Как научиться рассказывать интересно

10 советов: как научиться рассказывать интересно

Речь – один из самых простых инструментов общения. Банально? Нет, потому что это один из сложнейших инструментов общения. И если вы умеете говорить красиво и интересно – это +1000 баллов к вашей харизме. Именно выразительная речь ведет за собой людей и превращает обычного человека в лидера. На самом деле, для того, чтобы понять, как научиться рассказывать интересно, не нужны ни ораторские тренинги, ни актерские курсы. Мы делаем себя сами.

Как ни странно, но для обучения красивой речи нам больше нужно чтение и письмо. Кто, как ни классики, научат вас, как интересно рассказывать истории. Если Достоевский и Толстой кажутся вам скучными, то ищите хорошую современную литературу. Главное, чтобы написана она была хорошим языком. Хорошая пресса и интересные блоги тоже вам в помощь, тем более, что многие талантливые писатели современности их ведут активно.

Уделяйте внимание и литературе специализированной. Так вы и кругозор расширите, и словарный запас тоже. Почитайте классические труды, посвященные красноречию ( и современные тоже), запоминайте новые слова и словосочетания, а если вам понравилось какое-то выражение, подслушанное на улице – не бойтесь брать в обиход.

Тренируйте письменные навыки

Они тоже научат рассказывать интересно. Возможно, вы не станете классиком, но дневник вам пойдет на пользу, как и личный блог. Передавайте эмоции, записывайте все самое интересное, что с вами происходило за день. Ведение дневников, кстати, не дает состариться мозгу, поэтому слабоумие вам точно грозить не будет.

Строим предложения правильно

Для этого не нужно возвращаться в школу и учить русский язык. Достаточно упомянутого выше полезного чтения и дневников. Хорошо, если в дневнике вы записываете не короткие фразы, а пространные рассказы со всеми деталями и диалогами. Если вас ждет выступление на публике, можете для начала записывать интересные слова и фразы, связанные с темой выступления. Можете послушать людей, которые умеют интересно рассказывать и перенять что-то из их манер, попробовать понять, как они делают истории интересными.

Увеличиваем словарный запас

В помощь нам снова-таки чтение самой разной литературы, а еще общение с людьми разных специальностей и увлечениями, от которых вы далеки. Старайтесь сразу же узнавать значение нового слова.

Ищите трудные книги, старайтесь делать их понятными для себя.

Возможно, вам лично интересна история с кучей подробностей, особенно если она вызывает приятные воспоминания. Но поверьте, большинство слушателей это сильно утомляет. Просто представьте, что читаете детектив с интереснейшим сюжетом и интригой, но написанный с зашкаливающим количеством подробностей и описаний. Он быстро вам наскучит. В своих историях выделяйте главное и отметайте все мелкие и не особенно нужные детали, иначе история будет очень занудной.

Лечимся от слов-паразитов

Для этого вам нужен лишь диктофон. А еще — ручка, чтобы записывать все ваши «это самое», «например», «как бы» и прочий хлам. Избавиться от них непросто, но попробуйте.

Еще несколько хороших советов

  • Учитесь выступать и рассказывать не только своим друзьям и домашним, но и при большом скоплении народа.
  • Уверенность в себе позволит держать вашу речь под контролем.
  • Тренируйтесь перед зеркалом, работайте над мимикой и жестикуляцией. В этом также поможет школа имиджа, актерские курсы и т.д. Но зеркало надежнее.
  • Тренируем и дикцию. Здесь снова в помощь театральная студия и головоломные скороговорки.
  • Если вы сумеете найти несколько интересных историй или моментов, то даже о сухих скучных фактах можно рассказать захватывающе.
  • Истории можно рассказывать по разному. Например, можно несколько интересных историй собрать вокруг главного сюжета. Они могут переплетаться друг с другом, но быть связанными с центральным рассказом.
  • Можно начинать рассказ с середины, с самой кульминации. Так вы людей заинтригуете и заставите себя слушать.

Начните тренировки в компании хорошего друга или кого-то из домашних. Сидя в комнате, выбирайте любой из объектов, которые в ней есть, хоть предмет мебели, хоть случайно оказавшаяся в спальне вилка. Начните свой рассказ об этом предмете и следите, чтобы он был конструктивным и связным, а еще – интересным. Также определитесь с промежутком времени, в течении которого будете рассказывать.

Начинаем с пяти минут, дальше можно ваше время и увеличить. Пускай слушатель оценивает ваш рассказ о вилке: бы ли он интересным, связным, информативным. Кстати, лекции в лекции на пять минут о вилке – это не так просто, как вы подумали. Особенно если в лекции нет повторов, междометий или отступлений. Важно, чтобы слушатель всегда был один и тот же и он мог наблюдать за вашим прогрессом.

Если такой человек не нашелся, можете взять на вооружение диктофон. Прослушивайте свои шедевры через большой промежуток времени, например, через неделю. Оценивайте их так, как оценивает человек посторонний: есть ли слова-паразиты, как звучит голос, интересный ли рассказ…

Ощутив почву под ногами, начинайте рассказывать истории в компаниях или незнакомым людям.

Со временем это будет становиться все проще, а истории – все более захватывающими.

8 способов рассказать историю интересно (с примерами и советами)

Когда-то нас всех учили в школе, как надо писать сочинение. Вступление, основная мысль, заключение. Более «взрослый» вариант: вступление, история вопроса, основная мысль, развивающие тезисы, заключительная часть.

Но вспомните, как мы рассказываем друзьям что-то интересное.

«Ты себе не представляешь! На меня только что упал диван! Представь, иду я спокойно по улице, и вдруг – ба-бах! – передо мной падает диван! Ну да, не на меня. И упал не очень-то высоко, его грузчики снимали с машины и случайно упустили. Но как же я испугалась!»

Эта история – сочетание приемов «Фальстарт» и «Начать с середины».

Хорошая история – путешествие, которое приносит вдохновение. Прочтите рассказ Хемингуэя про рыбалку на реке – и вам захочется купить удочку, собрать пару сэндвичей в карман куртки и поехать на глухую речку, ловить эту форель. Посмотрите хорошую рекламу, выстроенную не просто по законам жанра, но с душой – вы не купите этот Ролекс, но настроение победы останется с вами еще на несколько часов.

Сочинить историю, которая донесет до читателя нужные идеи и будет с увлечением дочитана до конца, сложно. Но это возможно. Просто задумайтесь, что и как вы хотите рассказать, какую эмоцию сделать ведущей в вашем рассказе – и начинайте.

Инновационные цифровые решения для фарммаркетинга:

  • Как сегментировать пациентов и что делать дальше;
  • Как повысить лояльность пациентов, проходящих терапию;
  • Как отстроиться от конкурентов с помощью диджитал-инструментов;
  • Как запустить интерактивное обучение медработников;
  • Как увеличить количество заявок на диагностику;
  • Как повысить осведомлённость пользователей о заболевании.

Не стоит превращать вашу статью или презентацию в шаблонную последовательность от начала к концу. Используйте разные сюжетные приемы, чтобы сделать по-настоящему запоминающуюся историю. Задумайтесь: события происходят в хронологическом порядке, но рассказывать о них можно по-разному.

Мономиф

Мономиф (его также можно назвать «путешествие героя») – это история, которая встречается во многих сказках, мифах и религиозных писаниях по всему миру.

В мономифе герой призван оставить свой дом и отправиться в сложное путешествие. Он переезжает из места, которое знает, в пугающую неизвестность. После преодоления серьезных испытаний он возвращается домой с наградой или обретенной мудростью. Многие из современных историй до сих пор следуют этой структуре – от «Короля Льва» до «Звездных войн».

Это традиционное последовательное изложение событий, но оно подчинено законам драматического жанра – в мономифе есть предыстория, завязка, развитие, кульминация и развязка.

Мономиф поможет вам объяснить, как вы пришли к тем выводам, которыми хотите поделиться, и добавит вашей истории убедительности. Эта техника хорошо подходит для демонстрации преимуществ риска, а также для объяснения, как вы открыли для себя новые знания.

Сила этого приема – не в последовательности изложения, а в контрасте отдельных шагов и драматическом эффекте: на пути героя непременно встречаются неразрешимые загадки и таинственные незнакомцы. Или бабушки, которых нужно перевести через дорогу.

Примеры

Пример не новый, но показательный. Популярный рекламный ролик «Coca-cola. Пей легенду!» рассказывает современный вариант сказки об Иване-царевиче и Сером Волке.

Или история со счастливым концом: рассказ в инфографике о том, как маленький стартап сделал 10 миллиардов долларов, начав с надувных матрасов.

Автор: Anna Vital

Это история, полная напряжения и драматизма. «Гора» похожа на мономиф, потому что показывает события в хронологической последовательности. Но это все-таки две разных техники, потому что «гора» не всегда предполагает счастливый конец.

Первая часть рассказа служит предпосылкой всей истории, затем идет повествование о решении проблем, а действие возрастает до кульминационного завершения. История немного похожа на ТВ-сериал – каждый эпизод имеет свои точки взлета и падения, которые постепенно приводят к главному финалу в конце сезона.

Эта техника сторителлинга хорошо подходит для рассказа о том, как вы преодолели серию проблем, для медленного нарастания напряжения и получения вывода, который вас удовлетворяет – либо подтверждает, что вы ошиблись, но научились на этих ошибках.

Пример

Основатель интернет-магазина MadRobots Николай Белоусов рассказывает историю без хеппи-энда на «Хабрахабре» – о том, как можно почти разориться на продаже айфонов.

Как закрылся джинсовый сервис Getwear – это история взлета и падения с полезным выводом в финале.

Вложенные циклы

Вы «складываете» несколько рассказов слоями друг в друга. Помещаете свою самую важную историю – ядро вашего сообщения – в центр, а остальные истории используете для объяснения главного принципа.

Например, так написан «Декамерон» Боккаччо – история начинается с чумы во Флоренции, но это лишь служит обрамлением другим новеллам, которые рассказывают друг другу сбежавшие от чумы благородные господа и дамы. Рамочную композицию использовали многие писатели. Откройте «Маленькие трагедии» Пушкина – обрамляет трагедии история об итальянском импровизаторе, приехавшем в Петербург.

Как это сделать, если вы не Пушкин? Легко. Например, написать об очередном выезде вашей компании на природу. Подготовка к мероприятию, соревнования, забавные случаи, а между тем — это рассказ о сплоченном коллективе, о ценностях компании. И если вы готовы «раскрывать карты», то в разговорах у костра можно пересказать истории об обслуживании клиентов или случаях на производстве, которые покажут компанию с лучшей стороны.

Пример

Еще одна история из блога Madrobots на «Хабрахабре» (он нам очень понравился). Николай Белоусов через историю рождения компании Madrobots и своего развития как бизнесмена рассказывает о том, как избавиться от прокрастинации.

Sparklines (Как было, как могло бы быть)

Графический дизайнер Нэнси Дуарте использует «линии вспышек», чтобы проанализировать известные выступления в своей книге «Resonate».

Она утверждает, что самые лучшие выступления были успешными, потому что показывали контраст нашего мира с идеальным, совершенным миром. Они сравнивают «то, что есть» с «тем, что может быть». В подобных историях автор обращает внимание на проблемы, которые есть в нашем обществе, нашей личной жизни и бизнесе. Автор вызывает у аудитории жажду перемен. Это эмоциональная техника, которая очень хорошо мотивирует слушателей.

Такая техника отлично подходит для побуждения к действию, пробуждения надежд, азарта и поиска приверженцев своих идей. Кроме того, она активно используется в рекламе. Пока в Вилларибо празднуют… помните?

Пример

Подобной технологией пользуются при создании рекламных роликов, когда стараются показать разницу между тем, что есть у вас сейчас, и тем, что может вам дать продукт.

Например, в этом ролике обратите внимание на финальные кадры: как умело использован повтор.

In medias res (начать с середины)

Дословно с латинского это выражение переводится как «в середине дела». Начните повествование с центрального эпизода – перед тем, как начать объяснять, как вы сюда попали.

Читайте также  Как проверить непроизносимую согласную

Вы сразу же «бросаете» аудиторию в самую захватывающую часть истории – люди будут заинтригованы и будут очень внимательны, чтобы понять, что же на самом деле происходит.

Но будьте осторожны – не раскрывайте все факты сразу. Старайтесь намекать на что-то странное или неожиданное – что-то, что требует больше пояснений. Давайте вашей аудитории ровно столько информации, чтобы постоянно держать ее на крючке, а потом вернуться назад и восстановить полную картину истории.

Это подходит только для коротких историй, потому что если вы растянете ее надолго, ваша аудитория быстро разочаруется и потеряет интерес.

Техника хороша тем, что захватывает внимание с самого начала и держит в напряжении, а также позволяет сфокусировать внимание людей на поворотном моменте истории.

Пример

История компании «Харлей-Дэвидсон», которую ее автор начал с весьма необычного факта.

Или остросюжетный боевик от «Билайн» о тарифе «Интернет навсегда».

Сходящиеся идеи

Эта техника показывает, как разные мысли сходятся воедино и формируют продукт или идею. Она может быть использована для объяснения, как рождалась идея, или как одна идея стала кульминационным моментом работы нескольких умов.

Техника сходящихся идей похожа на «вложенные циклы», но вместо погружения в основную историю через вспомогательные здесь показывается, как несколько одинаково важных историй дали единственный вывод. Может быть использована для рассказа историй о союзах, имевших мировое значение, – например, партнерстве веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина.

Ларри и Сергей встретились в Стенфордском университете в 1995 году, но сначала друг другу не понравились. У обоих были отличные идеи, но сотрудничать им было трудно. В конце концов они начали работать вместе над исследовательским проектом. Проектом, который стал известен как Google.

Эта техника хорошо показывает, как формируются партнерские отношения и как люди объединяются для совместной работы. Она также подходит для объяснения того, как пошло развитие в определенный момент истории.

Примеры

История бренда Ernst & Young – о том, как два талантливых человека достигли успеха, каждый – в своем деле. И как по прошествии долгих лет работы, уже после смерти основателей, их компании объединились в одну, которая и по сей день успешно работает на рынке.

А вспомните рекламную историю про двух братьев, которые делали Твикс: один делал левую палочку, второй – правую.

Фальстарт

Фальстарт – техника, при которой вы начинаете рассказывать, казалось бы, предсказуемую историю, а потом неожиданно прерываете ее и начинаете снова. Вы увлекаете свою аудиторию ложным чувством безопасности, а затем переворачиваете все с ног на голову.

Этот формат отлично подходит для рассказа о тех моментах, когда вы в чем-то провалились и были вынуждены вернуться к началу и все пересмотреть. «Фальстарт» идеально подходит для разговора о том, какой урок вы извлекли из своего опыта, или о необычном решении проблемы, которое вы придумали. Эта техника отлично помогает захватить внимание: ожидания аудитории разрушаются, это удивляет и заставляет обратить пристальное внимание на ваше сообщение. «Фальстарт» хорошо подходит для демонстрации преимуществ гибкого подхода.

Пример

Отличный ролик Axe с гнетущим началом и неожиданной развязкой.

Лепестки

Это объединение большого количества историй вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько рассказов, не связанных между собой, которые все-таки имеют отношение к одной ситуации.

Вы рассказываете ваши истории одну за другой, прежде чем вернуться к центральному сюжету. Лепестки могут переплетаться, когда одна история переплетается с другой, но каждая из них сама по себе должна быть полным повествованием. Это дает вам возможность сплести богатую палитру доказательств вокруг вашей главной идеи.

Показывая аудитории, как все эти ключевые истории связаны друг с другом, вы позволяете людям почувствовать важность и вес вашего послания. Эта техника позволяет объединять разные сюжеты вокруг центральной идеи и демонстрирует, как взаимосвязаны разные ниточки в одной ситуации.

Этот премилый ролик от «Билайна» показывает нам своеобразный мини-сериал о знакомстве нового и весьма необычного сотрудника с офисом. Главная идея скрыта в концовке.

Еще один пример «лепестковой» истории – статья, которую вы сейчас читаете, каждый прием ведет вас к одной мысли: истории можно рассказывать по-разному.

Начните с истории

Что ж, теперь они у вас есть – 8 классических техник сторителлинга, которые сделают ваш рассказ более доходчивым и привлекут внимание аудитории. Конечно, кроме них есть и другие приемы, которые можно использовать.

Помните, что вы сможете оживить даже самые сухие факты, если найдете историю, связанную с ними.

Адаптация и подбор примеров: компания «Протекст».

Сторителлинг: как интересно рассказывать истории

Сергей Крутько, главный редактор 4brain.ru, рассказал блогу Нетологии о том, что такое сторителлинг, из чего состоит хорошая история и каким правилам она подчиняется.

Маркетинг всегда был связан с умением рассказывать истории. Но вот относительно понимания, путей и форм реализации мнения расходятся.

В агентстве Havas Creative US говорят, что сторителлинг — это умение делать действительно классный контент. В самом широком смысле. Подход Microsoft более серьёзен — там уверены, что важна подлинность, реальные истории от реальных людей. HubSpot считает, что сторителлинг это не просто один из приёмов создания контента, сам бренд это и есть определённая история. А в Ogilvy One сразу раскрывают секрет успешной истории: «Это своевременный, актуальный, полезный и развлекательный эмоциональный контент».

Как бы там ни было, умение рассказывать истории для бизнеса очень важно. И так или иначе им используется.

Сторителлинг: начало

В словаре маркетолога сам термин появился не так давно. У LinkedIn есть отличный аналитический отчёт на эту тему. В начале лета 2011 года количество специалистов, у которых в профиле был указан навык сторителлинга, было минимальным. Тогда он как отдельная дисциплина попросту не мыслился.

Но это не значит, что никто не рассказывал истории. Продвижение, один из столбов маркетингового микса, это установление связи с рынком, коммуникация с потребителями. Это желание рассказать о себе, своём продукте, достучаться до клиента. Поэтому даже самая безвкусная реклама, где 10 секунд в кадре то и дело мелькает продукт, а голос диктора повторяет набор отраслевых клише — тоже история. Неумело рассказанная, неинтересная, но история.

Есть и обратная сторона медали. Истории рассказывают не только бизнесы, но и сами потребители, все мы. И часто не только позитивные. В доинтернетовскую эпоху, купив на рынке плохой товар, мы говорили о нём соседям, знакомым, друзьям — так работает сарафанное радио. Так что можно обобщить и сделать простой вывод — истории о товарах, брендах, людях существуют и работают, даже если они не осознаются.

Кажется, что все это очевидно, однако когда в августе 2011 года «Кока-Кола» решила сделать истории основой своей маркетинговой стратегии, это вызвало живой интерес в профессиональной среде. В отчёте LinkedIn считается, что это решение стало одной из отправных точек «восхождения» сторителлинга как маркетинговой дисциплины. К середине 2013 года количество людей, в профиле которых умение рассказывать истории было ключевым, возросло до 250 тыс, а это 7% маркетологов во всём мире.

Ниже важные выводы, которые можно сделать из видео.

На всех этапах взаимодействия с клиентом должна рассказываться эмоциональная история. Важно не только самим рассказывать истории, но и подталкивать клиентов создавать их, а затем слушать — 365 дней в году.

Как научиться писать истории?

Теоретизировать на тему сторителлинга можно долго. Но давайте оставим это для учебников и сосредоточимся на некоторых общих правилах и приёмах, которые можно использовать для создания своих историй.

курс

Сторителлинг как инструмент бизнеса

  • Научитесь создавать истории для решения бизнес-задач
  • Узнаете, что такое визуальный сторителлинг, как работать со статической и динамической визуализацией
  • Попрактикуетесь в создании видеоисторий

Основы

Вы не сможете стать отличным рассказчиком и писателем за день, месяц, год, а иногда даже за всю жизнь. Все дело в практике, умении работать с обратной связью, но самое важное — понимать продукт, аудиторию и человеческую натуру глобально. Без этого истории будут звучать фальшиво. Все же написанное дальше — лишь крупица технических знаний.

Итак, фундамент любой истории:

  • Герой. Главное действующее лицо. Это можете быть вы, ваш друг, мама, клиент, бизнес, мифический персонаж — кто угодно.
  • Место и контекст. Среда, где разворачиваются события.
  • Цель. Какое-то послание, мораль. То, ради чего вы затеяли рассказ.
  • Сюжет. То, что объединяет предыдущие пункты. Структура, которая обеспечивает взаимодействие элементов истории.

Теперь детальнее. С героем все более или менее очевидно — это обязательный атрибут и в литературном произведении, и в коммерческом тексте-истории. Хорошо, если читатель, зритель или слушатель могут ассоциировать себя с этим персонажем, переживать за его судьбу. Очевидно, что для этого важны подлинность и реальность.

Если не хватает понимания — идите в поля и наблюдайте. Не мифическую целевую аудиторию менеджеров среднего звена 25−30 лет, а настоящих людей.

Начинающие авторы часто недооценивают важность второго пункта — места. По сути, это среда, в которой мы застаём героя истории, её контекст. Плохая проработка часто становится причиной серости и недоверия. Здесь как в детективе — можно ли верить тому, кто путается в показаниях и упускает важные детали?

Следующий пункт — цель. И это отнюдь не реклама. Подумайте, зачем вы рассказываете друзьям о своих впечатлениях от нового фильма. Вряд ли для того, чтобы они пошли в конкретный кинотеатр. По большему счету вам все равно, пусть хоть «пиратку» смотрят. Вам просто нужно поделиться эмоциями, высказать своё мнение, показать позицию. Современный потребитель контента чует предвзятость за километр, поэтому стараться ему под видом истории вручить ту же ТВ или печатную рекламу вряд ли можно считать хорошей идеей.

Ну и последнее. С поправкой на преследуемую цель, сюжет — это то, что происходит с героем в описываемых условиях. Требований к тому, каким должен быть хороший сюжет, существует много, этому даже учат в вузах. Но чтобы получить базовое понимание, есть и более быстрый путь — почитать, например, Юргена Вольфа или Аннет Симмонс.

Все остальное — лексические и композиционные приёмы, стиль, средства художественной выразительности и многое другое — помогает скелету истории обрасти мышцами и кожей. Но, как и со строением тела, это сложно. И долго, поэтому немного детальнее скажем лишь об эмоциональности и манипуляциях.

Эмоциональность можно рассматривать как неотъемлемую составляющую сторителлинга. Хорошая история должна вызывать эмоции; эмоции часто служат основой историй. Эмоциональный контент получает больший отклик — это аксиома. Посмотрите, какие материалы чаще становятся вирусными, и сколько отметок «Нравится» и повторных публикаций в соцсетях собирают посты о бездомных животных.

Как сделать свои истории эмоциональными? Для этого существуют специальные лексические, синтаксические, морфологические и интонационные приёмы. И ещё с десяток других. Но самое главное – просто не исключайте чувства и впечатления в погоне за чёткостью и аргументированностью текста.

Выбирайте знакомые людям ситуации, создавайте «своих в доску» персонажей. Сознательно делайте истории «переживательными».

Исходя из этого, в маркетинговых историях работают и манипуляции. Там, где верховенствуют эмоции (а с нашим мышлением это происходит часто, спросите у Канемана или Талера), факты и рациональность не всегда становятся основой для принятия решений.

Методов манипуляций также существует немало: от иносказания, когда главная мысль перефразируется или скрывается, до более сложных приёмов по типу милтоновской спирали. Ими пользуются политики, СМИ и отдельные авторы. Да и все мы в жизни, хоть зачастую и неосознанно.

Читайте также  Как проверить ровность стен

И в завершение. Сторителлинг — это не обязательно история в прямом литературном понимании. Ею может быть все, что угодно — инфографика, видео, мем. Например, у «Образовача» картинки-анонсы к постам зачастую становятся вирусными сами по себе. A скучную энциклопедическую статью всегда можно представить в виде инфографики.

Как научиться рассказывать интересные истории, чтобы все слушали затаив дыхание

Привет, дорогие читатели! С вами Людмила Редькина. Хотите, чтобы на ваши истории собирались все знакомые, особо сердобольные заливались слезами, а веселые ухохатывались со смеху? Вы на верном пути – заглянули на “огонек” этой статьи! Я опишу вам эффективные способы, как рассказывать интересные истории, подскажу секреты интригующих рассказов, а также вы получите четкую инструкцию по оттачиванию этого навыка.

Зачем этому учиться

Мы очень любим слушать интересные истории. Особенно на романтические “стори” падки женщины. Но вот рассказывать разные ситуации еще со школьной скамьи привыкли так: вступление, основная часть, концовка. И все бы ничего, если бы не было так скучно…

Настоящие животрепещущие истории рассказывают по-другому, более живо, харизматично и интригующе. Уметь так рассказывать, интриговать, завораживать, смеяться в конце всей группой людей могут не все.

Но вспомните, когда мы с друзьями делимся какой-то волнующей ситуацией.

Ты даже не представляешь! Я только что скатилась с лестницы! Я себе спокойно делала уборку, как вдруг – ой-ой-ой! – нога оступается, и я уже на второй ступеньке сверху! Хорошо, что растяжка позволяет и корпусом осталась наверху. Но я тааак испугалась!

История показывает, что вроде бы и не скатилась, да и не со всей лестницы, но зато как интригует вступление! Этот рассказ получился интересным благодаря двум приемам: “фальстарт” и “начинаем с середины”. Рассказчица уверенно начала, красиво и с эмоциями рассказала, в ответ получила внимание и одобрение слушателей. Кстати, научиться красиво говорить вы можете благодаря этой статье.

Хорошей можно считать историю, которая погружает вас в переживания, желание побыть в эпицентре событий. Придумать и рассказать хорошую историю, которая бы касалась всех слушателей, сложно, но возможно.

Умение рассказывать интересно о себе, своей жизни, разных ситуациях на самом деле очень полезно. Вас будут заслушиваться даже на собеседовании. А там, глядишь, и в стендап-клуб пригласят смешно шутить перед большим количеством людей.

Способы научиться сторителлингу

Давайте сначала поймем, чему именно мы хотим научиться. Сторителлинг: “стори” с английского – история, “теллинг” – говорить, сказать. Этот термин сравнительно новый и подразумевает “сказать, говорить историю”. Но мы вкладываем в это понятие именно интересный, интригующий рассказ истории.

В сторителлинге никто никого за ногу не тащит на свою сторону. Здесь нет прямолинейных заявлений. Тут не подходит прямолинейный формат, и четкого разграничения на “добро-зло”, “хорошо-плохо” тоже нет. Читателю, слушателю прокладывается путь, пройдя который он решит, как именно будет теперь относиться к сюжету, как воспринимать новую информацию.

❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗

Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.

О чем вы узнаете:

  1. Мой путь от безденежья к богатству.
  2. Почему у людей не получается зарабатывать и как это исправить.
  3. Понятным языком объясняю азы финансовой грамотности и законы денег.
  4. Как заработать и сохранить деньги.
  5. Как и куда я инвестирую и многое другое.

А теперь мы подошли к самому важному – техникам сторителлинга. Не буду вас обманывать, учиться этому жанру легче людям творческим. Но любой может научиться интересно и смешно доносить сюжет истории, если отработает техники их рассказа.

Мономиф

Это рассказ о разных приключениях, путешествиях героя. Во главе рассказа один герой, который встречается с разными ситуациями в своей жизни. Конечно, нужно добавить немного драматизма, собственно, и жанр драматический тут тоже работает: есть вступление, завязка сюжета, его развитие, кульминация всей истории и окончание.

Этот прием помогает понять, из-за каких ситуаций герой пришел к определенным выводам. Такая техника отлично работает в сказках для детей, когда взрослый хочет привить какие-то ценности ребенку. Конечно, добавляя разные, на первый взгляд, неразрешимые ситуации, таинственных героев.

Наше народное творчество в своих сказках преуспевало в этой технике. Например, сказка о Маше и медведях или Василисе Прекрасной и т. д. Важно в этом жанре не сделать историю скучной. Для этого добавляйте юмор, развивайте его в себе.

То же самое, только с одним нюансом – героя не ждет мир во всем мире или беспредельное счастье. Он проходит разные испытания, что-то теряет, в конце его ждет неудача, но он не отчаивается, а уверен, что все это было не напрасно.

Заканчивается рассказ тем, что он прошел этот путь не зря. Отличная история для новоявленного лидера группы. Таким образом можно в короткие сроки завоевать уважение.

Рамка

Техника, позволяющая объединить разные истории в одной концепции. Что это значит? Когда вы рассказываете разные ситуации, но в одной “рамке”. То есть в рассказе есть что-то, что объединяет их все. По такому принципу построена “Тысяча и одна ночь”. В этом рассказе дворец царя объединяет все рассказанные Шехерезадой сказки.

Здесь важно обрамление. Когда вы рассказываете историю, начните с обрамления. Например, вы семьей выезжаете на природу. Вы описываете, как вы собирались, готовили продукты вместе, какие-то казусы. Но во всем этом вы подчеркиваете единство и сплоченность вашей семьи. И впоследствии, когда будете рассказывать другие путешествия семьи, основа – единство и сплоченность.

Сравнение

Часто мы используем эту технику, воспитывая детей, при этом сами того не подозревая! Техника сравнения (sparklines – как есть уже и как могло бы быть) основана на контрасте реальной ситуации и возможной воображаемой. Например, мы говорим ребенку: “Вот у тебя низкая оценка по математике, а если бы ты вчера больше позанимался, этот пример решил бы легко”.

Это маленький пример контраста. В интересной истории сравнение тоже активно применяется. Часто оно используется в бизнесе, рекламе или мотивационных постах. Авторы направлены на побуждение к переменам. Технику признают эмоциональной, так как она воздействует сначала на эмоциональную сферу человека. Слушатель видит положение своих дел, сравнивает, как могло бы быть, и хочет все изменить.

Реверсивная драматургия

Помните начало статьи, где речь шла о лестнице? Так вот мы подошли к одному из приемов, которые там использовались, – начало с середины. Общаясь с людьми, вы успешно привлечете внимание к своей персоне с помощью этого приема. Часто такая техника видна в кинопродукции. Режиссеры интригуют зрителей кадрами из середины фильма.

В рассказе вы можете начинать с кульминации, тогда ваш слушатель будет внимательно слушать начало, развитие событий, чтобы понять, как герой оказался в такой ситуации. Этот прием хорошо работает в историях, которые вы рассказываете девушке. Представительницы прекрасного пола особенно эмоционально воспринимают кульминацию, особенно если она касается близкого человека.

Например: “Вчера чуть не уволили с работы… (у девушки дух захватило: почему? как? а что дальше?). Пришел на рабочее место, смотрю, а вчера неправильно сделал отчет. Пришлось за 5 минут до оперативки доделывать, а то точно бы вылетел, испытательный срок-то завтра только заканчивается. ”

Если вы хотите рассказывать длинную историю, то вам нужно постоянно держать интригу. Не нужно раскрывать сразу все карты, чтобы удержать внимание слушателя. Этот прием важно использовать для интересного рассказа историй в музее. Не всем интересны исторические данные. Но если вы этим приемом их обыграете, то будете самым востребованным экскурсоводом!

Фальстарт

Прием, заставляющий слушателя постоянно обновлять внимание. Начинается все с обычного повествования, ничего не предвещает эмоций… Потом все резко меняется, история получает новый оборот и эмоции слушателей тоже. Человек уже не знает, что ожидать от рассказа, поэтому он постоянно напряжен. А вам-то того и нужно?!

Этот прием часто используется в сериалах, когда речь идет сначала про одного героя, затем с ним что-то случается, и его родственник, знакомый, начинает всем мстить. Зрителя заинтересовало то, что в этом сериале может случиться что угодно, и это заставляет постоянно смотреть кинопродукт. С историями то же самое.

Сходящиеся идеи

Прием направлен на объединение нескольких историй в один вывод. Например, в сериале “Меч” используется такой прием. Несколько людей с отдельными жизненными историями и эмоциональными ранами встретились и пришли к одному выводу: должна быть социальная справедливость и равенство, богатые должны делиться с бедными, даже если не хотят…

Такая же история с веб-разработчиками Сергеем Брином и Ларри Пейджем. Этот союз стартует с разных ситуаций, жизненных историй, но они объединяются в одну известную ситуацию: создание проекта под названием Google.

Так, я постаралась максимально понятно объяснить классические приемы сторителлинга, которыми вы можете уже начинать пользоваться. Под каждого человека подстроиться не получится, но, например, рассказать внуку-подростку о своей жизни можно, применяя сравнение. А своему парню рассказывать истории из своей жизни можно, используя мономиф или рамку. Парни не любят изобилие эмоций.

Тренинг

Я уверена, что теория должна подкрепляться практикой. Поэтому спешу сообщить вам приятную новость: есть отличный обучающий курс Павла Воли “Юмор. Стендап 2.0”. Пройдя его, вы почувствуете мощный приток знаний, эмоций, опыта и инициативы. Чем полезен курс? Он вам даст навыки хорошо шутить, ясно мыслить и правильно общаться с людьми, доносить публике эмоции, заражать ими, говорить образно.

Вы сможете увидеть себя в новом амплуа актера, приобретете ораторские навыки. А еще у меня маленький сюрприз – я дарю вам промокод на 25-процентную скидку:

Если вы хотите быть суперрассказчиком, то вам сюда.

Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны. На нашем блоге, кстати, есть статья-обзор проекта, прочитайте:

Заключение

Рассказывать истории нужно уметь. Этот навык позволит вам развиваться и заставит ваше окружение вас окружать. Что нужно учитывать:

  1. Чтобы интересно ораторствовать, развивайте свою речь и юмор. Можно изумительно рассказывать смешную историю, не смеясь, но все слушатели будут покатываться со смеху.
  2. При составлении рассказа учитывайте классические приемы сторителлинга. Они помогут вам быть гибче в повествовании.
  3. Тренируйтесь в разных техниках – чем больше у вас инструментов, тем лучше вы будете рассказывать истории.

Поделитесь своим опытом рассказов интригующих историй в комментариях. Нам будет очень интересно, какие же техники работают у вас. Также если статья была полезной, поделитесь ею в соцсетях. А я прощаюсь до следующих новинок на этом блоге.

Научитесь интересно рассказывать истории

Сначала было «Слово». Вот дар, который заложила в нас природа. Человек может говорить. Это отличает его от животного мира. Проблема в том, что используя вроде бы одни и те же слова, мы говорим по-разному. Кого-то могут слушать «открыв рот», а кого-то начинают перебивать с полуслова и зевать с самого начала его повествования.

Так как же научиться интересно рассказывать истории и держать публику в напряжении до самой последней минуты в рассказе?

Правило №1

Чтение. Как бы странно это не звучало, но чтение увеличивает наш словарный запас и помогает избавиться от слов — паразитов: «Мммм», «Эээээ», «Вооот», «Нууу»…

В рассказах, аудитория пытается воспринимать текст «на слух», вряд ли они обрадуются вашим заминкам. Еще хуже, когда вы начнете подбирать слова у себя «в голове» и возникнет неловкая пауза. Связь с аудиторией потерять очень легко.

Чтение — это прекрасный способ улучшить свою речь, запастись богатыми эпитетами, крылатыми фразами. Они помогут быть «на коне», когда вы увлеченно захотите поделиться своей историей с публикой.

Читайте также  Как отрегулировать клапана в мопеде

Особенную пользу принесет чтение вслух.

Правило №2

Начинаем вести дневник. Что как не письменный навык поможет вам отследить пробелы в вашей речи. Учитесь писать грамотно, без ошибок. Пытайтесь контролировать «поток ваших мыслей» сначала на бумаге, а потом устно. Бумага укажет вам на ваши минусы, вы наглядно, без посторонней помощи сможете анализировать вашу речь.

Правило №3

Записывайте свои слова на диктофон. Это поможет проследить, насколько взаимосвязана речь. Запишите свою историю, потом прослушайте. Постарайтесь понять, насколько вам было интересно ее слушать.

Слушали бы вы эту историю, если бы ее рассказывал кто-то другой, в таком же формате, как вы записали?

Если вам понравилось то, что вы услышали, поздравляем, вы интересный рассказчик. Если нет — работайте над своей речью, пока не получите отличный результат.

Правило №4

Тренируем дикцию и жесты с помощью зеркала. Здесь нет ничего странного. Себя надо видеть со стороны. Зеркало самый верный способ. Выучите 1-2 истории и начинайте репетицию. Сначала вы увидите сплошные изъяны, скованность будет вам мешать. Пройдет время, вы научитесь расслабляться, изменится ваша мимика, ваши слова станут легче и мягче. Вы начнете понимать, что ваш рассказ увлекателен настолько, что кто-то заслушался сам себя.

Правило №5

Уверенность в себе. Это очень важный навык при рассказе увлекательных историй. Вы когда-нибудь видели на сцене неуверенного артиста или спикера? Все эти люди переживают свое волнение до выхода на сцену. Ваша задача научиться делать так же.

Здесь вам понадобиться помощь родных и близких друзей.

Им придется пережить период оттачивания вашего мастерства речи. Перестанете стесняться близких — перестанете стесняться и всех остальных. Главное — получайте обратную связь. Критика тоже должна присутствовать и ее нужно воспринимать достойно. Лучше пусть друг скажет, что ваша история «мягко говоря», не очень впечатлила, чем потом из зала в вас будут лететь «тухлые помидоры».

Правило №6

Учим скороговорки. Это поможет избавиться от «каши во рту». Речь становиться правильной и четкой. Помогает перестать «шепелявить», «глотать окончания», «картавить».

Что бы интересно рассказывать истории, просто необходимо иметь четкую дикцию.

Правило №7

Импровизация. Это упражнение можно делать в компании друга или с помощью диктофона. Суть простая. Выберите в комнате любой предмет, который попадется вам на глаза. Начните вслух рассказывать про этот предмет, так как будто это самая увлекательная история в мире.

Сначала будет тяжело. Ведь с первого раза сложно красочно рассказать о чайной ложке или шторах на окне. Минимальное время рассказа — 5 минут. Позже, когда ваш рассказ действительно станет интересным, информативным, связанным — увеличиваем количество минут.

Важно! Если вас слушает друг, то это должен быть постоянно один и тот же человек. Иначе вы не сможете проанализировать ваши успехи в рассказе историй.

Правило №8

Слушаем чужую речь. Не всю подряд. Слушаем речь успешных людей, спикеров, чья профессия связана с публичными выступлениями. Запоминаем, как они говорят, как ведут себя. Обращаем внимание на мимику и жесты.

Для себя выявляем, положительные стороны, которые можно применить при рассказе вашей истории.

Правило №9

Начинаем рассказывать свою историю с середины. Вспомните чудесные школьные годы. С чего там начинались лучшие истории? Верно, со слов: «Ты представить себе не можешь. На меня упал рояль. Да. Я жива и не пострадала. Нет, я не железный человек. Просто шла мимо своего дома. Никого не трогала. Возвращалась из магазина — и тут БАЦ упал рояль! Ну, не прямо на меня. Просто грузчики пытались его занести через окно. И уронили рядом со мной. Ну как рядом. Я стояла на другой стороне улицы…».

Такую историю было не возможно не дослушать до конца. Итак, рассказываем по схеме: середина — начало — конец.

Правило №10

Техника «Лепестки». После того, как вы отточите все вышеуказанные правила, стоит подобрать технику для рассказа. Одна из них называется «Лепестки». Если у вас несколько историй, которыми хочется поделиться с публикой, такая техника идеально подойдет. Главное, что бы все ваши рассказы имели отношение к одной и той же ситуации. Или хотя бы схожий смысл.

Нужно выбрать одну главную историю и поместить ее в центр своего повествования. А все остальные истории начините рассказывать «одну за одной», добираясь до центра, затем возвращаясь назад. Такая техника поможет держать слушателей в напряжении. Никто не уйдет, пока не узнает, в чем была суть истории.

Важно! Все истории должны быть связаны между собой. Общий смысл должен присутствовать во всех рассказах.

Теперь вы знаете 10 правил о том « Как научиться интересно, рассказывать истории».

После этого, ваши истории просто обязаны, притянуть внимание аудитории. Ведь теперь даже из сухих фактов, вы сможете сделать увлекательное, доходчивое повествование. Помните, рассказывать нужно уметь! Постоянно развивайте свои речевые навыки и тогда в «интересных историях» вам не будет равных.

Вы с легкостью можете рассказать смешную историю так, что все будут падать «со смеху», но при этом ваше выражение лица останется прежним. Вы контролируете то, что говорите. Публика в восторге. Ваша история безупречна и прекрасна!

10 советов по сторителлингу: как написать историю, захватывающую дух

Можно долго изучать способы влияния на людей, а можно один раз изучить искусство рассказывания историй – сторителлинг. Этому умению уже тысячи лет, но только в последние годы оно стало отдельной нишей. Этот навык пригодится всем, кто так или иначе воздействует на людей устным или письменным словом. И если вы один из них, то эти 10 советов по сторителлингу точно для вас. Наши рекомендации помогут сделать вашу историю яркой, живой и запоминающейся. А теперь читайте и беритесь рассказывать свои истории с новыми знаниями.

Вводите в действие с первых слов

Пожалейте читателя. Каждый день ему приходится видеть десятки заголовков и читать массу текстов. А ведь еще нужно и лайк поставить, и коммент написать, и кофе глотнуть в перерыве. Не стоит утруждать его еще и длинным введением. Начинайте экшн с самых первых слов. Потом можно и местность обрисовать, и контекст, и героя. Но влюбить своего читателя вы должны с первого взгляда, ведь конкурентов у вас слишком много.

Добавьте деталей

Простота и быстрое развитие действия очень важны для захвата внимания читателя. А вот для его удержания вам нужно создать живую и яркую историю, и к тому же достоверную. Для этого в историю нужно добавить деталей. Например, какую-то яркую особенность внешности героя, которая делает его запоминающимся. Или несколько штрихов об особенностях места действия. Воссоздайте в воображении читателя запахи, звуки, формы – он должен прочувствовать ваш рассказ. Но не переусердствуйте. Детали – это специи к истории и их нужно использовать в меру.

Рассказывайте историю через личность

История должна вызывать эмоции. Лучше всего эмоции вызывают люди. Значит, в вашем повествовании должны быть люди, даже если вы рассказываете о вещах. Ничто не помешает их очеловечить, наделить личностью и характером. Покажите, как эта личность прошла свой путь, как она изменилась или изменила кого-то другого. И как в результате получила заслуженное – награду или наказание.

Наделите героя недостатками

Времена, когда идеализированные герои завоевывали сердца и умы, остались в прошлом. Сейчас нас больше интересуют такие же люди, как и мы, со своими достоинствами и недостатками. Если в своей истории вы рассказываете о каком-то продукте, не бойтесь вынести на поверхность его недостатки. Это только увеличит доверие читателей и сделает вашу историю правдивой.

Создайте конфликт

Конфликт – двигатель истории. Он сталкивает два или больше элемента, и в результате получается что-то новое. Он выводит героя из равновесия и за этим становится интересно наблюдать. Хочется узнать, чем все закончится, чья сторона победит. «Кот лежит на коврике» – это не история. А вот «Кот лежит на коврике собаки»– уже то, что надо. Конфликт не обязательно возникает с другим героем, он может быть внутренней борьбой или связан с окружающим миром. Борьба человека с природой – классический тому пример.

Визуализируйте свою историю

Зрение – самый важный канал восприятия информации. А в контексте сторителлинга – это мощнейшее оружие в войне за человеческое внимание. Правильно подобранный визуал настраивает на определенное настроение, заинтересовывает, задает ожидания от текста, делает его объемным и ярким. Вспомните, как в детстве вы любили книжки с картинками. Они казались куда интересней скучных «взрослых» книг, не так ли? Со временем вы научились воспринимать сплошные полотна текста. Но ваш мозг все так же любит картинки. И ваш читатель тоже.

Используйте естественный язык

Если ваш герой общается сленгом – не вычищайте его речь. Она должна звучать естественно, так, как люди говорят в обычной жизни. Однако не стоит уклоняться и в другую сторону – не используйте специальные термины. То, что может быть непонятым, будет непонятым. Пишите просто, без канцеляризмов и сложных конструкций. Перечитайте текст вслух, и если какие-то места кажутся чересчур искусственными, перепишите их.

Показывайте, а не рассказывайте

Профессиональные писатели знают, что писать (или рассказывать) нужно не фактами, а образами. Если вы описываете процесс жарки бекона, то не говорите о сковороде, которая стоит на плите и в ней жарится бекон. Опишите шкворчание расплавленного жира и вызывающий слюнки запах. Заставьте работать воображение читателя – и вы надежно привяжите его к своей истории.

Делайте намеки

Это простой способ захватить внимание читателя и заставить его прочитать историю до конца. Возбуждайте любопытство, слегка приоткрывая будущее. Работают даже грубые намеки вроде: «Он и не подозревал, к чему приведет это решение», «Но все оказалось куда интереснее». Иногда можно использовать туманный спойлер, сказав о будущем хэппи-энде (или наоборот). Читателю все равно будет интересно, что именно произошло. Только уж позаботьтесь о том, чтобы в конце действительно не разочаровать его. Вставляйте намеки ближе к середине истории, когда он в нее погрузился и не будет бросать на полпути.

Не рассказывайте мораль истории

Хорошая история всегда имеет определенный смысл, цель, идею. Она должна что-то говорить читателю и побуждать его к действиям. В хорошей истории авторы иногда сами раскрывают идею прямым текстом. Они говорят что-то вроде: «Мораль этой истории такая-то и такая-то, а потому вы должны делать то-то и то-то». В идеальной истории читатель сам приходит к нужному заключению. А уж если он самостоятельно сделал такой вывод, то и скорее с ним согласится и предпримет соответствующие шаги. Не превращайтесь в ментора. Расскажите историю, а читатель пусть сам сделает свой выбор.

Выводы


Хорошая история вовлекает читателя с первых слов, погружая его в достоверную реальность. Она рассказывает о личности, которая меняется в процессе борьбы. Читатель сопереживает ей, потому что видит самого себя. История говорит образами, а не фактами, при этом она должна иметь визуальные элементы и естественный вид. А еще идеальное повествование разжигает любопытство, но не рассказывает о своей идее прямо. Читатель должен сам сделать выводы и предпринять действия. Например, изучить искусство сторителлинга поглубже, что можно сделать на нашем курсе.

Желаем удачи, пусть ваши истории всегда будут запоминающимися!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: