Как озаглавить текст

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Конспект по предмету

«Русский язык» для «1» класса

Урок № 45 «Тема и главная мысль текста. Заглавие.»

На уроке Вы узнаете:

  1. Какие бывают признаки текста.
  2. Как определять тему текста.
  3. Как определять главную мысль текста.
  4. Как озаглавить текст.

Основные термины и понятия:

1.Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой.

2. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.

3. Главная мысль текста – то главное, что хотел сказать автор.

4. Заголовок – название текста.

5. Озаглавливать текст – давать название тексту.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. — с. 10.

Часть 1. Признаки текста.

Давайте сначала повторим, как отличить текст от группы предложений. У текста есть свои признаки.

1.Текст состоит из предложений.

2. Предложения в тексте связаны между собой.

3. Текст можно озаглавить.

Посмотрите на эти группы предложений. Как вы думаете, какой вариант является текстом?

1. У нас на даче растут высокие яблони. Собака – лучший друг человека. Я люблю свою семью. Бабушка всегда печёт вкусные пирожки.

2. Вот и лето наступило. У детей начались каникулы. Саша и Паша катаются на велосипеде в парке, а девочки плетут друг другу косички около фонтана. Хорошо летом.

Правильно! Вариант два, потому что эти предложения связаны между собой по смыслу. Из первого предложения мы поняли, что уже наступило. Из второго, что сейчас летние каникулы. Из третьего мы узнали о том, что делают дети. Четвертое предложение говорит нам о том, что автор считает: хорошо летом. Это текст.

Предложения должны быть логично связаны между собой по смыслу. Если этого нет, то текст не получится.

Посмотрим на предложения.

Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного. Недавно она подарила мне книгу о животных. Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги.

Текст получается несвязным, нужно правильно расставить предложения.

Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги. Недавно она подарила мне книгу о животных. Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного.

Теперь это хороший, красивый текст.

Часть 2. Тема и главная мысль текста.

В тексте можно определять тему и главная мысль текста.

Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. Например, В тексте:

Утята очень быстро растут. Их не надо учить есть из миски. Не надо учить плавать. Они самостоятельные.

О ком говорится в тексте? Об утятах. Утята – тема текста. Все предложения в тексте связаны одной темой.

Посмотрите на этот текст. Все ли предложения в нём соответствуют теме?

Осенью часто идут дожди. На улице становится холодно. Природа засыпает.

В тексте рассказывается об осени. Осень – тема текста. Правильный ответ: да, все предложения связаны одной темой.

Молодец! Теперь вы знаете, что такое тема текста.

Главная мысль текста.

У каждого текста есть автор, который написал этот текст. Автор, обращаясь к читателям, хочет донести нужную информацию.

Главная мысль – то главное, что хочет сказать автор читателям.

Попробуем определить главную мысль текста.

Букварь – помощник первоклассников. Он помогает выучить все буквы. Ребята читают букварь и узнают много нового, интересного. После букваря, дети хорошо читают другие книги.

Тема текста – букварь.

Основная мысль текста – «Букварь — нужная и интересная книга для первоклассника.»

Иногда основная мысль заключена в одном предложении. Прочитаем текст и определим тему и основную мысль текста

Ранней весной природа начинает просыпаться ото сна. Тает снег. На ветках деревьев появляются первые почки. Всё чаще слышны песни птиц.

Главная мысль заключена в первом предложении. Остальные предложения развивают главную мысль. То есть объясняют, как просыпается весна.

Теперь ты знаешь, как определить тему теста и главную мысль!

Часть 3. Заголовок.

Что такое заголовок и как озаглавливать текст?

Заголовок – название текста.

Озаглавливать текст – это значит дать ему название.

Заголовок может отражать тему или главную мысль текста.

У Серёжи есть пёс Рэкс. Они всегда весело проводят время. Когда Серёжа уходит в школу, Рекс ждёт его дома и очень скучает. Рекс – настоящий друг.

Тема – мальчик и его собака.

Главная мысль – «Рекс – настоящий друг.»

Текст можно озаглавить двумя способами.

«Серёжа и Рекс.» — что отражает тему текста.

Или « Рекс – настоящий друг» — что отражает главную мысль текста. Какой заголовок тебе нравится больше?

Упражнение 1.Выберите тему текста.

Ромашки растут в поле. Они похожи на солнышко. У них желтые серединки и белые лепестки. Растут ромашки на тоненьких стебельках.

В) Цветы растут в поле.

Г) Жёлтые серединки.

Упражнение 2. Выберите главную мысль текста.

После школы Наташа весело бежит домой. Сегодня она будет помогать маме. Они вместе будут готовить борщ. Наташа всегда помогает маме, потому что мама устает на работе.

А) Нужно помогать маме.

Б) Наташа с мамой будут готовить борщ.

В) Наташа бежит домой.

Упражнение 3. Выберите заголовок:

В зоопарке живут разные животные. Там обитают трусливые кролики и смелые львы. Можно увидеть, как мартышки прыгают по деревьям, и как лежат в снегу белые медведи. Как же интересно в зоопарке!

Упражнение 4. Допишите предложения.

1. Текст – это ________________________________ _____________________

2. Тема текста – это_________________________________________________

3. Главная мысль текста- это__________________________________________

4. Заголовок – это_____________________________________________________

5. Озаглавливать текст – это______________________________________________

Что такое озаглавить текст?

1 ответ

Озаглавить текст ‒ значит, придумать ему название, заглавие.

Чтобы выбрать заглавие или название текста, нужно прочитать текст и определить его тему и идею. Из прочитанного нужно выбрать самое главное слово, предложение, которое максимально отражает суть текста, или самостоятельно придумать емкое заглавие, которое отразит суть повествования.

Оценка: 4 ( 27 голосов)

  • 1. Озаглавь текст — это что значит?
  • 2. Озаглавь текст
  • 3. Как составить назывной план текста?
  • 4. План текста: как составить, что такое?
  • 5. Название всех глав Дубровский (заглавия придумать)
  • 6. Как составить план рассказа, 2 класс литературное чтение
  • 7. Озаглавить главы Дубровского (9-10 класс)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Кира Венжега 536
  2. 2. Аврора Геровская 518
  3. 3. Кот Паранойи 223
  4. 4. Надя Боровая 150
  5. 5. Alina 143
  6. 6. Виктория Мирославская 143
  7. 7. Есения Журина 139
  8. 8. David Eritsyan 128
  9. 9. 127
  10. 10. Игорь Проскуренко 120
  1. 1. Игорь Проскуренко 25,551
  2. 2. Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. AC DC 15,393
  10. 10. Liza 15,165

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Текст. Заголовок текста

Чтобы понять, что такое текст, рассмотрим две группы предложений и определим, в каком наборе предложения связаны по смыслу:

1. На день рождения мне подарили щенка. Оля мечтает стать учительницей. Наступила золотая осень.

2. Маша живет в селе Луговом. Она учится во втором классе. Летом девочка часто ходит на ферму. Там работает ее мама.

В первой группе предложения не связаны по смыслу, а во второй все предложения связаны по смыслу: в первом предложении говорится о Маше, которая живет в селе, во втором – что Маша учится во втором классе, из третьего предложения мы узнали, куда Маша ходит летом, а из четвертого – где работает мама Маши. Можно сделать вывод, что вторая группа предложений – это пример текста.

Текст – это два или несколько предложения, связанных по смыслу.

Теперь узнаем, могут ли предложения в тексте располагаться беспорядочно, и проверим это. Прочитайте предложения. Подумайте, можно ли их назвать текстом. Если нет, то восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст:

1. И все цыплята залезли к ней под крыло.

2. Во дворе ходила курочка с цыплятами.

3. Вдруг пошел сильный дождь.

4. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила.

Во дворе ходила курочка с цыплятами. Вдруг пошел сильный дождь. Курочка скорей на землю села, все перышки растопырила. И все цыплята залезли к ней под крыло.

Если в тексте предложения связаны по смыслу и стоят в определенном порядке, то такой текст называется связанным. Если нарушается этот порядок, то и нарушается связь между предложениями, текст распадается. Узнаем, как же связываются предложения в тексте.

На лесной поляне мы заметили медведя. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ягодами малины. Могучий великан наелся и отправился дальше.

Обратим внимание, что первое и второе предложения связаны с помощью слов «лесной житель». Второе и третье – с помощью местоимения «он». Четвертое с третьим – с помощью слов «могучий великан» (так автор назвал медведя).

Предложения в тексте могут быть связаны с помощью синонимов или местоимений, чтобы избежать повторов.

Читайте также  Как отдыхаем в 2021 в праздники: утвержденный календарь

В любом тексте можно определить его тему и основную мысль.

Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте.

Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор в своем тексте. Более подробно об этом вы узнаете на следующих уроках.

Рассмотрим, что такое заголовок текста и как озаглавить текст.

Озаглавить текст – значит дать ему название. Заголовок может отражать тему или основную мысль текста.

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста.

Была у Бори собака Шарик. Идет мальчик в школу, а собака за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждет. Шарик – настоящий друг.

Тема: мальчик и собака

Основная мысль: собака – настоящий друг.

Озаглавить текст можно так: «Боря и Шарик» (этот заголовок отражает тему текста), «Настоящий друг» (этот заголовок отражает главную мысль текста).

В каждом тексте можно выделить опорные слова. Узнаем, что это такое.

Прочитайте текст. Определите, без каких слов не было бы текста.

Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам стояли крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат.

Слова весна, морозы, норка, мать, зайчиха, накормит – это опорные слова.

Опорные слова связывают предложения в тексте в единое целое.

Составим текст, используя только опорные слова:

весна, дети, лодочка, бумага, сделали, ручей, пустили, поплыла, бежали, смеялись.

Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку. Ребята пустили ее в ручей. Лодочка быстро поплыла. Они бежали за ней и смеялись.

Чтобы передать основную мысль текста, его разбивают на смысловые части – абзацы. Каждый абзац – это новая мысль автора. Абзац пишется с красной строки.

Прочитаем текст и определим его части, выразим основную мысль каждого абзаца.

На льдине

Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

Рассмотрим первый абзац. В этой части рассказывается о том, как рыбаки отправились на рыбалку:

Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

Основная мысль второго абзаца – начался шторм, и рыбаки оказались на льдине в открытом море:

Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

Основная мысль третьего абзаца – помощь пришла:

Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

Озаглавим каждый абзац:

Таким образом, у нас получился план текста.

Памятка по работе с текстом

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему текста.

3. Определите главную мысль текста.

4. Озаглавьте текст.

5. Разбейте текст на части.

6. Озаглавьте каждую часть.

7. Составьте план текста.

8. Определите опорные слова.

9. Перескажите текст.

10. Запишите текст по памяти.

С помощью этой памятки вы сможете подготовиться к пересказу текста или изложению.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Конспект урока по русскому языку «Учимся озаглавливать текст»

Анастасия Шмакова
Конспект урока по русскому языку «Учимся озаглавливать текст»

Тема: Учимся озаглавливать текст.

Цель: Научить детей озаглавливать текст.

— Учить выделять главную мысль в тексте;

— развивать словарный запас у детей, наблюдательность, умение отвечать на поставленные вопросы.

— воспитывать уважительное отношение к русскому слову.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование: УМК «Начальная школа 21 века»; Русский язык 2 класс, 1 часть. Иванов С. В., Евдокимова А. О, ИКТ.,

1.ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2.добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

3.перерабатывать полученную информацию: сравнивать и анализировать информацию.

4. делать выводы на основе обобщения умозаключений.

5. преобразовывать информацию из одной формы в другую

1. составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;

2. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

3. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

1.доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2.доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

сохранять мотивацию к учёбе;

положительное отношение к школе.

Ход урока

Этап урока Ход урока Время Деятельность учащихся Формируемые УУД

I.Организация класса. –Здравствуйте, ребята!

–Меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня урок русского языка

– Нас не будет ждать звонок

Начинать пора урок

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь 1 Самоорганизуются Л

II. Минутка чистописания

-А сейчас проведем минутку чистописания.

Я тетрадь свою открою,

Я, друзья,от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

— Запишите число, классная работа.

— Пропишите: Гг, Сс, Чч

-Обратите внимание на слайд перед вами слова, в которых пропущены буквы.

-Какая буква пропущена в первом слове? Во втором, в третьем?

-Что мы сейчас записали?

-А что можно составить из слов?

-Давайте с одним из слов составим предложение.

-Чем отличается предложение от слов?

-Я вам предлагаю схему, только она не закончена. Постарайтесь догадаться, что пропущено. Что мы получаем из предложений?

III. Актуализация знаний Прогнозирование темы и цели урока. Слово – предложение – …. слайд

– Как вы думаете, что такое текст? Где его можно встретить?

-Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?

-Что же такое текст? Чем текст отличается от предложений?

– Закончите следующие предложения.

• В каждом тексте о чём-то или о ком-то говорится. Это … (тема текста).

• Тема может быть отражена …. (в заголовке текста).

Озаглавить текст-это значит в одной фразе (слове) донести главную мысль автора или ключевой смысл самого текста.

10 Прогнозируют тему урока

Отвечают на вопросы учителя Л

IV. Открытие новых знаний.

1) Прочитайте предложения.

-Можно ли назвать эти предложения текстом?

— Выбери только те предложения из которых можно составить текст.

Над лесом встаёт солнышко. На столе стоит чайник. Под его лучами синей лентой блестит река. Едет машина. На её берегах уже сидят рыбаки. Кот пьёт молоко. Они наловили много рыбы. На улице холодно и сыро. Хороша будет уха!

-А эти предложения можно назвать текстом?

-Почему теперь можно назвать это текстом?

-Мы с вами вспомнили, что такое текст. Наша задача научиться его озаглавливать.

Озаглавить текст-это значит в одной фразе (слове) донести главную мысль автора или ключевой смысл самого текста.

-Какую картину вы представили?

-Так значит какая основная мысль этого текста?

-На странице 23 обратите внимание на упражнение номер 1.

-Подберите 2-3 заголовка к тексту и запиши их в тетрадь.

-Что нам нужно сделать, что мы мы смогли его озаглавить?

-Какие заголовки у вас получилось?

2) Из слов каждой строчки составьте предложение. Озаглавьте его.

за, Вася, ухаживать, летом, помогал, дедушке, цветами;

пора, идти, наступила, в, школу;

срезал, огромный, утром, дед, осенних, букет, цветов;

принёс, класс, в, этот, Вася, букет, поставил, цветы, стол,

как, цветы, красивы, эти, осенние.

-Давайте вместе составим первое предложение.

(Вася летом помогал дедушке ухаживать за цветами)

-Остальные составьте самостоятельно

-Озаглавьте полученный текст и запишите название в тетрадь.

3) Прочитайте стихотворение и определите его главную мысль. Выберите к этому текстузаголовок и выпишите: «Ежонок», «Дружная семья», «Колючий ребёнок».

У ежей подрос ежонок –

Но боятся мама с папой

Малыша погладить лапой.

Раз, два, три, четыре, пять,

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Читайте также  Как нарисовать скворца

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей 2 Делают физминутку.

VI. Закрепление раннее изученного. На стр 24 обратите внимание на упражнение 2.

-Прочитайте заголовки. Подумайте, о чем может говориться в тексте с такими заголовками.

-Какие тексты о зиме можно назвать любым из заголовков?

-Какой заголовок подходит только к одной зимней истории?

-Объясните ответы. Работают по учебнику

Дети выполняют упражнения.

– Что такое текст?

– Что такое главная мысль текста?

-Выставление оценок. 5 Подводят итоги

Оценивают свою деятельность на уроке

VIII. Домашнее задание. -Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Учимся озаглавливать текст

Просмотр содержимого документа
«Учимся озаглавливать текст»

МБОУ «Гапкинская СОШ»

Русский язык

Урок на тему: «Учимся озаглавливать текст»

учитель начальных классов

Костромина И.Н.

2019-2020 уч.г.

Тема: учимся озаглавливать текст.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Цель: отработка умения подбирать заголовок к тексту; развитие умения по заглавию определять основное содержание текста.

Задачи урока: отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту; учить определять по заголовку основное содержание текста.

Планируемые результаты:

Предметные. Умение читать и понимать текст, озаглавливать. Умение выделять существенное из текста для определения заголовка.

Личностные. Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.

Метапредметные. Умение задавать вопросы. Умение принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей.

Отдых наш кончается,

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

— Сегодня у нас необычный урок: у нас в гостях ваши родители.

— Поприветствуйте, пожалуйста, мам и пап.

Актуализация знаний.

— Запишите в тетради дату.

1) Словарный диктант.

— Приготовьтесь писать словарный диктант. Диктант не совсем обычный: я буду читать вам лексическое значение слова, а вы должны записать слово-ответ. (1 человек работает за доской)

Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении (ветер).

Мужчина по отношению к своим детям (отец).

Крупное молочное домашнее животное (корова).

Огородное растение, растущее обычно кочаном (капуста).

Лесная птица с длинным, сильным клювом, позволяющим долбить кору и древесину и добывать пищу из щелей и трещин.

2) Звуко-буквенный анализ.

— На следующей строке выпишите следующие буквы:

Ветер. Выпишите букву, обозначающую мягкий согласный звук во втором слоге.

Отец. Выпишите букву, обозначающую ударный гласный.

Корова. Выпишите букву, обозначающую глухой согласный звук.

Капуста. Выпишите букву, являющуюся парой по звонкости-глухости букве з.

Дятел. Выпишите букву, находящуюся между двумя гласными буквами.

— Проверка: если вы всё сделали правильно, из выписанных букв у вас должно получиться слово. Какое?

3) На доске слова: текст, смысл, предложение.

— Какая связь между этими словами? ( Текст – это предложения, связанные по смыслу).

III. Постановка проблемы.

— Какого слова не хватает в этом наборе?

— Что помогает нам понять смысл текста, не читая его? (заголовок)

IV. Решение проблемы.

1) Работа с учебником.

а) С.23 упр. 1 (фронтально, устно).

— Послушайте текст. ( Текст читает учитель).

— На одном из уроков мы с вами познакомились с текстами о зиме.

— Вспомните, какие заголовки мы называли.

— Запишем их на доске. ( Портниха зима. Снежное покрывало. Красавицы сестрички.)

— Подходят ли записанные на доске заголовки к данному тексту? Почему? (В случае затруднения. Обратите внимание, что заголовок всегда передаёт основную мысль автора.

— Давайте подумаем. С помощью текста человек (автор) передаёт какую-то важную информацию. Этот текст адресован вам, ученикам. Значит, автор хочет, чтобы вы узнали что-то новое. Увидели то, что увидел он, испытали какие-то чувства. Как вы думаете, для чего автор написал именно этот текст, какой была его задача? Что вы почувствовали, узнали?

— Какие заголовки вы можете предложить для этого текста? (записать на доске).

— Объясните, почему вы именно так хотите назвать этот текст.

— Самостоятельная запись заголовков в тетрадь.

б) с.24 упр.2 (работа в парах)

— Прочитайте задание. Выполните задания в парах.

— Вывод. Одни заголовки могут подходить ко многим текстам, а другие – только к конкретному тексту, точно указывая, о чём пойдёт в нём речь.

— Зимние тайны. Подарки матушки-зимы. – любые тексты о зиме.

Снежный городок. В тексте с таким названием обязательно должно говориться о снежном городке.

V. Первичное закрепление.

1) Работа с деформированным текстом.

— Рассмотрите запись на доске.

Андрюша быстро подбежал к девочке. Он отогнал собаку. Катюша испугалась и закричала. Вдруг выбежала собака. Катя шла из садика домой.

— Можно ли это назвать текстом. Почему?

— Из данных предложений составь текст.

— Послушаем, какие тексты у вас получились.

— Запиши текст, выбрав наиболее точный заголовок из предложенных.

— Проверка. Какой заголовок вы выбрали? Почему?

VI. Итог урока.

Мы с вами узнали.

Мы с вами научились.

Нам было интересно.

Мне было трудно.

VII. Рефлексия (шкала) приклеить магнитики: у меня всё получилось, материал вызвал затруднения, я не смог справиться с трудностями.

Открытый урок по русскому языку по теме «Текст и признаки текста»

Тема: Текст и предложение.

    формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся;
  • развивать речь, словесно-логическое, наглядно-образное мышления;
  • воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению друг другу и аккуратность в работе.
  • Строки из стих. А.С.Пушкина на плакате.
  • Магнитофон. Музыка П.И.Чайковского.
  • Иллюстрация-цветок “Яркие признаки текста”.
  • Алфавит с нумерацией букв.
  • Раздаточный материал (тесты).
  • Толковые словари В.И.Даля С.И.Ожегов.
  • Набор слов “Логическая цепочка”.
  • Тренинг для глаз.
  • Выставка книг о почте.
  • I. Вхождение в тему урока.

    У. – Начнем урок с пожелания добра друг другу. Вспомним наше приветствие “Я желаю тебе сегодня добра”.

    Я желаю тебе сегодня добра,
    Ты желаешь мне сегодня добра
    Мы желаем друг другу сегодня добра
    Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

    (Дети приветствуют друг друга соприкасаясь пальцами, ладонями).

    У. – Закройте, дети глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.

    (Звучит музыка П.И. Чайковского)

    У. – Откройте глазки. Послушайте стихотворение А. С. Пушкина. (На доске портрет поэта).

    О, сколько нам открытий чудных
    Готовит просвещенья дух,
    И опыт – сын ошибок трудных,
    И гений – парадоксов друг.

    У. – Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?

    Д. – Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия.

    Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое.

    Я думаю, что мы будем исследовать предложения и т.д..

    У. – Да вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.

    — Будьте, пожалуйста, друг другу доброжелательными, терпеливыми, не забудьте взять теплую, светлую улыбку. Итак, в путь!

    Девиз урока. Ученье — свет, а неученье — тьма

    У. – Исследуйте это предложение и объясните орфограммы.

    Д. – (Чу –пиши с буквой у. Ши – пиши с гласной и. Разделительный ь знак пишется после согласных, перед гласными е, е, ю, я. Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы.)

    Читайте также  Как определить сдельную расценку

    II. Словарная работа.

    У. – Значение каких слов вам не понятны?

    Просвещенья, парадоксов, гений – на карточках.

    У. – Обратимся к “Толковому словарю” В.И.Даля. и разберем значения этих слов.

    Просвещенья — распространения знаний, образование.

    Парадокс странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, а также мнение противоречащее здравому смыслу.

    Гений человек, обладающий высшей степенью одаренности.

    Д. – Теперь я понял, что нас могут ждать и неожиданности и чудеса на уроке.

    У. – Да, не только открытия, но и чудеса. Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудесный.

    (Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски ).

    Чудный, чудо, чудак, чудить.

    У. – Что такое синонимы? ( Слова близкие по значению слова)

    — Что такое антонимы? ( Противоположные по значению слова)

    — Подберите антонимы к слову красивый.

    У. –Передайте нарастание качества – красоты.

    У. – Опишите своего друга (подругу), используя слова синонимы.

    У. – Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (учитель дает набор слов: предложение, слоги, звуки, слова ).

    Д. – Звуки, слоги, слова, предложения…

    У. – В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами ( 20, 6, 12, 9, 20). Вспомните алфавит, чтобы выполнить правильно задание.

    У. – Почему слово текст выделено красным цветом?

    Д. – Я думаю – это наша тема урока.

    III. Раскрытие темы урока.

    1. Главный вопрос урока.

    У. – Прочитайте главный вопрос урока.( Текст – что это такое).

    У. – На этот вопрос мы постараемся ответить вместе.

    — Как вы думаете, можно ли назвать текстом стих А.С. Пушкина.

    Д. – Да. Я тоже думаю, что это стих. можно назвать текстом.

    У. – Стихотворение на конкретную тему.

    У. – Приведите доказательства. Можно выделить основную мысль( О просвещенье, опыте, гении).

    2. Работа со схемой – рисунком. “ Яркие признаки текста”. Этот цветок расскажет о признаках текста.

    (Учитель срывает разноцветные лепестки и получается схема – рисунок).

    — Что такое основная мысль?

    Основная мысль – самое важное, главное о чем говорится в тексте.

    а) Восстановление последовательности абзацев, подбор заголовков.

    Упр.1 стр.60. – Прочитайте текст.

    У. – Можно ли назвать это текстом? Докажите.

    Д. – Нет. Нельзя понять основную мысль.

    Д. – Перепутана последовательность абзацев.

    У. – Значит, текст имеет абзацы и каждый абзац пишется с красной строчки.

    Текст “Красная строка”.

    Почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не белой или синей.

    А вот почему. Раньше книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с тушью двух цветов – черной и красной. Весь текст писец переписывал черной тушью, а начиная новую страницу, он менял кисточку и рисовал красивый узор, выводя красной краской фигурную первую букву.

    Красная строка – значило красивая строка. Цвет словом красный стали обозначать позже.

    У. – Еще почему нельзя назвать текстом?

    Д. – Нет заголовка.

    У. – Что еще не хватает?

    Заголовок – название, заглавие.

    IV. Озаглавливание текстов.

    (Работа по вариантам).

    ( У каждого на парте текст. Пользуясь памяткой нужно озаглавить текст).

  • Прочитай внимательно текст.
  • Определи, о ком или о чем говорится в тексте.
  • Прочитай текст еще раз.
  • Подбери короткий и понятный заголовок.
  • Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.
  • I вариант.“Добрый мальчик” (“Петя”, “ В саду”, “Щенок”).

    В саду Петя нашел маленького щенка. Щенок замерз и поэтому жалобно скулил. Мальчику стало жаль щеночка. Он закутал его шарфом и принес домой. Петя налил щенку молока. Мама мальчика ткнула щенка мордочкой в блюдечко, и тот начал лакать молоко. Щенок остался жить у Пети, и мальчик окружил его любовью и заботой. Вскоре щенок подрос и стал верным другом Пети.

    II вариант: “Доброе дело” (“Миша”, “На улице”, “Скука”).

    День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

    У. –Как озаглавили текст?

    — Какими критериями вы руководствовались, выбирая название?

    — Поменяйтесь листочками с соседом. Правильно ли подобрали название?

    — Как бы озаглавили вы этот текст? Почему? Докажите.

    — Чем похожи эти тексты?

    — Как поступили дети?

    — Как бы поступили вы?

    У. – Выберите пословицы, которые отражают главную мысль этих текстов:

    1. Добрый человек добро сеет.

    2. Доброе дело радость приносит.

    3. Совет хорош, а дело лучше.

    4. Лихо помнится, добро вовек не забудется.

    5. Доброе слово, что ясный день.

    6. Доброе слово и кошке приятно.

    — Запишите пословицы в тетрадь, сделайте синтаксический разбор предложения.

    — Закройте глаза, расслабились, кладем голову на парту и внимательно слушаем музыку. Вместе с музыкой настройтесь на волну удачи.( Звучит музыка).

    — Доверяйте своей интуиции и смело смотрите в будущее. Вы всегда на правильном пути, которая ведет вас в счастливое настоящее и будущее и с каждым днем крепнет ваше здоровье.

    А сейчас вы откроете глаза бодрые, отдохнувшие получите новые полезные знания легко и свободно.

    Учитесь, стремитесь к лучшему, идите вслед за радостью и удача станет вашей постоянной и приятной спутницей.

    4. Редактирование деформированного текста.

    У. – Посмотрите, как грустны перепутал все части текста, и горожане никак не могут восстановить маленькие жители города Текстов.Что случилось? Оказывается, злой волшебник, который очень любит беспорядок, деформированный текст. Поработаем в группах.

    (Каждый ребенок имеет роль, которую он будет выполнять в группах).

    — оценивающий работу (получает критерии оценки, которые объявляет всем в группе:

    2) умение слушать других,

    3) доказательность договоров,

    4) грамотное построение высказываний,

    — редактор, помощники редактора (восстанавливают текст),

    научный советник (проверяет работу),

    Текст первой группы:

    Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. У грачонка отросли крылья, и он улетел.

    Текст второй группы:

    Кате подарили красивое ведерко и лопатку. Она вышла во двор поиграть в песочнице. Во дворе Катя увидела маленького мальчика, который громко плакал. Девочка подошла к ребенку и постаралась его успокоить. Когда малыш перестал плакать, он рассказал Кате, что потерял свою любимую игрушку – лопатку. Катя подарила малышу свою лопатку. Мальчик очень обрадовался.

    У. – Какие части перепутаны в тексте?

    Д. – Начало (вводная, вступительная часть).

    Середина (основная, ключевая, главная часть) раскрывает основную мысль.

    Концовка (заключительная часть) содержит выводы.

    (Ученики восстанавливают тексты в группах).

    У. – Как поступили ребята?

    — Как поступили бы вы?

    — Докладчик предлагает вариант восстановленного текста.

    — Оценивающий работу группы учеников выставляет оценки членам группы.

    У. – Можно ли назвать это текстом?

    (Да, есть все признаки текста).

    У. – Что же такое текст?

    Текст – группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу.

    1.Текст – это:

    а) группа слов, связанных по смыслу и грамматически;

    б) отдельные предложения;

    в) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

    2. Текст имеет:

    а) только заглавие;

    б) заглавие и части;

    3. По заглавию можно определить:

    а) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;

    б) сколько предложений в тексте;

    в) кто автор текста.

    4. Части текста должны располагаться в таком порядке:

    а) основная, концовка, вводная;

    б) вводная, основная, концовка;

    в) концовка, вводная, основная.

    5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

    6. (Стук в дверь. Входит почтальон).

    — В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном? (“Почта” С.Маршака, “Письмо Неумейке” Я.Акима, “Дядя Федор, пес и кот” Э.Успенского).

    — П.П. – Ребята, вы любите писать письма? Какие же бывают письма? (Письма-поздравления, письма-информации, письма-пожелания).

    — П.П. – Являются ли письма текстом? Докажите. (на доске появляется схема письма)

    Схема текста письма.

    1. Начало (зачин) письма:
    — обращение;
    — начальная фраза о состоянии переписки.

    2. Основная часть письма:
    — сообщение о новостях.

    3. Концовка письма:
    — вопросы адресату;
    — просьбы;
    — приветы;
    -прощание;
    — подпись;
    — дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу).

    IV. Итог урока.

    У. – Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

    Д. – Мы работали над восстановлением деформированного текста. Этот урок помог нам лучше узнать своих товарищей, учил нас быть доброжелательными и чуткими по отношению друг другу.

    У. – Я благодарю вас за то, что вы были добрыми, помогали своим одноклассникам, преодолевать трудности.

    -Д/з написать письмо своим родным и близким.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: