Как определить идею текста

Определение темы и основной мысли текста

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

Тема и основная мысль: связь и различие

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Как определить тему текста

Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

  1. Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
  2. Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
  3. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

  1. Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
  2. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.

Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:

  • автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
  • автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
  • автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
  • Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
  • Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
  • Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
  • Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.
  • В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

    Видео

    В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.

    Как определить идея текста?

    1 ответ

    В любом литературном произведении заключена какая-то идея. Это основная его мысль, то, ради чего писался текст. Как правило, идея произведения отражает замысел автора, полностью передает авторскую позицию касательно того или иного вопроса. Часто идея кроется в названии текста. Чтобы определить идею, необходимо внимательно прочесть весь текст, и попытаться выделить то, что писатель хотел донести до читателей. Например, что нужно беречь природу, ценить близких, не сдаваться в трудных ситуациях.

    Оценка: 4.2 ( 23 голоса)

    • 1. Как определить тему и идею произведения?
    • 2. Как определить тему текста? Основная мысль?
    • 3. Как определить главную мысль текста?
    • 4. Основная мысль и тема стихотворения: как научиться определять?
    • 5. Тема стихотворения: что такое тема и идея стихотворения
    • 6. Идея и тема произведения – что такое?
    • 7. План текста: как составить, что такое?
    Читайте также  Как зарегистрироваться в Моем Мире

    Знаете ответ?

    Предметы

    Новые вопросы

    Рейтинг сайта

    1. 1. Кира Венжега 536
    2. 2. Аврора Геровская 526
    3. 3. Кот Паранойи 223
    4. 4. Надя Боровая 150
    5. 5. Alina 143
    6. 6. Виктория Мирославская 143
    7. 7. Есения Журина 139
    8. 8. David Eritsyan 128
    9. 9. 127
    10. 10. Игорь Проскуренко 120
    1. 1. Игорь Проскуренко 25,551
    2. 2. Кристина Волосочева 19,120
    3. 3. Ekaterina 18,721
    4. 4. Юлия Бронникова 18,580
    5. 5. Darth Vader 17,856
    6. 6. Алина Сайбель 16,787
    7. 7. Мария Николаевна 15,775
    8. 8. Лариса Самодурова 15,735
    9. 9. AC DC 15,393
    10. 10. Liza 15,165

    Самые активные участники недели:

    • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

    Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

    • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

    Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

    Методическая разработка урока по литературе «Идея текста»

    Цели:

    • Учиться анализировать текст.
    • Научиться понимать и формулировать идею текста: рассказа и стихотворения.
    • Развивать умение отличать лирические произведения от прозы.

    – Прочитайте тему. Какие вопросы возникают?

    – Что такое идея?
    – Какой текст будем читать?
    – Как понять идею текста?
    – Как её сформулировать?)

    – Поставив данные вопросы, мы сформулировали цели сегодняшнего занятия. Ответив на них, мы получим желаемый результат.

    Что такое идея текста?

    – Текст создан с определённой целью.
    – Н.Носов написал рассказ «Мишкина каша» С какой целью? (Для того, чтобы позабавить, насмешить и научить, как надо и не надо поступать).
    – С. Есенин написал свое стихотворение «Береза». Как вы думаете, что волновало автора, когда он писал стихотворение? Что он хотел показать? (Хотел показать красоту зимней природы).
    – Вы знакомы с творчеством И.А. Крылова. С какой целью он писал басни? (В баснях есть нравоучение, она указывает на пороки, заставляет человека находить их в себе и пытаться от них избавиться, чтобы не оказаться в таком же глупом положении, как герои басни.)

    Идеяэто главная мысль текста, которая волнует автора. То, для чего он создан. Проблема, о которой он хочет говорить.

    Поговорим о тексте.

    – Раскрывая свою задумку, автор может использовать различные жанры художественных произведений.

    – Если идея текста выражена через события, действия, взаимоотношения героев, то это прозаические произведения или проза. Какие прозаические жанры вы знаете? (Рассказ, повесть, сказка, басня.)
    – Если главная мысль выражена через внутреннее состояние, эмоции, чувства, то это лирический жанр или лирика. Какие лирические произведения вы знаете? (Стихотворение, поэма.)
    – Как называют тех авторов, кто пишет большей частью стихи? (Поэтами.)
    Кто предпочитает прозу? (Писателями.)

    – Какой текст может быть по объему? (Одно предложение, несколько предложений, целая книга)
    – Приведите примеры текстов, состоящих из 1 предложения. (Афоризм, пословица, загадка)
    – Какое слово вам не понятно? Где можно узнать его значение? (В словаре.)
    – Какие словари вы знаете?
    – Вот «Словарь русского языка» Ожегова С.И. Найдите в словаре значение слова «афоризм».

    – К какому виду устного народного творчества близки афоризмы? (К пословицам.)
    – Чем отличаются? (У афоризмов есть автор, а пословицы – это творчество народа.)
    – Прочитайте пословицу: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    – О чем текст? (О труде).
    – Какова идея? (Чтобы что-то получить, надо приложить усилия, потрудиться).
    – Легко было понять идею? Всегда ли так?

    Как понять идею текста? (Надо его исследовать, проанализировать.)

    – Обратимся к рабочей страничке.

    Учитель читает текст № 1

    Старик моряк говорил о море.
    – Море бывает щедрым, – сказал он.
    – Бывает жесткосердным, – сказал он.
    – Море бывает разным, – сказал он.
    – Чистым бывает и грязным, – сказал он.
    – Таинственным и раскрытым,
    Могучим, ворчливым, сердитым…
    Море – как человек!

    – Кто рассказчик? (Он, старик, моряк)
    – Какое бывает море? Прочитайте красочные определения, которые создают образ моря.
    – Почему рассказчик нашел так много эпитетов о море? (Много прожил, мудрый, опытный, он моряк, знает о море не понаслышке)
    – Докажите, что море может быть щедрым. (Отдых, соленая вода, воздух морской, рыба, водоросли, морская капуста; красоту моря изображали художники – маринисты; одним из таких является Айвазовский).

    – Докажите, что море может быть таинственным. (В глубинах много неразгаданных тайн, много сложено легенд о море, русалки, сирены).
    – Почему жестокосердным? (Море как живое существо с жестоким сердцем. Оно губит суда, людей).
    – Так какое море? Что самое главное хотел сказать старик о море?
    – Можно ли в тексте найти предложения, в которых уже сформулирована идея стихотворения? (Море разное, как человек).

    – Прочитайте текст № 2 (подготовленный ученик).

    С возу яблоко упало
    И, как водится, пропало,
    Потому что не попало,
    Ни в повидло, ни в компот.
    Хорошо, что не попало,
    Превосходно, что пропало,
    расчудесно, что упало,
    Видишь – яблоня растет!

    Беседа по содержанию.

    – Почему яблоко пропало? (Не попало в компот или повидло.)
    – То есть,одно яблоко кому бы принесло пользу? (Одному человеку, семье)
    – Какую пользу? (Оно вкуснее, в нём много витаминов, им можно утолить голод).
    – Яблоко им не досталось. Это потеря для них? (Да)
    – Это большая потеря? (Нет. Маленькая).
    – А что случилось с яблоком? Из него выросла целая яблоня.
    – Почему это хорошо, превосходно, расчудесно. (Потому что много яблок и всем хорошо.)
    – Надо ли огорчаться, что яблоко пропало?
    – Какова идея стихотворения?

    Идея: не надо огорчаться из-за маленьких потерь, а надо радоваться, если своя потеря оборачивается чем-то хорошим для других людей.

    Какие ключевые слова помогают понять идею? (Превосходно, расчудесно.)
    – Прочитайте стихотворение. Попытайтесь интонацией, голосом, темпом передать идею стихотворения.

    Выразительное чтение

    – Как же мы поняли главную мысль, идею? (Исследовали текст.)
    – Как сформулировали?

    Физминутка

    – Прочитайте текст № 3

    Ребят таёжного посёлка, перегонявших скот на летнюю пастьбу, потрясла одна встреча. Стадо вспугнуло глухарку, и птица бегала кругами по бугорку с распущенными крыльями. Она пыталась и никак не могла взлететь. Посреди просеки ребята нашли гнездо с четырьмя почти горячими яйцами. Видно, на гнезде мать сидела, распустив крылья, прикрывая своих будущих детей, и крылья закостенели от неподвижности. Когда глухарка, наконец, взлетела, все увидели, что живот у нее голый. Пух она выщипала сама, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птенцам.

    – Объясните значение слов: таёжный посёлок, глухарка.
    – О чём текст? Определите тему.
    – Можете ли сразу сказать идею текста? Что для этого нужно сделать?
    – Давайте анализировать, исследовать текст.

    1. Ребят таежного села, перегонявших скот на летнюю пастьбу, потрясла одна встреча. Какая встреча? С кем? Чем эта встреча их потрясла? (много предположений. Лучше ничего не предполагать)
    2. Стадо испугало глухарку, и птица бегала кругами по бугорку с распущенными крыльями. Так. значит, ребята встретились с глухаркой. На второй вопрос ответа нет. Еще один вопрос. Почему она бегала по бугорку? (Может отвлекала от гнезда?)
    3. Она пыталась и никак не могла взлететь. Вот почему она бегала по бугорку. Почему она не могла взлететь? (может была ранена?)
    (Приложение. Слайд 9)

    – Значит, пух она выщипала сама. Для чего? (Чтобы согреть своим теплом яйца).
    – Почему? (Она мать, а это ее дети).
    – Чем потрясла ребят встреча с глухаркой? (Она сама выщипала себе перья, чтобы согреть своих птенцов. Силой материнской любви).
    – Для чего написан текст? Какова идея? (Показать силу материнской любви).
    – Придумайте заголовок текста. Помните, что заглавие может отражать тему текста. Но более глубоким, Ёмким, а следовательно и более удачным будет заголовок, который отражает идею текста.
    – Сила материнской любви.

    Домашнее задание: сформулировать идею афоризма Людвига Берна «Без многого может обходиться человек, но только не без человека», опираясь на знания, которые вы получили сегодня.

    Тема, проблематика, идея и авторская позиция

    Определения

    • Тема — общее содержание произведения; то, ЧТО в нём изображается.
    • Идея — основная мысль произведения; то, КАК автор относится к изображаемому.
    • Проблематика — комплекс тех проблем (вопросов), которые поставлены автором в его произведении.
    • Авторская позиция — отношение автора к событиям, происходящим в литературном произведении.

    Объяснение и примеры

    Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.

    В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.

    Пример

    Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.

    При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных.

    Пример

    Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).

    И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.

    Проблематика

    Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.

    Пример

    Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.

    Проблематика может быть:

    • нравственной;
    • психологической;
    • социальной;
    • философской.

    Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения.

    Пример

    Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:

    • анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
    • психологическая (выбор человеком своего пути);
    • всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
    • философская (добро и зло, вера и отрицание).

    При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.

    Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.

    Пример

    Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).

    Авторская позиция

    Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.

    При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.

    Как определить тему, проблематику и идею литературного произведения

    • Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
    • Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора:
      • нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.);
      • психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад);
      • социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком);
      • философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни).

      Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику.

    • Подумайте, как решает автор те проблемы, которые поставлены им в литературном произведении. Какой вывод мы можем сделать на основании этого авторского решения? Ответ на этот вопрос и станет определением идеи литературного произведения.
    • Согласны ли вы с авторским решением проблемы? Можно ли назвать его объективным?

    Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

    Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.

    Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.

    Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».

    Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.

    Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?

    Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).

    «Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

    Алина Косова

    Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.

    Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

    Чем различаются тема и главная мысль текста?

    На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.

    Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.

    Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

    Также главную мысль часто называют проблемой текста.

    Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM! Наши специалисты уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас вас максимально полезные занятия.

    Приходите к нам на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM. Все это абсолютно бесплатно!

    Как определить тему и главную мысль текста?

    Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

    • Подчеркнуть ключевые слова
    • Выделить микротемы по абзацам
    • Постараться мысленно пересказать текст, постараться в 4-5 предложениях передать его суть

    Поработаем с примером

    «(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

    (6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

    (7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

    (13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

    Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»

    О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-раному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

    Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:

    1. Что произошло в тексте?
    2. О чем мы задумались после прочтения текста?
    3. Какая мысль заставила автора написать этот текст?

    Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.

    С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

    Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.

    Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

    Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

    Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку! Но не забывайте: мы разобрали всего одну ловушку, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы разобраться с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!

    Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 2

    Здравствуйте! Напомню, мы учимся писать рецензию-эссе, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю».

    Ответы на задания первого урока

    Попробуем определить тему текста ЕГЭ. Это публицистический текст, критическая статья, эссе (приведите доводы сами).

    1. О чем говорится в первом абзаце? — Автор вспоминает о наслаждении, которое он испытал от чтения учительницей «Капитанской дочки».

    2. О чем говорится во втором абзаце? — Автор упоминает Цветаеву, которая, читая «Капитанскую дочку», всегда ждала появления Пугачева. Сам автор, в противоположность поэтессе, ждал появления Савельича. (У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича).

    3. О чем говорится в третьем абзаце? — Автор объясняет, чем его так привлек Савельич — своей любовью и преданностью Гриневу. Он использует риторические вопросы, восклицания и антонимические сочетания (Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!), что усиливает эмоциональное воздействие на читателя.

    4. О чем говорится в четвертом абзаце? — Автор говорит, что мысль о таких перевернутых отношениях хозяина и слуги приходила ему еще в детстве, когда ему читали вслух «Капитанскую дочку». И вот сейчас он пришел к выводу, что причина таких отношений — бескорыстная любовь (Любовь — главнее всех).

    5. О чем говорится в пятом абзаце? — Автор пытается обосновать собственное восприятие Савельича отношением Пушкина к своему герою. Он считает, что, видимо, писатель наделил Савельича любовью своей крепостной няни (метафора ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича).

    6. О чем говорится в шестом, заключительном, абзаце? — Автор объясняет, что считает литературное произведение удачным, если появляется желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение.

    Итак, мы видим, что:

    а) начало и конец текста связаны единой мыслью, что «Капитанская дочка» — произведение, вызывающее читательское наслаждение;

    б) середина текста посвящена авторскому видению Савельича и его взаимоотношений с Гриневым.

    Следовательно, абстрактно можно принять, что тема текста — субъект (Савельич) и размышление о нем автора в рамках общего взгляда автора на «Капитанскую дочку». Из этой темы вытекает и один из вариантов названия текста: «Отношение Ф. Искандера к персонажу повести «Капитанская дочка” Савельичу и его взаимоотношениям с Гриневым».

    Задание: этот вариант названия эссе достаточно узкий, расширьте его.

    Идея текста. Авторская позиция. Основная мысль текста. Проблематика публицистических и художественных текстов

    Идея — это то, что хотел сказать автор по выбранной теме. Проведем аналогию. Предположим, вы хотите построить дом. Дом — предмет вашего авторского внимания, то есть тема, которая включает в себя и задачу: дом надо построить. Далее вы продумываете, какой будет внешний вид дома, какие функции он должен выполнять, сколько денег будет стоить. И это обдумывание соотносится с целью, которую вы себе поставили, решив строить дом. Чего вы хотите: тепла? красоты? удивить соседей? Вот эта поставленная цель вместе с задачей и будет идеей постройки дома.

    То же с текстом: автор должен наперед знать тему и поставить себе задачу высказаться по этой теме. В эту задачу может входить передача информации, или же автор хочет показать свое отношение к определенному предмету или явлению действительности, или же поставить злободневные вопросы. Решая задачу, автор одновременно обозначает для себя круг проблем, которые волнуют его по данной теме, и формулирует свое, лично ему присущее отношение к этим проблемам — авторскую позицию. Представление читателю круга проблем в оформлении авторской позиции есть цель автора и идея его текста. Идея может содержать четкую основную мысль текста как некий авторский вывод.

    В научных и официально-деловых текстах идея ясна из названия, так же как и тема. Идея доклада «Доказательства присутствия жизни на Марсе» — обоснование того, что жизнь на этой планете действительно существует. А вот чтобы узнать идею статьи «Соломоново решение», в названии которой метафора, необходимо сначала прочитать статью, чтобы понять, решению какой злободневной проблемы она посвящена.

    Идея объемных и композиционно сложных публицистических и художественных произведений вытекает из комплекса проблем, которые писатель ставит перед собой и читателем, или проблематики произведения.

    Чтобы увидеть идею публицистического текста, нужно научиться анализировать авторскую позицию, выходя таким образом в круг проблем, которые есть в тексте. Для этого надо:

    а) ответить на типовые вопросы, двигаясь по абзацам;

    б) при ответе опираться на речевые средства, с помощью которых автор выражает свою позицию в тексте.

    Определим идею текста из варианта ЕГЭ (текст приведен в задании 1, типовые вопросы и цитаты в ответах, подтверждающие читательский вывод, выделены курсивом).

    1. Что интересует автора текста? — Ответ на первый вопрос — определение темы текста. В нашем случае, напомним, это размышление о Савельиче и его взаимоотношениях с Гриневым в рамках общего взгляда автора на «Капитанскую дочку».

    2. Какую задачу ставит автор текста? — Автор хочет высказать собственное мнение о Савельиче. Автор всегда ждал появления Савельича — он полемизирует по этому поводу с Цветаевой (второй абзац: У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича).

    3. В чем своеобразие авторского восприятия?

    1) Каким образом автор оценивает предмет или явление, привлекшие его внимание? — В нашем случае идет оценка героя через его взаимоотношения с Гриневым (третий абзац: Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!);

    2) Почему автор считает именно так? — Потому что Савельич бескорыстно любит Петрушу (четвертый абзац).

    3) Какие аргументы приводит автор в обоснование своей позиции? — Объяснение своему взгляду на Савельича автор находит у Пушкина (пятый абзац: Пушкин ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича).

    4) Какие выводы делает автор? — Автор делает два вывода. Один по поводу своего взгляда на героя (Любовь — главнее всех). Другой по поводу вообще удачи литературного произведения (Главным и неизменным признанием удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение).

    Задание. Что показывает анализ: почему автор взялся за статью? Какова идея текста? Какова основная мысль текста — авторский вывод? Как можно озаглавить текст исходя из его основной мысли?

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: