Как классифицируются социально-гуманитарные науки

Вопрос №4 Классификация современной науки и взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания.

Классификация современных наук:

1) по предмету и методу познания:

— естествознание — науки о природе;

— обществознание (гуманитарные, социальные науки) — об обществе;

— о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.).

— современная математика — она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

2) по своей «удаленности» от практики:

— фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику;

— прикладные — непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками.

3) по главным сферам естественных наук (материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная):

— физика -> химическая физика -> химия;

— биология -> ботаника -> зоология;

— анатомия -> физиология -> эволюционное учение -> учение о наследственности;

— геология -> минералогия -> петрография -> палеонтология -> физическая география и другие науки о Земле;

— астрономия -> астрофизика -> астрохимия и другие науки о Вселенной.

4) Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: история, археология, экономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение и т.п.

Современная наука дисциплинарно организована и состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Наука охватывает около 15 тысяч дисциплин, которые разделяются на фундаментальные, прикладные, естественные и общественные.

В классификации научных дисциплин традиционно выделяют три основные сферы научного знания- естествознание, социально-гуманитарные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам.

Одним из направлений научного знания являются социально-гуманитарные науки, или обществознание.Предметом познания выступает все то, что представляют общество и социальность человека.Научные знания об обществе сгруппированы по трем направлениям:

-социологические, предметом является общество в целом;

-экономические, предметом являются государственно-правовые структуры и отношения в общественных системах.

Особенности и различия между естественными и гуманитарными науками обусловлены самой спецификой объектов их изучения. В природе как в объекте естествознания действуют слепые, стихийные и не зависящие от человека процессы, а в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций человека. На этом основании естественнонаучное познание нередко противопоставляют гуманитарному. Различие между гуманитарным и естественнонаучным познанием выражается в характере основных познавательных процедур и функций науки- объяснение, понимания и предсказание явлений.

Объяснение— подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Переход от общих знаний к более конкретным, эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Структурные объяснения, функциональные и причинные.

Понимание— это способ истолкования или интерпретации явлений и событий гуманитарной культуры, выявление смыслов и значений различной информации, знаний.

Предсказание (предвидение) – основывается на логическом выводе высказываний о фактах из общих утверждений, но сами факты остаются гипотетическими, неизвестными и их предстоит еще открыть.

Главные критерии научного знания- непротиворечивость, подтверждаемость и эффективность. В гуманитарных науках выделяют три главных научных основания: ценность, прагматический метод и критерий эффективности.

Вопрос №5 Физическая картина мира в классической и современной науке.

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА- представление о мире и его процессах, выработанное физикой на основе эмпирического исследования и теоретического осмысления. Физическая картина мира следует за ходом развития науки; сначала она основывалась на механике атома (атомизм), затем – на механике сил (динамизм, энергетизм), а в наши дни – на представлении о неразрывной связи пространства и времени (см. Континуум), а также силы и материи (см. Поля теория), на понимании совокупности условий микрофизики, статистического характера физических законов и двойственной природы материи. Физическая картина мира, развиваемая на основе этого физического учения, все сильнее теряла характер наглядности; качественные различия все более сводились к количественным. Современная физическая картина мира состоит из системы недоступных наблюдению уравнений, значение которых трудно для понимания; она не является более «картиной». Прежде всего стало совершенно абстрактным понятие материальной действительности. Но, согласно Планку, прогрессирующее удаление физической картины мира от мира чувственного означает не что иное, как увеличивающееся приближение к реальной действительности (физическому миру, трансцендентному по отношению к переживаниям); см. Причинно-механическая картина мира.

Понятие «картина мира» является одним из фундаментальных понятий философии и естествознания и выражает общие научные представления об окружающей действительности в их целостности. Понятие «картина мира» отражает мир в целом как единую систему, то есть «связное целое», познание которого предполагает «познание всей природы и истории. «

В основе построения научной картины мира лежит принцип единства природы и принцип единства знания. Общий смысл последнего заключается в том, что знание не только бесконечно многообразно, но оно вместе с тем обладает чертами общности и целостности. Если принцип единства природы выступает в качестве общей философской основы построения картины мира, то принцип единства знаний, реализованный в системности представлений о мире, является методологическим инструментом, способом выражения целостности природы.

Система знаний в научной картине мира не строится как система равноправных партнеров. В результате неравномерного развития отдельных отраслей знания одна из них всегда выдвигается в качестве ведущей, стимулирующей развитие других. В классической научной картине мира такой ведущей дисциплиной являлась физика с ее совершенным теоретическим аппаратом, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером классического естествознания, а методология сведения придала всей научной картине мира явственную физическую окраску.

В соответствии с современным процессом «гуманизации» биологии возрастает ее роль в формировании научной картины мира. Обнаруживаются две «горячие точки» в ее развитии. Это – стык биологии и наук о неживой природе, и стык биологии и общественных наук.

Представляется, что с решением вопроса о соотношении социального и биологического научная картина мира отразит мир в виде целостной системы знаний о неживой природе, живой природе

и мире социальных отношений.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1798 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

РАЗДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — методологический подход, исходящий из неоднородности наук о человеке и обществе и проблематизирующий понятие «социально-гуманитарные науки». С одной стороны, есть такие науки, как экономика, социология, наука о праве. С другой стороны — антропология, науки об искусстве, о культуре, история. Первые называют социальными науками (С. н.) в узком смысле слова, в отличие от вышеупомянутого широкого. Вторые — гуманитарными науками (Г. н.). Эта эмпирическая классификация предполагает уточнение критериев разделения на Г. н. и С. н.

Есть точка зрения, которая вообще не предполагает возможности существования Г. н., поскольку только в науках, подобных наукам о природе, производится конструирование предмета исследования из существующего объекта с помощью научной процедуры. В Г. н. предмет науки специально не сконструирован, совпадает с объектом, и речь может идти только о гуманистике, но не о специализированной деятельности по производству гуманитарного научного знания. Однако при этом игнорируется наличие собственных научных процедур получения гуманитарного научного знания, которые включают в себя: следование методам соответствующей научной дисциплины, задающей стандарты и нормы научной деятельности; постулат субъективной интерпретации, согласно которому соотносятся научные описания изучаемой реальности и субъективные мотивы деятельности людей; постулат адекватности, который требует, чтобы научное утверждение Г. н. было понятно тому, относительно кого оно высказано. Это отличает Г. н. от С. н., где научное утверждение отнесено к сущности и не является понятным для людей, которых оно описывает. Таким образом, Г. н. имеют свои процедуры научной деятельности и способы конструирования своего предмета познания.

Читайте также  Как узнать какой блок питания в компьютере

Имеется и другая точка зрения, согласно которой включенность субъекта в объект наук об обществе делает все науки этого цикла гуманитарными, ориентированными на человека. Аргументом является то, что предмет социального познания — мир человека, а не вещь. Все С. н. изучают деятельность человека, и потому их можно отнести к Г. н. Любое познание социально, т.е. имеет социальные детерминанты, воздействующие на его производство и функционирование. Специфика же познания общества такова, что в широком смысле оно все является гуманитарным. В онтологическом плане это верно, но методологически — нет (см.: Натуралистическая и кулътурцентристская исследовательские программы социально-гуманитаных наук). Единая система наук об обществе, называемая общественными науками, социальными науками (в широком смысле слова), социально-гуманитарными науками подразделяется на С. н. (в узком, выше представленном) смысле слова и Г. н.

По вопросу об их разделении возможно несколько точек зрения.

1. Разделение науки по предмету: С. н. изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы; Г. н. — человеческий мир. 2. Разделение наук по методу: С. н. — это те, в которых используется метод объяснения; Г. н. называют науки, где базовым методологическим средством является понимание. 3. Разделение наук одновременно по предмету и методу. Это предполагает, что специфический объект диктует специфические методы. 4. Разделение наук в соответствии с исследовательскими программами.

В истории развития С. н. применялись, в основном, первые три подхода. Представитель Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд противопоставил естественным наукам науки исторические, или, иначе, наукам о природе — науки о культуре. Им соответствует различие в методах. Первые используют номотетический (обобщающий метод), вторые — идиографические (описательные, индивидуализирующие методы). Другой представитель этой школы, Г. Риккерт, считал, что науки делятся на науки о природе (естествознание) и науки о культуре, об истории, чему соответствует различие методов: обобщающие, независимые от ценностей, направленные на выявление закономерностей методы первой группы наук и индивидуализирующие, связанные с ценностями методы второй группы наук. Те из наук об обществе, которые похожи на науки о природе по методам, напр. социология, получают название С. н.; те, которые ближе к истории, являются науками о культуре — Г. н.

Наиболее современным и перспективным способом разделения С. н. и Г. н. может стать их разделение на основе используемых исследовательских программ. Следуя ему, к С. н. можно отнести те, которые используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений. Г. н. будут называться те, которые применяют культурцентристскую исследовательскую программу, с характерным для нее устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъектных характеристик объекта и использованием понимающей методологии.

Научное социальное знание — наиболее объективированный и приближенный к естественным наукам тип знания об обществе, изучающий законы функционирования и развития отдельных социальных сфер и общества в целом, объективные закономерности общественного развития. Здесь субъект-объектное противостояние, противостояние исследователя и изучаемого им фрагмента действительности, намеренно и методически заостряются. Иными словами, описанию и объяснению в такого рода науках поддается лишь то, что имеет значение всеобщего и охватывается в форме понятия.

Г. н. — это науки о человеке, истории, культуре. Но их существование конституировано не столько объектом (знание о человеке, истории, культуре может быть получено не только в гуманитарной, но и в социальной форме), сколько выбором культурцентристской исследовательской программы, предполагающей выделение субъектной природы самого объекта исследования, диалектики объективного (присущего научному знанию) и субъективного (присущего самому объекту исследования). При этом осуществляется такое же объективное конструирование предмета исследования, как и в социальном знании, но оно ограничено структурами повседневности.

Именно исследовательская программа определяет в конечном счете разделение наук на С. н. и Г. н., поскольку, как уже отмечалось, объективации, натурализации, социологизации могут быть подвергнуты исследования таких объектов, как человек, культура, история, равно как культурцентристская стратегия, учет субъективных характеристик возможны и при рассмотрении социальных сфер. Уже на уровне формирования предмета науки перехода от объекта действительности к его представленности в научном знании начинает действовать одна из познавательных стратегий — объективации (натурализации) или антинатурализма, находя продолжение в методе. Объект исследования в определенной мере диктует способ образования предмета науки и выбор метода, но не детерминирует их с абсолютной определенностью.

Обе стратегии — натуралистическая и культурцентристская — чаще всего вступают в конфронтацию, но потенциально могут находиться в содружестве, стимулировать развитие друг друга. Совместимость не всегда означает какой-то особый или определенный способ связи; она только означает, что есть две точки зрения на одну проблему: одна исходит из целей субъекта, другая — из объективных процессов.

Гуманитарное знание об экономических процессах — это знание мотивов экономического поведения, это знание поведения человека в экономических процессах. Социальное экономическое знание есть знание законов и механизмов экономической жизни и путей их использования, осуществления экономических целей и мотивов. Как видим, приближение обществознания к жизни и его гуманитаризация связаны с одновременным применением как культурцентристской, так и натуралистической стратегий, с совместной работой социальных и гуманитарных наук.

Прежнее представление о структуре знаний об обществе жестко закрепило за науками разделение на социальные и гуманитарные знания по предмету. Экономика или социология в этом случае не мыслят себя как гуманитарное знание. Вместе с тем, как мы уже показали, смысл достижения гуманитарной адекватности состоит в том, чтобы к одному и тому же объекту подходить с точки зрения двух стратегий, обеспечивающих одновременную работу натуралистической и культурцентристской программ. Подчеркнем еще раз: гуманитарное научное знание может быть получено о любом объекте путем методически заостряемого интереса к его субъектной природе и жизненно-смысловому содержанию; социальное знание может быть получено о любом объекте путем намеренно-методически подчеркиваемой его объективности и наличия в нем закономерностей.

Лит.: Виндельбандт В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм / / Культурология. XX век. Антропология. М., 1995; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре М., 1998; Стёпин В. С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М., 2000; Микешина Л.А. Философия познания: Полемические главы. М., 2002; Касавин И.Т., Щалев СП. Анализ повседневности. М., 2004; Федотова В.Г. С циальная философия и науки об обществе // Эпистемология и философия науки. 2004.

Как классифицируются социально-гуманитарные науки

Библиографическая ссылка на статью:
Матросов А.А., Пятилетова Л.В. Социально-гуманитарное знание: классификация наук, специфика, функции // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/10/24474 (дата обращения: 28.07.2021).

Одним из принятых критериев деления всех «неточных» наук о человеке является их дифференциация по предмету исследования.

Так, можно выделить социальные науки, которые изучают общество во всех возможных аспектах его «духовного» проявления (политической, экономической, юридической…).

По такому критерию выделения к социальным наукам будут относиться и экономика, и юриспруденция, и история, и философия, и социология…

Читайте также  Как открыть мельницу для перца

Также можно выделить «науки гуманитарные», направленные непосредственно в большей степени на «внутренний мир человека». Это (в рамках предложенной классификации) – культурология, психология, педагогика, религиоведение…

Однако, наш взгляд, такой критерий выделения совершенно нечёткий: на самом деле, границы между всеми науками в этой классификации размыты, специфика не улавливается.

Если же прибегнуть к другому основанию деления, который исходит из специфики (классической) науки как вида мировоззрения [1], то разделённость становится более наглядной: весь спектр социально-гуманитарных дисциплин можно дифференцировать по критерию «объективные» науки и «субъективные» науки, в том числе, когда граница деления невидимой чертой проходит внутри самой социально-гуманитарной дисциплины.

Просматривая особенности всего спектра социально-гуманитарного знания сквозь призму специфики классической науки как гносеологического идеала науки, обнаруживаем полное соответствие социально-гуманитарных дисциплин критериям научного знания. Исключением же являются те моменты, когда соответствовать гносеологическому идеалу невозможно в силу самой природы социально-гуманитарных наук.

И вот эта степень соответствия критериям классической науки и становится критерием дифференциации социально-гуманитарных дисциплин.

Остановимся далее более подробно на некоторых характеристиках науки для иллюстрации предложенного тезиса.

Наука стремится к истине в виде выведения «регистрирующих» и объясняющих действительность объективных закономерностей. Возможны ли в социально-гуманитарных науках объективные законы?

И да, и нет – одновременно. Для примера обратимся к психологии как «двуликой» в этом отношении науке: и «максимально» объективной, и максимально «субъективной» одновременно.

Все зависит от предмета исследования психолога – если изучается физическая основа протекания определённых психических процессов, то есть то, что можно «адекватно» наблюдать, замерять и даже ставить эксперименты, то выведение объективных закономерностей, расрывающих природу и человеческих реакций, возможно, например, объём памяти представлен в виде точной формулы.

Если же предметом исследования психолога-учёного становится непосредственно внутренний мир человека, где, говоря языком И. Канта, мы имеем дело с «вещью-в-себе» или, говоря языком синергетики, – со сложной самоорганизующейся системой, поведение которой практически невозможно предсказать, то выведение объективных закономерностей представляется вещью проблематичной, например, – изучение чувства вины.

Большую сложность представляются сами методики исследования. На примере, человеческой души как объекта изучения психологии это прекрасно видно. Здесь порой невозможны ни эксперименты, ни измерения, ни даже наблюдения [2]. «Разнообразные… физические приборы дают возможность фиксировать лишь физиологические мозговые процессы, которые являются носителями сознания. Например, можно установить частоту возбуждения нервных клеток, их пространственную структуру. Сознание человеку дано в качестве внутренних, субъективных переживаний. Его нельзя определить приборами, можно лишь почувствовать. Несмотря на все трудности, которые существуют при изучении духовности человека, их нельзя считать непреодолимыми» [3].

Таким образом, воле-неволей встаёт вопрос о вынужденной «субъективности» исследования, вовлечённости компонентов субъективности самого исследователя в процесс научного познания, что совершенно недопустимо с точки зрения гносеологического идеала, первейшим требованием которого является вычищенность объективного от всевозможных привнесённых в объект исследования субъективных компонентов сознания.

Таким образом, в свете компаративистского анализа классической науки и особенностей социально-гуманитарного знания, необходимо отметить факт условности деления социально-гуманитарных наук как по предмету, так и по «точности» (объективности/субъективности) исследования: все они взаимосвязаны по предмету (одна наука плавно «перетекает» в другую, заимствуя наработки и достижения из пограничных сфер знания) и «точности/неточности» предоставляемых данных, поэтому их представленность в обществе в виде «института социально-гуманитарных знаний» кажется наиболее продуктивной.

Социально — гуманитарные науки. Классификация и специфика объекта их изучения.

Блок по обществознанию

3.3.1. Примерные темы теоретического содержания

Социально — гуманитарные науки. Классификация и специфика объекта их изучения.

Наука и общество: функции научного познания. Знание и вера Наука и искусство. Наука фундаментальная и прикладная. Технология. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Методы социально-гуманитарного познания. Методология социально-гуманитарных наук. Общие для естественных и гуманитарных наук методы и их отличия

Философские учения о человеке и обществе в процессе их развития

Понятие философии. Многообразие понимания философии, ее предмета и роли в культуре. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство. История философии — история развития человеческого мышления и мировоззрения.

Понятие и структура деятельности человека. Мотивы и виды деятельности. Потребности человека и их классификация.

Общее представление о структуре личности. Структурный и динамический подход к исследованию единиц организации личности. Движущие силы развития личности. Принцип саморазвития деятельности как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в отечественной психологии. Положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности

Понятие и критерий истины. Абсолютная и относительная истина.

Общенаучные идеалы и нормы. Теоретичность научного знания. Истинность научного знания. Теории истины. Критерии истинности знаний: эмпирические и теоретические критерии. Объективность научного знания. Нормы научного знания: обоснованность, логистическая последовательность, рациональность.

Понятие научного и ненаучного познания. Виды и роль научного познания.

Специфика научного знания. Проблема истины в теории познания и ее основные решения. Понятие принципов в научном познании. Специфика научных принципов. Принцип как исходное основание для теоретических построений и выражение общих сторон законов. Принципы эмпирического познания как логические образы эмпирических законов

6. Основные институты общества, их функции.

Понятие и виды социальных систем. Структура социальных систем. Социологическое понятие «общества», его характеристики. Теоретические модели общества. Типология обществ. Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимодействие в обществе. Функции общества как системы. Интеграция и дезинтеграция в современном мире.

Понятие исторического процесса. Роль народа и личности в истории.

Философия истории и запросы мировоззрения в меняющемся мире. Факторы роста интереса к проблемам философии истории. Механизм обновления проблематики философии истории. Значение мыслительной традиции и классических текстов с точки зрения современных проблем. Отношение философии истории, теоретической истории и эмпирической истории

Понятие, виды, формы и функции культуры. Духовная культура личности. Понятие и формы толерантности.

Феномен культуры. Культура в системе бытия. Культура как предмет философского исследования. Метафизика культуры, конечные основания метафизики и причины возникновения. Онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров.

Понятие, ценности и функции науки. Роль науки в современном обществе.

Понятие науки. Наука в системе духовной культуры. Природа научного знания. Предмет и методология истории науки. Принципы исследования истории науки. Философия науки и история науки. Социальные аспекты истории науки.

Религия и общество. Социологический аспект.

Понятие, элементы, основные черты, широкое и узкое определение религии, 7 функций религии и 5 принципов анализа роли религии в обществе. Мировые религии. Общественно-сущностные характеристики религии. Социумные основы религии. Социологический подход к рассмотрению религиозного сознания. Религиозная деятельность. Виды религиозной деятельности. Религиозные отношения.

11. Религия – основные понятия. Религиозная вера, религиозный культ и типы религиозных организаций. Новые религиозные движения. Атеизм и другие виды свободомыслия.

Понятие религиозной веры. Религиозный культ, обряд, ритуал, знак, символ, молитвы. Этапы развития религии как общественного института. Церковь, традиционная секта, деноминация, харизматический культ и деструктивная религиозная организация в мнении современных экспертов. Новые религиозные движения, основные направления. Эзотерический разрыв и технологии психологического манипулирования в сектах, культах и деструктивных религиозных организациях. Атеизм и другие виды свободомыслия.

Читайте также  Как понять, что мужчина ушел навсегда

Понятие и виды социальных общностей и социальных групп.

Теоретические модели общества. Типология обществ. Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимодействие в обществе. Функции общества как системы. Классовые статусы, сословия, социальные страты. Интеграция и дезинтеграция в современном мире. Проблемы развития российского общества.

Понятие и виды социальной мобильности. Факторы, влияющие на социальную мобильность.

Учение П. Сорокина о социальной мобильности. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Социальная дистанция. Скорость мобильности. Каналы социальной мобильности. Миграционные процессы.

Понятие и типы социальных конфликтов. Позитивная и негативная роль социальных конфликтов.

Классификация конфликтов. Причины возникновения конфликта. Этапы протекания конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Типы последствий социального конфликта.

Политология как наука и её взаимосвязь с другими общественными науками.

Объект и предмет политологии как науки, её структура и основные методы. История развития политологии как науки и учебной дисциплины. Традиция преподавания политических наук в России. Политология в системе общественных наук. Взаимосвязь политологии и других гуманитарных дисциплин.

Понятие структура и функции политической системы.

Определение политической системы. Подсистемы политической системы (институциональная, коммуникативная, нормативная, культурно-идеологическая, функциональная). Признаки политической системы. Модели функционирования политической системы (системная, структурно-функциональная, информационно-кибернетическая). Типы политических систем (в зависимости от характера политического режима и взаимодействия с внешней средой). Понятия «вход» и «выход», «внешняя среда» в теории политической системы. Особенности функционирования политической системы. Функции политической системы

Государство: генезис, сущность и функции.

Основные концепции происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, классовая, теория покорения). Подходы к исследованию государства (политико-философский, правовой и организационно-структурный). Основные признаки государства. Основные функции государства. Основные элементы современного государственного механизма.

Политический режим: понятие, сущность, типология.

Определение политического режима. Параметры политического режима (объем и уровень свобод, методы осуществления государственной власти, характер отношений между государством и обществом, степень вовлеченности народа в политическую жизнь и др.). Классификации политических режимов: исключающие и включающие, закрытые с монолитной элитой и закрытые с дифференцированной элитой, открытые.

Понятие, функции и типология политического лидерства.

Определение политического лидерства. Функции политического лидера. Типология политического лидерства: в зависимости от идеальных типов господства (М. Вебер), в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения (Г. Лассуэлл), в зависимости от целейв зависимости от целей, поставленных лидерами, и от воздействия, оказываемого ими на общество (Р. Такер) и др.

Понятие и уровни экономики.

Определение предмета экономической науки. Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления. Структура современной экономической науки. Функции экономической науки. Экономическая наука и политика. Метод экономической теории. Экономические категории и законы. Уровни экономического анализа: микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика.

Невоенные аспекты международной безопасности. Образовательно-информационные факторы в международных отношениях и мировой политике.

Рост значения и особенности образования в пост-индустриальную эпоху. Особенности нового образования: интенсификация, междисциплинарность, использование Интернет-ресурсов. Болонская система и тесты. Новые центры образования. М.Кастельс и концепция «Цифрового разрыва» и «Сетевого неравенства». Обучение взрослых. Геймификация. Коммерциализация и приватизация образования, вовлечение ТНК в образовательный процесс и «школы при корпорациях».

Блок по обществознанию

3.3.1. Примерные темы теоретического содержания

Социально — гуманитарные науки. Классификация и специфика объекта их изучения.

Наука и общество: функции научного познания. Знание и вера Наука и искусство. Наука фундаментальная и прикладная. Технология. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Методы социально-гуманитарного познания. Методология социально-гуманитарных наук. Общие для естественных и гуманитарных наук методы и их отличия

Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 1504; Нарушение авторского права страницы

Гуманитарные науки — список, виды и предметы изучения

История появления

Прародительницей гуманитарных наук была философия. Платон, Сократ, Аристотель и другие мыслители были уверены, что многообразие окружающего мира можно подвергнуть научному исследованию. В Средние века философия приобрела теологические черты, и естественные науки отделились от нее. Социальные же предметы оставались под контролем церкви, так как предметом познания было поведение людей, которое тесно связано с божественным.

Переломный момент наступил в XVIII веке. Ученый Д’Аламбер объединил следующие науки:

  • логику;
  • историю;
  • литературу;
  • юриспруденцию;
  • экономику и т. д.

Именно Д’Аламбер первым положил начало для разделения наук на гуманитарные и точные. После него во французских школах прошли реформы. В университетские дисциплины предметы начали складывать только в XIX веке. Их объединили под названием «науки о душе».

В современном мире в категорию гуманитарных попадает множество предметов — философия, риторика, психология, педагогика и т. д. У этих наук есть множество вспомогательных дисциплин, которые сложно перечислить.

Особенности понятия

Некоторые люди ошибочно считают, что склонность к гуманитарности является показателем низкого интеллекта. На самом деле такие науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность.

В свободное от учебы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) — выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

В какой-то степени они противопоставляются биологии, химии и другим естественным наукам. На практике эти сферы часто дополняют друг друга. В психологии условно выделяют несколько типов людей, которые имеют склонности к разным видам деятельности. Гуманитарий — это индивид, который имеет способности к изучению человека и его занятий. Часто у такого ребенка появляются таланты в области изучения родного и иностранных языков, истории, литературы и т. п. В современном мире к гуманитарным наукам относятся:

  1. История. Изучает деятельность людей в прошлом. Этнография является исторической отраслью, ее сфера интересов — народы и этнические образования. В археологии специалисты изучают вещественные источники.
  2. Культурология. Рассматривает культуру и ее особенности.
  3. Филология. Изучает язык и литературное творчество.
  4. Лингвистика. Рассматривает языки разных народов.
  5. Социология. Изучает общество.

Этот перечень неполный, так как внутри наук есть множество отраслей. Многие дисциплины связаны между собой. Естественные предметы изучают природные явления, а точные области посвящены рассмотрению закономерностей и их проверки экспериментальным путем.

Основная роль

В современной массовой культуре принято рассматривать гуманитарные предметы как ненужные. Специалисты этой сферы считаются ограниченными и неприспособленными для другой работы. На самом деле гуманитарная область играет важную роль в обществе. Она изучает отношение человечества к миру, определяет место людей в жизни планеты и пытается выяснить, что нужно предпринять для предотвращения экологических катастроф.

Гуманитарная сфера исследует проблемы этики, эстетики, культуры, истории и т. п. Вся эта информация позволяет не допускать ошибок прошлого. Новые идеи позволяют менять общество, например, специалисты начинают применять в педагогике иные методы обучения и воспитания. Еще одна задача области — это предотвращение катастроф. Ученые задумываются о том, приведут ли их изобретения к положительным результатам и не опасны ли они для общества.

Гуманитарные предметы очень востребованы в современном мире. Они дополняют точные и естественные области человеческого знания.

Среди известных ученых — А. Маслоу, А. Адлер, Д. Дьюи и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: