Как быть признанными нуждающимися в жилье

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 51 ЖК РФ

Согласно постановлению Правительства РФ от 25 октября 2012 г. N 1099 граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 настоящего Кодекса, имеют право на приобретение стандартного жилья

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ граждане, состоящие на учете в соответствии с настоящим пунктом, проживающие в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие настоящего Кодекса, не могут быть выселены без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось ранее на основании закона

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ в часть 2 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий

Заявителем на получение муниципальной услуги выступает молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:

— возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

— молодая семья постоянно проживает на территории муниципального образования «город Екатеринбург»;

— члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации или иностранными гражданами, если последнее предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

— семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с федеральным законодательством нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, которые:

— не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

— являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной Постановлением Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 N 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург»;

— проживают в помещении, не отвечающем требованиям для жилых помещений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;

— являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (перечень заболеваний представлен в приложении N 1 к Административному регламенту), и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, принадлежащего на праве собственности.

В силу требований статей 31, 51 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении обеспеченности заявителей общей площадью жилого помещения учитываются все жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма и (или) принадлежащие на праве собственности членам молодой семьи и лицам, совместно проживающим с ними в качестве членов семьи.

На основании статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации для решения вопроса о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях принимаются во внимание все жилые помещения, принадлежащие на праве собственности супругам лиц, совместно проживающих с заявителями в качестве членов семьи, приобретенные ими в период брака.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, если заявители совершили действия с намерением приобретения права быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, то они признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

От имени заявителя заявление вправе подавать его представитель при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, удостоверяющего представительские полномочия. В соответствии со статьями 185, 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия представителя могут быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью, доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной.

Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителями и (или) уполномоченными лицами:

1. Заявление об оказании услуги. Заявление оформляется по форме, представленной в приложении № 2 к Административному регламенту. Подписывается супругами (при отсутствии брака — молодым родителем).

2. Документ, удостоверяющий личность (документы представляются в отношении членов молодой семьи, лиц, совместно проживающих с ними в качестве членов семьи, супругов последних и (или) уполномоченных ими лиц).

3. Документы, подтверждающие, родственные или иные отношения гражданина, подавшего заявление, с совместно проживающими с ним членами семьи, из числа следующих (документы представляются в отношении членов: молодой семьи, лиц, совместно проживающих с ними в качестве членов семьи, супругов последних):

Читайте также  Как выиграть суд без адвоката

а) свидетельство о заключении брака;

б) свидетельство о перемене имени;

в) свидетельство о рождении;

г) свидетельство об установлении отцовства;

д) свидетельство об усыновлении;

е) свидетельство о смерти;

ж) свидетельство о расторжении брака.

4. Правоустанавливающие документы на жилое помещение из числа следующих (документ представляется на каждое жилое помещение, занимаемое по договору социального найма и (или) находящееся в собственности членов молодой семьи, лиц, совместно проживающих с ними в качестве членов семьи, супругов последних, если право собственности на жилое помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним):

а) вступивший в законную силу судебный акт (решение суда) в отношении права собственности на жилое помещение;

б) договор безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан;

в) договор социального найма жилого помещения;

г) договор найма специализированного жилого помещения;

д) договор купли-продажи жилого помещения;

е) договор мены жилого помещения;

ж) договор (акт) приватизации жилого помещения;

з) договор дарения жилого помещения;

и) свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию;

к) ордер на вселение в жилое помещение;

л) справка жилищного или жилищно-строительного кооператива о полной выплате заявителем, являющимся членом кооператива, паевого взноса за предоставленную этому лицу кооперативом квартиру;

м) справка жилищного или жилищно-строительного кооператива о членстве в них заявителя;

н) договор найма жилого помещения в жилищном фонде коммерческого использования.

5. Справки о наличии (отсутствии) права собственности на недвижимое имущество у заявителя и членов его семьи, выданные органом, осуществляющим техническую инвентаризацию жилищного фонда.

6. Документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения, из числа следующих (документы представляются при наличии у членов молодой семьи и (или) лиц, совместно проживающих с ними в качестве членов семьи, заболевания, предусмотренного приложением № 1 к Административному регламенту):

а) справка медицинского учреждения о наличии права на внеочередное получение жилья;

б) справка медицинского учреждения о праве на дополнительную жилую площадь.

Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и представляемых заявителем по собственной инициативе:

1. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (в отношении всех объектов недвижимости, сведения о которых представлены заявителем, и в отношении всех членов молодой семьи, лиц, совместно проживающих с ними в качестве членов семьи, супругов последних).

2. Справка, подтверждающая место жительства или пребывания заявителя и (или) содержащая сведения о совместно проживающих с ним лицах (документы предоставляются в отношении заявителя, лиц, совместно проживающих с ними в качестве членов его семьи, их супругов).

Муниципальная услуга предоставляется бесплатно.

Полный обзор всех программ улучшения жилищных условий

Согласно официальной статистике, в улучшении жилищных условий ежегодно нуждаются сотни тысяч российских семей.

В Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. В реализации этого права содействие оказывают органы государственной и муниципальной власти. На сегодняшний день в решении различных социальных проблем приоритет отдается именно решению вопросов с обеспечением доступного жилья.

В сегодняшней статье собрала для вас максимально полный обзор всех программ улучшения жилищных условий.

Основные рабочие программы поддержки семей

  • Материнский капитал (в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан»)

За счет предоставляемых государством денежных средств молодая семья имеет право приобрести жилье.

Так, в частности, можно направить средства маткапитала, сумма которого в 2020 году для семей с двумя детьми, рожденными в период действия данной государственной программы, составляет 616 617 рублей, на погашение ипотеки, на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.

  • Получение ипотечного кредита (займа) на покупку недвижимости на льготных условиях — по ставке не выше 6% годовых

На сегодняшний день размер льготной ставки для многодетных составляет 6 процентов. Некоторые банки предлагают и еще более низкие ставки. Разница между стандартной и льготной ставками в пользу банка покрывается государством.

  • Программа «Дальневосточная ипотека» дает возможность получения ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья на территории ДФО на льготных условиях

В ближайшие несколько лет (до 2024 года) жилье на Дальнем Востоке можно взять в кредит и по весьма выгодной ставке — 2%. Ставку может быть увеличена, если не подтвердить прописку или же отказаться от страховки.

Размер кредита составляет не более 6 миллионов рублей и покрывает не более 80 процентов стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо стоимости приобретаемого жилья с земельным участком, либо стоимости строящегося индивидуального жилого дома на земельном участке, либо стоимости приобретаемого земельного участка и строящегося на нем дома.

  • Программа «Молодая семья»

В рамках программы, срок реализации которой заканчивается в 2025 году, молодые семьи, соответствующие установленным условиям и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право претендовать на финансовую помощь на приобретение жилья от государства.

Это не ипотека и не кредит, а субсидия, которую возвращать не придется. При этом полную стоимость жилья за счет бюджетных средств не покроют, но помощь от государства все равно существенная.

Размер выплачиваемой субсидии считается исходя из расчетной стоимости жилья. Молодая семья, в которой растет хотя бы один ребенок, получить субсидию в размере 35% от расчетной стоимости. Если же в программе участвует бездетная пара, государство выделит только 30%.

  • Единоразовая выплата на погашение ипотечного кредита (займа) в размере 450 000 тысяч рублей

При рождении третьего ребенка у семьи автоматически появляется право на получение целевой федеральной выплаты в 450 тысяч рублей, которая может быть использована только на погашение ипотеки. И это еще не все! Помимо федеральной выплаты, многие регионы также в дополнительном порядке предоставляют аналогичную субсидию на ипотеку, как правило, в размере 100 или 150 000 тысяч рублей.

  • Обеспечение социальным жильем на условиях социального найма

Льгота предоставляется на безвозмездной основе, но только при условии, что семья является малоимущей и не имеет жилого помещения на праве собственности, либо площадь жилья слишком мала и не соответствует нормам для проживания, предусмотренным в регионе.

  • Субсидии на приобретение квартиры или частного дома

В этом случае речь идет о предоставлении региональными властями от 30 до 50 процентов денежных средств, необходимых для покупки недвижимости, при условии, что оставшуюся часть стоимости семья сможет оплатить самостоятельно.

  • Предоставление земельного участка для строительства частного дома

Земля предоставляется на безвозмездной основе в объеме до 15 соток, только один раз и только в том регионе, в котором проживает «многодетная семья». Землю можно также использовать и для строительства дачи, либо под фермерство или для ведения садоводства.

Адмиралтейский район

Основания постановки на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий

Основания постановки на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий

В соответствии с Законом Санкт — Петербурга от 28.07.2004 № 409-61 «О содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий» на учет нуждающихся в содействии Санкт — Петербурга в улучшении жилищных условий принимаются граждане, проживающие в городе на законном основании в общей сложности не менее 10 лет, если:

1) они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), и относятся к следующим категориям:

  • инвалиды Великой Отечественной войны;
  • участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
Читайте также  Как отличить сапфировое стекло от минерального

2) они имеют трех и более несовершеннолетних детей и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее — учетный норматив жилищной обеспеченности), в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт‑Петербурга;

3) они проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии в пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Куда обращаться:

Многофункциональные центры Санкт‑Петербурга.

Документы, необходимые для признания граждан нуждающимися в в содействии в улучшении жилищных условий

  1. Заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи.
  2. Справки о прописке и характеристики жилой площади (Ф9,Ф7), подтверждающие проживание заявителя и членов семьи в Санкт‑Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (для проживающих в общежитиях, военной части, в ведомственных домах и т.д., в том числе, проживающих в области). Если члены семьи прибыли из другого города, представить архивную справку о регистрации (Ф9, Ф7) и справку Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии с того населенного пункта откуда прибыли, об отсутствии либо наличии собственности.
  3. Если один из супругов проживает по другому адресу, представить справку о регистрации и характеристики жилой площади (Ф9, Ф7) с места регистрации (для проживающих в общежитиях, военной части, в ведомственных домах и т.д.).
  4. Документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства: свидетельство о заключении брака (при наличии брачных отношений), свидетельство о рождении заявителя и всех членов семьи, свидетельство о расторжении брака, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о смерти.
  5. При наличии льгот: льготные удостоверения, справки об инвалидности.
  6. Паспорта всех членов семьи граждан Российской Федерации, вкладыш гражданства Российской Федерации на детей (при наличии).

Как получить жилье от государства?

О спорных вопросах получения жилого помещения по договору соцнайма

Нуждающиеся в жилых помещениях москвичи могут претендовать на предоставление им жилья по договору социального найма. Это значит, что город бесплатно передает жилье в пользование нуждающимся на неограниченный срок. Его можно приватизировать, после чего жилье будет передано в собственность. Для получения помощи в улучшении жилищных условий семье нужно будет встать на жилищный учет.

Кто имеет право получить жилье от государства?

В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий может семья, если:

  • размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (для квартир – 10 кв. м, для коммунальных квартир – 15 кв. м);
  • заявители являются гражданами РФ и постоянно проживают в Москве не менее 10 лет;
  • заявители не совершали за последние 5 лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий;
  • заявители признаны малоимущими.

Предоставление жилых помещений в столице находится в компетенции Департамента городского имущества г. Москвы (далее – ДГИ г. Москвы).

Как встать на жилищный учет для получения жилья?

Заявитель и члены его семьи подают заявление через любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве о признании их малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. К заявлению прикладываются документы о праве собственности на движимое и недвижимое имущество; документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи за 2 последних года.

Затем, уже после принятия решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими, они предъявляют заявление о постановке на жилищный учет в центр госуслуг «Мои документы». К нему прикладываются документы, подтверждающие жилищную обеспеченность и проживание в Москве не менее 10 лет.

Как определяется состав семьи заявителя?

До 2005 г., т.е. до момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, проживающие в одной квартире граждане могли встать на жилищный учет как разные семьи. Сейчас такое невозможно. Согласно действующему законодательству те, кто зарегистрирован в одной квартире, являются одной семьей, – если, конечно, квартира не коммунальная. В судебном порядке установить факт проживания в квартире разных семей не получится.

Как понять, признают ли семью малоимущей?

Малоимущими для постановки на жилищный учет признает граждан ДГИ г. Москвы. Для этого необходимо, чтобы имущественная обеспеченность семьи была меньше общей стоимости жилого помещения, необходимого семье для обеспечения по норме предоставления жилплощади на одного человека.

Методика определения имущественной обеспеченности семьи: доход семьи (доходы за 2 последних года минус налоги) / 24 месяца – количество членов семьи X на величину прожиточного минимума, действующего на дату подачи заявления + стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Методика определения общей стоимости жилого помещения, необходимого семье: норма предоставления жилплощади на одного человека X на количество членов семьи – общая площадь жилого помещения, в отношении которого члены семьи имеют самостоятельное право пользования.

Учитывается ли материальная обеспеченность супругов и детей членов семьи заявителя, которые не зарегистрированы с ними и на улучшение жилищных условий не претендуют?

При решении вопроса о признании семьи малоимущей ДГИ г. Москвы будет учитывать доходы и имущество супругов и детей членов семьи заявителя, не зарегистрированных совместно с желающими встать на жилищный учет.

Учитывается ли жилищная обеспеченность близких родственников, которые не проживают с заявителем и не претендуют на улучшение жилищных условий?

ДГИ г. Москвы учитывает жилищную обеспеченность детей и супруга заявителя, даже если они не проживают в одном жилом помещении с ним. Однако суды признают подобные действия департамента незаконными. В таких случаях выясняется, имеется ли у желающего встать на жилищный учет самостоятельное право пользования имуществом детей или супруга, которые не зарегистрированы в жилом помещении совместно с ним и на улучшение жилищных условий не претендуют (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2020 г. по делу № 33-5255/2020).

А если кто-то из членов семьи не желает вставать на жилищный учет?

ДГИ г. Москвы без подписи этого члена семьи заявление не примет и не поставит на жилищный учет. Однако по этому вопросу имеется судебная практика, согласно которой такие действия департамента незаконны, гражданин может быть поставлен на жилищный учет исключительно при его желании. Но при этом жилищные и иные материальные условия члена семьи, не желающего вставать на жилищный учет, будут учитываться (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 января 2017 г. по делу № 33-2379/2017).

Как встать на жилищный учет, если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет?

Сделать это будет крайне проблематично. Если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет, ДГИ г. Москвы откажет в постановке на жилищный учет. На практике данный вопрос является спорным (Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 октября 2020 г. по делу № 02-5313/20, Апелляционное определение Московского городского суда от 2 марта 2018 г. по делу № 33-9343/2018).

Читайте также  Как образовались тройственный союз и Антанта

Возможна и иная ситуация. Для ДГИ г. Москвы единственным доказательством длительного проживания в столице является регистрация по месту жительства. Но бывает так, что гражданин живет в Москве 10 лет или даже больше, а регистрации по месту жительства в течение необходимого времени не имеет. В этом случае можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в Москве на протяжении 10 или более лет, предоставив доказательства (работа в городе, прикрепление к поликлинике, свидетельские показания). Однако, к сожалению, шансы на удовлетворение такого заявления крайне малы (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2020 г. по делу № 33-6752/2020, Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2019 г. по делу № 33-53649/2019).

Что считается ухудшением жилищных условий, влияющим на постановку на жилищный учет?

Это действия членов семьи заявителя, которые привели к отчуждению жилых помещений или уменьшению их площади, приходящейся на каждого члена семьи. После совершения таких действий встать на жилищный учет можно лишь по истечении 5 лет.

Важно отметить, что расторжение брака, если оно не повлекло уменьшение площади жилого помещения, согласно практике судов Москвы, не является ухудшением жилищных условий (Апелляционное определение Московского городского суда от 26 сентября 2019 г. по делу № 33-43229/2019, Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2019 г. № 33-48324/19).

Кто не нуждается в улучшении жилищных условий: Верховный суд установил критерии

Крайне серьезно в стране обстоит проблема получения жилья нуждающимися гражданами. И не менее серьезно и строго государство подходит к предоставлению такого жилья и проверке граждан на соответствие требуемым критериям.

Кто может претендовать на улучшения

Согласно действующему жилищному законодательству выделяются категории граждан, имеющих право обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося :

  • Малоимущие граждане

Признание гражданина таковым происходит путем оценки его доходов и имущества, которое подлежит налогообложению, и варьируется в зависимости от субъекта РФ,

  • инвалиды,
  • ветераны войны,
  • несовершеннолетние дети и сироты,
  • герои СССР, герои РФ,
  • работники спасательных служб, служащие полиции,
  • граждане, не являющиеся нанимателями социального жилья и членами их семей;
  • граждане , не имеющие в собственности жилплощадь и не входящие в состав семьи тех, кто ее имеет;
  • граждане, не обеспеченные размером минимальной жилплощади на одного человека по норме;
  • граждане, проживающие на одной жилплощади с лицом, имеющим хроническую болезнь, которая препятствует возможности совместного проживания с ним.

Семья в широком смысле слова

Стоит разобраться, какой смысл жилищное законодательство вкладывает в понятие «член семьи» и кого к ним относит.

К членам семьи относятся лица, которые живут вместе с собственником жилого помещения:

  • супруг/супруга,
  • родители,
  • дети,
  • иные родственники,
  • иногда таковыми могут быть признаны нетрудоспособные граждане, которые вселены в квартиру самим хозяином на правах члена семьи.

Ключевую роль играет подтвержденный факт совместного проживания указанных лиц с собственником жилого помещения.

В каком случае претендовать на улучшение бессмысленно

Существуют ситуации, когда гражданину могут отказать в признании его нуждающимся:

  • если не предоставлен полный комплект документов, подтверждающих его положение и статус;
  • если гражданин преднамеренно ухудшил свои жилищные условия: продал жилплощадь или выписался накануне.

Многие совершают такие ухудшения в надежде расширить границы своей жилплощади. Практика показывает, что это не всегда срабатывает.

Верховный суд поясняет

Ситуация из практики

Андрей Иванов — майор МВД, 15 лет отслужил в органах. Продолжительное время он проживал и был зарегистрирован в квартире своей матери, собственной жилплощади не имел. Там же был зарегистрирован и проживал сын Андрея. Тесновато.

Попытка улучшения условий

Андрей решил выписаться из квартиры матери, чтобы встать на учет и получить собственное жилье. Через пару месяцев после снятия себя с регистрационного учета, он обратился в органы местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Ответ не заставил себя долго ждать, и Андрей получил отказ. В обоснование отказа была сделана ссылка на то, что гражданин не предоставил документ, подтверждающий место жительства за последние периоды.

Отказ показался Андрею необоснованным, и он обратился в суд, чтобы его обжаловать.

Дело в суде

Суд принял сторону майора и обязал ведомство поставить семью на учет. В обоснование своего решения суд пояснил, что Андрей предоставил все необходимые документы, которые достаточны для получения соответствующей «жилищной» выплаты. Также суд добавил, что непредставление таких документов все равно не ограничивает право заявителя.

Мать Андрея, по мнению суда, не является членом его семьи, поскольку их совместное проживание ничем не подтверждается. Таким образом, момент выписки Андрея из квартиры матери, где он жил все время и квадратных метров на человека по закону было достаточно, вообще не был принят судом во внимание.

Вторая инстанция оставила решение без изменений.

Отказ Верховного суда

Ситуация изменилась, когда ведомство обратилось с кассацией в Верховный суд.

При рассмотрении дела, суд счел ошибочным мнение о том, что Андрей, его сын и мать не являются одной семьей. Жилищный кодекс четко закрепляет опровержение тому в ч. 1 ст. 31.

Для того, чтобы Андрей и его сын были признаны членами семьи матери, достаточно только установить факт их совместного проживания. Доказывать, что они помогали друг другу материально и вели хозяйство совместно, вовсе не требуется.

ВС взялся за проверку необходимых обстоятельств и выявил, что Андрей, сняв себя с регистрации и отказавшись от права пользования квартирой матери, намеренно ухудшил свои жилищные условия. Человек сам сделал себя нуждающимся.

Согласно ч. 8 ст. 4 закона № 283-ФЗ такие действия гражданина служат прямой причиной для отказа в постановке на учет.

Решение предыдущих инстанций было отменено. Андрей отправился со своим делом на новое рассмотрение.

Важно

Своим решением Верховный суд выделил критерии «нуждаемости», установление которых в судебном процессе является обязательным для всех категорий:

  • был ли человек до момента подачи заявления вселен в квартиру члена своей семьи;
  • было ли снятие с учета гражданина преднамеренным.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: