Как играть в го

Игра Го — правила

Правила игры Го очень просты. Для их освоения вам потребуется несколько минут.

В Го играют два партнера, один черными камнями, другой белыми. Ходы делаются поочередно, то есть партнеры ставят по одному камню на любой свободный пункт. Первый ход делают черные.

Для игры Го используют камни белого и черного цвета и доску 19х19 линий (361 игровая точка)

Партия начинается на пустой доске, первыми ходят черные. Ходом считается постановка камня на точку пересечения линий. Ставить камень можно в любую точку, без ограничений, в том числе на боковые и угловые точки. Поставленные камни не передвигаются и остаются на своем месте до конца игры, если не будут съедены. Основная задача — окружать территорию (пустые точки) или камни другого цвета.

Главное правило Го

Отдельный камень или группа камней считаются захваченными в плен, если камнями партнера заняты все соседние с камнем — или группой камней — свободные точки по вертикали и горизонтали. Пленные камни (см. диаграмму ниже) немедленно снимаются с доски, после чего партнер может сделать свой ход. Пленные камни складываются в крышку от чаши и далее они не принимают участия в игре. За каждого пленника засчитывается одно очко.

В следующем примере показаны различные ситуации снятия камня или группы камней, внимательно изучите их.

Правила завершения партии Го

Игра Го считается законченной, после того, как не осталось ходов, которые принесли бы одному из игроков очко или отняли бы очко у партнера. В таком случае, тот игрок, чей ход в данный момент, говорит «пас». Если его противник не видит возможности для того, чтобы получить или отнять очко, то он тоже пасует. Если такая возможность все еще есть — он имеет право сделать ход после того, как напарник спасовал.
Ход внутри своей территории — это минус одно очко (т.е. не надо делать внутри своей территории защитные ходы, если вы не боитесь, конечно, что партнер может провести комбинацию, в результате которой он захватит несколько ваших камней). Ход в территории напарника — это плюс одно очко ему (т.е. не следует делать явно самоубийственные, безнадежные ходы, если, конечно, вы не видите выигрышной комбинации).
После того, как оба игрока спасовали, с доски снимаются «мертвые» камни (т.е. камни партнера, которые находятся на вашей территории и не смогли выжить в процессе партии).

Правила подсчета территории

Территорией считается окруженная со всех сторон область, которая не может быть оспорена.
Каждое пересечение (точка) приносит одно очко, каждый съеденный камень — тоже одно очко.

На диаграмме изображена законченная партия.

О — отмечена территория белых. Х — отмечена территория черных.

Обратите внимание: в территории белых находятся 3 черных камня. Это пленные камни, в данном случае тратить ход на полное окружение не надо. Но бывают ситуации, когда доигрывание обязательно. Со временем вы научитесь различать эти ситуации. Три камня черных в данном случае считаются пленными. При подсчете очков они просто снимаются с доски. Так же, во избежание патовых ситуаций, белые получают компенсацию за то, что черные делают первый ход. Эта компенсация называется «коми» и составляет 6,5 очков, если играют равные по силе игроки. Коми может быть больше или меньше, в зависимости от разницы в силе игроков, но всегда добавляется или отнимается 0,5 очка, чтобы не было ничей (подробней в разделе «Как строить территорию»).

Очки белых:

Территория = 22 очка

Пленные = 3 очка

Съеденные = 0 очков

Территория = 24 очка

Пленные = 0 очков

Снятые = 1 очко (черные захватили за партию 1 камень белых, он снят с доски)

Результат партии: белые выиграли 0.5 очка (пол-очка)

Выигрывает игрок, набравший большее количество очков

За право первого хода игрок отдает 0.5 очка напарнику. Дробная часть приводит к отсутствию ничейного результата.

Запрещается

Намеренно ставить камни в полное окружение.

Общие советы по освоению правил

При изучении правил обратите внимание на правило окружения (атари). Очень важно научиться видеть, какие из ваших камней могут попасть в окружение и какие камни противника вы можете атаковать.

Правильно освоить правила очень важно. Школа рекомендует посетить один из клубов Го, где вы сможете бесплатно освоить правила с учителем Го. Правильное обучение сэкономит время и силы в будущем, а главное, позволит с самой первой минуты начать получать от Го удовольствие.

Интерактивное введение в игру Го

Обновление!

На сайте нашего нового проекта Go Magic доступны интерактивные курсы с видео-уроками и задачками:

Предисловие

Правила Го очень просты. Вы без труда их изучите в течение 5-10 минут. Однако эта простота порождает гигантское количество вариантов и дает широкое поле для творчества и фантазии, поэтому Го по праву считается самой сложной в мире игрой. Можно сказать, что здесь из элементарно простого рождается гениально сложное. И эта сложность фундаментального порядка: игра Го так же сложна, как, например, сложна математика, музыка или философия, и при этом не менее интересна, чем вышеперечисленные науки.

В процессе этого курса Вы узнаете всё необходимое, чтобы самостоятельно играть в Го.

Шаг 1. Базовые правила

Для начала запомните следующие правила:

  • Два игрока (черные и белые) ходят по очереди. Первый ход делают черные. При каждом ходе на доску выставляется один камень.
  • Камень ставится на пересечение линий.
  • Однажды поставленный камень никогда не передвигается!

Взгляните на доску – она так и ждет пока вы сделаете свой первый ход!

Попробуйте поставить камни в центр доски, на край доски, и в самый угол доски.

Поздравляю, Вы уже знаете половину правил Го!

Шаг 2. Захват камней

Это простое правило. Попробуйте понять его интуитивно.

На доске камни расставлены таким образом, что некоторые из них окружены и могут быть захвачены одним ходом. Захватите отмеченные камни по порядку: 1, 2, 3, 4.

Шаг 3. Пункты дыхания или дамэ

Давайте разберемся детально как, в какой момент камни захватываются.

У каждого камня, поставленного на доску, есть пункты дыхания – это соседние пустые пункты доски, напрямую связанные с камнем линией. По-японски они называются дамэ. На диаграмме дамэ отмечены крестиками. Как вы видите, у камня в центре 4 дамэ, на краю – 3, а в углу – 2.

Однако, белые могут избежать захвата, если успеют первыми поставить камень:

Что ж, теперь вы знаете вторую половину правил Го! Очень сложно? :)

Шаг 4. Практика захвата камней

Ход черных. Захватите три белых камня!
Для этого потребуется два хода. Учтите, первый ход очень важен.

Для полноты картины нам остается изучить некоторые нюансы, которые часто называют правилами, но это скорее следствия из вышеописанных правил, а не самостоятельные правила.

Шаг 5. Самоубийство запрещено!

В Го практически нет ограничений. Вы можете поставить камень на любой свободный пункт доски. Также в любой момент Вы можете пропустить ход (сказать “пас”). Но всё-таки есть два совершенно логичных и естественных запрета. И первое, это запрет на самоубийство.

Черным нельзя ходить в пункт А. Если черные сыграют в A, то окажется, что их камень уже окружен и не имеет пунктов дыхания (дамэ). Это самоубийство, и самоубийство в Го запрещено. Компьютер не даст поставить Вам камень в пункт А.

Однако, если во время “самоубийственного” хода захватываются камни противника, то такой ход разрешен.
Сделайте ход в А и захватите два камня.

Из этого правила следует, что можно построить группу камней, которую не получится захватить даже при полном окружении. Такая группа должна содержать, как минимум, два пункта, в которые противнику было бы запрещено поставить камень. Ее называют двуглазой крепостью.

Примеры групп камней, которые нельзя захватить, расставлены на доске ниже. Обратите внимание, что группы 1 и 2 не соединены между собой, но при этом образуют живую двуглазую группу. Группа 3 также является “неубиваемой”.

Взгляните на группу 4. Куда нужно черному поставить камень, чтобы избежать гибели своих камней?

Если Вам не до конца понятно, то экспериментируйте с позицией на доске, чтобы не оставалось вопросов.

Шаг 6. Правило ко

Второе и последнее ограничение в Го – правило ко. Оно так же абсолютно логично, и необходимость в нем совершенно естественна, как и запрет на самоубийство. Правило ко гласит, что нельзя повторять позицию предыдущего хода.

Рассмотрим следующую элементарную ситуацию, которая с большой вероятностью может встретиться у вас в партии. Ход черных. Захватите белый камень ходом в А.

Теперь ход белых, но компьютер не разрешит сейчас захватить черный камень обратно, потому что повторится позиция предыдущего хода. Если бы этого ограничения не было, то возникло бы зацикливание – черные и белые постоянно захватывали бы один “несчастный” камень и партия никогда не кончилась. Поэтому в такой ситуации захватить обратно камень можно только через ход. Постарайтесь самостоятельно понять, как это правило работает, экспериментируя с позицией на доске.

Читайте также  Как и какие налоги не должен платить пенсионер в России

Здесь нет ничего сложного, однако правило ко может приводить к очень непростым и неординарным ситуациям, но об этом позже…

Ну, что же, теперь переходим к самому главному!

Шаг 7. Цель игры

Итак, мы изучили все правила Го и по сути их три:
1. Правило очередности.
2. Правило захвата камней.
3. Запрещенные ходы (запрет на самоубийство и правило ко).

В известных нам настольных играх (шашках, шахматах) главная цель – это захват фишек или фигур. Однако в Го это не так. В Го можно одержать победу, не захватив ни одного камня. Это связано с тем, что кроме захвата камней в Го можно (и нужно!) захватывать территорию. Давайте разберемся что это такое.

На диаграмме ниже территория черных и белых отмечена черными и белыми квадратиками соответственно. В данном случае Черные захватили 11 очков территории, а Белые – 18 (пересчитайте, пожалуйста). Остальная часть доски еще не поделена и там будет продолжаться борьба.

Попробуем дать определение. Территория – это свободные пункты доски, которые оцеплены камнями одного цвета так, чтобы не допустить вторжения со стороны противника.

Справедливости ради нужно заметить, что понятие территории несколько абстрактное, и объяснить его словами так, чтобы сразу было всё понятно, практически невозможно. Поэтому не пугайтесь, если вам не всё ясно. В любом случае теорию надо закрепить на практике. Но надеюсь, что какое-то понимание уже есть.

Цель игры – захватить как можно больше территории и как можно больше камней противника. Каждый захваченный камень противника приносит одно очко + каждый свободный пункт доски, окруженный своими камнями, также приносит одно очко. В конце партии очки подсчитываются и определяется победитель. Выиграл тот, у кого больше очков.

Из-за того, что в Го существует два способа “зарабатывания” очков, то во время игры приходится постоянно оценивать позицию и выбирать ход, который принес бы максимальную выгоду – это может быть и захват территории, и захват камней противника. Но чаще всего выгоднее захватывать территорию.

Шаг 8. Примеры партий

Закрепим новые знания на примерах. Посмотрите следующую партию. (Используйте клавиши навигации, расположенные внизу доски).

Партия закончилась, когда доска была полностью поделена и не осталось ни одного хода, который приносил бы выгоду, то есть либо увеличивал свою территорию, либо уменьшал территорию противника, либо захватывал камни противника. В конечной позиции следующий ход будет совершен или на свою территорию, тем самым отнимая у себя же очки, или на территорию противника, делая “подарок” противнику. Когда некуда ходить, обычно пропускают ход (говорят “пас”). После двух пасов начинается подсчет очков.

В данной партии черные не захватили ни одного камня, но окружили 28 очков территории; белые – захватили 1 камень и окружили 26 очков территории, суммарно 27 очков. В результате выиграли черные, набрав на 1 очко больше.

Теперь рассмотрим более сложный пример.

Здесь уже больше борьбы. Заметьте, что не все камни были захвачены и сняты с доски во время игры. Когда видно, что камни в любом случае будут захвачены, то их не нужно “доедать”, потому что в процессе “доедания” придется ставить камни на собственную территорию, отнимая у себя же очки. Такие камни называются пленными камнями. При подсчете очков пленные камни снимаются с доски и тоже учитываются наравне с захваченными камнями.

В результате этой партии у черных – 3 пленных камня и 21 очко территории, всего – 24 очка; у белых – 1 захваченный камень, 3 пленных камня и 12 очков территории, всего – 16 очков. Снова выиграли черные, но с перевесом в 8 очков.

Примечание. Из-за того, что черные ходят первые, то у них изначально есть небольшое преимущество. И чтобы уровнять начальные условия игроков, в прошлом веке было введено правило коми, согласно которому белые получают коми, то есть дополнительные 6.5 очков. И если учесть коми, то в последней партии черные выиграли не 8 очков, а только 1.5 очка.

Шаг 9. Настоящее Го

До этого момента мы рассматривали задачи и партии на доске размера 9х9. Такая доска используются только в обучении. На самом деле в Го играют на доске 19х19. В общем случае доска для Го может быть совершенно любого размера и формы (см. приложение FreedGo в разделе “Обзор приложений”). Теоретически Го может быть даже трехмерным (когда играть нужно не на площадь, а на объем), но традиционно для игры в Го используется доска размера 19х19. Именно здесь начинается настоящее Го.

Играя на доске такого размера, человеческий разум используется в полной мере – приходится мыслить образно, строя планы на захват территории, приходится просчитывать ходы вперед, когда сталкиваются черные и белые камни, и при этом нужно следить за всей доской целиком, не упуская ни одного большого хода. Это очень непросто, но чрезвычайно интересно и захватывающе! Неслучайно Го является не только самой сложной в мире игрой, но и самой популярной.

Посмотрите партию двух профессионалов и попытайтесь уловить общий ход игры. Это самая короткая партия в истории Го (142 хода)!

Партия получилась короткой из-за того, что оба игрока огородили и сохранили огромные участки доски. После подсчёта оказалось, что у чёрных 128 очков, а у белых 129. Заметим, что 7 чёрных камней в верхнем правом углу не имеют шансов построить два глаза и выжить, так что при подсчёте они будут сняты с доски.

Шаг 10. Что дальше?

Теперь, когда Вы знаете правила, перед Вами открывается безграничный и многогранный мир Го. Вам предстоит изучить основные технические и стратегические приемы, открыть великих мастеров игры, создать собственный неповторимый стиль и сыграть много-много интересных и захватывающих партий! Как же я Вам завидую.

Если Вас увлекла эта игра и хотите двигаться дальше, то могу порекомендовать следующее:

1. Попробуйте сыграть несколько партий с компьютером на доске 9х9 или 13х13 (онлайн или в приложении), чтобы закрепить полученные навыки. Однако слишком много с компьютером не играйте, а постарайтесь как можно скорее поиграть на онлайн сервере – наблюдайте за партиями, играйте с людьми (см. список рекомендуемых серверов).

2. Найдите своего учителя. Конечно, Го можно изучать самостоятельно, но с опытным наставником гораздо интереснее и продуктивнее. Возможно, что Вам подойдет кто-то из мастеров нашего клуба.

3. Если еще не видели, то обязательно посмотрите аниме “Хикару и Го”. Это очень хороший мультик. Очень.

4. Изучайте Го на телефоне, решайте задачи (см. обзор приложений).

5. Найдите и присоединитесь к сообществу игроков Го в своем городе. Если его нет, то найдите единомышленников создайте сами! Вы всегда можете обратиться к нам за помощью.

6. Участвуйте в соревнованиях по Го, которые организует Российская федерация Го.

Успехов! Надеюсь, что встретимся с вами на турнире!

Настольная игра Го: квинтэссенция Востока — описание, история, правила игры

Настольная игра с черно-белыми камнями на клетчатой доске

Го, безусловно, нельзя назвать ни новой, ни хорошо забытой настольной игрой. Скорее можно сказать, что это игра, про которую знают все, но мало кто играет. Между тем, правила ее настолько просты, что доступны даже дошкольнику. А вот стратегия, наоборот, настолько сложна, что даже чемпиону не позволяет чувствовать себя уверенно. Иными словами, эта игра, которая никогда не наскучит и в которую можно с удовольствием играть с ребенком на равных!

Мы напомним вам правила игры в ГО и подскажем, как начать играть в го прямо сейчас.

Считается, что эта, по ряду признаков самая сложная игра в мире, возникла в Китае и была разработана для обучения и развития ума и стратегического мышления одного из императорских потомков, имевшего вздорный нрав и не признающего красоты логических построений. Неизвестно, помогло это юноше или нет, но игра с черно-белыми камнями на доске за несколько веков распространилась по всей Азии, и современное ее название — го — имеет японское происхождение. Что до древнего Китая, то там считали: достойный человек должен уметь писать иероглифы, рисовать, музицировать на лютне и играть в го. Кажется, что первые три навыка гораздо сложнее, чем умение играть в какую-то настолку. Однако это обманчивая простота, которая, кстати, стоила жизни немалому числу людей, например, в Японии, по кодексу бусидо самурай, проигравший в го, запросто мог отправиться к праотцам.

Сейчас, конечно, времена не такие строгие, но все же в го надо уметь играть. Ну, так, на всякий случай.

Правила игры в го

Правила игры просты и запоминаются за минуту – играют двое, игроки по очереди выставляют камни на перекрестия линий игрового поля, задача – отгородить себе как можно большую территорию. На этом простота заканчивается.

Стандартное поле 19х19 линий, плюс 361 камень — 180 белых и 181 чёрный. Но, чтобы не было сильно страшно, начинать можно с поля 9х9 или даже 5х5 линий. Все, как мы любим: расчертили лист бумаги, взяли пуговицы из бабушкиной коробки, и можно начинать.

” Моментально, еще до стартового хода, – первый сюрприз. Поскольку на Востоке черный – цвет агрессии, первыми ходят черные. Чтобы компенсировать этот досадный факт белым, им полагается фора, 6,5 очков. Вот и первая восточная хитрость – эти пол-очка не при каких обстоятельствах не позволят свести игру к ничьей. Красиво!

Читайте также  Как устанавливать кулеры в корпус

Итак, черные начинают и выигрывают.

Главное понятие и главная ценность в готерритория, те пустые перекрестья, которые огородил себе игрок.

Еще одно базовое понятие — дамЭ или, в переводе на русский, «дыхание». У каждого перекрестья на игровом поле есть от 2 до 4 дамэ – отходящих лучей. Камни, стоящие на перекрестьях хотя бы с одним дыханием, живут, если же дыханий не остается – камень снимается с доски.

Запрещены «суицидальные» ходы: если дыханий у перекрестья нет, туда нельзя ставить камень. Если вам удалось окружить камень или группу камней соперника так, что у них нет ни одного дыхания, эти камни снимаются с игры, освобожденная территория – ваша.

Еще одно базовое правило – запрещены повторяющиеся ходы, ведущие к зацикливанию игры.

Если поставить камень некуда, игрок пропускает ход. Если и противнику некуда ходить – игра закончена. Подсчитываются внутренние перекрестья огороженных территорий, у кого больше, тот выиграл.

В го есть собственный этикет — неписанные правила, которые соблюдает каждый уважающий себя игрок.

Тот, кто сильнее, должен играть белыми. Слабому обычно дают фору — коми. Сдаться при поражении можно двумя путями, либо просто сказать «сдаюсь», либо выложить одновременно на доску более одного камня.

Проиграв, вы можете попросить победителя разобрать партию и указать ошибочные, по его мнению, ходы — соперник не должен отказывать.

У игры в го, несмотря на простоту правил, есть собственная философия: она демонстрирует древнейший даосский принцип: «достигай большого малыми усилиями». Го учит пониманию, что ставка на «всё» лишает всего — надо брать, сколько можешь удержать, а остальным делиться. Рано или поздно любой игрок понимает, что теряет силы в нескольких одновременных драках на разных участках территории. Так приходит мастерство: понимание принципов планирования и оптимизации усилий .

При сравнении го с шахматами многим становится смешно – элементарные правила, какие-то камни, несерьезно. Однако тем, кому смешно, особенно стоит познакомиться с историей сражения искуственного интеллекта с человеческим в игре в го.

В 2016 году система искусственного интеллекта AlphaGo, построенная на принципах глубинного машинного обучения и созданная группой Google DeepMind победила Фань Хуэя (Fan Hui), трехкратного европейского чемпиона по игре го. AlphaGo и другая мощнейшая программа по игре в го – MoGoTitan работают на компьютерах в 1000 раз мощнее Deep Blue, победившего Гарри Каспарова в шахматном матче. Как тогда писали – это первый в истории случай, когда компьютерная программа обыграла профессионального игрока в го. На текущий момент — этот же случай был и последним.

” Алгоритм игры до сих пор не построен. Большая доска, изначально выигрышных дебютов нет, добиться победы простым перебором вариантов невозможно — их больше, чем атомов во Вселенной. Камни одинаковые, оценивать можно только их место на доске и в построении, потенциал построений не поддается анализу.

Как шутили в СМИ, быть может, го — ключ к искусственному разуму, и когда машина научится регулярно побеждать человека, она потянется и скажет: «Слушай, может, хватит? Я разумное существо, давай обговорим мои права».

Сейчас в мире наблюдается подъем интереса к го, однако лучшие игроки по-прежнему рождаются в Азии. Почему так?

С одной стороны, го — игра, требующая точного анализа оперативной обстановки, быстрого счета, внезапных изменений в тактике и темпе — это сильные стороны европейской культуры и системы обучения,традиционно развивающей левое, аналитическое полушарие мозга, ответственное за логику, речь, счет.

Но все не так просто — в любой партии го нужно cначала понять и оценить части целого и только потом соединить их в общую картину, и здесь азиатская культура, делающая акцент на том, что частное — лишь часть общего, сильнее. Иероглифы, тональные языки, каллиграфия, медитация — все это развивает правое полушарие, в ведении которого интуиция и не связанные с логикой способности.

Интересный факт: доска для го, по идее. должна быть квадратной, но в классическом варианте ее стороны соотносятся в пропорции 15:14, поскольку в такой пропорции под углом зрения игрока доска находится в идеальной перспективе. Удлинённая сторона компенсирует неизбежное искривление перспективы, мешающее игрокам отчётливо видеть позицию.

Итог — европеец начинает путаться в задачах и решениях и метаться по полю, азиат видит недоработанную картину в совокупности ее фрагментов и спокойно дорабатывает ее.

Го — самая правополушарная игра в мире, в отличие от шахмат, игры для левого полушария. Считается, что го останавливает или вовсе предотвращает часто встречающееся старческое слабоумие. Кроме того, го может снизить вероятность болезни Альцгеймера. И, конечно, обладает гигантским развивающим потенциалом для детей!

Интересный (и печальный) факт: в 1945 году в в Ицукаити, пригороде Хиросимы , несмотря на мировую войну, проводился очень представительный турнир по го. Матч за титул хонимбо игрался 6 августа. Прерван он был, как вы уже наверно догадались, атомной бомбардировкой — вспышка ослепила людей, ударная волна выбила стекла, расшвыряла камни, побросала людей на пол. Игроки и болельщики не могли понять, что произошло, они были оглушены мощнейшим взрывом и растеряны, однако восстановили позицию и доиграли партию. «Ядерное го» вошло в историю как пример истинно японской стойкости духа.

Играйте в го, тренируйте интеллект и, стремясь к победе, не бойтесь поражений: это часть пути к вершине!

Игра Го
Правила игры

Задача сайта Го, для пришедших в первый раз, показать правила игры Го.

Диаграммы, рисунки, которые авторы использовали в тексте, не сложны.

Для объяснений и разъяснений использовоно игровое поле размерностью семь на семь линий.

Вопросы, которые авторы методической разработки задают друг другу помогают еще раз обратить внимание на те моменты, которые могут показаться «проходными», но в практике игры могут вызвать затруднения.

Контакты:

Го-мессенджеры:

Го-почта: ru@rugo.ru

Видео

В этом видео партия Го между человеком и программой IGO FOR WINDOWS на матрице 9х9. Человек играет чёрными, программа IGO FOR WINDOWS — белыми.

полные правила игры Го
с иллюстрациями


диагр. 2

На диаграмме 2 шесть белых камней окружили четыре очка территории на стороне.


диагр. 3

На диаграмме 3 у белых получилось два очка территории, а затрачены все те же шесть камней.

Из этих примеров можно сделать вывод, что окружать территорию в углу или на стороне выгоднее, чем в центре.


диагр. 4

На диаграмме 4 — пример законченной игры. Игра считается законченной, когда вся территория поделена между игроками. У черных 16 очков, у белых 17. Белые выиграли на 1 очко.

Игорь Гришин:10 правил как играть в Го (или Вейчи) на доске.
1. Сначала на поле ничего нет.
2. Первыми ходят черные, а потом — по очереди.
3. Камень ставится на свободное пересечение и не передвигается.
4. Играя, надо поделить поле между собой, огораживая участки поля своими камнями. Соревнуйтесь, кто огородит больше.
5. Если камень окружен чужими камнями и не осталось связи с пустыми пересечениями, то он должен быть снят. Снятые камни сохраняются до конца игры.
6. Есть места, куда камень ставить нельзя. Это там, где рядом нет пустых пересечений или своих камней, а только чужие камни.
7. Можно ставить камень посреди чужих камней, если при этом у «чужаков» не осталось свободных пересечений. Тогда они снимаются с поля.
8. Снимать друг у друга камень на одном и том же пересечении можно только через ход.
9. Игра заканчивается, когда на поле не осталось свободных участков, которые можно еще огородить и сделать своими.
10. Победил тот, у кого оказалось больше огороженных пересечений в сумме с пленными и снятыми камнями.

Тимур! У меня получилось десять правил. Это, наверное, многовато, а?
Некоторые правила достаточно туманные, как ты считаешь?
На самом деле все гораздо проще. Труднее — при формализации.
Пусть читатель попробует свои силы, быть может, у него получится передать правила Го проще и доходчивей.
Кстати, у меня есть более простая формула, которой пользуются наши дети-инструктора, работая с начинающими. Она звучит так:
Го — это очень интересная игра,
начинаем на пустой доске,
первыми ходят черные, потом по очереди,
камень ставится на пересечение и не передвигается,
цель — поделить доску, огораживая камнями,
камни можно съедать,
съеденные камни — те, у которых не осталось «веточек»,
побеждает тот, у кого больше территории или съеденных камней.
Есть только одно правило, о котором мы не сказали, но пока можно играть без него.
Давайте сыграем?
На мой взгляд, лучше не просто играть в Го, а изучать Го. Как назовешь то, чем занимаешься, тем оно и станет для тебя. Обычно так. Поэтому я решил взять на себя смелость составить
10 правил как играть в Го в жизни
1. Сначала идей нет, камней тоже нет.
2. Первой ходит жизнь.
3. Камень — это поступок, его почти невозможно изменить.
4. Играя с жизнью, надо построить зону, в которой Ваш контроль также реален, как реальна жизнь.
5. Ваши камни-поступки могут быть окружены жизнью и сняты ею с доски, особенно, если они ценны для Вас. Жизнь не окружает малоценных камней.
6. Есть случаи, когда поступки невозможны. Вы сумеете это понять сами.
7. Можно окружить ходы реальности, если это получилось, то это серьезное достижение. Главное суметь определить — была ли это жертва или Вы съели действительно ценные камни.
8. Ко-борьба с реальностью такая же реальность, как и все остальное.
9. Легко проверить, когда заканчивается игра. Если Вы еще живы — игра продолжается.
10. Обычно побеждает жизнь, но по теории должны быть и исключения.

Тимур Саитов: Игорь! Я ни в одной книге не видел правила Го в жизни. Видел только 10 заповедей Го. Тогда возьму и на себя смелость привести их здесь:

10 заповедей Го:

» Чересчур стремящийся к победе не победит.
» Если вторгся в сферу влияния противника, будь снисходительнее.
» Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя.
» Отдав камень, борись дальше.
» Отдай малое, возьми большое.
» Если грозит опасность, не задумываясь, отдавай.
» Воздержись, не разбрасывайся.
» Когда противник атакует, непременно отвечай.
» Если противник укрепился, укрепись и сам.
» Если безнадежно изолирован, избери мирный путь.

Я взял эти правила из книги известного японского мастера, Отакэ Хидэо.
А теперь, если мне позволят наши читатели, я бы хотел перейти к теме дыхания, захвата и соединения камней.

Время играть в камни. Почему китайская Го стала так популярна среди российских политиков и бизнесменов

Британский писатель Киплинг как-то заметил: «Запад есть Запад, Восток есть Восток — им не сойтись никогда. До самых последних дней Земли, до Страшного Суда». Перефразируя Киплинга, для европейцев восток — дело тонкое и загадочное, они с трудом могут понять, как коммуницировать с людьми востока. Между тем, мир постепенно меняется, культуры сближаются — и коммуницировать необходимо.

Россия, объявив о сближении с Китаем в сфере экономики и бизнеса, начинает постигать эту страну с более близких к ней регионов, где ментальность русских и китайцев может быть относительно схожа благодаря территориальной близости. Но по складу характера и нормам общения русские — все-таки европейцы. Наш культурный код одинаково близок американцам, европейцам и австралийцам. Именно поэтому восток нам кажется непонятным в своей сущности. В итоге культуру Японии, политику Китая и деловые обычаи Кореи мы принимаем как есть, совершенно не подвергая анализу традиции, существующие дольше, чем все наши государства и страны. Хотя известно, что тот, кто хочет «познать душу» своего собеседника (бизнесмена, политика или художника — неважно) обязан взглянуть на мир глазами сидящего напротив. Примечательно, что то, что европейцы называют точкой зрения (point of view), жители востока связывают с определенным иероглифом, подразумевающим чужой взгляд на предмет, но не опасный, а несущий в себе скрытую от тебя информацию.

В сокровищнице китайской стратегический философии есть особая жемчужина — игра Го (или «вэйци»). Название игры означает «окружать камнями». Генри Киссинджер в свой книге «О Китае» рассматривает Го как один из ключевых факторов, определяющих мировоззрение человека Востока.

Если шахматы — игра за решительную победу, то Го — игра затяжной кампании. Здесь невозможна тотальная победа, когда одному игроку достается все. Го учит искусству стратегического окружения и превосходства. Раньше в нее учились играть императоры, а сегодня это игра президентов и важный элемент делового общения азиатских элит. В Го играют председатель КНР Си Цзиньпин, президент Южной Кореи Мун Чже Ин, политики и руководители крупнейших компаний, таких как Alibaba, CITIC, Huawei, Toyota, Samsung, Xiaomi. Основатель Alibaba Джек Ма говорил: «Принципы, которые я постиг в Го, заложили успех моего бизнеса».

На Западе о загадочной «игре в камни» многие впервые узнали из новостей о победе искусственного интеллекта AlphaGo над чемпионом мира Ли Седолем в 2016 году. Победа разработанной в Google машины над азиатским мастером стала символической точкой отсчета новой эпохи в развитии искусственного интеллекта. Авторитет Го в странах Азии настолько велик, что в Китае, Корее и Японии правительства немедленно выделили десятки миллиардов долларов на исследования в области искусственного интеллекта. Ведь поражение человека в Го считалось невозможным.

Как играть в Го

Правила игры просты. Доска расчерчена на 361 перекресток (или 361 пересечение) и в начале игры остается пустой. У каждого игрока есть по 180 камней, различающихся только цветом (черные или белые). Фигур как в шахматах нет. Игрок сам создает «фигуры» из камней, строя крепости и войска для атаки.

Игроки ходят по очереди, ставя камни на любой перекресток на доске, выстраивая позиции силы, одновременно стремясь окружить и захватить камни противника. Задача — огородить максимальную территорию и защитить ее от вторжений соперника. Игра заканчивается, когда не осталось возможности расширить границы своих владений, и вся территория поделена между игроками. Победа определяется по числу перекрестков территории, которыми удалось овладеть.

Большое игровое поле и минимум правил открывают практически несчетное число возможностей для игры, превращая ее в зеркало проблем, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Только это стратегическое зеркало. Изюминка Го — в особой нелинейной стратегии, которая «течет как вода», говоря словами Сунь-цзы. Только такая сверхгибкая стратегия становится жизнеспособной в волатильной реальности, когда каждый день просыпаешься в новом мире.

В 2018 году на Восточном экономическом форуме во Владивостоке лидеры китайского бизнеса вели жаркие дискуссии с российскими коллегами о большой стратегии Россия-Китай. Во встрече участвовали президенты CNPС, SiNoPec, Сибура, Полиметалла, руководители РСПП и Фонда развития Дальнего Востока. Мероприятие проходило под эгидой министерства экономического развития России. Обсуждение стратегии было предельно откровенным благодаря уникальному формату. Гостям из Китая предложили вместо формальных речей поговорить с российским бизнесом на языке Го. После дискуссии желающие могли сыграть партию, выбрав себе пару из числа российских партнеров по бизнесу.

Для большинства делегатов из Китая было шоком узнать, что русские бизнесмены активно учатся играть в Го — в Китае считают, что философия игры недоступна для понимания европейцев. Поэтому сессия и турнир бизнесменов вызвали небывалый интерес в Китае, новость об этом вошла в топ просмотров, наравне со встречей В.В. Путина и Си Цзиньпина. Уникальный для ВЭФ формат стратегической сессии, соединенной с матчем в Го, придумал Сергей Горьков, еще возглавляя Внешэкономбанк, и успешно реализовал его в должности заместителя министра Минэкономразвития. Мораль истории: если хочешь построить отношения в Азии, достаточно поставить пару камней на доску Го, и перед тобой откроются двери, о которых ты и не догадывался ранее. В руках российских политиков и бизнесменов Го стала инструментом мягкой силы по завоеванию влияния среди элиты Китая, Кореи и Японии.

Восприятие Го как философии, а не простого соревнования в умную игру, принципиально для понимания этого культурного феномена. Концепции Го определяют стратегические решения в политике и бизнесе на Востоке, где Го воспринимают как универсальный язык, на котором разговаривают те, кто принимает большие и сложные решения.

Поэтому по поручению Си Цзиньпина в Китае сейчас создают большие центры изучения стратегии Го. Подобно большим университетам, они раскинутся на десятках гектаров. Первый центр уже строится в Жичжао. Согласно проекту, в нем будет пять деревень, олицетворяющих страны-хозяйки игры. В представлении китайцев Россия входит в их число, наряду с Китаем, Японией, Кореей и Монголией. На протяжении почти 20 лет шла борьба за возможность провести первый чемпионат мира не в Азии. И лишь России удалось получить право принимать чемпионат мира у себя. Это сигнал политическому руководству России, сделанный традиционным для Азии жестом непрямой стратегии — передачей права проведения чемпионата мира.

Стратегии из Го для бизнеса и реальной жизни

Сегодня Го входит в пятерку лучших бизнес-игр мира. Ставя белые и черные камни на расчерченную сеткой доску, мы учимся стратегии создания и расширения бизнеса, управления коллективами людей, находя новые пути по выходу из кризиса и вдохновение для побед в конкурентной борьбе.

Вот несколько стратегических советов Го для бизнеса:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: