Что такое сенат

Сенат

Значение слова Сенат по Ефремовой:
Сенат — 1. Совет старейшин, высший орган государственной власти в Древнем Риме.
2. Высшее судебно-административное учреждение (в Российском государстве с 1711 г. по 1917 г.).
3. Верхняя палата парламента в некоторых государствах. // Здание, в котором размещаются подобные учреждения.

Значение слова Сенат по Ожегову:
Сенат — Верхняя законодательная палата парламента Сенат Высшее законодательное и судебно-административное учреждение Сенат Государственный совет высший орган власти

Сенат в Энциклопедическом словаре:
Сенат — (лат. senatus — от senex — старик),1) в Др. Риме республиканскогопериода — верховный орган власти.2) В России в 1711-1917 -Правительствующий сенат, высший государственный орган, подчиненныйимператору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства игосударственного управления. С 1-й пол. 19 в. как высший судебный орган,осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений ичиновников. По судебным уставам 1864 высшая кассационная инстанция.3)Название верхней палаты парламента в ряде современных государств (в США,Италии и др.).

Значение слова Сенат по словарю Ушакова:
СЕНАТ, сената, м. (латин. senatus). 1. В древнем Риме — аристократический совет, высший орган государственного управления (истор.). 2. Высшее судебно-административное учреждение в царской России (истор.). Правительствующий сенат. 3. Верхняя законодательная палата (во Франции, США и нек-рых др. государствах).

Значение слова Сенат по словарю Даля:
Сенат
м. латин. верховное правительственое место, в разных государствах, неодинакового устройства; наш сенат высшее распорядительное, исполнительное и судебное место, с почетом правительствующего. Суди меня сенат да канат (при Петре I). | Здание сенатское, где канцелярия и присутствие его. Сенатский указ. Сенатские Ведомомости. Сенатор, член сената: сенаторша, жена его. Сенаторство, сан, звание это. Ученому Гумбольту на поездках его в России отдавали сенаторские почести. Сенаторская, комната, где присутствуют сенаторы.

Значение слова Сенат по словарю Брокгауза и Ефрона:
Сенат (верхняя палата) — верхняя палата в парламентах Франции, Италии, Испании, Бельгии, Румынии, Соед. Штатов, отдельных сев.-амер. штатов, Канады, Мексики, Аргентины, Бразилии. Состав и роль ее — см. Верхняя палата. В Гамбурге, Любеке и Бремене С., члены которого выбираются пожизненно либо бюргершафтами (в Гамбурге), либо бюргершафтами и самими сенаторами, представляет и верхнюю палату парламента, и в то же время исполнительную власть; он из своей среды избирает бургомистров, исполняющих функции председателей С. как в качестве законодательного органа, так и исполнительного. В Германии С. называется также университетский совет. B. Вв.

Определение слова «Сенат» по БСЭ:
Сенат — Сенат (лат. senatus, от senex — старик)
в Древнем Риме, один из высших государственных органов. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около 6 в. до н. э.); являлся государственным советом при царе. В период республики в ходе сословной борьбы 5-3 вв. до н. э. плебеев с патрициями власть С. была несколько ограничена в пользу комиций (народные собрания). В 3-1 вв. до н. э. С. предварительно рассматривал законопроекты, предлагавшиеся для голосования в комициях, ему принадлежало высшее руководство военными делами, внешней политикой, финансами и государственным имуществом, надзор за религиозными культами, право объявлять чрезвычайное положение и т. д.
Обычно Цензорами составлялся список член С. (до 88 до н. э. 300 член, затем 600) из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определённым имущественным цензом [например, при Августе (в 1 в. н. э.) в 1 млн. сестерциев] В период империи власть С. всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально С. продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. При Диоклетиане (конец 3 в.) С. был превращен в городской совет г. Рима, при Константине (4 в.) был учрежден С. в Константинополе, уравненный в правах с С. Рима. Сенат — название верхней палаты Парламентов многих буржуазных стран (Бельгии, Ирландии, Италии, Франции, США, Канады, Мексики, Бразилии, Ирана, Малайзии, Турции, Лесото, Либерии и др.). В некоторых странах С. формируются путём прямых выборов (США, Италия) или многостепенных (Франция), в других — назначаются главой государства целиком (Канада, Иордания) или частично (Ирландия, Иран, Турция). Во многих странах С. переизбирается не полностью (в отличие от нижней палаты), а частично (на 1 /3 каждые 2 года в США и Турции, на Ѕ каждые 3 года в Иране, на 1 /3 каждые 3 года во Франции). Сенат — в России, Правительствующий сенат, высший орган управления, превратившийся в 19 в. в высший орган суда и надзора. Учрежден указом Петра I 22 февраля 1711. Первоначально функционировал как временный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя, заменивший Боярскую думу. Являлся законосовещательным органом, судебно-апелляционной инстанцией. Осуществлял также надзор за коллегиями (кроме иностранной). Вначале состоял из 9 членов и обер-секретаря. Члены С. — Сенаторы — назначались царём из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов (по Табели о рангах). В 1722 учреждены должности генерал-прокурора, рекетмейстера (приём жалоб и прошений на решения и волокиту государственных учреждений) и герольдмейстера (учёт и заведование службой дворян), а также конторы: сенатская, ревизионная, раскольничья.
С. в отсутствие царя мог принимать законы. Со 2-й четверти 18 в. значение С. падает, его ограничивают Верховный тайный совет, затем Кабинет министров. В 1741 делается попытка восстановить значение С., однако с 1756 он был вновь оттеснён Конференцией при высочайшем дворе. Попытка поднять значение С. (проект Н. И. Панина) повлекла реформу С. (1763), по которой С. был разделён на 6 департаментов: 4 в Петербурге и 2 в Москве, 1-й ведал важнейшими делами управления, 2-й — судебными, 3-й — окраинами, путями сообщения, медицинским делом и образованием, 4-й — военным управлением; московские департаменты соответствовали 1-му и 2-му петербургским департаментам. С 1775 деятельность С. ограничивалась чисто судебными функциями. С созданием министерств (1802) С. превратился в высший орган суда и надзора. К середине 19 в. С. представлял собой совокупность 12 полусамостоятельных департаментов, нескольких общих собраний и других учреждений, объединяемых лишь главенством генерал-прокурора, ставшего с учреждением министерств и министром юстиции. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых пожизненно царём, во главе стоял обер-прокурор. По мере введения судебных уставов 1864 апелляционные департаменты С. стали закрываться. В 1872 в составе С. создано
«Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах» — высший политический суд России.
К началу 20 в. С. состоял из 6 департаментов (1-го, 2-го, судебного, герольдии, 2 кассационных), Особого и Высшего дисциплинарного присутствий, 3 общих собраний и 5 соединённых присутствий департаментов. В 1906 при С. был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников. После падения самодержавия в 1917 были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд. Остальной аппарат С. остался без изменений. С. упразднён декретом Сов. власти от 22 ноября (5 декабря) 1917.
Лит.: Ерошкин Н. П., Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968.
Н. П. Ерошкин.

Сенанкур Сенат Сенатор

Состав, структура, функции и компетенция Сената

Состав и структура Сената

В первоначальном составе Сената не было представителей политической элиты, скорее это были крупнейшие политические деятели того времени.

Петр I при назначении Сенаторов не руководствовался происхождением, званием и чинами. Возможно, именно поэтому, должность Сенатора не была включена в Табель о рангах и не была отнесена к классам.

Иными словами можно сказать, что в основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю. Сенат составляется из особ первых трех классов; определялись Сенаторы по непосредственному избранию императорского величества, как из гражданских, так и из военных чинов, причем сенаторы, не лишались своего звания, могли занимать и иные должности. Исключение составляли сенаторы кассационных департаментов, которые могли быть назначены только из лиц, состоявших не менее трех лет в должностях обер-прокурора, его товарища или председателя, члена или прокурора судебной палаты.

Первоначально в его состав входило 9 человек: 3 представителя титулованной знати, 3 члена Боярской думы, 3 дворянина. Во главе Сената стоял генерал — прокурор.

Организационная структура Сената включала присутствие (общее собрание) Сенаторов и канцелярию, которая осуществляла делопроизводство. Все Сенаторы обладали равными правами и должны были принимать решения коллегиально. С течением времени Сенат претерпел ряд структурных и функциональных изменений, оставаясь вплоть до 1917 года высшим административным, судебным, контрольным, кассационным органом Российской империи.

В указе царя, выпущенном 27 апреля 1722 года “О должности Сената” подробно устанавливался порядок организации ведения дел в этом учреждении. Дело вначале внимательно слушалось, затем обсуждалось. Вопрос решался с помощью голосования. Те дела, “…которые вершатся,…” было приказано” …записав в протокол, отмечать в реестре”. Секретарь записывал высказывания членов Сената по каждому из обсуждаемых вопросов, а члены Сената закрепляли их своими подписями.

Читайте также  Что такое околофутбол?

Сенат подчинялся строгим принципам коллегиальности. “Без согласия всего Сената, ничто делать не подобает…” Строго наказывалось, что “…в Сенате никакое дело не вести словесно, а всё письменно…” Итак, Сенат являлся более совершенным, чем Боярская Дума органом, имеющим строгую регламентацию своей работы.

Делопроизводством в Сенате ведала Канцелярия. Она была организована по аналогии с канцеляриями коллегий. В указе от 19 февраля 1719 года “Об организации канцелярии Сената по образцу Государственных Коллегий” определялся её состав: “Быть в Сенате нижним чинам против прочих Коллегий, из дьяков Сенатских Секретарями и управлять дела Секретарю одному…, Да переводчику одному, нотариусу из подьячих, актуариусу из подьячих же, регистраторам, канцеляристам”.

Во главе Канцелярии стоял обер-секретарь. “В ту канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать яко о начатии какой войны, мора, каковы замечания к приказов”. В Канцелярию поступали и челобитные, которыми ведал рекетмейстер. Государственные дела, решаемые в Сенате, закреплялись подписью сенатского обер-секретаря, ведавшего Канцелярией и государственной печатью.

Руководство Сенатом осуществлялось генерал-прокурором Сената. Его должность была введена Петром I в 1722 году и регламентировалась указом “О должности генерал-прокурора” от 27 апреля того же года. В нём определялись главные функции и обязанности генерал-прокурора: “Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил во всех делах, которые Сенатскому расследованию подлежат, истинно, ревностно и порядочно”, исполнял свою должность по регламентам и указам, записывал даты указов и их содержание в специальный журнал, а также указывал в нём было ли дело исполнено или нет. Также генерал-прокурор ”осуществлял надзор за деятельностью всех правительствующих мест в империи. Его орудиями были подчинённые ему фискалы с обер-фискалами во главе”. Он получал от фискалов донесения, которые был обязан выставлять на обсуждение в Сенате. Генерал-прокурору также подчинялась Канцелярия с двумя обер-секретарями, приданными ему в помощники.

Фискалы. Вместе с учреждением Сената последовало учреждение фискалов. Главный фискал на всё государство назывался обер-фискалом. Он должен был надсматривать тайно и проведывать: нет ли упущений и злоупотреблений в сборе казны, не делается ли где неправый суд, и за кем заметит неправду, хотя бы и за знатным лицом, должен объявить перед Сенатором; если донос окажется справедливым, то одна половина штрафа, взыскиваемого с виновного, шла в казну, а другая поступала в пользу обер-фискала за открытие злоупотребления. Под ведомством обер-фискала были провинциал-фискалы, с такими же обязанностями и правами в провинциях как и обер-фискал в целом государстве. Под властью последних состояли городовые фискалы. Фискалы должны были над всеми надсматривать; все должны были всячески им содействовать — все, ради собственной пользы, приглашались к «доносничеству».

Расправная палата и Сенатская контора. Однако, в дальнейшем, ввиду того, что Сенат являлся высшим общегосударственным учреждением, имевшим исключительно широкое поле деятельности, возникла потребность в создании вспомогательных органов. Они должны были помогать Сенату в осуществлении его функций. Таким образом, структура Сената складывалась постепенно. В его составе сформировалось два отделения: Расправная палата — по судебным делам и Сенатская контора — по вопросам управления.

Сенаторы кассационных департаментов не могут занимать никакой иной должности на службе государственной или общественной. Из Сенаторов часть назначается к присутствованию в департаментах, часть присутствует лишь в общих собраниях, часть вовсе освобождена от каких-либо занятий по Сенату. К числу последних обыкновенно принадлежат высшие сановники, члены госуд. совета, министры и т. п. Главную работу несут на себе Сенаторы, присутствующие в департаментах. Поскольку государственное и политическое положение учреждения обусловливается общественным положением его членов, положение Сената зависит именно от этих Сенаторов, присутствующих в департаментах. Это — почти всегда лица, занимавшие должности III, иногда IV класса, причем назначение их в Сенат является венцом их служебной карьеры. Такое невыгодное положение Сената среди других высших учреждений империи в значительной мере парализует власть, предоставленную Сенату как верховному месту империи.

Сенат действовал в виде департаментов, общих собраний и соединенных присутствий. Хотя в некоторых случаях общие собрания являются как бы инстанцией над департаментами, но по общему правилу каждый департамент имеет власть действовать от имени всего Сената; указы его «исполняются всеми подчиненными ему местами и лицами, как собственные Императорского Величества, и один Государь или именной его указ может остановить сенатское повеление». Число департаментов доходило до 12. В 1871 и 1876 гг. московские и варшавские департаменты Сената были упразднены. С распространением действия судебной реформы императора Александра II судебные департаменты старого устройства (II—V и межевой) постепенно сокращались и были слиты в один. Общих собраний старого Сената два: первое, состоящее из Сенаторов первого и второго департаментов и департамента герольдии, второе — из Сенаторов судебного департамента и одного из кассационных, уголовного или гражданского по принадлежности. Предметами ведомства этих общих собраний являются: дела, переносимые из старых департаментов Сената по высочайшим повелениям вследствие всеподданнейших жалоб; дела, переносимые из департаментов за разногласием; дела, требующие пояснения или дополнения законов. Из кассационных департаментов, иногда с участием первого или второго, составляется ряд общих собраний и соединенных присутствий. Помимо общих собраний и соединенных присутствий, состоящих из Сенаторов лишь нескольких департаментов, в определенных случаях собирается общее присутствие всего Сената. Каждый департамент составляется из Сенаторов, назначенных по высочайшему усмотрению. Для надзора за производством дел и (в старых департаментах) за правильностью решений в каждом департаменте в общем собрании кассационных департаментов, в соединенном присутствии первого и кассационных и высшем дисциплинарном присутствии Правительствующий Сенат состоят обер-прокуроры с товарищами. В департаменте герольдии обер-прокурор носит название герольдмейстера. В общих собраниях старого Сената прокурорские обязанности в качестве генерал-прокурора несет министр юстиции. В каждом департаменте в общем собрании кассационных департаментов, в соединенном присутствии первого и гражданского кассационного департамента, в соединенном присутствии первого и уголовного кассационного департамента и в соединенном присутствии первого и кассационного департаментов имеется канцелярия, состоящая, под управлением обер-прокурора, из обер-секретарей и их помощников.

СЕНАТ

1.

Государственный орган верховной власти в древнем Риме.

2.

В дореволюционной России: правительственный орган, осуществлявший функции высшего суда и надзор за деятельностью правительственного аппарата.

<Снафидина:>Я суду вашему не покорюсь, я в сенат буду жаловаться. А. Островский, Не от мира сего.

Сенат как-то неожиданно скоро утвердил решение . Короленко, История моего современника.

3.

Название верхней палаты парламентов многих буржуазных стран (Бельгии, Ирландии, Италии, Франции, США, Канады, Мексики, Бразилии и других).

Что такое СЕНАТ, СЕНАТ это, значение слова СЕНАТ, происхождение (этимология) СЕНАТ, синонимы к СЕНАТ, парадигма (формы слова) СЕНАТ в других словарях

сенат

сенат

сена́т

1) Совет старейшин, высший орган государственной власти в Древнем Риме.

2) Высшее судебно-административное учреждение (в Российском государстве с 1711 г. по 1917 г.).

а) Верхняя палата парламента в некоторых государствах.

б) Здание, в котором размещаются подобные учреждения.

СЕНАТ

(лат. senatus, от senex — старик), 1) в Др. Риме республиканского периода — верховный орган власти.2) В России в 1711-1917 — Правительствующий сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С 1-й пол. 19 в. как высший судебный орган, осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 1864 высшая кассационная инстанция.3) Название верхней палаты парламента в ряде современных государств (в США, Италии и др.).

сенат

1. В Древнем Риме: государственный совет, высший орган власти.

2. В царской России с 1711 по 1917 г.: высшее законодательное и судебно-административное учреждение.

3. В США, Франции и нек-рых других государствах: верхняя законодательная палата парламента.

| прил.

сенат

суд; старик, парламент

СЕНАТ

1. ист. Высший государственный совет в Др. Риме.||Ср. АРЕОПАГ, БУЛЕ, СИНЕДРИОН, СИНКЛИТ.

2. ист. В дореволюционной России: правительственный орган, осуществлявший функции высшего суда и надзора за деятельностью правительственного аппарата.

3. Верхняя палата парламента в ряде стран (напр., в США). Сенатский — относящийся к сенату, сена-там.

сенат

род. п. -а, начиная с Ф. Прокоповича (Смирнов 274). Вероятно, через нем. Sеnаt из лат. senātus «совет старейшин»: sеnех «старец».

сенат

(лат. Senatus от senex — старик). Совет старейшин; у римлян, высшее совещательное собрание, вообще высшее государственное учреждение, под ведением которого находится судебная власть.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

1) в России высшее правительственное учреждение, которому в гражданском порядке суда и управления подчинены все вообще места и установления Империи. Сенаторы могут быть как из чинов гражданских, так и военных. Кроме лиц особо назначенных, в С-е есть члены по самому своему званию: министры и обер-прокурор Святейшего Синода, затем товарищи министров, как заместителя министров; 2) С. во Франции и в Соедин. Штатах Сев. Америки представляет собой одну из представительных палат (верхняя); 3) С. в Риме — первоначально совещательное собрание из родовых старейшин, которое, с решающей народной общиной и магистратами, управляло делами государства.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Павленков Ф., 1907)

лат. senatus, от senex, старик. Высшее правительственное место.

(Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)

под этим названием известны в разных странах высшие государственные учреждения с различным кругом ведомства; в России — это такое учреждение, в котором сосредоточивается высший суд и гражданское управление; своими судебными решениями наш сенат оказывает влияние и на законодательство, постановлениями по спорным делам управления оказывает влияние на высшее чиновничество, особенно в случаях столкновений власти с местным самоуправлением. Во Франции сенатом называется верхняя палата представителей, также и в С.-А. Соединенных Штатах; во многих западных университетах сенат является органом самоуправления и суда чести. В древнем Риме — первоначально собрание старейшин, имевшее первенствующее значение в управлении государством; потом, при императорах, утратил свое влияние, оставшись совещательным учреждением в узком смысле.

(Источник: «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». Попов М., 1907)

Сенат при Петре I — история создания, функции и роль высшего органа власти в Российской империи

История создания государственного органа

Создание Сената при Петре I было обусловлено частыми отлучками государя, вынужденного решать дела государственной важности не только в российской глубинке, но и за рубежом. И если поначалу он поручал выполнение ключевых обязательств своим доверенным лицам, занимавшим высшие посты, то со временем желание держать все под контролем из любой точки земного шара привело к обретению законной формы для временного поручительства и переводу его работы на постоянную основу.

Не стоит думать, будто такое решение было продиктовано желанием царя переложить свои обязанности на бояр, ведь, несмотря на то, что Петр предоставлял им практически неограниченную свободу действий в период временного поручительства, учреждение единого органа управления изначально планировалось как создание дополнительного инструмента для обеспечения абсолютной монархии. Проще говоря, император стремился только к единоличному управлению с расстановкой самых приближенных особ по ключевым государственным постам.

Структура Сената

Примечательно, что подготовка к созданию высшего правительственного учреждения при Петре I, которое пришло на смену Боярской думе, стартовала еще в 1701 году, ведь тогда государь был вынужден часто отсутствовать на своем посту из-за разгоравшейся Северной войны, развязанной в борьбе за выход к Балтийскому морю. На тот момент предшествующий орган власти практически изжил себя, передав все свои функции во временное учреждение, именуемое Консилией министров.

Сама по себе министерская Консилия представляла собрание лиц, возглавлявших главные ведомства Царской России, явно нуждаясь в упорядочивании, что, собственно, и произошло 2 марта 1711 года, когда был официально утвержден Сенат. Спустя 75 лет, уже во времена правления Екатерины Великой на территории Московского Кремля было возведено здание Сената, названное Сенатским дворцом и сохранившееся до настоящего времени.

Большинство сенаторов для нового органа управления перешло из Консилии, и каждую кандидатуру утверждал лично Петр. В первый состав Сената, утвержденный лично императором, вошли следующие государственные деятели, приближенные к царю:

  • Граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. Один из многочисленных сподвижников Петра, которому удалось возвысить свой род. Был не только сенатором, но и государевым тайным советником, а также руководил всеми делами РПЦ (Русской православной церкви).
  • Тихон Никитич Стрешнев. Этому боярину выпала честь быть не только приближенным к императорской особе, но и возглавить Москву, став ее первым губернатором. Кроме того, этот видный политический деятель руководил Разрядным приказом вплоть до окончания его существования.
  • Князь Петр Алексеевич Голицын. Эта ключевая фигура может похвастаться многими регалиями и титулами, будучи удостоенным высшей государственной награды Царской России — орденом Андрея Первозванного. Среди прочих достижений — губернаторство в Киеве и в Риге, президентство в Коммерц-коллегии и прочее.
  • Князь Михаил Владимирович Долгоруков, тайный советник Петра, правивший в Казани и Сибири.
  • Князь Григорий Андреевич Племянников, стольник императора, обслуживающий его во время трапезы.
  • Князь Григорий Иванович Волконский. Еще один сподвижник и доверенное лицо Петра I, позже осужденный им же за коррупцию и казнокрадство.
  • Генерал-кригсцальмейстер Михаил Михайлович Самарин, долгое время служивший в Сенате до принужденного отстранения от дел за отсутствие почитания Синода и его атрибутики (обвинение против деятеля было выдвинуто со стороны других действующих сенаторов).
  • Генерал-квартирмейстер Василий Андреевич Апухтин. Служил при царе стряпчим, стольником, принимал участие в составлении нового уложения, а также описывал некоторые административные единицы Русской империи (Курский уезд и прочее).
  • Назарий Петрович Мельницкий, который вел активную государственную деятельность еще до восхождения Петра на престол при Федоре III, будучи посланником в Крыму, а также военачальником в Перми, Чердыни и Соликамске.

Возглавил Сенат Анисим Яковлевич Щукин, ставший его обер-секретарем. Он запомнился тем, что не получал жалованья за первые два года этой службы, в результате чего ему пришлось обратиться с ходатайством к самому государю. То есть все руководящие должности (9+1) занимали исключительно люди, максимально приближенные к Петру, хотя многие из них во время своего правления неоднократно впадали в цареву немилость.

В свою очередь, в подчинение сенаторов входили специально созданные фискальные службы, осуществлявшие дополнительный контроль за коллегиями и наместниками с их помощниками.

При Петре в каждом крупном городе работало несколько таких фискалов, количество которых напрямую зависело от плотности населения. Кроме того, со временем была введена должность генерал-прокурора, контролирующего весь Сенат в целом.

Основные функции

Примечательно, что созданный при Петре I правительствующий Сенат не имел ничего общего с государственными органами, которым довелось появиться в то время за рубежом, представляя собой учреждение, полностью адаптированное под российские особенности и реалии тех лет. Степень власти этого образования соответствовала царской, и сам Петр в своем письменном обращении указывал на недопустимость неповиновения принятым органом решениям.

В свою очередь, на государственное учреждение возлагались не менее серьезные обязательства. Так, в перечень функций Сената при Петре I входили следующие:

  • Полный контроль за всеми государственными доходами и расходами, включая налоговый учет, а также ведение откупов и торговлей.
  • Приведение в исполнение всех судебных функций на высшем уровне.
  • Налаживание крепких дипломатических и союзнических отношений с другими государствами и в первую очередь с ближайшим зарубежьем.
  • Контроль всех органов власти и их чиновников, вне зависимости от уровня, а также проверка качества их функционирования.

Кроме того, Сенат оставлял за собой право назначать работников во всех государственных учреждениях, а также осуществлять тотальный контроль на местах.

Стоит отметить, что в первые годы орган управления не классифицировал дела на судебные, законодательные и административные, так как любой, пусть даже и самый мелкий запрос, приходил на имя императора, фактически не давая четко обозначенных полномочий сенаторам. Становилось очевидно, что новое формирование нуждалось в преобразовании, которое не заставило себя долго ждать.

Деятельность и интересные факты

Вопреки распространенному мнению Сенат не был серьезно ограничен в вынесении и практической реализации даже самых сложных и непопулярных решений. Другое дело, что вельможам приходилось действовать по своеобразной инструкции, каждый раз оставляемой Петром при отбытии за рубеж, о чем свидетельствуют соответствующие документы, сохранившиеся до настоящего времени.

После их детального изучения историкам удалось восстановить общую картину развития государственного органа и происходящих в нем преобразований. Ключевые моменты, которые освещают события, происходящие в высших чиновничьих кругах того времени:

  • В своем указе от 13 марта 1711 года царь обозначил, что в случае принятия несправедливого решения Сенат будет отвечать перед ним, так как в приоритете — не только сильный и могущественный в своей исполнительности, но и справедливый государственный орган, который будет вершить истинное правосудие и контроль.
  • Большое значение имели не только полномочия, которыми был наделен Сенат, но и составляющие с ним одно целое органы и системы. И прежде всего под это определение попадали так называемые земские комиссары, возглавлявшие российские дистрикты. В то время каждая губерния должна была прислать по две таких главы в целях спроса и принятия государевых указов и их дальнейшей реализации на местах.
  • Появление губерний также обязано земским комиссарам, и Петр уделял этому вопросу очень много внимания, посылая для наведения порядка в этих образованиях своих доверенных лиц и перенося на места значительную часть важных дел, что было, прежде всего, удобно для армии.
  • Первые серьезные реформы произошли в процессе учреждения коллегий, которые фактически сменили земский комиссариат.
  • В полномочия Сената входило назначение военных чинов и контроль за теми, кто укрывается от обязательной службы. Все эти данные строго фиксировались, для чего пришлось образовать еще и такой вспомогательный орган как разборная канцелярия, пришедшая на смену разрядному столу и впоследствии упраздненная в пользу создания герольдмейстерской конторы.
  • Дословно должность фискалов была введена для того, чтобы «за всеми делами тайно подсматривать», и произошло это событие уже 16 марта 1711 года, спустя полторы недели после создания Сената.
  • Глава фискальной службы носил звание обер-фискала, тогда как на местах (в губерниях), занимающие эту должность именовались провинциал-фискалами. В последнем случае к контролирующему лицу было приставлено еще три помощника. Невзирая на довольно высокий уровень коррупции в контролирующем органе, в целом он сыграл одну из ключевых ролей в вопросах наведения порядка не только в крупных российских городах, но и в глубинке, преломив ряд мошеннических схем.

После того как Северная война была закончена, Петр стал гораздо меньше отлучаться из России и ее столицы, однако это обстоятельство не стало поводом для упразднения Сената.

Несмотря на то что в 1718 году государем была предпринята попытка создания учреждения коллегий по шведскому образцу, значимость основанного ранее органа, в рамках которого решались самые важные управленческие, судебные и законодательные дела, не вызывало ни малейших сомнений в высших чиновничьих кругах.

Послевоенные события и упразднение

Ликвидация коллегий, которая произошла в 1720 году, только усилила позиции Сената. И особое положение в этом органе практически во все времена занимал институт прокуратуры, созданный государственными деятелями в 1722 году, после чего и обозначилось его структурирование. В этот же период между представителями высших чинов обострились распри, которые заставили Петра искать человека, способного контролировать сенатские заседания и обеспечивать должный порядок во время их проведения.

Как показала практика, главенствующий над сенаторами обер-секретарь Анисим Щукин не справлялся с поставленной задачей, поэтому сразу после его кончины эта роль была отведена сменным штабным офицерам гвардии. Со временем Петр стал уделять гораздо больше внимания внутренним делам Империи, особенно в вопросах его законодательства, в связи с чем значимость Сената сильно упала.

Так, уже в 1721 году царь приказал сенаторам не принимать ни единого решения без его личной подписи, чему предшествовало детальное ознакомление с делом. Удивительно, но несколькими годами ранее был повторно принят закон, согласно которому никто не имел права жаловаться государю на Сенат, притом что неповиновение в этом вопросе каралось смертной казнью.

Постоянные изменения происходили и с местоположением государственного органа, который неоднократно переезжал из Москвы в Петербург и обратно, несмотря на то, что с 1714 года он был закреплен на постоянной основе именно за Северной Пальмирой. Что касается окончательной ликвидации Сената, то она произошла только во время Октябрьской революции 1917 года.

Что такое сенат?

дивіться відео

Сенат — це вищий орган державної влади, нерідко є верхню палату парламенту або законодавчих зборів. В окремих країнах сенатом називаються відділення в судових інстанціях.

Слово виникло від латинського senatus, яке бере свій початок від senex, що означає «старий». Походження слова «сенат» можна пов’язати з древнім соціальним устроєм, де влада була у старійшин племені. Слово «сенат» стало використовуватися повсюдно після виникнення давньоримського Сенату. Щоб розібратися в тому, що таке сенат, потрібно трохи торкнутися його історію.

Сенат Стародавнього Риму

Давньоримський Сенат — вищий орган римської державної влади. З’явився він приблизно в VI ст. до н. е. До складу входили старійшини патриціанського роду в самому початку царського періоду. Його засновником є ??Ромул — перший римський цар. Спочатку римський Сенат складали сто чоловік.

Сенат в епоху Республіки

Сенат грає важливу роль в суспільстві. Його складали колишні магістрати, що дозволяло Сенату стати впливовим державним органом.

Всі члени сенату мали ранг залежно від посад, які займали. Головою сенату був найзаслуженіший сенатор — принцепс. Черговість в промовах сенатори отримували в залежності від своїх рангів. Кожен сенатор повинен був бути уважним, утвореним, відповідальним, старанним.

У V-III ст. до н. е. Сенат мав обмежену владу, яку мали народні збори — комиции. У III-I ст. до н. е. в Сенаті розглядалися закони, які пропонували для голосування в коміцій. Сенат практично повністю керував всією державою: зовнішньою політикою, фінансами, військовими справами, державним майном. Сенат контролював роботу магістратів, стежив за виборами, стверджував закони.

Сенат в епоху Імперії

У цей час влада Сенату обмежували все більше, вона переходила до імператора. Сенат став представляти собою збори знатних родин, які вже не мали широкого впливу. Сенатські постанови залишалися законними, але імператор вирішував, приймати їх чи ні. Октавіан Август став першим з імператорів, яким присвоїли титул «принцепс».

Сенат після падіння Західної Римської імперії

Сенат продовжував існувати в цей період, зберігши вплив в місті. Його все так же складали представники знатних родин, але їх ставало все менше. У середині VI ст. кількість родин зменшилася через війни Візантії з остготами. Останні згадки про Сенаті Риму відносяться до 603 р Імовірно Сенат припинив існувати в 630 році.

Сенат в Росії

У Російській імперії існував Правлячий сенат (в 1726-1730 рр. Він називався Високим сенатом). Він представляв собою вищий орган, який перебував у підпорядкуванні у імператора. Затвердив сенат Петро Великий 19 лютого 1711 року.

З XIX століття сенат виконував функцію нагляду за державними установами, починаючи з 1864 цим займалася вища касаційна інстанція.

Сенат в сучасній політиці

Рада Федерації РФ

У сучасній політиці Сенат як орган державної влади є в багатьох країнах. Для прикладу коротко розглянемо Сенат в РФ і США.

У РФ сенатом називається Рада Федерації — одна з 2 палат Федеральних зборів Російської Федерації. Совфед складають по 2 представника кожного суб’єкта РФ — від законодавчої і виконавчої влади, а також члени Ради Федерації, які призначаються президентом. До Ради Федерації зараз входить 170 осіб.

Совфед. представляє інтереси регіонів на федеральному рівні, відповідає за інтеграцію та консолідацію регіонів, займається забезпеченням балансу регіональних і федеральних інтересів для прийняття рішень, які спрямовані на розвиток всієї країни.

Це постійно діючий державний орган, який не можна розпустити. Засідання проводяться не менше 2 разів на місяць окремо від засідань Думи.

Сенат США

Сенат США — це верхня палата Конгресу США. Його складають по 2 члена від кожного штату, всього 100 чоловік. Обраний склад працює протягом шести років. Спочатку сенаторів обирали члени ЗС, але з 1913 р вибори стали прямими. Кожні 2 роки переобирають одну третину складу.

Для того щоб стати членом сенату США, людина повинна досягти 30 років, а також бути громадянином Америки і жителем штату, який хоче представляти. Кожен сенатор має один голос. Приймають то рішення, за яке віддано більшу кількість голосів. У тих випадках, коли голоси розділяються порівну, вирішальну роль виконує Віце-президент, він же — голова Сенату. В інших випадках він не бере участі в голосуванні.

У Сенаті використовуються постійні і тимчасові комітети для розгляду законопроектів і контролю за виконавчою владою.

Тепер ви знаєте, що таке сенат і яку роль в житті держави він виконує. Також вам можуть бути цікаві ці статті:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: