Как проверить безударное окончание имени существительного

Как проверить безударное падежное окончание существительных

Для освоения орфографии важно не только применять правила, но и иметь орфографическую зоркость — умение видеть «опасные гласные». Правописание безударных падежных окончаний существительных (4 класс) тем и сложно, что ученики часто не видят опасности и ошибаются. Без освоения этого правила невозможна грамотная письменная речь. Из-за сложности темы безударные окончания имён существительных изучают не один урок.

  1. Основные понятия
  2. Особенности правописания и исключения
  3. Алгоритм рассуждения

Основные понятия

Гласные в окончаниях ученики младших классов чаще других звуков пишут так, как слышат. Прежде чем приступить к изучению правила, необходимо уметь определять падеж существительного и находить его окончание. Кроме того, важно знать, на какие из них стоит обращать особое внимание.

При выборе гласных в разных частях слова используют разные приёмы. К четвёртому классу дети легко подбирают проверочные однокоренные слова. Но когда сомнительным оказывается окончание, этот приём не работает. Чтобы правильно его выделить, есть несколько способов:

  1. Изменить число: доска (ед. ч.) — доски (мн. ч.).
  2. Подставить разные предлоги: окно — на окне — под окном.
  3. Просклонять существительное: (что?) солнце, (чего?) солнца, (чему?) солнцу и т. д.

В русском языке есть слова с нулевым окончанием. Ноль звука чередуется с гласной. Например, дом (дома), печь (на печи).

Основа (слово без изменяемой части) в разных формах остаётся неизменной, но есть исключения. Гласные «е» и «о» умеют «убегать» из слов: цветочек — цветочка, лев — льва; сон — сна. Следует помнить, что в подобных словах преобразуется не только конец слова, но и основа. На разбор по составу это не влияет.

Склонение — это способ изменения существительного по падежам. Слова, относящиеся к одному склонению, имеют одинаковые гласные.

Важно! Определить склонение можно только по начальной форме (именительный падеж единственного числа).

Пример: Каникулы Петя провёл дома. Необходимо определить склонение слова «дома». Мужской род, оканчивается на -а, но слово относится ко второму, а не к первому склонению. Начальная форма — дом.

Склонение Признаки Примеры
1-е м. р., ж. р., окончания -а, -я Вода, вишня
2-е м. р, нулевое окончание; с. р., окончания -о, -е Дом, окно, солнце
3-е ж. р., нулевое окончание Ночь
Разносклоняемые 10 слов на -мя, «путь» и «дитя» Время, вымя, знамя, стремя, племя, имя, семя, темя, бремя, пламя

Разносклоняемые существительные сосчитают в себе признаки других склонений, в косвенных падежах изменяется основа.

Особенности правописания и исключения

Следует обратить внимание на окончания падежей, написание которых не совпадает с транскрипцией. У каждого склонения свои трудные падежи. Примеры приведены в таблице.

Падеж 1-е склонение 2-е склонение 3 склонение Разносклоняемые
Именительный. Кто? Что? Ветка Иней Прорубь Время
Родительный. Кого? Чего? Ветки Инея Проруби Времени
Дательный. Кому? Чему? Ветке Инею Проруби Времени
Винительный. Кого? Что? Ветку Иней Прорубь Время
Творительный. Кем? Чем? Веткой Инеем Прорубью Временем
Предложный. О ком? О чём? О ветке Об инее О прорубе О времени

По таблице видно, что выбрать окончание -и или -е в существительных не всегда легко. Привычный способ (подбор однокоренного слова с ударной гласной) здесь не работает. Есть два пути:

  1. Запомнить написание «сомнительных» падежей.
  2. Использовать слова-подсказки.

Второй способ проще — он не требует заучивания. Чтобы проверить окончание существительных -и или -е, необходимо воспользоваться следующим правилом.

Гласная в безударном положении = гласная под ударением в том же склонении.

Достаточно запомнить по одному слову с ударным окончанием на каждое склонение и пользоваться ими, если возникают сомнения:

  1. Для первого — земля, вода, весна.
  2. Для второго — серебро, окно, конь.
  3. Для третьего — степь.

Пример: Воробей сидел на ветк (?). «Ветка» первого склонения, гласная на конце безударная. Проверочное: конь — на коне. Это слово тоже первого склонения, но с ударением на последнем слоге. Чётко слышно, какую гласную следует выбрать.

Правописание разносклоняемых придётся запомнить: в конце буква -и, кроме Т. п. (-ем).

Исключение: под общее правило не попадают слова на -ия (Франция), -ий (гений), -ие (имение). Здесь возникает вопрос: выбрать окончание -ии или -ие в существительных родительного, дательного и предложного падежей. Такие случаи проверки не требуют. Запомнить просто — пишется всегда -ии.

Алгоритм рассуждения

Четыре простых шага помогут не ошибиться при правописании. Этот план подходит для первого, второго и третьего склонения:

  1. Убедится, что трудная гласная находится в окончании.
  2. Поставить существительное в начальную форму и определить склонение.
  3. По вопросу узнать падеж.
  4. Поставить подходящее проверочное слово в ту же форму.

Пример: На сирен (?) распустились цветы. Этапы проверки:

  1. Изменить слово: сирень, сиренью — орфограмма находится в окончании.
  2. Начальная форма — сирень, 3 склонение.
  3. Распустились (на чём?) на сирени — предложный падеж.
  4. Проверочное: (на чём?) на степи — буква «и».

Правильное написание: на сирени.

Правило только на первый взгляд кажется запутанным. Достаточно определить склонение и запомнить слова-подсказки. Как и при изучении других орфограмм, важно видеть опасные буквы. Тренировать навык помогут любые художественные книги и энциклопедии.

В русском языке часто встречаются примеры употребления этого правила, их поиск в интересной книге станет полезным развлечением.

Как проверить безударные падежные окончания существительных

  1. Типы склонения существительных
  2. Падежные окончания существительных
  3. Родительный падеж
  4. Дательный падеж
  5. Предложный падеж
  6. Алгоритм проверки безударных окончаний

С детского возраста нам хочется писать «как слышится», но безударные гласные в падежных окончаниях каждый слышит на свой лад. Во избежание анархии существуют строгие правила, которые нужно усвоить еще в начальной школе. В 4-м классе (а то и раньше) ребенку предстоит запомнить, что имена существительные имеют 3 склонения, изменяются по 6 падежам, каждый из которых требует своего окончания. Да еще множественное число, да еще любимые русские нюансы-исключения!

Учителя придумали волшебный прием,помогающий без ошибок писать безударные падежные окончания имен существительных. Для этого учимся определять тип склонения и падеж существительного.

Типы склонения существительных

Склонение существительного – его постоянный признак, который определяется РОДОМ и ОКОНЧАНИЕМ. Изменяя окончания по падежам, мы согласуем существительные с другими словами, создаем логичные словоформы для передачи мысли. У каждого падежа в управлении находятся вопросы, предлоги, имеются слова-помощники, которые стоит запомнить.

Управление падежами: вопросы, предлоги, вспомогательные слова

Все существительные в русском языке «рассортированы» по трем склонениям – в каждом из них падежные окончания изменяются по-своему.

Первое склонение – объединяет слова ЖЕНСКОГО и МУЖСКОГО рода с окончанием -а/-я: женщина, дядя, осина, пакля. Особенное внимание обратим на слова, в которых ударение падает на последний слог: земля, рука. Они послужат нам палочкой- выручалочкой в правописании безударных окончаний.

Второе склонение – это имена существительные:

  • МУЖСКОГО рода с нулевым окончанием: дед, химик, огород;
  • СРЕДНЕГО рода с окончанием -о/-е: зеркало, полотенце, существо, солнце.

Выберем односложные существительные мужского рода: конь, плащ; слова среднего рода с ударением на последний слог: окно, плечо – они помогут проверить безударные падежные окончания во втором склонении.

Третье склонение – это слова только ЖЕНСКОГО рода с нулевым окончанием и мягким знаком: поросль, изморозь, свекровь. Проблему проверки безударных окончаний здесь решают такие слова, как печь, грудь, степь.

Три склонения имен существительных: изменение по падежам

В русском языке есть разносклоняемые существительные, которые принимают падежные окончания то второго, то третьего склонения. Они не относятся к определенному склонению, склоняются по своим правилам. К 11 словам из таблицы внизу следует добавить для запоминания еще «дитя».

Разносклоняемые существительные: 10+1

Падежные окончания существительных

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных предполагает, что пишущий умеет определять тип склонения по исходной форме слова, а падеж – по вопросам и вспомогательным словам. Трудности для правописания встречаются в 3-х падежах: приведем их окончания на примере опорных слов с четким ударением: рука, плечо, грудь.

Родительный падеж

Вся необходимая информация по падежу сведена в таблицу:

Читайте также  Как перейти от грудного вскармливания на смесь
Слово Вопрос 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Разносклоняемые
И.п. Кто? Что? рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Р.п. «Нет» Кого? Чего? -А/-Я -ЕНИ, -И, -ЯТИ
руки,
порции
плеча,
знания
груди,
зелени
времени,
пути,
дитяти

Как видим, из правила выбиваются разносклоняемые слова – будучи существительными 2-го склонения, они принимают в родительном падеже окончание .

Запомните: окончания в родительном падеже нет ни в одном склонении!

Дательный падеж

В Д. п. надо быть осторожным: это одна из позиций, где легко сделать ошибку в первом склонении и в разносклоняемых словах.

Слово Вопрос 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Разносклоняемые
И.п. Кто? Что? рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Д.п. «Дать» Кому? Чему? -ИИ -У/-Ю -ЕНИ, -И, -ЯТИ
руке,
порции
плечу,
знанию
груди,
зелени
времени,
пути,
дитяти

Окончание в дательном падеже принимают только «нормальные» существительные 1-го склонения. Слова-исключения женского рода на -ия присоединяют к окончанию второе . У разносклоняемых существительных в Д. п. ставим только . Писать: «кому? – дитяте» – грубая ошибка!

Винительный и творительный – «благополучные» падежи, без трудностей в окончаниях.

Предложный падеж

Предложный падеж – один из самых трудных.

Слово Вопрос 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Разносклоняемые
И.п. Кто? Что? рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Д.п. «Думать» О ком? О чем? -ИИ -ИИ -ЕНИ, -И, -ЯТИ
о руке,
о порции
о плече,
о знании
о груди,
о зелени
о времени,
о пути,
о дитяти

Как видим, окончание встречается в П. п. дважды: в 1-м и 2-м склонении. В безударном положении эти позиции вызовут трудности, т. к. в окончаниях существительных гласные слышатся неясно: «Думаю о речки? об огороди? о зелене?». Вторая сложность – существительные на -ия, -ие, -ий. Все они относятся к 1-2 склонению, «законным» окончанием для которых в предложном падеже является . Даже верно определив склонение и падеж, можно сделать ошибку и написать: «мечтаю о легком задание; думаю об Анастасие Петровне».Существует алгоритм, объясняющий, как проверить правописание безударных окончаний у существительных в особо трудных падежах.

Алгоритм проверки безударных окончаний

Проверять безударные окончания существительных удобно при помощи опорных слов с четким ударением на конце.Пример: «В огород? – бузина, а в Киев? – дядя».

Определим склонение: огород, Киев – м. р., без окончания – 2-е скл. (Если окончание есть – исключаем -ия, -ие, -ий)
Определим падеж: в ком/в чем? – Д.п.
Ставим в Д. п. опорное слово 2-го скл.: плечо – в плече; ясно слышим окончание ;
Пишем в искомых словах – в огороде, в Киеве.

Алгоритм действий представлен в таблице:

Для существительных на -ия, -ие, -ий запоминаем “правило двух “.

Женский род имеет -ии в трех трудных падежах: «нет акации; даю полиции; думаю о позиции».

Существительные 2-го склонения (гениий, задание) принимают -ии только в Предложном падеже: «о гении, о задании».

Учтите: нельзя путать слова на -ие с существительными среднего рода на -ье, которые склоняются по типу 2-го склонения: «в чем? – в раздумье НО: в размышлении». Не забываем про исключения: в забытьи! на острие!

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

  • Наши проекты
  • Наши мероприятия
  • Родительское собрание
  • Доклады, рефераты
  • Читательский дневник
  • Математика
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Русский язык
  • Литература
  • Окружающий мир
  • Английский язык
  • Биология

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

  • Кабинет Администратора
  • Наша булочная

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Август 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Правописание безударных падежных окончаний

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

Падежные окончания имён существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения

Падежи 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
И. п. -а, -я , -о, -е, -ё (нулевое)
Р. п. -ы, -и -а, -я
Д. п. -у, -ю
В. п. -у, -ю одуш. – как в Р. п. неодуш. – как в И. п. (нулевое)
Т. п. -ой (-ою)
-ей (-ею)
-ом, -ем, -ём
П. п.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

1-й способ 2-й способ
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже
Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже
письмо (кому?) бабушк[е] (1-е скл., Д.п., ед.ч., [-е]);
поступать (по чему?) по совест[и] (3-е скл., Д.п., ед.ч., [-и])
Думал о Родин[е] (о земл[é]);
деревья в ине[е] (в серебр[é]);
увидел в проруб[и] (в степ[и])

Безударное падежное окончание имени существительного – это орфограмма.

Обратите внимание! Как следует рассуждать при обосновании написания безударного падежного окончания имени существительного осина, употреблённого в творительном падеже?

1. Определяю падеж имени существительного осиной; для этого ставлю к нему вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж; определяю склонение: осина – существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание [-а] 1-го склонения; вспоминаю: существительное 1 -го склонения в творительном падеже имеет окончание [-ой ] или [-ей ], значит, в слове осиной надо писать окончание [-ой ].

2. Определяю падеж имени существительного осиной; для этого ставлю к нему вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж; определяю склонение: осина – существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание [-а] — 1-го склонения; подбираю существительное 1-го склонения в творительном падеже с ударным окончанием (под сосной), значит, в слове осиной надо писать окончание [-ой].

Именительный и винительный падежи

И. п. кто? что? Нет предлогов Подлежащее
В. п. кого? что? Предлоги: о, в, на, про, под, за, сквозь Второстепенный член
Есть: девочка, земля, небо, брат, дом, тень
Вижу: девочку, землю, небо, брата, дом, тень
Вопросы Предлоги Окончания
кого? чего?
откуда?
где?
от, до, с
из, без, у
для, около
1-е скл.: -и, -ы
2-е скл.: -а, -я
3-е скл.:
Роль в предложении: второстепенный член. Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
нет (кого? чего?) земл[и], пустын[и|; кон[я], олен[я]; дрозд[а], дятл[а]; рж[и], нефт[и]

Обратите внимание! В родительном падеже в единственном числе некоторые имена существительные мужского рода могут иметь наряду с окончанием -а (-я) окончание -у(-ю). Обычно эти имена существительные обозначают часть какого-либо вещества (стакан сахару, охапка хворосту, кисть винограду) и употребляются в разговорной речи.

Вопросы Предлоги Окончания
кому? чему?
где? куда?
к, по 1-е скл.:
2-е скл.: -у, -ю
3-е скл.:
Роль в предложении: второстепенный член. Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
рад (кому? чему?) сестр[е], дедушк[е]; кольц[у], друг[у], корабл[ю], приятел[ю]; любв[и], помощ[и]
Вопросы Предлоги Окончания
кем? чем?
где? куда?
с, за, под,
над,
1-е скл.: -ой(-ою), -ей (-ею)
2-е скл.: -ом, -ем, -ём
3-е скл.:
Роль в предложении: второстепенный член.
Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
доволен (кем? чем?) игр[ой] (игр[ою], книг[ой] (книг[ою]), зерн[ом], зеркал[ом], мебель[ю];
любовался (кем? чем?) зар[ёй] (зар[ёю]), рощ[ей] (рощ[ею]), журавл[ём], мор[ем]; облак[ом], сирень[ю]

После шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных в творительном падеже пишется буква о, а без ударения – буква е: врач[ом] — задач[ей], птенц[ом] — птиц[ей].

Вопросы Предлоги Окончания
о ком?
о чём?
где?
о (об), в,
на, при
1-е скл.:
2-е скл.:
3-е скл.:
Роль в предложении: второстепенный член.
Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
думаю (о чём?) о земл[е], о Родин[е]; о сел[е]; о дом[е];
быть (где? в (на) чём?) в степ[и], на ладон[и]
Всегда употребляется с предлогом

Обратите внимание! Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и: об арене, об отце .

Обратите внимание! У некоторых имён существительных с предлогами в и на допускаются две формы предложного падежа с двумя разными ударениями:
дуб — на ду́бе и на дубу́
отпуск — в о́тпуске и в отпуску́
чай — в ча́е и в чаю́

Падежные окончания имен существительных

Падежные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных — это систе­ма сло­во­из­ме­ни­тель­ных мор­фем, соглас­но кото­рым, а так­же родо­вой при­над­леж­но­сти сло­ва́ этой части речи отно­сят к 1, 2 или 3 склонению.

Рассмотрим, какие окон­ча­ния паде­жей име­ют суще­стви­тель­ные пер­во­го, вто­ро­го и тре­тье­го скло­не­ния. Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цы падеж­ных окон­ча­ний с примерами.

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке у имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют шесть паде­жей. Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и числам.

В одной и той же падеж­ной фор­ме сло­ва могут иметь раз­ные окончания:

  • р. п. нет (чего?) машин ы , дерев а , вещ и
  • д. п. иду (к чему?) к машин е , дерев у , вещ и .

Различия падеж­ных окон­ча­ний зави­сят от при­над­леж­но­сти суще­стви­тель­но­го к 1, 2 или тре­тье­му скло­не­нию. В одном и том же паде­же суще­стви­тель­ные одно­го и того же скло­не­ния име­ют оди­на­ко­вые окон­ча­ния неза­ви­си­мо от ударения.

Окончания паде­жей имен суще­стви­тель­ных в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла пред­став­ле­ны в таб­ли­це с примерами:

, -о, -е моло­дец

-а, -я молодц а

-и реч и

-у, -ю молодц у

-и реч и

,-а, -я, -о, -е молодц а

-ом, -ем молодц ом

-ью речь ю

-е, -и о молодц е

-и о реч и

Узнаем, по каким при­зна­кам рас­пре­де­ля­ют­ся суще­стви­тель­ные по трем типам скло­не­ния и рас­смот­рим более подроб­но, как пра­виль­но пишут­ся окон­ча­ния паде­жей в сло­вах этой само­сто­я­тель­ной части речи.

Падежные окончания существительных 1 склонения

Первое скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные муж­ско­го, жен­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа:

  • стар­шин а , дяд я
  • слав а , гир я
  • злюк а , сон я .

Ударные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных не доста­вят сомне­ний в напи­са­нии. Рассмотрим без­удар­ные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных 1 склонения.

Чтобы не оши­бить­ся в напи­са­нии бук­вы «е» или «и» в фор­мах роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, вос­поль­зу­ем­ся словом-подсказкой «коса́», кото­рое име­ет удар­ные окончания.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) кни́га, коса́
  • р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
  • д. п. дам (чему?) кни́г е , косе́
  • в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
  • т. п. любу­юсь (чем?) кни́гой, косо́й
  • п. п. расска­жешь (о чём?) о кни́г е , о косе́.

Склонение существительных с конечным сочетанием -ия

Особое вни­ма­ние заслу­жи­ва­ют падеж­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем букв -ия:

Такие сло­ва име­ют окон­ча­ния , а не в фор­мах датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) стра­те­ги я , стра­те­ги и
  • р. п. нет (чего?) стра­те­ги и , стра­те­гий
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к стра­те­ги и , к стра­те­ги ям
  • в. п. изу­чаю (что?) стра­те­ги ю , стра­те­ги и
  • т. п. инте­ре­су­ем­ся (чем?) стра­те­ги ей , стра­те­ги ями
  • п. п. рас­ска­жешь (о чём?) о стра­те­ги и , о стра­те­ги ях

Окончания падежей существительных 2 склонения

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е:

  • край , порог , слой , иней
  • шил о , яблок о , мор е , пол е .

Обратим на осо­бен­но­сти скло­не­ния суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ий (алю­ми­ний, сана­то­рий) и суще­стви­тель­ных сред­не­го рода, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ие (опре­де­ле­ние, созвез­дие). Такие сло­ва в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа име­ют окон­ча­ние , а не типич­ное окон­ча­ние , как все суще­стви­тель­ные вто­ро­го склонения.

Сравним с удар­ны­ми падеж­ны­ми окон­ча­ния суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода «огонь»:

  • и. п. (что?) ого́нь , сомне­ни е , (кто?) ге́ний
  • р. п. нет (чего?) огн я́ , сомне­ни я , (кого?) гени я
  • д. п. (чему?) огн ю , сомне­ни ю , (кому?) гени ю
  • в. п. (что?) огонь , сомне­ни е , (кого?) гени я
  • т. п. (чем?) огн ём , сомне­ни ем , (кем?) гени ем
  • п. п. (о чём?) об огн е́ , о сомне­ни и , (о ком?) о гени и

Это напи­са­ние окон­ча­ния пред­лож­но­го паде­жа опре­де­ля­ем по преды­ду­щей бук­ве «и» в осно­ве слов:

  • гер­бар и й — о гер­ба­ри и ;
  • ком­мен­тар и й — в ком­мен­та­ри и ;
  • созвезд и е — о созвез­ди и ;
  • теле­ви­ден и е — на теле­ви­де­ни и .

3 склонение существительных

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с мяг­кой осно­вой и с осно­вой на шипя­щий (ж, ч, ш, щ), обо­зна­чен­ные мяг­ким зна­ком, с нуле­вым окончанием:

  • льня­ная ткань
  • дол­гая болезнь
  • непро­хо­ди­мая грязь
  • дале­кая пустошь
  • густая рожь
  • наша помощь
  • ост­рая горечь .

Особенностью скло­не­ния этих суще­стви­тель­ных явля­ет­ся чаще все­го без­удар­ное окон­ча­ние в трех паде­жах: роди­тель­ном, датель­ном и предложном.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) ве́тошь
  • р. п. край (чего?) ве́тош и
  • д. п. тянусь (к чему?) к ве́тош и
  • в. п. беру (что?) ве́тошь
  • т. п. про­трем ( чем?) ве́тошь ю
  • п. п. нуж­да­ем­ся (в чём?) в ве́тош и

Рассмотрим, какие падеж­ные окон­ча­ния име­ют суще­стви­тель­ные трех скло­не­ний в фор­мах мно­же­ствен­но­го числа.

Ударные и безударные окончания имен существительных

Содержимое разработки

Урок русского языка в 4 классе (С-№1)

Тема: Ударные и безударные окончания имен существительных.

1. обучающая: познакомить учащихся с правилом написания безударных окончаний имен существительных;

2. развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся;

3. воспитательная: воспитывать самостоятельность, бережное отношение к природе.

Ход урока: ( С-№2 звонок)

1.Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок! ( С-№3)
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книга и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2. Проверка домашнего задания.

Прочитать стихотворение выразительно.

Объяснить вставление буквы.

холодна

в проводах

утепляются

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Обозначить склонение выделенных имен существительных, (проверка самостоятельно) (С-№5)

3. Напомнить о правилах посадки при работе и письме. (С-№6)

4. Открываем тетрадки, записываем число, чистописание. (С-№7)

5. Минутка чистописания. ( С-№8)

Лл ле ел ля (на доске)

Угадайте, куда мы отправляемся. ( С-№9)

Зимой согревает. (Лес)

— Прочитайте слова лес, лесок, лесная. ( С-№10)

— Подберите ещё одно однокоренное слово к слову лес, чтобы отвечало на вопрос кто?

— Обозначьте корень в словах.

— Поставить ударение над каждым словом.

— Какое слово можно написать без проверки? Почему?

— Какие слова нужно проверять? Почему?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

6. Давайте поиграем в игру « Продолжи предложение» Итак, начинаем!

Изменяемая часть слова … (окончание)

Часть речи, обозначающая предмет … (существительное)

Слова женского и мужского родов с окончаниями — а, — я относятся … (к 1 склонению)

Постоянный признак имён существительных… (род)

Часть слова без окончания … (основа)

Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное)

К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием)

Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием — о, — е)

Без какой части не может существовать слово? … (без корня)

Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам)

Сколько падежей в русском языке? … (шесть)

Что мы называем именем существительным? ( С-№11)

Что обозначают имена существительные в форме единственного и множественного числа? ( С-№12)

Какой постоянный признак имени существительного?

Какие имена существительные относятся к женскому роду? ( С-№13)

Какие имена существительные относятся к мужскому роду?

Какие имена существительные относятся к среднему роду?

Какие имена существительные относятся к 1 склонению? ( С-№14)

Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

Склонение имен существительных.

ж .р.

-а, — я

с .р. — о, — е

земля

дедушка

яблоко

7. Орфографическая разминка. ( С-№15)

Создание проблемной ситуации.

Кружат сне..ные м..тели,

По н..чам тр..щит м..р..з,

На в..рш..н.. пышной ели

Лущит шишку яркий клёст.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птицам

Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их написание.

Какое возникло у вас затруднение? (выбор буквы в окончаниях имен существительных.)

Почему возникла трудность в выборе буквы? (это гласная буква, она находиться в безударном позиции)

Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имен существительных?

(У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва, загнута вверх, вот и получается клюв в виде креста.)

8. Сообщение темы и целей урока. ( С-№16)

Тема урока (прочитать)

-Как вы думаете, что мы сегодня должны на уроке узнать?

(выяснить, одинаково или по-разному пишутся ударные и безударные окончания существительных).

Сегодня на уроке мы будем учиться проверять правописание гласных в безударной позиции в окончаниях имен существительных.

На какой вопрос мы должны ответить?

Как пишутся безударные падежные окончания имён существительных?

9. Какие цели мы поставим перед собой? ( С — № 17)

Чему должен научить урок:

пользоваться правилом проверки написания безударных окончаний при письме

Что мы будем развивать: орфографическую зоркость, внимание

Стараться быть: ?

• Я буду внимательным.

• Буду сосредоточенно размышлять.

• Буду старателен, догадлив.

10.Самостоятельная работа. ( С — № 18-19)

Изучение нового материала.

— В тетрадях просклоняем попарно слова:

— Существительные, какого склонения мы изменяли по падежам?

— Мы изменяли по падежам существительные 1, 2, 3 склонений.

— Чем отличаются окончания существительных одного и того же склонения. Которые мы изменяли по падежам?

— Существительные одного и того же склонения имеют ударные и безударные окончания.

— Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые или разные ударные и безударные окончания в одном и том же падеже?

— Существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже имеют одинаковые ударные и безударные окончания.

— Ударное и безударное падежное окончание существительного представляет трудность для написания?

— Безударное падежное окончание существительного представляет трудность для написания.

— Как мы поступаем, если безударная гласная имеется в корне слова?

— Если безударная гласная имеется в корне существительного, мы проверяем её написание. Для этого изменяется слово или подбираем однокоренное, чтобы безударная гласная стала ударной.

— Безударные окончания существительных тоже можно проверить. Для этого надо определить склонение существительного, узнать его падеж, подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми. Приведите примеры из нашей таблицы к данному правилу.

— Кому? Маме. Это существительное первого склонения в дательном падеже с безударным окончанием. Проверяем. Чему? Стране. В существительном 1-го склонения стране в дательном падеже ударное окончание – е, значит, в существительном маме тоже окончание – е.

О чём? Об озере. Это существительное 2 склонения в предложном падеже с безударным окончанием. Поверяем. В существительном 2 склонения село в предложном падеже ударное окончание – е, значит, в существительном об озере тоже окончание – е.

— Сделайте вывод, как проверить безударное окончание имени существительного?

— Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже.

11. Физкультминутка.

Зарядка для глаз (С — № 20 – 21)

12.Как проверить безударное окончание имени существительного?

Работа с правилом. Стр. 101. Прочитать.

13. Безударные окончания в именах существительных нужно проверять (С — №22)

Безударные окончания в именах

существительных нужно проверять.

Слова – помощники для проверки.

1скл. 2 скл. 3 скл.

луна конь печь

земля окно степь

14.Чтобы проверить безударное окончание имени существительного? (С — №23)

1.Поставить имя существительное в именительном падеже и определить его склонение.

2. Подобрать слово-помощник и поставить его в том же падеже.

3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

15. (С – № 24 – 25) алгоритм

Чётко проговариваем алгоритм работы.

1. склонение и падеж

2. вспомогательное (опорное) слово

17. Упражнение в определении окончания(с -№26)

Самостоятельная работа.

подошёл к пристан..

салат из морков..

приехал к бабушк..

18.Физкультминутка (С — № 27)

Приготовились к разминке:

Сидя, выпрямили спинки.

И следите все за мной:

Руку правую подняли,

Ею дружно помахали.

Руку левую подняли.

Ею тоже помахали.

А теперь соединили

И опять разъединили.

Повторяем десять раз.

Ускоряем мой показ…

Молодцы, не поленились,

19. Работа по учебнику. ( С – № 28- 29)

Придумать продолжение истории.

Выписать выделенные имена существительные, вставить пропущенные буквы в окончаниях, в скобках указать проверочное слово.

и (для земли)

и (по степи)

о (над окном)

Как мы поступаем, если безударная гласная имеется в корне слова?

— Если безударная гласная имеется в корне существительного, мы проверяем её написание. Для этого изменяется слово или подбираем однокоренное, чтобы безударная гласная стала ударной.

— Безударные окончания существительных тоже можно проверить. Для этого надо определить склонение существительного, узнать его падеж, подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.

20.Работа в группах (С — №30)

Правило работы в группе.

1. Работайте дружно и тихо, не мешайте друг другу.

2. Внимательно читайте задание и «шаг» за «шагом» выполняйте работу.

21.(С — №31) 1 группа.

Напишите в первый столбец названия лесных ягод — существительные 1 склонения, во второй — названия фруктов — существительные 2 склонения.

22.(С — №32) 2 группа.

Узнайте предмет по его признакам и запишите, укажите род, склонение.

Вкусное, сочное, сладкое, ароматное.

Резиновый, круглый, большой, тен­нисный.

Огромный, чистый, школьный, светлый.

Мороженая, речная, све­жая, мелкая.

Яблоко (ср.р. , 2 скл.), мяч (м.р. , 2 скл.), класс (м.р., 2 скл.), рыба (ж.р., 1 скл.).

23.(С — №33- 34) 3 группа.

Изданных слов составьте предложение (слова поставьте в нужную фор­му) и разберите его по членам предложения, укажите части речи.

И, костер, небольшой, сидеть, полночь, у, собака, охотник, около.

Около (предл.) полуночи (сущ.) у (предл.) костра (сущ.) сидел (гл.) охотник (сущ.) и (союз) небольшая (прил.) собака (сущ.).

24. Проверка: ( С — № 35)

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клёст. (Объяснить)

В результате проделанной работы мы узнали:

Существительное с ударным окончанием служит проверочным словом для существительного с безударным окончанием.

28.Домашнее задание. ( С — № 37)
с.104, упражнение 166

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: