Как играть на ксилофоне

Как заниматься с ребенком на ксилофоне. 10 игр

Вашему ребенку подарили замечательный музыкальный инструмент под названием “ксилофон”? И вы не знаете, как с ним заниматься на нем?

Как построить занятия на ксилофоне

С ксилофоном можно придумать множество интересных и полезных игр. Они развивают мелодический слух, музыкальную память, чувство ритма. Даже если Вы не владеете игрой на фортепиано, то без труда освоите детский ксилофон.

Как и везде, обязательно все занятия преподносите ребенку в виде игры. Не храните ксилофон, как и другие музыкальные инструменты, вместе с остальными игрушками. Выделите для него отдельный шкаф или ящик. Каждый раз после занятий убирайте. Таким образом, интерес к инструменту у малыша не угаснет так же быстро, как к остальным игрушкам. У нас в доме для музыкальных инструментов и книг выделен специальный шкаф, куда Ваня имеет свободный доступ. Но каждый раз после занятий мы вместе стараемся их убирать.

Игры и занятия на ксилофоне:

1. Часики.
Злой волшебник появился в нашем городе. Он перепутал все часы города, и теперь они забыли, как им надо тикать. Предложите вместе с ребенком помочь жителям города и показать часикам, как нужно тикать. Можете придумать свою историю.
Большие куранты на башне гудят бом-бом. Настенные часы идут в два раза быстрее – тик-так, тик-так. Наручные часы еще в два раза быстрее – тики-тики, тики-тики. Пусть сначала мама покажет, как тикают разные часы, а потом предложите сделать это малышу.

2. Оркестр.
Включите какую-нибудь ритмичную аудиозапись и попросите ребенка на одном звуке простучать метр.
Метр – это пульсация произведения. Метр произведения – это именно то, что заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши. Метр можно сравнить с тиканьем часов или биением сердца. Он постоянный и равномерный – раз-два, раз-два, раз-два… А на метр уже накладывается ритм.

Можно усложнить задание. Включите марш и попросите простучать на две доли (раз-два, раз-два, раз-два и т.д.). Теперь включите вальс. Обратите внимание, что метр изменился. Вальс нужно стучать на три доли (раз-два-три, раз-два-три и т.д.).
Можно еще усложнить задание. Включать то марш, то вальс, чтобы ребенок слышал разницу и сам определял, как стучать.
Чтобы было проще услышать метр произведения, попробуйте вместе с ребенком походить под музыку по комнате или похлопать в ладоши.

3. Читаем и стучим.
В этой игре предлагаю простучать ритм. Для этого можно взять короткие потешки, попевки или стишки. Мама вместе с ребенком читает, а ребенок стучит ритм.
Ниже я привела несколько подходящих стишков.

Це-лый день тук да тук
Слы-шен звон, слы-шен стук:
Стро-им дом, дом боль-шой,
И с-крыль-цом, и с-тру-бой.

Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.

Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами – щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся – иди!

Скрип-скрип, скрип-скрип!
В доме слышен тихий скрип.
Половицы заскрипели,
Песню жалобно запели.

Петя-Петя-Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.

Шлеп-топ, шлеп-топ!
Шел по лужам бегемот.
Шлепал без сапожек,
Не жалея ножек.

4. Что это?
Попросите ребенка изобразить на ксилофоне что-либо (дождик, вьюгу, фонтан, гром и т.п.). В этом упражнении важно не вмешиваться и предоставить ребенку свободу для творчества.
Можно немного изменить игру. Ребенок что-то изображает, а мама угадывает, что это.

5. Повторялки.
Мама играет звук. А ребенок смотрит и повторяет, как эхо. Потом мама играет два звука подряд. Ребенок их повторяет. Постепенно увеличиваете количество звуков. Если знаете их названия, то можно вместе с вашей игрой пропевать их (например, соль; си-соль; до-си-соль и т.д.). Таким образом, ребенок будет одновременно запоминать названия звуков.

6. Громко-тихо.
Сначала можно просто ударять по пластинам ксилофона то громко, то тихо и просить ребенка повторить. Можно сразу сказать, что громкий звук называется форте (forte), а тихий – пиано (piano). Когда он усвоит эти понятия, попросите его сыграть звук на форте или на пиано.
Еще один вариант этого упражнения. Показывайте ребенку карточки с изображением, например, медведя и мышки. А малыш изображает животных в зависимости от показанной карточки – играет на ксилофоне громко или тихо. Только заранее поговорите с ребенком о том, как рычит медведь и пищит мышка. Расскажите, что медведь большой, голос у него громкий. А мышка, наоборот, маленькая, пищит она тихонечко.

7. Какой у звуков характер?
Расширенная версия предыдущего упражнения. Предложите ребенку сыграть один звук, но с определенным характером – звонко, сладко, глухо, нежно, сурово и т.п. Как вариант, предложите сыграть как птичка, как лисичка, как старая скрипучая лестница и т.д. Одновременно с игрой можно петь эти звуки.

8. Эхо.
Аналог упражнения 5. Расскажите ребенку, что в особых местах живет эхо. И оно тихо откликается на громкий звук. Предложите поиграть в эхо. Мама играет звук громка, ребенок – тихо, как эхо.

9. Дождик.
Где-то встречала эту игру. Предлагаю поиграть в нее на ксилофоне – изобразить дождик.
Пошел дождик – кап-кап, кап-кап… Сначала падали одиночные редкие капельки – кап, кап… Потом дождик начал усиливаться, забарабанил по крышам домов и автомобилей – кап-кап-кап, кап-кап-кап. Вдруг налетел порыв сильного ветра и хлынул самый настоящий ливень! Вода текла ручьями по асфальту, крупные капли воды пузырились в лужах и тут – ба-бах. Грянул гром. Постепенно дождик начал стихать, капли падали реже – кап-кап… пока совсем не стихли… Но тут подул ветерок, и нас опять окатило с ног до головы водой с деревьев. Выглянуло солнышко, дождик закончился. Только иногда с листочков падали одиночные капельки…

10. Сказка
Предложите ребенку разыграть сказку. Сюжет можно взять из любой сказки или придумать свой. Все как обычно, только каждого героя мы наделяем определенным звуком ксилофона. Появление нового персонажа сопровождается звуком определенной высоты.

Во все описанные выше игры можно играть с помощью металлофона, пианино и даже детского синтезатора.

В этой статье приведены только 10 упражнений. По их аналогии можно придумать еще очень много интересных занятий. Переделывайте предложенные игры на свой лад, подстраивайтесь под своего ребенка, фантазируйте, играйте!

Надеюсь, Вы и Ваш малыш получите удовольствие от совместного творчества!

В. Снегирев — Школа игры на двухрядном ксилофоне

ВВЕДЕНИЕ

Самоучители, пособия, сборники с нотами в pdf

Устройство ксилофона

Ксилофон (Xilo — дерево, Fono — звук) представляет собой набор настроенных в темперированном строе деревянных пластинок ценных пород дервва — палисандр, розовое дерево. Пластинки расположены в подвешенном положении в два ряда, по аналогии с фортепианной клавиатурой, на столе-каркасе и снабжены рядом выстроенных в унисон с пластинками резонаторных трубчатых стаканов.
Диапазон современного ксилофона и его разновидности ксилоримбы — 3/5—4 октавы от фа малой октавы до до четвертой или от до малой октавы до до четвертой. Диапазон маримбы на октаву ниже: от до большой октавы до до третьей. Тембр маримбы отличается от ксилофона мягкостью и глубиной.
Нотируется ксилофон в скрипичном ключе. Для нижнего и среднего регистра маримбы используется басовый ключ.

Читайте также  Как связать энтерлак крючком

Виды палочек

Ксилофонная палочка состоит из держака (длиной 33 см и диаметром 6—7 мм) и головки в форме шарика (диаметром 2,7 см). Держак палочки изготавливается из упругих материалов— таиландский камыш или пластмасса соответствующего качества. В зависимости от материала, из которого сделана головка, палочки делятся на жесткие — из лексана (синтетический материал) или твердого дерева: самшита, кизила и смягченные — резиновые или с нитяным плетеным покрытием.
Для маримбы используется только смягченный вид палочек, дающих нежный «безударный» тембр звука, особенно в тремоло, в нюансе — ррр.

Постановка рук

Исполнитель на ксилофоне держит палочку в первой трети ее части от конца держака, сжимая палочку большим, указательным и отчасти средним пальцами свободной, слегка опущенной кисти. Кисть руки при этом обращена пальцами вниз, четвертый и пятый пальцы слегка охватывают палочку, придерживая ее. Во время удара свободно охватывающие палочку пальцы слегка «подбивают» ее снизу, помогая движению кисти.

Вспомогательная работа пальцев особенно важна при мелкой технике игры на ксилофоне, когда амплитуда взмаха кисти почти отсутствует.
Играют на ксилофоне в основном двумя палочками, однако при трех- и четырехголосном аккордовом изложении нотного текста используют соответственно три или четыре палочки одновременно, размещая их между пальцами по две палочки в каждой руке.

Звукоизвлечение

Звук на ксилофоне, извлекаемый ударом палочек по пластинке, короткий, мгновенно затухающий. Для получения протяженности звучания ноты или целой фразы используется прием тремоло, обозначающийся в нотах. К числу других штрихов, часто используемых при игре на ксилофоне, относятся легато, стаккато, тенуто, портато, мягкий акцент, жесткий акцент и др.

Для приобретения навыка правильного удара, сопровождающегося ясным, полным, четким звучанием, требуется тщательная, кропотливая подготовка как на самом инструменте, так и на тренировочном, глухом барабане — тренировочной подушке.
Первостепенная задача учащегося — добиться полновесного, хлесткого и острого удара с четко фиксированным, вертикальным падением палочки на середину пластинки. В случаях аппликатурных трудностей для удара используют, как исключение, крайние части пластинок, звук которых менее богат обертонами.

Следует избегать таких мест для удара, которые находятся над отверстием в пластинке для стягивающего шнура, так как они лишены звуковой вибрации.
Взмах кисти и предплечья руки при ударе должен быть свободным, по амплитуде соответствующим силе и характеру удара. Ощущение плотного соприкосновения головки палочки с пластинкой ксилофона в момент удара должно четко фиксироваться в движениях кисти и пальцев.

Глиссандо

Прием глиссандо (glissando, сокр.— gliss.) на ксилофоне очень распространен, эффектен и имеет множество разновидностей с соответствующими обозначениями в нотах. При исполнении глиссандо палочку следует проводить но пластинкам инструмента таким образом, чтобы ее головка лишь слегка прижималась к пластинкам. При этом палочка наклонена в сторону скольжения, либо находится в плоскости почти параллельной пластинкам ксилофона. Существуют следующие виды глиссандо:

1) От и до определенного тона.
2) По всему диапазону инструмента, то есть от наиболее низкого до наиболее высокого тона, и наоборот.
3) Глиссандо, ограниченное с одной стороны определенным тоном.
4) От определенного тона одновременно вверх и вниз (двумя палочками).
5) В трелеобразном скольжении.
6) По двум рядам пластинок ксилофона одновременно (двумя палочками).

Кластер

Кластер — удар плоским деревянным молоточком одновременно по нескольким пластинкам ксилофона — бывает трех видов:
1) С использованием ближнего ряда пластинок (соответствующего белым клавишам фортепиано).
2) С использованием дальнего ряда (соответствует черным клавишам фортепиано).
3) С использованием обоих рядов одновременно.

Знаки повторения

Знаки повторения, часто встречающиеся в нотном тексте Школы, а также имеющие широкое распространение в оркестровых голосах:
1) Повторение данной фразы, эпизода, отрывка два раза.

2) Повторение предыдущего такта.

3) Повторение двух предыдущих тактов.

4) Повторение заданной интонационно-ритмической фигуры нужное количество раз.

5) Количество точек над нотой указывает, сколько раз играется перечеркнутая нота.

Фраза или ритмическая фигура, заключенная в рамку, повторяется несколько раз (по желанию исполнителя) либо в течение установленного композитором времени (например: повторять в течение 15 сек.)

Уход за инструментом

Ксилофон, как и другие ударные инструменты, испытывает во время игры большую динамическую нагрузку. Во избежание преждевременного износа инструмента в учебно-тренировочном процессе лучше использовать смягченные палочки (резиновые или палочки с нитяным плетеным покрытием).
Пластинки ксилофона ‘следует ежегодно обрабатывать лаком, предварительно слегка очистив их наждачной бумагой. Затем необходимо настроить инструмент: пластинка ксилофона повышает строй, если подтачивать ее сбоку, и понижает, если подтачивать снизу.
Инструмент следует хранить только в чехле во избежание проникновения пыли.

Мастер-класс для детей и их родителей по обучению игре на металлофоне «Цветные нотки» с использованием ИКТ

татьяна Ганичева
Мастер-класс для детей и их родителей по обучению игре на металлофоне «Цветные нотки» с использованием ИКТ

Уважаемые коллеги представляю на ваш суд мастер-класс. который еще только планирую провести после каникул. Буду рада, если вы выскажите свои мнения и предложения. С удовольствием прислушаюсь.

Средняя группа. Играя на металлофоне, ребенок знакомится со звуками различной высоты, развивает чувство слуха и ритма.

• Осваивать приемы правильного звукоизвлечения.

• Точно передавать ритмический рисунок.

• Осваивать навыки совместной игры на металлофонах.

• Развивать чувство ритма.

• Познакомить с нотами.

Ход мастер – класса:

— Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что откликнулись, нашли время прийти на сегодняшний мастер – класс!

Почему я решила провести мастер – класс!

Во – первых, всегда узнавать что-то новое!

Во – вторых, это весело и интересно учиться чему-то и детям и их родителям!

В – третьих, взрослые смогут почувствовать себя детьми в совместной игре и творчестве, дети еще больше смогут сблизиться и подружиться!

В — четвертых попробовав сегодня играть на музыкальных инструментах, я, надеюсь, дети захотят продолжить заниматься музыкой хотя бы дома, а некоторые в кружках и музыкальной школе.

Обучение игрена музыкальных инструментах формирует: (мультимедий-ка)

• эстетическое восприятие и чувства ребенка

волевые качества: выдержку, настойчивость, целеустремленность и усидчивость

• сосредоточенность, память, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус

• координацию музыкального мышления и двигательных функций организма.

Попробуйте отгадать загадку:

• Отпускаю молоточки на железные листочки и летит веселый звон, что звенит…. (металлофон)

Из истории создания металлофона и ксилофона: Название ксилофон можно перевести с греческого примерно как «звучащее дерево» или «звук дерева». Ксилофоном называется ударный музыкальный инструмент, который состоит из нескольких деревянных пластин. Они выкладываются в определённом порядке,который зависит от частоты звука: слева располагаются более низкие ноты, а справа более высокие. По такому же принципу расположены клавиши фортепиано. Играют на ксилофоне при помощи деревянных палочек.

Родиной инструмента считают Африку. Именно африканские племена достигли высочайшего мастерства в изготовлении и владении музыкальными инструментами из дерева. В Европе ксилофон появился примерно в XV веке, но далеко не сразу получил распространение, оставаясь по большей части народным инструментом.

Читайте также  Как отправить смс с компьютера на Мегафон

Металлофон

Позже на основе ксилофона появился другой музыкальный инструмент металлофон. Его основное отличие от ксилофона – пластины, изготовленные из металла. Конечно, по звучанию этот инструмент сильно отличается от ксилофона – он более звонкий и резкий. Каждая пластина также имеет звук определённой частоты. Расположены они так, что слева направо образуют звуковой ряд от второй до четвёртой октавы. Звук извлекается с помощью специальных пластиковых или деревянных молоточков.

Музыкальный руководитель. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся путешествовать в музыкальную страну, где живут замечательные волшебники-нотки. Каждая живет в своем домике и имеет свое название.

Презентация «Веселые нотки» И. Котовой.

Перед каждым из вас лежит коробочка с цветными нотками и металлофон (ксилофон). Попробуйте расставить нотки в порядке цветов радуги. В этом вам поможет Кот Музик (на мольберте радуга, и нотки, расставленные по цветам радуги)

(Картинки не смогла вставить)

Загадки про ноты: Если ноты встали в ряд – значит это (звукоряд)

Первой выглянет в окно, вы узнали? Нота (до)

Вся в бантах и серебре, воображуля нота (ре)

Повнимательней смотри, перед нами нота (ми)

Факел, Фара, Факт – слова, те, что дружат с нотой (фа)

Вы читали про Ассоль, с ней знакома нота (соль)

Зефир, конфеты трюфеля, вот что любит нота (ля)

В реке есть щуки, караси, о них расскажет нота (си)

Звучит музыка «Фоновая – Металлофон»

— Проверьте, все ли вы правильно сделали.

(Показывает, металлофон с наклеенными кружочками)

— А теперь приступим непосредственно к обучению. При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. (Объясняя, что молоточек должен быстро подниматься вверх, как мячик, который отскакивает от пола, можно в качестве примера несколько раз ударить мячом о пол).

1. Сыграем слово МУЗЫКА сначала на красной пластинке (взрослый – ребенок, а теперь – на зеленой (взрослый – ребенок)

2. А теперь сыграем на 2х ступеньках Г/Ж/Г/Ж/продолжаем Г/З/З. Какая песенка получилась?

3. А теперь посмотрите, как кот Музик поднимается по радуге,как по лесенке: Вверх по радуге иду (К/О/Ж/З/Г/С/Ф)

4. Попробуйте помочь нашему КОТИКУ – звукоряд вверх — играют взрослые и дети.

5.Пора вернуться обратно: Вниз по радуге бегу – все играют вниз быстрее.

6. Кот Музик предлагает нам сыграть цветные ноты на металлофоне, чтобы их запомнить. Давайте расскажем о них.

(Дети играют на металлофонах, называя ноты)

Пусто ласточек гнездо — До, до, до-до, до

Зимний вечер на дворе — Ре, ре, ре-ре, ре

Плачет вьюга за дверьми — Ми, ми, ми-ми, ми

Дождика тиха строфа — Фа, фа, фа-фа, фа

У него своя есть роль — Соль, соль, соль-соль, соль

Затихает вся земля — Ля, ля, ля-ля, ля

Вьюга, скуку унеси — Си, си, си — си, си

Пусто ласточек гнездо — До, до, до — до, до.

7. Вот и наступил самый волнующий момент – попробуем сыграть по нотной записи (цветными нотками). Взрослые будут читать, а дети будут играть. И, наоборот.

«Маленькой елочке холодно зимой» (у каждой пары — карточка с записью песни цветными нотами).

— Мы так хорошо играли, но наши глазки – устали. Давайте отдохнем – и опять играть начнем. Снимите, пожалуйста, очки и закройте глаза.

Слушание музыки «Жан-Филипп-Рамо — Перекличка-птиц — (клавесин)».

Вы слышали, это звучал родственник нашего металлофона – клавесин.

Откройте глаза, наденьте очки.

Уважаемые родители, вы увидели перед собой карточки с цветными песенкам. Полоски, которые шире – звучат дольше, а которые уже – звучат коротко. Попробуйте сыграть. Узнали песню? Правильно, «Два веселых гуся».

Наша встреча подходит к концу.Я хотела бы узнать:

Вам понравилась сегодняшняя встреча?

Вы хотели бы, встретится еще раз?

Какие эмоции вы испытали, играя со своим ребенком?

Теперь вы сможете дома играть со своим ребенком на металлофоне или ксилофоне. Цветные партитуры я буду выставлять в музыкальном уголке в группе (в раздевалке).

Я предлагаю завести музыкальные тетради, в которых вы будете записывать новые партитуры песен для обучения игре на металлофоне.

Вы пришли сегодня с хорошим настроением. Надеюсь, что ваше настроение не изменилось и сейчас. Пусть оно сопровождает вас целый день!

Как играть на ксилофоне

С какого возраста нужно проводить развивающие занятия?

  • Главная
  • Методические разработки
  • Детские цветные ноты
  • Ноты для ксилофона, металлофона

Ноты для ксилофона в «ИММИГРАДе» — это всё теже цветомузыкальные матрицы-песенки.

Цветомузыкальную методику Пиано «Радуга» можно успешно применять на любом музыкальном инструменте, но потрясающе органична и естественна она используется для игры на ксилофоне или металлофоне.

Зачастую производители детских ксилофонов/металлофонов сами разукрашивают их пластины в различные цвета. Но когда цвет несет смысловую нагрузку, и последовательность чередования цветов определяется нотной гаммой, рождается методика, использование которой делает понятным, как играть ту или мелодию, превращая металлофон (или ксилофон) в доступный и любимый ребёнком музыкальный инструмент.

О том, как превратить обычный детский металлофон в металлофон «Радуга» смотрите тут.

А мы напоминаем, что согласно нашей цветомузыкальной методике красным цветом обозначается звук До, оранжевым – Ре, желтым – Ми, зеленым цветом – Фа, голубым – Соль, синим – Ля и фиолетовым цветом – нота Си.

Если flash-приложение неактивно, щёлкните левой клавишей мыши в любом месте картинки и включите звук Вашего компьютера.

И представляем, по сути, уникальную информацию – ноты для ксилофона/металлофона «Радуга», найти которые даже на просторах Интернета достаточно сложно.

Но, вначале поупражняйтесь в игре на нашем виртуальном металлофоне. Много разных цветных металлофонов для исполнения детских песенок находится на страничке: «Металлофоны 11 тонов (онлайн)».

Если flash-приложение неактивно, щёлкните левой клавишей мыши в любом месте картинки и включите звук Вашего компьютера.

Желаем Вам получить максимум удовольствия от исполнения песенок на детском металлофоне!

Открылась онлайн-школа для малышей «Пиано «Радуга» — онлайн! Любой, кто зарегистрирует аккаунт в 2015-16 учебном году получит в подарок «оранжевый уровень» (17 песенок)!

В этом курсе Вы сможете найти детские цветные ноты со словами и авторскими рисунками, mp3-озвучку песенок (мелодия, ритм, ноты, слова), песенки-раскраски, музыкальные флеш-приложения, интерактивные цветомузыкальные матрицы-песенки, обучающие компьютерные программы, уроки музыки для малышей, рекомендации и помощь.

ВНИМАНИЕ! Все материалы сайта защищены законом об авторском и смежном праве Республики Беларусь, а также международными договорами. При копировании материалов с нашего сайта ссылка на официальный сайт развивающей цветомузыкальной методики «ИММИГРАД» (цвет + звук + движение)» обязательна!

Нажимая на кнопочку « Поделиться » , Вы помогаете цветомузыкальной развивающей методике «ИММИГРАД» (цвет + звук + движение). Огромное Вам спасибо!

Читайте также  Как сделать костюм мумии на Хэллоуин

Ксилофон

Ксилофон – музыкальный инструмент, имеющий простое устройство и древнюю историю, исчисляемую тысячелетиями. Несмотря на кажущуюся примитивность, заставить его звучать так, как нужно, под силу только профессионалам.

Что такое ксилофон

Ксилофон относится к ударным музыкальным инструментам (ближайший «родственник» – металлофон). Имеет определенную высоту звучания. Выглядит как набор деревянных дощечек, имеющих разную величину. Для извлечения звука необходимо ударять по ним специальными палочками (молоточками).

Каждый брусок в его составе настраивается под определенную ноту. Диапазон звучания профессионального инструмента составляет 3, 5 октавы.

Звучит ксилофон по-разному, все зависит от материала палочек (резина, пластик, металл), силы удара. Возможен тембр от мягкого до резкого, похожего на щелчок.

Устройство ксилофона

В основе устройства – рама, на которой, по аналогии с клавишами фортепиано, расположены в два ряда деревянные брусочки. Каждый брус лежит на прокладке из поролона, между прокладкой и брусом находится специальная трубка, цель которой – усиление звучания. Трубки-резонаторы тембрально окрашивают звук, делают его ярче, выразительнее.

Для клавиш выбирают ценные, твердые породы древесины. До создания инструмента деревянные заготовки тщательно высушивают, иногда процесс сушки занимает несколько лет. Ширина каждого бруска стандартная, длина различается в зависимости от того, какой высоты звук необходимо получить в процессе игры.

Извлекают звук при помощи палочек. Стандартный набор – 2 штуки. Некоторые музыканты виртуозно справляются с тремя, четырьмя палочками. Материал их изготовления может быть различным.

Наконечники палочек имеют округлую форму, их заключают в кожу, войлок, резину – в зависимости от характера музыкального произведения.

Как звучит ксилофон

Звучит ксилофон необычно, отрывисто. Его включают в состав оркестра, ансамбля, желая отобразить своеобразный сюжет. Инструмент способен создать иллюзию скрежета зубов, зловещий шепот, топот ног. Он отлично передает переживания главных героев, характер действий. Большинство издаваемых звуков – суховатые, щелкающие.

Виртуозы умеют «выжимать» из конструкции всевозможные тона – от пронзительных, зловещих до ласковых, светлых.

История инструмента

Первые модели музыкальных инструментов, напоминающих ксилофон, появились более 2 тысяч лет назад. Они не сохранились – о существовании предметов свидетельствуют древние рисунки, найденные на территории современной Азии, Латинской Америки, Африки.

Впервые в Европе подобная конструкция была описана в XVI веке. За простоту освоения она полюбилась бродячим музыкантам, вплоть до XIX века использовалась преимущественно ими.

1830 год стал поворотным в истории ксилофона. За усовершенствование конструкции взялся белорусский мастер – М. Гузиков. Специалист расположил деревянные пластины в определенном порядке, в 4 ряда, подвел снизу резонирующие трубки. Нововведения позволили расширить диапазон модели до 2,5 октав.

Вскоре новшество привлекло внимание профессиональных музыкантов, композиторов. Ксилофон вошел в состав оркестров, позже стало возможным исполнение солирующих партий.

Через 100 лет произошли очередные изменения во внешнем облике деревянного металлофона. Вместо 4 рядов осталось 2, бруски расположились наподобие фортепианных клавиш. Диапазон превысил 3 октавы, сделав инструмент более гибким, расширив его музыкальные возможности. Сегодня ксилофон активно используется эстрадными исполнителями, оркестрами, солистами.

Разновидности ксилофона

Разновидности ксилофона разбросаны во всему земному шару. Вот лишь некоторые из них:

  • Балафон – распространен в ряде африканских стран. Основу составляют 15-20 дощечек, изготовленных из твердых пород дерева, под которыми размещены резонаторы.
  • Тимбила – национальный инструмент республики Мозамбик. Деревянные клавиши крепятся на веревки, резонаторами служат плоды дерева массала.
  • Моккин – японская модель.
  • Вибрафон – изобретен американцами в начале XX века. Особенность – металлические клавиши, наличие электрического мотора.
  • Маримба – африканский, латиноамериканский тип инструмента, отличительная характеристика – палочки с резиновыми головками, тыква в качестве резонатора.

Также классифицировать модели можно на:

  • Диатонические – просты в освоении, пластины составляют единый ряд, повторяя расположение белых клавиш фортепиано.
  • Хроматические – играть сложнее: клавиши располагаются двумя рядами, представляя последовательность черных и белых фортепианных клавиш. Преимущество модели – более широкие музыкальные возможности воспроизведения звуков.

Использование

Интересный факт: первоначально инструмент использовался исключительно как народный. Сегодня его активно используют музыканты духовых, симфонических, эстрадных оркестров. Встречаются коллективы из одних только ксилофонистов.

Звуки ксилофона присутствуют в некоторых рок, блюз, джаз-композициях. Нередки случаи сольного выступления с использованием данного инструмента.

Известные исполнители

Первым виртуозом-ксилофонистом стал создатель современной разновидности инструмента – белорус М.Гузиков. Впоследствии миру открылись таланты К. Михеева, А. Поддубного, Б.Беккера, Э.Галояна и многих других.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: