Как появилась гжель

История гжельского народного художественного промысла

Гжель — это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы, который славится своими изделиями ручной работы из фарфора. Знаменитый гжельский промысел на протяжении нескольких столетий является одним из ведущих керамических промыслов страны и по праву считается колыбелью русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Фарфор ручной работы, с нарядной синей росписью по белому фону, известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Статуэтки, посуда, предметы интерьера и сувениры, расписанные вручную, сегодня невероятно популярны и привлекают к себе удивительной гармонией, сочетающейся в формах и рисунках.

Гончарное ремесло зародилось в гжельском регионе практически с момента появления в нем крестьянских поселений. Гжельские земли были не слишком плодородными, но обширные залежи местных разноцветных глин позволяли крестьянам подрабатывать производством глиняных изделий для своих нужд и на продажу. Первое официальное упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты в 1328 году, но известно, что уже в XI-XIII веках местное население активно занималось гончарным ремеслом. Гжельские крестьяне несли денежные и товарные повинности перед государевым двором, но, что интересно, гончарный промысел не входил в этот список. В XVII в. царь Алексей Михайлович, высоко оценив качество разных сортов гжельских глин, сделал Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».

На протяжении длительного периода местные мастера совершенствовали технику производства, вырабатывали собственный стиль и, к началу XVIII века, керамическое дело стало для региона основным, проявив свой яркий и самобытный характер. Если начинали гжельские мастера с кустарного изготовления глиняной посуды и детских лепных игрушек, то к середине столетия, после обнаружения особой серой глины в районе деревни Минино, освоили производство майолики, полуфаянса и фаянса, перенимая и совершенствуя технологии. Ассортимент гжельской майолики был разнообразен: столовые сервизы, декоративные блюда, миски, кувшины. Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом — кумганов. Большое место занимала малая пластика: сценки из крестьянского и городского быта. Гжельская пластика покоряла непосредственностью, легкостью замысла, искренностью в передаче образов.

Большое распространение получила роспись с использованием подглазурного кобальтового фонового крытья в сочетании с надглазурным полихромным декором и обилием золота. В это же время начал формироваться явно узнаваемый синий монохромный растительный и орнаментальный рисунок на изделиях, известность которых распространилась далеко за пределы области.

Существенный скачок в развитии керамического производства Гжели произошел во II половине XVIII века и был связан с деятельностью керамической фабрики московского купца Афанасия Гребенщикова. Однако, в конце XVIII века, наметился упадок гжельского производства. Причиной этому стал английский фаянс с белым тонким плотным черепком, декорированный пышными печатными рисунками, который стоил дешевле и ввозился в больших количествах в Россию.

В начале XIX века в Гжели был налажен выпуск полуфаянса, который являлся переходным от майолики к фарфору и тонкому фаянсу. Полуфаянс украшался синей подглазурной росписью растительного или геометрического характера. В XIX веке в Гжели наряду с полуфаянсом освоили производство тонкого фаянса и фарфора, выпуском которого занимались как многочисленные мелкие крестьянские заводы, так и крупные предприятия русских купцов: Барминых, Тереховых, Киселевых, братьев Кузнецовых. Особенно прославилась продукция мелких фабрик Храпунова, Новых, Тулиных, Жадиных, Мордашовых.

Фарфоровые изделия в Россию стали привозить со второй половины XVI века из Европы и Китая. Технологии производства фарфора у нас тогда еще не было, хотя поиск подходящих глин велся уже с начала XVII столетия, в том числе и в Гжели. Для налаживания выпуска собственного фарфора по велению российского Императорского двора в Санкт-Петербурге была открыта «Порцелиновая мануфактура». Первые опыты были не слишком удачными, но потом за дело взялся Дмитрий Иванович Виноградов, сподвижник Ломоносова и около 1747 года ему удалось, наконец, составить рецептуру фарфоровой массы и разработать способ производства высококачественного фарфора из отечественных материалов. Этот успех послужил толчком для развития фарфорового производства в России, начали открываться новые заводы, технология производства совершенствовалась. Не могли остаться в стороне от новых перспектив и гжельские умельцы. Они устраивались на ближайшие предприятия, перенимали технологии производства и вернувшись домой открывали собственное дело или продавали секрет, благо, подходящей глины для таких экспериментов было вокруг предостаточно. Известно, что первым производство фарфора в Гжели начал Павел Куликов (Куличков) в 1810 году. Постепенно секрет фарфоровой технологии распространился по всей Гжели. Производство фарфора к середине XIX века достигло наивысшего расцвета, когда в Гжели работало уже более семидесяти фарфорово-фаянсовых фабрик и более 40 живописных заведений.

В конце XIX века Гжель переживает очередной период упадка. В керамической отрасли страны все большие позиции завоевывают крупные фирмы: Корниловых в Петербурге, Кузнецовых в Твери, Будах и Риге. На рубеже XX века в Гжели были ликвидированы почти все заводы, а немногие оставшиеся были национализированы после революции и стали производить, в основном, технический фарфор. Однако, в середине 40-х годов XX века, когда наша страна оправлялась от тяжелых последствий войны, на одном из оставшихся небольших предприятий по производству бытового фарфора, Турыгинском заводе художественной керамики, художница Наталия Ивановна Бессарабова занялась возрождением старых традиций. Бессарабова не только сама постигла секреты гжельской росписи, но и научила мастеров забытым приёмам. Она показала, как выводить «сплошной мазок» и «мазок с тенями»: когда кобальтовую краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну сторону ее так, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого.

В 1972 году Турыгинский завод был преобразован в Производственное объединение «Гжель», ставшее впоследствии основным предприятием в Гжели по выпуску художественного фарфора. В 1978 году Наталия Ивановна Бессарабова, совместно с другими художницами объединения — Людмилой Павловной Азаровой, Татьяной Сергеевной Дунашовой, Зинаидой Васильевной Окуловой, за создание высокохудожественных керамических изделий была удостоена Государственной премии имени Репина.

70-е – 80-е годы прошлого века стали новым этапом в жизни промысла. Появилась целая плеяда талантливых молодых художников, вписавших свои имена в историю Гжели. Это были и потомственные фарфористы и совсем новые мастера, внесшие свежие мотивы и новые формы в фарфорово-фаянсовую классику. Это период творческого подъема, экспериментов, сочетания стилей и заимствования возможностей других материалов, заслуживший признание коллекционеров и снискавший народную любовь.

На рубеже 1980-1990-х годов вторым по значимости и старейшим в гжельском регионе заводом по выпуску художественного и технического фарфора заслуженно считался ОАО «Гжельский завод Электроизолятор». Его цех по выпуску изделий народного художественного промысла Гжель теперь снова является самостоятельным предприятием и носит имя «Гжельский фарфоровый завод». Всю свою длительную и славную историю завод является одним из творческих центров промысла. В разное время на нем трудились и трудятся такие известные мастера, как А. А. Рогов, В. Г. Розанов, заслуженный художник РФ Т.Д. Федоровская, Е.А. Ванюшкина, В.Е. Сидоренко, Л.А. Чернов, В.М. Лисневский, А.В. Рыженок, В.А. Растяпин, Т.А. Сивова (Рогова), Ю.И. Гуляев. Художники предприятия внесли новое прочтение в пейзажную и сюжетную роспись, расширили ассортимент традиционных изделий декора стола и оформления помещений, активно используют в росписи не только основную подглазурную кобальтовую технику, но и надглазурные краски, поддерживая и развивая одно из старейших направлений оформления гжельских изделий – цветное декорирование.

Конфетница «Камелия».
Автор А.А. Рогов.

Штофы «Осетр».
Автор Л.А. Чернов.

Предметы из чайного сервиза «Голубка».
Автор формы А.А. Рогов,
Автор росписи М.В. Калигина

Чайная пара «Дуэт»
Автор Т.Д. Федоровская.

Конфетница «Бегония».
Автор В.Е. Сидоренко

Чайник «Голубая рапсодия».
Автор формы Зайцев В.И.
Автор росписи Гуляев Ю.И.

В наши дни гжельский народный промысел переживает новое возрождение. Интерес к нему как со стороны профессиональных коллекционеров, так и обычных ценителей неповторимого стиля и разнообразия изделий, неуклонно растет. А гжельские мастера, в свою очередь, стараются предложить все больший выбор изделий из высококачественного российского фарфора с уникальными пластическими формами и неповторимой ручной росписью.

Полезная литература:
«Искусство Гжели», Р.Р. Мусина , 1985 г. Изд-во «Знание».
«Марки российского фарфора (1744-1917)», Р.Р. Мусина, 1995 г. Изд-во «Знание».
«Кузнецовы. Династия. Семейное дело», Е. Галкина, Р. Мусина, 2005 г. Изд-во Галерея «Времена года».
«История художественной керамики», З.С. Федорова, Р.Р. Мусина, 2010. Изд-во «МГХПУ им. Строганова».
«Российская традиционная керамика», Р.Р. Мусина, 2011 г. Изд-во «Интербук-бизнес».
«Иван Емельянович Кузнецов. Новгородский король российского фарфора», Б.А. Кузнецов, 2014 г. Изд-во «Галлея принт».

Читайте также  Как определить среднегодовой темп роста

Чтобы узнать больше об истории гжельского народного художественного промысла, приезжайте к нам в гости! Мы с радостью поделимся с вами нашей бесконечной любовью к гжельскому фарфору и людям, которые своими руками создают эти удивительные вещи.

История возникновения гжели

В 60 км от Москвы расположен Раменский район, в состав которого входят 27 деревень, которые представляют собой единый гжельский культурный район. Одна из этих деревень и носит название Гжель. Оказывается, существует и предприятие, которое также названо «Гжелью». Благодаря этому предприятию и было восстановлено производство этих удивительных керамических изделий.

  1. История возникновения гжели

История возникновения гжели

Изготавливаемые в этих краях превосходные изделия из фарфора, покрытые росписью на белом фоне, называют гжелью.

История возникновения гжели имеет глубокие корни. Первые письменные свидетельства о гжели были найдены в письменных изданиях за 1339 г. Данные источники являлись духовной грамотой, которая принадлежала Ивану Даниловичу Калите. По данным найденных источников Гжель считалась одной из прибыльных волостей и принадлежала великим московским князьям и царям.

Примерно в XVI в. мастера-гжельцы привозили в Москву оставшиеся запасы домашней посуды, а в Яузскую слободу привозили гончарам глину. Иные мастера оставались работать в этих краях. А также любили они посещать и местные ярмарки. Именно на ярмарках они знакомились с живописными изделиями других мастеров России и других стран. Таким образом, и сформировался со временем так называемый гжельский крестьянский слой населения.

Примерно в 1800 в с. Володино, братья Куликовы обнаружили смесь беловой фаянсовой массы. В связи, с чем примерно в 1800-1804 гг.. здесь был открыт первый завод по производству фарфоровых изделий.
В 70 — 80 гг.. XVIII в. гжель становится российским центром изготовления высокохудожественной майолики.
Но помимо завода, существовало много и народных мастеров, которые с раннего утра до позднего вечера трудились в собственных мастерских, создавая истинные фарфоровые шедевры. Работа каждого мастера отличалась своеобразным гжельским почерком, накопленным опытом и знаниями, собственным кругозором и мировоззрением.

В середине XVIII в. гжельские фарфоровые изделия стали приобретать популярность практически во всех уголках России. А конец XVIII в. ознаменовался расцветом гжельской майолики; большую известность получили такие изделия местных мастеров, как кувшины, квасники, кумганы. Привлекает внимание и изготавливаемая в те времена гжельская и майоликовая посуда с изображением не только пейзажей природы, но и с изображением людей, а также юмористических жизненных сюжетов.

В течение столетий мастера-гжельцы создавали непревзойденные по красоте росписи и изразцы для украшения печей и каминов. Более 500 образцов росписей насчитывает богатая коллекция Эрмитажа.
В конце XVIII в. и в течение XIX в. получило бурное развитие и изготовление простого фаянса или так называемого полуфаянса.

А классическим цветом фаянса стал считаться синий цвет. Именно росписи синим цветом, пришли на смену контурным изображениям с полихромной краской. Оказывается, синяя краска прекрасно соединяется с глазурью в отличие от других видов краски, а при обжиге уменьшается степень выхода брака. Сияющий насыщенный цвет способен сохранить красоту и изыск росписи на долгие годы.

Первое Гжельское Товарищество было образовано в 1972 г. в процессе объединения 6 малых цехов.
Ассортимент керамических фарфоровых изделий весьма разнообразен: фарфоровая майоликовая посуда, фарфоровые игрушки, израцы и плитки, фарфоровые сосуды, фарфоровые статуэтки и т. д.

И пo сeй день, гжельские умельцы продолжают создавать превосходные художественные шедевры из фарфора. Используя опыт наших предков, и вкладывая собственный труд, мастера создают неподражаемые изделия фарфорового искусства, стирая временную грань столетий.

История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня

Истинным богатством народа является культура: ценности, которые можно назвать традициями, творчеством, народным искусством. Они всегда будут истоками современной культуры – колористика и дизайн, декоративное урбанистическое оформление и бытовое всегда черпают идеи из народного искусства. Русская гжель: история возникновения промысла, развитие ремесла, особенности об это вы узнаете из нашей статьи.

Как появилась гжель? Зарождение

Если отъехать 60 км от Москвы, вы окажетесь в Раменском районе. В его составе 27 деревень, объединенных в единый гжельский культурный район. Одна из деревень так и называется – Гжель. И предприятие, находящееся на той же территории, носит одноименное название. Благодаря предприятию гжельская роспись не просто сохранилась, она продолжает существовать и развиваться.

Деревни занимающиеся ремеслом Гжели

А началось все много столетий назад. Историю народного искусства, прославившегося на весь мир, принято отсчитывать с 1339 года. В письменных изданиях, датируемых этим годом, встретили исследователи первую информацию о гжели. Так же из духовной грамоты Ивана Калиты следует, что Гжель была прибыльной волостью, и владели ею высшие чины Отечества. Но ясно исследователем и то, что гжельские поселения существовали уже в 11 веке, и местные жители активно занимались ремеслами.

Получается, что истинный возраст промысла неизвестен. Но как минимум 700 лет гжельские мастера работают над созданием керамической посуды, статуэток, различных предметов интерьера. Вся работа ведется строго вручную, машинной росписи нет.
Гжель – история возникновения промысла (конспективно):

  • 11-13 века. В старинном подмосковном районе, который и назывался Гжель, местным жителям не удавалось добиться успехов в земледелии. Пахари трудились день и ночь, но земля так и не становилась поистине кормилицей. А все из-за того, что вместо чернозема здесь были залежи высококачественной белой глины. Нашли это богатое место аптекари, посуду из ценной белой глины они использовали в своих медицинских нуждах.
  • Начало 14 столетия. Умельцы, живущие в районе реки Гжелки, освоили гончарное ремесло. Речь не идет еще о бренде с мировой известностью, гжельском фарфоре, но изделия в конкурентной среде того времени были знамениты на всю округу.
  • Начало 18 века. Большая слава приходит к региональному промыслу. И хоть мелкие кустарные артели быстро превращаются в большие предприятия, развитие промысла не ведет к механизации росписи: изделия по-прежнему расписывают вручную.
  • 1972 год. Появляется Первое Гжельское Товарищество (в него вошли 6 малых цехов). Народный промысел продолжает развиваться и сегодня. Гжель не осталась в ранге самобытного творчества предков, она существует как отдельное направление росписи, узнаваемое и востребованное.

Развитие ремесла

Как именно происходило возникновение ремесла, точно неизвестно. Но вот история его развития обретает более ясные черты. Известно, что в 16 столетии мастера из Гжели привозили в Москву запасы посуды, в Яузскую же слободу гончарам привозили глину. Любили гжельские умельцы посещать местные ярмарки, там они знакомились с керамикой и гончарным искусством мастеров из других регионов страны.

Некоторые искусствоведы считают, что пик развития гжели и происхождение особого ее направления можно связать с 70-80-ыми годами 18 века. Тогда городок стал российским центром производства высокохудожественной майолики. Но особенность промысла в том, что не только завод продвигал декоративно-прикладное искусство, много народных умельцев оттачивали технику гжельской росписи в домашних мастерских.

Кувшины, квасники и кумганы местных мастеров активно раскупались. Посуду делали как с изображением пейзажей, так и с изображением людей. Любили гжельские умельцы делать посуду и с юмористическими сюжетами.

Поворотное событие в истории гжели случилось в 1800 году. Братьям Куликовым из села Володино удалось обнаружить смесь белой фаянсовой массы. И реакция на находку была скорой: уже через год-другой (точной даты нет) здесь открылся завод по производству изделий из фарфора. Классическим цветом фаянса начала считаться синий: он пришел на замену контурным изображениям с полихромной краской. А дело в элементарной практичности – синий цвет чаще стал появляться на изделиях мастеров, так как имел прекрасное соединение с глазурью.

Несмотря на впечатляющую популярность и востребованность, гжель как искусство могла исчезнуть. Если в конце 18 века над росписью трудились мастера 50 фабрик, то через столетие промысел оказался на грани исчезновения. Промышленный поворот привел к тому, что ручная формовка и роспись стали невостребованными. Предприятия ради экономической выгоды перешли на производство технического фарфора. Секреты техники гжели начали теряться.

И первая половина 20 века с разрухой, войнами, голодом, репрессиями никак не помогали восстановлению старинного ремесла. Для гжели история промысла могла так и закончиться, но в середине прошлого столетия случилось чудо.

Гжельская роспись сегодня

А иначе как чудом не назовешь тот факт, что в конце 40-х лет 20 века два подвижника, Н. Бессарабов и А. Салтыков, взяли за основу старые образцы и возродили приемы росписи, которые фактически считались утраченными. Те самые фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью, узнаваемые и ассоциирующиеся в мире со словом gzhel, отстояли у истории два человека.
А вслед за ними возрождать промысел бросилась плеяда выдающихся художников: Дунашова, Азарова, Окулова – имена, известные тем, кто работает в технике гжельской росписи.

Читайте также  Как отрегулировать клапана на скутере

Поклонников ментально близкой каждому русскому человеку росписи сегодня радует Гжельский фарфоровый завод. Посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники – это небольшая часть продукции, которую поставляет завод. Примечательно, что работают гжельские династии: старший в роду приобщал к росписи младшего, и так старинное русское творчество становилось для человека линией жизни.

Гжель, происхождение которой уходит в 11-13 век, по праву считается национальным достоянием России. Синее небо, белые церкви, золотые купола церквей (современная гжель часто использует золочение) – это понятный русскому человеку визуальный культурный код. А тонкому гжельскому «мазку с тенями» трудно подобрать аналог, мазок помог раскрыть тонкие градации синего цвета.

Следующие страницы истории русского промысла могут быть не менее яркими – ручное творчество возрастает в цене, а возвращение к истокам становится личной ценностью.

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Русский народ славится своим творчеством. Среди всего многообразия направлений и промыслов особое место занимает гжельская роспись. Рисунки на керамике в этом неподражаемом стиле снискали всемирную известность. В чем же секреты этого волшебного искусства?

Что такое роспись гжель?

Восточнее Москвы, на берегах реки Гжелки, расположилось село с похожим названием. Выясняя, почему роспись называется гжель, заметим что само слово произошло от глагола «жечь». Изначально изделия называли термином «жгель». Гжель показалось кому-то более благозвучным, и буквы в названии переставили. Эти рисунки по керамике невозможно ни с чем спутать. Все оттенки синего и голубого цветов на белом фоне создают неповторимый орнамент. Техника росписи по фарфору примечательна цветочными и растительными мотивами, а также сценами из сельской жизни.

История гжельской росписи

Живопись «гжельская роспись» по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества. Земли в окрестностях богаты залежами белой глины. На них плохо было выращивать хлеб, зато они давали хорошее сырье для производства керамики. Доказанный исторический факт говорит о том, что поселившиеся тут люди начали ремесленниками еще в 11 веке.

Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в 17 веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу. Тогда это были в основном изделия для аптекарского дела и разного рода мелкие поделки. Постепенно мастера освоили выпуск кухонной посуды. В 19 веке было налажено производство полуфаянса, а к концу столетия народный промысел гжель стал изготавливать фарфор и тонкий фаянс.

Гжель особенности росписи

Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Характеристики присущие орнаментальной росписи гжель:

  • исключительно ручная работа;
  • неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);
  • узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов;
  • цветовые переходы отличаются резкостью;
  • выдерживание строгой последовательности оттенков;
  • предмет и его декор составляют цельную композицию;
  • элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.

Чем выполняется роспись гжели

Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.

Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.

Роспись гжель основные цвета

Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:

  • фоновый цвет фарфора – белый;
  • разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
  • темный кобальтовый;
  • белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
  • золотой или платиновый декор.

Приемы росписи гжели

Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:

  • направлений наносимых линий;
  • положения кисти при рисовании;
  • длины ворса применяемого инструмента.

Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:

  1. Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
  2. Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
  3. Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».

Элементы гжельской росписи

Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:

    1. Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.

    1. Животные в основном представлены пернатыми.

    1. Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»

    1. Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.

Гжель техника росписи

Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:

  • плотность и ширина наносимого кистью мазка;
  • направление движения ворса;
  • толщина краски на инструменте художника.

Основные стадии освоения техники:

  1. Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
  2. Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
  3. Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
  4. Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:

  • лист бумаги формата А4;
  • краска гуашь;
  • кисти номерами 1,2,3,6,8;
  • шпатель, палитра;
  • вода.

В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:

  1. На палитре шпателем размешать краску.
  2. Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
  3. Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
  4. Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
  5. Волнообразными движениями формируют хвост.
  6. №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
  7. Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
  8. Эскиз переносят с бумаги на предмет.

Роспись гжель изделия

Разнообразие майолики этого промысла поражает, но традиционным стилем остается бело-голубой рисунок. «Синью России» называют в народе творения мастеров гжели. Продукция представлена несколькими направлениями:

    • лубочная (например, роспись матрешки гжель);

    • цветная надглазурная (самый старинный вид);

    • глухой кобальт (на темном фоне белая с золотым роспись);

    • фарфор костяного и белого цвета (разнообразная посуда в голубых тонах с глянцевым блеском и сверкающей позолотой).

Искусство росписи посуды: гжель

Не бывает народа, у которого нет своего исторического наследия. Оно складывается из традиций, религии, памятников старины, осознания принадлежности к родине, а также народные промыслы. Одним из таких ремесел и памятником старины, является Гжель. Это и название старинного села, сейчас известного во многих странах мира, и роспись на керамических изделиях, и фарфоровый завод, и целый район, объединяющий 27 деревень, формирующий знаменитый «Гжельский куст».

История искусства гжели

Деревня Гжель – место, со времен Ивана Калиты славившееся хорошей глиной, пригодной для гончарного ремесла. Царь Алексей Тишайший повелел Приказом прислать 15 возов глины, которая использовалась как материал для изготовления новых аптекарских и алхимических сосудов. Скоро целая волость была приписана к Аптекарскому Приказу. Крестьяне изучали гончарное ремесло. Стал зарождаться гжельский промысел, искусные мастера сразу освобождались от рабства.

Читайте также  Как посолить минтай

До начала восемнадцатого века в Гжели уже существовало 25 фабрик, выпускающих из красной глины кувшины, кружки, квасники и другую посуду; кирпичи, керамический изразец, простые детские игрушки.

Гжельская майолика

Восемнадцатый век – возникновение гжельской майолики достигло своего расцвета. Мастерство художников принесло успехи в росписи по необожженному черепку, покрытому белой эмалью. Форма изготовленных сосудов была необычна – они делались по образцу древних старинных фляг. Сам расписной кувшин, ваза фруктовница или другой сосуд, делался на подносе из львиных лап. Верхняя часть сосуда дополнялась изогнутыми носиками и ручками, там же могла быть птица, фигурка человека, рыбка, звери в смешных позах. Народные умельцы цветной краской выводили затейливые травы, цветок или листья.

Гжельский полуфаянс

Когда была найдена серая глина, возникло производство полуфаянса. Он имел толстый, но уже белый черепок, издавал глухой звук. Мастера расписывали изделие после первого обжига, что облегчало и ускоряло работу. Во времена Петра Первого пришла мода на голландский орнамент бело-голубого цвета. Появился китайский фарфор тех же оттенков, который стали использовать как образец. Только изделие стали расписывать синей краской. Скоро уникальный узор на белом фоне, стал визитной карточкой гжельской прикладной расписной техники. Черный кобальт лучше всех соединялся с глазурью и давал сияние. Стали появляться элементы очеловечивания. Например, чайник оформлялся как человеческий облик, носик-вылив – в форме носа, прорисовывались глаза, надувшиеся щеки.

Гжельский фаянс

В тридцатых годах девятнадцатого века, между Россией и Англией были непростые отношения. Тогда же было введено ограничение на ввоз Стаффордширской фаянсовой посуды. Это имело большое значение, благодаря чему расцветает фарфоровый гжельский завод – на более чем 30-ти фабриках выпускалась гжель — посуда, тонкий фаянс.

Простой крестьянин Киселев, работавший на фабрике Тереховых, за десять лет освоил принципиально новую технику росписи тонкого фаянса. Затем он отделился, стал со своими учениками создавать настоящие произведения. Мастера освоили искусство кистевой росписи, методику переводной печати, цветные рельефы, научились покрывать изделие солями металлов, дающим золотой, серебряный цвет, перламутровый блеск.

Гжельский фарфор

Первые попытки изготовить фарфор, были еще в восемнадцатом веке. Тогда цена фарфора приравнивалась к золоту. В России его выпускал Императорский завод, и гжельские мастера стремились овладеть этим искусством.

Вскоре был найден состав белой фаянсовой массы. Тогда же был построен первый фарфоровый завод, на котором его основатель – Куличков, научился создавать настоящий фарфор. С тех пор керамика Гжели постоянно становилась лучше.

На творчество влияли мода, западные традиции. В советские времена – это были портреты героев войны и труда. Мастера создавали свою, неповторимую прикладную технологию, следуя традициям русского народа.

В советское время Гжель фарфоровый завод — был сосредоточением значительной части всех выпускаемых фарфоро-фаянсовых изделий СССР.

Характерные черты росписи

Поверхность изделия полностью глазурована;

  • Уникальная цветовая гамма – красивые синие тона на белом теле;
  • Сложные геометрические формы и растительные орнаменты;
  • Полностью ручная роспись.

Наносить вручную гжель-узоры – это очень тонкая и изящная работа. Главное, в ней так распределить цвета и оттенки, чтобы получилась гармоничная композиция. В ее центре – сюжет, от которого отходят элемент орнамента или сюжетные линии.

Подобная филигранная работа создается творцами, настоящими профессионалами своего дела. Их и готовят в специальном художественном колледже.

Элементы и узоры гжельской росписи

Все элементы гжели наносятся плавно, им присуща округлость, мягкость цвета.

  • Плавный переход от светлого центра, к темным, насыщенным тонам краев рисунка;
  • Темный центр, постепенно светлеющий, к краям изображения становится светлым, почти белым.

Любой узор на фарфоре всегда имеет свой, уникальный декоративный стиль. На изделии могут возникать город или сельский пейзаж, бытовые сценки, элементы иконописи, изображение природы, или сказочные герои. Российские народные промыслы имеют строгие законы, и спутать их невозможно ни с чем.

Цвета гжельской росписи

Традиционный узор — ярко-синий кобальт на белом теле, изделия получают с помощью специального состава. Его особенность- расписанный предмет погружают в белую глазурь, затем обжигают. После обжига эмаль становится прозрачной. Получается изысканный орнамент нежно-синего цвета. Само изделие приобретает твердость, оригинальный глянцевый блеск. Иногда глазурь декорируют золотом или платиной, затем опять обжигают.

Выделяют три дополнительные техники

На майолике – надглазурная роспись разных цветов. Дополняется золотом, кобальтовым декором, платиной. Расписывают чайные сервизы, наборы столовой посуды, сувениры, другие изделия. Пример – городецкая роспись.

Роспись наоборот — фон — кобальтовая синь, а роспись – надглазурная белая эмаль. На ярко-синем фоне белоснежные растения, животное или пейзаж.

Костяной фарфор цвета совсем без узоров, иногда золотая или платиновая надпись, небольшие изображения. Допускаются оттенки — синяя или цветная эмаль.

Техника теневых мазков

Настоящий фарфор в гжели расписывается всегда вручную, художники быстро делают ровные отпечатки, которые вначале все имеют один основной тон. После обжига вид готового изделия наполняют более двадцати оттенков и полутонов.

Мазок с тенями создается кистью, на одну сторону которой набирается краска. При выполнении приема кисть совершает круговое движение. Начало рисунка – будет появляться густой насыщенный цвет, он постепенно будет выглядеть светлее, а кончик получается тонкий, нежно-голубого оттенка.

Тематика рисунка

Темы рисунка можно условно поделить:

  • Животные — чаще петушок, птицы;
  • Растения – травы, дерево, ветви, злаковые, бутоны или ягоды;
  • Орнаменты – традиционные сеточки, усики, бусинки, жемчужины, шашечки;
  • Сюжетная композиция – самая разнообразная.

Способ изготовления посуды промысла гжель

Весь процесс можно разделить на пять этапов.

Создается заготовка – делается форма специальными щипцами на гончарном круге. В форму заливают фарфоровую массу. Там она застывает. Каждый элемент посуды (ручки для кувшинчика или конфетницы, узоры для подсвечника или масленки) выливают в разных формах.

Подготовка и первый обжиг – предмет вручную шлифуется для ровного наложения рисунка, затем обжиг, где посуда находится 8 часов.

Контроль и первая выбраковка – изделие погружается в фуксин, оно окрашивается в красный цвет, выявляет все недостатки или трещины. Если брак невозможно исправить, то его отправляют на переплавку.

Роспись – каждый мастер имеет свою, уникальную технику и в конце делает подпись работы. Затем вручную окунает готовую посуду в парафиновую ванну, откуда потом в глазурь.

Второй обжиг – После окунания в теплой глазури, посуду обжигают в течение 18 часов.

После всех этапов –современная посуда принимает свой законченный вид.

Мастера гжели

Коллекционеры всего мира хорошо знают технику, работы, фамилии и биографии выдающихся старых и современных мастеров фарфора Гжели. Самые известные – Розанов, Царегородцева, Окулова. Музеи стремятся выставить работы Азаровой, Денисова. В музеях Санкт-Петербурга и Москвы представлены изделия Бессарабовой. Бесчисленные произведения рассредоточены в частных коллекциях. Каждый мастер имеет свое уникальное клеймо.

Изделия

В сувенирных, посудных отделах или интернет-магазинах, можно выбрать продукцию на самый взыскательный вкус. На сайтах производителей найдется любая информация о товаре, можно посмотреть биографию мастеров и описание предмета.

Подсвечник – «Жар», икорница «Жар-птица», тарелка гжель, фарфор – «Люкс», «Классик», блинницы.

Посуда из гжели отличается не только орнаментом, но и огромным выбором форм: чайные пары, различные сервизы, кофейные наборы, заварочные чайники с чашкой и расписной ложкой, цветочные вазы, разделочные доски, сахарницы, розетки разных форм и размеров, блюда и блюдца, самовары.

Сувениры в виде шкатулок, фигурок животных, подносов, сказочных героев; пасхальные яйца, матрешки, колокольчики, листок календаря, пивная кружка.

Как отличить от подделок

Часто за фарфор Гжели выдают изделия из фаянса. Настоящий фарфор – легкий, тонкий, просвечивает на свет, сохраняет тепло, издает звон при легком ударе.

Желтоватый оттенок, трещинки, залитое глазурью донышко – признаки фаянса. У фарфора обязательно имеется опорный ободок.

Настоящая гжель – работа профессионалов, роспись должна быть очень аккуратной, точной, все детали тщательно прорисованными. Если мелкие детали полностью одинаковы – то это признак штамповки.

Оригинальное изделие не может иметь слишком узкий носик, неудобную ручку. Оно отличается соразмерностью и гармоничными формами.

На донышке оригинала обязательно будет маркировка, клеймо ГФЗ, инициалы автора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: