форму обрубовочной головы, ученик должен научиться видеть, как слагается из отдельных плоскостей объем, как организуется конструктивная основа формы, должен как бы осязать форму зрительно, а движения руки с карандашом подчинять пластическому выражению этой формы, причем обобщенно, без мелочей.

Цель: Овладеть методом анализа и выражения большой формы при построении головы Обрубовки.
Задачи:
1. Развить образное и техническое мышление, пространственное видение.
2. Логически осмысливать и ясно представлять образ данной пластической головы.
3. Создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач.
4. Увидеть пропорции, конструкции и объем постановки.
5. Использовать приемы выразительности для выявления света и глубины пространства.
6. Передавать объём с помощью светотени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: