Что такое строфа

Занятие 35. Строфа и её виды

Стихи часто объединяются в сочетания, которые повторяются в стихотворении некоторое количество раз. Сочетание стихов, представляющих ритмико — синтаксическое целое и объединенное общей рифмой называется СТРОФАМИ, т. е. строфа — это группа стихов с определённым расположением рифм. Основной признак строфы — повторяемость ее элементов: стоп, размеров, рифмовки, количества стихов и др.

Очень трудно уйти от былого,
Как когда-то мы были близки,
А сегодня увиделись снова —
И в глазах ни любви, ни тоски.
Г. Ужегов

ДВУСТИШИЕ — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — ДИСТИХ, в силлабической — ВИРШИ.

Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва

— Что с тобой? — спросили дома,
Напугавшись пуще грома,

Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов

ТРЁХСТИШИЯ (терцет) — простая строфа из трёх стихов.

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были

ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин

А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев

ШЕСТИСТИШИЕ — секстина. Строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин

СЕМИСТИШИЕ — сентима. Сложная строфа из семи стихов.

Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
М.Ю. Лермонтов

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) — восьмистишная строка, в которой первый стих рифмуется с третьим и пятым, второй — с четвёртым и шестым, седьмой — с восьмым. Октава основана на тройном повторении (рефрене).

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя печальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин

Схема октавы: АБАБАБВВ.

ДЕВЯТИСТИШИЕ — нона. Сложная рифма, состоящая из девяти стихов.

. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов

ДЕСЯТИСТИШИЕ — децима. Часто встречается в произведениях М. Ломоносова, Державина. В настоящее время почти не применяется. Схема АБАБВВГДДГ. Разновидностью десятистишия является ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА, которой пишутся торжественные оды, поздравления.

ОНЕГИНСКАЯ РИФМА — форма строфы, в которой написан роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Строфа состоит из 14 строк
Четыре с перекрёстной рифмой, две пары со смежными рифмами, четыре с кольцевой и заключительные две строки снова смежная рифма. Начинает строфу всегда строка с женским окончанием, заканчивает — с мужским.

Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

БАЛЛАДНАЯ строфа — строфа, в которой чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский

СОНЕТ. Определённое количество стихов и расположение рифм характерно не только для строф, но и для некоторых видов стихов. Наиболее распространенным является СОНЕТ. Мировую известность получили сонеты Шекспира, Данте, Петрарки. Сонет — стихотворение состоящее из четырнадцати стихов, делящихся обычно на четыре строфы: два четверостишия и два трёхстишия. В четверостишиях применяется или кольцевая или перекрёстная рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Чередование рифмы в трёхстишиях различно.

Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин

Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.

ТЕРЦИНЫ — трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы — с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы — с первым и третьим третьей строфы и т.д.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё — мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры —
Всё наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слёзы вдохновенья
При виде их рождались на глазах.
А.С.Пушкин

Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.

ТРИОЛЕТ — встречается и в наше время. При этом виде рифмовки стихи А и В повторяются как рефрены.

Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)

Схема триолета: АБАААБАБ.

РОНДО — стихотворение, содержащее 15 строк с рифмовкой ААВВА, АВВС, ААВВАС (С- не рифмующийся рефрен, повторение строки).
Рондо, как стиль стихосложения, было популярно во французской поэзии 18-19 вв.
Из других (сейчас почти не применяющихся) видов строф стоит упомянуть следующие:

СИЦИЛИАНА — восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
САПФИРИЧЕСКАЯ СТРОФА. Была изобретена в Древней Греции в 6-7 вв. до новой эры.

КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА — семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

АСТРОФИЗМЫ — стихотворение, в котором нет деления на строфы, что даёт поэту больше композиционной свободы. Применяется и в настоящее время в детских стихах, баснях и в стихах, насыщенных разговорной речью.

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский

Что такое строфа в стихотворении?

Старшее поколение помнит веселый мультфильм и слова одного из героев: «Я поэт, зовусь я Цветик. От меня вам всем приветик», а так же другого героя, Незнайку, который очень страдал, что не умеет писать стихи. Неужели можно научиться писать стихи? Опытные поэты настоятельно советуют как минимум, попробовать излагать свои чувства в рифмованном виде. И для начала полезно узнать, что такое строфа в стихотворении.

Читайте также  Что такое альтер эго

Что такое строфа?

Ритмической основой всего стихотворения, не зависимо от его размера, является строфа. Древние греки воспевали нежные чувства, сложные отношения между людьми, грандиозные победы и именно тогда начитается история строф и появляется первое определение: строфа обозначает сочетание строк в стихотворной форме, объединенных единой интонацией. Именно строфа определяет ритм всего произведения, а рифма соединяет слова в приятные для слуха стихотворения.

Современные словари дают несколько определений, но в основе всех стоит понятие со времён Средневековья: строфа – это группа стихов, которые являются единицей деления стихотворного произведения. Как правило, размер строф в каждом конкретном стихотворении одинакова, но есть и астрофические примеры произведений: поэма А.Блока «Двенадцать». А знаменитый «Евгений Онегин» дал жизнь знаменитой онегинской строфе А.А.Пушкина.

Характеристика строф

Строфы имеют ряд признаков:

Основные:

  • Не меняющееся количество строк.
  • Графическая обособленность, то есть формат абзаца.
  • Завершенность мысли.
  • Интонационная и синтаксическая законченность.

Второстепенные:

  • Неизменный порядок стихов (строк) определенной длины.
  • Постоянный порядок рифм или стиховых окончаний.

В школе все читали и заучивали множество стихотворений и отрывков более крупных произведений: баллады, оды, романы в стихах, поэмы в стихах. Обращается внимание, что все произведения имеет разный ритм – это зависит от того, какая строфа присуща конкретному произведению. Наиболее известные такие виды строф:

Простые:

  • Двустишие – строфа из двух стихов (виршей). Иногда две строчки образуют абзац, иногда – разделяются только рифмовкой. Иногда двустишие используют как эпиграф к произведению. Иногда это афоризм какого-либо известного человека, высказывание мудреца.
  • Трех-, четырехстишие

Сложные:

  • пяти-, шести-, семи-, восьми-, девяти-, десятистишие – характеризуются четким количеством строф из указанного количества стихов (рифмованных строк).
  • Онегинская строфа – четырнадцатистишие, созданное А.С.Пушкиным: практически все строфы имеют размер в четырнадцать строк, но каждая может быть разделена на три четверостишия и замыкающее двустишие.
  • Балладная строфа характеризуется разной длиной строк: четные строки несколько короче нечётных.
  • Сонет – произошло от слова «песенка» и такое произведение твердой формы состоит из трех четверостиший и замыкающего двустишия. Очень популярна в поэзии романтиков, характерно для эпохи Возрождения, барокко.
  • Астрофизм характеризуется отсутствием симметричного деления на строфы. Классический пример – «Айболит» К.Чуковского.

Количество слогов в каждой строке строфы, а так же ударения на одинаковых слогах создает ритм всего произведения. Такой ритм обозначают латинскими буквами А, В, С,D. Например, классическое двустишие можно записать так: АА, ВВ, СС. Правильное чередование мужских и женских окончаний, превращает стихотворение в четверостишие:

  • Иксообразное АВАВ, СDСD.
  • Опоясывающая АВВА, СDDС.

Разные сочетания и объединения простых строф в результате дают сложные строфы. В любом случае строфа остается завершенным по смыслу отрывком. И если смысл не укладывается в одну строфу, то ее соединяют с другой.

Интернациональные строфы

До некоторого момента стихи были тесно связаны с музыкой, поэтому формы строф Западной Европы очень похожи по ритму на музыкальные произведения: рондо, мадригал, октава и другие. Некоторые строфы родились в итальянской поэзии благодаря таким творцам, как Петрарка и Данте. Из Испании пришла строфа «газель» – первая строка этой строфы рифмуется со всеми четными строками. Пятистишие пришло из Англии и считается, что оно дает возможность автору больше возможностей для выражения эмоций. Устоявшаяся форма пятистишия называется «лимерик» – сатирический стишок, имеющий схему ААВВА.Провансальские трубадуры первыми начали слагать лирические стихи на родном, а не на латыни, языке. И свое название строфа «сонет» получила от них: звонкая песня. Спасаясь от войны, трубадуры перебрались на Сицилию, и положили начало итальянскому литературному языку.

В заключение можно сказать, что строфа создается стихотворными методами и подчеркивает структуру произведения. Образование абзацев типографским методами строфу не заменит.

Строфа

Строфа — это сочетание рифмованных строк; группа стихов (строк), представляющая собой законченное ритмико-синтаксическое целое . Строфы разделяются большой паузой.

Строфы выделены на картинке квадратом:

Виды строф

Среди строф выделяют:

  • двустишие,
  • трехстишие (Терцет),
  • четверостишие (Катрен),
  • пятистишие,
  • шестистишие (Секстина),
  • семистишие (Септет),
  • восьмистишие (Октава),
  • девятистишие,
  • десятистишие,
  • онегинская строфа, (сонет).

В скобках указаны твердые формы. Твердая форма (каноническая) — совокупность устойчивых характеристик, объединяющих стихотворение/текст.

Двустишие

Строфа, состоящая из двух строк.

Ночь дана, чтоб думать и курить
и сквозь дым с тобою говорить.

Трехстишие

Строфа, состоящая из трех строк. Твердая форма — терцет. Способ рифмовки терцета: ААА

Тончайший звук, откуда ты со мной?
Ты создан птицей? Женщиной? Струной?
Быть может, солнцем? Или тишиной?

Четверостишие

Строфа, состоящая из четырех строк. Твердая форма — катрен. Способ рифмовки катрена: ААББ, АБАБ, АББА.

Способ рифмовки четверостишия может быть различным.

А наши судьбы, помыслы и слава,
мечты, надежды, радость и беда —
сейчас еще расплавленная лава,
текущая в грядущие года.

Пятистишие

Строфа, состоящая из пяти строк.

Земля, я неземной, но я с тобою скован
На много долгих дней, на бездну быстрых лет.
Зеленый твой простор мечтою облюбован,
Земною красотой я сладко заколдован,
Ты мне позволила, чтоб жил я как поэт.

Шестистишие

Строфа, состоящая из шести строк. Из классических форм известна секстина. Способ рифмовки секстины: АВАВАВ

Способ рифмовки шестистишия может быть различным.

Хочу я жизнь понять всерьез:
наклон колосьев и берез,
хочу почувствовать их вес,
и что их тянет в синь небес,
чтобы строка была верна,
как возрождение зерна.

Семистишие

Строфа, состоящая из семи строк. Твердая форма — септет. Имеет две или три рифмы.

О, горе мне! Они тебя сожгли…
О, встреча, что разлуки тяжелее.
Здесь был фонтан, высокие аллеи,
Громада парка древнего вдали,
Заря была себя самой алее,
В апреле запах прели и земли,
И первый поцелуй…

Восьмистишие

Строфа, состоящая из восьми строк. Наиболее распространенная форма восьмистишия – октава . Способ рифмовки октавы: АБАБАБВВ

Способ рифмовки восьмистишия может быть различным.

Славься, великая,
многоязыкая,
братских советских
народов семья.
Стой, окруженная,
вооруженная
древней твердыней
седого Кремля!

Девятистишие

Строфа, состоящая их девяти строк.

Способ рифмовки: может быть различным.

Дайте мне дворец высокой
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал…

Десятистишие

Строфа, состоящая из десяти строк. Распространена твердая форма десятистишия — одическая строфа, которой написаны оды. Способ рифмовки од: АБАБ ВВ ГДДГ

Способ рифмовки неторжественных десятистиший может быть различным.

Онегинская строфа

Онегинской строфой написан роман в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин».

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.

Сонет

Сонет – стихотворение твердой формы, в котором строфа состоит из 14 строк.

Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.

У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.

Значение слова строфа

Строфа в словаре кроссвордиста

строфа
  • Часть текста в стихотворном произведении.
  • Часть стихотворного текста, объединяющая ритмически и по содержанию несколько строк.
  • «Куплет» стихотворения
Читайте также  Что такое централизованные финансы

строфа́ ( «поворот») — сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением; в рифмованной поэзии также схемой рифмовки. В сочинении, состоящем из нескольких строф, метрическая, рифмическая и др.

ж.Часть текста в стихотворном произведении, характеризующаяся повторяющейся организацией ритма и рифмы и содержательно объединяющая несколько стихов.

Большой современный толковый словарь русского языка

( гр. strophe кружение, оборот)
1) соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое ( напр. , четверостишие);
2) у древних греков — песнь хора на сцене, сопровождавшаяся его передвижением справа налево.

Новый словарь иностранных слов

ж. Часть текста в стихотворном произведении, характеризующаяся повторяющейся организацией ритма и рифмы и содержательно объединяющая несколько стихов.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

жен. , греч. условный отдел стихотворенья, в несколько стихов; куплет. Стихотворенье писано строфами в шесть, в восемь стихов, шести-, осмистишиями.

1. соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое (напр., четверостишие);

2. у древних греков — песнь хора на сцене, сопровождавшаяся его передвижением справа налево.

Словарь иностранных выражений

В стихотворном произведении: часть текста с повторяющейся организацией ритма и рифмы, содержательно объединяющая несколько стихов

Словарь русского языка Ожегова

(от греч. strophe, букв. — поворот), группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически, напр. устойчивым чередованием различных метров (алкеева строфа, сапфическая строфа), различных клаузул и рифм (четверостишие, октава, онегинская строфа). Обычно разделяются на письме увеличенными интервалами.

Современный толковый словарь, БСЭ

строфа ж. Часть текста в стихотворном произведении, характеризующаяся повторяющейся организацией ритма и рифмы и содержательно объединяющая несколько стихов.

Толковый словарь Ефремовой

строфы, ж. (греч. strophe-поворот) (лит.).

1. В стихотворном произведении – раздел текста, объединяющий ритмически и по содержанию несколько стихов.

2. В древнегреческой трагедии – часть торжественного шествия хора и исполнявшейся им в это время песни.

Толковый словарь русского языка Ушакова

— (от греч. strophe — букв. поворот) — группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое. Виды строф: двустишие , трёхстишие (см. терцет ), четверостишие (см. катрен ), пятистишие , шестистишие (см. секстина ), семистишие (см. септима ), восьмистишие (см. октава ). Кроме того, различают устойчивые формы С., традиционно вязанные с определенным жанром: балладная строфа , одическая строфа , лимерик и др. Особое место занимает изобретенная А.С. Пушкиным онегинская строфа , которой, помимо «Евгения Онегина», написана, например, поэма М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша»..

Словарь литературоведческих терминов

(от греч. strophe, буквально — поворот), в стихосложении — группа стихов , объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из группы в группу. Всякий стихотворный текст естественно членится на группы стихов. Текст, где это деление не урегулировано, т. е. подчинено лишь синтаксису и смыслу, называется астрофическим (так, астрофичны ‘Илиада’, русские былины). Текст, где оно урегулировано, т. е. читатель и слушатель заранее, независимо от смысла ждет на определённых местах появления определённых стиховых признаков (например, сильной паузы, укороченной строки, мужского окончания, рифмы), называется строфическим (так, строфичны оды Пиндара, М. В. Ломоносова). Между астрофическими и строфическими текстами возможны промежуточные формы, например тексты со строфами непостоянной длины (так, ‘Песнь о Роланде’ состоит из ‘тирад’ разной длины, объединённых рифмой, а ‘Кому на Руси жить хорошо’ Н. А. Некрасова — из ‘строфоидов’ разной длины, в каждом из которых за рядом женских строк следует заключительная мужская). Длина С. в строфических текстах обычно достаточно невелика (от 2 до 12-16 стихов), чтобы быть непосредственно ощутимой; впрочем у Г. Р. Державина встречается С. в 38 стихов, а в античной лирике — ещё более длинные. Внутри С. могут выделяться повторяющиеся стиховые группы меньшего объёма (так, 14-стишная онегинская строфа членится на 3 четверостишия и заключительное двустишие); а иногда, наоборот, С. объединяются в повторяющиеся стиховые группы большего объёма (сочетание запева и припева в песнях, ‘строфы’, антистрофы и ‘эпода’ в античной хоровой лирике). Простейшая и древнейшая С. — двустишие; путём деления длинных стихов на полустишия из неё развилось четверостишие. Двустишия и четверостишия — самые употребительные С. в европейской поэзии; почти все остальные виды новоевропейских С. могут быть сведены к их удлинению или к их комбинациям. В античной поэзии С. организовывались преимущественно упорядоченным чередованием стихов различного метра (алкеева С., сапфическая строфа и пр.), в новоевропейской — упорядоченным чередованием стихов с различными окончаниями и рифмами (перекрёстная рифмовка abab, смежная aabb, опоясывающая abba и пр.). Конец С. или даже полустрофы часто отмечается укороченным стихом ( элегический дистих , ямбические эподы, сапфическая С.; в новой поэзии — такие С., как в стихотворении ‘На холмах Грузии. ‘ или ‘Я памятник себе воздвиг. ‘ А. С. Пушкина) или укороченным окончанием стиха (С., завершающиеся мужским окончанием, гораздо употребительнее, чем завершающиеся женским, — см. Клаузула ) . Это частный случай общей тенденции к облегчению стиха в конце стихового периода: эта тенденция проявляется и в менее урегулированной форме — например, отмечено, что стихи, начинающие С., в среднем содержат больше ударений, чем стихи, замыкающие её. Роль С. в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; поэтому между строфическим и синтаксическим членением текста обычны совпадения: С. тяготеет к синтаксической законченности (перенос предложения из С. в С. — большая редкость), начальная часть С. приобретает повышающуюся интонацию, т. н. антикаденцию, а конечная часть С. — понижающуюся, т. н. каденцию (нем. Aufgesang и Abgesang), построение С. стремится к симметрии, различным формам параллелизма и пр. Все отступления от этого ритмико-синтаксического фона имеют особую выразительную силу. Некоторые виды С., будучи разработаны в народной или литературной поэзии на материале устойчивого жанра, тематики и стиля, сохраняют ассоциативную связь с ними и в дальнейшем употреблении. Таковы, например, двустишия античного элегического дистиха, арабских газелей , французского александрийского стиха высоких жанров классицизма; трёхстишные терцины (с рифмовкой aba bcb cdc. ) ‘Божественной комедии’ Данте; четверостишия английских и немецких баллад с чередованием 4- и 3-стопных стихов; 8-стишные октавы (с рифмовкой abababec) поэм итальянского Возрождения; 9-стишная спенсерова строфа (ababbcbcc); 10-стишная С. классицистических од (ababec-deed); 14-стишная онегинская строфа (ababccddeffegg). Такие ‘твёрдые строфы’ смыкаются с т. н. ‘твёрдыми формами’, в которых заранее заданы не только строфика, но и объём стихотворения, — такими, как сонет , триолет , рондель, рондо , секстина и др.Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, в его кн.: Теория стиха, Л., 1975; Томашевский Б. В., Строфика Пушкина, в его кн.: Стих и язык, М. — Л., 1958; Никонов В. А., Строфика, в сборнике: Изучение стихосложения в школе, М., 1960; Магtinon Ph., Les strophes. P.,

1912. см. также лит. при ст. Стихосложение . М. Л. Гаспаров.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

строфа, —ы, мн. строфы, строф, строфам

Полный орфографический словарь русского языка

сочетание стихов, образующих метрическое, ритмическое, интонационно-синтаксическое единство, а в рифмованных стихах также связанных расположением рифм стихи

Далее следует убийство Фафнира; иллюстрация того, как Сигурд отведал крови дракона, обмакнув в нее палец, и научился понимать голоса птиц ( строфа 41 в «Песни»); убийство Регина ( строфа 45); прославленный в легендах конь Сигурда Грани, рожденный от Слейпнира, мифического скакуна Одина: здесь он изображен нагруженным драконьим сокровищем, хотя художник изобразил не такую уж неподъемную тяжесть, как явствует из «Саги о Вёльсунгах» или из «Песни» ( строфа 48).

Читайте также  Что такое рецепторы и анализаторы

Вторая строфа : «Теперь зима…» Третья строфа : «И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома» и т. д.

Конечно, разбор творчества этих двоих очень даже логично объединять: они и жили в одно и то же время и в одном и том же месте, и работали в одинаковом жанре мелики (то есть песенной лирики), да и вообще между ними немало общего, вплоть до того, что и тот, и другая изобрели собственные стихотворные размеры (это соответственно алкеева строфа и сапфическая строфа ).

Завершающая строфа – всему итог и по размещению, и по запоминаемости, и по неуловимой назидательности… Уж точно эта строфа о воробьишке (чего стоит строка: «воровать не норовит…») войдет в сборник наиболее употребляемых цитат (моя интуиция меня редко подводит):

Симметричное построение строф выдерживается далеко не везде, почему самые термины « строфа » и «антистрофа» применяются к ним в значительной степени условно.

Замечаешь, наконец, что эта строфа («мой бедный Ленский») имеет три номера: «VIII — IX — X» — так изредка встречается и в других местах романа, и это — признак того, что были ещё строки и строфы , которые Пушкин, может быть, в окончательной редакции исключил, но не стал менять общую нумерацию строф в каждой главе.

При этих условиях размеры од Горация будут вполне хорошо звучать по-русски, как это доказывается, например, сапфической строфой , вполне вошедшей в самостоятельную русскую поэзию; сапфическая строфа была применена еще Радищевым и получила одобрение Пушкина.

Две последних строчки второй строфы и третья строфа в первой редакции звучали так (письмо Карлу Краусу от 13.12.

Значение слова строфа

Словарь Ушакова

строф а , строфы, жен. (греч. strophe-поворот) (лит.).

1. В стихотворном произведении — раздел текста, объединяющий ритмически и по содержанию несколько стихов.

2. В древнегреческой трагедии — часть торжественного шествия хора и исполнявшейся им в это время песни.

Словарь Ожегова

СТРОФА, ы, мн. строфы, строф, строфам и строфам, ж. В стихотворном произведении: часть текста с повторяющейся организацией ритма и рифмы, содержательно объединяющая несколько стихов.

| прил. строфический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

ж.
Часть текста в стихотворном произведении, характеризующаяся повторяющейся
организацией ритма и рифмы и содержательно объединяющая несколько стихов.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

ж. греч. условный отдел стихотворенья, в несколько стихов; куплет. Стихотворенье писано строфами в шесть, в восемь стихов, шести—, осмистишиями.

Энциклопедический словарь

(от греч. strophe, букв. — поворот), группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически, напр. устойчивым чередованием различных метров (алкеева строфа, сапфическая строфа), различных клаузул и рифм (четверостишие, октава, онегинская строфа). Обычно разделяются на письме увеличенными интервалами.

Большая Советская Энциклопедия

(от греч. strophe, буквально ≈ поворот), в стихосложении ≈ группа стихов , объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из группы в группу. Всякий стихотворный текст естественно членится на группы стихов. Текст, где это деление не урегулировано, т. е. подчинено лишь синтаксису и смыслу, называется астрофическим (так, астрофичны «Илиада», русские былины). Текст, где оно урегулировано, т. е. читатель и слушатель заранее, независимо от смысла ждет на определённых местах появления определённых стиховых признаков (например, сильной паузы, укороченной строки, мужского окончания, рифмы), называется строфическим (так, строфичны оды Пиндара, М. В. Ломоносова). Между астрофическими и строфическими текстами возможны промежуточные формы, например тексты со строфами непостоянной длины (так, «Песнь о Роланде» состоит из «тирад» разной длины, объединённых рифмой, а «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова ≈ из «строфоидов» разной длины, в каждом из которых за рядом женских строк следует заключительная мужская).

Длина С. в строфических текстах обычно достаточно невелика (от 2 до 12≈16 стихов), чтобы быть непосредственно ощутимой; впрочем у Г. Р. Державина встречается С. в 38 стихов, а в античной лирике ≈ ещё более длинные. Внутри С. могут выделяться повторяющиеся стиховые группы меньшего объёма (так, 14-стишная онегинская строфа членится на 3 четверостишия и заключительное двустишие); а иногда, наоборот, С. объединяются в повторяющиеся стиховые группы большего объёма (сочетание запева и припева в песнях, «строфы», антистрофы и «эпода» в античной хоровой лирике). Простейшая и древнейшая С. ≈ двустишие; путём деления длинных стихов на полустишия из неё развилось четверостишие. Двустишия и четверостишия ≈ самые употребительные С. в европейской поэзии; почти все остальные виды новоевропейских С. могут быть сведены к их удлинению или к их комбинациям.

В античной поэзии С. организовывались преимущественно упорядоченным чередованием стихов различного метра (алкеева С., сапфическая строфа и пр.), в новоевропейской ≈ упорядоченным чередованием стихов с различными окончаниями и рифмами (перекрёстная рифмовка abab, смежная aabb, опоясывающая abba и пр.). Конец С. или даже полустрофы часто отмечается укороченным стихом ( элегический дистих , ямбические эподы, сапфическая С.; в новой поэзии ≈ такие С., как в стихотворении «На холмах Грузии. » или «Я памятник себе воздвиг. » А. С. Пушкина) или укороченным окончанием стиха (С., завершающиеся мужским окончанием, гораздо употребительнее, чем завершающиеся женским, ≈ см. Клаузула ). Это частный случай общей тенденции к облегчению стиха в конце стихового периода: эта тенденция проявляется и в менее урегулированной форме ≈ например, отмечено, что стихи, начинающие С., в среднем содержат больше ударений, чем стихи, замыкающие её.

Роль С. в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; поэтому между строфическим и синтаксическим членением текста обычны совпадения: С. тяготеет к синтаксической законченности (перенос предложения из С. в С. ≈ большая редкость), начальная часть С. приобретает повышающуюся интонацию, т. н. антикаденцию, а конечная часть С. ≈ понижающуюся, т. н. каденцию (нем. Aufgesang и Abgesang), построение С. стремится к симметрии, различным формам параллелизма и пр. Все отступления от этого ритмико-синтаксического фона имеют особую выразительную силу.

Некоторые виды С., будучи разработаны в народной или литературной поэзии на материале устойчивого жанра, тематики и стиля, сохраняют ассоциативную связь с ними и в дальнейшем употреблении. Таковы, например, двустишия античного элегического дистиха, арабских газелей , французского александрийского стиха высоких жанров классицизма; трёхстишные терцины (с рифмовкой aba bcb cdc. ) «Божественной комедии» Данте; четверостишия английских и немецких баллад с чередованием 4- и 3-стопных стихов; 8-стишные октавы (с рифмовкой abababec) поэм итальянского Возрождения; 9-стишная спенсерова строфа (ababbcbcc); 10-стишная С. классицистических од (ababec-deed); 14-стишная онегинская строфа (ababccddeffegg). Такие «твёрдые строфы» смыкаются с т. н. «твёрдыми формами», в которых заранее заданы не только строфика, но и объём стихотворения, ≈ такими, как сонет , триолет , рондель, рондо , секстина и др.

Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, в его кн.: Теория стиха, Л., 1975; Томашевский Б. В., Строфика Пушкина, в его кн.: Стих и язык, М. ≈ Л., 1958; Никонов В. А., Строфика, в сборнике: Изучение стихосложения в школе, М., 1960; Магtinon Ph., Les strophes. P., 1912. см. также лит. при ст. Стихосложение .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: