Как определить тональность

Как определить тональность песни

Навык определения тональности песни поможет не только разобраться в произведении (для которого не найти табы или видеоуроки), но и оперативно подстраиваться под импровизирующихся коллег по группе. Конечно, научиться моментально называть ключ песни можно только после соответствующих занятий. В данной статье я расскажу о том, как определить тональность композиции на слух.

Каждый гитарист должен обладать навыками определения тональности музыкальной композиции на слух

Методы определения

На слух

Если у вас отличный музыкальный слух, и вы знаете, каким образом звучит любая нота, определить тональность песни легко.

Поиграйте разные ноты под композицию. Вы отыщите среди них те, с помощью которых можно выяснить тональность. Затем поиграйте гаммы, в которых есть найденные ноты. Вы услышите, как гамма целиком гармонирует со звучанием произведения.

По аккордам

Подбор тональности песни по аккордам является одним из самых распространенных

Данный способ является одним из самых элементарных. Его суть в том, что вы подбираете аккорды к выбранной песне.

  1. Знать ступени каждого аккорда.
  2. Отталкиваясь от них, достраивать трезвучия от имеющихся в произведении нот.
  3. Ориентируясь на аккордовые связки, быстро определять, какую тональность имеет песня.

По статистике

При наличии записанных аккордовых последовательностей узнать ключ композиции несложно. Держите в голове, что почти все песни начинаются и заканчиваются тоникой. Есть исключения, но это редкость. Обратите внимание на звук, с которого начинает и заканчивает звучать песня.

С помощью логики

Необходимо понять, какие ноты есть в мелодической линии. После того, как вы это выясните, процедура почти никак не будет отличаться от определения тональности по аккордам. К каждой ноте достройте аккорды, применяя лишь звуки, имеющиеся в песне. Так вы построите гармонию и поймете тональность.

По ключевым знакам

Если вы не разбираетесь в построении аккордов, попробуйте определить тональность по ключевым знакам. Для этого узнайте, какое количество диеза и бемолей есть в композиции. У каждой тональность имеется определенное количество данных знаков в гамме. Запомните кварто-квинтовый круг тональностей, чтобы облегчить себе задачу.

Сайты с функционалом определения

В мировой сети можно найти сайты, с помощью которых без проблем определите тональность произведения. Они функционируют по-разному:

  1. Какие-то работают при загрузке мелодии.
  2. Какие-то – посредством уже подобранных аккордов.

Специальные программы для компьютеров

Это и плагины, и секвенсоры, наподобие Fruity Loops. С такими помощниками подобрать тональность песни можно даже при отсутствии слуха.

  1. Занимайтесь тренировкой слуха. Старайтесь слышать каждую ноту. Если вы будете часто определять тональность песни исключительно по слуху, то в будущем будет проще.
  2. Запоминайте не только аппликатуру аккордов но и то, из каких степеней они состоят.
  3. Старайтесь не пользоваться программами для подбора тональности. А если пользуетесь ими, то делайте это как можно меньше.
  4. Занимайтесь анализом композиций. При разборе смотрите, какие ноты есть в песне и какую зависимость они имеют от имеющейся тональности.
  5. Занимайтесь музыкальной теорией и сольфеджио.

Данное видео также поможет разобраться с вопросом статьи:

Как определить тональность. 10 практических примеров с описанием

Как определить тональность. Общая информация

Навык определения тональности на слух – один из наиболее важных для любого музыканта. Он позволит вам не только в разборе композиций, на которых нет табулатур или видеоуроков, но и еще очень быстро подстраиваться под ваших импровизирующих коллег. Разумеется, способность сходу называть ключ песни требуется развивать при помощи различных упражнений и теоретических знаний. В этой статье мы подробно расскажем о том, как определить тональность композиции и опишем все способы, как это сделать.

Определение тональности песни. 10 способов с подробным описанием

На слух

Если вы имеете хороший музыкальный слух, и знаете, как звучит та или иная нота, то определить тональность на слух для вас не должно составить труда. Попробуйте поиграть различные ноты под композицию. Скорее всего, вы найдете те, при помощи которых сможете определить тональность. Выпишите их, либо запомните. Теперь попробуйте поиграть гаммы, в которых содержатся выписанные ноты. Скорее всего, в какой-то момент вы услышите, что гамма полностью гармонирует со звучанием композиции. Это и есть ее тональность.

По аккордам

Этот способ – один из самых простых, и основан на том, что вы производите подбор аккордов к разучиваемой композиции. Вы должны знать, какие ступени есть в каждом аккорде, и отталкиваясь от них, достраивать трезвучия от имеющихся в композиции нот. Основываясь на связках аккордов, таким образом, вы сможете быстро определить тональность композиции.

По статистике

Если у вас есть записанные аккордовые последовательности , то достаточно просто держать в голове, что большая часть песен начинается и заканчивается со своей тоники. Иногда бывают исключения – но чаще всего оно так и происходит. Наблюдая за тем, с какого звука начинается и заканчивается композиция, вы сможете легко определить тональность по нотам.

Логически

Для этого вам требуется понять, какие ноты присутствуют в мелодии. Когда вы это узнаете, процесс практически ничем не будет отличаться от определения тональности по аккордам. К каждой из нот достраивайте аккорды, используя только те звуки, которые имеются в песне. Исходя из этого, вы сможете построить гармонию и понять тональность.

По ключевым знакам

Если вы не совсем понимаете построение аккордов , то можете попробовать определить тональность по ключевым знакам. Для этого вам нужно выяснить, сколько диезных и бемольных нот содержится в песне. Каждая тональность имеет определенное их количество в гамме. Когда вы поймете это – то сразу же определите нужную вам тональность. Для того чтобы лучше понять количество знаков при ключе, вам потребуется запомнить кварто-квинтовый круг тональностей.

Очень просто определять тональность по записям в GTP. Там вы сможете точно подсчитать количество нот со знаками, без необходимости подбирать их на слух.

Способ для диезных мажорных тональностей

Есть еще одна подсказка по тому, как определять количество диезов и бемолей. Однако для этого вам потребуется знать хотя бы одну полную ноту без знака.

Принцип заключается в том, что диезные ноты расположены в промежутке полной квинты вверх до тоники. Например, в тональности A мажор три диеза – C#, F#, G#. Определить их можно, достроив квинту от каждой полной ноты до A в следующей октаве.

Способ для бемольных мажорных тональностей

Похожий принцип действует для определения бемолей, однако здесь мы достраиваем кварту вниз, до нужной нам ноты в предыдущей октаве.

Родственные тональности

Еще одна вещь, которую стоит запомнить – так называемый кварто-квинтовый круг тональностей. Дело в том, что каждой мажорной тональности соответствует родственная ей минорная, которая полностью повторяет содержащиеся в ней ноты в гамме. Если вы будете это помнить, то подбор тональности станет намного проще.

Сайты с функционалом определения

В интернете существует масса сайтов, которые помогут вам, если вы еще не до конца понимаете, как определить тональность песни. Они действуют по-разному – в какие-то нужно загрузить мелодию, какие-то действуют через уже подобранные аккорды.

Используя программы для ПК

Тот же самый функционал содержат в себе программы для компьютера. Это и секвенсоры типа Fruity Loops, и небольшие плагины. С этими программами вы сможете очень просто подобрать тональность интересующей вас песни, без необходимости подбирать все на слух.

Как определить тональность

Ответы: 1. D major 2. As major 3. C major

  1. Cis minor 2. B minor 3. E minor

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.

Главные трезвучия в тональности

Начнем с того, что такое мажорное и минорное трезвучие, и как они строятся. Вне зависимости от наклонения трезвучие представляет собой аккорд, состоящий из трех звуков, которые располагаются по терциям. Мажорное трезвучие обозначается как Б 5 3, и состоит из большой терции и малой. Минорное трезвучие обозначается как М 5 3, и состоит из малой и большой терции.

От каждой ноты в тональности можно построить трезвучия.

Главными трезвучиями в тональности называются такие аккорды, которые показывают мажорное это или минорное наклонение. На первой, четвертой и пятой строятся трезвучия, соответствующие ладовому наклонению. То есть в мажоре на данных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре соответственно минорные. Главные трезвучия для каждой ступени имеют собственные названия или как их еще называют функции. Так на первой ступени располагается тоника, на четвертой субдоминанта, а на пятой доминанта. Обычно сокращенно они обозначаются T, S и D.

Родственные тональности

Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.

Степень родства

Группа

Разница знаков

Какие тональности

S, D и их параллели

S гарм для мажора

Тонально-сти на б.2 ↑↓ и их параллели

Мажор – м2, м3, б3 ↑↓ и Минор ss гарм. – на б2↓ и одноименный минор

Минор – м2, м3, б3 ↑↓ и

Мажор DD на б2↑ и одноименный мажор

Для мажора ↑ув1, ув2, ув4 и ув5, для минора те же интервалы ↓.

Читайте также  Как устанавливать моды в stalker

Тритонанта и ее параллель

Первая группа разделяется на 3 категории:

  1. Это параллельная тональность. Разница в знаках составляет 0. Объединяет эти тональности шесть общих аккордов. Пример: Фа мажор и ре минор.
  2. 4 тональности. Между основной и конечной тональностью разница один знак. Это тональности субдоминанты и доминанты, а также параллельные к S и D. Пример, для тональности соль мажор: S – до мажор, параллельная S – ля минор, D – ре мажор, параллельная D – си минор.
  3. Рассматривается только для мажорных тональностей. Разница 4 знака – это гармоническая субдоминанта. Пример для C-dur – субдоминанта гармоническая – это фа минор.

Вторая группа родства делится на 2 подгруппы:

  1. 4 тональности. Разница в два ключевых знака. Найти эти тональности легко от основной они располагаются на большую секунду выше и ниже + параллели найденных. Пример: основная тональность – ля мажор. Выше и ниже на большую секунду или тон тональности: си минор и соль мажор. Параллели для найденных тональностей: это Ре мажор и ми минор.
  2. Разница знаков от трех до пяти. Нахождение тональности будет зависеть от того мажорная или минорная тональность.
  • Dur: 6 мажорных и 2 минорных: выше и ниже на м2, м3 и б3; ss гармоническая, располагающаяся на б2 ниже, а также одноименный минор. Пример для G-dur: As-dur, B-dur, H-dur, Fis-dur, E-dur, Es-dur и f-moll и g-moll.
  • Moll: 6 минорных и 2 мажорные: на малую секунду, малую терцию и б3 выше и ниже; DD на большую секунду выше и одноименный мажор.

Третья группа делится на 2 группы:

  1. 3 тональности, не имеющие ни одного общего аккорда, разница на 3-5 знаков в противоположном направлении. Для мажора необходимо найти миноры выше на следующие интервалы, а для минора мажоры на ув.1, ув.4 и ув.5 ниже.
  2. Тритонанта и ее параллель. Находится тритон от исходной тоники, для C-dur – Fis-dur.

В зависимости от степени в гармонии различают множество способов модуляций.

Как изменить тональность в минусовках

Бывает, что тональность либо слишком высокая для голоса, либо слишком низкая. Чтобы музыка красиво звучала необходимо при помощи современных технологий и программ сделать минусовку удобной, то есть транспонировать ее на необходимый интервал ниже или выше. Разберем, как изменить тональность в минусовках или композициях. Работать будем в программе Audacity.

  • Открываем программу Audacity

  • Кликаем на раздел «Файл». Выбираем «Открыть…»

  • Выбираем необходимую аудиозапись
  • Сочетанием клавиш CTRL+A выделяем всю дорожку.
  • Кликаем на раздел «Эффекты», выбираем «Смена высоты тона…»

  • Выставляем число полутонов: при повышении значение выше нуля, при понижении значение меньше нуля. Можно выбрать конкретную тональность.

  • Сохраняем полученный результат. Откройте раздел «Файл», выберите «Экспортировать аудио…»

Надеемся, что страница была полезной для прочтения и теперь Вы знаете, что такое тональность, разбираетесь в их видах и можете транспонировать музыкальное произведение при помощи специальной программы. Читайте другие статьи, посвященные музыкальной грамоте, и совершенствуйте собственные знания.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Как определить тональность трека, песни.

https://tunebat.com/Analyzer — ресурс, который быстро определит тональность трека, бита, лупа, вокала, песни, а также их BPM.

Очень удобный ресурс, если у вас нет возможности проверить тональность в музыкальной программе, или если вы хотите перепроверить себя после других аналогичных анализаторов.

Также отобразит тональность двумя способами: просто общее название тональности, и буквенное отображение по колесу «Камелота».

Про колесо «Камелота» читайте ниже.

https://www.audiokeychain.com/ — достаточно точно отображает тональность и скорость любого аудио файла (до 15 Mb).

Если у вас есть вокальная партия, либо луп, семпл, бит или трек, и у этого файла требуется определить тональность, то данный ресурс легко справится с этой задачей.

Просто перетащите любой из ваших треков в зону и нажмите кнопку «Загрузить треки».

Примечание. В настоящее время поддерживаются только файлы MP3 и WAV с ограничением размера файла 15 МБ для каждой дорожки.

Насколько точен AudioKeychain?

Определение тональности и BPM — очень сложный процесс, который может дать сразу несколько результатов. Точность может варьироваться в зависимости от множества факторов. Точность AudioKeychain остается конкурентоспособной с лучшими продуктами в отрасли.

Что означает тональность 9А, например?

Чтобы сделать идентификацию тональностей более узнаваемой и удобной для пользователей, ресурс использует счет по кварто-квинтовому кругу или по-другому «колесу Камелота». Ниже вы сможете более точно узнать, что за тональность у вас отобразилась в ресурсе.

В данном видео вы узнаете почему некоторые определители тональностей показывают сразу несколько тональностей. С чем это связано. Как же все-таки узнать максимально правильную.

Скачайте программу KeyFinder, благодаря которой можно в автоматическом режиме довольно быстро и точно определить тональность.

Жмите на картинку ниже, и вы перейдете на нужный ресурс.

https://showscale.com/ — отличный ресурс для тех, кто не знает названия нот. Вам достаточно нажать на те клавиши, которые отобразились у вас в программе в автотюне.

Если вы пользуетесь автотюном для определения нот той или иной партии (лупе, семпле), то очень часто, такие плагины показывают ноты на клавишах.

Зайдя на этот ресурс, начните нажимать на те клавиши, которые отобразились в автотюне при анализе музыкальной партии, и ресурс предложит те тональности, которые максимально подходят под вашу партию.

Например, у вас вокальная партия, и вам нужно определить ее тональность. Проанализируйте ее через плагин автотюна (очень часто такие плагины бывают встроены в музыкальную программу), и и воспользуйтесь этим ресурсом для определения тональности.

https://www.scales-chords.com/scalefinder.php — ресурс, который наиболее точно высчитывает все возможные варианты тональности, в случае если вы пропишите ноты, которые у вас встречаются в исследуемом лупе, партии, семпле, акапелле.

Одним слово, если вы смогли вычислить, какие ноты присутствуют у ваших партий, но не знаете, что же за тональность этих партий, пропишите эти ноты на ресурсе, и он вычислит нужные тональности.

Ресурс показывает не только базовые тональности (мажорные, минорные), но и более сложные варианты: гармонические, ладовые, и другие вариации, которые также могут встречаться в музыкальных партиях.

http://www.notediscover.com/ — быстро отобразит скорость и тональность у знаменитых композиций.

Если вы знаете как называете композиция или трек, на которую хотите определить тональность, либо его автора — вы сможете моментально узнать, какая тональность у этого трека, а также его скорость воспроизведения (BPM).

Большая база самых популярных произведений, среди которой, вы, наверняка, сможете найти подходящую вам.

Работает только для зарубежных композиций.

По статистике.

Вероятность угадывания таким способом 70%. Это один из самых простых, но в то же время, ненадежных способов. Чаще всего, большинство произведений заканчиваются на главную ноту тональности – тонику. Т.е., если песня или трек закончились, то самой последней нотой будет та нота, в честь которой названа тональность.Например, если песня/трек закончили главную мелодию на ноте «соль» (G), то есть большая вероятность, что это тональность «соль». В зависимости от того, мажорное у нее звучание или минорное, к этой ноте еще добавьте слово «мажор» или «минор». Вот и получается – если произведение в конце звучало радостно и закончило свою мелодию на ноте «соль», значит – это «соль мажор» (G major), а если все закончилось весьма грустно и тоже на ноте «соль», значит это тональность «соль минор» (G minor). Такое происходит часто, но не всегда. И тогда если, после такой попытки вы обнаружили, что с тональностью не угадали, смотрите следующие варианты определения тональности.

На слух.

Еще очень надежный и проверенный временем способ определения тональности — «на слух». Это конечно, банально, и большинству читателей именно этот способ и приходит на ум. Но существует немалое количество других читателей, которые твердо заявят, что им не подходит данный способ определения тональности (ибо слух их иногда мощно подводит). В любом случае, читаем этот абзац до конца и определяем, насколько именно такой способ определения тональности подходит конкретно под ваши задачи. В случае чего, переходим читать следующие способы.

Для того, чтобы лучше определить на слух тональность трека, есть несколько вариантов. Если у вас есть midi-формат конкретного произведения, то вы можете выстроить по порядку все используемые в этом файле ноты. В вашем секвенсоре откройте данный миди файл, и все ноты, которые используются в нем, попробуйте рядом прорисовать в виде гаммы (последовательного расположения нот) из тех нот, которые в этом миди-файле имеются. Т.е. если там встречаются ноты F#, C, A, D, B… значит конкретно эти ноты выстраиваете по порядку (по алфавиту): A, B, C, D, F#. Наверняка, там будет больше нот. Вот все их и выстраивается в алфавитном порядке. А потом строите эту лесенку наоборот – от самых высоких нот, до самых низких. В итоге, у вас должна получится горка из нот, которые сначала проигрываются наверх, а затем вниз. И все эти ноты были взяты из вашего миди-файла. Затем на медленной скорости прослушайте всю эту гамму, внимательно прислушиваясь к тому, на какой ноте вам хочется сильнее всего остановиться и закончить всю эту горку из нот. Если несколько раз прослушивать такую горку из нот на медленной скорости, вы сможете обнаружить, что какая-то нота сильнее всего на себя тянет внимание, как самая устойчивая. Это и есть тоника – это и есть самая главная нота тональности. В честь нее и будет названа тональность. Если во всей горке вам захотелось остановиться на ноте Е – значит это будет тональность E. Опять же, в зависимости от настроения трека, вы сами укажите, будет это E-minor, или E-major. Еще сильнее эффект быстрого нахождения ноты на слух, обнаруживается, если комбинировать прослушивание такой горки нот, с самой мелодией произведения. Тогда точность попадания в самую устойчивую ноту будет в разы выше. И все же, если и такой способ не подходит, переходим к следующим вариантам нахождения.

Читайте также  Как снять дворники

Математически.

Музыка – это и есть математика. Уж слишком много там цифр, соотношений и формул. Так давайте этим и воспользуемся. Существуют только два типа тональностей (не важно сколько знаков и черных клавиш в них присутствует) — это мажорные тональности и минорные тональности. В итоге, алгоритм следующий. Если у вас есть midi-файл данной мелодии, то как и в предыдущем варианте, выстраивайте из нот, которые в этой мелодии встречаются, гамму, т.е. все ноты прописываете подряд – от самой нижней до самой высокой. Когда у вас получится лесенка из нот, которые вы взяли из данной мелодии, слушайте оригинал трека/песни и отвечайте на вопрос «Это мажорное (радостное) или минорное (грустное) произведение?» Когда определились с настроением трека, выбирайте одну из двух схем тональностей: мажорная, либо минорная. В любой тональности, если выстроить в ряд ноты, которые в них существуют, то можно обнаружить, что расстояния между нотами будут различны. Где-то чуть большие расстояния, где-то – минимальные. Самые минимальные расстояния между нотами – это полутон. И в рамках европейской музыки — это самые маленькие расстояния. В обычной мажорной гамме такие минимальные расстояния встречаются всего лишь два раза в одной октаве. Еще самым знаковым для мажорных тональностей могут являться три тона подряд, которые автоматически получаются, если ноты идут по порядку. А тон – это два полутона. Найдите эти места, где идут по три тона подряд. Когда найдете, отметьте в них самую низкую ноту. Например, вы нашли участок, где три тона подряд, и это, предположим, ноты G, A, B, C# — данная комбинация дает 3 тона подряд. Стало быть, самая низкая нота в этой связке – это нота G. Так вот, эта нота, будет являться 4 ступенью для мажорной тональности. Или еще один пример, чтобы наверняка было понятно. Нашли 3 тона подряд в нотах A#, С, D, E – в этой цепочке нот самая низкая будет нота A#. Она и будет 4 ступенью для мажорного звучания. Когда мы знаем четвертую ступень, несложно высчитать первую ступень (просто считайте ноты вниз, например, A#, A, G, F. Где F – и будет являться первой ступенью). Первая ступень и дает название тональности. Если первой ступенью оказалась нота F – значит тональность «F major». Если высчитали первой ступенью ноту B — значит тональность B-major, и т.д. Для минорных тональностей чуть другая схема. Выстраиваете также гамму из тех нот, которые играют в мелодии, и также находится места, где идут три тона подряд. Пусть это будут ноты D#, F, G, A. Для минора самой главной нотой всегда будет третья нота в этой связке – т.е. нота G. Да, тональность так и будет называться G-minor. Еще пример? Пожалуйста. Нашли три тона в комбинации нот G#, A#, C, D – стало быть главной нотой для минора будет нота С. А значит тональность будет C-minor. Пробуйте сами.

По аккордам.

Один из более простых способов. Из тех нот которые имеются в мелодии, от каждой попробуйте построить аккорды-трезвучия. Просто аккорды. Например, у вас имеются ноты A, C, B, D, F#, G, E и вот они в мелодии в разных местах повторяются. От каждой ноты строите аккорды, используя те ноты, которые встречаются в мелодии. Если решили построить аккорды от ноты D, значит строите аккорд так: D – F# — A. Так как именно такие ноты в мелодии встречаются. Потом пробуйте от другой ноты строить аккорды. После того, как все аккорды от каждой ноты построили, найдите мажорные аккорды, которые строятся от нот, которые стоят рядом. Например, у вас получилось два мажорных (радостных) аккорда от двух рядом стоящих нот – от ноты C, это аккорды C-E-G, и от ноты D, это аккорд D-F#-A. Эти два аккорда стоят рядышком и оба звучат мажорно (их легче всего распознать, они откровенно радостные и веселые). Вот и отлично – это наш ориентир. Теперь важно решить – у вас произведение мажорное или минорное. Если решаете, что ваше произведение мажорное, то запомните – рядом стоящие два мажорных аккорда – это аккорды от 4 и от 5 ступеней. Т.е. в нашем случае аккорд C-E-G от 4 ступени, а аккорд D-F#-A – аккорд от 5 ступени. Теперь осталось досчитать до первой ступени. D – 5 ступень, С — 4 ступень, B – третья ступень, А – вторая ступень, G – первая ступень. Значит, в этой ситуации тональность G-major. А что насчет минорных тональностей, то в минорных звучаниях рядом стоящие два мажорных аккорда будут строиться на 6 и на 7 ступенях. От них и нужно досчитать до первой ступени.

Как определить тональность мелодии?

Бывает, придёт в голову мелодия и «колом её оттудова не выбьешь» – хочется играть и играть, а еще лучше записать, чтобы не забыть. Или на очередной репетиции группы разучиваешь новую песню товарища, судорожно подбирая аккорды на слух. В обоих случаях сталкиваешься с тем, что нужно понять, в какой тональности играть, петь или записывать.

О том, как определить тональность мелодии думает и школьник, разбирая нотный пример на уроке сольфеджио, и несчастный аккомпаниатор, которого попросили подыграть вокалисту, требующему продолжения концерта на два тона ниже.

Как определить тональность мелодии: путь решения

Если не углубляться в дебри музыкальной теории, то для определения тональности мелодии алгоритм таков:

  1. определяем тонику;
  2. определяем лад;
  3. тоника + лад = название тональности.

Имеющий уши – да услышит: он просто определит тональность на слух!

Тоника – самая устойчивая по звучанию ступень лада, своего рода главная опора. Если вы подбираете тональность на слух, то попробуйте найти звук, на котором можно закончить мелодию, поставить точку. Этот звук и будет тоникой.

Если только мелодия не представляет собой индийскую рагу или турецкий мугам, определить лад не так и сложно. «На слуху» у нас два основных лада – мажор и минор. Мажор имеет светлый, радостный оттенок, минор – оттенок тёмный, грустный. Обычно, даже немного натренированный слух позволяет быстро опознать лад. Для самопроверки можно проиграть трезвучие или гамму определяемой тональности и сравнить на гармоничность звучания с основной мелодией.

После того, как найдена тоника и лад, можно смело называть тональность. Так, тоника «фа» и лад «мажор» составляют тональность Фа мажор. Чтобы найти знаки при ключе, достаточно обратиться к таблице соотношения знаков и тональностей.

Как определить тональность мелодии в нотном тексте? Читаем ключевые знаки!

Если нужно определить тональность мелодии в нотном тексте – обратите внимание на знаки при ключе. Одинаковый набор знаков при ключе может быть только у двух тональностей. Это правило отражено в квартово-квинтовом круге и созданной на его основе таблице соотношения знаков и тональностей, которую мы вам уже показали немножко раньше. Если, к примеру, рядом с ключом нарисован «фа диез», то вариантов два – или Ми минор, или Соль мажор. Так что следующим шагом будет нахождение тоники. Как правило, ею является последняя нота в мелодии.

Некоторые нюансы при определении тоники:

1) мелодия может заканчиваться и на другом устойчивом звуке (III или V ступень). В этом случае из двух вариантов тональностей нужно выбрать ту, в тоническое трезвучие которой входит этот устойчивый звук;

2) возможна «модуляция» – это тот случай, когда мелодия началась в одной, а закончилась в другой тональности. Здесь нужно обратить внимание на новые, «случайные» знаки альтерации, появившиеся в мелодии – они будут служить подсказкой к ключевым знакам новой тональности. Также следует отметить и новую тонику-опору. Если это задание по сольфеджио, правильным ответом будет написать путь модуляции. Например, модуляция из Ре мажора в Си минор.

Есть и более сложные случаи, в которых вопрос о том, как определить тональность мелодии, остается открытым. Это политональные или атональные мелодии, но эта тема требует отдельного обсуждения.

Вместо заключения

Научиться определять тональность мелодии – несложно. Главное – тренировать слух (чтобы распознавать устойчивые звуки и наклонение лада) и память (чтобы каждый раз не заглядывать в таблицу тональностей). По поводу последнего почитайте статью – Как запомнить ключевые знаки в тональностях? Удачи!

Как определить тональность на слух?

Ок. Я уже столько говорил о том, как читать уже написанные ноты, как в них определить тональность, и о том, как их транспонировать. Также очень полезным навыком является подбор мелодии на слух. Например, бывает, что слушаешь аудиозапись, нравится мелодия; хочется подобрать и записать её в ноты. Также многие киртании не умеют играть на фисгармонии, но любят, когда им подыгрывают. Наиболее известные из таких киртаний в ИСККОН: Бхакти Бринга Говинда Свами, Шачинандана Свами, Агнидев Прабху и т.д. Однако совсем немногие умеют так спонтанно подыгрывать им (без репетиции). И, конечно же, одно является естественным практическим следствием другого. Так как же научиться подбирать и записывать ноты, а также (в конечном итоге) спонтанно подыгрывать на фисгармонии другим киртаниям?

Читайте также  Как рассказать о себе на английском языке

Подбор мелодии – тема достаточно большая. И я её более подробно затрону в следующей части сольфеджио. Но начинается подбор, естественно, с определения тоники и наклонения лада (ну. в смысле, его вида). Таким образом, мы получим тональность, на основе которой и будут записываться или просто подбираться ноты.

Определение лада.

В предыдущем разделе уже много говорилось о различных ладах как в западной музыке, так и индийской. Также на основе информации из разделов 1.8.3-4 можно сделать вывод, что мажорный лад в обеих системах является отправной точкой для образования последующих ладов. Но, не смотря на такое большое разнообразие ладов, большинство мелодий (в особенности, исполняемые в ИСККОН) основаны либо на мажоре, либо на миноре.

Определяется мажорный и минорный лады, в первую очередь, на слух. Для этого для начала необходимо хорошо запомнить, как звучат мажорный и минорный лады; не достаточно просто знать математическую структуру. Для этого необходимо играть, слушать, а лучше и пропевать гаммы вверх и вниз, только для разных ладов и от разных нот. Регулярная продолжительная практика игры гамм поможет вам укрепить звучание ладов у себя в голове. Тогда, даже слушая мелодию, где ноты звукоряда идут не подряд, а “вразнобой”, вы сможете легко определить основной лад.

***Простой лайфхак: мажор звучит весело, минор – грустно.

Как же быть с теми мелодиями, которые не основаны ни на мажорном ладу, ни на минорном? Например, это мелодии, основанные на индийских тхатах (мы уже говорили, что мажор и минор – это подмножество индийских тхатов). На самом деле большинство даже индийских народных мелодий строятся на билавал или асавари тхатах, а также на тех, что максимально к ним приближены. Совсем уж эзотерические раги – явление не слишком частое. Но здесь вот, в чём дело. В ладу, как говорилось выше, три устойчивые ступени: I, III и V; они образуют общий костяк лада и характеризуют его. Эти ступени образуют тоническое трезвучие (аккорд), оно либо мажорное (большая терция + малая терция), либо минорное (малая терция + большая терция). Другими словами, третья ступень либо чистая (мажор) либо пониженная на полутон (минор). Если вверх и вниз по звукоряду через октавы играть эти ступени, это называется арпеджио. Арпеджио тоже помогает прочувствовать лад и определить, в каком ладу лучше записывать мелодию. Подробнее тема аккордов и арпеджио будет разбираться в 3й части сольфеджио.

Определение тоники.

Прежде, чем определить, на какой именно клавише (ноте) располагается тоника (в индийской системе – определить положение “Са”), необходимо сначала услышать и распознать саму тоническую ступень в прослушиваемой вами мелодии, запомнить её высоту и как бы “зацепиться” в голове за её звучание; и тогда уже искать её на инструменте (желательно, чтобы фисгармония была заточена под “Ля”=440Гц, что часто не так).

Найти тонику несложно. Тоника – это самая устойчивая, опорная ступень. И тоника в любой момент времени звучит “правильно”, создаёт чувство завершённости! Все остальные ступени (ноты мелодии) тянутся, по направлению к ней. Это на самом деле вопрос ощущения тяготения ноты, не просто теоретического понимания. Опять же, игра гамм также поможет в развитии ощущения “тяготения” ступеней. Но чтобы развить именно ощущение тоники, можно играть гамму как на рисунке 32. Здесь надо в каждом такте представлять себе как первая нота такта как бы падает в тонику (вторую ноту такта, “До” первой октавы) и при этом с каждым тактом первая нота такта всё ближе и ближе подбирается к верхней тонике (“До” второй октавы). Это упражнение надо играть и от других нот, не только от “До”.

Рис.32 Гамма «До-мажор» для развития ощущения тоники.

Также в этом может помочь следующее упражнение: правой рукой необходимо играть гамму по вашему вкусу выбранной тональности, а левой рукой необходимо играть тонику либо одновременно с каждой сыгранной нотой в правой руке, либо через каждые две ноты, начиная с первой.

***Простой лайфхак: подавляющее большинство мелодий начинаются с тоники и/или (что даже чаще) заканчиваются тоникой (см. Рис.33).

Рис.33 Пример. «Ре-мажор». Первая часть одной из наиболее часто исполняемых на арати мелодий. Первая часть начинается с тоники и оканчивается тоникой.

NB! Мелодия на рисунке 33 основана на мажорном ладу. Полная версия этой мелодии в нотном приложении под номером 3.

Но это всё же не универсальное правило. Что же делать, если лайфхак не работает? Конечно, если мелодия заканчивается не на тонику, возможно, она начинается с неё и наоборот. Но как же определить, которая из них тоника, а которая нет? Есть ещё важный момент: если начинается/заканчивается не на тонику, то скорее всего на одну из трёх устойчивых ступеней, так как они, хоть и отчасти, но тоже создают чувство завершённости (ну и это не в 100% случаев так). Что нужно сделать: нужно взять эту ноту (либо первую, либо последнюю) и построить от неё трезвучие (исходя из уже заранее определённого лада мелодии). Затем это трезвучие нужно нажать, чтобы звучало, и на него проиграть запись. Если это тоническое трезвучие, то оно будет звучать правильно и “подходить” в течение всего произведения. Если трезвучие подходит, значит нижняя нота трезвучия – это тоника. Если нет, скорее всего, наша нота является не тоникой, а другой из 3х ступеней. Пробуем построить трезвучие так, чтобы наша нота оказалась посередине (типа III ступень). Если подходит, опять же тоника снизу. Если нет, пробуем трезвучие, где наша нота – сверху (типа V ступень) (см. Рис.34).

Рис.34 Пример. «Ми-бемоль-мажор». Первая часть одной из популярных харинамных мелодий. Начинается с III ступени и оканчивается (не обязательно именно так, но) на II ступень.

Мелодия на рисунке 34 основана на мажорном ладу и начинается с III ступени. Если построить аккорд, где нота “Соль” снизу (Соль — Си-бемоль — Ре), то сразу слышно, что аккорд диссонирует с самой мелодией (попробуйте сами проверить на фисгармонии), к тому же он минорный! Пробуем аккорд (Ми-бемоль — Соль — Си-бемоль), где “Соль” посередине и вуаля! Аккорд звучит очень гармонично вместе с мелодией, можно хоть её всю пропеть на этот аккорд :). Таким образом, нота “Ми”, находясь внизу аккорда, является тоникой.

Что же делать, если ни одно из 3х трезвучий не подошло, то есть нота, с которой начинается мелодия или на которую мелодия оканчивается, не является одной из 3х устойчивых, как, например, в последнем такте на том же рисунке 34? Если не подошло на последней ноте, попробуйте с первой (см. Рис.34). Тут уже 99%, что вы определите.

Если у вас не получилось подобрать, обращайтесь напрямую ко мне. Будем разбираться.

NB! Мелодию нужно рассматривать не целиком (весь киртан от начала и до конца), а отдельные её части. Как правило, эти части завершены сами в себе и чаще всего в конце возвращаются в тонику. NB! Мелодия часто может начинаться из-за такта (например, мелодия 2, 3, 6).

Практика.

Далее (в нотном приложении) приведены несколько мелодий для разучивания и тренировки обращения со знаками при ключе и распознавания тональностей. Пока что именно для первых 2х частей я намеренно пишу ноты в одноголосном варианте. Терпение, товарищи ;). Список мелодий будет пополняться. Пока их 7, но расписанных довольно подробно, чтобы на каждую из них можно было закачать мощный киртан :).

NB! Ноты написаны для голоса, с паузами (а не конкретно для фисгармонии). Для разучивания непосредственно самой мелодии играйте с паузами. Но если хотите уже спеть киртан на эту мелодию, то пауз на фисгармонии не должно быть. Наиболее простым для вас решением будет просто протягивать на фисгармонии ноту, предшествующую соответствующей паузе, и в течение этой паузы также (голосом это делать не надо; дыхание как бы тоже важная вещь :).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: