Как провести диспут

Организации и проведения диспута в школе

В наше время вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе приобретает крайне острый характер. В большей части случаев, классические уроки не дают возможности расширить методы общения из-за необходимости соблюдения дисциплины и существенного объема материала, который должен быть преподнесен учащимся. Именно по данной причине возникли так называемые уроки-диспуты, нацеленные конкретно на развитие общения.

Что такое диспут. Определение

«Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать». Слово “Диспутировать” подразумевает под собой процесс публичного спора на некоторую тему. При этом учитывается столкновение разных, иногда, даже диаметрально противоположных точек зрения при рассмотрении обсуждаемого вопроса, проблемы с целью выбора верного решения.

Так же, как и в ходе обсуждения вопроса, с помощью диспута моделируется проблемный расклад к организации всевозможных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с определением ответов на некоторые темы из жизни школы, класса, подходящих под требования современности моральных норм личности. Всем известным фактом является то, что истина находится в споре, другими словами в конфликте воззрений. С другой стороны, диспуты подразумевают не только споры, но также и инсценировки с музыкальным оформлением, в некоторых случаях учащиеся примеряют на себя конкретные роли, представляя себя на месте выбранного героя. В игру-анализ входят все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке педагогу необходимо осознанно провоцировать и даже стимулировать спор, подсказывая заведомо неверные решения, создавая нужную атмосферу поиска правды. В процессе обсуждения вопроса возрастает учебная активность слабых учеников, все становятся более открытыми и, как следствие, общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что диспут в педагогике — это не только особая форма учебной работы, но и высокая духовная форма общения. Дети приобретают необходимые для жизни в обществе умения: выстраивают свое поведение относительно позиции других людей, воспитывают в себе культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности. В зависимости от уровня подготовки аудитории могут быть выделены:

  • диспут-лекция;
  • диспут-конференция;
  • диспут-дискуссия.

По содержанию диспуты подразделяются на следующие типы:

  • нравственно-этические;
  • общественно-политические;
  • эстетические;
  • профессиональные.

Основные этапы

Понятие диспута основывается на трех фундаментальных этапах его подготовки и проведения: подготовительном, основном, итоговом.

Подготовительный этап

  • формирование организационной группы;
  • распределение обязанностей;
  • выбор ведущего;
  • анкетирование, формулировка проблемных вопросов;
  • подготовка инструкций и оборудования;
  • выбор помещения и его соответствующего мероприятию оформления.

Основной этап

  • ход обсуждения темы на базе сформулированных вопросов.

До начала обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной для него темы, конкретизировать предмет обсуждения, а также уточнить некоторые отдельные понятия. В качестве начала диспута может послужить проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который провоцирует возникновение проблемной ситуации, песни, стихотворения, связанные с проблемой. Роль составной части диспута будет играть выражающее истину резюме проблемы. В его качестве могут выступать взгляды на рассматриваемую проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты или же примеры.

Итоговый этап

  • краткий анализ диспута, присущих его плюсов и минусов, а также путей решения задач. Поощрительная оценка участников, определение новых необходимых для рассмотрения дискуссионных проблем.

Требования к организации и проведению диспута

Диспут может быть проведен исключительно в тех случаях, когда дети обладают некоторым опыт бесед о жизни и сформированными начальными навыками общения, позволяющими исключить неуважительное отношение к выступающему. Более того, существует целый ряд правил по успешному проведению диспута:

  • Выбор темы для диспута должен основываться на ее значимости, проблемности, актуальности. Также выбранная тема должна предоставлять различные точки зрения.
  • Тема конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 3 до 6 .
  • Объявления и пригласительных билеты необходимо подготовить своевременно.
  • Оформление помещения должно соответствовать проводимому в нем мероприятию ( диспуту), элементами оформления могут быть различные баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты.
  • Подбор и предоставление участникам соответствующей теме литературы.
  • Верный выбор ведущего, который способен «зажечь» аудиторию.
  • Важно установить четкий регламент по выступлениям.
  • В конце необходимо дать оценку и выразить признательность участникам диспута.

Занимаясь организацией диспута, педагогу необходимо иметь в виду, что:

  • диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения;
  • педагог должен владеть методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами;
  • в ходе обсуждения вопроса нужно сформировать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, не боясь осуждения кого бы то ни было;
  • общаться с участниками диспута просто, свободно, так как это способствует существенному сближению учителя и учащихся;
  • позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение и уверять в нем других участников.

Технология проведения диспута

Автор технологии —Исламова З.И., профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования БГПУ им. М. Акмуллы.

Ключевые понятия

Диспут – публичный спор на научную, нравственную и общественно важную тему.

Диспутант – лицо, участвующее в диспуте, в спорах.

Аргументированность – доказательность, умелость приводить доводы.

Дебаты – обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры.

Оппонент – лицо, возражающее кому-либо в диспуте, противник в споре.

Ценностно-целевые установки

Ценностным смыслом данной технологии является то, что она призвана развивать жажду познания истины посредством убеждения, обоснованной аргументации, наглядной доказательности и умелостью тактично и уважительно вести публичный спор.

Компетентностная направленность

Технология формирует социально-личностные и общекультурные компетенции, обеспечивающие позитивное коммуникативное взаимодействие.

Основные идеи и принципы технологии

Диспут является одной из форм дискуссии, т.е. спора, обмена мнениями, нахождения правильного решения спорного вопроса, обсуждения различных позиций с целью выработки правильных представлений. Диспут как форму воспитательной работы в вузе рекомендуется использовать на 1-2 курсах, когда у студентов актуальна потребность в самоутверждении, отстаивании своих позиций, формировании своей системы ценностей.

При этом важно учитывать, что главным в диспуте в мусульманском контексте является намерение диспутанта – найти истину, на чьей стороне она бы не оказалась. Таким образом, спор в хорошем смысле (джадал) является похвальным, когда речь идет об установлении истины. Имам аль-Газали назвал большим грехом спор с целью унижения оппонента и обличения его ошибок (мираъ). Если речь идет о споре против истины и споре без знаний, то такой спор является порицаемым, греховным. В этом плане Пророк Аллаха утверждал, что спор и вражда – это неприятные занятия, ранящие сердца людей.

Не менее важной особенностью этикета диспута в исламе является направленность на использование доводов, которые сближают стороны. По этому поводу в Коране сказано: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием, и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (16:125).

Основные правила ведения диспута (спора) прописаны в следующих выдержках из Корана: «не спорьте с обладателями Книги (иудеями и христианами) не иначе как спокойно, употребляя подходящие слова», «приводите им доводы и доказательства, чтобы они приняли спор», «с теми, которые перешли предел умеренного достойного спора, можно вести сильный спор», убеждайте в том, что «мы уверовали в то, что ниспослано нам (т.е. Коран), и в то, что ниспослано вам (т.е. Тору и Евангелие). Наш Бог и ваш Бог Един, и мы только одному Ему предаёмся»» (Паук, 46).

Особенности содержания и процессуальная характеристика

Рекомендации по проведению диспута:

— актуальность и значимость темы;

— заблаговременное ознакомление с пятью основными вопросами (положениями, тезисами) спора в форме плакатов, карточек, приглашений, слайдов, электронной презентации, устного объявления и оповещения через интернет и т.д.;

— своевременное оповещение о проведении диспута в форме объявления, аудиогазеты или видеооповещения, пригласительных билетов и т.д.

— специальное оформление помещения (плакаты, выставки книг и статей, цитаты великих людей, иллюстрации, презентационный модуль по теме диспута и т.д.);

— тщательная подготовка ведущих, выступления которых не должны превышать 15 мин.

— строгий регламент выступлений на диспуте (первому выступающему отводится до семи минут, последующим – до трех минут, на справку – 1 мин.

Читайте также  Как растянуть ребенка на шпагат

— заблаговременная подготовленность 2-3 выступающих;

— заблаговременное ознакомление участников диспута со статьями, книгами, аудио-видеозаписями с ситуациями, сюжетами и фактами по избранной теме;

— использование игровых приемов диспута (наличие судьи, адвоката, прокурора, присяжных, справочного бюро и т.д.)

— установление доброжелательной атмосферы;

— соблюдение этикета спора;

— проявление искусства спора;

— установление информационных «рамок» диспута.

На обсуждение, как правило, выдвигается не более пяти спорных положений-вопросов. Например, диспут на тему «Поговорим о дружбе и товариществе» может содержать следующие вопросы: 1. Что такое дружба и чем она отличается от товарищества? 2. Какие качества разъединяют и какие объединяют? 3. Возможно ли, что студенты, проучась в одной группе пять лет, так и не стали товарищами? Почему? 4. Каждый ли человек может быть настоящим другом? А какой может быть? 5. Согласен ли ты со следующими обобщениями народной мудрости: «Друг спорит, а недруг поддакивает», «Старый друг лучше новых двух», «Друг познается в беде», «Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года».

Диспут на тему: «Какой Я? Какая Я?» также содержит не более пяти вопросов: 1. Какой ты человек, хорошо ли ты знаком с собой? 2. Знаешь ли ты свои достоинства и недостатки? 3. Чем ты себе нравишься, и чем нет? 4. Можешь ли ты правильно оценить свои поступки и без обиды выслушать справедливые упреки, замечания, критику в свой адрес? 5. Кто и что помогает тебе стать лучше?

Предварительную подготовку рекомендуется начать с группового перекрестного взаимоопроса студентов по терминологическому аппарату предполагаемого диспута. Заблаговременно запланированный диспут на тему «Современная высшая школа. Какой она должна быть?» предполагает предварительное разделение студентов на микрогруппы, каждая из которых готовит визитку и видеоролик о вузах с различными концептуальными подходами (знаниецентристская, технократическая, прагматическая, гуманистическая, конфессиональная и т.д.). В своем выступлении каждая микрогруппа выделяет основные компоненты, факторы и принципы воспитания, убеждает в актуальности и оптимальности своего подхода к целям, задачам и содержанию воспитания в избранной ими школе. Важно, чтобы в процессе диспута студенты руководствовались выработанным в начале алгоритмом анализа-обсуждения содержания воспитания. Ведущий должен умело направлять диспут на обсуждение ключевых вопросов, с которыми студенты ознакомились задолго до дискуссии: Кто или что определяет содержание вузовского воспитания? Что должно входить в содержательный компонент вузовского воспитания ДОУ? Какую роль в отборе содержания воспитания играет студент (студенты)? Что является ведущими критериями отбора содержания вузовского воспитания? Каковы ценности современного студента в высшем духовном учреждении?

Каждая микрогруппа может использовать заранее подготовленные плакаты, схемы, статьи, цитаты, видеосюжеты и другие средства аргументации. Ими неукоснительно соблюдаются правила ведения диспута, которые для наглядности можно оформить в виде плаката, слайда, где отражены основные правила диспута. Особенную ценность представляют те правила, которые выработаны самой группой. В качестве примера ниже предлагаются правила диспута, выработанные самими диспутантами.

Правила диспута:

Если остаешься, оставайся добровольно!

Если остался, говори!

Если говоришь, говори откровенно!

Закон 00 выполнять изволь! (В случае долгого ожидания начала диспута, происходит «эмоциональное перегорание»).

Если спорим, то лишь с тактом, а доказываем фактом!

Не нравиться – критикуй,

Если хочешь, – говори,

Помни лишь закон 3 – 3! (Каждый может выступать не более трех раз и не более трех минут).

Диспут рекомендуется закончить коллективным анализом в триаде: Что получилось – не получилось – как сделать лучше?

Мастерство ведущего зависит от того, насколько умело он сможет подвести микрогруппы к осознанию и принятию того, что в основе содержания воспитания лежат аксиологический, где высшей ценностью является Бог, и гуманистический, где основным критерием и условием отбора содержания являются духовно-нравственная составляющая личности студента и его ценностные отношения к Всевышнему, миру, природе, человеку, обществу и себе.

Критерии эффективности

Диспут можно считать успешным, если были проявлены следующие критерии: активность; компетентность; аргументированность; убежденность; умение отстаивать свои позиции в ходе диспута, умение подводить к истине.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте общую характеристику организационных форм воспитательной работы.

2. Раскройте специфику организаторских приемов и воспитательных средств.

3. Докажите обусловленность выбора форм воспитания задачами и содержанием воспитательного процесса.

4. Какие вы знаете традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы?

5. Определите требования к технологии проведения форм воспитательной работы.

Практикум

Прочитайте высказывания великих имамов друг о друге и попытайтесь на их основе выработать правила педагогического взаимодействия для современных учителей и ученых.

«Межмазхабная вражда и ненависть между мусульманами разных школ возникли не во времена имамов, а намного позже, и все это было проявлениями отсталости мусульман, их фанатичного отношения к мазхабам (школам) и раскола в религии. А на то, что во времена этих ученых подобного фанатизма не существовало, указывают следующие факты. Однажды имама Малика ибн Анаса спросили, видел ли он Абу Ханифу. Тот ответил: «Да, я видел человека, который, если бы пожелал доказать тебе, что эта стена состоит из золота, то доказал бы это, настолько сильны его доводы!» (Имам аш-Шафи’и). Мухаммад ибн Бишр делился следующим фактом: «Когда я еще обучался, ходил на уроки к Абу Ханифе и Суфьяну ас-Саури. И вот, приходя к Абу Ханифе, тот спрашивал меня, откуда я пришел. Я отвечал, что иду от Суфьяна. А он говорил мне: «Ты пришел от великого человека! Если бы сейчас были живы ‘Алькъама и Асуад, то они, непременно, нуждались бы в уроках Суфьяна». А затем я шел к Суфьяну, и он спрашивал меня, откуда я иду, а я говорил, что от Абу Ханифы. Тогда он говорил мне: «Ты пришел от самого грамотного человека на Земле!» Аш-Шафи и говорил: В фикъхе все люди живут за счет Абу Ханифы».

Цитаты взяты из книг «Тахзиб аль-камаль» имама аль-Миззи и «Тахзиб ат-тахзиб» 10/451, хафиза Ибн Хаджара.

Подарок Мухаммад-Султана мусульманам Японии или обязан ли мусульманин следовать какому-либо из четырех мазхабов?

Если хотите знать больше

1. Воспитательная деятельность педагога : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / И. А. Колесникова, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова ; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Ака­демия», 2006. – 336 с.

2. Рожков М. Я., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

3. Степанов Е. Я., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и кон­цепциях воспитания. – М., 2002.

4. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48 с.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1262 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Методика организации и проведения диспута

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность диспута

В современное мире особо остро стоит вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе. Классические уроки, как правило, не предоставляют расширенную возможность общения в силу соблюдения дисциплины и большого объема материала, который необходимо преподнести учащимся. В связи с этим появились так называемые уроки-диспуты, направленные именно на развитие общения.

«Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать», «дискутировать» и подразумевает публичный спор на некую тему. При этом учитывается столкновение разных, зачастую противоположных точек зрения при рассмотрении какого-либо вопроса, проблемы с целью верного решения.

Как и в ходе обсуждения вопроса, при помощи диспута осуществляется проблемный расклад к организации различных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с поиском ответов на темы из жизни школы, класса, моральных норм личности согласно с требованиями современности.

Как известно, истина находится в споре, в конфликте воззрений. Однако, диспуты предполагают не только споры, но и инсценировки с музыкальным оформлением, от случая к случаю учащиеся исполняют конкретные роли, представляя себя на месте героя. В игру-анализ включаются все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке педагог должен специально стимулировать спор, подсказывая неверные решения, создавая при этом атмосферу поиска правды. В обсуждении вопроса увеличивается учебная активность слабых учеников, все становятся более общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Таким образом, диспут – это не просто форма учебной работы, а высокая духовная форма общения. Дети приобретают умения, необходимые им в жизни: выстраивают свое поведение с позиции других людей, воспитывают культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности.

Читайте также  Как настроить телефон на сеть

В зависимости от уровня подготовки аудитории выделяют:

  • диспут-лекцию;
  • диспут-конференцию;
  • диспут-дискуссию.

По содержанию диспуты бывают:

  • нравственно-этические;
  • общественно-политические;
  • эстетические;
  • профессиональные.

Основные этапы

В основе диспута заложены три этапа его подготовки и проведения: подготовительный, основной, итоговый.

  1. Подготовительный этап:
  • определение темы, цели;
  • создание организационной группы;
  • распределение обязанностей;
  • выбор ведущего;
  • анкетирование, формулировка проблемных вопросов;
  • подготовка инструкций и оборудования;
  • выбор помещения и его соответствующее оформление.
  • Основной этап:
    • ход обсуждения темы на базе сформулированных вопросов.

    Перед началом обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной темы, конкретизировать предмет обсуждения, уточнить отдельные понятия. Началом может быть проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который создает проблемную ситуацию, песни, стихотворения по проблеме.

    Составной частью диспута станет резюме проблемы, выражающее истину. Это могут быть взгляды на проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты, примеры.

  • Итоговый этап:
    • краткий анализ диспута, его плюсов и минусов, путей решения задач, поощрительная оценка участников, определение новых дискуссионных проблем.

    Требования к организации и проведению диспута

    Диспут можно проводить исключительно в тех случаях, когда у детей есть опыт беседы о жизни, также сформированы начальные навыки общения, позволяющие избежать неуважительного отношения к выступающему. Кроме того, существует ряд правил по успешному проведению диспута:

    1. Тема диспута должна быть значимой, проблемной, предоставляющей разные точки зрения.
    2. Она конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 3 до 6.
    3. Своевременная подготовка объявлений, пригласительных билетов.
    4. Надлежащее оформление помещения, в котором будет проходить диспут (баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты).
    5. Подбор и предоставление участникам соответствующей литературы.
    6. Верный выбор ведущего, способного «зажечь» аудиторию.
    7. Важно установить четкий регламент по выступлениям.
    8. В конце обязательно дать оценку, выразить признательность участникам.

    Организуя диспут, педагог обязан иметь в виду, что:

    • диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения;
    • преподаватель должен обладать методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами;
    • в ходе обсуждения вопроса нужно создать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, без страха осуждения;
    • общаться с участниками диспута просто, свободно, что существенно сближает учителя и учащихся;
    • позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение, уверять в нем других.

    технология диспута
    методическая разработка по истории на тему

    в данном документе вы найдете описание как использовать данную технологию.

    Скачать:

    Вложение Размер
    tehnologiya_disputa.docx 30.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, — сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии необходимо следить за соблюдением правил ведения дискуссии.

    Правила проведения дискуссии

    1. Дискуссия — это спор во имя истины; здесь важен обмен мнениями, основанными на конкретных фактах, аргументах, доказательствах, результатах исследований.
    2. Дискуссия успешна, если все участники хорошо знают предмет обсуждения, не отвлекаются на другие проблемы.
    3. Сопоставление своей и чужой точек зрения, опровержение неправильной должно быть этичным.
    4. Не обидь, не оскорби, не унизь человека — девиз всякой дискуссии.
    5. Человека уважают в споре уже за то, что он искренен, хотя и ошибается.
    6. Дискуссия — это школа, вырабатывающая демократическое восприятие плюрализма мнений, отношений к поступку, действию.

    Диалог завершается принятием решения, при котором каждый из учеников берет на себя какую-то работу, дело, конкретное обязательство. Учитель — оказать профессиональную помощь типа консультации, собеседования; родители — создать максимально благоприятные для ребенка условия, подросток воспитать в себе волевые качества, предъявить к себе требования последовательно и постоянно заботиться о здоровье и вести здоровый образ жизни.

    Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и заботиться о том, чтобы накал встречи не спадал до конца.
    Как руководить дискуссией в группе

    1. Приглашать к участию стеснительных детей.
    2. Направлять комментарии и вопросы одного ученика к другому.
    3. Если вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять.
    4. Вытягивать больше информации.
    5. Не отвлекаться от предмета дискуссии.
    6. Давать время подумать над ответом: некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.
    7. Когда ученик заканчивает ответ, оглядеть класс, оценить реакцию других детей.

    Плюсы и минусы дискуссии *

    1. Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения.
    2. В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
    3. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.
    4. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. Особенно важна дискуссия тогда, когда обсуждаются сложные концепции, противоречащие повседневному восприятию.

    1. Ход дискуссии трудно прогнозировать, легко можно перейти в «к обмену глупостями». Необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога.
    2. Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны.
    3. Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.

    Разновидность учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, — сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. В ходе дискуссии необходимо следить за соблюдением правил ведения дискуссии.

    Правила проведения дискуссии

    1. Дискуссия – это спор во имя истины; здесь важен обмен мнениями, основанными на конкретных фактах, аргументах, доказательствах, результатах исследований.
    2. Дискуссия успешна, если все участники хорошо знают предмет обсуждения, не отвлекаются на другие проблемы.
    3. Сопоставление своей и чужой точек зрения, опровержение неправильной должно быть этичным.
    4. Не обидь, не оскорби, не унизь человека – девиз всякой дискуссии.
    5. Человека уважают в споре уже за то, что он искренен, хотя и ошибается.
    6. Дискуссия – это школа, вырабатывающая демократическое восприятие плюрализма мнений, отношений к поступку, действию.

    Правила ведения диспута

    Формулировка темы должна следовать определенным принципам:

    Иметь четкую формулировку, провоцировать интерес, давать возможность представления качественных аргументов как «за», так и «против».

    Важно, чтобы определения широко представляли тему.

    Например, тема: «проверка качества питьевой воды обязательна.»

    Можно определить термин «вода» как грунтовые воды, которые заражены различными отходами. Тогда команда «против» может сказать, что такая трактовка термина заужена. Бессмысленно проверять грунтовые воды, если водопроводные коммуникации плохо работают. «воду» надо трактовать как «питьевую воду».

    Команда «за» должна стараться избежать подобной ситуации.

    Не все термины нужно определять, а только те, которые могут вызвать разногласия.

    Например, тема: «Использование животных в научных исследованиях аморально».

    II.Построение сюжета доказательства

    При подготовке к дебатам нужно ответить на ряд вопросов, чтобы яснее обосновать свою позицию в отношении темы.

    — какие доводы мы можем привести в поддержку темы;

    — какие основные проблемы содержит тема;

    — какие вопросы возникают в связи с темой;

    — какие могут быть опровергающие аргументы.

    Отвечая на эти вопросы можно подготовить сюжет

    — а) приветствие, представление;

    — б) вступление (обоснование актуальности темы);

    — в) определение понятий (дефиниций) темы;

    — г) выдвижение критерия;

    — ж) благодарность за внимание.

    все выступление разбивается на части и выписывается при подготовке на отдельных листах. Как запоминали речи ораторы Древней Греции.

    а) – «Здравствуйте, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители, позвольте представить вам…

    б) начинается с формулировки темы и представления позиции.

    Например: тема которую мы будем сегодня отстаивать – «переговоры с террористами недопустимы»

    Далее следует перейти к обоснованию актуальности темы:

    «прежде, чем мы приступим к обсуждению темы, оценим, достойна ли она нашего внимания.»( постараемся выяснить, почему она представляет интерес)

    Цель – заинтересовать аудиторию, показать актуальность данной темы.

    Это может быть достигнуто

    -ссылкой на авторитет ученого или политического деятеля, приведя соответствующую цитату,

    -шуткой, например, тема: «роль случайности в ходе развития науки» — если бы вам с двухметровой высоты упало на голову яблоко, то вы бы и не то придумали!

    -мощной статистикой: 140 видов позвоночных исчезает ежегодно из-за разрушения тропических лесов.

    Каждая тема порождает свою особенную композицию вступления, но в нем всегда должно содержаться описание общих признаков ситуации и путей ее развития.

    в) Определения нужны для терминов, имеющих особый смысл для данной темы дебатов. Всякий вопрос об объеме термина, различных свойствах, назначениях обсуждаемого предмета можно устранить с помощью точного его определения.

    Для спикера важны два вида определения: родовидовое и синоним-антоним.

    Определения должны соответствовать теме и характеру аудитории. Определения желательно брать из словарей, но они должны быть доступны аудитории.

    Определения должны быть авторитетными. если значения термина спорно, то можно воспользоваться цитатой или сослаться на авторитет.

    Определения должны оттенять главные качества предмета и не должны содержать готовых ответов на вопрос, нуждающийся в разрешении.

    при подготовке каждое определение надо выписать на отдельный листок, а в нижней части листа написать фразу, которая приведет нас к критерию.

    «Прежде всего укажем нашу главную цель…»

    Признак

    Методика организации и проведения диспута

    МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДИСПУТА

    В современное мире особо остро стоит вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе. Классические уроки, как правило, не предоставляют расширенную возможность общения в силу соблюдения дисциплины и большого объема материала, который необходимо преподнести учащимся. В связи с этим появились так называемые уроки-диспуты, направленные именно на развитие общения.

    Определение «Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать», «дискутировать» и подразумевает публичный спор на некую тему. При этом учитывается столкновение разных, зачастую противоположных точек зрения при рассмотрении какого-либо вопроса, проблемы с целью верного решения. Как и в ходе обсуждения вопроса, при помощи диспута осуществляется проблемный расклад к организации различных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с поиском ответов на темы из жизни школы, класса, моральных норм личности согласно с требованиями современности.

    Как известно, истина находится в споре, в конфликте воззрений. Однако, диспуты предполагают не только споры, но и инсценировки с музыкальным оформлением, от случая к случаю учащиеся исполняют конкретные роли, представляя себя на месте героя. В игру-анализ включаются все учащиеся класса.

    Для активности мышления на уроке педагог должен специально стимулировать спор, подсказывая неверные решения, создавая при этом атмосферу поиска правды. В обсуждении вопроса увеличивается учебная активность слабых учеников, все становятся более общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Таким образом, диспут – это не просто форма учебной работы, а высокая духовная форма общения. Дети приобретают умения, необходимые им в жизни: выстраивают свое поведение с позиции других людей, воспитывают культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности.

    В зависимости от уровня подготовки аудитории выделяют: диспут-лекцию; диспут-конференцию; диспут-дискуссию.

    По содержанию диспуты бывают: нравственно-этические; общественно-политические; эстетические; профессиональные.

    В основе диспута заложены три этапа его подготовки и проведения: подготовительный, основной, итоговый.

    Подготовительный этап: определение темы, цели; создание организационной группы; распределение обязанностей; выбор ведущего; анкетирование, формулировка проблемных вопросов; подготовка инструкций и оборудования; выбор помещения и его соответствующее оформление.

    Можно провести анкети­рование на темы: «Какие вопросы тебя особенно волнуют, и ты не находишь на них ответа?», «О чем бы ты хотел поспорить, поговорит откровенно с товарищами?» и др.

    Реко­мендуется сформулировать три-четыре вопроса по выбранной теме, но чтобы они звучали проблематично. Например, существуют ли критерии современного человека? Быть современным — значит быть мод­ным. Согласны ли вы с таким утверждением? и т. п.

    Собственно, подготовительный период, главной задачей которого является изучение мнения коллектива по выдвинутым во­просам, включает в себя следующие моменты:

    а) анкетирование по вопросам диспута;

    б) составление анкетных карточек, противопо­ложных по мнению (с них-то можно и начать диспут: зачитать одну, потом — другую, попросить каждого доказать свое мнение по поводу выделенных точек зрения);

    в) изучение учащимися рекомендован­ной литературы;

    г) инсценирование (или «модель») будущего дис­пута: за несколько дней до диспута рекомендуется собрать несколь­ко самых активных учащихся класса для выяснения их мнения по вопросам диспута. Это могут быть члены временной инициативной группы. Не навязывая своего мнения, педагог просит этих школьни­ков подготовить более тщательно свои выступления для того, чтобы на диспуте они дали «толчок» для начала общего спора.

    Основной этап: ход обсуждения темы на базе сформулированных вопросов. Перед началом обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной темы, конкретизировать предмет обсуждения, уточнить отдельные понятия. Началом может быть проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который создает проблемную ситуацию, песни, стихотворения по проблеме. Составной частью диспута станет резюме проблемы, выражающее истину. Это могут быть взгляды на проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты, примеры.

    Ведущим диспута должен быть авторитетный взрослый.

    В структуре диспута можно выделить три части.

    1. Вступительное слово ведущего. Можно также повторить еще раз правила диспута, которые за 2-3 дня были вывешены вместе с объявлением.

    2. Спор — столкновение мнений, их защита. Главная зада­ча ведущего — все время «держать» спор в русле», при необхо­димости «подливать масло в огонь» или наоборот.

    3. Заключительное слово ведущего. Важно обобщить вы­воды, которые вытекают из диспута: проанализировать коллек­тивные находки; аргументировать необходимые положения, не задевая самолюбия тех, кто заблуждался; не навязывая своего мнения, предельно тактично сделать обобщение по теме.

    Итоговый этап: краткий анализ диспута, его плюсов и минусов, путей решения задач, поощрительная оценка участников, определение новых дискуссионных проблем.

    После диспута состоится заключительная встреча временной инициативной группы, целью которой является коллективный ана­лиз замысла и реализации, качества осуществления задуманного.

    Требования к организации и проведению диспута

    Диспут можно проводить исключительно в тех случаях, когда у детей есть опыт беседы о жизни, также сформированы начальные навыки общения, позволяющие избежать неуважительного отношения к выступающему.

    Кроме того, существует ряд правил по успешному проведению диспута:

      Тема диспута должна быть значимой, проблемной, предоставляющей разные точки зрения. Она конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 3 до 6. Своевременная подготовка объявлений, пригласительных билетов. Надлежащее оформление помещения, в котором будет проходить диспут (баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты). Подбор и предоставление участникам соответствующей литературы. Верный выбор ведущего, способного «зажечь» аудиторию. Важно установить четкий регламент по выступлениям. В конце обязательно дать оценку, выразить признательность участникам.

    Организуя диспут, педагог обязан иметь в виду, что: диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения; преподаватель должен обладать методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами; в ходе обсуждения вопроса нужно создать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, без страха осуждения; общаться с участниками диспута просто, свободно, что существенно сближает учителя и учащихся; позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение, уверять в нем других.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: