Что такое свободное общество

ЧТО ТАКОЕ СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО

Итак, вы увидели, как по-разному, а подчас и диаметрально противоположно трактуется понятие «свобода». Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора. Какое же общество может обеспечить такой выбор? Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным. Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Сторонников подобной точки зрения немало. В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере — разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и стоящих на разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали. «Все, что может делать общество и государство, — это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой», — писал один из американских политических деятелей. Однако далеко не все принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага.

Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую. Определенную регулирующую роль должно выполнять и государство. Оно не только создает и поддерживает институты, гарантирующие свободу граждан, но должно проявлять заботу о более равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми. Идеал свободы должен быть дополнен идеалом социальной справедливости. Важно также и то, чтобы сами граждане гарантировали свободу друг друга, добросовестно исполняя свои гражданские обязанности. Таким образом, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Как вы уже знаете, она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи. По мнению ряда исследователей, такие эпохи потенциально содержат целый спектр направлений — альтернатив — дальнейшего развития. То, какая из них будет поддержана, к примеру, руководством страны, может существенно повлиять на жизнь всего общества. Так что выбор в этом случае сопряжен с очень высокой ответственностью. Примеры подобных ситуаций и последствий принятых решений сохранила для нас история далекого и недавнего прошлого. Основные понятия: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество. Термины: деиндивидуализация, предопределение.

1) Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время? 2) К чему может приводить неограниченная свобода выбора? 3) Как свобода трактуется в христианском вероучении? 4) Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей. 5) В чем выражается общественная необходимость? 6) Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»? 7) Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свободное общество». 8) Покажите роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе. 9) Как граждане могут гарантировать свободу друг друга?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Какими аргументами можно подтвердить вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе? 2. Какое из двух приведенных ниже высказываний вам кажется более верным? «Наша жизнь — это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент». «Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя». 3. Как вы понимаете выражение «Свобода — это выбор»? 4. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»? 5. Какие из приведенных ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными: 1) свобода — это отсутствие всяких преград и помех; 2) свобода — это осознанное следование необходимости; 3) свобода (свободная воля) — это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований; 4) свобода — это осознанная возможность исторического творчества? 6. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе? 7. Согласны ли вы с высказыванием «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»?

Свою позицию обоснуйте. 8. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона. Законы — это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов». Прокомментируйте это высказывание. 9. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В социальном смысле это означает полную независимость от каких-либо норм или ограничений. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

Бога нет, царя не надо, Губернатора убьем, Платить подати не будем, Во солдаты не пойдем.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свои рассуждения примерами.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы современного американского социального психолога Э. Аронсона.

Как мы защищаем свое чувство свободы

Если убеждающие сообщения навязчивы, то они могут быть восприняты как вторжение в сферу свободы индивидуального выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин. Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» ни меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию. Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению. Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не только сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении. Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии. При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии. Вопросы и задания: 1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?

Выводы к главе II

1. Наука и философия прошли большой путь в постижении общества и социальной сущности человека. Преодолевая односторонность прежних подходов, современные исследователи определяют сущность человека как единство природного, социального и духовного, рассматривают его в качестве субъекта общественно-исторической деятельности, творца культуры. 2. Философы и социологи выделяют три уровня рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, конкретно-исторический. На социально-философском уровне давно ведутся поиски социальной макротеории, способной охватить все многообразие видов и форм общественных отношений. Разработаны стадиальные и циклические, формационные и цивилизационные, локальные и глобальные модели общества. 3. На историко-типологическом уровне исследования выделяют традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое), постиндустриальное (цивилизационное) общества. Различают также цивилизации западного и восточного типов. 4. В современном обществознании глубже, чем ранее, осмысливается понятие общественного прогресса. Отмечается противоречивость прогресса, нередко высокая «цена» общества за достижения в отдельных областях. Продолжаются дискуссии о критериях прогресса. При этом многие исследователи считают, что подлинный прогресс проявляется в возвышении гуманизма, в создании условий для свободного развития личности.

Вопросы и задания к главе II

1. «Эволюция первобытного стада в кровнородственную общину вела к глубоким изменениям самого человека, к развитию у него коммуникативных качеств, появлению зачатков нравственности». «Постепенное развитие у человека навыков общения с себе подобными способствовало переходу на более высокую ступень общественной организации — кровнородственную общину». Сформулируйте проблему, различные решения которой отражены в приведенных высказываниях. Какая из двух точек зрения вам представляется более убедительной? Если вы не согласны ни с одной из них, сформулируйте свой вариант решения данной проблемы. 2. Проанализируйте два варианта типологизации обществ. Определите критерии выделения различных типов обществ. Заполните таблицу.

Типы обществ Критерии различения

Цивилизации западного и восточного типов

Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества

3. Немецкий философ Фихте утверждал: «Философ, который занимается историей в качестве философа, руководствуется при этом априорной нитью мирового плана, ясной для него без всякой истории, и историей он пользуется. только для того, чтобы пояснить и показать в живой жизни то, что ясно и без истории». Как вы понимаете слова «априорная нить мирового плана»? Назовите известные вам философские учения, содержащие подобный план мировой истории. В чем, на ваш взгляд, преимущества и недостатки отмеченного философом взгляда на историю? 4. Раскройте связь общественного прогресса и возрастания свободы человека. В чем выражается возрастание свободы человека в современном обществе?

Готовимся к экзамену

1. Что из перечисленного характеризует общество как систему: 1) тысячелетняя история существования; 2) взаимосвязь сфер общественной жизни; 3) изменчивость форм; 4) непредсказуемость будущих состояний? 2. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных: 1) действие механизмов наследственности; 2) работа органов чувств; 3) видовая специализация; 4) членораздельная речь? 3. Исключите лишнее из списка. Только человеку свойственно(ы): 1) прямохождение; 2) нравственные чувства; 3) членораздельная речь; 4) использование орудий. 4. Переход к индустриальному обществу характеризуется: 1) промышленным переворотом; 2) преобладанием сельского хозяйства над сферой услуг; 3) появлением новых информационных технологий; 4) уменьшением социальной мобильности. 5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы? А. Общество как творец культуры развивается независимо от природы. Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 6. Опираясь на знания из курсов обществоведения и истории, сравните реформу и революцию по следующим критериям: 1) глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь; 2) роль народных масс; 3) прогнозируемость последствий. 7. Напишите эссе на основе следующего высказывания: «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело» (Ж.-П. Сартр).

Читайте также  Что такое эклектика

Что такое свободное общество?

Что такое свободное общество? Это неограниченные возможности каждого человека или же рамки дозволенного все же есть? А демократический строй подразумевает свободное общество? Интересные вопросы, и, наверное, каждый из читателей когда-нибудь их себе задавал. Но мало кто потратил время и нашел ответ. Поэтому для всех любознательных людей, у которых есть лишних 5 минут, мы сделали подборку ответов на самые интересные вопросы.

Что такое свободное общество

Какое общество можно считать свободным? Если рассматривать этот вопрос не в рамках утопичных теорий, то можно сказать, что снятие цензуры с литературы, телевидения и уход от религиозных теорий поможет человеку мыслить шире. Но вот законы, ограничивающие человеческие действия, должны остаться. В современном мире сводное общество – это то, которое существует в рамках демократии. Но во всех ли странах эта политическая система оправдывает себя?

Немного о демократии

  • всеобщее равенство;
  • формирование государственной власти посредством общенародных выборов;
  • всеобщее избирательное право;
  • наличие политических партий, которые выражают интересы различных групп населения.

Что ограничивает свободу человека

  • Кодексы. Их всего 20 штук, среди них: уголовный, гражданский, трудовой, семейный, жилищный и т. д. Они созданы для того, чтобы решать все спорные вопросы, которые возникают в свободном обществе.
  • Религиозные запреты. Церковь играет важную роль в жизни человека. Она тоже имеет свой «кодекс». В христианской религии он называется Библией. Эта книга – свод церковных заповедей, которые не должен нарушать ни один верующий человек.
  • Моральные устои. Именно те общечеловеческие нормы, которые внушают родители детям, сильно ограничивают жизнь людей. Но и очень облегчают ее одновременно. Уважение к старшим, помощь ближнему, сочувствие к немощным — это все то, что делает человека человеком.

А нужно ли ограничивать свободу

Кажется, что свободное общество – это сказка. Люди хотели бы жить без запретов. Но смогут ли они это делать? Нет. Любое общество нуждается в лидере, который будет решать проблемы и устанавливать законы. Люди — существа коллективные. Они не могут жить без общества. А при жизни в нем у них постоянно случаются стычки и недопонимания. И если конфликты не будут решаться мирным путем, то в ход пойдут кулаки.

Но регулировать нужно не только бытовые вопросы. Например, все мы привыкли к правилам дорожного движения. Некоторым кажутся они нелогичными, но все равно их приходится соблюдать. А теперь представьте, что все правила отменили. Сколько аварий произойдёт за час, если все люди будут ездить так, как им вздумается? Понятно, что очень много. И так везде. Без такого ограничения свободы жить сложно.

Признаки свободного общества

  • избирательное право должно быть у всех людей;
  • должна быть свобода слова и свобода печати;
  • все люди равны друг перед другом;
  • власть избирается гражданами страны;
  • люди вольны создавать союзы, партии и т. д.;
  • человек волен заниматься предпринимательской деятельностью.

Утопичные развития общества в книгах

Наверное, каждый из нас читал книги О. Хаксли и Дж. Оруэлла. Именно «Дивный новый мир» и «1984» хорошо поднимают проблемы свободы общества. Эти произведения считаются утопичными, хотя, как бы это странно ни звучало, в их основу лег реально существующий политический строй. В этих книгах поднимался вопрос о том, может ли человек быть свободным от общества, и был дан ответ: нет, не может. Все мы — люди, существа коллективные, и как бы ни была плоха система правления в стране, найдется мало добровольцев, которые пойдут против системы. Читая такие произведения, понимаешь, что даже если у человека стоит жесткий запрет на свободу мысли, ограничить потенциал творца невозможно.

Есть ли сегодня цензура

По-прежнему публично нельзя ругать политический строй и представителей власти и церкви. Как же тогда проявляется свобода слова? Сегодня можно в красочных выражениях встретить высказывания на страницах книг, а также услышать мат со сцены театра и из уст актеров в фильмах. Сложно понять, почему именно в такой форме в России проявляется свобода слова. Будем надеяться, что это явление временное и скоро исчезнет.

Проявление свободы путем самовыражения

Каждый человек волен выбирать, как ему жить и чем заниматься. Некоторые люди предпочитают работать на нелюбимой работе, а вечерами смотреть телевизор. И такой индивид заслуживает звания человека свободного общества. А есть люди, которые не хотят просто кануть в Лету. Их жизненная миссия — оставить на этой земле какой-то след. Поэтому они пишут картины, книги, компьютерные программы. Именно в творческом порыве и выражается свобода. Человек, который не зависит от общественного мнения, может не проводить вечера в ночных клубах, чтобы потом выложить модное селфи в инстаграм. Он имеет возможность заниматься тем, что ему по-настоящему нравится.

Удивительно, но в детстве все люди в совершенстве владеют этим навыком. Маленькие первооткрыватели спонтанны, никогда не знаешь, чего от них ждать. Их жизнь намного интересней и ярче, чем повседневные будни взрослых. Дети вольны делать что хотят, в рамках разумного, конечно. Но становясь старше и вливаясь в общество, понимаешь, что оно накладывает запреты, и человек привыкает думать и действовать так, как его научили, а не так, как ему хочется. А вот чтобы перевоспитать себя, нужна смелость, которой многим не хватает.

Может ли человек жить вне общества

Почему стереотипы ограничивают наши действия

Удивительно, но жить в обществе и быть свободным нельзя. Даже если человек и не всегда соблюдает писаные правила, он все равно существует в плену своих стереотипов и моральных запретов. Это выяснили еще священники во времена Средневековья. Именно поэтому церковь и играет такую важную роль в жизни человека. И если писаный закон преступить у людей сил хватает, то мысль о том, что если не будешь соблюдать заповеди, то попадешь в ад, многих пугает. Власть общественного мнения проявлялась всегда. Но с распространением интернета жизнь людей сильно поменялась. Многие живут напоказ. Они вынуждены это делать, ведь именно так поступают друзья. И если поступиться этими правилами, то люди о тебе плохо подумают. А сейчас мнение окружающих для многих людей важнее, чем свое.

Как стать свободным от стереотипов

  • Читайте. Сегодня многие перестали это делать. Книги стоят на полке исключительно для красоты. А ведь это кладезь знаний, которые блогер на «Ютубе» вам точно не вольет в голову.
  • Смотрите хорошие фильмы. Многие люди проводят свой вечер за просмотром комедийных сериалов. Да, это помогает расслабиться, но никак вас не развивает. В то время как в некоторых фильмах поднимаются философские вопросы, над которыми действительно стоит задуматься.
  • Не верьте стереотипам. Не все блондинки глупые, так же как не все толстые люди — добрые. Стоит на собственной практике проверять то, что вам рассказывают окружающие. Это, конечно, относится не ко всему. Не стоит совать пальцы в розетку, чтобы узнать, что случится. Просто иногда задумайтесь о нерушимых, казалось бы, истинах: настолько ли они крепки, как кажутся?

Воспитание ребенка в духе свободы

Если вы хотите вырастить детей хорошими людьми, недостаточно дать им высшее образование. Нужно научить их жить в обществе и быть свободным. Это значит, что не следует убивать потенциал ребенка на корню. Если чадо хочет рисовать на обоях, можно разрешить ему это делать, просто объясните, что такая практика допустима только в одной комнате конкретно этого дома. Ребенок с удовольствием будет творить, и это поможет ему расширить границы своих возможностей. То же самое касается занятий музыкой, фотографией, лепкой или танцами.

Нельзя чего-то запрещать детям и никак не аргументировать свои ограничения. Если чего-то нельзя, ребенок должен понимать, почему это нельзя. Способность мыслить формируется именно в детстве, задача родителей — развить критическое мышление, неподвластное стереотипам. Нужно прививать своему чаду хороший вкус. Ребенок должен понимать, как найти хорошую литературу, музыку и фильм. А также стоит развивать детей всесторонне, чтобы не страдала ни физическая, ни интеллектуальная, ни культурная составляющая.

Что такое свободное общество

Итак, вы увидели, как по-разному, а подчас и диаметрально противоположно трактуется понятие «свобода». Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора. Какое же общество может обеспечить такой выбор? Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным. Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Сторонников подобной точки зрения немало. В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере — разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и стоящих на разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали. «Все, что может делать общество и государство, — это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой», — писал один из американских политических деятелей. Однако далеко не все принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую. Определенную регулирующую роль должно выполнять и государство. Оно не только создает и поддерживает институты, гарантирующие свободу граждан, но должно проявлять заботу о более равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми. Идеал свободы должен быть дополнен идеалом социальной справедливости. Важно также и то, чтобы сами граждане гарантировали свободу друг друга, добросовестно исполняя свои гражданские обязанности. Таким образом, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Как вы уже знаете, она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи. По мнению ряда исследователей, такие эпохи потенциально содержат целый спектр направлений — альтернатив — дальнейшего развития. То, какая из них будет поддержана, к примеру, руководством страны, может существенно повлиять на жизнь всего общества. Так что выбор в этом случае сопряжен с очень высокой ответственностью. Примеры подобных ситуаций и последствий принятых решений сохранила для нас история далекого и недавнего прошлого. Основные понятия: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество. Термины: деиндивидуализация, предопределение.

Читайте также  Что такое ультраконсервативные взгляды

1) Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время? 2) К чему может приводить неограниченная свобода выбора? 3) Как свобода трактуется в христианском вероучении? 4) Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей. 5) В чем выражается общественная необходимость? 6) Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»? 7) Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свободное общество». 8) Покажите роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе. 9) Как граждане могут гарантировать свободу друг друга?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Какими аргументами можно подтвердить вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе? 2. Какое из двух приведенных ниже высказываний вам кажется более верным? «Наша жизнь — это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент». «Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя». 3. Как вы понимаете выражение «Свобода — это выбор»? 4. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»? 5. Какие из приведенных ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными: 1) свобода — это отсутствие всяких преград и помех; 2) свобода — это осознанное следование необходимости; 3) свобода (свободная воля) — это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований; 4) свобода — это осознанная возможность исторического творчества? 6. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе? 7. Согласны ли вы с высказыванием «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте. 8. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона. Законы — это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов». Прокомментируйте это высказывание. 9. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В социальном смысле это означает полную независимость от каких-либо норм или ограничений. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

Бога нет, царя не надо, Губернатора убьем, Платить подати не будем, Во солдаты не пойдем.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свои рассуждения примерами.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы современного американского социального психолога Э. Аронсона.

Как мы защищаем свое чувство свободы

Если убеждающие сообщения навязчивы, то они могут быть восприняты как вторжение в сферу свободы индивидуального выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин. Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» ни меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию. Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению. Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не только сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении. Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии. При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии. Вопросы и задания: 1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?

Свободное общество, или неограниченое подневолье

«как просто отнять у народа свободу,
ее надо просто доверить народу»
(Игорь Губерман)

«Свобода» — сколько всего по намешано историей в этом слове — любовь и ненависть, призрение и уважение, страх и отчаянье, верность и предательство. да, собственно вся история человечества связано с ней, свободой, с Ее потерей или приобретением. Но, большинство людей вряд ли смогут дать, хоть сколько-нибудь, отчетливый, ясный для них самих ответ, что значит свобода для них, и сколько они готовы отдать/заплатить за Нее, да и готовы ли они вообще!?

Видя в газете, не просто газете, а «Независимой Газете» статью: «Свободному Казахстану 10 лет» невольно задаешься вопросом — кто независим?, от кого независим?, зачем независим?, да и независим ли вообще или это все «так» -сплошное ирроциОнаьлное словоблудство охриплых от вранья и сквернодумаия ораторов!? — это и есть вся свобода?! в которую свято верят, за которую борются до последней капли. за которую умирают, . невероятно рано! свобода мыслей и слов от морали, свобода действий от этики и закона?! . идешь дальше, трусцой по статье, в попытке понять, уяснить, что же это за слово такое, так мягко и нежно ласкающее слух — С_В_О_Б_О_Д_А!? туда, сюда, и вдруг, глаза произвольно замирают на «. в последнее время, в нашей стране свобода слова приобрела все большее. » — вот тебе на! Здорово! . хоть кто-то, что-то приобрел. люди потерял свои вклады, пенсионеры надежду получить свои деньги хотя бы за прошлый год, эмигранты надежду хоть когда-нибудь вернутся на «стоящую на ногах» Родину, а кто-то, при всем этом, умудрился приобрести «свободу слова» . несколько ниже, приведена цитата очень видного, наверное правильнее будет сказать «очень часто видное лицо — по телевизору, в газетах, и даже на дверях подъезда, в агитационных листовках «голосуй или проиграешь» — (что бы это значило?)* , имени его указывать, в силу нежелания продолжить свою жизнь созерцанием «неба в клетку», я не буду, но вот сама цитата: «…и все то, что мы сейчас имеем, то есть наша свобода, обошлась нам так дорого, столько за нее было заплачено…» — и сразу же, в первую очередь возникает вопрос – сколько!? Сколько же вы, уважаемый, заплатили за, так называемую, «свободу слова»?! Невольно вспоминается очерк из, уже другой газеты, о покупке «бывшей» частной телерадиокомпании «Тан». — «…финансовая сторона продажи телерадиокомпании «Тан» остается в тени, но уже известно, что как таковой телерадиокомпании больше существовать не будет, согласившиеся дальше работать сотрудники, были расформированы по областным государственным телеканалам, а нежелающие продолжить карьеру на региональных государственных телеканалах, были уволены «по собственному желанию…»

и, дальше по тексту: «. независимость подарила нашей стране. » — что?! Безработицу; политический, экономический, социальный, криминальный, культурный, духовный кризис, беспредел, что еще? Уйдя от одного единственного наказания нас судьбой/историй — коммунИЗМА, в итоге мы пришли к множеству . ИЗМОВ, которые теперь, в своей совокупности стали куда более страшной эпидемией нашей современности — националИЗМ, фашИЗМ, сатанИЗМ, в конце концов — идиотИЗМ. А, американИЗМ – подражание западной культуре! . да, и хорошенькое дело . в один миг для нас перестали существовать Булгаков и Достоевский, Есенин и Пушкин, многие и многие из Тех, кем наша страна может гордится, да, собственно, и гордилась до последнего времени… а теперь что – свобода, а вместе с ней появились новые «герои нашего времени» — «Кукла Чаки» и Мерлин Мэнсон, «Плохие парни» и одетая до неприличия Бритни Спирз; не обошлось и без отечественных героев – ярким примером могут служить ДЕЦЛ и «телепузики». После появления последних, я боюсь заводить детей, зная, что в любой момент они могут наткнуться, в не благословенном эфире нашего порочного телевиденья, на этих моральных уродов. . ох, как же хочется взглянуть в лицо тому шизофренику, который явился создателем подобного кошмара! Что и говорить, «Мерлин Мэнсон» отдыхает! Куда подевались чебурашка с Геной, волк с зайцем, домовенок Кузя . или все это, та, уже непомерная плата за столь, ныне далекое, и непонятное мне слово – свободу!?
Что, что же это такое – свобода?! От чего нас «освободили»!? – от принятия решений, от участия в определении своего будущего, будущего детей, от получения качественного образования, от чего еще?!
Пытаясь хоть как-то в этом разобраться, я выхожу на улицу . «пусть меня научат»!
— Вот ты, мальчик, как ты понимаешь слово свобода?
— Свобода – это когда можно съесть много конфет, и мама не будет ругаться, а еще можно в детский сад не пойти, а еще…
— Все, мальчик, спасибо.

— Девушка, подождите минуту,… да нет, не хочу я с вами знакомиться…хорошо оставлю, только скажи,…что для тебя значит свобода?
— Свобода – это когда все свободны в своих решениях, что одеть и куда пойти, что и как им делать, говорить, думать…
— Скажи, а вот ты, ты свободна?
— . ну, как, . наверное .

— Друг, да салам, скажи, как ты понимаешь слово – «свобода»?
— А ты, че, типа, журналист что ли?
— Ну, типа того, . так как?
— Ну, это, типа, вот когда, знаешь, … есть же, ты че – нибудь типа сделал там не так, сказал. а тебе ниче за это не сделают, понял?!
— да, буду иметь это ввиду .
— Слышь, братишке . дай семешке, чуть, а?

— Извините, пожалуйста, я из организации молодежи Казахстана, мы проводим опрос для статьи в наш журнал, можно узнать ваше мнение, что по-вашему такое, свобода?
— Знаете, молодой человек, не так уж легко ответить на подобные вопросы. Видите ли, понятие свободы, для каждого человека воспринимается по-разному, для кого-то это пустой звук, а для кого-то цель жизни. Все зависит от человека и того времени, в которое он живет.
— Спасибо.

— Извините, пожалуйста, я из организации молодежи Казахстана, мы проводим опрос для статьи в наш журнал, можно узнать ваше мнение, что по-вашему такое, свобода?
— О, это парень, из области фантастики . .

Так что же такое свобода, как нам научиться понимать, а самое главное использовать то, что называется свободой, и то, что в себе несет это, на столько разное для каждого из нас понятие.

Читайте также  Что такое вторичные половые признаки

Вместо послесловия.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Марксистское определение свободы противостоит как волюнтаризму, так и фатализму. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, выступающих как необходимость, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе целей или средств их достижения. Мера свободы людей в каждую историческую эпоху определяется уровнем развития производственных сил, степенью познания законов природы и общества, социальным и политическим строем…
Вырезка определения понятия свободы из «Советского Энциклопедического Словаря».

Свободное общество

Термин «свободное общество» часто используется либертарианскими теоретиками для обозначения общества, в котором достигнуты их идеальные политические, правовые и экономические цели.
В теоретическом свободном обществе все люди действуют добровольно, имея свободу получать власть и ресурсы для реализации своего собственного потенциала. Адлай Стивенсон определил свободное общество как общество, в котором люди считают «безопасным быть непопулярным». Другие, такие как Чандран Кукатхас, описали свободное общество как зависимое от «принципа свободы ассоциации». Синди Кон утверждает, что свобода вести «частную беседу» является «центральной в свободном обществе». Эти интерпретации также могут быть разработаны с точки зрения свободы слова — если люди имеют право выражать свое мнение, не опасаясь ареста, тюремного заключения или физического вреда. В свободном обществе, люди будут организовываться в общественных объединениях, в том числе на свободном рынке и в коммунальных обществах. Люди будут процветать и значительно увеличат свой доход из-за отсутствия ограничений на торговлю и создания богатства.

1. Экономическая свобода
Будучи гражданином свободного общества, можно было бы объединяться в добровольные ассоциации, такие как свободный рынок. Эта свобода выбора является ключом к созданию свободного общества, и люди в итоге станут богаче из-за отсутствия ограничений в торговле. Первые сторонники свободного рынка, такие как Джеймс Мэдисон, «понимали, что принятие правильных правил и расширение рынков увеличит личную и экономическую свободу». Кроме того, было много споров об уровне участия государства на рынке, поскольку в 19 веке существовала сильная вера в то, что «рынок следует рассматривать как саморегулирующийся механизм и что роль государства заключается в том, чтобы устранять себя настолько далеко, насколько это возможно. насколько возможно вмешаться в это или регулировать это».
Идеал, поддерживающий это саморегулирование, известен как laissez-faire, в котором государство создает правила с единственной целью защиты прав собственности от воровства и агрессии, в то же время позволяя рынку саморегулироваться. Адам Смит утверждал, что в свободном обществе «каждый человек, если он не нарушает законы справедливости, совершенно свободен в том, чтобы преследовать свои собственные интересы по-своему и привести свою промышленность и капитал в конкуренцию с интересами любого другого человека». Обоснование желания сократить государственное регулирование исходило из того, что «защита масс во все времена была притворством тирании — мольбы монархии, аристократии, особой привилегии мог создать условия для более активного государства и повышенного скептицизма в отношении желательности неограниченных свободных рынков, сторонникам активного государства ещё предстоит предложить последовательный и убедительный аргумент в его пользу «. Таким образом, текущая точка зрения сторонников свободного рынка гласит, что государственные полномочия должны быть минимальными, существующими исключительно для защиты своих граждан и их имущественных прав от вреда. Хотя недавние дебаты по этому вопросу возобновились, это остается консенсусом применительно к свободному рынку.

3. Свобода религии
Свобода вероисповедания определяется как право исповедовать религию публично или в частном порядке. Это также включает в себя полную свободу исповедовать религию или вообще не исповедовать религию. Это также известно как «свобода от религии». В некоторых частях мира, таких как Мьянма, отсутствует религиозная свобода.

  • несвободных условиях некоторые всё же считают свободное ПО подмножеством бесплатного. Часто различают свободное и открытое ПО open source — хотя доступность
  • Свободное или Независимое государство Конго фр. Etat independant du Congo — государство в Африке, существовавшее в 1885 — 1908 годах, являвшееся личным
  • Акционерное общество открытого типа АООТ далее Открытое акционерное общество ОАО Высшим органом управления публичного акционерного общества является
  • Определение свободного программного обеспечения ранее — Что такое свободное программное обеспечение? англ. The Free Software Definition — статья
  • существования общество неоднократно меняло название: 1845 — 1850 — Русское географическое общество РГО 1850 — 1917 — Императорское Русское географическое общество ИРГО
  • Оранжевое Свободное Государство, или Оранжевая Республика нидерл. Oranje — Vrijstaat — Оранье — Врейстат африк. Oranje — Vrystaat — независимое государство
  • стороны большей части общества Капиталистическое общество часто оценивало свободное время очень позитивно, так как свободное время включало в себя
  • Русское техническое общество РТО, ИРТО — общероссийское научно — техническое общество основанное в 1866 году в Санкт — Петербурге, ставившее перед собой
  • общество с настоящим свободным рынком было бы миром, в котором земля и собственность являются широко рассредоточенными, капитал доступен свободно для
  • королевское общество по развитию знаний о природе англ. Royal Society of London for Improving Natural Knowledge Королевское общество Royal Society
  • Свободное государство Пруссия нем. Freistaat PreuSen — немецкое государство, созданное в 1918 году. Создано после ликвидации королевства Пруссия по
  • Ирвинга Фишера и Чарльза Руса под названием: Эконометрическое общество международное общество для развития экономической теории в своём взаимодействии со
  • проектом по разработке свободной операционной системы, для которой ядро было последним недостающим элементом. Портал Свободное программное обеспечение
  • Парижское общество заграничных миссий фр. Missions Etrangeres de Paris — миссионерская организация Римско — католической церкви, организующая и объединяющая
  • учёное общество — благотворительно — просветительное общество в Москве, созданное масонами И. Г. Шварцем и Н. И. Новиковым. Дружеское учёное общество возникло
  • Безгосударственное общество — общество не управляемое государством. Анархия является разновидностью такого общества где, помимо государства, отсутствует
  • Традиционное общество — общество которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной социальной иерархией, существованием
  • года было создано бельгийское акционерное общество — Тамбовское анонимное горно — металлургическое общество Тогда же в Липецке на месте города Сокольска
  • Общество друзей русской свободы англ. Society of Friends of Russian Freedom — две родственные организации, возникшие в начале 1890 — х годов в Англии апрель
  • Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Общество потребления
  • Государство превалирует над гражданским обществом Джон Локк, английский философ: Гражданское общество — это общество политическое, то есть общественная сфера
  • получила название берлинской Занятия в Свободном университете начались 15 ноября 1948 года в зданиях Общества кайзера Вильгельма в Далеме. Официальное
  • постепенно сменилась составлением плана занятий и формального расписания. Свободное группирование детей по интересам сменила организация постоянных классных
  • Общество Мон Пелерин англ. The Mont Pelerin Society — международная организация, основанная 36 учёными 10 апреля 1947 года на конференции, собранной
  • Американское математическое общество англ. American Mathematical Society — ассоциация профессиональных математиков США. Общество способствует развитию математической
  • Геологическое общество Америки англ. Geological Society of America, GSA — геологическое общество основанное в США 1888 с 1930 — х годов стало международным
  • запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение совершенствование Не всегда, но часто свободные лицензии являются
  • экономическое общество 1816 — Вольное общество любителей российской словесности 1817 — Российское минералогическое общество Сайт об истории Вольного общества любителей
  • Исследователей Библии и принципов управления в Обществе Сторожевой башни. После реформ Рутерфорда Общество Сторожевой башни приобрело статус руководящего
  • Свободная пресса — российское общественно — политическое интернет — издание. Основано в декабре 2008 года. Более 100 тысяч посетителей ежедневно по данным

Свободное общество: свобода это, деиндивидуализация это

Наш образ будущего – процветающая демократия, свободное.

Сочинение на тему я человек свободного общества Я работаю сам, и почему то должен отдать часть государству? Почему? Мы предлагаем разобрать. Путин назвал свободное гражданское общество Мир 24. ЧТО ТАКОЕ СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО. Итак, вы увидели, как по разному, а порой и диаметрально противоположно трактуется понятие свобода. Мун Кук Джин Свободное общество Мир Бога сайт Движения. И в то же время это бурная модернизация общества и расширение в нейтральных водах полномасштабного свободного общества. Сочинение на тему я человек свободного общества PDF. Что такое право? А государство? Что о них думают философы, юристы, чиновники и депутаты? Как понять, о чем говорит юрист и разобраться, что же. Свободное общество Пикабу. Свободное общество счастливый человек прогрессивное государство. Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники. Россия должна.

Активная работа с молодежью позволит сформировать.

Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает. Защитники прав человека. Пост пикабушника JoraKo с тегами Россия, Свобода. Есть что рассказать? Ежедневно Пикабу посещают более 2 млн человек. Опубликуйте ваш пост и. Президент: в Грузии нужно создать свободное общество. Общество Advance, Хорватия Advance Хорватия свободное государство Ингрия только фантазия? Или угроза Москве?. Путин: Обеспечить стране рывок способно только свободное. Так своеобразной альтернативой западной концепции свободного общества являлась отечественная концепция совершенного общества. Однако. Свободное общество тем и отличается Теос Медиа. Ты все ещё веришь в свободное общество? P.S. Подписывайся на наш канал в Дзен и Telegram, если понравилась эта статья. О фонде Free Software Foundation working together for free. Фонд американского миллиардера и филантропа Джорджа Сороса Открытое общество ​Open Society Foundations закроет свое.

1. Принципат Путина Итоги десятилетия Независимая газета.

Independent: Путин прав для развития России нужно свободное общество. 08.05.2018, Инопресса Просмотров: 207 рейтинг: Не нравится. Роджер Вер создает свою собственную страну без правительства. Американский предприниматель Джон Рокфеллер говорил: Если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не. Свобода сегодня InLiberty. Предложения со словосочетанием свободное общество. Вопрос в том, можем ли мы говорить о свободном обществе, если у людей в нём нет. Песков рассказал, чем занимается Путин в свободное время. Сегодня то, что ингушское общество такое свободное, нет жесткой вертикали власти, я помню, как Верховный суд Ингушетии прямо.

Мэй заявила, что Британия будет отстаивать право каждого на.

Свободное гражданское общество остается прочной основой для развития России, хотя путь вперед и не бывает простым. Об этом на. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В. OZON предлагает выгодные цены и отличный сервис. Языки свободного общества. Искусство характеристики, фото и отзывы покупателей. Доставка. Фонд Сороса Свободное общество закроет РБК. Фраза президента США Д.Ф Кеннеди Если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих. Подразумевает ли свободное общество свободу от духовности?. Выступление председателя Тхониль груп Мун Кук Джина перед участниками особого 30 дневного семинара по Божественному Принципу, 1 июня.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: