Как проверить непроизносимую согласную

Непроизносимые согласные в корне слова

Непроизносимые соглас­ные в корне сло­ва — это зву­ки, кото­рые не про­из­но­сят­ся в скоп­ле­нии соглас­ных. Буквы, обо­зна­ча­ю­щие непро­из­но­си­мые соглас­ные, обя­за­тель­но пишут­ся в слове.

Что такое непроизносимые согласные?

В рус­ском язы­ке при про­из­но­ше­нии неко­то­рых слов в их корне зву­чат не все согласные.

В ряде лек­сем меж­ду глас­ны­ми суще­ству­ют труд­но­про­из­но­си­мые скоп­ле­ния соглас­ных звуков:

  • вств (здра вств уй, чу вств овать, я вств енный, де вств енный);
  • здн (пра здн овать, пра здн ик, по здн ий, по здн о, бе здн а, звё здн ый);
  • ндск (гол­ла ндск ий, шот­ла ндск ий, фин­ля ндск ий);
  • нтск (гига нтск ий, дипло­ма нтск ий, диле­та нтск ий);
  • стл (по стл анный, сча стл ивый, сове стл ивый, уча стл ивый);
  • стн (доб­ле стн ый, захо­лу стн ый, яро стн ый);
  • лнц (со лнц е);
  • рдц (се рдц е);
  • стск (раси стск ий, наци­о­на­ли стск ий)

При про­из­не­се­нии неко­то­рых слов в ука­зан­ных груп­пах соглас­ных выпа­да­ет один из них, обо­зна­чен­ный бук­вой «в», «д», «т» или «л».

Понаблюдаем, какие непро­из­но­си­мые соглас­ные име­ют­ся в словах:

  • сер д це [с’ э р ц э]
  • гиган т ский [г’ и г а н с к’ и й’]

Но в пись­мен­ной речи непро­из­но­си­мые соглас­ные обо­зна­чать необ­хо­ди­мо. Ведь при изме­не­нии грам­ма­ти­че­ской фор­мы или в одно­ко­рен­ном сло­ве непро­из­но­си­мые соглас­ные про­яв­ля­ют себя:

  • сер д це — сер­деч­ный, сердечко;
  • гиган т ский — гиганты.

Как проверить непроизносимый согласный в слове?

Написание сло­ва с непро­из­но­си­мым соглас­ным тре­бу­ет про­вер­ки. Невзирая на про­из­но­ше­ние, в корне сле­ду­ет напи­сать необ­хо­ди­мую бук­ву, сохра­няя целост­ность мор­фе­мы. С этой целью вос­поль­зу­ем­ся дву­мя спо­со­ба­ми, что­бы убе­дить­ся, есть ли непро­из­но­си­мый соглас­ный в слове.

Для соглас­но­го зву­ка, если после него нахо­дит­ся глас­ный, эта фоне­ти­че­ская пози­ция в сло­ве явля­ет­ся силь­ной, то есть тогда про­ве­ря­е­мый соглас­ный слы­шит­ся ясно и отчетливо.

Позиция непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го ста­но­вит­ся силь­ной так­же в кон­це сло­ва и в слу­ча­ях, если за ним сле­ду­ет непар­ный сонор­ный звук (л, м, н, р, й):

    • солн­це — сол н ечный;
    • счаст­ли­вый — счас т ье (е = [й’э], перед й);
    • агент­ство — аген т ;
    • пост­ная (пища) — пос т ;
    • жалост­ли­вый — жалос т ь.

К при­ме­ру, при про­из­не­се­нии слов «груст­ный», «кост­ный», «ярост­ный» в скоп­ле­нии соглас­ных зву­ков «стн» про­па­да­ет звук «т». Чтобы пра­виль­но их напи­сать, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом, изло­жен­ным выше:

  • груст­ный — гру­стен, гру­стить, грусть;
  • кост­ный — косточ­ка, кость, кости, окостенеть;
  • ярост­ный — в яро­сти, ярость.

Слова, в которых нет непроизносимых согласных

Следует учи­ты­вать, что в ряде слов в соче­та­нии соглас­ных «сн» нет непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го зву­ка. Не сле­ду­ет писать соглас­ный «т» в сле­ду­ю­щих лексемах:

Чтобы убе­дить­ся в отсут­ствии непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го зву­ка в при­ве­ден­ных сло­вах, посту­па­ем точ­но так­же: изме­ня­ем их фор­му или ищем одно­ко­рен­ное про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром в сомни­тель­ном месте появит­ся глас­ный звук.

  • Опа сн ый — опасен;
  • иску сн ый — искусен;
  • ужа сн ый — ужасен;
  • вку сн ый — вкусен;
  • сло­ве сн ый — словеса;
  • чуде сн ый — чудеса;
  • небе сн ый — небеса.

Прилагательные «чудес­ный», «небес­ный», «сло­вес­ный» име­ют в сво­ем соста­ве фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ес-, с помо­щью кото­ро­го обра­зо­ва­ны фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла и кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных «чудо», «небо», «сло­во».

  • Чудо — чуд ес а — чуд ес н ый;
  • небо — неб ес а — неб ес н ый;
  • сло­во — слов ес а — слов ес н ый, слов ес н ость , слов ес ник .

Не сле­ду­ет встав­лять лиш­ний соглас­ный в соче­та­ния «ств» в сле­ду­ю­щих словах:

  • уча ств овать
  • че ств овать
  • ше ств овать
  • я ств а.

Следует запом­нить напи­са­ние вот этих слов:

Различаем так­же напи­са­ние сле­ду­ю­щих слов:

  • ровес­ник (ров­ный по вёс­нам) — сверс т ник (оди­на­ко­вый по возрасту);
  • шество­вать (шествие) — ше ф ство­вать (шефы);
  • яст­ва (ста­ро­сла­вян­ское ясти — есть) — я в ствен­ный (явь, явить­ся, явление);
  • наперс­ник (ста­ро­сла­вян­ское пер­си — грудь) — напёр­сток (перст — палец);
  • кос­ный (отста­лый, реак­ци­он­ный) — кос т ный бульон (кости).

Существительное «сверст­ник» вос­хо­дит к обще­сла­вян­ско­му сло­ву «верс т а», кото­рое слу­жи­ло мерой не толь­ко дли­ны, но и воз­рас­та. Знание это­го помо­жет напи­сать бук­ву «т» в сло­ве «сверс т ник».

Видеоурок «Буквы непроизносимых согласных в корне слова»

Непроизносимые согласные в корне слова: разбор с примерами

Непроизносимые согласные. Что это такое?

Непроизносимые согласные в корне слова — это согласные звуки, которые не произносятся или плохо различимы в скоплении согласных звуков.

Непроизносимые согласные встречаются в словах, в которых имеется сочетание нескольких согласных, где одна согласная выпадает при произношении слова.

Приведем примеры:

чу в ство, здра в ствуй, праз д ник, поз д ний, звез д ный, со л нце и др.

Обратите внимание на то, что во всех этих словах при произношении выпадает выделенная согласная буква.

Как проверить непроизносимые согласные в слове

Чтобы проверить слово с непроизносимой согласной буквой необходимо подобрать проверочное слово. Для этого нужно изменить грамматическую форму слова (падеж, число) или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после согласного или группы согласных стоял гласный звук, либо непарный сонорный звук ( л , м , н , р , й ).

Разберем примеры:

со л нце – со лн ечный , где после непроизносимой согласной стоит буква “н” (непарный сонорный звук), которая делает непроизносимую согласную “л” звучной.

звез д ный – звез д а , где в проверочном слове “звезда” после проверяемой согласной “д” стоит гласная буква “а” , делая звучание предшествующего согласного отчетливым.

Слова, в которых нет непроизносимых букв

Важно знать, что в русском языке существуют слова с сочетанием согласных “сн” , в которых нет непроизносимого согласного звука.

Для того, чтобы убедиться в отсутствии непроизносимой согласной буквы, также необходимо изменить грамматическую форму слова, либо подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после согласного или группы согласных стоял гласный звук.

Например: иску сн ый – иску с е н, чуде сн ый – чу д о , ужа сн ый – ужа с е н и тд.

Как мы видим, в проверочном словах нет непроизносимой согласной буквы.

Запомните, в следующих лексемах не пишется непроизносимая согласная “т”:

  • безгла сн ый – безгла с ен
  • вку сн ый – вку с ен
  • гну сн ый – гну с ен
  • интрига нс кий – интрига н е
  • иску сн ый – иску с ен
  • интере сн ый – интере с ен
  • живопи сн ый – живопи с ен
  • небе сн ый – небе с а
  • куде сн ик – куде с ить
  • опа сн ый – опа с ен
  • слове сн ый – слове с а
  • чуде сн ый – чуде с а
  • ужа сн ый – ужа с ен
Читайте также  Как выглядят 8 самых знаменитых улиц мира

Непроизносимая согласная буква не пишется и в сочетании “ств” в следующих словах:

  • уча ств овать
  • че ств овать
  • ше ств овать
  • я ств а

Также, запомните написание следующих слов:

  • бле сн уть, НО бле ст еть, блё ст ки
  • рове сн ик, НО свер стн ик

Следует различать и запомнить написание следующих созвучных слов, разных по значению:

  • ше ств овать (ше ств ие) – ше фств овать (ше ф ы)
  • я ств а (старославянское ясти) – я вств енный (явь, явиться, явление)
  • напер сн ик (старославянское перси) – напёр ст ок (перст – палец)
  • ко сн ый (отсталый, реакционный) – ко стн ый бульон (кости)

Как проверить непроизносимую согласную

Автор: Полянская А.В.

Урок русского языка по теме:

«ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ В КОРНЕ»

Провела: учитель начальных классов

I. Эмоциональный настрой:

Необычный день у нас:

Гости к нам пожаловали в класс.

Что гостям сказать нам надо?

— Видеть вас мы очень рады.

Мысленно подарите друг другу добрые слова; поддержка товарища принесет вам уверенность в себе и своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. У нас впереди много интересной работы. Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык».

II. Чистописание:

1. Проверим, как сидим:

стн вст здн рдц

устный здравствуй праздник сердце

грустный чувство поздно

— Что это за сочетание букв?

— Придумайте слова с такими стечениями согласных.

Ну – ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (солнце)

— Какое стечение согласных мы еще вспомнили? (лнц)

— Какая особенность произношения и написания слов со стечением согласных (они не произносятся, но пишутся);

— Как называются такие согласные (непроизносимые);

— Как проверить написание слов с непроизносимым согласным?

2. Повторим правило:

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Мы однокоренное слово

Должны так подобрать,

Чтобы звук непроизносимый

В нем четко услыхать.

III. Постановка темы и задач урока:

Слова с непроизносимым согласным.

IV. Найди слова в водопаде букв:

1. На доске запись:

Снегочувствопадлестницамепраздниктель

— Какие слова получились?

— Где можно проверить правописание этих слов?

— Назовите слова, состоящие из 2 слогов.

— Слово из 3 слогов разделить на слоги.

— Найди слова, в которых букв больше, чем звуков.

2. Записать словарные слова:

чувство, лестница, праздник.

V. Актуализация знаний:

1. Заменить словосочетание синонимами с непроизносимыми согласными:

веселый народ — радостный (радость)

печальный рассказ — грустный (грусть)

знаменитый поэт — известный (известие)

здешний житель — местный (место)

удачная находка — счастливая (счастье)

хмурые дни — ненастные (ненастье)

2. Составить предложения с одним из данных словосочетаний (устно)

3. Повторение рифмовки №1 (непроизносимые согласные.)

Солнце, чувство, праздник,

Сердце, вестник и участник,

Лестница и звездный,

Здравствуйте и поздний.

Устный и честный,

Грустный и ненастный,

4. Записать 5 слов из рифмовки.

  1. 5.Разделить слова на группы по написанию (слова на карточках)

Что?

Где?

Как?

— На какие группы разделили слова?

— Подберите однокоренные слова, выделите корень.

— Какую орфограмму корня мы проверяли?

— Найти слова с «ложными» сочетаниями.

6. Записать 5 слов из рифмовки №2 (по памяти) с «ложными» сочетаниями:

Вкусный, интересный, опасный и небесный,

Чудесный и прекрасный, ужасный и неясный.
Этих слов не забывайте,

Букву Т в них НЕ вставляйте!

VI. Физкультминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

— Закройте глаза и представьте:

Мы пришли в зимний лес,

Полный сказок и чудес:

Слева – березка в шубке стоит,

Справа – елка на нас глядит.

Вот подул ветерок, холодом пахнуло,

Словно матушка – зима рукавом махнула.

Полетели с высоты белые пушинки,

На деревья и кусты сыплются снежинки.

VII.Закрепление изученного материала:

1.Работа по картине:

Внимательно рассмотрите картину.

— Какое настроение она у вас вызывает? (Задумчивое, веселое…)

— Попробуйте его описать. (Дети высказывают свои предложения)

Тихо спит сказочный лес.

Снег – настоящее чудо. Он сверкает, как хрусталь.

Природа уснула, как в сказке.

Великолепен вид зимней природы.

Зимний лес пахнет холодом, морозцем, свежестью.

2. Грамматический разбор предложения:

Комментированное письмо предложения:

Легкие снежинки пролились на землю звездным дождем.

— Дать характеристику предложения;

— Разобрать по членам предложения;

— Повторить части речи;

— Найдите слово, состоящее из 3 слогов, обозначающее признак предмета.

3. Работа с текстом: (у учащихся карточка № 2)

Учитель читает текст:

Волшебные вещи бывают не только в сказках, но и в жизни. Приглядитесь повнимательнее. 1. Любуешься сказочной красотой тихого леса и ощущаешь себя счастливым. 2. На душе спокойно и радостно. 3. Перед нами открыты неповторимые прелестные картины природы. 4. Далеко видна вся окрестность. 5. Чудесная поляна покрыта удивительно белым пушистым снегом и выглядит как гладкая чистая страница какой-то большой книги. 6. Здесь много света и солнца. 7. И, кажется, неоткуда ждать опасности. Гордо стоят величавые ели. Снежная белая шуба покрывает их ветви. Изогнулись под тяжестью снега тонкие стволы молодых берез. Все кругом находится под властью этого снега. 8. Кажется, что лес в белоснежном наряде приготовился отметить праздник зимы. 9. Порхают, кружатся легкие снежинки, будто на землю пролился звездный дождь. Иногда с широкой еловой ветки падает ком легкого снега и рассыпается алмазной пылью. 10. Грустно расставаться с этим чудом.

Какое настроение навеял этот рассказ?

— Какие красивые сравнения вам запомнились?

Обучающиеся читают предложения и записывают букву из слова с непроизносимым согласным.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Т т т т — л — д д т

— Определить на слух слова с нашей орфограммой?

Здравствуй, радостное солнце,

Вестник зимней красоты.

Словно праздник к нам в оконце

Постучалось с утра ты.

Дай блеснуть лучам прелестным,

Всю окрестность озари.

И шагай путем известным

От зари и до зари.

6. Творческие дифференцированные задания:

— В такие часы вспоминаются слова А.С.Пушкина.

— Вставить пропущенное слово с орфограммой (работа в парах):

1 уровень: Мороз и …………, день ………,

Еще ты дремлешь, друг ………!

2 уровень: Три девицы под окном

Что ты тих, как день …………………?

Замени выделенное слово на орфограмму урока:

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате,

На престоле и в венце

С печальной думой на лице

Добрый день , князь ты мой ….

Что же ты тих, как день пасмурный .

— Какие орфограммы здесь встречаются?

(выразительное чтение отрывков, объяснение орфограмм).

VIII. Итог:

— Мы закрепили тему «Слова с непроизносимым согласным»

— Давайте дружно ответим:

Что? непроизносимые согласные

Где? в корне слова

Как? однокоренные слова

IX. Домашнее задание:

Читайте также  Как запаять кастрюлю

упр. 229, составить кроссворд (дифференцированные задания)

X. Рефлексия:

— Какое задание больше всего понравилось?

Продолжите мое высказывание:

Я могу себя похвалить…

Урок заставил меня задуматься…

Мне понравилось, как работал…

С каким настроением уходим с урока?

XI. Игра «Найди орфограмму»

Как проверить непроизносимую согласную

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Перспектива»)

Правописание слов с непроизносимыми согласными

Леванова Елена Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ лицея №384
Кировского района Санкт-Петербурга

Цели урока: 1. Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; тренировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, развивать умение видеть данную орфограмму в словах; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов.

2. Повторять ранее изученные орфограммы, звуко-буквенный анализ и разбор предложения по членам; умение применять ранее изученные правила для грамотного написания слов;

3. Способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, речи.

Задачи: способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;

• развивать орфографическую зоркость и обогащать словарный запас детей;

• воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).

Формируемые УУД:

Коммуникативные:

· учитывать разные мнения и учиться высказывать своё;

· овладевать способами проверки.

Личностные: развивать интерес к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Познавательные: пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения.

Регулятивные:выполнять действия по намеченному плану, оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха.

Оборудование: картинки двух парусников,рисунок капитана пиратского корабля,рисунки облака, улыбающегося и грустного солнышка, раздаточный материал (карточки).

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.

Педагогическая технология:технология деятельностного метода (метод проблемно — диалогический), здоровьесберегающая.

Ход урока.

I Организационный момент. Сообщение цели урока.

— Сегодня на уроке мы продолжим плавание на паруснике «Надежда» по Морю непроизносимых согласных, потренируемся в правильном написании слов с этой орфограммой. Надеюсь, для всех плавание закончится благополучно и никто из нерадивых учеников не попадёт в плен к капитану пиратского судна. В нашем плавании вам поможет девиз: «Язык языку ответ даёт, а голова смекает». Нарисуйте в тетради значок «солнышко» или «облако», отражающее ваше настроение, с каким вы отправляетесь в плавание.

II Минутка чистописания. Д д Д д год[1] грядка деревня звёздный

— Найдите слово с проверяемой безударной гласной. Как её можно проверить?

— Найдите слово с сомнительной согласной, объясните его написание.

— Какая орфограмма встретилась в прилагательном звёздный?

— Назовите по порядку звуки в слове год.

— Дайте характеристику звуку г , т .

— Выполните морфемный разбор слов грядка, звёздный. Одинаковые или разные они по составу?

— Из каких морфем состоят?

III Синтаксический разбор предложения.

-Хорошо бы нам в плавании сопутствовали солнечные безветренные дни. Такие дни раньше называли погода. Как правильно пишется это слово? (хором)

— Когда шёл дождь, мела метель, то говорили, что на улице непогода, ненастье. Сейчас словом погода называется любое состояние атмосферы.

— Выполните синтаксический разбор предложения Осенью часто бывает ненастная погода.

— Найдите в предложении слово на изучаемое правило.

— Почему так пишем?

IV Работа по теме урока.

1. – Наш корабль приближается к острову, где часто бывают извержения вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне которых есть стечение нескольких согласных, то один из звуков теряется, как будто бы в слове его нет.

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово

Должны так подобрать,

Чтоб «эль» и «т», и «д», и «в»

В них чётко написать.

— Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву?

— Какова тема урока? Какие задачи мы перед собой поставим?

— А теперь задание: нужна ли на месте ? в словах предложения какая-либо буква? Докажите.

Дуют ветры ярос?ные,

Гонят лодки парус?ные.

2. Письмо по памяти двустишия В. Маяковского.

3. – Как же проверить написание непроизносимой согласной в корне слова?

V Физкультминутка.

VIПродолжение работы по теме урока.

4. Игра «Проверь соседа». Работа в паре.

Дети получают карточки со словами, в которые нужно или не нужно вставлять непроизносимую согласную. Выполнив задание, дети меняются карточками и проверяют друг друга.

5. Самостоятельная работа.

На доске написаны слова: Лист, местный, добрый, свистнул, здравствуй, чувство, портфель, облако, лестница, тростник, окно, праздник .

— Выберите и запишите слова с непроизносимой согласной. Где можно, припишите проверочное слово.

— Сколько слов выписали? (7)

— Какие слова выписали? Как проверить их написание?

— Назовите словарные слова.Можно ли к ним подобрать проверочные слова? Почему?

— А хотите узнать, почему в слове «лестница» есть непроизносимая согласная?

Посмотрим словарь великого русского учёного, профессора Сергея Ивановича Ожегова.

Лестница – сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска.

— В древнерусском языке было слово «лъствица». Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Что же касается самого слова «лъства», то оно образовано от глагола лезть, лезти с помощью суффикса тв(а). Значит, непроизносимое «т» в существительном «лестница» — это остаток суффикса тв(а).

— Как мы произносим это слово? Как пишем?

Следующее словарное слово — праздник.

— Любите ли вы праздники? Почему? Какой ваш самый любимый праздник?

В словаре Ожегова «праздник» — день торжества установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события.

— Как мы произносим это слово? А как пишем?

— Ещё одно новое словарное слово – чувство.

В словаре Ожегова «чувство» — это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия.

— Какие чувства вы знаете? Какие испытывали сами? (Испытывали радость? Когда? Чувство страха? Когда?)

— Знакомо ли вам чувство любви? Любовь к кому?

VIIИгра — эстафета «Кто скорее?»

Учащиеся каждого ряда получают листок с написанными на нём словами с непроизносимой согласной в корне слова. Каждый должен приписать к слову проверочное и передать листок следующему ученику своего ряда. Выигрывает ряд, который быстрее справился с заданием и не допустил ошибок.

Урок русского языка в 3-м классе по теме: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными»

ЦЕЛИ:

  • формирование умения находить в слове орфограмму “непроизносимый согласный в корне слова”;
  • развивать орфографическую зоркость, интерес к исследовательской деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • плакат “Ужасно интересно все то, что неизвестно!”;
  • индивидуальные карточки “Вставь пропущенные буквы”;
  • карточки со словами “Солнце”, “Звездный”, “Здравствуй”, “Яростный”;
  • карточка с согласными буквами “в”, “д”, “л”, “т”;
  • карточки с буквами “п”, “р”, “а”, “з”, “д”, “н”, “и” “к”;
  • приз “жетон УМНИКа”;
  • орфографические словари.
Читайте также  Как лечить прыщи на губе

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

— Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть вас. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения и новые открытия.

— Сегодня на уроке вы будете исследователями и открывателями новых знаний.

— Девиз нашего урока вы можете прочитать на плакате:

Ужасно интересно все то, что неизвестно!

— Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.

Делается запись даты и вида работы.

2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

На доске записаны буквы: в о д ы л и т у.

— Назовите цепочку согласных букв (в д л т).

— Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца (В каждой следующей цепочке первая буква становится на место последней).

3. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

У доски два ученика, остальные за карточками.

— Вставьте и подчеркните пропущенные буквы.

— Если определить пропущенную букву трудно, то оставьте дырку в слове на доске или карточке:

— В какой части слова пропущены буквы?

— Назовите слова, в которых вставили буквы.

— На какие правила эти слова?

— В каких словах не вставили буквы? Почему? (Все звуки, которые произносятся, обозначены буквами).

— Откройте орфографический словарь. Найдите слова, в которые вы не вставили буквы.

— Сравните написание слов в словаре и в карточке.

— Что заметили? (В корне слова написана согласная буква, которая не дает звука при произношении слова).

— Почему не смогли выполнить задание? В чем ваше затруднение? (Не знали о том, что при произношении слов иногда некоторые согласные не слышны).

— А как на самом деле оказалось?

4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

— В русском языке есть слова, в которых необходимо писать согласные буквы, которые не дают звука при произношении этого слова. (Наверное, есть правило, по которому можно определить в каких словах эта орфограмма встречается. Этого правила на уроках русского языка мы не изучали).

5. ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

— Сформулируйте учебную задачу на урок. (Надо узнать правило правописания слов с согласными буквами, которые не произносятся в корне слова).

6. ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

На доске висят слова:

солнце здравствуй
звездный яростный

— Прочитайте вслух написанные слова.

— Что их объединяет между собой? (В середине каждого слова по три согласных).

— Если в середине слова имеется не менее трех согласных букв, это называется стечением согласных.

— Произнесите вслух первое слово, сравните с написанием. Какая согласная в нем не произносится, но пишется? (В слове солнце не произносится согласная буква л , но пишется в этом слове).

— Произнесите второе слово. Что заметили? (В слове звездный не произносится согласная буква д , но пишется).

— Что вы можете сказать о третьем слове? (В слове здравствуй не произносится первая буква в , но в нем пишется).

— Прочитайте четвертое слово, какое несоответствие? (В слове яростный не произносится согласная буква т , но она в нем пишется).

— Послушайте четверостишье про такие буквы:

Иногда согласные
И грают с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

— Какие звуки в словах при стечении согласных не произносятся, но буквы пишутся? (При стечении согласных в некоторых словах пишутся, но не произносятся буквы в, д, л, т).

На доске появляются карточки с согласными в, д, л, т.

— Как называются эти согласные, если они не произносятся? (Согласные, которые в словах пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми).

Порой в словах встречаются
Ужасные согласные
Они не произносятся,
И что писать, неясно вам…

— Откроем учебник(1) на странице 111 и проверим наши предположения.

— Мы оказались правы. Молодцы!

— Как проверить непроизносимые согласные в, д, л, т ? (Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т, нужно подобрать проверочные слова, в которых эти звуки произносятся).

— Подберите проверочные слова к данным словам:

солнце-солнышко; здравствуй-здравие; звездный-звезда; яростный-ярость.

— Обобщите все, что мы говорили в порядке нашего рассуждения и знакомства с правилом.

(В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях , надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся).

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

8. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

— Мы открыли новое знание, а теперь научимся применять его.

а) — Прочитайте девиз нашего урока. Что вы увидели? (В слове неизвестно непроизносимый

согласный т , проверочное слово весть , вести ).

— Почему в словах ужасно и интересно нет согласной т ? (В словах ужасно, интересно

нет буквы т , проверочные слова ужасы, интересы).

— Спишите девиз нашего урока, выделите орфограмму.

б) Подбор проверочных слов.

-Я диктую слова с непроизносимой согласной, вы записываете их в столбик с проверочным

словом, выделяя орфограмму:

— Какие непроизносимые согласные мы узнали? ( в, д, л, т )

— Как проверить непроизносимые согласные в корне? (Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук четко произносится).

9. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

— Какое слово можно собрать из рассыпанных букв? (Праздник).

— Кто назовет последний признак слова, будет поощрен призом!

— Запишите его. — Расскажите все, что вы знаете об этом слове. (Праздник-это веселье, торжество,

Праздник-это существительное, м.р., ед.ч., неодушевленный предмет. В этом слове 8 букв и

7 звуков(буква д звука не обозначает), 2 слога. Орфограмма-непроизносимая согласная д ,

нет проверочного слова, надо запомнить.)

— Назовите и запишите однокоренные слова данного слова:

праздник, праздничный, праздновать, праздничек.

10. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

— Открыли учебник(1) на странице 111, упражнение 296.

— Списываем упражнение с орфографическим заданием.

11. ИТОГ УРОКА.

— Какую проблему мы сегодня решали?

— Удалось ли нам решить эту проблему, открыть новые знания?

— Какие совершили открытии.?

12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

— Выучить правило в учебнике(1) на странице 111. По выбору: написать рассказ, используя слова с непроизносимыми согласными или выполнить упражнение 297.

13. РЕФЛЕКСИЯ.

— Урок подходит к концу. Выберите колокольчик, цвет которого соответствует вашим знаниям:

красный-исследовательская работана отлично;

желтый-все получилось хорошо;

зеленый-не все понял и изучил, как хотелось;

синий-понял только часть.

— Сегодня мы исследовали слова. Хочется пожелать вам только добрых слов, и чтобы девиз нашего урока стал вашим девизом в освоении новых знаний.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса. М.:Дрофа, 2000.
  2. Колыванова Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение учителей классов компенсирующего обучения. Новокузнецк : ООО “Алексадрофф”.
  3. Кувашова Н.Г. Русский язык. 3 класс: Поурочные планы. Волгоград:Учитель, 2006.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: